Краснофлотец. 1940, август.
21 августа 1940 г., Кг 192 (675) КРАСНОФЛОТЕЦ : -.7 ^- .•лялл КАК МЫ ОТРАБАТЫВАЕМ ЗАДАЧИ 00 ЖИВУЧЕСТИ КОРАБЛЯ Большие задачи возложены па личный состав электромеханиче ских подразделений в борьбе за живучесть корабля. Военно-мор ская история знает много фак тов, которые показывают, что на тех кораблях, где личный состав электромеханических боевых ча стей был отлично натренирован и в совеншенстве владел в ликви дации последствий аварий и в за делке пробоин, там была надежно обеспечена живучесть. Немецкий крейсер «Зейдлиц» в первую империалистическую вой ну в бою с английскими крейсе рами получил несколько пробоин в самых уязвимых местах. Од нако «Зейдлиц» не утонул, а все время вел ожесточенный бой. Дело в том, что машинисты этого крейсера слаженно боролись с по вреждениями и в самые сжатые сроки умело устраняли их. На атом крейсере задачи по живу чести корабля были отработаны заранее, причем отработка их проводилась в условиях, прибли женных к боевой действитель ности. Краснофлотцы и командиры боевой части корабля «В. Куйбы шев» настойчиво отрабатывают задачи по живучести. Ими успеш но сдано 4 задачи и подготовлена к сдаче пятая. В первую задачу входили темы по изучению устройства корабля, расположения боевых постов. (Командир боевой части т. Лебе дев рассказал младшим команди рам подразделения о живучести я \ непотопляемости корабля. Он подробно об ’ яснил, из каких эле ментов складывается живучесть корабля и чем обеспечивается его непотопляемость. Первые тео ретические занятия с бойцами по изучению устройства корабля командиры отделений провели в налубе- На втором занятии, об ходя корабль, краснофлотцы озна комились с боевыми постами, с расположением механизмов- После этого была проведена проверка знаний. Вое бойцы давали хоро шие ответы. Такими же методами решалась и вторая задача^ которая вклю чала вопросы шо изучению мате риальной пасти. Освоив меха низмы, -краснофлотцы изучили Mi ■анструкции но приготовлению материальной части к походу. Практическими действиями они добились четкого выполнения нормативов по запуску и оста новке механиэмои, а подготовку машин к походу сократили на .15 минут. Знания краснофлотцев шо инструкциям проверял командир; корабля. На все его воцравзы бойцы давали точные ответы. 3 и 4 задачи — борьба па живучесть л пеиотонляемость _ко- рабля при стоянке на якоре днем н ночью — • потребовали от машинистов большой энергии в учебе, высокой дисциплинирован ности, организованности н сла женности в действиях на част ных учениях. Теоретические во просы этих задач были изучены хорошо. Когда краснофлотцы при ступили к практическим дей ствиям, выявились факты недис циплинированности. На первых же тренировочных занятиях крас нофлотцы тт. Алферов и Граков, нарушая уставные требования, не репетовали приказании старших начальников. Здесь же у млад ших командиров тт. Соколовского и Кулюшина выявилась нечет кость в подаче команд н распо ряжений. Когда этим командирам была дана вводная; «Пожар в ко тельном отделении», младший командир т. Соколовский вместо того, чтобы быстро принять ре шение по тушению «пожара», допустил медлительность. Кроме того, он подавал команды не так, как требует устав. Например, «Эй, принеси шланг» и т. д. Бо лее слаженно действовала но за делке пробоин аварийная партия под руководством старшины тов. Кулешова. Однако и здесь не •обошлось без лишних разговоров во время работы по заводке пла стыря. В 3 и 4 задачи также входили темы по борьбе с отравляющими веществами. Эти темы дегаза ционное отделение т. Копылова изучило хорошо. Младший коман дир т. Копылов много поработал яад тем, чтобы его подчиненные действовали слаженно. Недавно с дегазаторами было проведено уче ние. Боевыми отравляющими ве ществами был заражен левый борт между котельным отделе нием и вторым орудием, а также полубак. Краснофлотцы отделения т. Копылова хорошо произвели разведку и дегазацию. Отработка аварийных задач — большое и важное дело. Для до стижения наилучших результа тов в их решении необходимо повседневно тренировать личный состав. Младший политрук Иа. Хромцов. гДладший командир Л. Панин, награжденный значком «От личник Военно-Морского Флота» проводит занятие по спе циальности. Фото Q. Линник. ЗА ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО СУРОВАЯ КАРА мал военную тдшеягу, : Однако факта говорят о том, боец ВоеншнМорсэого та у нас ость еще отдельный торжественно поклялся бойцы и командиры, которые при честным, храбрым, дно- выполнения своих служебных Нрни Ко ждып Флота «быть цигглшп роваоттым...... Храбрость, настойчивость в достижении цели, дисциплиниро ванность, скромность и чест ность — характерные черты воина страны социализма. Нечеткое выполнение своих обязанностей, недостоверность донесений старшему начальнику в боевой обстановке может стоить больших жертв. Вот почему нуж но со всей строгостью пресекать малейшее проявление мелкобур жуазной распущенности — очко втирательства, лжи и замазыва ния недочетов. Когда работают инжекторы После ряда успешно прове- депных операций корабль ушел в бухту «Н» для подго товки к новым действиям. Бухта представляла хорошую якорную стоянку, огражденную с трех сто рон от ветров. Однако она была небезопасна от нападения воз душного и морского противника. Когда рассеялся утренний туман, корабль оказался без защиты извне. «Противник», разыскивая ко рабль, выслал самолеты и торпед ные катера. Вскоре вахтенный сигнальщик корабля услышал шум авиационных моторов и не медленно доложил об этом коман диру. Самолеты, обнаружив ко рабль, стремительно бросились на него из-за гор. Зенитные орудия отбивали атаку воздушного «про тивника»... Поблизости с бортом корабля произошло несколько сильпых «взрывов». Одпа бомба разорвалась и нанесла некоторые «повреждения». Командир аварийной группы выяснил степень «повреждений». В пост живучести одно за другим поступили донесения: — В котельном отделении «пробоина». В помещение посту пает вода. — Поврежден трубопровод па ровой магистрали. Группа краснофлотцев под ру ководством воентехника 2-го ранга т. Удальцова заводит пластырь. Младший комапдир т. Пестряков с подчиненными моментально пу стил в действие водоотливные средства: насос, постоянные и обязанностей допускают нечест ность, позоря этим звание воен ного моряка. Недавно командир отделения торнедистов т. Босяков, будучи на вахте, доложил дежурному командиру по живучести, что па корабле «все в порядке» и вах тенная служба несется строго по инструкции. Подобный же доклад он сдолая и командиру корабля. А между тем, он только что на рушил инструкцию, пускал на корабль людей в неположен ное время. Больше того. Наспех приняв дежурство, т. Босяков со переносные инжекторы. Командир •отделения т. Бровкин с красно флотцем т. Митиным наложили бугель на «перебитую» трубу паровой магистрали. Бойцы и командиры действуют слаженно. Ни лишнего шума, пи неоргани зованности. Каждый на своем посту четко выполняет боевую 'инструкцию. ...Обстановка усложнилась. Ко рабль обнаружен торпедным ка тером. Зайдя с борта, катер об стрелял корабль из пулемета. Бронебойные пули сделали в ма шинных отделениях пять «про боин». Младший командир т. Пет ров с бойцами быстро заделы вает их пробками. Поступила вводная: «Пулей пробит провод освещения; по всему борту погас свет». Электрики тт. Житов и Боль шов, действуя впотьмах, момен тально устранили «повреждение». ...Аварийные учения прошли организованно. Успех обеспечен высокой дисциплинированностью бойцов и комапдиров, всесторон ней натренированностью личного состава. Действуя в противогазах, все участники учения показали образцы выносливости и умение быстро и слаженно решать слож ные боевые задачи но обеспече нию живучести корабля в бою. В своей учебе мы уделили особое внимание на отработку централизованного управления. «Борьба за непотопляемость требует строго централизо ванного управления. Наруше ние этого принципа неизбежно поведет к прямой катастрофе или в лучшем случае к серь езному ущорбу боевых качеств корабля». (КУ-39, часть I, си. 237). Было проведено несколько теоре тических и тренировочных заня тий. В практической отработке задач особое внимание было об ращено на связь боевых постов с пунктом живучести. Раньше от дельные краснофлотцы по недис циплинированности путали при передаче приказания и распоря жения старших начальников. Из жив это и добившись четкой ор ганизованности в действии ава рийных групп, можно было смело иттн в море для выполнения за дачи. В достижении успехов при от работке задач по обеспечению живучести корабля чувствуется организующая роль командира боевой части т. Удальцова. Старшина Д. Рудаков. вершенно не проверил, в каком еостоянии находится корабль. Этого не было вделано и за все время дежурства, несмотря на то, что инструкция четко требо вала от младшего командира т. Боеякова тщательной проверки всех помещен ий корабля через определенные промежутки време ни. Подобный же случай про изошел и со старшиной эле kt - т . Смекаевым. Буду- вахте, он в течение 5 суток записывал в аккумуля торный журнал, что производил замер контрольных элементов у батареи, тогда как в действитель ности пе сделал пи одного заме ра. Босяков и Сиекаев совершили тягчайшее преступление, они по зорно отступили от своей клят вы, дайной на верность своему риков чи на Вместо требовательности — уговаривание Младший командир т. Дени сенко пришел к старшему на чальнику. — Опаздывает в строй, прере кается, — говорил т. Денисенко о бойце Турнове. — Я ему чи тал устав, рассказывал о значе нии воинской дисциплины, но, очевидно, он еще не понимает огромного значения дисциплини рованности... Лейтенант, внимательно выслу шав т. Денисенко, сказал: — Довольно уговаривать, тре буйте от него выполнения устав ных положений. И на этот раз, уйдя от коман дира подразделения, т. Денисен ко забыл о своих правах и обя занностях. А боец, как и рань ше, продолжал опаздывать в строй. — Нельзя опаздывать, това рищ Турпов, — говорил т. Дени сенко, — учтите свои ошибки... Турнов не обращал на это внимания. Уговаривание и уве щевание младшего командира при вели к тому, что боец перестал повторять приказания комапди ров, выполнял их медленно. Бы вали случаи, когда Турнов «от говаривался» от выполнения при каза командира. — Товарищ командир, — го ворил он, — может быть кто- нибудь это сделает, я недавно пришел с работы... Мягкосердечный командир тов. Денисенко освобождал т. Тур- нова от выполнения приказапия. В этом же подразделении боец т. Майбуров часто опаздывает па политзанятия, иногда ходит в столовую без строя, нечетко вы полняет приказания младшего командира т. Липина. Однако, распоясавшегося бойца до сих пор никто пе призвал в порядку. Соблюдение узаконенного по рядка, поддержание высокой воинской дисциплины — непре ложный закон. Не нужно много болтать и разговаривать о борьбе за дисциплину, а необходимо дей ствовать. Надо решительным об разом сурово пресекать малейшие факты недисциплинированности. Высокая требовательность — не личное дело, а долг каждого командира и начальника. Об этом всегда должны помнить тт. Денисенко и Липин. К. Алексеев. народу и за это они должны по нести суровое наказание. Очковтирательство и обман, в какой бы степени опи ни прояв лялись, равносильны предатель ству. Они наносят прямой ущерб обороноспособности нашей роди ны. Нужно каленым железом вы жигать малейшие попытки очко втирательства, воспитывать у каждого бойца чувство личной ответственности перед Родиной, за неустанное повышение боевой готовности наших кораблей и частей. Быть правдивым и честным перед советским правительством, партией, перед народом, ставить интересы родины превыше всего — священная обязанность и пер вейший долг каждого военного моряка. П. Лаврентьев.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz