Краснофлотец. 1939, ноябрь.
17 ноября 1933 г., Яг 203 (455) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 Капитан Н. ЯКОВЛЕВ ЗЕНИТНЫЕ ПУЛЕМЕТЫВ СОВРЕМЕННОМ БОЮ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПУЛЕМЕТА Основпое назначение зенитных аулеметов — борьба с авиацией на высотах до 1300 метров. Круп нокалиберные пулеметы могут вести огонь на высотах до 2000 иетров. Кроме авиация, целями для зенитных пулеметов могут выть воздушные и морские десан ты, катера и сухопутные войска противника. Тактико-технические свойства хеиитных пулеметов характерн- хуются предельной дальностью действительного огня по самоле там, скороетрельшостью, площадью егаевого. покрытия, т. е. величи-- ной плоской зоны полезного ог ня пулеметов на данных высо тах. Современные зенитные пуле меты допускают ведение огня под большими углами возвышения, поэтому мертвые воропки в пре делах стрельбы па высотах до 1300 метров незначительны и практического значения почти ие имеют. Об этом можно судить по следующим примерам. Допу стим, что самолет находится на высоте 900 иетров, угол возвы шения пулемета 82 градуса. Имея эти данные, легко узнать диаметр мертвой воронки, поль- хуясь формулой — две высоты, умноженные на тангенс угла 8 градусов, т. е. 2 . 900 .9 ,141 = 253,8 метра. Это и будет диаметр мертвой воронки. Из приведенно го примера видно, что самолет бу дет находиться в мертвой ворошее очень небольшой промежуток времени. Если взять скорость са молета за 100 метров в секунду и сделать решение: 253 : 100, то мы получим время, равное 2,53 секунды. Такой срок потре буется хорошо натренированному ааводчику на переход от стрель бы по идущему самолету для стрельбы по уходящему, т. е. для поворота пулемета на 180 граду сов. Несмотря на то, что диаметр мертвой воронки незначителен, тем не менее, при организации системы огня для достижения его плотности, особенно в вероятных яаправлениях, необходимо, чтобы мертвая воронка каждой огневой позиции была бы прикрыта огнем соседней огневой позиции. ЗОНА ОБСТРЕЛА ЗЕНИТНЫХ ПУЛЕМЕТОВ Зона обстрела зенитных пуле метов представляет из себя полу шарие, основание которого лежит на огневой позиции, а ось сим метрии совпадает с точкой уста новки пулеметов. Радиус полуша рия равен наклонной дальности стрельбы. В поверхности полуша рия не ©се точки являются уязви мыми для самолета, так как с увеличением угла места цели баллистические свойства пули, из меняются — падает убойная си ла. Теоретически подсчитано, что иа полную дистанцию полезно ве сти огопь только при углах места цели до 45 градусов, свыше 45 градусов, вследствие падения убойной силы пули, огопь вести иалоцелесообразно. Поэтому видно, мто с увеличением высоты цели время нахождения ее в зоне об стрела уменьшается. ОТВЕТСТВЕННАЯ И (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЗОНА ОГНЯ Самолет, идущий па бомбоме тание, при подходе к об’екту не- I которое время будет iggnu равно- I мерпо, прямолинейно и горизон тально. Этот отрезок пути назы вают боевым курсом. Длина бое вого курса зависит от времени, необходимого летчику на прице ливание для сбрасывания бомбы. Это время колеблется от 3 до 20 секунд, следовательно, для опре деления боевого курса самолета нужно среднее время умножить на скорость самолета. Напрпмер: скорость самолета 100 метров в секунду, отсюда 100 • 10 —1000 метров. Таким образом мы видим, что величина боевого курса в этом случае составляет один километр. Самолет, идущий на бомбомета ние, обнаружив об’ект, ляжет па боевой курс для прицеливания, как только летчик «возьмет» цель па перекрытие прицела, тут же сбросит бомбу. Если летчик по какой-либо причине сбросил бомбу над самым об’ектом, то бомба, имея в первоначальный момент поступательную скорость, равную скорости самолета, пере летела бы за цель. Чтобы бомба попала в цель, нужно ее сбросить не долетая до об’екта па величи ну ее относа от скорости самоле та, минус сопротивление воздуха. Первое называется относом бомбы вследствие скорости самолета, а второе отставанием. Относ бомбы равняется скорости самолета, умноженной на время падения бомбы минус отставание. Для пользования этой формулой надо знать время падения бомбы и отставание. Отставашне опреде- (яется по таблице. Однако, для упрощения расчета, можно отста вание принимать равным 10— 12 процентов общего отпоса бомбы от скорости самолета. Так разрешается вопрос, когда самолет идет на бомбометание с одного определенного направле ния. Однако си может атаковать об’ект с различных направлений Поэтому теоретически можно най ти многочисленное количество вариантов боевых курсов само лета, которые образуют пояс бое вых курсов, следовательно и относ бомб в каждом случае будет раз ный. Соответственно, в зависимо сти от относов бомб, образуется воронка бомбометания. Рассмотрим пояс боевых курсов и воронку бомбометания. Усло вимся, что мы обозначим их бук вами А и Б. Получится — ок ружность А — геометрическое место точек начала пояса боевого ■курса самолета, окружность Б— геометрическое место точек сбра сывания бомбы. Площадь между окружностями А и Б будет яв ляться поясом боевых курсов, площадь между окружностью Б и об’ектом воронкой бомбомета ния. Дойдя до окружности > 7 ' само лет ляжет на боевой курс для прицеливания. На окружности Б будет сброшена бомба, следова тельно, на отрезке пути АБ само лет будет лишен свободы манев ра, ибо, в противном случае, лет чик потеряет цель. Самолет па этом отрезке пути, как было ука зано выше, вынужден лететь приблизительно равномерпо, пря молинейно и более или менее го ризонтально. Это создает благо- i приятные условия для стрельбы по самолету в смысле прицела-: ванпя н сопровождения самолета Еспную зону огпя. Надо наиболее огнем. Если принять во внимание, | плотным огнем прикрывать ве- что задача зенитных пулеметов заключается в том, чтобы уничто жить самолет до момента сбрасы вания им бомб, то вполне ясно, что наибольшее количество из всех имеющихся средств зенит ных пулеметов надо располагать в поясе боевых курсов самолета, прикрывая его наиболее плотным огнем. Поэтому пояс боевых кур сов пулеметчики обычно назы вают ответственной зоной огня. Если самолету все же удалось безнаказанно добраться до грани цы воронки бомбометания, тогда самолет, сбросив бомбы, может сманеврировать, то есть, не дойдя до об’екта, уйти. Очевидно, что если в этом слу чае зенитные пулеметы располо жены на самом об’екте или вбли зи его, то они окажутся бесполез ными, так как самолет, выполнив свою задачу, уйдет. Исходя из этих соображений, нужно сделать вывод, что воронку бомбометания надо прикрывать наименьшим ко личеством боевых средств и рас полагать здесь наиболее легкие средства зенитных пулеметов, главным образом одиночные пуле меты, используя и приспосабли вая для этой цели крыши домов, сараев и т. д. Задача средств зенитных пуле метов, расположенных в воронке бомбометания — борьба с самоле тами, «'проскочившими» к об’екту на бреющих. высотах или приме няющих бомбометание с пикиро ванием. Воронку бомбометания, из вы шеприведенных данных, назы вают дополнительной зоной огня. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА СРЕДСТВ ЗЕНИТНЫХ ПУЛЕМЕТОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЕРОЯТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАЛЕТА И ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО СРЕДСТВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБ’ЕКТА Для надежного обеспечения об’екта средствами зенитных пу леметов необходимо решить, для какой высоты организовать си стему огня. Этот вопрос легко разрешить, если ответить на сле дующие вопросы при оценке об становки: а) Какова величина об’екта и с какой высоты целесообразно его бомбить. б) Какой разрушительной силы потребуются бомбы для пораже ния об’екта и с какой высоты целесообразно их сбрасывать, не рискуя осколками поразить свой самолет. в) Наличие хороших подходов к об’екту и на каких высотах мож но подойти к нему, используя подступы. Организовать систему огня для той или иной высоты — это совсем не значит, что средства зе нитных пулеметов будут вести огонь в пределах этой высоты. Нет, они будут вести огонь в пределах своей достигаемости, ио это зпачит то, что вероятность поражепия самолета противника в пределах высоты, для которой ор ганизована система огпя, больше, чем для других высот. После того, как определена от ветственная и дополнительная зо ны оння, необходимо определить ■наиболее вероятные нанравлепия валета авиапии, так как нельзя равномерно прикрыть всю отвстст- роятные направления налета са молетов противника. Располагать зенитные пулеме ты следует на границе ответст- вепиой ц дополнительной зоны огня с таким расчетом, чтобы можно было использовать всю траекторию по идущему на об’ект самолету противника. Общий принцип расчета средств зенитных пулеметов должен быть такой: предположим, что самолет противника, используя удобный подступ к об’екту, из точки А атакует об’ект с высоты 600 метров. Плоская зона для этой высоты равна 1370 м. Если установка стоит на границе от ветственной и дополнительной золы, то, очевидно, при благо приятных условиях (самолет ле тит через огневую позицию) до подхода самолета к дополнитель ной зоне пулемет будет вести огонь на отрезке пути в 1370 метров. Допустим, что самолет идет со скоростью 100 метров в секунду, ©о времени это выразится в 14 секунд. За это время из пулемет ной установки можно выпустить 560 пуль, что создает огонь боль шой плотпости. Таким образом видно, что ин тервалы между огневыми пози циями будут зависеть не только от местности, но и главным об разом от необходимой плотпости огня, которую надо создать в том или ином вероятном направлении налета авиации противника. Са ми собой разумеется, что они не могут быть постоянными. И х , величина в каждом отдельном случае будет различна. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ Для организации наблюдения пулеметные подразделения полу чают ответственные сектора на блюдения. Сектор наблюдения нарезается от командного пункта, при обеспечении об’екта большой площади, либо от середины об’ек та, при обеспечении об’екта. Сле довательно, вершина ответ ственного сектора в первом слу чае будет находиться на комаид- ■ном пункте командира, а во вто ром случае па центре об’екта. От ветственные сектора в вероятных направлениях нарезаются уже, а в возможных — шире. Подразделения, получившие от ветственный сектор наблюдения, выставляют наблюдательные пункты. Удаление наблюдатель- пых пунктов определяется сред ней скоростью всех состоящих на вооружении самолетов противни ка и временем, затрачиваемым на готовность подразделения к от крытию огня. Время готовности подразделе ния к открытию огня слагается 'из Еремони необходимого на: 1) передачу донесения с наблюда-' тельного пункта командиру; 2) ре шение комапдира и передачу при казания командиром подразделе нии; 3) вызов последними номе ров из укрытия и подачу команд по целеуказанию; 4) отыскание цели наводчиком и наводку. Для того, чтобы увеличить ско рость приведения в готовность подразделения к открытию огпя, необходимо стремиться к тому, чтобы донссепия о появлении самолетов противника поступали непосредственно командирам под разделений. I ТТсторпческая сп ра вка Первая боевая операция Красного Балтфлота 27 ноября 1918 г. Активную борьбу с интврвен- Iтами на море балтийцы начали : 20 ноября 1918 года. Не прошло : л нескольких дней после разгрома финской батареи Пумала, ковар но обстрелявшей минзаг «Наро- ва», leant Балтфлот получил первое серьезное боевое задание. Он дол жен был поддержать с моря Красную Армию, успешно насту павшую пропив эстонских белых войск. Жомавдовайяне флотом разрабо тало план крупных десантных 'операций в районе Нарвы и Ре веля. Однако флот в то время бьш крайне беден, его запасы истощились, и в Кронштадте не оказалось топлива, достаточного для судов, которые должны была принять участие в этих оиора- ' циях. Пришлось ограничиться лишь десантом у Нарвы. И вот, 21 год назад, 27 нояб ря 1918 года, началась эта пер вая боевая операция балтийцев против интервентов. В 10 часов утра из Кронштадта вышли крей сер «Олег», эсминец «Меткий» и транспорты «Ильза», «Красный пахарь» и «Революция». На транспортах находился десант: 2 роты моряков. Транспорты не от личались большим ходом. К тому же сии были снабжены топливом скверного качества. В результате всего этого десант продвигался вперед черепашьим ходом, делая всего 4— 5 узлов, и пришел в Нарвский залив лишь к утру 28 ноября. «Олег» обстреляй берег, после чего транспорты под прикрытием «Меткого» 'вошли в реку Нарозу и высадили десант. К вечеру дружным натиском Красной Армии и флота Нарва была взята. Корабли находились в Нарвском заливе до 30 ноября, поддерживая своим огнем действия сухопутных сил. В этот день десант вернулся на свои транспорты, приведя с собой 85 пленных. В этот же день боевыэ суда Балтфлота пришли в Крон штадт. ---------- О----------- Серьезный сигнал На корабле, которым коман дует т. Симбирцев, с сигнальщи ками и радистами занятия не специальности проводятся от случая к случаю. Такое положе ние нисколько не беспокоит командира. Не лучше поставлена учеба и с радистами. Занятий по специальности не ведется. Для этого даже пе отведено времени. Радист, отстояв вахту, иногда прямо идет иа судовые работы. Пп одна судовая работа пе вы полняется без участия радистов. Комапднр т. Стрельбпцкпй дошел до того, что вахтенного радиста спимает с радиовахты и ставят гребцом на шлюпку. М. Телов. -----------О----------- Срываются занятия В нашем подразделении сры ваются занятая ио изучению устава караульной службы. Часто в учебные часы бойцов наряжают на работу в складе. В силу этого за последние два месяца было только 2 запятая. Ю. Макаров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz