Краснофлотец. 1940, август.
2 САМОЛЕТЫ НАД СЕВЕРНЫМ ОКЕАНОМ • Отлмчн-дК' Соевой и ио- лнтач&е^ой водготовми старший зейтеиаит А. Стоянов, Фото Луцмпсо» САМОЛЕТЫ ИДУТ НА СЕВЕР Пионером завоевания Арктики с воздуха был шведский инженер Са ломон Август Андрэ. Он предпринял попытку пе релететь через Северный полюс на воздушном ша ре. Андрэ с двумя спут никами вылетел со Шпицбергена на воздуш ном шаре ,Орел “ II июля 1897 года. Сразу после вылета шар поте рял управляемость, и ia следующий день потер певшие аварию путе шественники опустились на лед. Разыскать их не удалось. Лишь 33 года спустя были обнаружены остатки лагеря Андрэ. В 1907 году американ ский журналист В. Уэль- ман решил повторить опыт Андрэ. Он поднял ся в том же месте, отку да вылетел Андрэ, но, пе релетев через диорд, на другом берёгу упал на глетчер. * * * Первым, совершившим полет в Арктике на са молете был русский лет чик Нагурский. Аркти ческие перелеты Нагур- ского, предпринятые в 1914 году, имели целью поиски экспедиции Г. Я. Седова. Гидроплан Фар- мана, заказанный Нагур- скнм в Париже, был до ставлен в Александровск- на-Мурмане (ныне город Полярное). В августе 1914 года Нагурский со вершил пять полетов у Новой Земли. * * * В 1924 году летчик Б. Г. Чухновский совер- шил несколько полетов в районе Новой Земли. * * •jj 1926 год. Американец Бэрд летит на самолете системы Ф о к к е р от Шпицбергена к полюсу и обратно. В том же го ду Амундсен на дири жабле „Норге* переле тает от Шпицбергена через полюс до Аляски. * * * В 1926 году началась регулярная работа совет ских самолетов в Арк тике. Самолеты обслу живал и зверобойные промыслы в северной части Белого моря. Экспедиция Нобиле на дирижабле „Италии (1925 г.) к Северному полюсу повлекла много человеческих жертв. Кро ме 8 человек с .Италии* погиб экипаж самолета .Латам*, вместе с вели ки 1 полярным исследо вателем Р. Амундсеном, История завоеваная Арктики с воздуха памятна каждому . Всего несколько • лет миновало с тех пор, как известные всем бесстрашные советские пилоты i впервые проложили путь над Северным океаном. В наши дна над водами Советского Севера — множество самолетов. Полеты в тумане, в дождь, в пургу, над кипящими валами северных морей — не только на гидропланах, но и на воздушных кораблях сухопутной авиации — стали повсе дневностью. Мужественным и храбрым боевым пилотам, стерегущим подступы к совет ским северным берегам и водам — горячий краснофлотский привет в День всесоюз ного праздника советской авиации! НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ На аэродроме — обычный де ловой день. Люди работают в рас крытых фюзеляжах бомбардиров щиков, часть машин в чехлах мирно стоит, упершись колесами в дере вянные колодки. Из-за окружающих аэродром скал, поросших мелко лесьем и кустарником, стремительно несутся редкие сизые облака. По среди. площадки огромная лужа — накануне почти сутки, не переста вая, лил дождь. С грузовичка мето дически высылают в лужу гравий. Посадка на это время воспрещена, на аэродроме выжжен белый крест и снижающиеся самолеты с недо вольным урчанием снова взмывают ввысь. Над горизонтом несколько звеньев бомбардировщиков идут на цель — ее хорошо видно отсюда — огром ный меловой круг на склоне дале кой обнаженной свалы. Самолеты успевают пройти за цель, когда над ней набухает, ко леблемое ветром, густое черное об лако разрыва. На аэродроме люди удовлетворенно оценивают попадания. Машины описывают круг, гото вясь в новому заходу. Штурманская кабина скоростного бомбардировщика вынесена впереди фюзеляжа, между винтами само лета, как огромный фонарь, пере пончатый и прозрачный. Человек в кабине видит стрельчатые лучи солнца в опаленных закатом дым- пых облаках, каменные горбы скал, сверкающие озера, разбросанные : бесчисленными осколками, влажный Г Ц блеск гранита на солнце, бледную “ прозелень болот, желтую площадку аэродрома с круто загнутыми по краям мшистыми уступами, дома в зеленой долине, корабли, идущие в синем мареве залива и моря — изобилие красок, нежданных на Се вере и неугадываемых на земле. Штурман оборачивается назад, к летнику. Он успевает бросить лишь короткий взгляд, во в этом взгляде целая фраза. «Пора выходить на цель, выводи машину, Цецорин!». Летчик едва заметно отвечает гла зами: «Сейчас выведу, Валов, я как раз собирался выводить». В воздухе пе приходится разго варивать. Понимают друг друга по едва уловимому жесту, по кивку головы, по движению илеча. В по лете штурман и пилот — единое целое, и нельзя оказать — кто из них главнее. Они летят, как один человек, сражаются, как один, по беждают, как один, я вместо полу- полетах. Сельский активист Цецо рин сколачивал первый колхоз, во дил первый колхозный трактор, учился аа рабфаке. Валов был па стухом, ходил в сельскую школу, окончил сельскохозяйственный ин ститут, работая агрономом. Больше всего на свет» его интересовала агрохимия. Цецорииа в авиацию послала партия, Валова — комсомол. Неверно было бы сказать, что они переме нили только профессия. Произошли более глубокие изменения. Люди^. переменили любимое дело. Они по любили воздух, полет, свою боевую машину. Полгода назад впервые в жизни они вели свой самолет с грузом 1 1 Старший лейтенант Г. Я. Валов. Фото Крокосюк. бомб не на учебную, а на настоя щую цель. Снежные пространства за передовыми линиями белофиннов'Ка зались безмолвными. Но таи, под снегами, под железобетонными сво дами я стальной броней казематов укрывался враг. Самолеты эскадрильи вшили тогда на цель яз облаков. Белофинские зенитчики молчали. Они рассчиты вали остаться незамеченными, про пустить бомбардировщиков, пе вы дав себя, й обстрелять боевые ма шины позже, когда те будут воз вращаться без бомб. Хитрость за хитрость! Самолеты прошли мимо цели, будто пе заме тив ее. Вражеские орудия не сде лали пи одного выстрела. Но с воз духа были ясно видны черные ко нусы иа снегу перед орудиями укреплений, обстреливавших дорогу наших войск. Сажа после выстре лов оседает на слег и длинные чер ные полосы (на земле они неза метны) сходятся к жерлам укрытых ОРУДИЙ. бедствовавшем I чаит И сеЛчас 0110 вместс итальянцам. Уцелевшая ~ летчик Цецорая и штурман Ва- часть экипажа „Италии 11 лев, оба — участники боев С б&ло- была обнаружена с воз- финнами, оба награждены орденами духа советскими летчи- <{ jjp. ac , HO g Звезды». ками Чухновским и Ьа- Ин тот, пц другой — пи в дет стве, ни в юности — не мечтали о бушкиным и подобрана ледоколом „Красин". W < * Я тут самолеты вйоЯйдаййб для 1протнв®вка повернута, мгновенно и точно вшили на цель х «отдали» бомбы. Вихре обломков, снега и пыяи взвились над землей. Батарея перестала существовать. Позже, ко гда на место бомбардировки пришли наши части, выяснилось, что была ометева не только батарея, во я ка зарма и большой оклад боезапасов. Это й бь» первый настоящий боевой вылет Цецорина и Валова. А потом Цецорин я Балов оказа лись в Заполярья. Северное побережье Финляндии уже было занято советскими вой сками. Вместо с другими северомор скими летчиками Цецорин и Валов внесли караульную службу, разведы вали в заливах и губах побережья морского противника, оберегали со ветские транспорты и боевые ко рабли от веожиданного нападения врага. • ■ •Все это бЫло не так просто. Лет чики сухопутных машин впервые в яязи вели свои самолеты над мором. И каким морем! Высота не большая, облака прижимают к воде, а вода кипит, срываясь солеными брызгами с белых гребней, словно силясь дотянуться до машин. Те перь можно признаться, что в пер вых вылетах «над морем было до вольно скучно». Но теперь — дру ге» дело. Летят ли пилоты над землей или над водой, они чувствуют себя уверенно. Машины надежные — не откажут. Случаев посадки в море в североморской авиация не бывало. Многому пришлось, однако, учить- ся заново. На первых порах сухо путные летчики совершенно не знали классов кораблей и каждый рыболовный тральщик казался им современным крейсером. Кроме того, театр полетов приходилось изучать не в учебной обстановке, а в усло виях боевых действий. А Северный театр для летчика — особая школа, трудна^, требующая воли, муже ства и большого искусства. •...Самолеты отбомбились. Они ле тят за веясным далеким хребтом, огибая второй крут иад горизонтом. Уже засыпана лужа на аэродроме, огромное «Т» белеет сбоку пло щадки — посадка разрешена. Ветер треплет белый флажок в руках краснофлотца на земле. Вы пуская в воздухе шасси, снижаются бомбардировщики. Эти грозные бое вые машины хорошо известны да леко за рубежами нашей страны, всюду, где они громили зрага во славу социалистической родниы. Отважные летчики Заполярья, дружные советские люди, такие как Цецорин и Валов, водят эти само леты в наших суровых краях, в дождь и туман, в пургу и штормы, иад сушей «и Северным океаном,- Б. Яглинг, л ? ШОРСКИЕ ЛЕТЧИКИ С колько неприятностей доставляют «метеорологические условия» мор ским летчикам Севера! Поднимается самолет в воздух, ложится на нуж ный курс. А через некоторое время наваливаются на машину тяжелые . плотные облака, прижимают ее яязко s воде. Сесть нельзя — волны разобьют самолет в щепки. Пробиться - вверх, уйти за облава тоже невоз можно. Так и ведет летчик свою машину — по приборам, зная, что каждое неверное движение может повлечь за собой гибель машины и всего экипажа. Летчики эскадрильи капитана Бойко привыкли к таким условиям, считают их обычными. И говорят о них тоже обыденными словами: — Полет в плохих метеорологи ческих условиях. Попробуем расшифровать эту фразу. Старший лейтенант Мерку лов получил заданно вылететь в разведку. С трудом оторвал он от во ды обмерзшую я отяжелевшую ма шину. Позже на высоте он попал в более теплый слой воздуха, и лед оттаял. Но покуда дошел са молет до нужного места, надвину лись облава я заставили Меркуло ва снизаться до 400 метров. Летчик рисковал потерять ориентировку и врезаться в прибрежные свалы. - Знание местности, большой опыт помогли ему с честью выйти яз этой борьбы с природой. Меркулов вернулся на базу только после то- ; го, как тщательно обследовал нуж ный район. Старший лейтенант Меркулов служит в подразделения т. Бойко.; А летчики этой эскадрильи летают в любых условиях. Летчики тг. Стоянов и Меркулов, штурманы тт. Аленов и Меркурьев завоевали себе заслуженную славу. Тов. Бойко считает, что в это-м пет его заслуги. Но почему летчика Агалакова до того, как он попал к капитану Бойко, считали «безна- дежЕням», а сейчас оп виртуозно владеет машнпой? Командир подраз- • деления не дает ответа на этот во прос. За него это делает воептехиий 2-го ранга Федоров. — Учкл-то кто? Капитан Бой&> • Он же Агалакова взял к себе, ког да все от него отказывались. И на чал его «выдетывать». Недели две присматривался. А потом посылал самостоятельно выполнять ответст венные задания. Сейчас Агалаков с любым летчиком потягаться может. Командирские качества капитана Бойко получили высокую оценку. За отличное выполнение боевых за дании во время войны с бело- Фипляндяей он награжден орденом «Красного Знамени». Г. Балабанов. Старший лейтенант А. П. Цецорин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz