Краснофлотец. 1940, июль.

«23 июля 1940 г., № 172 (655 J КРАСНОФЛОТЕЦ 5 x»ov.«£5aanga w v s Капитан - лейтенант Е. М. Крашенинников. МОЛОДОЙ ПИЛОТ От ко Д |.1 и А я && & Ефим Васильев, склонившись над столом, вычерчивал циркулем на клетчатом листке бумаги ок ­ ружности разных диаметров. Вы ­ чертив круг, он брал карандаш и на другом листке бумаги делал нужные подсчеты.' В комнату во ­ шел капитан т. Чаричанскяй. Васильев оторвался от чертежей и сказал: — Товарищ капитан, готов ­ люсь к выполнению огневой за ­ дачи. Занимаюсь теоретическими подсчетами. Побеседовав с т. Васильевым о предстоящих полетах и дав ряд советов, капитан ушел в другим летчикам. На утро комсомолец т. Васильев был па аэродроме. Тщательно проверив готовность машины jc. полету, летчик расписался в жур ­ нале воентехника. Дан сигнал. Боевые машины одна за другой уходили в воздух. Перед т. Ва ­ сильевым была поставлена задача: выйти из-за укрытия и с брею ­ щего полета «расстрелять» три роты «противника». Машина шла хорошо. Прислушиваясь к рит ­ мичной работе мотора, лет ­ чик точно по инструкции пользовался высотным кор ­ ректором и периодически подо ­ гревал смесь, не все время фор ­ сируя мотор. Он знал, что куль ­ турная эксплоатация механизмов увеличивает сроки их служ ­ бы, позволяет обходиться ми ­ нимальным количеством горючего. В этот день, 23 июля, летчик т. Васильев получил высокую оценку за выполнение огневых задач. Молодой пилот завоевал себе прочный авторитет среди личного состава части. Он считается луч ­ шим мастером меткого огня по воздушным и наземным целям. Все задачи по уничтожению пу ­ леметным огнем самолетов «про ­ тивника» им выполнены на «от ­ лично» и «хорошо». В чем же секрет его успеха? Прежде всего в том, что лет ­ чик т. Васильев отлично изучил свое дело. Не зазнаваясь, он многому учится у старших, более опытных, товарищей. Хороший опыт меткой стрель ­ бы передают ему тт. Жда ­ нов и Кузьмин, а комиссар рассказывает о приемах бомбоме ­ тания. Внимательно прислуши ­ ваясь к советам боевых друзей, т. Васильев повседневно совершен­ ствует свое искусство боевого пилота. О комсомольце т. Васильеве летный и технический состав части говорит: «В бою Ва ­ сильев но подкачает. Хватка у него настоящая, летная...». Это единодушное мнение всех боевых товарищей молодого летчика. С. Веселов. Н. Бахрушин. Крашенинниковы издавна были самой известной фамилией в селе Шамаево. Самой известной потому, что ев© сбгоатали этой малень ­ кой шеетидесягвдБоровой деревни, затерявшейся в самоа глухом уг ­ лу Вятской губернии, носили од ­ ну фамилию — других не было. До железной дороги было дале ­ ко, до моря — еще дальше. И все же двое из крестьян Крашенин ­ никовых стали моряками. Млад ­ шего из них хорошо знают на Се ­ верном флоте. Это командир ми ­ ноносца, капитан-лейтенант Е. М. Крашенинников. Старшего давно уже йот в живых. Это был род ­ ной дядя нашего капитана-лейте ­ нанта, прослуживший долгое время в Балтфлоте и погибший в годы резолюции. И хотя не о нем здесь речь, но ее вспомнить о нем нельзя. Бесшабашный мат ­ рос, любитель выпить, бывалый человек, он мог мпогое порасска ­ зать. Наверное, не всему следова ­ ло верить в его «морских» исто ­ риях, — дядя был не прочь «по ­ травить», — но увлекательность и темперамент рассказчика искупа ­ ли все. Маленький Крашенинников — будущий капитан - лейтенант — был самым терпеливым слушате ­ лем своего дяди. Романтика мо ­ рей! Он слушал дядю так же изумленно и восторженно, как читал в те годы истрепанные томики Жюля Верна, Станюкови ­ ча, Фенинора Купера, Густава Эмара. Позже, — когда море стало для него профессией, такой же, как для других людей труд инженера, агронома или геолога, — он понял, что романтика эта была выдуманной, но нисколько не огорчился. Жизнь, работа на море открыли ему новое, то, чего совсем не было в читавши им КЯЕЖК&Х. В 1923 году двадцатилетний Крашенинников впервые надел краснофлотскую форму. Он при ­ шел во флот, на Балтику, по второму комсомольскому набору. До принятия присяги он и его товарищи ходили в бескозырках без ленточек — так полагалось то ­ гда — к это было очень обидно, потому что таких называли на флоте «салагой». Но насту- пал торжественный день прися ­ ги, на бескозырке появлялась ленточка х вчерашний «салажо ­ нок» становимся заврмеких, мо ­ лодым моряком. Краснофлотец Крашенинников был зачислен в артиллерийскую школу. Жизнь в школе оставила много воспоминаний. Учились, в свободные часы ходили на эк ­ скурсии по музеям, по дворцам, по городу. ' Краше нявников окончил шко ­ лу неплохим комендором. В пер ­ вую же кампанию, аа канонер ­ ской лодке «Краевая Звезда», за успешные артиллерийские стрель ­ бы его наградили значком ко ­ мендора-отличника ж премирова ­ ли часами. Помнится, это были осмысливались по-новому, все отчетливей проступали перспек ­ тивы предстоящей работы. На ­ ступала зрелость, молодой чело ­ век уже окончательно стал хо ­ зяином своей судьбы. Его буду ­ щее зависел» от вето самого, он давно уже звал и поникал это. Нужно было только твердо ятти к желанной цели. Нужна была несгибаемая сила стремления, готовность к жертвам, нужна бы ­ ла непреоборимая воля моряка- коммуниста. Если бы комендор Крашенинииков не обладал эти ­ ми качествами, он никогда не стал бы командиром корабля. После училища он плавал на разных кораблях артиллеристом, неустанпо продолжая совершенст ­ воваться. Он учился па команд- - дорогие фрайцузские часы с ! них курсах, оп обходил бибяио- Особенно интересны были по-|А новому поколению северных ходы во льдах Белого моря. Обхо ­ дили вокруг Колгуева, вышли к Новой Земле и проложили курс на Кольский залив. В одном из таких походов, впервые на се ­ вере определялись по малым вы ­ сотам. Помнится, особенно удачно получились тогда эти определе ­ ния у флаг-штурмана миноносцев Додонова и флаг-штурмана подло ­ док Фисановича. В пути брали пробы воды, измеряли глубины, вели настоящую научно-исследо ­ вательскую работу. С благодар ­ ностью вспоминается поход па Шпицберген с бывшим капитаном «Таймыра» Котцовым — замеча ­ тельным моряком-полярником, лучшим знатоком Севера. Его со ­ веты не раз пригодились штур­ манам. Все это и было штурманскими университетами на Севере. Те ­ перь, когда люди освоились с театром, приобрели знание запо ­ лярных морей — многие из пер ­ вых ошибок и недоумений ка ­ жутся им, подчас, наивными и даже смешными. Но это не так. штурманов следовало бы не по ­ вторять этих ошибок. «Не нужно пробовать горчицу дважды, чтобы убедиться в том, что она горь ­ кая»; Как это часто бывает — то, что далось годами опыта, может уложиться в несколько коротких выводов, смысл которых гораздо важнее и сложпее, чем это ка ­ жется на первый взгляд. Ты пришел штурманом на Се ­ вер! Здесь от тебя требуется со ­ вершенно особая, исключитель ­ ная аккуратность в наблюдениях и записях. Записи в твоем нави ­ гационном журнале должны быть точными, исчерпывающими и по ­ следовательными, таблицы девиа ­ ции — полными и приспособлен ­ ными к быстрому использованию. Каждый поворот, время, показа ­ ния лага, определения по радио ­ пеленгам — все это нужно не ­ прерывно отмечать .и сопоста ­ влять. Уверенность может по ­ явиться только тогда, когда ты поверишь в приборы своего ко ­ рабля. Только тогда ты переста- } нешь опасаться пурги и тума ­ нов. Ты должен знать электропз- впгационную часть корабля, как свои часы, как свою бритву. Если во время похода не будешь анализировать поправки, ты ни ­ когда не научишься вести ко ­ рабль в тумане. Нужно великолепно знать на ­ вигацию, астрономию, лоции. И обязательно делать зарисовки бе ­ регов, собирать их целыми аль ­ бомами. Это необходимо, чтобы тренировать свою зрительную па ­ мять — северные побережья одно ­ образны, а с моря пужпо сразу узнавать берег, в которому вы ­ ходит корабль. У Севера свои законы. Здесь нужны мужество и смелость, по здесь нужны и осторожность, наблюдательность, хладнокровие, выносливость, выдержка. Эти ка ­ чества и воспитывает Север в людях, прошедших его штурман ­ ские университеты. Как не полюбить штурмапу северпые моря! Своеправпые, глубоководные, хорошие моря. Здесь можно плавать. восьмисуточным заводом. Кто их знает, где они теперь?... Ходил Крашенинников и в традиционный тогда поход моло ­ дых военМоров на «Авроре» — из Леиипграда в Архангельск и об ­ ратно — вокруг Скандинавии. По ­ бывал в Швеции, в Норвегии. Был ио пути в Кольском заливе. Вряд ли мог он представить то ­ гда, что именно здесь, в этих водах, будет когда-нибудь коман ­ довать большим кораблем. Его путь военного моряка только на ­ чинался. Но Крашенинникова уже оценили. В нем были и ос ­ тались навсегда ценные качества — неутолимая жажда знаний, трудолюбие, желание расти, рабо ­ тать над собой. На крейсер «Про- финтерн» он был взят артилле ­ рийским старшиной. Около трех лот плавал он на «Профинтер ­ не», получая иногда поощрения и благодарности, но никогда — взы ­ скания. Здесь на «Профантерие» комсомолец Крашенинников стал коммунистом. И когда в 1923 году он окончил курсы главных старшин, его перевели па Даль ­ ний Восток, на Амур, где созда ­ валась новая флотилия. Там, на широком Амуре, довелось Краше ­ нинникову участвовать в первых боях и пережить первую победу. Это было в дни советско-китай ­ ского конфликта — известный бой под Дахасусу и Фугдинская опе ­ рация, — когда канонерская лодка «Беднота», на которой находился Краш енинн иков, участвовала в сражении с вражескими канонер ­ ками, вооруженными пароходами и береговыми батареями и выса ­ живала на китайский берег де ­ сант Волочаевского полка. Воен ­ ные об ’ екты противника были уничтожены артиллерией кораб ­ лей, волочаевцы, бросившись в атаку, сломили сопротивление неприятеля — победа была пол ­ ной и гордая радость ее, чувство до тех пор незнаемое, .навсегда запомнилось Крашенинникову . Он был уже образцовым ар ­ тиллеристом. Для него и для ок ­ ружающих было очевидпо, что ему надо учиться, совершенство ­ ваться. Так оп снова вернулся на Балтику, в тот же город, где семь лет назад начинал свою флотскую жизнь. Уже испытан ­ ный моряк, он готовился в Восп- по-Морском училище им. Фрунзе стать артиллерийским команди ­ ром. Эти четыре года прошли в напряженном овладении теорией — привычные павыкн. те, что бы ­ ли * приобретены практикой, ук ­ ладывались в стройную систему, теки и книжные магазины в по ­ исках интересных новинок; ко ­ гда нехватало времени, читал но ­ чами, делал выписки. Зимой 1937 года на миноно ­ сец Северного флота «Урицкий» прибыл новый помощник коман ­ дира- — Крашенинников. Через два месяца он был уже командиром этого корабля. В первую же кам ­ панию он вывел свой миноносец на первое место в Северном фло ­ те. После этого он продолжал учиться, на этот раз па новых курсах. В августе 1939 года капнтапа- лейтенанта Крашенинникова на ­ значили командиром другого ми ­ ноносца. Этим миноносцем он командует и поныне. В его каю ­ те, на полке над рабочим столом, вы всегда увидите много книг по теории и истории морской войны. Капитан-лейтенант гото ­ вится поступить в военно-мор ­ скую академию. Совершенно об ’ ективно оценивая свои зва ­ ния, при всей требовательности к себе, он чувствует, что почти до ­ стиг той уверенности, с которой он спокойно выйдет к столу эк ­ заменационной комиссии и точ ­ но и исчерпывающе ответит на ее вопросы. Поверьте, не так легко зани ­ маться теорией в походе, на бор ­ ту корабля, или даже па берегу, после напряженного делового дня. Но достижение всякой цели тре ­ бует упорного труда. Командир хочет расти, хочет совершенство ­ ваться. И тут наступает момент, когда никто в мире, никакие, самые лучшие советы ие могут помочь ему. Он остается в каю ­ те одип, наедине с самим собой и, преодолевая усталость и сон, изучает последние морские опе ­ рации современной воины, такти ­ ку или английский язык Бот тут — капитан-лейтенант Кратш - нинников очень хотел бы, чтобщ это поняли молодые командиры и нужны знание дели, твердое волевое желание достигнуть *>е, не п рестанное с амо со гс р ше я ств ?- вапие и требовательность к со ­ бе, настоящая командирская, большевистская требовательность. Так, и только так, можно прой ­ ти путь от комендор:,, до коках-* дира корабля. Так, л только TASV прошли свой путь мпогне красно ­ флотцы, ставшие теперь совет • с кими 'адмиралами. Среди них не только командующий нашим верным флотом контр-адмирал Дрозд, но и сам наш Народный Комиссар — адмирал Кузнецк. Я, БОРИСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz