Краснофлотец. 1940, август.

2 САМОЛЕТЫ НАД СЕВЕРНЫМ ОКЕАНОМ • Отлмчн-дК' Соевой и ио- лнтач&е^ой водготовми старший зейтеиаит А. Стоянов, Фото Луцмпсо» САМОЛЕТЫ ИДУТ НА СЕВЕР Пионером завоевания Арктики с воздуха был шведский инженер Са ­ ломон Август Андрэ. Он предпринял попытку пе ­ релететь через Северный полюс на воздушном ша ­ ре. Андрэ с двумя спут ­ никами вылетел со Шпицбергена на воздуш ­ ном шаре ,Орел “ II июля 1897 года. Сразу после вылета шар поте ­ рял управляемость, и ia следующий день потер ­ певшие аварию путе ­ шественники опустились на лед. Разыскать их не удалось. Лишь 33 года спустя были обнаружены остатки лагеря Андрэ. В 1907 году американ ­ ский журналист В. Уэль- ман решил повторить опыт Андрэ. Он поднял ­ ся в том же месте, отку ­ да вылетел Андрэ, но, пе ­ релетев через диорд, на другом берёгу упал на глетчер. * * * Первым, совершившим полет в Арктике на са ­ молете был русский лет ­ чик Нагурский. Аркти ­ ческие перелеты Нагур- ского, предпринятые в 1914 году, имели целью поиски экспедиции Г. Я. Седова. Гидроплан Фар- мана, заказанный Нагур- скнм в Париже, был до ­ ставлен в Александровск- на-Мурмане (ныне город Полярное). В августе 1914 года Нагурский со ­ вершил пять полетов у Новой Земли. * * * В 1924 году летчик Б. Г. Чухновский совер- шил несколько полетов в районе Новой Земли. * * •jj 1926 год. Американец Бэрд летит на самолете системы Ф о к к е р от Шпицбергена к полюсу и обратно. В том же го ­ ду Амундсен на дири ­ жабле „Норге* переле ­ тает от Шпицбергена через полюс до Аляски. * * * В 1926 году началась регулярная работа совет ­ ских самолетов в Арк ­ тике. Самолеты обслу ­ живал и зверобойные промыслы в северной части Белого моря. Экспедиция Нобиле на дирижабле „Италии (1925 г.) к Северному полюсу повлекла много человеческих жертв. Кро ­ ме 8 человек с .Италии* погиб экипаж самолета .Латам*, вместе с вели ­ ки 1 полярным исследо ­ вателем Р. Амундсеном, История завоеваная Арктики с воздуха памятна каждому . Всего несколько • лет миновало с тех пор, как известные всем бесстрашные советские пилоты i впервые проложили путь над Северным океаном. В наши дна над водами Советского Севера — множество самолетов. Полеты в тумане, в дождь, в пургу, над кипящими валами северных морей — не только на гидропланах, но и на воздушных кораблях сухопутной авиации — стали повсе ­ дневностью. Мужественным и храбрым боевым пилотам, стерегущим подступы к совет ­ ским северным берегам и водам — горячий краснофлотский привет в День всесоюз ­ ного праздника советской авиации! НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ На аэродроме — обычный де ­ ловой день. Люди работают в рас ­ крытых фюзеляжах бомбардиров ­ щиков, часть машин в чехлах мирно стоит, упершись колесами в дере ­ вянные колодки. Из-за окружающих аэродром скал, поросших мелко ­ лесьем и кустарником, стремительно несутся редкие сизые облака. По ­ среди. площадки огромная лужа — накануне почти сутки, не переста ­ вая, лил дождь. С грузовичка мето ­ дически высылают в лужу гравий. Посадка на это время воспрещена, на аэродроме выжжен белый крест и снижающиеся самолеты с недо ­ вольным урчанием снова взмывают ввысь. Над горизонтом несколько звеньев бомбардировщиков идут на цель — ее хорошо видно отсюда — огром ­ ный меловой круг на склоне дале ­ кой обнаженной свалы. Самолеты успевают пройти за цель, когда над ней набухает, ко ­ леблемое ветром, густое черное об ­ лако разрыва. На аэродроме люди удовлетворенно оценивают попадания. Машины описывают круг, гото ­ вясь в новому заходу. Штурманская кабина скоростного бомбардировщика вынесена впереди фюзеляжа, между винтами само ­ лета, как огромный фонарь, пере ­ пончатый и прозрачный. Человек в кабине видит стрельчатые лучи солнца в опаленных закатом дым- пых облаках, каменные горбы скал, сверкающие озера, разбросанные : бесчисленными осколками, влажный Г Ц блеск гранита на солнце, бледную “ прозелень болот, желтую площадку аэродрома с круто загнутыми по краям мшистыми уступами, дома в зеленой долине, корабли, идущие в синем мареве залива и моря — изобилие красок, нежданных на Се ­ вере и неугадываемых на земле. Штурман оборачивается назад, к летнику. Он успевает бросить лишь короткий взгляд, во в этом взгляде целая фраза. «Пора выходить на цель, выводи машину, Цецорин!». Летчик едва заметно отвечает гла ­ зами: «Сейчас выведу, Валов, я как раз собирался выводить». В воздухе пе приходится разго ­ варивать. Понимают друг друга по едва уловимому жесту, по кивку головы, по движению илеча. В по ­ лете штурман и пилот — единое целое, и нельзя оказать — кто из них главнее. Они летят, как один человек, сражаются, как один, по ­ беждают, как один, я вместо полу- полетах. Сельский активист Цецо ­ рин сколачивал первый колхоз, во ­ дил первый колхозный трактор, учился аа рабфаке. Валов был па ­ стухом, ходил в сельскую школу, окончил сельскохозяйственный ин ­ ститут, работая агрономом. Больше всего на свет» его интересовала агрохимия. Цецорииа в авиацию послала партия, Валова — комсомол. Неверно было бы сказать, что они переме ­ нили только профессия. Произошли более глубокие изменения. Люди^. переменили любимое дело. Они по ­ любили воздух, полет, свою боевую машину. Полгода назад впервые в жизни они вели свой самолет с грузом 1 1 Старший лейтенант Г. Я. Валов. Фото Крокосюк. бомб не на учебную, а на настоя ­ щую цель. Снежные пространства за передовыми линиями белофиннов'Ка ­ зались безмолвными. Но таи, под снегами, под железобетонными сво ­ дами я стальной броней казематов укрывался враг. Самолеты эскадрильи вшили тогда на цель яз облаков. Белофинские зенитчики молчали. Они рассчиты ­ вали остаться незамеченными, про ­ пустить бомбардировщиков, пе вы ­ дав себя, й обстрелять боевые ма ­ шины позже, когда те будут воз ­ вращаться без бомб. Хитрость за хитрость! Самолеты прошли мимо цели, будто пе заме ­ тив ее. Вражеские орудия не сде ­ лали пи одного выстрела. Но с воз ­ духа были ясно видны черные ко ­ нусы иа снегу перед орудиями укреплений, обстреливавших дорогу наших войск. Сажа после выстре ­ лов оседает на слег и длинные чер ­ ные полосы (на земле они неза ­ метны) сходятся к жерлам укрытых ОРУДИЙ. бедствовавшем I чаит И сеЛчас 0110 вместс итальянцам. Уцелевшая ~ летчик Цецорая и штурман Ва- часть экипажа „Италии 11 лев, оба — участники боев С б&ло- была обнаружена с воз- финнами, оба награждены орденами духа советскими летчи- <{ jjp. ac , HO g Звезды». ками Чухновским и Ьа- Ин тот, пц другой — пи в дет ­ стве, ни в юности — не мечтали о бушкиным и подобрана ледоколом „Красин". W < * Я тут самолеты вйоЯйдаййб для 1протнв®вка повернута, мгновенно и точно вшили на цель х «отдали» бомбы. Вихре обломков, снега и пыяи взвились над землей. Батарея перестала существовать. Позже, ко ­ гда на место бомбардировки пришли наши части, выяснилось, что была ометева не только батарея, во я ка ­ зарма и большой оклад боезапасов. Это й бь» первый настоящий боевой вылет Цецорина и Валова. А потом Цецорин я Балов оказа­ лись в Заполярья. Северное побережье Финляндии уже было занято советскими вой­ сками. Вместо с другими северомор ­ скими летчиками Цецорин и Валов внесли караульную службу, разведы ­ вали в заливах и губах побережья морского противника, оберегали со ­ ветские транспорты и боевые ко ­ рабли от веожиданного нападения врага. • ■ •Все это бЫло не так просто. Лет ­ чики сухопутных машин впервые в яязи вели свои самолеты над мором. И каким морем! Высота не ­ большая, облака прижимают к воде, а вода кипит, срываясь солеными брызгами с белых гребней, словно силясь дотянуться до машин. Те ­ перь можно признаться, что в пер ­ вых вылетах «над морем было до ­ вольно скучно». Но теперь — дру ­ ге» дело. Летят ли пилоты над землей или над водой, они чувствуют себя уверенно. Машины надежные — не откажут. Случаев посадки в море в североморской авиация не бывало. Многому пришлось, однако, учить- ся заново. На первых порах сухо ­ путные летчики совершенно не знали классов кораблей и каждый рыболовный тральщик казался им современным крейсером. Кроме того, театр полетов приходилось изучать не в учебной обстановке, а в усло ­ виях боевых действий. А Северный театр для летчика — особая школа, трудна^, требующая воли, муже ­ ства и большого искусства. •...Самолеты отбомбились. Они ле ­ тят за веясным далеким хребтом, огибая второй крут иад горизонтом. Уже засыпана лужа на аэродроме, огромное «Т» белеет сбоку пло ­ щадки — посадка разрешена. Ветер треплет белый флажок в руках краснофлотца на земле. Вы ­ пуская в воздухе шасси, снижаются бомбардировщики. Эти грозные бое ­ вые машины хорошо известны да ­ леко за рубежами нашей страны, всюду, где они громили зрага во славу социалистической родниы. Отважные летчики Заполярья, дружные советские люди, такие как Цецорин и Валов, водят эти само ­ леты в наших суровых краях, в дождь и туман, в пургу и штормы, иад сушей «и Северным океаном,- Б. Яглинг, л ? ШОРСКИЕ ЛЕТЧИКИ С колько неприятностей доставляют «метеорологические условия» мор ­ ским летчикам Севера! Поднимается самолет в воздух, ложится на нуж ­ ный курс. А через некоторое время наваливаются на машину тяжелые . плотные облака, прижимают ее яязко s воде. Сесть нельзя — волны разобьют самолет в щепки. Пробиться - вверх, уйти за облава тоже невоз ­ можно. Так и ведет летчик свою машину — по приборам, зная, что каждое неверное движение может повлечь за собой гибель машины и всего экипажа. Летчики эскадрильи капитана Бойко привыкли к таким условиям, считают их обычными. И говорят о них тоже обыденными словами: — Полет в плохих метеорологи ­ ческих условиях. Попробуем расшифровать эту фразу. Старший лейтенант Мерку ­ лов получил заданно вылететь в разведку. С трудом оторвал он от во ­ ды обмерзшую я отяжелевшую ма ­ шину. Позже на высоте он попал в более теплый слой воздуха, и лед оттаял. Но покуда дошел са ­ молет до нужного места, надвину ­ лись облава я заставили Меркуло ­ ва снизаться до 400 метров. Летчик рисковал потерять ориентировку и врезаться в прибрежные свалы. - Знание местности, большой опыт помогли ему с честью выйти яз этой борьбы с природой. Меркулов вернулся на базу только после то- ; го, как тщательно обследовал нуж ­ ный район. Старший лейтенант Меркулов служит в подразделения т. Бойко.; А летчики этой эскадрильи летают в любых условиях. Летчики тг. Стоянов и Меркулов, штурманы тт. Аленов и Меркурьев завоевали себе заслуженную славу. Тов. Бойко считает, что в это-м пет его заслуги. Но почему летчика Агалакова до того, как он попал к капитану Бойко, считали «безна- дежЕням», а сейчас оп виртуозно владеет машнпой? Командир подраз- • деления не дает ответа на этот во ­ прос. За него это делает воептехиий 2-го ранга Федоров. — Учкл-то кто? Капитан Бой&> • Он же Агалакова взял к себе, ког ­ да все от него отказывались. И на ­ чал его «выдетывать». Недели две присматривался. А потом посылал самостоятельно выполнять ответст ­ венные задания. Сейчас Агалаков с любым летчиком потягаться может. Командирские качества капитана Бойко получили высокую оценку. За отличное выполнение боевых за ­ дании во время войны с бело- Фипляндяей он награжден орденом «Красного Знамени». Г. Балабанов. Старший лейтенант А. П. Цецорин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz