Краснофлотец. 1940, август.
23 августа '1940 г., № 1§4 (677) и Р А С Н О Ф Л 3 ---- -,.-^4, Г: Уметь управлять шлюпкой в любую погоду обстановки. Известие всем, что, когда потребуется применить шлюпку в серьезной обстановке, то таких условий нельзя будет создать, а экипаж шлюпки не будет приучен действовать в сложных условиях. Такое, между прочим, отноше ние некоторыми лицами перено сится и на боевую подготовку, где для выполнения задачи со здаются упрощенные условия и всякие льготы, лишь бы упраж нение было выполнено «хорошо» и «отлично». Этим упрощением объясняется и то положение, что обучение хождению на шлюпке, особенно под парусами, происходит в про стых условиях. Мало внимания уделяется упражнениям: шлюпоч ный промер, буксировка, подход к берегу при различном состоя нии моря и на прибое, перевозка боевых средств, выполнение дли тельного похода с определенными заданиями и другим видам бое вого использования шлюпки. Ме жду тем эти задачи могут быть возложены на шлюпки, следова тельно, их нужно усвоить всему личному составу. Известны такие случаи. В рус ско-японскую войну Порт-Артур был окружен японцами с суши и блокирован военными кораблями с моря. Никакой связи с оса жденной крепостью налажено не было. И вот моряки на гребных судах прорьввали японскую бло каду и пробирались в Норт-Артур. 1 июня 1904 года; из Чйфу в Порт-Артур прибыл на джонке (маленькая китайская лодка) лей тенант Данилов, доставивший се кретные документы. 2 декабря 1904 года тоже из Чифу прибыл на десятивесельаом катере, прорвав блокаду, капитан П ранга Цвингман. Вши и другие случаи прорыва' блокады на шлюпках. Паруса па малых судах приме няются я используются не только при прорывах блокады. Во время первой империалистической войны одна русская подводная лодка за хватила турецкую фелуку в районе Зонгулдака. Два матроса вызвались доставить эту фелуку, нагруженную кожей и фруктами, в свою базу. Через трое с поло виной суток она прибыла в Се вастополь. Необходимо попять, что каждый командир и краснофлотец обязан уметь грести, уметь управлять шлюпкой па веслах и под пару сами независимо от состояния моря и погоды. Для морской службы» характер ны неожиданности и быстрая сиена обстановки. В связи с этим она требует от личного состава беспрерывного напряжения вни мания, быстроты соображения и действий, упорства, решитель ности и разумной инициативы. От личного состава военного фло та требуются такие качества, ко торые позволили бы не теряться ни в какой обстановке на море, быстро я правильно принять ре шение и тверда проводить его в жизнь. Такие качества надо прививать и воспитывать путем системати ческой тренировки. Они выраба тываются повседневными учения ми и упражнениями, физической подготовкой. Но ничто так хорошо -и полно не вырабатывает этих нужный личному составу качеств, как морская шлюпка. Она в отличие от физических упражнений на суше или палубе имеет то пре имущество, что комплексно разви вает все перечисленные качества. Кроме того, на шлюпке молодой начальствующий состав наилуч шим образом приобретает первые навыки в управлении кораблем. Неудивительно, что шлюпка пользуется заслуженной популяр ностью и не только как средство водного спорта, но главным обра зом потому, что она дает полное удовлетворение личному составу в его потребности проверить, при менить и развить на деле свои морские качества. Иногда это закоиное стремле ние не только не встречает ожи даемой поддержки, а, наоборот, встречает препятствия. Находятся люди, рассуждающие примерно так: — Шлюпка со своими веслами я парусом, — это остаток еще петровской эпохи. В наш век тех ники шлюпка должна быть заме нена самодвижущимся катером/ 1 Поэтому на обучение управлению шлюпкой не стоит тратить вре мени. Эти люди забывают совершенно о том, что выработка морских ка честв необходима всему личному составу независимо от специаль ности. У личного состава шлюпка пользуется любовью и большой популярностью. Особенно увлека ются начсостав и краснофлотцы шлюпочными походами, которые наилучшим образом отвечают всем требованиям выработки необхо димых морских качеств. Но они, к сожалению, еще редко устраи ваются, а те, что проводятся, превращаются в какую-то шу миху. На самом же деле, эти по ходы должны быть неот ’ емлемой частью боевой подготовки, повсе дневной кропотливой трениров кой. Такие же походы не. всегда правильно организуются и прово дятся, как правило, под страхом: «как бы чего не вышло». Обычно предусматривается ряд мероприятий: обеспечение похода кораблями, выделяются лучшие шлюпки, выдается добавочное пи тание, одежда и т. и., которые до некоторой степени не способ ствуют проявлению и выработке морских качеств, а, наоборот, приучают к надежде па опеку. Так как экипажам шлюпок не остается никакой заботы, то они и проявляют мепыне инициативы и находчивости из-за упрощения Надо утатай*®^» с взятыми Ь рифами и под штормовым воору жением. Так, а не иначе, должен j разрешаться этот важный вопрос^-, а выиолыенив его надо начинать ’ с простых условий, постепенно переходя в сложным, допуская < • некоторый риск. Необходимо пре кратить практику перестраховок, при которых как только немного засвежеет на рейде, срочно под нимается сигнал: «переменить род движения» или «возвратиться». Это ве дает возможности трени роваться в разнообразных уело- i пнях, вселяет в управляющего шлюпкой неуверенность в свои силы в дальнейшем а прививает > боязнь. Мы же хотим привить бесстрашие, смелость и ловкость. Поскольку на шлюпке у личного состава вырабатываются такие качества, как смелость, то нужио я смелее их отрабатывать, ис пользуя ее при всяких условиях, отдавая предпочтение шлюпке, а не самедвижущемуся ватеру. Нужно организовать обучение па шлюпке так, чтобы ежедневно кто-нибудь ходил на ней, трени ровать не только экипажи призо вых или авральных шлюпок, а весь состав корабля. Перед тем, как допускать в самостоятельному управлению шлюпкой, нужно показать лич ному составу, что на шлюпке все нужно делать быстро, четко, пра вильно с непрерывным изучением ее качеств. Убедившись, что это выполняется, можно предоставить возможность проявить полную самостоятельность, на первый раз в несложной обстановке, а лотом переходить к белее сложным и орудным заданиям без опеки. Вот ряд мероприятий, необхо димых для обучения личного со става управлению шлюпкой и ее пспельзованню, как средства вы работки морских качеств. Конеч но, эти мероприятия всего не нс- гсерпывают, можно привести еще очень много ценных мелочей, ко торые известны начсоставу, но они часто забываются и ими пренебрегают. Сейчас для решения нашей за дачи воспитания в личном со ставе мужества, решительности, инициативы и смелости, одним из лучших средств являются шлюп ки. Они дают возможность смелее решать эти задачи на основе под пой самостоятельности и инициа тивы. Этого от нас требует обста новка, этого требует Народный Комиссар Военно-Морского Флота Союза ССР. Капитан 2-го ранга И. Панов. На гонках под пзруеои, Краснофлотцы и командиры нашего корабля, прежде чем при ступить к хождению на шлюпке, изучили устройство и вооружение ее, теорию управления под ве слами и парусами. Затем была проведена проверка знаний. Все бойцы и командиры освоили те оретический курс по шлюпкам на «отлично» и «хорошо». Отлично сдали зачеты тт. Русаков, Пу- ляев, Гольнев и другие. В дости жении этих успехов большую роль сыграл лейтенант т. Гу щин. По окончании теоретических занятий краснофлотцы под руко водством лейтенанта т. Гущина выходили на шлюпке в залив и там отрабатывали правила гребли. Освоив приемы гребли, красно общеизвестно: она воспитывает у бойцов мужество, отвагу и лю бовь к морю, повышает морскую выучку личного состава. Нельзя сказать, чтобы стар ший помощник командира Н-ско- го корабля т. Степаняи недооце нивал значения морской шлюпки, но... изучение устройства шлюп ки, систематическая тренировка краснофлотцев и командиров в хождении под веслами и паруса ми организовано па корабле пло хо. Корабельные шлюпки очень редко спускаются иа воду, уход за ними явно недостаточный. К примеру, не так давно, когда команда гребцов приготовилась к выходу на обще флоте кио шлюп оч ные гонки, начали спускать шлюпку па воду. Но здесь про изошел неприятный случай: до ска у кормового сидения оторва лась -я шлюпка кормой упала в »ОЛУ. Старпом т, Стопапян об ’ яспяет ■этот случай плохим качеством шлюпки, ио только ли в этом де Штопки на бук; Фото-этюд И. Линник. НА ВЕСЛАХ И ПОД ПАРУСАМИ флотцы стали делать переходы на 8 — -10 миль. Когда это было освоено, команда шлюпки начала тренировку в хождении под па русами. Серьезным экзаменом для краснофлотцев явились походы при большой волне. Здесь в бой цах развивалось мужество,, реши тельность и смелость. Шлюпка под парусом уходила в море при мерно на 15 — 25 миль, и так краснофлотцы поочередно учились управлять его. Лейтенант т. Гу щин, делая замечания по дейст виям бойцов, рассказывал им о правилах управления этим не большим судном. В таких походах краснофлотцы тт. Рогушип, Голь нев и другие хорошо научились управлять шлюпкой. - Боцман Бор. Цыбин. НЕ УВАЖАЮТ ШЛЮПКУ Значение морской шлюпки] до? Водь там, где ценят и ува- жа ют шлюпку, там и заботливо, с любовью ухаживают за ней. А здесь, как видно, не смотрели за шлюпкой, не проверили даже ее исправность перед спуском на воду. Произошло это не случайно. На корабле есть много не только краснофлотцев, но и командиров, которые не научились ходить па шлюпке под веслами и парусами, умело управлять ею. Недавно, когда корабль стоял па якоре, па воду была спущена шлюпка. При отходе от борта оказалось, что многие красно флотцы, посланные па шлюпку, не умеют грести. Старпом т. Степаняи и вахтенный командир т. Бепцман, посылая шлюпку по важпому делу, ио проверили уме ния бойцов владеть веслом. С краснофлотцами корабля проводится очень мало занятии ио изучению шлюпки, не исполь зуется каждая свободная минута для тренировки личного состава в хождении па шлюпке. Г. Яковлев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz