Краснофлотец. 1940, август.

23 августа '1940 г., № 1§4 (677) и Р А С Н О Ф Л 3 ---- -,.-^4, Г: Уметь управлять шлюпкой в любую погоду обстановки. Известие всем, что, когда потребуется применить шлюпку в серьезной обстановке, то таких условий нельзя будет создать, а экипаж шлюпки не будет приучен действовать в сложных условиях. Такое, между прочим, отноше ­ ние некоторыми лицами перено ­ сится и на боевую подготовку, где для выполнения задачи со ­ здаются упрощенные условия и всякие льготы, лишь бы упраж ­ нение было выполнено «хорошо» и «отлично». Этим упрощением объясняется и то положение, что обучение хождению на шлюпке, особенно под парусами, происходит в про ­ стых условиях. Мало внимания уделяется упражнениям: шлюпоч ­ ный промер, буксировка, подход к берегу при различном состоя ­ нии моря и на прибое, перевозка боевых средств, выполнение дли ­ тельного похода с определенными заданиями и другим видам бое ­ вого использования шлюпки. Ме ­ жду тем эти задачи могут быть возложены на шлюпки, следова ­ тельно, их нужно усвоить всему личному составу. Известны такие случаи. В рус ­ ско-японскую войну Порт-Артур был окружен японцами с суши и блокирован военными кораблями с моря. Никакой связи с оса ­ жденной крепостью налажено не было. И вот моряки на гребных судах прорьввали японскую бло ­ каду и пробирались в Норт-Артур. 1 июня 1904 года; из Чйфу в Порт-Артур прибыл на джонке (маленькая китайская лодка) лей ­ тенант Данилов, доставивший се ­ кретные документы. 2 декабря 1904 года тоже из Чифу прибыл на десятивесельаом катере, прорвав блокаду, капитан П ранга Цвингман. Вши и другие случаи прорыва' блокады на шлюпках. Паруса па малых судах приме ­ няются я используются не только при прорывах блокады. Во время первой империалистической войны одна русская подводная лодка за ­ хватила турецкую фелуку в районе Зонгулдака. Два матроса вызвались доставить эту фелуку, нагруженную кожей и фруктами, в свою базу. Через трое с поло ­ виной суток она прибыла в Се ­ вастополь. Необходимо попять, что каждый командир и краснофлотец обязан уметь грести, уметь управлять шлюпкой па веслах и под пару ­ сами независимо от состояния моря и погоды. Для морской службы» характер ­ ны неожиданности и быстрая сиена обстановки. В связи с этим она требует от личного состава беспрерывного напряжения вни ­ мания, быстроты соображения и действий, упорства, решитель ­ ности и разумной инициативы. От личного состава военного фло ­ та требуются такие качества, ко ­ торые позволили бы не теряться ни в какой обстановке на море, быстро я правильно принять ре ­ шение и тверда проводить его в жизнь. Такие качества надо прививать и воспитывать путем системати ­ ческой тренировки. Они выраба ­ тываются повседневными учения ­ ми и упражнениями, физической подготовкой. Но ничто так хорошо -и полно не вырабатывает этих нужный личному составу качеств, как морская шлюпка. Она в отличие от физических упражнений на суше или палубе имеет то пре ­ имущество, что комплексно разви ­ вает все перечисленные качества. Кроме того, на шлюпке молодой начальствующий состав наилуч ­ шим образом приобретает первые навыки в управлении кораблем. Неудивительно, что шлюпка пользуется заслуженной популяр ­ ностью и не только как средство водного спорта, но главным обра ­ зом потому, что она дает полное удовлетворение личному составу в его потребности проверить, при ­ менить и развить на деле свои морские качества. Иногда это закоиное стремле ­ ние не только не встречает ожи ­ даемой поддержки, а, наоборот, встречает препятствия. Находятся люди, рассуждающие примерно так: — Шлюпка со своими веслами я парусом, — это остаток еще петровской эпохи. В наш век тех ­ ники шлюпка должна быть заме ­ нена самодвижущимся катером/ 1 Поэтому на обучение управлению шлюпкой не стоит тратить вре ­ мени. Эти люди забывают совершенно о том, что выработка морских ка ­ честв необходима всему личному составу независимо от специаль ­ ности. У личного состава шлюпка пользуется любовью и большой популярностью. Особенно увлека ­ ются начсостав и краснофлотцы шлюпочными походами, которые наилучшим образом отвечают всем требованиям выработки необхо ­ димых морских качеств. Но они, к сожалению, еще редко устраи ­ ваются, а те, что проводятся, превращаются в какую-то шу ­ миху. На самом же деле, эти по ­ ходы должны быть неот ’ емлемой частью боевой подготовки, повсе ­ дневной кропотливой трениров ­ кой. Такие же походы не. всегда правильно организуются и прово ­ дятся, как правило, под страхом: «как бы чего не вышло». Обычно предусматривается ряд мероприятий: обеспечение похода кораблями, выделяются лучшие шлюпки, выдается добавочное пи ­ тание, одежда и т. и., которые до некоторой степени не способ ­ ствуют проявлению и выработке морских качеств, а, наоборот, приучают к надежде па опеку. Так как экипажам шлюпок не остается никакой заботы, то они и проявляют мепыне инициативы и находчивости из-за упрощения Надо утатай*®^» с взятыми Ь рифами и под штормовым воору ­ жением. Так, а не иначе, должен j разрешаться этот важный вопрос^-, а выиолыенив его надо начинать ’ с простых условий, постепенно переходя в сложным, допуская < • некоторый риск. Необходимо пре ­ кратить практику перестраховок, при которых как только немного засвежеет на рейде, срочно под ­ нимается сигнал: «переменить род движения» или «возвратиться». Это ве дает возможности трени ­ роваться в разнообразных уело- i пнях, вселяет в управляющего шлюпкой неуверенность в свои силы в дальнейшем а прививает > боязнь. Мы же хотим привить бесстрашие, смелость и ловкость. Поскольку на шлюпке у личного состава вырабатываются такие качества, как смелость, то нужио я смелее их отрабатывать, ис ­ пользуя ее при всяких условиях, отдавая предпочтение шлюпке, а не самедвижущемуся ватеру. Нужно организовать обучение па шлюпке так, чтобы ежедневно кто-нибудь ходил на ней, трени ­ ровать не только экипажи призо ­ вых или авральных шлюпок, а весь состав корабля. Перед тем, как допускать в самостоятельному управлению шлюпкой, нужно показать лич ­ ному составу, что на шлюпке все нужно делать быстро, четко, пра ­ вильно с непрерывным изучением ее качеств. Убедившись, что это выполняется, можно предоставить возможность проявить полную самостоятельность, на первый раз в несложной обстановке, а лотом переходить к белее сложным и орудным заданиям без опеки. Вот ряд мероприятий, необхо ­ димых для обучения личного со ­ става управлению шлюпкой и ее пспельзованню, как средства вы ­ работки морских качеств. Конеч ­ но, эти мероприятия всего не нс- гсерпывают, можно привести еще очень много ценных мелочей, ко ­ торые известны начсоставу, но они часто забываются и ими пренебрегают. Сейчас для решения нашей за ­ дачи воспитания в личном со ­ ставе мужества, решительности, инициативы и смелости, одним из лучших средств являются шлюп ­ ки. Они дают возможность смелее решать эти задачи на основе под ­ пой самостоятельности и инициа ­ тивы. Этого от нас требует обста ­ новка, этого требует Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР. Капитан 2-го ранга И. Панов. На гонках под пзруеои, Краснофлотцы и командиры нашего корабля, прежде чем при ­ ступить к хождению на шлюпке, изучили устройство и вооружение ее, теорию управления под ве ­ слами и парусами. Затем была проведена проверка знаний. Все бойцы и командиры освоили те ­ оретический курс по шлюпкам на «отлично» и «хорошо». Отлично сдали зачеты тт. Русаков, Пу- ляев, Гольнев и другие. В дости ­ жении этих успехов большую роль сыграл лейтенант т. Гу ­ щин. По окончании теоретических занятий краснофлотцы под руко ­ водством лейтенанта т. Гущина выходили на шлюпке в залив и там отрабатывали правила гребли. Освоив приемы гребли, красно ­ общеизвестно: она воспитывает у бойцов мужество, отвагу и лю ­ бовь к морю, повышает морскую выучку личного состава. Нельзя сказать, чтобы стар ­ ший помощник командира Н-ско- го корабля т. Степаняи недооце ­ нивал значения морской шлюпки, но... изучение устройства шлюп ­ ки, систематическая тренировка краснофлотцев и командиров в хождении под веслами и паруса ­ ми организовано па корабле пло ­ хо. Корабельные шлюпки очень редко спускаются иа воду, уход за ними явно недостаточный. К примеру, не так давно, когда команда гребцов приготовилась к выходу на обще флоте кио шлюп оч ­ ные гонки, начали спускать шлюпку па воду. Но здесь про ­ изошел неприятный случай: до ­ ска у кормового сидения оторва ­ лась -я шлюпка кормой упала в »ОЛУ. Старпом т, Стопапян об ’ яспяет ■этот случай плохим качеством шлюпки, ио только ли в этом де ­ Штопки на бук; Фото-этюд И. Линник. НА ВЕСЛАХ И ПОД ПАРУСАМИ флотцы стали делать переходы на 8 — -10 миль. Когда это было освоено, команда шлюпки начала тренировку в хождении под па ­ русами. Серьезным экзаменом для краснофлотцев явились походы при большой волне. Здесь в бой ­ цах развивалось мужество,, реши ­ тельность и смелость. Шлюпка под парусом уходила в море при ­ мерно на 15 — 25 миль, и так краснофлотцы поочередно учились управлять его. Лейтенант т. Гу ­ щин, делая замечания по дейст ­ виям бойцов, рассказывал им о правилах управления этим не большим судном. В таких походах краснофлотцы тт. Рогушип, Голь ­ нев и другие хорошо научились управлять шлюпкой. - Боцман Бор. Цыбин. НЕ УВАЖАЮТ ШЛЮПКУ Значение морской шлюпки] до? Водь там, где ценят и ува- жа ют шлюпку, там и заботливо, с любовью ухаживают за ней. А здесь, как видно, не смотрели за шлюпкой, не проверили даже ее исправность перед спуском на воду. Произошло это не случайно. На корабле есть много не только краснофлотцев, но и командиров, которые не научились ходить па шлюпке под веслами и парусами, умело управлять ею. Недавно, когда корабль стоял па якоре, па воду была спущена шлюпка. При отходе от борта оказалось, что многие красно ­ флотцы, посланные па шлюпку, не умеют грести. Старпом т. Степаняи и вахтенный командир т. Бепцман, посылая шлюпку по важпому делу, ио проверили уме ­ ния бойцов владеть веслом. С краснофлотцами корабля проводится очень мало занятии ио изучению шлюпки, не исполь ­ зуется каждая свободная минута для тренировки личного состава в хождении па шлюпке. Г. Яковлев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz