Краснофлотец. 1940, июль.
«23 июля 1940 г., № 172 (655 J КРАСНОФЛОТЕЦ 5 x»ov.«£5aanga w v s Капитан - лейтенант Е. М. Крашенинников. МОЛОДОЙ ПИЛОТ От ко Д |.1 и А я && & Ефим Васильев, склонившись над столом, вычерчивал циркулем на клетчатом листке бумаги ок ружности разных диаметров. Вы чертив круг, он брал карандаш и на другом листке бумаги делал нужные подсчеты.' В комнату во шел капитан т. Чаричанскяй. Васильев оторвался от чертежей и сказал: — Товарищ капитан, готов люсь к выполнению огневой за дачи. Занимаюсь теоретическими подсчетами. Побеседовав с т. Васильевым о предстоящих полетах и дав ряд советов, капитан ушел в другим летчикам. На утро комсомолец т. Васильев был па аэродроме. Тщательно проверив готовность машины jc. полету, летчик расписался в жур нале воентехника. Дан сигнал. Боевые машины одна за другой уходили в воздух. Перед т. Ва сильевым была поставлена задача: выйти из-за укрытия и с брею щего полета «расстрелять» три роты «противника». Машина шла хорошо. Прислушиваясь к рит мичной работе мотора, лет чик точно по инструкции пользовался высотным кор ректором и периодически подо гревал смесь, не все время фор сируя мотор. Он знал, что куль турная эксплоатация механизмов увеличивает сроки их служ бы, позволяет обходиться ми нимальным количеством горючего. В этот день, 23 июля, летчик т. Васильев получил высокую оценку за выполнение огневых задач. Молодой пилот завоевал себе прочный авторитет среди личного состава части. Он считается луч шим мастером меткого огня по воздушным и наземным целям. Все задачи по уничтожению пу леметным огнем самолетов «про тивника» им выполнены на «от лично» и «хорошо». В чем же секрет его успеха? Прежде всего в том, что лет чик т. Васильев отлично изучил свое дело. Не зазнаваясь, он многому учится у старших, более опытных, товарищей. Хороший опыт меткой стрель бы передают ему тт. Жда нов и Кузьмин, а комиссар рассказывает о приемах бомбоме тания. Внимательно прислуши ваясь к советам боевых друзей, т. Васильев повседневно совершен ствует свое искусство боевого пилота. О комсомольце т. Васильеве летный и технический состав части говорит: «В бою Ва сильев но подкачает. Хватка у него настоящая, летная...». Это единодушное мнение всех боевых товарищей молодого летчика. С. Веселов. Н. Бахрушин. Крашенинниковы издавна были самой известной фамилией в селе Шамаево. Самой известной потому, что ев© сбгоатали этой малень кой шеетидесягвдБоровой деревни, затерявшейся в самоа глухом уг лу Вятской губернии, носили од ну фамилию — других не было. До железной дороги было дале ко, до моря — еще дальше. И все же двое из крестьян Крашенин никовых стали моряками. Млад шего из них хорошо знают на Се верном флоте. Это командир ми ноносца, капитан-лейтенант Е. М. Крашенинников. Старшего давно уже йот в живых. Это был род ной дядя нашего капитана-лейте нанта, прослуживший долгое время в Балтфлоте и погибший в годы резолюции. И хотя не о нем здесь речь, но ее вспомнить о нем нельзя. Бесшабашный мат рос, любитель выпить, бывалый человек, он мог мпогое порасска зать. Наверное, не всему следова ло верить в его «морских» исто риях, — дядя был не прочь «по травить», — но увлекательность и темперамент рассказчика искупа ли все. Маленький Крашенинников — будущий капитан - лейтенант — был самым терпеливым слушате лем своего дяди. Романтика мо рей! Он слушал дядю так же изумленно и восторженно, как читал в те годы истрепанные томики Жюля Верна, Станюкови ча, Фенинора Купера, Густава Эмара. Позже, — когда море стало для него профессией, такой же, как для других людей труд инженера, агронома или геолога, — он понял, что романтика эта была выдуманной, но нисколько не огорчился. Жизнь, работа на море открыли ему новое, то, чего совсем не было в читавши им КЯЕЖК&Х. В 1923 году двадцатилетний Крашенинников впервые надел краснофлотскую форму. Он при шел во флот, на Балтику, по второму комсомольскому набору. До принятия присяги он и его товарищи ходили в бескозырках без ленточек — так полагалось то гда — к это было очень обидно, потому что таких называли на флоте «салагой». Но насту- пал торжественный день прися ги, на бескозырке появлялась ленточка х вчерашний «салажо нок» становимся заврмеких, мо лодым моряком. Краснофлотец Крашенинников был зачислен в артиллерийскую школу. Жизнь в школе оставила много воспоминаний. Учились, в свободные часы ходили на эк скурсии по музеям, по дворцам, по городу. ' Краше нявников окончил шко лу неплохим комендором. В пер вую же кампанию, аа канонер ской лодке «Краевая Звезда», за успешные артиллерийские стрель бы его наградили значком ко мендора-отличника ж премирова ли часами. Помнится, это были осмысливались по-новому, все отчетливей проступали перспек тивы предстоящей работы. На ступала зрелость, молодой чело век уже окончательно стал хо зяином своей судьбы. Его буду щее зависел» от вето самого, он давно уже звал и поникал это. Нужно было только твердо ятти к желанной цели. Нужна была несгибаемая сила стремления, готовность к жертвам, нужна бы ла непреоборимая воля моряка- коммуниста. Если бы комендор Крашенинииков не обладал эти ми качествами, он никогда не стал бы командиром корабля. После училища он плавал на разных кораблях артиллеристом, неустанпо продолжая совершенст воваться. Он учился па команд- - дорогие фрайцузские часы с ! них курсах, оп обходил бибяио- Особенно интересны были по-|А новому поколению северных ходы во льдах Белого моря. Обхо дили вокруг Колгуева, вышли к Новой Земле и проложили курс на Кольский залив. В одном из таких походов, впервые на се вере определялись по малым вы сотам. Помнится, особенно удачно получились тогда эти определе ния у флаг-штурмана миноносцев Додонова и флаг-штурмана подло док Фисановича. В пути брали пробы воды, измеряли глубины, вели настоящую научно-исследо вательскую работу. С благодар ностью вспоминается поход па Шпицберген с бывшим капитаном «Таймыра» Котцовым — замеча тельным моряком-полярником, лучшим знатоком Севера. Его со веты не раз пригодились штур манам. Все это и было штурманскими университетами на Севере. Те перь, когда люди освоились с театром, приобрели знание запо лярных морей — многие из пер вых ошибок и недоумений ка жутся им, подчас, наивными и даже смешными. Но это не так. штурманов следовало бы не по вторять этих ошибок. «Не нужно пробовать горчицу дважды, чтобы убедиться в том, что она горь кая»; Как это часто бывает — то, что далось годами опыта, может уложиться в несколько коротких выводов, смысл которых гораздо важнее и сложпее, чем это ка жется на первый взгляд. Ты пришел штурманом на Се вер! Здесь от тебя требуется со вершенно особая, исключитель ная аккуратность в наблюдениях и записях. Записи в твоем нави гационном журнале должны быть точными, исчерпывающими и по следовательными, таблицы девиа ции — полными и приспособлен ными к быстрому использованию. Каждый поворот, время, показа ния лага, определения по радио пеленгам — все это нужно не прерывно отмечать .и сопоста влять. Уверенность может по явиться только тогда, когда ты поверишь в приборы своего ко рабля. Только тогда ты переста- } нешь опасаться пурги и тума нов. Ты должен знать электропз- впгационную часть корабля, как свои часы, как свою бритву. Если во время похода не будешь анализировать поправки, ты ни когда не научишься вести ко рабль в тумане. Нужно великолепно знать на вигацию, астрономию, лоции. И обязательно делать зарисовки бе регов, собирать их целыми аль бомами. Это необходимо, чтобы тренировать свою зрительную па мять — северные побережья одно образны, а с моря пужпо сразу узнавать берег, в которому вы ходит корабль. У Севера свои законы. Здесь нужны мужество и смелость, по здесь нужны и осторожность, наблюдательность, хладнокровие, выносливость, выдержка. Эти ка чества и воспитывает Север в людях, прошедших его штурман ские университеты. Как не полюбить штурмапу северпые моря! Своеправпые, глубоководные, хорошие моря. Здесь можно плавать. восьмисуточным заводом. Кто их знает, где они теперь?... Ходил Крашенинников и в традиционный тогда поход моло дых военМоров на «Авроре» — из Леиипграда в Архангельск и об ратно — вокруг Скандинавии. По бывал в Швеции, в Норвегии. Был ио пути в Кольском заливе. Вряд ли мог он представить то гда, что именно здесь, в этих водах, будет когда-нибудь коман довать большим кораблем. Его путь военного моряка только на чинался. Но Крашенинникова уже оценили. В нем были и ос тались навсегда ценные качества — неутолимая жажда знаний, трудолюбие, желание расти, рабо тать над собой. На крейсер «Про- финтерн» он был взят артилле рийским старшиной. Около трех лот плавал он на «Профинтер не», получая иногда поощрения и благодарности, но никогда — взы скания. Здесь на «Профантерие» комсомолец Крашенинников стал коммунистом. И когда в 1923 году он окончил курсы главных старшин, его перевели па Даль ний Восток, на Амур, где созда валась новая флотилия. Там, на широком Амуре, довелось Краше нинникову участвовать в первых боях и пережить первую победу. Это было в дни советско-китай ского конфликта — известный бой под Дахасусу и Фугдинская опе рация, — когда канонерская лодка «Беднота», на которой находился Краш енинн иков, участвовала в сражении с вражескими канонер ками, вооруженными пароходами и береговыми батареями и выса живала на китайский берег де сант Волочаевского полка. Воен ные об ’ екты противника были уничтожены артиллерией кораб лей, волочаевцы, бросившись в атаку, сломили сопротивление неприятеля — победа была пол ной и гордая радость ее, чувство до тех пор незнаемое, .навсегда запомнилось Крашенинникову . Он был уже образцовым ар тиллеристом. Для него и для ок ружающих было очевидпо, что ему надо учиться, совершенство ваться. Так оп снова вернулся на Балтику, в тот же город, где семь лет назад начинал свою флотскую жизнь. Уже испытан ный моряк, он готовился в Восп- по-Морском училище им. Фрунзе стать артиллерийским команди ром. Эти четыре года прошли в напряженном овладении теорией — привычные павыкн. те, что бы ли * приобретены практикой, ук ладывались в стройную систему, теки и книжные магазины в по исках интересных новинок; ко гда нехватало времени, читал но чами, делал выписки. Зимой 1937 года на миноно сец Северного флота «Урицкий» прибыл новый помощник коман дира- — Крашенинников. Через два месяца он был уже командиром этого корабля. В первую же кам панию он вывел свой миноносец на первое место в Северном фло те. После этого он продолжал учиться, на этот раз па новых курсах. В августе 1939 года капнтапа- лейтенанта Крашенинникова на значили командиром другого ми ноносца. Этим миноносцем он командует и поныне. В его каю те, на полке над рабочим столом, вы всегда увидите много книг по теории и истории морской войны. Капитан-лейтенант гото вится поступить в военно-мор скую академию. Совершенно об ’ ективно оценивая свои зва ния, при всей требовательности к себе, он чувствует, что почти до стиг той уверенности, с которой он спокойно выйдет к столу эк заменационной комиссии и точ но и исчерпывающе ответит на ее вопросы. Поверьте, не так легко зани маться теорией в походе, на бор ту корабля, или даже па берегу, после напряженного делового дня. Но достижение всякой цели тре бует упорного труда. Командир хочет расти, хочет совершенство ваться. И тут наступает момент, когда никто в мире, никакие, самые лучшие советы ие могут помочь ему. Он остается в каю те одип, наедине с самим собой и, преодолевая усталость и сон, изучает последние морские опе рации современной воины, такти ку или английский язык Бот тут — капитан-лейтенант Кратш - нинников очень хотел бы, чтобщ это поняли молодые командиры и нужны знание дели, твердое волевое желание достигнуть *>е, не п рестанное с амо со гс р ше я ств ?- вапие и требовательность к со бе, настоящая командирская, большевистская требовательность. Так, и только так, можно прой ти путь от комендор:,, до коках-* дира корабля. Так, л только TASV прошли свой путь мпогне красно флотцы, ставшие теперь совет • с кими 'адмиралами. Среди них не только командующий нашим верным флотом контр-адмирал Дрозд, но и сам наш Народный Комиссар — адмирал Кузнецк. Я, БОРИСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz