Краснофлотец. 1939, ноябрь.

17 ноября 1933 г., Яг 203 (455) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 Капитан Н. ЯКОВЛЕВ ЗЕНИТНЫЕ ПУЛЕМЕТЫВ СОВРЕМЕННОМ БОЮ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПУЛЕМЕТА Основпое назначение зенитных аулеметов — борьба с авиацией на высотах до 1300 метров. Круп­ нокалиберные пулеметы могут вести огонь на высотах до 2000 иетров. Кроме авиация, целями для зенитных пулеметов могут выть воздушные и морские десан­ ты, катера и сухопутные войска противника. Тактико-технические свойства хеиитных пулеметов характерн- хуются предельной дальностью действительного огня по самоле­ там, скороетрельшостью, площадью егаевого. покрытия, т. е. величи-- ной плоской зоны полезного ог­ ня пулеметов на данных высо­ тах. Современные зенитные пуле­ меты допускают ведение огня под большими углами возвышения, поэтому мертвые воропки в пре­ делах стрельбы па высотах до 1300 метров незначительны и практического значения почти ие имеют. Об этом можно судить по следующим примерам. Допу­ стим, что самолет находится на высоте 900 иетров, угол возвы­ шения пулемета 82 градуса. Имея эти данные, легко узнать диаметр мертвой воронки, поль- хуясь формулой — две высоты, умноженные на тангенс угла 8 градусов, т. е. 2 . 900 .9 ,141 = 253,8 метра. Это и будет диаметр мертвой воронки. Из приведенно­ го примера видно, что самолет бу­ дет находиться в мертвой ворошее очень небольшой промежуток времени. Если взять скорость са­ молета за 100 метров в секунду и сделать решение: 253 : 100, то мы получим время, равное 2,53 секунды. Такой срок потре­ буется хорошо натренированному ааводчику на переход от стрель­ бы по идущему самолету для стрельбы по уходящему, т. е. для поворота пулемета на 180 граду­ сов. Несмотря на то, что диаметр мертвой воронки незначителен, тем не менее, при организации системы огня для достижения его плотности, особенно в вероятных яаправлениях, необходимо, чтобы мертвая воронка каждой огневой позиции была бы прикрыта огнем соседней огневой позиции. ЗОНА ОБСТРЕЛА ЗЕНИТНЫХ ПУЛЕМЕТОВ Зона обстрела зенитных пуле­ метов представляет из себя полу­ шарие, основание которого лежит на огневой позиции, а ось сим­ метрии совпадает с точкой уста­ новки пулеметов. Радиус полуша­ рия равен наклонной дальности стрельбы. В поверхности полуша­ рия не ©се точки являются уязви­ мыми для самолета, так как с увеличением угла места цели баллистические свойства пули, из­ меняются — падает убойная си­ ла. Теоретически подсчитано, что иа полную дистанцию полезно ве­ сти огопь только при углах места цели до 45 градусов, свыше 45 градусов, вследствие падения убойной силы пули, огопь вести иалоцелесообразно. Поэтому видно, мто с увеличением высоты цели время нахождения ее в зоне об­ стрела уменьшается. ОТВЕТСТВЕННАЯ И (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗОНА ОГНЯ Самолет, идущий па бомбоме­ тание, при подходе к об’екту не- I которое время будет iggnu равно- I мерпо, прямолинейно и горизон­ тально. Этот отрезок пути назы­ вают боевым курсом. Длина бое­ вого курса зависит от времени, необходимого летчику на прице­ ливание для сбрасывания бомбы. Это время колеблется от 3 до 20 секунд, следовательно, для опре­ деления боевого курса самолета нужно среднее время умножить на скорость самолета. Напрпмер: скорость самолета 100 метров в секунду, отсюда 100 • 10 —1000 метров. Таким образом мы видим, что величина боевого курса в этом случае составляет один километр. Самолет, идущий на бомбомета­ ние, обнаружив об’ект, ляжет па боевой курс для прицеливания, как только летчик «возьмет» цель па перекрытие прицела, тут же сбросит бомбу. Если летчик по какой-либо причине сбросил бомбу над самым об’ектом, то бомба, имея в первоначальный момент поступательную скорость, равную скорости самолета, пере­ летела бы за цель. Чтобы бомба попала в цель, нужно ее сбросить не долетая до об’екта па величи­ ну ее относа от скорости самоле­ та, минус сопротивление воздуха. Первое называется относом бомбы вследствие скорости самолета, а второе отставанием. Относ бомбы равняется скорости самолета, умноженной на время падения бомбы минус отставание. Для пользования этой формулой надо знать время падения бомбы и отставание. Отставашне опреде- (яется по таблице. Однако, для упрощения расчета, можно отста­ вание принимать равным 10— 12 процентов общего отпоса бомбы от скорости самолета. Так разрешается вопрос, когда самолет идет на бомбометание с одного определенного направле­ ния. Однако си может атаковать об’ект с различных направлений Поэтому теоретически можно най­ ти многочисленное количество вариантов боевых курсов само­ лета, которые образуют пояс бое­ вых курсов, следовательно и относ бомб в каждом случае будет раз­ ный. Соответственно, в зависимо­ сти от относов бомб, образуется воронка бомбометания. Рассмотрим пояс боевых курсов и воронку бомбометания. Усло­ вимся, что мы обозначим их бук­ вами А и Б. Получится — ок­ ружность А — геометрическое место точек начала пояса боевого ■курса самолета, окружность Б— геометрическое место точек сбра­ сывания бомбы. Площадь между окружностями А и Б будет яв­ ляться поясом боевых курсов, площадь между окружностью Б и об’ектом воронкой бомбомета­ ния. Дойдя до окружности > 7 ' само­ лет ляжет на боевой курс для прицеливания. На окружности Б будет сброшена бомба, следова­ тельно, на отрезке пути АБ само­ лет будет лишен свободы манев­ ра, ибо, в противном случае, лет­ чик потеряет цель. Самолет па этом отрезке пути, как было ука­ зано выше, вынужден лететь приблизительно равномерпо, пря­ молинейно и более или менее го­ ризонтально. Это создает благо- i приятные условия для стрельбы по самолету в смысле прицела-: ванпя н сопровождения самолета Еспную зону огпя. Надо наиболее огнем. Если принять во внимание, | плотным огнем прикрывать ве- что задача зенитных пулеметов заключается в том, чтобы уничто­ жить самолет до момента сбрасы­ вания им бомб, то вполне ясно, что наибольшее количество из всех имеющихся средств зенит­ ных пулеметов надо располагать в поясе боевых курсов самолета, прикрывая его наиболее плотным огнем. Поэтому пояс боевых кур­ сов пулеметчики обычно назы­ вают ответственной зоной огня. Если самолету все же удалось безнаказанно добраться до грани­ цы воронки бомбометания, тогда самолет, сбросив бомбы, может сманеврировать, то есть, не дойдя до об’екта, уйти. Очевидно, что если в этом слу­ чае зенитные пулеметы располо­ жены на самом об’екте или вбли­ зи его, то они окажутся бесполез­ ными, так как самолет, выполнив свою задачу, уйдет. Исходя из этих соображений, нужно сделать вывод, что воронку бомбометания надо прикрывать наименьшим ко­ личеством боевых средств и рас­ полагать здесь наиболее легкие средства зенитных пулеметов, главным образом одиночные пуле­ меты, используя и приспосабли­ вая для этой цели крыши домов, сараев и т. д. Задача средств зенитных пуле­ метов, расположенных в воронке бомбометания — борьба с самоле­ тами, «'проскочившими» к об’екту на бреющих. высотах или приме­ няющих бомбометание с пикиро­ ванием. Воронку бомбометания, из вы­ шеприведенных данных, назы­ вают дополнительной зоной огня. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СРЕДСТВ ЗЕНИТНЫХ ПУЛЕМЕТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРОЯТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛЕТА И ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБ’ЕКТА Для надежного обеспечения об’екта средствами зенитных пу­ леметов необходимо решить, для какой высоты организовать си­ стему огня. Этот вопрос легко разрешить, если ответить на сле­ дующие вопросы при оценке об­ становки: а) Какова величина об’екта и с какой высоты целесообразно его бомбить. б) Какой разрушительной силы потребуются бомбы для пораже­ ния об’екта и с какой высоты целесообразно их сбрасывать, не рискуя осколками поразить свой самолет. в) Наличие хороших подходов к об’екту и на каких высотах мож­ но подойти к нему, используя подступы. Организовать систему огня для той или иной высоты — это совсем не значит, что средства зе­ нитных пулеметов будут вести огонь в пределах этой высоты. Нет, они будут вести огонь в пределах своей достигаемости, ио это зпачит то, что вероятность поражепия самолета противника в пределах высоты, для которой ор­ ганизована система огпя, больше, чем для других высот. После того, как определена от­ ветственная и дополнительная зо­ ны оння, необходимо определить ■наиболее вероятные нанравлепия валета авиапии, так как нельзя равномерно прикрыть всю отвстст- роятные направления налета са­ молетов противника. Располагать зенитные пулеме­ ты следует на границе ответст- вепиой ц дополнительной зоны огня с таким расчетом, чтобы можно было использовать всю траекторию по идущему на об’ект самолету противника. Общий принцип расчета средств зенитных пулеметов должен быть такой: предположим, что самолет противника, используя удобный подступ к об’екту, из точки А атакует об’ект с высоты 600 метров. Плоская зона для этой высоты равна 1370 м. Если установка стоит на границе от­ ветственной и дополнительной золы, то, очевидно, при благо­ приятных условиях (самолет ле­ тит через огневую позицию) до подхода самолета к дополнитель­ ной зоне пулемет будет вести огонь на отрезке пути в 1370 метров. Допустим, что самолет идет со скоростью 100 метров в секунду, ©о времени это выразится в 14 секунд. За это время из пулемет­ ной установки можно выпустить 560 пуль, что создает огонь боль­ шой плотпости. Таким образом видно, что ин­ тервалы между огневыми пози­ циями будут зависеть не только от местности, но и главным об­ разом от необходимой плотпости огня, которую надо создать в том или ином вероятном направлении налета авиации противника. Са­ ми собой разумеется, что они не могут быть постоянными. И х , величина в каждом отдельном случае будет различна. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ Для организации наблюдения пулеметные подразделения полу­ чают ответственные сектора на­ блюдения. Сектор наблюдения нарезается от командного пункта, при обеспечении об’екта большой площади, либо от середины об’ек­ та, при обеспечении об’екта. Сле­ довательно, вершина ответ­ ственного сектора в первом слу­ чае будет находиться на комаид- ■ном пункте командира, а во вто­ ром случае па центре об’екта. От­ ветственные сектора в вероятных направлениях нарезаются уже, а в возможных — шире. Подразделения, получившие от­ ветственный сектор наблюдения, выставляют наблюдательные пункты. Удаление наблюдатель- пых пунктов определяется сред­ ней скоростью всех состоящих на вооружении самолетов противни­ ка и временем, затрачиваемым на готовность подразделения к от­ крытию огня. Время готовности подразделе­ ния к открытию огня слагается 'из Еремони необходимого на: 1) передачу донесения с наблюда-' тельного пункта командиру; 2) ре­ шение комапдира и передачу при­ казания командиром подразделе­ нии; 3) вызов последними номе­ ров из укрытия и подачу команд по целеуказанию; 4) отыскание цели наводчиком и наводку. Для того, чтобы увеличить ско­ рость приведения в готовность подразделения к открытию огпя, необходимо стремиться к тому, чтобы донссепия о появлении самолетов противника поступали непосредственно командирам под­ разделений. I ТТсторпческая сп ра вка Первая боевая операция Красного Балтфлота 27 ноября 1918 г. Активную борьбу с интврвен- Iтами на море балтийцы начали : 20 ноября 1918 года. Не прошло : л нескольких дней после разгрома финской батареи Пумала, ковар­ но обстрелявшей минзаг «Наро- ва», leant Балтфлот получил первое серьезное боевое задание. Он дол­ жен был поддержать с моря Красную Армию, успешно насту­ павшую пропив эстонских белых войск. Жомавдовайяне флотом разрабо­ тало план крупных десантных 'операций в районе Нарвы и Ре­ веля. Однако флот в то время бьш крайне беден, его запасы истощились, и в Кронштадте не оказалось топлива, достаточного для судов, которые должны была принять участие в этих оиора- ' циях. Пришлось ограничиться лишь десантом у Нарвы. И вот, 21 год назад, 27 нояб­ ря 1918 года, началась эта пер­ вая боевая операция балтийцев против интервентов. В 10 часов утра из Кронштадта вышли крей­ сер «Олег», эсминец «Меткий» и транспорты «Ильза», «Красный пахарь» и «Революция». На транспортах находился десант: 2 роты моряков. Транспорты не от­ личались большим ходом. К тому же сии были снабжены топливом скверного качества. В результате всего этого десант продвигался вперед черепашьим ходом, делая всего 4— 5 узлов, и пришел в Нарвский залив лишь к утру 28 ноября. «Олег» обстреляй берег, после чего транспорты под прикрытием «Меткого» 'вошли в реку Нарозу и высадили десант. К вечеру дружным натиском Красной Армии и флота Нарва была взята. Корабли находились в Нарвском заливе до 30 ноября, поддерживая своим огнем действия сухопутных сил. В этот день десант вернулся на свои транспорты, приведя с собой 85 пленных. В этот же день боевыэ суда Балтфлота пришли в Крон­ штадт. ---------- О----------- Серьезный сигнал На корабле, которым коман­ дует т. Симбирцев, с сигнальщи­ ками и радистами занятия не специальности проводятся от случая к случаю. Такое положе­ ние нисколько не беспокоит командира. Не лучше поставлена учеба и с радистами. Занятий по специальности не ведется. Для этого даже пе отведено времени. Радист, отстояв вахту, иногда прямо идет иа судовые работы. Пп одна судовая работа пе вы­ полняется без участия радистов. Комапднр т. Стрельбпцкпй дошел до того, что вахтенного радиста спимает с радиовахты и ставят гребцом на шлюпку. М. Телов. -----------О----------- Срываются занятия В нашем подразделении сры­ ваются занятая ио изучению устава караульной службы. Часто в учебные часы бойцов наряжают на работу в складе. В силу этого за последние два месяца было только 2 запятая. Ю. Макаров.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz