Краснофлотец. 1940, июль.

Г киля 1940 г., ГТз 172 (655) КРАСНОФЛОТЕЦ 7 иииивиогз" гтеттят ХОДАХ, НА СЕВЕРЕ, ДЛЯ НАС . РОДНОМ, МЫ В ЧАС, КОГДА ПРИХОДИТ ОТДЫХ, ВЛАДЕЕМ КИСТЬЮ И ПЕРОМ • :лм»«яе«явлляягчег Александр ОЙСЛЕНДЕР . ПЕСНЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА Там, где ветер тяжелые волны стремят, Где седеет полярный гранит, Любиного края Покой охраняя, Наш флот на границе стоит. Припев: Нас в северные дали Привел великий Сталин. Еогда страпа велит пройти, Открыты всо пути! Это имя у каждого в сердце живет, Это имя на подвиг зовет. В любую погоду Готовый к походу, Мужает наш Северный флот! Припев... Фото А. Блинова. И в часы испытаний, когда над страной Затуманилось небо войной, — По слову наркома В широтах знакомых . Легли мы на курс боевой! Припев... Героической славой отметил народ Заполярный суровый поход. Недаром поется, Как шли краснофлотцы, Как дрался наш Северный флот! Припев... В ясный день. ■ ...... Ефим СЕМЕНОВ . ДРУГУ Расцветает и смеется Вся страна, На груди у краснофлотцев Ордена. Пусть работают заводы, Спеет рожь. Охраняет зорко воды Молодежь. Милый друг, сквозь расстоянья В синь морей Вести с добрым пожеланьем Шли скорей. Чтоб они в походе дальнем И в бою Согревали ночью шквальной Грудь мою! КРАСНОФЛОТСКИЕ ХУДОЖНИКИ Борис НОСКОВ. В СЧАСТЛИВЫЙ ПУТЬ Ночные тени незаметно тают, Седой туман ложится на поля. Кричат грачи, над рощей ирогетая, 0 чем-то тихо шепчут тополя. Они, быть может, шепчут о разлуке. Ты говоришь, прощаясь, — в добрый путь! Сквозь слезы улыбаясь, жмешь мне руку И просишь вновь: ниши — не позабудь! А я стою — и жаль мне расставаться, И говорю в ответ: не надо слез! Я возвращусь — лишь станет осыпаться Листва кудрявых яблонь и берез. Я угожу туда, где шторм и бури, Где, как мечта, — зовущий в даль простор, Веселый блеск заманчивой лазури И океана шумный разговор. И там, у синей пенистой границы, Где днем и ночи, ходят корабли, Нам дан приказ наркомом, как зеницу, Хранить покой своей родной земли. Вот потому-то надо нам расстаться. Давай простимся, милая, без слез. Я возвращусь лишь станет осыпаться Листва кудрявых яблонь и берез! У людей, которые никогда не бывали за Полярным кругом и знают Север лишь по наслышке, — существует предвзятое, иска ­ женное представление о северной природе. Пейзаж здешний ка ­ жется им однообразным, унылым, краски — блеклыми, самое небо — тусклым. Эти люди не пред ­ ставляют себе, каким праздником красок, какой могучею красотой встречает Сейер художника. И даже людям, которые никогда не помышляли о живописи, хочется здесь взяться за кисть и писать то необычайное, что видится во ­ круг. Так внезапно почувствовали эту потребность красками пере ­ дать свои чувства к многие краснофлотцы Северного флота. Третья общефлотская выставка (изобразительного искусства, об ’ е- динившая работы 21 художника, знаменует новый этап развития творческих сил Северного флота. Начало работы над выставкой — однодневная конференция худож ­ ников флота, состоявшаяся б мая текущего года. Характерно то, что почтя все художники с большой серьез ­ ностью отнеслись к взятым на себя творческим обязательствам. Примером могут служить карги - J ны художника Капусцинского. Первая из них, открывающая выставку темой «Товарищи Огалин, Ворошилов <и Киров на строительстве базы Северного флота», решена с внутренпей теплотой и убедительностью. Ху ­ дожником очень сильно прочув ­ ствован Север. Несмотря на боль ­ шие погрешности в рисунке и пропорциях удлиненных фигур, — картина подкупает своей правди ­ востью л непосредственностью. Другая вещь этого же автора, «Краснофлотский отдых», также решена очень непосредственно. Она показывает умение худож ­ ника подчинять материал заду ­ манному образу. Серьезное отношение автора к работе показывает картина крас ­ нофлотца-зенитчика Палкина. Се ­ рое суровое небо, облака, сколь ­ зящие над скалами Кольского за ­ лива, удачно связаны с цветовой гаммой фигур зенитчиков у ору ­ дия. Портреты, исполненные тем же автором, показывают боль ­ шую наблюдательность я неза ­ урядное дарование портретиста. Пейзаж, представленный им, также говорит о его мпогогран- ностж и возможности роста. Художник Михеев, как и Пал ­ кин, хорошо владеет портретом. Достоинства его «Автопортрета» говорят о стремлении художника к сложному ж глубокому подходу к живописной задаче. Его композиция значительно слабев, по как и у всех авторов — участников выставки — искрен ­ ность л теплота выполнения за ­ ставляют забывать о целом ряде недочетов, которые в дальнейшем необходимо преодолеть. Задатки для этого у него налицо. Надо только обеспечить квалифициро ­ ванную помощь молодым худож ­ никам. Особо надо сказать о работе, художников Дома Военно-Мор ­ ского Флота, оформляющих спек ­ такля Краснофлотского театра. Работа на театре оказалась для них большой учебой, которая помогла расширить горизонт в понимании и трактовке образа, а также значительно повысила их культурный уровень. Успенский, Свешников, Бара ­ нов, сохраняя свои индивидуаль ­ ности, работают рядом в одной мастерской. Их маленький, но дружный коллектив является за ­ мечательной школой, которой я пожелал бы вырасти в баталь ­ ную мастерскую флота. Необхо ­ димость создания такой мастер ­ ской вытекает из успехов и не ­ достатков выставки. Художник Александр Меркулов. есколько дней тому назад ройсовый пароход, отходив ­ ший из Мурманского порта, при ­ нял на борт необычный груз: громоздкие театральные декора ­ ции. Это отправился по побе ­ режью — показывать свое ис ­ кусство — Краснофлотский театр. Вчера в Доме Военно-Морского Флота первые гости пришли на выставку картин художников- краспофлотцев. С полотен гля- пула знакомая прозелень студе ­ ной волны, суровые краски ба ­ зальтовых уступов и сыветрен- пых гранитных скал, горделивые очертания стремительных боевых кораблей ц наш необычайный го ­ род, утвержденный на диких, замшелых камнях. В краспофлотских кубриках привычным для нас стал лозунг: «Прерратим Север в цветущий край!» И своими глазами видим мьг, как становится этот лозунг самою жизнью, — как поселки возникают на пустынных бере ­ гах, как электрический свет про- . „СЕВЕРНАЯ ДОБЛЕСТЬ называет сумрак полярной ночи, как землемер с теодолитом наме ­ чает прямые линии будущих уляц. И вот уже на клубной сцене в таком поселке раздви ­ гается занавес, я зрителя слы ­ шат бессмертные слова великих творений. Наш флот не только обживает необитаемые доселе места, не только приобщает их к великой культуре советского народа, но и сам вносят свой вклад в эту культуру. Кистью, пером, резцом краснофлотцы — с разным уме- пнем, но всегда от сердца — воспевают романтику суровой природы Севера и мужественную историю покорения этой природы. 15 июня Политуправление Се ­ верного флота, об ’ явило конкурс на стихи и песня о нашем флоте. Не прошло и полутора месяцев, а уже вышел яз печати сборник. Он назван «Северная доблесть», я в нем напечатано 28 стихотворений семнадцати авторов, — малая часть яз того огромного количества стихов, что были присланы на конкурс за короткое время. Каждое из стихотворений сбор ­ ника дышит любовью к Северу, любовью к своему Варенцову мо ­ рю, чувством гордости, знакомым каждому краснофлотцу и коман ­ диру, поставленному на страже беспредельных северных рубежей нашей матери-родины. Как эпиграф ко всему сбор ­ нику, прочитываются строки из стихотворения краснофлотца И. Чуева («На 69-й параллели»), открывающего сборник: Сквозь ветра вой и северную вьюгу Идут суда страны моей в поход. И Родину, как верную подругу. Хранит отважный заполярный флот. Жива в сердцах краснофлотцев благодарная память о подвигах предков, — первых ценителей северных вод: Ходили поморы иа ГрумаИт и выше, И соль серебрила упрямую бровь. Безмерны в вас воля и мужество, пышет Огнем в наших жилах отцовская кровь. О новых подвигах, о победо ­ носных боях у Пете а яо пишет младший политрук А. Петров. Он рассказывает, как отправляется в .поход боевой корабль, — Турбины дрогнули, и гул, Все «впрягаясь, рос До часовых иа берегу» До клотика, до звезд. Он пишет, как сквозь снеж ­ ные заряды, сквозь зимние штор- ,мы к Петсамо прорывалась и прорвалась, выполняя боевой приказ, наша «Гроза». Стихами А. Ойслеидера откры ­ вается раздел «Город Полярное». Поэт рассказывает о расчищен ­ ных аммоналом строительных площадках, о школе, заботливо поставленной в центре нового города, о перископе «щуки», идущей в дозор, о стадионе, на котором — Бросает диск моряк плечистый, И так доступна гор гряда, Так вдохновенен воздух чистый, Что говоришь: — Вот это да! И краснофлотцы Рогачко, Оди- .ноков, Леонов, Белехов тоже рас ­ сказывают о городе, что возник так подавно и уже стал родным для тысяч советских людей. Теми же чувствами, теми же мыслями пронизаны я лириче ­ ские стихи краснофлотцев. Пусть сурова А рктики погода, — В Заполярья мало теплых дней, — ' Греет нас любовь всего народа И вождя Республики моей. (Е. Семенов. .Мое море*). Конечно, большинство авторов, участвующих в сборпикс, еще не вполне овладели техникой стиха. Нередко можно встретить захро ­ мавший ритм, надуманную или, наоборот, ^затрепанную рифму. Но во всех стихах присутствует искренность, а она-то и есть душа подлинной поэзии. И есть еще одна черта, отли ­ чающая все стихи сборника. 0 ней говорит в своем стихотворе ­ нии А. Петров: ...Так лишь те поют, В кон юность и весна. М. Александров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz