Краснофлотец. 1940, июль.

26 июля 1940 г., N° 170 (65?) 5 r ■ ; « О ФИ т £ и жжтгчяэ i - уияи ПРОВЕРКА ПОЛИТЗАНЯТИЙ О ЛЮБВИ К ВОЕННО-МОРСКОЙ НАУКЕ Товарищеская беседа началась Неожиданно. Командиры тт. 1ел- ИЦ(ад, Бондарев», Бахаев н другие чмталм газеты. Прочитав Статью о военной хитрости, тов. Бондарев» сказах: — Советсие подводники еще больше впиеахн ярких страниц в историю развития военно-мор ­ ского искусства. В этом отноше ­ нии очень характерны операция, проведенные командиром-подвод ­ ником т. Бурмистровым, которому наше правительство присвоихо звание Героя Советского Союза. Присутствующие насторожи ­ тесь. Они внимательно слушали каждое слово своего товарища, только что прибывшего с Черно ­ морского флота. Вкратце расска ­ зав о походах Героя, рассказчик заострил внимание командиров на таком примере. — Однажды, — говорил он, — выполняя приказ, т. Бурмистров столкнулся с рядом трудностей. Требовалось незамеченным по ­ дойти к назначенной точке. Об ­ становка не позволяла свободно продвигаться, потому что за го ­ ризонтом внимательно наблю ­ дали. Тогда на помощь пришла военная хитрость. Тов. Бурми ­ стров прикрепил на верхушку перископа чучело чайкн. Это мероприятие невыдавало торча ­ щего из воды перископа. Однажды в походе командиры, собравшись в каюту, за стаканом чая разобрали рассказ Героя Со ­ ветского Союза т. Вершинина о том, как он выполнял боевые задания командования на фронте борьбы с финской белогвардей- щиной. Аначпзируя условия пла ­ вания этой лодки, командиры многое почерпнули для своей практической деятельности. Активистом таких бесед всегда является старший лейтенант М. Мелкадзе. Он любит военно- морскую науку м систематически изучает ее. Основным мето ­ дом работы над собой у не ­ го является самостоятельная работа. Он приобрел библио ­ течку по военно-морскому делу, которую все время пополняет, глубоко изучает исторический ппгпппппппптпп Север этого не прощает Команда шестерки привезла с берега на корабль цветы. Синие, белые, — они стояли теперь во всех кубриках и каютах. Рулевой, возвратившийся е вахты, увидел букет, потом осмотрелся вокруг, и вдруг поднял с палубы совсем незамеченный было клочок бу ­ маги. Минер нашел тряпку и до блеска протер стол. Штурман в своей каюте переставил цветы к фотографии сына, стал приводить в порядок книги, разбросанные по столу и на полке, потом про ­ вел рукой по щеке, сам себе укоризненно улыбнулся и сел бриться. Цветы словно излучали особый ток, от которого люди становились разговорчивее, весе ­ лее и неожиданно замечали, какой неповторимою, величествен ­ ной красотой дышит здесь все, что окружает их боевой корабль. Люди увидели вдруг и необы ­ чайную глубину северного ясного неба, и полет чайки пад синен < опыт, сопоставляет его с совре ­ менный приемами м методами ведения жейны на море, йм из­ учен материал об использования подводных лодок м торпедных ка ­ теров во время войны в йена ­ ми. Тва. йелкадж жив инте ­ ресуется большими морскими сра ­ жениями во вторую империлн- стетескув войну. Старший лейтенант т. Мел ­ кадзе работает по плану.. Днем в свободное время изучает задачи, которые поставлены перед кораб ­ лем на данный отрезок времепи. Вечером читает историческую ли ­ тературу, материалы по тактике. Самостоятельно работая над собой по части изучения очеред ­ ных задач, выполняемых кораб ­ лем, т. Мелкадзе главное внима ­ ние уделяет освоению техники кораблевождения и использова ­ нию артиллерийского и торпед ­ ного вооружения. По торпедным стрельбам он периодически ведет конспект, в котором сосредото ­ чены все данные. Также им ве ­ дется и конспективная запись по устройству корабля. Знания, полученные в само ­ стоятельной учебе над собой, всегда приходят ему иа помощь в работе по специальности и воспитании командиров. В совер ­ шенстве овладев техникой кора ­ блевождения, т. Мелкадзе хорошо несет вахтенную службу. С лю ­ бовью передает свои знания мо ­ лодому лейтенанту т. Бабуркину, готовя из него полноценного вах ­ тенного командира. Метод его взаимопомощи такой. Сперва он дает лейтенанту тему, расскажет как ее нужно изучить. Когда т. Бабуркин по данной теме про ­ читает весь материал, т. Мел ­ кадзе начинает с ним беседу. В беседе они подробно разбирают каждый вопрос. На примерах из практики анализирует технику кораблевождения. Обширный кругозор по военно- морской культуре дает т. Мел ­ кадзе возможность проводить бе ­ седы с личным составом на раз ­ личные темы. Недавно на Н-ском корабле он рассказал красно ­ флотцам е военно-морском флате Германии. Вл. Сланцев. тплппп ги m ini i » т и 1 Пгтпгтгт~г-г-| ' : -1гтг1гглгтг1 а ■ 1ГТ1 »'ПППП ■ I и н в 11 II If 'ГТ волной, и бурун, кипящий над скалой, обнаженной отливом. А за бурупом прихотливой ли ­ нией поднимались береговые хол ­ мы, пятнами лежал нерасстаяв- шяй снег на розовом граните, и тут же зеленели мхи, и на них во множестве пестрели цветы — такие хе, как и те, что была привезены на борт корабля коман ­ дой шестерки. На этот берег, в расположение Н-ской батареи, нас переправил катер в то время, когда корабли в море развертывались, начиная отрядные учения. Деревянный настил, положен ­ ный на торфянистый грунт, вел к новому поселку. Подле синего озерка деловито болтала какая-то птица. Фиалки, ромашки, лан ­ дыши расцвечивали зеленый мох. Пока мы дошли до штаба, командир батареи успел расска ­ зать о зимний буранах, когда в нескольких шагах от казармы Групповоды политзанятий (слева направо): тт. Сливняк, Зеньков, Сапига, Морозов, Когакюв за совместным изуче ­ нием материалов по истории ВНП(б). Фото И. Л енник . НЕПРЕРЫВНО РАБОТАТЬ С ОТСТАЮЩИМИ Проверка успеваемости красно ­ флотцев и младших командиров в политзанятиях явилась проверкой состояния всей политической учебы в частях, где политработ ­ никами тт. Зюзин и Майоров. Состав групповодов политзаня­ тий здесь подобран хорошо, все они с большим желанием выпол ­ няют почетные обязанности по политическому просвещению бой ­ цов я младших командиров. Но есть и такие групповоды, как тт. Хромцов, Демченко, которые, имея настойчивое желание рабо ­ тать, нуждаются в повседневной помощи, по ее они не получают. Слабо привлечены к работе по повышению качества политиче ­ ских занятий заместители груп ­ поводов. С ними работы не ве ­ дется, семинары они не посе ­ щают. Заместители групповодов не организуют, как этого тре ­ бует директива Политического Управления, самостоятельных за ­ нятий. Индивидуальной работы по оказанию помощи слабо успе ­ вающих слушателям они не про ­ водят. В результате слабого при ­ влечения помощников группово ­ дов к борьбе за повышение ка ­ чества политических занятии в можно заблудиться в темноте, насыщенной ветром и снегом. От дома к дому тогда протягивают канаты, чтобы, держась за них, люди не сбивались с пути. Уже видны были здания штаба и казарм батареи — красивые, аккуратные рубленные дома. И при взгляде на этот поселок по ­ думалось, что хорошо, должно быть, в такой зимний ураганный день, возвратиться с морозного ветра в уютно убранный кубрик: тепло, горит ровный электриче ­ ский свет, поет в радиорепродук ­ торе задушевный, негромкий го ­ лос, недочитанная книга ожидает в шкафчике, у постели, шутка» перебрасываются друзья. И ка ­ ждая деталь этого домашнего уюта, — здесь, на самых высо ­ ких параллелях материка, у бе ­ рега Ледовитого океана, — должна будить в людях чувство необы ­ чайной гордости. Ведь все это плодя собственного труда, плодя победы над враждебной и, как веками казалось, неприступ ­ ной природой... каждой группе есть по 2 — 3 че ­ ловека неуспевающих. Имеются большие недочеты и в работе семинара, руководи ­ телем которого является т. Майо ­ ров. Здесь после прочитанной нм лекции для групповодов по теме не проводятся классно-групповые занятия, на которых групповоды моглн бы получить от руководи ­ теля методические указания. 22 июля в группе т. Алексее ­ ва проводилась проверка успе ­ ваемости слушателей не пройден ­ ным темам «Краткого курса ис ­ тории ВКП(б)». При проверке слушателям были пред ’ явяены высокие требования в оценке знаний. Из 13 проверенных от ­ лично ответили 3 человека — тт. Сивков, Семененко, Серкин. Неудовлетворительные оценки получили тт. Самура, Зубов, Петрушин. Большое количество удовлетворительных и неудовлет ­ ворительных оценок обгоняется слабой работой с отстающими. Устранить обнаруженные не ­ дочеты, вскрытые в ходе подго ­ товки и проверки политзанятий, является первоочередной задачей. К. Деныциков. ПППГХТПППППГТТТГТТППППГГТТ Мы вошли в штаб. Длинный коридор за дверью оказался пе- прибраиным. На досчатом нэлу налипла грязь и валялись окурки. В комнате, где у телефона сидел оперативный дежурный, стояла незаправленная койка. Дежурный поднялся из-за стола. Командир батареи узнал у него обстановку. Время еще оста ­ валось, и мы прошли в кубрик. Стены там были чисто выбе ­ лены, койки застелены аккурат ­ но, но настоящей заботы ~ об уюте не чувствовалось. И тут невольно вспомнились цветы, оставленные иа корабле. Онн были привезены с этого берега, ио в домах батареи их нигде не было видне. Краснофлотцы, сво ­ бодные от вахт, сидели на скамьях, не снимал рабочих ко- ёягаев . Кет, здесь было не так уютно, как казалось при взгляде на этот дом, — не так уютно, как должно было и могло быть. Неуютными, необжитыми были здесь и квартиры командного со ­ става. Политрук батаоеи приехал НУЖНА ПОМОЩЬ ДО ПРОВЕРКИ В ближайшие ди у подиоди- ваемостн слушателей в полити ­ ческих занятиях. Будут подве ­ дены итога политической ходга- тови личного состава за полуго ­ дие. В подразделениях, где пэйгт« работники тт. Сазонов, Щемят* ров, Любимов и Морсаков, имеются краснофлотцы я младшие коман ­ диры, которые отстали в полит ­ занятиях. Так, например, в группе т. Сазонова тт. Варваров, Башоякин, Муханов, Никаноров слабо усвоите пройденные темы. Они за период учебного года при ­ сутствовали три раза на полит ­ занятиях, однако до сих пер ни ­ кто всерьез не задумался над тем, чтобы покончить с этим безобразием и в подготовке б проверке оказать всемерную по ­ мощь этим товарищам. Отличники политической учебы тт. Андреев, Зверев, Ерохин не организованы на то, чтобы оказать помощь от ­ стающим бойцам в группе т. Са ­ зонова. н Готовясь к проверке, надо широко организовать помощь краснофлотцам и младшим коман ­ дирам при повторении ими IV главы «Краткого курса истории ВКП(б)», а в такой помощи мно ­ гие нуждаются, возьмем, в при ­ меру, т. Козлова, он слабо разби ­ рается в философских вопросах. Фейербаха относит к итальянским философам,' не поникает, что та ­ ков «рациональное зерно» диа ­ лектики Гегеля и «основное зер ­ но» — философии Фейербаха. Такие примеры не единичный говорят о том, что в подготовке к проверке политзанятий не все сделано, чтобы краснофлотцы и младшие командиры могли пока* зать высокие показатели успе ­ ваемости. Групповоды, партийные и ком ­ сомольские организации должны по-большевистски изжить все недочеты в проведении и органи ­ зации политзанятий, всемерно оказывать бойцам и младшим командирам помощь в подготовке к проверке политических знаний. Г. Семенов. ттгтттпгтппппппппппппсоч сюда не так давно, месяца два или три назад. И видно было, что, занимая новую свою квар ­ тиру, он расставил мебель, укра ­ сил стены и оставил после* этого всякую заботу о том, что его окружает. На мебели плотным слоем лежала пыль, пол был грязен и — это было самое уди ­ вительно для квартиры полит ­ рука — здесь нигде не было книг. Только несколько разроз ­ ненных номеров журналов. Книг не было видно и в квар ­ тире командира Сташевского. — А что вы читаете?; — спросили у него. — Следите ли за литературой по своей специаль ­ ности? Как расширяете свой командирский кругозор?. Он ответил короткой, унылой - фразой: — Ничего нам не присылают... Неправильный и нехороший ответ. Если человек интересуется тем новым, что вносит в его спе ­ циальность поступЬ времени, — (Окончание на 3-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz