Краснофлотец. 1940, март.
frl киота m o Г., № 65 (548) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 ••ЧУ* Лейтенант А. ПАСТЕРНАК ТОРПЕДА И ЕЕ БОЕВЫЕ КАЧЕСТВА*) Путь своего развитая торпеда’ «Константине» были поставлены тачала очень давно. Первые 4 катара: «Синоп», «Навари», взрывы лед водой производились • «Минер» и «Чесма». С началом еще в 1773 году американцем русско-турецкой войны С. 0. Ма- йовидом Бузннель. Уже в гран:-, коров просил разрешения зысту- пить против турецкого флота. Эта просьба патриота вызвала лмех у военных чиновников. Несколько недель пролежало заявление 14а-1 карова 'без всякого внимания а только 26 апреля, после неодно кратных нападений противника п а ' Кавказское побережье, после о б - . стрела турецким броненосцем Поти, Гудауты, Очемчври, Суху ма, Макаров получил разрешение испытать свое оружие. ч 30 апреля Макаров провех первую атаку. Мина была хорошо подведена под неприятельский ко рабль, по не взорвалась. Этот случай дал повод к усилению на падок на Макарова, но это не остановило молодого энту зиаста. 14 мая в 3 часа ночи по при казу Макарова катерами был атаковал турецкий броненосец «Сейфи», стоявший рядом с де сятками других турецких кораб лей. «Сейфи» пошел ко дну. Рейды Макарова усилила страх турецких 'моряков перед маленькими русскими катерами. 28 мая миной «крылаткой» был подорвал турецкий сторожевой корабль «Иджалис». 'Внешним видом пароход «Кон стантин» походил па обыкновен ное торговое судно. Днем, по вы зывая особых подозрений, оно хо дило и «разнюхивало», где нахо дились турецкие корабли, а ночью лихим .налетом ■катера то пили вражеские корабли. 12 ав густа катерами «Наварил», «Си ноп» и «Минер» поочередно были подведены 3 мины «крылатки», в $а па длинном шесте, с наклоном 'Результате чего погпб турецкий вод веду подвешивалась мина, броненосец «Ассари Шевкет». В #шской войне в Америке лржме- жялясь подводные снаряды, нося щие ваэваиие мин. Двигателей первые милы не отели, они пускались против «©приятельских кораблей по те лепню. Взрывающим приспособле нием у этих мин служил взве денный жис у винтовки курок, жри спуви «второго мина взры валась. Шестовая мина и мана „крылатка" В XVIII— XIX столетиях, с изобретением паровой машины, яаруспьгй флот начинает быстро уступать место паровому флоту. Гражданская война в Америке (1861— 1865 гг.) показала, что дальнобойная артиллерия того времени уже не стала отвечать «воим требованиям, потому что « ораб.ти стали одеваться в мощ ные броневые «рубашки» и были жало уязвимы для снарядов. Нуж де было навести удар под водой « самое уязвимое место корабля, оде сосредоточены все механиз ин, погреб* и где нет никакой броня. Мина, которая пускалась оо течению, новым требованиям уже не отвечала. Появилась повал шестовая мипа. Выли построены специальные ка тере, напоминающие шлюпку. .Длина их равнялась 8— 9 метрам, ширин*— полугорам— двум мет кам. Вначале ватера двигались «од веслами, потом на них ста ми устанавливать машины мощ- яостыо до 5 лошадиных сил. Хо дили 0ти ватера со скоростью •6 миль в час. Впереди кате- Вес ее достигал 20— 25 кило граммов. Ночью при плохой ви димости катер подходил к борту «неприятельского корабля. Стоило в Руоскпе воды ударять этой миной о берег или вамкнуть гальваническую цепь— он а взрывалась. Наряду с шестовой (применя лась мина «крылатка». Опа бук- «нровалась катером. Катер ло жился на курс к борту корабля, же доходя до пего несколько мет ров отворачивал в сторону, мя- жа по инерции продолжала •дал • ж»е ей первоначальное направле ние и ударялась о борт. В результата взрыва корабль аоглбал. С. 0. Макаров / и торпеда Особенного успеха в использо вании шестовой милы я милы «крылатки» добился ставший ж последствии видным русским флотоводцем лейтенант - С. 0. Макаров. Получив в 1876 году назначение командиром парохода «Константин», Макаров предложил ♦борудовать судно поц’емиыми устройствами и поставить на него 4 минных катера. Проект Макарова долго не хо тели принимать всерьез. Наконец настойчивому лейтенанту уда лось добиться его утверждения. В результате четырехмееячиои кро- аотлявой работы Макарова, на *) Сокр. доклад на техпиче- снарядами Уайтхеда. Шестовая «кой кввфереацин П-ского кораб- мипа и мина «крылатка» яви ли . ’ j лись родоначальниками совре-1 .результате всех этих операции чурки, несмотря на превосходство своих сил, стали бояться захо- В конце 1876 .года Макарову было поручено впервые испробо вать самодвижущуюся мину Уайтхеда. Таких мин имелось всего .несколько лггук в Батум ском складе л опп считались очень драгоценным оружием. Опыты были неудачными. Первая • торпеда прошла в стороне от ко рабля/ вторые две, выпущенные па второй день, также пошли неудачно; одна выскочила на б е - . per я разбилась, вторая утону ла. Специального аппарата для стрельбы этими торпедами тогда еще не было. Торпеда помешалась па катере, в специально подве шенном ящике. В ящике же од* и запускалась. После неудачных опытов цар ское правительство запретило ис пользование самодвижущих мин Уайтхеда. Только в 1878 году вернулись к попыткам приме нять это оружие, па Батумском рейде двумя минами Уайдхеда был подорвал турецкий корабль «Пнтибах», водоизмещением в 700 тонн. Позже Макаров провел еще ряд удачных атак кораблей противника новыми минами. С этого времени началось вытеснение шестовой мины и ми ны «крылаткп» оамодвижущими ионной торпеды. Первая торпеда была изобретена -в 1866 году апгжчанипом Уайтхедом. Она двигалась со скоростью 7 миль в час, заряжалась пироксилином, ходила па расстояние всего 600 футхнв, приборов для управления не имела. Уже в то время использование самодвнжущихся мил Уайтхеда дало положительные .результаты. Вот что в 1878 году, в период быстро развивающегося бронспос- ното флога, говорил о торпеде Фридрих Энгельс: «'Соперничество между пан цирем я пушкой доводит воен ный корабль до степени совср- ‘ шепства... Ои делается столь же неуязвимым, сколь не год ным к употреблению... Это очевидно будет достигнуто уоо.верше®ст∩аяием с амодвп- жущкхся торпед — последнего дара крупной промышленности морскому военному делу; гро маднейший броненосец побеж^ дался бы тогда маленькой тор педой». («Апти - Дюривг». ОГПЗ. 1931 г ., стр. 160). Русско-турецкая война (1877 '— 1878 гг.) я русско-японская война, а особенно мировая воина подтвердила правильность идеи Энгельса. С помощью маленькой торпеды маленькие корабли при обрели возможность сражаться против больших кораблей и по беждать их. Особенно бистре пошло развитие торпедного ору жия с 1896 г. 'В атом году па заводе Уайтхеда был изобретен прибор «Обри», который дал воз можность торпеде самостоятольне управляться. С изобретением этого прибора начинают появляться ко рабля, вооруженные новым мощ ным оружием — торпедой. К этим кораблям относятся мино носцы. Правда, миноносцы су ществовали и до изобретения прибора «Обри», но раньше они считались вспомогательными ко раблями и применялись иротиг судов, -стоящих на якоре или маневрирующих вблизи берегов. Имея очень малое водоизмещение в открытом море, миноносцы того времени действовать ио могли. „ Уже в 1898 г. пачипают стро иться щитоносцы водоизмещением в 250— 350 тонн, имеющие пре- згмуществеппо торпедное вооруже ние. Эти корабли уже использова лись в открытом море. Они ходили со всей эскадрой и поэтому полу чили название эскадренных мино носцев. Уже .в русско-японскую Бонну 1904 — 3905 гг. эти ко рабли имелись в большом коли честве. Подогревательный аппарат В 1908 году был изобретая ап парат, служащий для поюгрева воздуха. Это намного увеличило работоспособность торпеды, в 2 раза возросла ее дальность хода. II когда в 1912 г. была введена инжекция воды тактические даипые торпеды еще более воз росли. Если первая торпеда, выпу щенная лейтенантом Макаровым на Батумском рейде, имела взрывчатого вещества 23 кило грамма., дальность хода 100 мет ров и шла со скоростью до 10 узлов, то при введении подогрева тельного аппарата скорость тор ’ паты достигла 29 узлов, даль-' поста — 6000 метров, причем ее заряд уже составлял 150— 200 килограммов. Широкие применения торпеда' пашла во время мировой войны! 1914— 1918 гг. с развитием строительства подводных лодок. 22 августа 1914 г. герман ская подводная лодка под комап- товапием капитан-лейтепапта Веддигочна потопила сразу три ан глийских бропепосных крейсера, годоизмещеппем в 36.000 топн. Крейсера несли дозорпую службу ч шли в кильватер. Первым шел «Хог», за ним «Кресси» и «Абу кир». Удачной атакой через по товые аппараты лодка потопила «Хог». Из кормовых аппаратов был .пущен ко дпу «Кресси», «Абукир*», вместо того чтобы от- торпуть от курса, .решил заняться •’пасопием экипажей погибших кораблей. Подводная лодка вос пользовалась этим .временем, за- пяд'ив носовые аппараты, удач ным залпом пустила ко дну тре тий броненосный крейсер. Таким образом, в течение 35 минут . одна подводная лодка гпнчтежила 3 громадпых боевых '■орабля, при этом погибли 1459 чатооссв и 62 офицера. 31 мая 1916 года на готааид- ■кой отмелл английские линейные ко-абли встретились с гермаи- екгсвгп кораблями. Несмотря пл тоевосходство английского флота, благодаря торпедным атакам торманскнх мипоиоспев, англий ский флот вынужден был тоступпть с большими потерями. В этом бою, впервые в своей мсторил, торпеда была применена днем. Ютландский' бой показал, что действительность торпедной стрельбы во мпого роз выше дей- стпчтельиистн артиллерийской. Из 4.598 выпущенных тяже лых снарядов общим весом ип кораблей Линкоры . . Броненосцы В с е г о : 12 В этом числе английские лин коры: «Британия», потопленпый германской подводной лодкой 9 , кор «Помери», 'потопленный ггоября 1918 года, «Голиаф» — турецким минопосцем . 13 мая 1915 г., «Формидебл», потоплен ный германской подлодкой 1 яп- паря 1915 года, «Маджестпк», погибший 27 мая 1915 г. от гер- мапской подлодки, «Траймф», по- топленный 25 мая 1915 г., «Ко- ‘ данные о кораблях, потопленных рнволус», потопленный 8 января за последние 4 месяц* 1939 года. Тоннаж Месяц Сентябрь Октябрь Ноябрь . Декабрь Количество 67 45 51 118 ВСЕГО: . . . . . . . 281 47 процентов этого количе ства кораблей погибло от торпед. Таким образом, опыт первой и тиыт второй имперпалпстических войн показал, что торпеда лаже в большей степени чем все осталь ные виды оружия решают судьбу войны па море. Именно поэтому сейчас вся научная военная мысль усиленно работает над тем, чтобы еще больше увеличить тактические данные торпед, пайтя 2.676 тонн ангжйсюжй флвт до бился 100 попаданий, — эго со ставляет 2,3 процента. Из 74 вы пущенных торпед п о л ай в цель 5, что составляет 6,7 провеет*. Причем, от 100 артиллерийски попаданий погиб только гермад- скнй линейный крейсер «5ют- цов», а от 5 торпедных попа даний погибли 1 линкор, 2 крей сера и 1 эсминец. 'В Ютландском бою вт торпед погибло 6.097 англичан. Огромная сила торпедного оружия был* до казана самой жизнью. После 4 -летней войны многле государ ства начали уег.тонно строить корабли, вооруженные преиму щественно торпедами: мвнолоецы, подводные лодки, торпедные ка тера. Практика боевого я с ам и е - вапля торпедных катеров дала положительные результаты в ми ровую войну. Первым успехом британских катеров было мотоп- ление 1.000-тсллого таримского эсминца «С-88». :В войну 1914— 17 пг. было начато примепение торпед с са- мотетов. 2 мая 1917 г. брятая- ский пароход «Джине» был мо- топлеп торпедой германском пад- роеамолета. Только за 11 месяцев 1917 года торпедами было потеплев» 1.187 тортовых судов. Торпеды применяются также я как сред ство борьбы с подводными лод ками. За 2 год* мировой войны было потоплено 178 германских лодок, из них 19 торнадаия. От об щего количества погибших в мировую войну кораблей торпеда ми потоплено 48 лроцеятея, остальные погнблм от мяв, внутренних взрывов ■ толь» небольшая часть от артиллерии. Это положение лучше всего подтверждает следующая еравня- тельпая таблица, рисующая коли чество погибших крупных ко раблей я причины вх гибели. Погибли от артиллерии . . 4 . . 8 От От мии торпед От внутрен них взрывов 6 2 От проч 3 1 8 6 14 Ш 14 24 8в 4 1917 г. германской подлодкой. Из германских кораблей: 1 июля 1916 г. британской ивд- лодкой. Крейсер «Принц Адаль берт» п несколько десятков дру гих более мелких кораблей. Наконец, я хочу остановиться на фактах второй нмпериалнетя- ческой войны па море. Приведу 296 399 202.118 234.712 459 831 1.197.058 и применить новые метода стрельб. Торпеда является основным » - оружеппем нашего корабля, по этому каждый краснофлотец, каж дый командир должен не талым» отличпо знать ее, по и мастерски (владеть этим грозным оружием морского боя н попользовать его в боях с врагами Родины с макс-дмальным эффектам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz