Краснофлотец. 1940, июль.

4 КРАСНОФЛОТЕЦ 28 июля 1940 г., № 172 (S5S> -' - ***а^*г гЖГ *• • -•w' Чяен партйй явЙтенйн? И. Д. Кац за изучением «Краткого курса истории ВКП(б)». Фото И. Линппк. ДРУЖБА Год назад Владимир Силабред расстался со своим товарищем Шубочкиным, с которым несколь ­ ко лет служил в одной части п при его помощи вырос из рядово ­ го бойца до воентехника. В то время товарищи везде и всегда приходили друг к другу на по ­ мощь в учебе- и службе. Пришло время, когда т. Шу- бочклп уехал учиться в акаде ­ мию, а т. Силабред был переве ­ ден на Северный флот. Однако, несколько тысяч километров, разделявших тт. Силабрсд и Шу- бочкина, не помешали ин про ­ должать крепкую старую друж ­ бу. Два товарища регулярно об ­ мениваются письмами, в которых т. Силабред, как и раньше, не ­ редко обращается к Шубочкину с просьбой ответить на интересую ­ щие его вопросы. Однажды, при изучении системы газораспреде ­ ления т. Силабред встретил не ­ которые затруднения. Он про ­ смотрел все имеющиеся в биб ­ лиотеке частя учебники, свои старые конспекты и черновые записи в блокнотах, не исчер ­ пывающего ответа не пашел. Когда все возможности разрешить вопрос самостоятельно были ис ­ черпаны, т. Силабред обратился за помощью в т. Шубочкину. «Вы. наверное, не поверите, — писал т. Силабред, — что я не мог найти в имеющейся у пас литературе ответа... Но так по ­ лучилось. Практика — дело сложное и каждый день ее при ­ носит много интсреспых вопросов Семь лет пазад па Север при ­ был первый отряд боевых кораб ­ лей. Штормами и туманами, не ­ приветливо встретило нас Бареа* ново жоре. Но каждый поход во ­ спитывал в нас морские навы ­ ки, воспитывал любовь к морю, к Северу, к его необ ’ ятпым про ­ сторам и суровой стихии. Многое пришлось преодолеть, многому научиться. Вспоминают ­ ся первыо походы. В 1934 году мы получила приказание выйти па один из отдаленных островов. Прошли уже порядочное расстоя ­ ние, когда поднялся девятибаль- пый шторм. Океанские валы грозно обрушились на нашу под ­ водную лодку. В центральный пост хлыиула вода. Мы опаса ­ лись, что лодку зальет. При ­ шлось вернуться обратно. Но на Севере штормы слу ­ чаются часто. Отстаиваться в ба ­ зе нельзя. Стали применяться к условиям. Во время большого шторма вели корабль против вол ­ ны, уменьшали ход, прикрывали f I по теории. У Вас, в академии, вероятно, достаточно разных ма ­ териалов и Вы изучали их. Про ­ шу, напишите мне подробно о системе газораспределения...» Шубочкнн дал т. Силабред но системе газораспределения цен-1 ную письменную консультацию, которая раскрыла ему многое из того, что раньше казалось неяс ­ ным. Комсомолец-воентехник по ­ лучил немало таких писем от т. Шубочкипа. Чувство большевистской друж ­ бы т. Силабред личным примером воспитывает и у своих подчи ­ ненных. Моторист т. Юртаев лю ­ бовно относится к технике и в изучению специальности, стал полноценным заместителем воен ­ техника. Без зазнайства и кич ­ ливости т. Силабред передает знания товарищам по службе. Свой опыт по запуску моторов в морозное зимнее время он пере ­ дал молодому воентехнику т. Стрельцову. Сохраняя горючее от потерь путем замены ручной за ­ правки машин подачей бензина в бак самолета через шланг, т. Силабред этим научил и други воентехников по-хозяйски отно ­ ситься к расходованию государ ­ ственных фондов. Большевистская дружба меж ­ ду товарищами крепнет с каж ­ дым днем. Благодаря ей Влади ­ мир Силабред стал знатным че ­ ловеком части, отличником боевой и политической подготовки. Вл. Митин. СТАЛ РОДНЫМ люки, - Так постепенна изучали способы борьбы со стихией. Сей ­ час ходни в любой шторм, в лю ­ бых широтах, Частые на Севере пы воспитывая* в тельжхяь, Оообвяяо многому учат туманы командиров и пггурмкаов, В бескрайних просторах Варен ­ цова и Белого морей нет миЛОв, по которым можно было бы определяться. Иногда во время тумана под ­ ходишь почти к самому бе ­ регу, по не видишь его. И только по многочисленным приметам, узнавать которые мы научились на Севере, удается определить близость берега. Уви ­ дишь плавающих уток, значит берег недалеко. По направлению полета уток, так же можно опре ­ делить близость берега. Они ни ­ когда не полетят в море, всегда берут направление на берег. Близость берега можно опреде ­ лить и по прибою. Шум прибреж ­ ного прибоя заметно отлнчаегсл от шума волн в открытом морс. Е, СЕМЕНОВ. ГДЕ ВЕТЕР НОРДОВЫЙ РЕВЕТ Где ветер нордовый ревет, Пурга зловеще злится, Стоит на страже Красный флот На Северной границе! Здесь нелюдимые края Пугали всех веками И море, злобы не тая. Ругалось с берегаив! Из деревень и городов, Был путь далек и труден. В эпоху сталинских годом Пришли иа Север люди. Была стосутоетая ночь, Цьшга, как смерть, ходила, — Но все сумела превозмочь Людей советски ода. И вот десятки каяков, Впервые над волнами, Ласкают взоры моряков Приветными огнями. Пусть мерно трудится народ. Спокойно веселится — Стоит на страже Красный флот На Северной границе! Большую роль в определения местонахождения корабля играв* течение. О дн а жды хватов время мы идйя в жфв. Отами возвращать ­ ся в Шу. Штурман т. йеошкв проки&л куре, Йо курсу нужно было через 30 миль повернуть в Вольский залив, Но по нашим подсчетам, за время пребывали в поре, лодку отнесло к Осту на 15 киль. Учтя скорость и на­ правление течения, мы сделали правильное вычисление и вошли в залив безошибочно. Теперь Север стал для нас родным. Каждый поход в Варен ­ ного море обогащает нас, откры ­ вает нам новые тайны северных морей. 7см больше узнаем мы Запо ­ лярье, тем роднее и ближе ста ­ новятся нам суровые его берега и воды. Любимый советский * Север! Североморцы всегда готовы к за ­ щите твоих морей и побережий! Капитан 3-го ранга ордепоносец И. А. Кольгикин. Напитан 3-го ранга Г. М. Дмитриев. Один из опытнейших командиров Северного флота. Пришел на Север в 1933 году вместе с первыми боевыми ко ­ раблями. За время службы на Северном флоте прошел путь от старшего помощника командира миноносца до начальника од ­ ного из отделов штаба Север ­ ного флота. Бор. ЯГЛИНГ. — ШТУРМАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ Капиталу 3-го ранга т. Симо ­ нову довелось плавать на мно ­ гих морях. Штурман по образо ­ ванию, он всегда отдавал предпо ­ чтение Каспию. Для кораблеводи- телей здесь было полное раз ­ долье. Нигде, ни на Балтике, пи на Севере не доводилось делать столь частых и подробных ««гтропомичееких наблюдений. В ааа на ясном пебе Каспия сосед ­ ствовали лупа и солнце. Чер- ныип южными ночами над кораб ­ лем нависали крупные звезды. Штурман всегда мог точно опре ­ делиться. Балтика обладала для штур ­ мана своими преимуществами. Навигационные опасности Бал ­ тийского моря — многочислен ­ ные узкости и мели — воспиты ­ вали в кораблеводителе осторож ­ ность и точный расчет. Север оказался штурманской школой совсем особого свойства. Впервые т. Симонов увидел се ­ верные воды в 1928 году, во время учебного похода на крей ­ сере «Аврора». Крейсер вел ста ­ рый штурман, опытпый моряк т. Дмитриев (ныне контр-адми ­ рал). Симонова поразила тогда необычайная, казавшаяся чрез- мерпой, настороженность коман ­ дира. Шли у побережья ма ­ лым ходом, часто проверяя себя. Неуверенным показалось Симо ­ нову и плавание учебного ко ­ рабля «Комсомолец». Каждый по ­ ворот, каждое движение корабля поминутно контролировалось, бы ­ ло неторопливым и дажо медли ­ тельным. «Что тут особенного, — удивлялся Симонов, — море хо ­ рошее, глубоководное — можно плавать». Позже он понял это норе и за семь лет привязался к нему. Плавать в северных водах действительно было можно, но плавать умеючи. На гидрографическом судне «Мигалка» молодые штурмапы обошли все северное побережье. Им было поручено дать описание берегов и вод. Командир корабля «Мигалка» изумил штурманов. Он заходил в каждую губу в любое время суток, в любую погоду, легко и привычно, как человек в собственную квартиру. Симонов даже позавидовал тогда гидро ­ графу. Он уже был знаком с опасными особенностями север ­ ного плавания. Для навигатора плавание в летние месяцы было здесь куда проще, чем на Балтике. Но зато в пургу и в туман, в осенние и зимние штормы штурману при ­ ходилось круто. Нужно было не только ориентироваться вслепую, ио и учитывать капризную смену течений. Вы могли вести корабль при хорошей видимости в трех-четы ­ рех милях от берега, но если находил туман — следовало не ­ медленно менять курс и отходить, потому что течение за эти часы могло изменить направление, ко ­ рабль в тумане прижало бы к берегам и выбросило бы на скалы. 1 Хороших атласов течении у Мурманского побережья не суще ­ ствовало и все постигалось опы ­ том. Течения в районах горла Белого моря были изучены лучше, атлас был неплохим, но и здесь неопытный штурман мог погубить корабль, потому что в | момент перемены направления | ветров даже добросовестно соста ­ вленный атлас начинал безбожно врать. Пордостовый ветер сме ­ нялся зюйдвестовым и тотчас приливные и отливные течения мепялись под влиянием ветров. Атлас не мог дать штурману ре ­ цепты на все случаи жизни. Пе ­ ред самостоятельной работой предстояло основательно освоить ­ ся с коварными нравами и по ­ вадками северных морей. Вместе с товарищами Симппев изучил все губы Мотовского за ­ лива, ходил иа кораблях вдоль Мурманского побережья до Свя ­ того носа, плавал у Иоканки, у Понойских лудок, в районе Моржовца, в Сосиовской салме, в Белом море, в Двинском, в Онеж ­ ском, в Кандалакшском заливах. Молодые штурманы изучали входы в Архангельск, по Май- максе, сначала с лоцманами, и >- том сами свободно водили ко ­ рабли в этих водах. (Окончание на 5 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz