Краснофлотец. 1940, апрель.

2 3 К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 28 апреля 1 9 4 0 г ., Нг 97 (5 8 0 ) УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, РЕВОЛЮЦИОНЕР Сегодня исполняется 20 лет, | потому, что жак ученый-револю- . тает наша Советская реепубли- как умер наш великии есте- ствоиепытатель Климент Ар­ кадьевич Тимирязев, всемирно из­ вестный ученый-революционер, отдавший всю свою жизнь борьбе за передовую науку, за демокра­ тию, за социализм. С чувством глубочайшего ува­ жения и любКи вся страпа от­ мечает память об этом замеча­ тельном человеке'— граждани­ не, борце, связавшем свою жизнь и деятельность с борьбой за луч­ шие человеческие идеалы и став­ шем под конец своей многотруд­ ной жизни под 'великое знамя Денина. Всемирная известность гени­ ального исследователя природы была признана за К. А. Тимиря­ зевым всей Европой. Климент Аркадьевич был избран почетным доктором Кембриджского, Глазгов- ского и Женевского университе­ тов, членом Эдинбургского и Манчестерского ботанических об­ ществ и, наконец, членом Лон­ донского королевского общества. Совершенно1 исключительное значение имеет научная дея­ тельность К. А. Тимирязева для земледелия. С именем Тимирязева связано введение в России пер­ вых опытов по выращиванию ра­ стений в искусственных куль­ турах, выдвижение на. первый план и разработка вопросов поч­ венного ‘Питания. Тимиря1зев Построил первый в Роевни «вегетационный домик» Тимирязеву же принадлежит и первый проект организации опытных агрономических стан­ ций. Состоя профессором Пет­ ровской сельскохозяйственной aura,темни (с 1871 по 1892 год), Тимирязев воспитал целую плея­ ду русских агрономов, получив­ ших от него все лучшее, что могла дать тогда европейская наука. Понятно, почему Тимиря­ зев назван «патриархом русской агрономии». Владея исключительным по своей научности и художествен­ ной выразительности языком, Тимирязев читает цикл блестя­ щих публичных лекций, прежде всего замечательные «Насущные задачи современного естествозна­ ния». Знаменитый тимирязевский курс лекций «Жизнь растения» вошел в историю науки и популя­ ризации как гениальный образец сочетания строгой научности, простоты, ясности и доступности изложения. В условиях царского режима с исключительной смелостью воз­ вышался голос К. А. Тимирязева, провозглашавшего требования на свободу науки, на право ученому не только развивать науку, но и распространять ее, делать ее до­ стоянием народа. Всю свою жпзнь Тимирязев служил народу. В 1892 году царизм изгнал Тимирязева из числа профессоров Петровской сельскохозяйственной академии, а через 6 лет после этого Тимирязев был исключен из штата профессоров Московско­ го университета. В 1911 году, ■при разгроме Московского уни­ верситета, царский министр Кас- ционер он всюду, где только мог, ка, созданная самоотверженным раскрывал ужасающий гпет но- подвигом рабочих и крестьян и лицейского режима, и призывал только что у нас на глазах спа- •елужить и приходить па помощь сеипая нашей славной Красной «самой бедной, обездоленной ча- Армией!» стн человечества». | В последние дни своей жизни •Тимирязев был представителем ученый-борец в знак своей любви именно той науки, люди которой, как говорил товарищ Сталин, послал Владимиру Ильичу Лепину свой замечательный сборник «понимая силу и значение уста- «Наука и демократия», я вели- новившихся в ’науке традиций и умело используя их <в интересах кии вождь мирового пролетариа­ та ответил Тимирязеву: Климент Аркадьевич Тимирязев. науки, все же не хотят быть рабами этих традиций, которая имеет смелость, 'решимость ло­ мать старые традиции, нормы, установки, когда они становятся устарелыми, когда они превра­ щаются в тормоз для движения вперед, и которая умеет созда­ вать новые традиции, новые нор­ мы, новые установки». Летом 1917 года Тимирязев написал известную «притчу ученого» — «Красное Знамя»,— •где он с последовательностью ученого-революционера выр азил свое понимание сущности демо­ кратии: «Воспряньте, пароды, и подсчитайте своих утесните- лей, а подсчитав — вырвите из их рук нагло отнятые у вас священнейшие права ваши: пра­ во на жизнь, па труд, ча свет и прежде всего на свободу, и тогда водворится на земле исти­ на и разум, производительный труд п честный обмен их плода­ ми». Вот к чему страстно при­ зывал Тимирязев угнетенные на­ роды. Свершилась Великая Октябрь­ ская социалистическая револю­ ция, и престарелый Тимирязев «Дорогой Климентий Ар­ кадьевич! 'Большое спасибо Вам, за Ва­ шу книгу и добрые слова. Я был прямо в восторге, читая Ваши замечания против буржуазии и за советскую власть. Крепко, крепко жму Вашу руку и лт всей души желаю Вам здоровья, здо­ ровья и здоровья! Ваш В. Ульянов (Ленин)». Совершенно исключительны слова Тимирязева, сказанные ни незадолго перед смертью врачу- коммунисту: «Я всегда старался служить человечеству и рад, что в эти серьезные для меня минуты вижу вас, представителя той партии, которая действительно служит человечеству. Большеви­ ки, проводящие ленинизм, — я верю и убежден — работают для счастья народа и приведут его к счастью. Я всеща был ваш и с вами. Передайте Владимиру Ильичу мое восхищение его ге­ ниальным разрешением мировых вопросов в теории и па деле. Я считаю за счастье быть его со­ временником и свидетелем его славной деятельности. Я прекло­ няюсь перед ним и хочу, чтобы об этом все зпали. Передайте всем товарищам мой искрепнпи привет и пожелания дальнейшей успешной работы для счастья целиком перешел на сторону ра- со 'изгнал Тимирязева из Москов- ’ бочего класса, скоте университета — ' навсегда.! 'Рабочие вагонных мастерских Самодержавие расправлялось с , Московеко-Курской железной до- Тимирязевым не только за т о , ; роги избрали Климента Аркадье- что он пропагандировал и пре- вича членом Московского совета. _______ давал гласности демократические В ответ на свое избрание Тими- дфл.о-иечфства,», взгляды лучших представителей рязев, преисполненный сознания ■ Мечты Тимиряэева с3шись . науки я культуры: Тимирязева, своего долга перед советским го- ■ преследовали главным образом! сударством, писал: «Да процве- Профессор С. Новиков. Политзанятия—в центрвнимание бюро комсомольской организации По-деловому прошло комсомоль­ ское собрание в части, где сек­ ретарем бюро ВЛКСМ т. Архипов. На повестке дня стоял вопрос об изучении «Краткого курса исто­ рии ВКП(б)» и истории СССР комсомольцами в системе полит­ занятий. Доклад сделал политрук т. Те­ рехов. Он охарактеризовал работу групп политзанятий младших командиров срочной службы, ком­ сомольцев,' работающих самостоя­ тельно над изучением истории партии. Тов. Терехов заявил, что члепы ВЛКСМ части по-боевому взялись за повышение своего пдейпо-по.титического уровня. Вот, например, комсомолец т. Бартень­ ев с первых дней пребывания на флоте начал упорно изучать «Краткий курс истории ВКП(б)» и историю народов СССР. Командо­ вание доверило ему вести группу политзанятии по истории народов СССР. Он с честью оправдывает это доверие, иного и упорно ра­ ботает над собой, изучает труды Ленина — Сталина, регулярно читает пропагандистские статьи из газет н журналов. В своих вводных беседах он приводит мпо. го ярких примеров. На осенней инспекторской проверке его груп­ па получила хорошую оценку. Сейчас опа является одной из передовых в части. Комсомолец т. Суриков хорошо занимается по изучению истории народов СССР, делает иодробпые записи, самостоятельно работает над изучением V главы «Краткого курса истории ВКП(б)». Член ВЛКСМ т. Павлов пе только сам учитея па «отлично», но и много помогает другим ком­ сомольцам, как, например, Кли­ мову, раз’ясияя ему наиболее как Максименко, Воронин, Гуса­ рил, Беидюрип, Киселев, которые формально относятся к нолитич- - скон учебе. Тов. Терехов отметил, что ком­ сомолец т. Кузьмин может ло- настоящему работать над собой, по ленится и несерьезно отно­ сится к политической подготовке, иногда даже обманывает по- литгрупновода. Когда полимоуп- повод спросил у Кузьминхвон- спект, он показал не свой, а на время взятый у товарища. Сам над материалом не работает, не делает никаких записей. После доклада развернулись прения. В своем выступлении комсомолец т. Ребик заявил, что в группе Макарова есть член ВЛКСМ т. Максименко, который говорит, что никак це может ов­ ладеть политическими знаниям а сам на занятиях часто пимается пе тем, чем нужно, ме­ шает другим. Выступающие остро критико­ вали недостатки в работе бюро ж отдельных комсомольцев. Тт. Бар­ теньев, Богатыренко, БаштьЕ>к.О5 указали на то, что бюро ЙЖСМ уделяет мало внимания политиче­ ской подготовке комсомольцев. А ведь здесь имеются очень крупные недочеты. Так, ком­ сомолец Реутов 4 раза пе был па политзанятиях только лишь потому, что не знал, в какой группе подразделения должен за­ ниматься. В своем решении собрал;:^ обязало бюро ВЛКСМ повседневно' помогать командованию в повы­ шении качества политзанятии, ор. ганизовывать помощь отдельным бойцам. Каждый комсомолец сложные вопросы III главы должеп постоянно работать над «Краткого курса историиВКП(б)». , повышением своего идейно-теоре - Но еще не все комсомольцы тического уровня, быть в аван- 1ЮНЯ.ИГ важность повышения своего идейно - теоретического уровня. Есть и такие товарищи, гарде масс по боевой и политиче­ ской учебе. Ф. Одерий. БОЙЦЫ РАБОТАЛИ ОТЛИЧНО Перед началом учения был собран партийно-комсомольский актив. Военком и секретарь пар­ тийной организации раз’яенилн активу задачи учений. Каждый коммунист и комсомолец получил конкретное указание о разверты- вапип партийно-политической ра­ боты, чтобы обеспечить отличное проведение боевых учений. На каждом корабле соединения широко развернулось групповое и индивидуальное социалистическое соревнование. Старшина группы мотористов член ВКП(б) т. Попков заявил: «Обязуюсь обеспечить отличную работу своих механиз­ мов». Отделение комендоров млад­ шего командира кандидата партии т. Ходоровского заключило до­ говор па социалистическое сорев­ нование с группой старшины мо­ тористов т. Якимова. Корабли вышли в море. Свобод­ ных от вахт кандидат партии тов. Ходоровский собрал в кубрик и ор­ ганизовал громкую читку доклада тов. Зверева па VI Сессии Вер­ ховного Совета СССР. Кроме того, оп рассказал о последних собы­ тиях в Скандинавии. Краснофлотец т. Попов собрал бойцов для изучения доклада то­ варища Молотова. В ленинской комнате т. Шму- риков готовил к выпуску «Боевой листок». ...Сигпал боевой тревоги. Лич­ ный состав быстро занял сво^ боевые посты. На мостике молодой командир, кандидат ВКЛ(б) т . Раскин. Он внимательно наблюдает за тем, как личный состав готовит ко­ рабль к бою. Не прошло и минуты, как лю­ ди запя.тн свои места. Командир орудия т. Ходоровский доклады­ вает па командный мостит;: «то­ варищ командир, орудие к бо» готово!». Учение прошло четко и орга­ низованно. Весь личный состав работал прекрасно, не было ни одного случая скисаний или за­ еданий механизмов. Образцы ра­ боты показали тт. Попков, Сте-; панов, Якимов, Сергеев. Сигнальщики тт. Гамырин, Ко­ четов, краснофлотец-радист т. Емельяпов за отличную работу получили благодарность от комаидоваппя корабля. Политрук Кузьмичев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz