Краснофлотец. 1940, июль.

20 и«ля 1340 г., № 165 (648) а Р А С Н О Ф Л О 1 u ц S на;». ’ (ОКОНЧАНИЕ) ГЕРОИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ РУССКОГО ФЛОТА И ЕГО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ФЛОТОВОДЦЫ рию Черноморский флот благодаря талантливому и энергичному ру ­ ководству Сенявина. В 1805 — 1806 гг. во время войны с Францией и Турцией эс ­ кадра Сенявина громит в Сре ­ диземном мора французский и ту. рецвий флоты. 'Подобно Суворову он действует энергично, реши ­ тельно, часто на свой риск зани ­ мает важнейшие стратегические пункты противника в Средизем ­ ном море. Стратегия Сенявина со. стояла в том, чтобы уничтожать живую силу противника, а не ограничиваться занятием городов и крепостей. Но история показывает, что талантливые люди были не в по ­ чете у царствующих самодуров. Ненавидя Сенявина за его ини ­ циативность и самостоятельность, Александр I уволил его с военно- морской службы. Изгнав Сеняви ­ на, царь пытался изгнать из фло ­ та сенявннский дух. Моряков стали обучать по сухопутным ус. та вам, на флоте воцарилась ша. гнстика, муштра. Из матроса хо ­ тели сделать живой автомат, не с пособпый к размышлению. VI. С этой мертвящей рутиной по ­ вели решительную борьбу коман ­ дующий Черноморским флотом ад. мирал Лазарев и его ученик и ближайший помощник Нахимов. 0 г своих подчиненных офицеров Нахимов требовал воспитывать в матросах инициативу, смелость, любовь к морю. В одпой речи на офицерском собрании Нахимов заявил: «Нора нам перестать счи ­ тать себя помещиками, а матро ­ сов крепостными людьми. Матрос есть главный двигатель на воен ­ ном корабле, а мы — только пру. жины, которые на* него дейст ­ вуют». Черноморские моряки особенно прославили себя во время войны 1853 — 1856 гг. На стороне турок были Англия, Франция ц другие европейские государства, эскадры которых стояли в Босфо ­ ре в боевой готовности. Нахимов решил взять инициа ­ тиву в свод руки и ударить по турецкому флоту, стоявшему в Синопской бухте. В его распоря ­ жении было 6 линейных кораб ­ лей и 2 фрегата с общим коли ­ чеством пушек 710. 18 ноября 1853 г. русская эскадра подошла к Синопской бухте.Турецкий флот открыл ураганный артогонь, ту ­ чи ядер осыпали русские корабли. Бой принял характер артиллерий, ских поединков между отдельны ­ ми кораблями. Из 14 турецких кораблей б этом бою было уничтожено 13, потери турок превышали 3.000 человек. Все русские корабли ос ­ тались па плаву, хотя некоторые из них имели значительные по ­ вреждения. * Сипоиская победа русских мо ­ ряков потрясла весь мир. Англия и Франция поняли, что одними турецкими силами не справиться с Россией, и к Севастополю дви ­ нулся англо-французский флот в составе 60 боевых кораблей и 250 транспортов с 60-тысячньгм десантом Флот союзников имел значительное количество парохо ­ дов, па вооружении кораблей бы ­ ла дальнобойная нарезная артил ­ лерия. — _ - «сь^дж- - — « Русские парусные корабли с гладкоствольной артиллерией ае могли противостоять англо-фрап. цузскому флоту, поэтому русские моряки потопили свой флот у входа в Севастопольскую бухту, чтобы преградить доступ в нее кораблям противника, а сами со ­ шли на берег защищать свою ба­ зу — Севастополь. vn. 14 сентября 1854 г. началась оборона Севастополя, которая про. должалась 11 месяцев. Россия имела в Крыму 45 тыс. человек войсж, в том числе 17 тысяч мо ­ ряков, возглавляемых адмира. лами Корниловым я Нахимо ­ вым, погибшими при этой ге ­ роической обороне. Об ’ едияея- ные силы англичан, фран ­ цузов и турок насчитывали 63 тысячи человек. Флот союзников имел 1.500 пушек и непрерывно обстреливал город. В первый день бомбардировки по ' Севастополю было выпущено свыше 150 тыс. ядер, бомб и гранат. За все вре ­ мя осады по Севастополю было выпущено 1.356 тыс. снарядов. Энгельс, говоря об обороне Се ­ вастополя, указывал, что история еще не знала примеров такого мужества и самопожертвования. Защитники Севастополя, не имея достаточного количества снаря ­ дов и патронов, с устаревшим оружием проявили изумительное мужество, отвагу и самопожертво ­ вание. Вбсь мир удивлялся их героизму. Но если моряки и солдаты ге ­ ройски защищали родную землю, то царские генералы торговали ею. Процветало воровство, каз ­ нокрадство, предательство. Снаб. жение Севастополя было из рук вон плохо. В таких условиях че ­ рез 11 месяцев неравной борьбы (28 августа 1855 г.) героиче ­ ский гарнизон оставил город. Война 1853 — 56 гг. была пе ­ реломным этапом в истории рус ­ ского флота. Синопский бой был последним боем эпохи парусного флота. Нужно было совершить пе ­ реход к паровому флоту, иначе позиции яа морях могли быть по. теряны. После Крымской кампа ­ нии в России впервые были вве ­ дены яа вооружение кораблей на ­ резные орудия, что значительно повысило их дальнобойность. А это, 1в свою очередь, повлияло на изменение тактики боя. Первые броненосные паровые суда русского флота строились по русским чертежам в Англии. В 1868 г. в Англии был спущен первый корабль для России, на ­ званный «Первенцем». Сами строители отзывались о нем, как о самом безобразном корабле из тех, которые когда-либо строила Англия. Лишь к концу XIX века со ­ здается в России собственная су ­ достроительная промышленность, но она строила корабли долго, до. рого и плохо. Броненосцы строи­ лись обычно 6 — 8 лет и старели уже в процессе стройки. Кроме того, в строительстве кораблей была большая разношерстность. Не было и двух кораблей, похожих друг на друга. Пе случайно в то время русский броненосный флот называли «пловучим: музеем: образцов». Эта разношерстпость кораб. лей явилась одной из причин раз ­ грома русского флота при Цусиме. VIII. Во главе флота ставились над ­ менные и бездарные сановники царского двора (Алексеев, Рожде ­ ственский и да.), которые больше занимались парадной стороной подготовки флота, нежели его бое. вой подготовкой. Талантливые люди, подлинные патриоты рус ­ ского флота, затирались, их дер ­ жали на задворках. На общем фоне бездарности и гнилости морского штаба и ал* ииралтейства светлым пятном вы. ступает выходец из народа, сын боцмана, адмирал Макаров, всю свою жизнь посвятивший укре ­ плению флота. Макаров был не только выдающимся мо ­ ряком, ио к выдающимся уче. ным. Его ценнейшие научные изобретения часто не встречали поддержки у правительства. От Макарова отмахивались, как от назойливой мухи, его прозвала «чудаком», на него смотрели свы ­ сока, как на плебея. Многим обязан русский флот Макарову. Им был сконструиро ­ ван первый в России ледокол «Ермак». Страстная мечта Мака ­ рова, встречавшая насмешки и 'издевательства со стороны царе ­ дворцев, о покорении Северного полюса и освоении Северного мор. ского пути осуществлена только в наше время. Минлре оружие было применено в России впервые Макаровым, много им было сдела ­ но по рационализации судовой артиллерии, по обеспечению жи- вучести *и н^потоиясмостя £О_ раблей. Макаров написал первый в России труд по морской такти ­ ке эпохи парового флота. В систему воспитания лично ­ го состава Макаров клал извест ­ ные принципы Сенявина: ини ­ циатива, находчивость, любовь к морю, сознательное отношение к делу. Девиз Макарова был таков: «В море — дома, на берегу — в го ­ стях». В марте 1904 г. трагическая гибель оборвала эту кипучую жизнь русского патриота. Флаг ­ манский корабль «Петропав ­ ловск», выходя из порт-артурской базы, наткнулся на японскую мину. Вместе с командой погиб я Макаров. IX. К войне с Японией Россия не была подготовлена. Беспечность командования порт-артурской эс ­ кадры привела в тому, что в ночь на 9 февраля 1904 г. весь командный состав кораблей был на берегу на банкете по случаю именин царицы. Флот стоял на рейде бее всякого охранения. Этой беспечностью воспользовались японцы, совершившие внезапную атаку миноносцев на русскую эскадру. Японскими торпедами были подорваны броненосцы «Це. саревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада». Так началась война. Безынициативный адмирал Внт.' гефт не решался на активные действия против японцев. Еогда на русских минах, выставленных перед Порт . Артуром на свой риск капитаном II ранга Ивано ­ вым, подорвались 6 японских ко. раблей, вместо благодарности ка ­ питан П ранга Иванов получил выговор от Витгефта. В резуль ­ тате бездарности я безынициатив ­ ности руководства, тихоокеанская эскадра потерпела тяжелое пора- Ж ’ С ’ ПИ'бв Из Балтики была послана на Тихий океан наскоро собранная вторая тихоокеанская эскадра под командованием адмирала Рождест ­ венского. Путь в 16 тыс. иль без наличия- своих баз был не ­ обычайно труден. Еще ли одни военный корабль мира не про. ходил такое расстояние. Рус ­ ские моряки проявили исклю ­ чительную выносливость, храб ­ рость и героизм как в походе, так и в последующем бою у Цусимы. Во время боя у Цуси ­ мы адмиралы Рождественский и Небогатое трусливо еда. лись в плен, адмирал Эихвист позорно бежал с места сражении. Русские же моряки, несмотря на отсутствие боевого руководства и большую усталость после длитель ­ ного похода, не с нус кал и боевого флага, геройоки сражались за ро. дину до последнего снаряда. Они предпочитал к погибнуть вместе с кораблями, нежели сдаваться в плен. Так вела себя геройская ком ап. да крейсера «Дмитрий Донской», сражавшаяся до последнего сна ­ ряда е 9 кораблями противника, так же сражались моряки мино ­ носцев «Стерегущего», «Громко, го». Последний из уцелевших матросов открывал кингстоны и шел на дно Тихого океана вместо со своим кораблем. «Не русский народ, а самодер ­ жавие пришло к нозорному пора ­ жению. Русский народ выиграл от поражения самодержавии, ка ­ питуляция Порт - Артура есть пролог к капитуляции царизма». (Денин, соч., т. УП стр. 49). Исторические документы, во ­ споминания участников Цусимы разоблачают легенду о мнимой непобедимости японского флота. У Цусимы японцы не выдерживали боя с равным по силам против ­ ником. Русские артиллеристы на. носили кораблям противника серьезные повреждения. Победу японцам обеспечило насквозь про. гнившее самодержавие с его без ­ дарными адмиралами. Русские мо ­ ряки, русский народ побеждены не были. X. В начале империалистической войны русские моряки организо ­ вали удачные минные постановки у берегов Германии и в Финском заливе, чем была парализована деятельность флота противника. Дучшие корабли кайзеровского флота нашли свою могилу на дне Балтики от русских мин. Вот факты. 17 ноября 1914 г. на минах погиб крейсер «Фрид ­ рих Карл». Б начале 1915 г. подорвались крейсеры «Аугсбург» и «Газелле». 17 декабря 1915 г. затонули сторожевой корабль «Фрейя» и эсминец «С-177». 13 января 1916 г. подорвался крей ­ сер «Любек», в ночь на 10 нояб. ря 1916 г. в Финском заливе яз 10 германских эсминцев погибли на минах 7 и т. д. Известный не ­ мецкий подводник Хасхаген пи ­ сал в воспоминаниях: «В начале войны лишь одна мина представ ­ ляла опасность — мана русская... Каждый из нас, если не был к тему принужден, старался избе ­ гать русских дел». И когда нашему флоту весной 1918 г. грозила опасность быть захваченным в Гельсингфорсе кайзеровской Германией, совет ­ ские моряки совершили небыва ­ лый еще в истории подвиг: весь флот > составе! 211 вымпелоз г невероятно тяжелых ледовых ус ч ловиях был приведен яз Гельсинг ­ форса в Кронштадт. Моряка спа ­ сли своей родине флот, помня, что предстоят впереди большие бит ­ вы с капиталистическими страна ­ ми. 23 февраля 1928 г. в крива, эе маршала Советского Союза тол. Ворошилова о награждении Балтийского флота орденом «Крас ­ ного Знамени» говорилось: «Бал ­ тийский флот был спасен исклю ­ чительно энергией и самоотвер ­ женностью моряков». ♦ # * Исключительно велика роль моряков в борьбе за советскую власть, за социализм. На всех участках борьбы с внутренней контрреволюцией и иностранной интервенцией русские патриоты в бескозырках и бушлатах сража ­ лись в первых рядах защитников социалистической родины, своей храбростью и мужеством сеяли панический страх в лагере про ­ тивников. Сейчас на всех морях, омыва ­ ющих берега социалистической ■родины, гордо развевается флаг военно-морского флота страны победившего социализма. Советский народ не жалеет средств я сил, чтобы сделать свой флот самым могущественным в мир е. Ежегодно флоты Советского Союза получают новые корабля, ®е уступающие, а зачастую пре ­ восходящие по своему качеству корабли иностранных государств. Красные моряки любовно овладе ­ вают первоклассной техникой, свято чтят боевые традиции фло ­ та своей родины к непрерывно их умножают. В недавних боях с белофиннами Балтийский и наш Северный фло ­ ты оказали огромную помощь ге ­ роической Красной Армии по обеспечению безопасности северо- западных границ нашей Родины. Геройские подвиги моряков-юоман. диров товарищей Трипольского, Вершинина, Борисова, Крохалева и др. перекликаются с подвигами русских моряков-героев, давне минувших лет. Великая партия Ленина — Сталина воспитала талантливые кадры боевых руководителей флота — красных адмиралов, ви ­ це-адмиралов я контр-адмиралов, вышедших из народа, неразрывно связанных с народом. Боевая ис ­ тория старого русского флота со ­ здавалась под руководством таких передовых и талантливых флото ­ водцев, как Ушаков, Сенявин, Нахимов, Макаров. Их светлую память всегда будет чтить совет ­ ский народ. Боевая история Крас, ноте флота создается под води ­ тельством таких закаленных в боях за социалистическую роди ­ ну адмиралов, как товарищи Кузнецов, Исаков, Галлер и мно ­ гие другие. Наши советские адмиралы — достойные преемники передового военного опыта старого флота. Они неустанно умножают этот опыт в соответствии с новыми ис ­ торическими условиями. Красные моряки всемерно повышают бое. вую готовность флота, укрепляют железную воинскую дисциплину, будучи постоянно готовы сразить, ся с врагом и победить. Помня боевое прошлое русско ­ го флота, красные моряки посто ­ янно готовы под знаменем Ленина ! — Сталина одерживать новые • * • . • -ч . ъ Г» Г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz