Краснофлотец. 1940, июль.

10 июля 19 0 г., № 156 (539) КРАСНОФЛОТЕЦ 3 ’ 5?хяк>чс ч2ВОИ5±ГГ^:Г ‘ 5ЭИИППкЛОЭТ»ЛЗа е/ги>/глг>^Я!Т-; ИИ BBUW us?sa; от-*, ль&.-<к •Д.Л "&* *iii. Л Ул i^. . Ленинский - комсомол ’ вф Военно-Морского Флота СССР Шел 1920 год. После раз ­ грома. Колчака и Деникина со ­ ветский народ получил времен ­ ную передышку. Империалисты увидели, что белогвардейские войска разбиты частями Красной Армии и Красного Флота. Совет ­ ская власть укреплялась по всей стране, а в Западной Европе росло возмущение рабочих войпой интервентов против Советской Республики, — все это заставило империалистов изменить свои от ­ ношения с Советской Республи ­ кой. В начале 1920 года Ан ­ глия, Франция, Италия приняли решение прекратить блокаду Со ­ ветской России. Это было боль ­ шой победой в борьбе с империа ­ лизмом. Но это еще не означало, что Советская Россия окончательно покончила с интервенцией и гра ­ жданской войной. Империалисти ­ ческая Польша — уродливое де ­ тище версальского трабительскогу мира, — пользуясь поддержкой главных капиталистических стран, ждала удобного случая, чтобы па пасть па Советскую Рес ­ публику. Па Дальием Востоке, на Севере, в Закавказье, Крыму и Средней Азии еще продолжалась борьба с вратами пролетарского государства, но полученная пере ­ дышка позволяла большевистской партии направить больше сына хозяйственное строительство. Корабли Красного Флота совер ­ шили героический ледовый по­ ход в марте 1918 года из Гель ­ сингфорса в Кронштадт. Для на ­ шей родины было спасено 211 боевых кораблей Балтики. Флот, в боевом содружестве с Красной Армией отбивший не одну атаку интервентов на молодую Совет ­ скую Республику, покрывший себя неувядаемой славой побед в годы гражданской войны, теперь оказался в состоянии крайней разрухи. Корабли, забытые ре ­ монтными бригадами остановлен ­ ных заводов, лишенные топлива и света, осиротело стояли на мертвых якорях. Могуществен ­ ные линкоры, быстроходны» мино ­ носцы и крейсера, грозны» под ­ водные лодки теперь мало напо ­ минали собою боевые корабли. Палубы были загружены хламом, болтался оборванный такелаж, машины руками ушедших на фронт матросов были прикрыты от холода навозом:, погасли топки кочегарок, пусты были артилле ­ рийские погреба. Промышленность, разоренная войнами, переживала тяжелое положение. Продукция ведущих отраслей промышленности в 1920 году была в семь раз меньше довоенной. Флот остро нуждался в людях. Революционные моряки ушли на фронты, или работали на ответ ­ ственных хозяйственных, партий, ных и советских постах. Были корабли, на которых оставалось 7 — 8 процентов команды от штат ­ ной нормы. Экипаж линкора, тре ­ бующий около 1.500 человек, насчитывал 80 — 100 матросов. Враги нашей родины злорадство ­ вали и считали Красный Флот погибшим. Но их надежды не оправдались. Осенью 1921 года X с ’ езд большевиков под руководством Ленина и Сталина, в интересах укрепления обороны морских гра ­ ниц страны Советов, принял ре ­ шение об укреплении Красного Военно-Морского Флота. «С ’ езд считает необходимым, в соответствии с общим положе ­ нием и материальными ресурсами Советской республики, принять меры к возрождению и укрепле ­ нию Красного военного флота» (ВВП(б) в резолюциях, часть I, стр. 403). ЦК партии большевиков, вы ­ полняя это решение с ’ езда, вер ­ нул на корабли коммунистов-мо ­ ряков и принял меры к очистке флота от разложившихся элемен ­ тов. ЦК партии призвал Комму ­ нистический Союз Молодежи дать флоту новых людей, способных всю свою кипучую энергию МОЛО ­ ДОСТИ вложить в дело возрожде ­ ния боевой мощи и дисциплины флота. В ответ на призыв партии осенью 1921 года комсомол по ­ сылает 2.000 лучших своих сы ­ нов для укрепления кадров флота. Осенью 1922 года на V с ’ езде Коммунистический Союз Моло ­ дежи принял шефство над Крас ­ ным Флотом. Это было первое шефство в истории комсомола. В своем решении по этому вопросу с ’ езд записал: «V Всероссийский с ’ езд РКОМ постановляет принять шефстве над Красным Военным Флотом республики. Всероссийский с ’ езд призывает всех комсомольцев и всю трудя ­ щуюся молодежь каждодневно помогать Краевому Флоту я его морякам, их семьям, устраивать сборы, отчвеления, пропагандиро ­ вать идею создания мощного Красного Военного Флота. Лучшей комсомольской организацией будет та, которая сможет больше всего внести в дело помощи красных орлам наших морей. Комсомольцы и краснофлотцы под одним зна ­ менем будут творить одно и то же дело — строить Советскую республику я защищать ее бе- рега». После с ’ езда ЦК РКСМ под ру ­ ководством большевистской пар ­ тии провел мобилизацию, отобрав для флота еще 2.500 комсомоль ­ цев-активистов. В течение после ­ дующих лет комсомол провел немало таких мобилизаций. Толь ­ ко Москва и Ленинград послали во флот 732 комсомольца. Прибытие комсомольцев ожи ­ вило корабли. На палубах, в трю. мах, башнях и погребах — всюду закипела живая больше ­ вистская работа по восстановле ­ нию кораблей. Холод, полуголод ­ ная жизнь, отсутствие обмунди ­ рования, инструментов и мате ­ риалов, — ничто не могло сломить комсомольской воли к победе. И наперекор всему капиталистиче ­ скому миру и предательской под ­ рывной деятельности врагов на ­ рода внутри страны, корабля оживали, флот восстанавливался, росла его боевая выучка, крепла организация и дисциплина. Оце ­ нивая деятельность комсомольцев по восстановлению флота в 1925 году, т. Фрунзе писал: «Флот начинает фактически историю своего возрождения толь, во после конца гражданской вой ­ ны. Одним из моментов, харак ­ терных для начала этого перелом, него периода, является принятие комсомолом шефства над флотом. Старший политрук В. ДМИТРИЕВ — ♦♦♦=== Этот момент безусловно! в жизни флота сыграл колоссальнейшую роль... Тысячи комсомольского по ­ полнения, образовавшие ядро но ­ вого флота, заложили тот фунда ­ мент, на основе которого стала возможной вся дальнейшая твор ­ ческая деятельность». Задача быстрейшего овладения техникой боевых кораблей на ­ стойчиво требовала подготовки советских кадров командного со ­ става флота из рядов рабочего класса. Под руководством партии в Ленинграде на базе курсов командного состава флота органи ­ зуются четыре военно-морских училища: Военно-Морское, Инже ­ нерное, Гидрографическое и По ­ литическое училище им. Рошаля. Реорганизуется для выполнения новых задач Военно-Морская Ака ­ демия. В эти созданные партией и Советским правительством воен ­ но-морские училища в июле 1922 года комсомол посылает 300 человек, отобранных ЦК РКСМ. В 1926 году состоялся первый выпуск комсомольцев, командиров Красного Флота. Командиры комсомольского при ­ зыва становятся в боевые рубки, к компасам, к орудиям, как большевистские руководители личного состава своих кораблей. Люди, которых комсомол послал во флот в годы первых наборов, занимают теперь высокие команд, ные посты. Среди них Нарком Военно-Морского Флота адмирал тов. Кузнецов, Заместитель Нар ­ кома Военно-Морского Флота тов. Игнатьев, Герой Советского Союза т. Египко, контр-адмирал т. Белоусов и другие. Сейчас на многих кораблях личный состав почти целиком комсомольский, комсомольцы со ­ ставляют больше половины лич ­ ного состава нашего флота. Оце ­ нивая достоинства и роль наших комсомольских кадров — этого золотого фонд^ флота — в день десятилетия шефства над флотом тов. Ворошилов говорил: «Всюду и везде на красных кораблях — в кочегарке и боевой рубке, на палубе и у сложней ­ ших морских приборов и меха ­ низмов, на всех морях, омываю ­ щих СССР, зорко и верно несут комсомольцы службу рабочему классу и высоко держат знамя Ленина. Неисчерпаемая энергия в С докладом об авангардной роли комсомола в укреплении воинской доциплины выступает политрук тов. Е. Дубин. Фото Л. Черных. работе, инициативность, пример ­ ность в учебе и быту, бережное и умелое обращение с техникой, стойкость в борьбе за генераль ­ ную линию партии — отличи ­ тельные черты комсомольца во флоте». Комсомолу флота принадлежит инициатива могучего движения за оставление на пожизненную п сверхсрочную службу во флоте. Комсомольцами флота внесены тысячи ценнейших рационализа ­ торских и изобретательских пред ­ ложений по военно-морской тех ­ нике и боевой учебе. В 1938 году решением ЦК ВКИ{6) был введен институт за ­ местителей политруков в армии я флоте. Это мероприятие выдвинул» на ответственную руководящую политическую работу тысячи ком. сомольцев флота. Институт заме ­ стителей политруков в системе всей партийно-политической ра ­ боты во флоте обеспечил повсе ­ дневную живую связь нашей партии с каждым командиром и краснофлотцем и создал неисчер ­ паемый резерв политработников флота, грамотных в военно-мор ­ ском отношении и политически зрелых, высоко дисциплинирован, ных, обладающих богатым опытом практической работы по органи ­ зации я воспитанию личного со ­ става. Комсомол дал нашему флоту самое, ценное — политически 8релые, в боевом отношении гра ­ мотные, беззаветно преданны» своей родине, нашей партии я товарищу Сталину военно-морские кадры. Однако роль комсомоль ­ ских пополнений во флоте не ограничивается созданием этих кадров. Комсомольские мобилиза ­ ции проходили как большая по ­ литическая массовая кампания по всей стране. Проводы комсомоль ­ цев на корабли и в части флота выливались в демонстрации, мо ­ билизующие па строительство флота весь наш советский народ. Для популяризации Военно- Морского Флота среди трудя ­ щихся нашей страты партия и комсомол проводят «Неделю Крас ­ ного Флота». Эта неделя была начата по всей стране 15 января 1923 года и в некоторых обла ­ стях проходила в течение 2 — 3 месяцев. Михаил Иванович Калинин обратился к трудящимся Советского Союза с призывом: «Морскому флоту должен быть I уделен максимум нашего внима ­ ния. Пусть каждый завод, фабри ­ ка, село, волость, город будут счи ­ тать своим долгом помогать мор ­ скому флоту и быть активными участниками его строительства». Призыв товарища Калинина нашел горячий отклик среди ши. рочайших масс трудящихся на ­ шей родины и советской моло ­ дежи. По городам м селам страны комсомольские комитеты органи ­ зуют многочисленные суббота и к и, проводят отчисления в пользу флота. По инициативе комсомольцев по стране широко развернулся сбор средств среди населения па постройку новых боевых кораб­ лей. На эти средства были по ­ строены и полностью вооружены эскадренный миноносец «Неза ­ можник», подводная лодка «Ком ­ сомолец» и друге » корабли. Шефство комсомола над флотом расширилось до шефства отдель ­ ных организаций районов, городов и областей над личным составом кораблей и соединений флота. Значение этого шефства мы мо ­ жем проследить на примерах ва ­ шего Северного флота, над кото ­ рым шефствуют комсомольцы Мурманской области и комсомоль. с кая организация Дзержинского района города Денин-рада. Комсо ­ мольцы Калининской области шефствуют над личным составом миноносцев, комсомольцы Яро­ славской области шефствуют над нашими славными северными подводниками. Комсомольцы-шефы установили переходящее знамя Калининского обкома ВЛВОМ за лучшие успехи в боевой и поля- тической подготовке кораблей и частей. Эго знамя, завоеванное в предмайском социалистическом соревновании, удерживается лич ­ ным составом корабля «В. Куй ­ бышев». Оно служит могучим стимулом в борьбе за отличное овладение новой боевой техникой, повышение железной воинской дисциплины. На VIII пленуме ЦК ВЛКСМ принял шефство над строитель ­ ством большого морского и океан ­ ского флота СССР. Тысячи и де- работать на судостроительные заводы, чтобы строить новые лин ­ коры, крейсера, лидеры, подвод ­ ные лодки. Комсомольские организации су. д(устроительных заводов, комитеты ВЛКСМ взяли под свой контроль сроки выполнения морских зака ­ зов заводами других наркоматов. Десятки тысяч комсомольцев по ­ шли в военно-морские училища, па корабли и в части флота. Весь советский парод строит в самые короткие сроки могучи» эскадры военных кораблей любых классов. Ленинский комсомол играет в этом исключительно большую роль и этим вписывает героиче ­ скую страницу в историю созда ­ ния могучих вооружениях сил страны социализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz