Краснофлотец. 1939, ноябрь.
2 ноября 1939 г., № 184 (436) К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 3 ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА товарища В. М. МОЛОТОВА Не может быть сомнения, что только советское правительство, признающее прппцип свободного развития национальностей, могло пойтн на этот шаг. Нужно ска зать, что никакое правительство в России, кроме советского, не может допустить существоваппе независимой Финляндии у самых ворот Ленинграда. Об этом красно речиво говорит опыт с «демокра тическим» правительством Керен ского— Церетели, не говоря уже о правительстве князя Львова— Ми люкова и, тем более, о царском правительстве. Нет сомнения, что это важное обстоятельство могло бы служить хорошей предпосыл кой для улучшения советско-фин ских отношений, в которых, как видно, Финляндия не меньше за интересована, чем Советский Союз. Советско-финские переговоры начались недавно, по нашей ипи- диативе. Что является предметом этих переговоров? Не трудно по мять, что в современной между народной обстановке, когда в дентре Европы развертывается иойна между крупнейшими госу дарствами, чреватая большими неожиданностями и опасностями для Bcei европейских государств, — Советский Союз не только имеет право, но и обязан прини мать серьезные меры для укреп ления своей безопасности. При этом естественно, что советское правительство проявляет особую заботу относительно Финского за лива, являющегося морским под ступом к Ленинграду, а таКже от носительно той сухопутной грани мы, которая_ в каких-нибудь 30 галометрах нависла над Ленин- эадом. Я напомню, что населе- е Ленинграда достигло трех с ловиной миллионов, что почти ио населению всей Финлян- г, насчитывающей 3 миллиона 1 тысяч жителей. (Веселое шление в зале). 'два лм есть основания оста- иваться на тех небылицах, >ые распространяются загра- зй прессой о предложениях ского Союза в переговорах с пгдией. Одни утверждают, JCP «требует» себе г. Випу- яборг) и северную часть :кого озера. Скажем от се- о это— чистый вымысел и Другие утверждают, что «требует» передачи ему ^--дскнх островов. Это ■— такой же вымысел и ложь. Болтают еще • каких-то претензиях, якобы существующих у Советского Сою за в отношении Швеции и Норве гии. Но это беспардонное вранье просто не заслуживает опровер жения. (Общий смех). На самом деле наши предложения в перего- эорах с Финляндией являются максимально-скромными и огра ничиваются тем минимумом, без которого невозможно обеспечить безопасность СССР и наладить дружески» отношения с Финлян дией. Мы начали переговоры с пред ставителями Финляндии, для че го финляндское правительство командировало в Москву гг. Паа- ■сикиви и Таннера, с предло жением заключить советско-фин ский пакт взаимопомощи, при мерно, по типу наших пактов вза имопомощи с другими прибалтий скими государствами. Поскольку, ’Сдпако, финляндское правитель ство заявило нам, что заключение •такого пакта противоречило бы запятой им позиции абсолютного нейтралитета, мы не стали на стаивать на пашем предложении. Мы предложили тогда перейти к конкретным вопросам, в которых мы заинтересованы с точки зре ния обеспечения безопасно сти СССР и, в особенности, безопасности Ленинграда, как со стороны моря — в Фин ском заливе, так и со стороны суши, ввиду чрезмерной близости пограничной линии к Ленинграду. Мы предложили договориться о том, чтобы отодвинуть на север от Ленинграда на несколько де сятков километров советско-фин скую границу на Карельском пе решейке. Взамен этого мы пред ложили передать Финляндии часть территории Советской Каре лии, превышающую в два раза территорию, передаваемую Фин ляндией Советскому Союзу. Мы предложили также договориться о том, чтобы Финляндия сдала нам в аренду на определенный срок небольшой участок своей террито рии в районе входа в Финский залив, чтобы мы могли там орга низовать военно-морскую базу. При наличии советской военно- морской базы у южного входа в Финский залив, а именно в Бал тийском порту, как это обуслов лено советско-эстонским пактом взаимопомощи, создание военно- морской базы у северного входа в Финский залив могло бы пол ностью обеспечить безопасность Финского залива против враждеб ных покушений со стороны дру гих государств. Мй не сомневаем ся в тон, что создание такой ба зы соответствует интересам не только Советского Союза, но и безопасности самой Финляндии. Другие наши предложения и, в частности, наше предложение об обмене территории некоторых ост ровов в Финском заливе, а также части полуостровов Рыбачий и Средний на двойную по размерам территорию в Советской Карелии, невидимому, не встречают возра жений со стороны финляндского правительства. Разногласия в от ношении некоторых наших пред ложений еще не преодолены, а сделанные в этом отношении Финляндией уступки, частичная уступка на Карельском явно не достигают сделали, далее, ряд новых шагов навстречу Финляндии. Мы сказа ли, что, если будут приняты на ши основные предложения, мы го товы снять наши возражения про тив вооружения Аландских остро вов, на чем уже давно настаивает финляндское правительство. Мы оговорили только, что мы снима ем свои возражения против во оружения Аландских островов при условии, что указанные во оружения будут проводиться на циональными силами самой Фин ляндии и что в этих вооруже ниях третьи страны не будут принимать никакого участия, по скольку и СССР не участвует >в них. Мы предложили также Фин ляндии провести на всей совет ско-финской границе на Карель ском перешейке разоружение ук репленных районов, что должно целиком соответствовать интере сам Финляндии. Мы выразили, далее, желание усилить советско- финский пакт ненападения допол нительными взаимными гарантия ми. Наконец, упрочение полити ческих советско-финских отноше- например, территории перешейке, цели. Мы ний, песомпепно, явилось бы пре- ственпым интересам Финляндии, красной базой и для быстрого но укрепляют ее внешнюю нод’ема хозяйственных отпошепии безопасность и создают широкую между нашими странами. базу для дальнейшего .широкого Таким образом, мы готовы ид- развития политических и хозяй- ти навстречу Финляндии в тех ственных отношений между на-1 уверены в том, что политика ми- вопросах, в которых она особенно шими странами. ра, которую неуклонно проводит заинтересована. J Несколько слов о переговорах с СССР, имеет и в дальнейшем После всего этого мы не дума- Турцией. лучшие перспективы. Эту поли- ем, чтобы Со стороны Финляндии 0 существе этих переговоров тику мы будем проводить и в стали искать повода к срыву пишут за границей всякую небы- районе Черного моря с уверен- предполагаемого соглашения. Это лицу. Одни утверждают, что СССР ностью, что полностью обеспечим ие соответствовало бы политике будто бы требовал передачи рай- должное ее проведение, как это- дружественных советско-финских онов Ардагана и Карса. Скажем го требуют интересы Советского отношений и, конечно, нанесло от себя, что это— сплошной вы- Союза и дружественных ему го- бы серьезный ущерб Финляндии.,, мысел и ложь. Другие утверж- сударств. (Аплодисменты). Мы уверены, что руководят#- дают, что СССР требовал будто Теперь об отношениях с Япо- ми финляндскими кругами будет бы изменения международной нией. правильно понято значение ук- конвенции, заключенной в Монт- з а последнее время в советско- репления советско-финских дру-1 ре, и преимущественных прав японских отношениях имеется из- жественных отношении и фин-1 для СССР в вопросе о проливах, вестпое улучшение. Это улучше- ляндские деятели не поддадутся I Это— тоже вымысел и ложь. На иле наметилось со времени не- какому-либо антисоветскому дав-1 самом деле речь шла о заключе- давнего московского соглашения, лению и подстрекательству со нпп двустороннего пакта взаимо- в результате которого был ликви- стороны кого бы то ни было. помощи, ограниченного районами дпрован известный конфликт на Я должен, однако, сообщить, Черного моря и проливов. СССР монголо-манчжурской границе, что даже президент Соединенных считал, что заключение такого в течешге ряда месяцев> тотаее Штатов Америки нашел уместным пакта не может побудить его к говоря в течепис мая? ШОПЯ) вмешаться в эти вопросы, что действиям, которые могли бы втя- ля, августа п д0 середины сен- трудпо согласовать с политикой путь его в вооруженный конф- тября, в н оманхаПском районе, американского нейтралитета. В ™кт с Германией, это— во-пер- примыкающем к мопголо-манч- своем послании от 12 октября на пых, и что СССР должен иметь га- журской границе, происходили имя товарища Калинина, Предсе- рантию, что ввиду угрозы воины воеппые действпя с участием дателя Президиума Верховного Турция не пропустит военных ЯПОно-манчжурских и советско- Совета, г. Рузвельт выразил на- кораблей нечерноморских держав монгольских войск. В боевых дей- дежду на сохранение и развитие через Босфор в Черное море, это ствпях за этот период участвова- дружелюбных и мирных отноше-1 во-вторых. Турция отклонила пий между СССР и Финляндией. °бе эти оговорки СССР и тем сде- Можно подумать, что у Соединен-1 лала невозможным заключение ных Штатов Америки лучше об-1 пакта. Советско-турецкие перего- стоят дела, скажем, с Филиппина- воры не привели к заключению ми или с Кубой, которые давно пакта, но они помогли выяснить требуют от США свободы и неза- илг> по крайней мере,прощу- впсимости, и не могут их полу- пать ряд интересующих нас чить, чем у Советского Союза с политических вопросов. В совре- Финляпдией, которая давно уже | менной международной обстановке получила от Советского Союза и I особенно важно знать истинное свободу и государственную н е за - 1 лицо и политику государств, от ношения с которыми имеют серь езное значение. В политике Тур- висимость. На послание г. Рузвельта това рищ Калинин ответил следующим образом: «Считаю уместным напом нить Вам, господин Президент, что государственная независи мость Финляндской Республики была признана свободным во- леиз’явлением Советского Пра вительства 31 декабря 1917 года, и что суверенитет Фин ляндии обеспечен за нею мир ном договором между РСФСР и Финляндией от 14 октября 1920 года. Указанными актами Советского Правительства оп ределены были основные прин ципы взаимоотношений между Советским Союзом и Финлян дией. В соответствии с этими принципами ведутся и нынеш ние переговоры между Совет ским Правительством и Прави тельством Финляндии. Вопреки тенденциозным версиям, рас пространяемым кругами, оче видно, не заинтересованными в европейском мире, единствен ной целью указанных перего воров является упрочение взаи моотношений между Советским Союзом и Финляндией и укреп ление дружественного сотруд ничества обеих стран в деле обеспечения безопасности Со ветского Союза и Финляндии». После такого ясного ответа Председателя Президиума Верхов ного Совета СССР должно быть совершенно понятно, что, при на личии доброй воли, финляпдское правительство пойдет навстречу нашим минимальным предложени ям, которые не только не противо речат национальным и государ- ции нам многое стало теперь го раздо яснее, как в результате московских переговоров, так и в результате последних внешне-по литических актов турецкого пра вительства. Как известно, правительство Турции предпочло связать свою судьбу с определенной группиров кой европейских держав, участ вующих в войне. Оно заключи ло пакт взаимопомощи с Англией и Францией, уже два месяца ве дущими войну против Германии. Тем самым Турция окончательно отбросила осторожную политику нейтралитета и вступила в орби ту развертывающейся европейской войны. Этим весьма довольны как в Англии, так и во Франции те, которые хотят побольше нейт ральных стран вовлечь в свою сферу войны. Не пожалеет ли об этом Турция— гадать не будем. (Оживление в зале). Нам прихо дится лишь отметить эти новые моменты во внешней политике нашего соседа и внимательно сле дить за развитием событий. Если Турция до известной сте пени теперь связала себе руки и склонилась к рискованной для нее поддержке одной из воюющих сторон, то, очевидно, турецкое правительство сознает ответствен ность, которую оно этим взяло на себя. Но это не та внешняя поли тика, которой следует Советский Союз и благодаря которой Совет ский Союз уже обеспечил не ма ло внешне-политических успехов. Советский Союз предпочитает, и впредь оставить себе руки свобод ными, последовательно проводить свою политику нейтралитета и не только пе содействовать раз жиганию войны, а содействовать укреплению имеющихся стремле ний к восстановлению мира. Мы ли все роды оружия, включая авиацию и тяжелую артиллерию, а бои иногда принимали весьма кровопролитный характер. Нико му ненужный конфликт вызвал немалые жертвы на нашей сто роне, но эти жертвы были в не сколько раз больше на японо манчжурской стороне. Наконец, Япония обратилась к нам с пред ложением ликвидировать конф ликт, и мы охотно пошли навст речу японскому правительству. Как известно, конфликт был вызван стремлением Японии при своить часть территории Монголь ской Народной Республики . и этим путем насильственно изме нить в свою пользу монголо-манч журскую границу. Такой односто ронний метод должен был встре тить решительный отпор и пока зал еще раз свою полную несо стоятельность, когда дело касает ся Советского Союза или его союз ников. Если на злополучном при мере Польши было недавно проде монстрировано, как дешево иной раз стоят пакты взаимопомощи, подписанные некоторыми велики ми державами Европы (смех), то на моиголо-манчжурской границе было продемонстрировано совсем другое. Здесь было продемонстри ровано значение пактов взаимо,- помощи, под которыми стоит под пись Советского Союза. (Бурные, долго несмолкающие аплодисмен ты). Что касается указанного кон фликта, то в результате советско- японского соглашения, заключен ного 15 сентября в Москве, он был ликвидирован и мпр был полностью восстановлен на мон голо-манчжурской границе. Тем самым был сделан первый шаг к улучшению советско-японских от ношении. (Окончание на 4 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz