Краснофлотец. 1940, апрель.
1 апреля 1940 г., № 74 (557 ) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 ШЕСТАЯ. СЕССИЯ. ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Его СОЗЫВА ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА товарища В. М. МОЛОТОВА Швеции в Норвегии, проявили, наконец, яэвестиое благоразумие. Эти планы сорвались благодаря блестящий ус-пехам Красней Ар мии, особенно, на. Карельском пе решейке. (Аплодисменты). Не мы не забудем, что последние собы тия снова. напомнили всем нам о .необходимости дальнейшего неуклонного укрепления мощи нашей Красной Армии и всей обороны нашей страны, (шумные и продолжительные аплодисмен ты). В начале февраля финнами "был практически поставлен во прос об окончании войны в Фин ляндии. Через шведское прави тельство мы узнали, что фнн дяндсюое правительство хотело бы зпать о наших условиях,, на которых можно кончить воину. Раньше чем решить этот вопрос, мы обратились к 'Народному пра вительству Финляндии, чтобы уз нать ею мнение по этому во просу. Народное правительство высказалось за то; чтобы, в це- лях прекращения кровопролития п облегчения положения фин ляндскою народа, следовало бы ■пойти навстречу предложению об окончания войны. Тогда нами были выдвинуты условия, кото рые вскоре были приняты фин ляндским правительством. Я дол жен добавить, 'что через неделю ноше начала переговоров ^ф и н нами со стороны английского правительства было также выра жено желание выяснить возмож ность посредничества будто бы в целях окончания войны в Фин ляндии (смех), но когда наш пол пред в Англии т. Майский ин формировал Лондон о соответ ствующих наших предложениях, впоследствии целиком принятых Финляндией, то английское пра вительство не захотело содейст вовать окончанию войны и вос становлению мира между ССОР и Финляндией. Тем не менее, со глашение между СССР и Фин ляндией вскоре 'состоялось. Ре зультаты соглашения о прекра щении военных действий и об установлении мира даны в мир ном договоре, подписанном 12 марта. В связи с этим встал во прос о самороспуске Народного правительства, что им и было осуществлено. Вы знаете условия, установ ленные мирным договором. Со гласно этому договору произведе но изменение южной и частично восточной границ Финляндии. Весь Карельский перешеек, вме сте с Выборгом и Выборгским заливом, все западное и северное побережье Ладожского озера, вме сте с (Кеюс-гольмом и Сортавала, перешли к Советскому Союзу. В район© Кандалакши, где граница Финляндии особенно близко под ходила к Мурманской железной дороге, произведена отодвижка границы. К Советскому Союзу отошли принадлежавшие Финлян дии небольшие части полуостро вов Средний и Рыбачий—на севе ре, а в Финском заливе известная группа островов вместе с остро вом Гогланд. Кроме того, сроком на 30 лет к Советскому Союзу, в порядке аренды, с ежегодной уп латой Советским Союзом S мил лионов. финских марок, перешел полуостров Ханко с прилегающи ми к .нему островами, где будет сооружена паша военно-морская Заза' для обороны от агрессии входа в Финский залив. Договор, кроме того, облегчает возможность транзита товаров для Швеции, Норвегии и Советского Союза. ■Вместе с тем, мирный договор предусматривает взаимное воздер жание от всякого нападения друг ка друга и неучастие во враждеб ных друг другу коалициях. ■В англо-французсйоп прессе делались попытки изобразить со ветско-финляндский договор и, в частности, переход Карельского перешейка к Советскому Союзу, как «уничтожение» независимо сти Финляндии. Это, конечно, ди кость и .пустая бреганя! Финлян дия представляет и теперь тер риторию почти в четыре раза большую, чем Венгрия, в во семь с лишком рай большую, чем Швейцария. Если нйкто не со мневается в том, что Венгрия и Швейцария являются независи мыми государствами, как можно сомневаться в том, что Финлян дия является независимой и су веренной? В той же англо-французской пресс© писали, что Советский Союз будто бы хочет превратить Финляндию только лишь з бал тийское государство. Разумеется, и это глупость. Достаточно ука зать на то, что ССОР, заняв во время войны прилегающий к Ле довитому океану район Петсамо, добровольно вновь вернул этот район Финляндии, так как считая •необходимым предоставить Фин ляндии незамерзающий океанский порт. Из этого следует, что мы .считаем Финляндию не только балтийской, но и северной стра ной. Правда заключается не в этих выдумках англо-француэских га зет, набивших руку на всяких фальшивках антисоветской про паганды. Правда! заключается в другом, а именно в том, что Со ветский Союз, разбивший фин скую армию л имевший полную возможность занять всю Фин ляндию, не пошел на это и не потребовал никакой контрибуции в возмещение своих военных ра сходов, как это сделала бы вся кая другая держава, а ограничил свои пожелания минимумом, про явив великодушие в отношении Финляндии. В чем основной смысл мирно го договора? В том, что он дол жным образом обеспечивает без опасность Ленинграда, а также Мурманска и Мурманской дороги. Па этот раз мы не могли огра ничиться только теми пожела ниями, которые нами были вы двинуты осенью прошлого года и принятие которых Финляндией означало бы избежание войны. Похле того, как пролилась — не по нашей вине — кровь наших бойцов и мы убедились, насколь ко далеко зашла враждебность политики финляндского прави тельства в отношении Советского Союза, мы должны были вопрос о |безопасности Ленинграда поста вить на более надежную основу и, кроме того, должны были по ставить вопрос о безопасности 'Мурманской железной дороги и Мурманска, являющегося един ственным нашим незамерзающим океанским портом на западе и по- тому имеющего исключительно большое значение для нашей виепшей торговли и вообще для связи Советского Союза с други ми странами. Никаких других целей, кроме обеспечения без опасности Ленинграда, Мурманска и Мурманской железной дороги, мы не ставили в мирном догово ре. Но зато эту задачу мы счита ли необходимым решить надеж ным, прочным образом. Мирный договор исходит из признания принципа государственной неза висимости Финляндии, из при знания самостоятельности ее внешней и внутренней по литики и, вместе с тем, пз необходимости обеспечения без опасности Ленинграда и северо-за падных границ 'Советского Союза. Таким образом, цель, постав ленная нами!, достигнута, и мы можем выразить полное удовлет ворение договором с Финляндией. (Аплодисменты). Отныне политические и хозяй ственные отношения с Финлян дией полностью восстанавливают ся. Правительство выражает уве ренность, что между Советским Союзом л Финляндией будут раз виваться нормальные добросо седские отношения. Надо, однако, предупредить против попыток нарушения толь ко что заключенного мирного до говора, которые уже делаются со стороны некоторых кругов Фин ляндии!, а также Швеции н Нор вегии под предлогом создания во енно-оборонительного союза меж ду ними. В 'свете недавней ре чи председателя норвежского стортинга г. Хамбро, призывавше го Финляндию, со ссылками на исторические примеры, «к отвое выванию границ страны», и' за являвшего, что такой мар, ка кой заключен Финляндией и ССОР, «не может существовать долго», в -свете этого л подобных выступлений не трудно понять, что попытки создания так назы ваемого «оборонительного союза» Финляндии, Швеции и Норвегии направлены против ССОР и без рассудно подогреваются идеоло гией военного реванша. Созда ние такого военного 'союза е 'уча стием Финляндии не только про тиворечило бы статье 3-й мирно го договора, исключающей уча стие договаривающихся сторон во •враждебных друг другу коали циях (союзах), но .противоречило бы всему мирному договору, прочно определившему советско- финляндскую границу. Верность этому договору несовместима с участием Финляндии в каком-ли бо военно-реваншистском союзе против СССР. Участие же Шве ции и Норвегии в таком союзе оз начало бы отказ этих стран от проводимой ими политики нейт ралитета и переход их к новой внешней политике, из чего Со ветский Союз не мог бы не сде лать своих соответствующих вы водов. В свою очередь, |Пра!вительство считает, что у Советского Союза нет спорных вопросов со Шве цией и Норвегией и что совет ско-шведские и советско-норвеж ские отношения должны разви ваться на основе дружбы. Рас пространявшиеся же в антисо ветских целях 'слухи о том, что Советский Союз будто бы требует портов на западном побережье Скандинавии, что он претендует на Нарвик и т. и., — такая дикость, что это не нуждается и в опровержении. Старания же господ «социалистов», вроде Хег- лунда -в Швеции и Транмеля в Норвегии, портить отношения этих стран с Советским Союзом надо заклеймить как дело злей ших врагов рабочего класса, куп ленных 'иностранными капитали стами и предающих интересы своего народа. 'Заключение мирного договора с Финляндией завершает выполне ние задачи, поставленной в прош лом году, по обеспечению без опасности Советского Союза со стороны Балтийского моря. Этот договор является необходимым дополнением к трем договорам о взаимопомощи, заключенным с Эстонией, Латвией и Литвой. На основании полугодового опыта, прошедшего со времени заключе ния этих договоров о взаимопомо щи, можно 'Сделать вполне опре деленные положительны© выводы о договорах-с прибалтами. Сле дует признать, что договора Со ветского Союза с Эстонией, Лат вией и Литвой способствовали упрочению международных пози ций как Советского Союза, так и Эстонии, Латвии и Литвы. Вопре ки запугиваниям, которыми за нимались враждебные Советскому Союзу империалистические круги, государственная независимость и самостоятельность политики Эс тонии, Латвии и Литвы ни в чем не пострадали, а хозяйствен ные отношения этих стран с Со ветским Союзом отали заметно расширяться. Исполнение догово ров с Эстонией, Латвией а Лит вой проходит удовлетворительно и создает предпосылки для даль нейшего улучшения отношений между Советским Союзом и этими государствами. В последнее время в иностран ной печати исключительно боль шое внимание уделялось вопросу о взаимоотношениях Советского Союза с его соседями по южной границе, в частности но Закав казью, а также с Румынией. Надо ли доказывать, что Правительство не видит никаких оснований к ухудшению отношений с нашими соседями и на юге. Правда, сей час в Сирии и вообще на Ближ нем Востоке вдет большая подо зрительная возня с созданием англо-французских, по преимуще ству колониальных армий во гла ве с генералом Вейганом. Мы должны быть бдительны в отно шении попыток использования этих колониальных и неколо- ниальных войск во враждебных Советскому Союзу целях. Всякие попытки такого рода вызвали бы с нашей стороны ответные меры против агрессоров, причем опас ность такой игры с огнем должна быть совершенно очевидна для враждебных ССОР держав и для тех из наших соседей, кто ока жется орудием этой агрессивной политики против СССР. (Аплоди сменты). Что же касается наших отношений с Турцией и Ираном, то они определяются существующими между нами договорами о ненапа дении п неуклонным стремлением Советского Союза к выполнению вытекающих из этого взаимных обязательств. Наши отношения с Ираном в хозяйственной области урегулированы только что заклю ченным советско-иранским торго вым договором. Из упомянутых мною южных соседних государств у нас нет. пакта ненападения с Румынией. Это об’ясняется наличием нере шенного спорного вопроса, вопроса о Бессарабии, захват которой Ру мынией Советский Союз никогда не признавал, хотя и никогда не ставил вопроса о возвращении 'Бессарабии военным путем. По этому нет никаких оснований к какому-либо ухудшению ж совет ско-румынских отношений. Прав да, у нас в течение' длительного времени нет полномочного пред ставителя в Румынии и его обя занности выполняет поверенный в делах. Но это вызвано специфиче скими обстоятельствами недавнего прошлого. Если касаться этого во проса, то приходится напомнить насчет неблаговидной роли ру мынских властей в 1938 г. в от ношении исполнявшего в то время обязанности советского полпреда в Румынии — Бутенко. Как из вестно, этот последний каким-то образом таинственно тЬгда исчез не только из полпредства, но ж из Румынии, и Советскому пра вительству так и не удалось ни чего достоверного установить об этом исчезновении, причем мы будто бы должны поверить, что никакие румынские власти пе имели отношения к этому скан дально-преступному делу. Нечего говорить, что в цивилизованном государстве, и вообще в сколько- нибудь благоустроенной стране, таким вещам не должно быть ме ста. После этого понятна проис шедшая затяжка с назначением советского полпреда в Румынию. Надо, однако, думать, что Румы ния поймет, что подобные вещи нетерпимы. В наших отношениях с Япо нией мы не без известных труд ностей,. но все же разрешили не которые вопросы. Об этом гово рит заключенное 31 декабря про шлого года советско-японское со глашение по рыболовному вопросу на текущий год, а также согласие Японии на уплату последнего, долго задерживавшегося ею, де нежного взноса за КВЖД. Тем не менее, нельзя выразить большого удовлетворения нашими отноше ниями с Японией. Так, до сих пор, несмотря на происходившие длительные переговоры советско- монгольских и японо-манчжур ских делегатов, остался нерешен ным важный вопрос об установле нии границы на части террито рии в районе бывшего в прошлом году военного конфликта. Япон скими властями продолжают чи ниться препятствия к нормаль ному использованию внесенного Японией последнего денежного взноса за КВЖД. Совершенно не нормальны во многих случаях от ношения японских властей к со трудникам советских органов в Японии и Манчжурии. В Япония должны, наконец, понять, что Со ветский Союз ни в каком случае не допустит нарушения его инте ресов. (Продолжительные аплоди сменты). Только при таком пони мании советско-японских отноше ний они могут развиваться удо влетворительно. В связи с Японией, скажу два слова по одному, так сказать, не деловому вопросу. (Веселое ожив ление в зале). На-дпях один из депутатов японского парламента задал своему правительству такой вопрос: «Не следует ли обдумать, (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz