Краснофлотец. 1940, июль.
4 КРАСНОФЛОТЕЦ 28 июля 1940 г., № 172 (S5S> -' - ***а^*г гЖГ *• • -•w' Чяен партйй явЙтенйн? И. Д. Кац за изучением «Краткого курса истории ВКП(б)». Фото И. Линппк. ДРУЖБА Год назад Владимир Силабред расстался со своим товарищем Шубочкиным, с которым несколь ко лет служил в одной части п при его помощи вырос из рядово го бойца до воентехника. В то время товарищи везде и всегда приходили друг к другу на по мощь в учебе- и службе. Пришло время, когда т. Шу- бочклп уехал учиться в акаде мию, а т. Силабред был переве ден на Северный флот. Однако, несколько тысяч километров, разделявших тт. Силабрсд и Шу- бочкина, не помешали ин про должать крепкую старую друж бу. Два товарища регулярно об мениваются письмами, в которых т. Силабред, как и раньше, не редко обращается к Шубочкину с просьбой ответить на интересую щие его вопросы. Однажды, при изучении системы газораспреде ления т. Силабред встретил не которые затруднения. Он про смотрел все имеющиеся в биб лиотеке частя учебники, свои старые конспекты и черновые записи в блокнотах, не исчер пывающего ответа не пашел. Когда все возможности разрешить вопрос самостоятельно были ис черпаны, т. Силабред обратился за помощью в т. Шубочкину. «Вы. наверное, не поверите, — писал т. Силабред, — что я не мог найти в имеющейся у пас литературе ответа... Но так по лучилось. Практика — дело сложное и каждый день ее при носит много интсреспых вопросов Семь лет пазад па Север при был первый отряд боевых кораб лей. Штормами и туманами, не приветливо встретило нас Бареа* ново жоре. Но каждый поход во спитывал в нас морские навы ки, воспитывал любовь к морю, к Северу, к его необ ’ ятпым про сторам и суровой стихии. Многое пришлось преодолеть, многому научиться. Вспоминают ся первыо походы. В 1934 году мы получила приказание выйти па один из отдаленных островов. Прошли уже порядочное расстоя ние, когда поднялся девятибаль- пый шторм. Океанские валы грозно обрушились на нашу под водную лодку. В центральный пост хлыиула вода. Мы опаса лись, что лодку зальет. При шлось вернуться обратно. Но на Севере штормы слу чаются часто. Отстаиваться в ба зе нельзя. Стали применяться к условиям. Во время большого шторма вели корабль против вол ны, уменьшали ход, прикрывали f I по теории. У Вас, в академии, вероятно, достаточно разных ма териалов и Вы изучали их. Про шу, напишите мне подробно о системе газораспределения...» Шубочкнн дал т. Силабред но системе газораспределения цен-1 ную письменную консультацию, которая раскрыла ему многое из того, что раньше казалось неяс ным. Комсомолец-воентехник по лучил немало таких писем от т. Шубочкипа. Чувство большевистской друж бы т. Силабред личным примером воспитывает и у своих подчи ненных. Моторист т. Юртаев лю бовно относится к технике и в изучению специальности, стал полноценным заместителем воен техника. Без зазнайства и кич ливости т. Силабред передает знания товарищам по службе. Свой опыт по запуску моторов в морозное зимнее время он пере дал молодому воентехнику т. Стрельцову. Сохраняя горючее от потерь путем замены ручной за правки машин подачей бензина в бак самолета через шланг, т. Силабред этим научил и други воентехников по-хозяйски отно ситься к расходованию государ ственных фондов. Большевистская дружба меж ду товарищами крепнет с каж дым днем. Благодаря ей Влади мир Силабред стал знатным че ловеком части, отличником боевой и политической подготовки. Вл. Митин. СТАЛ РОДНЫМ люки, - Так постепенна изучали способы борьбы со стихией. Сей час ходни в любой шторм, в лю бых широтах, Частые на Севере пы воспитывая* в тельжхяь, Оообвяяо многому учат туманы командиров и пггурмкаов, В бескрайних просторах Варен цова и Белого морей нет миЛОв, по которым можно было бы определяться. Иногда во время тумана под ходишь почти к самому бе регу, по не видишь его. И только по многочисленным приметам, узнавать которые мы научились на Севере, удается определить близость берега. Уви дишь плавающих уток, значит берег недалеко. По направлению полета уток, так же можно опре делить близость берега. Они ни когда не полетят в море, всегда берут направление на берег. Близость берега можно опреде лить и по прибою. Шум прибреж ного прибоя заметно отлнчаегсл от шума волн в открытом морс. Е, СЕМЕНОВ. ГДЕ ВЕТЕР НОРДОВЫЙ РЕВЕТ Где ветер нордовый ревет, Пурга зловеще злится, Стоит на страже Красный флот На Северной границе! Здесь нелюдимые края Пугали всех веками И море, злобы не тая. Ругалось с берегаив! Из деревень и городов, Был путь далек и труден. В эпоху сталинских годом Пришли иа Север люди. Была стосутоетая ночь, Цьшга, как смерть, ходила, — Но все сумела превозмочь Людей советски ода. И вот десятки каяков, Впервые над волнами, Ласкают взоры моряков Приветными огнями. Пусть мерно трудится народ. Спокойно веселится — Стоит на страже Красный флот На Северной границе! Большую роль в определения местонахождения корабля играв* течение. О дн а жды хватов время мы идйя в жфв. Отами возвращать ся в Шу. Штурман т. йеошкв проки&л куре, Йо курсу нужно было через 30 миль повернуть в Вольский залив, Но по нашим подсчетам, за время пребывали в поре, лодку отнесло к Осту на 15 киль. Учтя скорость и на правление течения, мы сделали правильное вычисление и вошли в залив безошибочно. Теперь Север стал для нас родным. Каждый поход в Варен ного море обогащает нас, откры вает нам новые тайны северных морей. 7см больше узнаем мы Запо лярье, тем роднее и ближе ста новятся нам суровые его берега и воды. Любимый советский * Север! Североморцы всегда готовы к за щите твоих морей и побережий! Капитан 3-го ранга ордепоносец И. А. Кольгикин. Напитан 3-го ранга Г. М. Дмитриев. Один из опытнейших командиров Северного флота. Пришел на Север в 1933 году вместе с первыми боевыми ко раблями. За время службы на Северном флоте прошел путь от старшего помощника командира миноносца до начальника од ного из отделов штаба Север ного флота. Бор. ЯГЛИНГ. — ШТУРМАНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ Капиталу 3-го ранга т. Симо нову довелось плавать на мно гих морях. Штурман по образо ванию, он всегда отдавал предпо чтение Каспию. Для кораблеводи- телей здесь было полное раз долье. Нигде, ни на Балтике, пи на Севере не доводилось делать столь частых и подробных ««гтропомичееких наблюдений. В ааа на ясном пебе Каспия сосед ствовали лупа и солнце. Чер- ныип южными ночами над кораб лем нависали крупные звезды. Штурман всегда мог точно опре делиться. Балтика обладала для штур мана своими преимуществами. Навигационные опасности Бал тийского моря — многочислен ные узкости и мели — воспиты вали в кораблеводителе осторож ность и точный расчет. Север оказался штурманской школой совсем особого свойства. Впервые т. Симонов увидел се верные воды в 1928 году, во время учебного похода на крей сере «Аврора». Крейсер вел ста рый штурман, опытпый моряк т. Дмитриев (ныне контр-адми рал). Симонова поразила тогда необычайная, казавшаяся чрез- мерпой, настороженность коман дира. Шли у побережья ма лым ходом, часто проверяя себя. Неуверенным показалось Симо нову и плавание учебного ко рабля «Комсомолец». Каждый по ворот, каждое движение корабля поминутно контролировалось, бы ло неторопливым и дажо медли тельным. «Что тут особенного, — удивлялся Симонов, — море хо рошее, глубоководное — можно плавать». Позже он понял это норе и за семь лет привязался к нему. Плавать в северных водах действительно было можно, но плавать умеючи. На гидрографическом судне «Мигалка» молодые штурмапы обошли все северное побережье. Им было поручено дать описание берегов и вод. Командир корабля «Мигалка» изумил штурманов. Он заходил в каждую губу в любое время суток, в любую погоду, легко и привычно, как человек в собственную квартиру. Симонов даже позавидовал тогда гидро графу. Он уже был знаком с опасными особенностями север ного плавания. Для навигатора плавание в летние месяцы было здесь куда проще, чем на Балтике. Но зато в пургу и в туман, в осенние и зимние штормы штурману при ходилось круто. Нужно было не только ориентироваться вслепую, ио и учитывать капризную смену течений. Вы могли вести корабль при хорошей видимости в трех-четы рех милях от берега, но если находил туман — следовало не медленно менять курс и отходить, потому что течение за эти часы могло изменить направление, ко рабль в тумане прижало бы к берегам и выбросило бы на скалы. 1 Хороших атласов течении у Мурманского побережья не суще ствовало и все постигалось опы том. Течения в районах горла Белого моря были изучены лучше, атлас был неплохим, но и здесь неопытный штурман мог погубить корабль, потому что в | момент перемены направления | ветров даже добросовестно соста вленный атлас начинал безбожно врать. Пордостовый ветер сме нялся зюйдвестовым и тотчас приливные и отливные течения мепялись под влиянием ветров. Атлас не мог дать штурману ре цепты на все случаи жизни. Пе ред самостоятельной работой предстояло основательно освоить ся с коварными нравами и по вадками северных морей. Вместе с товарищами Симппев изучил все губы Мотовского за лива, ходил иа кораблях вдоль Мурманского побережья до Свя того носа, плавал у Иоканки, у Понойских лудок, в районе Моржовца, в Сосиовской салме, в Белом море, в Двинском, в Онеж ском, в Кандалакшском заливах. Молодые штурманы изучали входы в Архангельск, по Май- максе, сначала с лоцманами, и >- том сами свободно водили ко рабли в этих водах. (Окончание на 5 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz