Краснофлотец. 1939, ноябрь.
i К Р А С Н О Ф Л О Т Е Ц 2 ноября 1939 г., Яг 184 (436) ПРОДОЛЖЕНИЕ ДОКЛАДА товарища В. М. МОЛОТОВА тельно проводили эту линию, че- J развитию советско-германских хо ну отнюдь не противоречит вступ ление наших войск на террито рию бывшей Польши, начавшееся 17 сентября. Достаточно напом нить, что тогда же, 17 сентября, советское правительство разослало всем государствам, с которыми оно имеет дипломатические отно шения, специальную поту с заяв лением о том, что СССР и впредь будет проводить политику нейтра литета в отношениях с ними. Как известно, паши войска вступили на территорию Польши только после того, как польское государ ство распалось и фактически пе рестало существовать. Оставаться нейтральными к таким фактам мы, разумеется, не могли, так как в результате этих событий перед нами встали острые вопро сы безопасности нашего государ ства. К тому же советское прави тельство не могло не считаться с исключительным положением, создавшимся для братского насе ления Западной Украины и За падной Белоруссии, которой в раз валившейся Польше оказалось брошенным на произвол судьбы. Последующие события пол ностью подтвердили, что новые со ветско-германские отношения по строены на прочной базе взаим ных интересов. После вступления частей Красной Армии на терри торию бывшего польского госу дарства возникли серьезные во просы разграничения государ ственных интересов СССР и Гер мании. Эти вопросы были быстро урегулированы по взаимному со гласию. Германо-советский дого вор о дружбе и границе между СССР ж Германией, заключенный в конце сентября, закрепил наши отношения с германским государ ством. Отношения Германии с други ми западно-европейскими буржу азными государствами за послед ние два десятилетия определя лись, прежде всего, стремлением Германии разбить путы Версаль ского договора, творцами которого были Англия и Франция при ак тивном участии Соединенных Штатов Америки. Это, в конечном счете, ж привело к теперешней войне в Европе. Отношения Советского Союза с Германией строились на другой основе, не имеющей ничего об щего с интересами увековечения послевоенной версальской систе мы. Мы всегда были того мнения, что сильная Германия является необходимым условием прочного мира в Европе. Было бы смешно думать, что Германию можно «просто вывести из строя» и скинуть со счетов. Державы, ле леющие эту глупую и опасную мечту, не учитывают печального опыта Версаля, не отдают себе отчета в возросшей мощи Герма нии и не понимают того, что по пытка повторить Версаль при ны нешней международной обста новке, в корне отличающейся от обстановки 1914 года, — может кончиться для них крахом. Мы неуклонно стремились к улучшению отношений с Герма нией ж всемерно приветствовали такого рода стремления в самой Германии. Теперь наши отноше ния с германским государством построены на базе дружествен ных отношений, на готовности поддерживать стремления Герма нии к миру и, вместе с тем, на же- nsg всемерно седеЗствокато [Украины. вместе зянственных отношений ко вза имной выгоде обоих государств. Надо специально отметить, что происшедшие в советско-герман ских отношениях изменения в политической области создали бла гоприятные предпосылки для раз вития советско-германских хозяй ственных отношений. Последние хозяйственные переговоры гер манской делегации в Москве и происходящие в данный момент переговоры советской хозяйствен ной делегации в Германии подго товляют широкую базу для разви тия товарооборота между Совет ским Союзом и Германией. Теперь разрешите остановиться па событиях, непосредственно связанных с вступлением наших войск на территорию бывшего польского государства. Мне нйт необходимости описывать ход этих событий. Обо всем этом под робно говорилось в нашей печати и Вы, товарищи депутаты, хоро шо знакомы с фактической сто роной. Скажу лишь о самом су щественном. Нечего доказывать, что в мо мент полного распада польско го государства, наше правитель ство обязано было протянуть ру ку помощи проживающим па тер ритории Западной Украины и За падной Белоруссии братьям-укра- анцам и братьям-белоруссам. Оно гак и поступило. (Бурные, про должительные аплодисменты. Де путаты встают и устраивают ова цию). Красная Армия вступила в эти районы при всеобщем сочув ствии украинского и белорус ского населения, встречавшего на- пи войска, как своих освободите- тей от панского гнета,- от гнета польских помещиков и капитали стов. При боевом продвижении Крас ной Армии по этим районам у на ших воинских частей были ме стами серьезные стычки с поль скими частями, а, стало быть, бы- ш и жертвы. Каковы были эти жертвы, видно из следующего. На Белорусском фронте в частях красной Армии, считая началь ствующий и рядовой состав, мы имели убитых — 246 и ране ных— 503, а всего— 749. На Украинском фронте мы имели убитых из начальствующего и рядового состава — 491 и ра неных — 1.359, а всего — 1.850. Следовательно, общее ко- гичество жертв, понесенных Крас ной Армией на территории За- гадной Белоруссии и Западной Украины, составляет: убитых — 737, раненых — 1.862, то-есть в целом — 2.599 человек. Что касается наших боевых трофеев в Польше, то они составляют 900 с лишним орудий, свыше 10 ты сяч пулеметов, свыше 300 тысяч винтовок, более 150 миллионов винтовочных патрон, около 1 миллиона артиллерийских снаря дов, до 300 самолетов и т. д. Перешедшая к СССР террито рия по своим размерам равна территории большого европейско го государства. Так, территория Западной Белоруссии достигает 108 тысяч квадратных километ- оов, с населением в 4 миллиона 800 тысяч человек. Территория Западной Украины составляет 88 тысяч квадратных километров, с населением в 8 миллионов че ловек. Таким образом, перешед шая к нам территория Западной i«5L-?> Я i •_ i Западной Белоруссии составляет 196 тысяч квадратных километ ров, а ее население — около 13 миллионов человек, из которых украипцев — более 7 миллионов, белоруссов — более 3 миллионов, поляков — свыше 1 миллиона, евреев — свыше 1 миллиона. Политическое значение этих событий трудно переоценить. Все сообщения с Западной Украины и Западной Белоруссии свидетель ствуют о том, что население с не описуемым восторгом встретило свое освобождение от панского гнета ж горячо приветствовало новую великую победу советской власти (взрыв долгих аплодисмен тов). Прошедшие в последние дни выборы в Народные Собрания За падной Украины и Западной Бе лоруссии, которые здесь были впервые организованы на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права, с тайной подачей голосов, показали, что, по крайней мере, девять десятых на селения этпх областей были уже давно подготовлены для воссоеди нения с Советским Союзом. Из вестные уже теперь всем нам ре шения Народных Собраний во Львове и Белостоке свидетельст вуют о полном единодушии народ ных избранников во всех полити ческих вопросах. Перейдем к нашим отношениям с прибалтийскими странами. Как известно, и здесь произошли су щественные изменения. В основе отношений Советско го Союза с Эстонией, Латвией и Литвой лежат соответствующие мирные договора, заключенные в 1920 году. По этим договорам Эстония, Латвия и Литва получи ли самостоятельное государствен ное существование, причем за весь истекший период Советский Сою з ' неизменно проводил дру жественную политику в отноше нии этих, вновь созданных, ма лых государств. В этом .нашло свое выражение коренное отличие политики советской власти от по литики царской России, зверски угнетавшей малые народы, не да вавшей им какой-либо возможно сти самостоятельного националь но-государственного развития и оставившей у них не мало тягост ных воспоминаний. Следует при знать, что опыт истекших двух десятилетий развития дружест венных советско-эстонских, совет ско-латвийских и советско-литов ских отношений создал благопри ятные предпосылки для дальней шего укрепления политических и всяких других отношений СССР с прибалтийскими соседями. Это по казали и последние дипломатиче ские переговоры с представителя ми Эстонии, Латвии и Литвы, и те договора, которые были подпи саны в Москве, в результате этих переговоров. Вы знаете, что Советский Союз заключил такие пакты взаимопо мощи с Эстонией, Латвией и Лит вой, которые имеют крупнейшее политическое значение. Принци пиальная основа этих пактов оди наковая. Они основаны на взаимо помощи между Советским Сою зом,— с одной стороны, Эстонией, Латвией и Литвой,— с другой сто роны, включая и военную помощь друг другу, в случае нападения на кого-либо из них. Ввиду осо бого географического положения этих стран, являющихся своего рода подступами к СССР, особен- -гтг» АА л'плухлтгт т 11г»та»/ | эти пакты предоставляют Совет скому Союзу возможность иметь военно-морские базы и аэродромы в определенных пунктах Эстопии п Латвия, а в отношепип Литвы устанавливают совместную с Со ветским Союзом защиту литовской границы. Создание этих советских военно-морских баз и аэродромов па территории Эстонии, Латвии и Лнтвьт и ввод некоторого количе ства красноармейских частей для охраны этих баз и аэродромов обеспечивают надежную опору обороны не только для Советско го Союза, но и для самих прибал тийских государств и, тем са мым, служат делу сохранения мира, в котором заинтересованы паши народы. Имевшие место в последнее время дипломатические перегово ры с Эстонией, Латвией п Литвой показали, что между нами суще ствует достаточное доверие н нуж ное понимание необходимости осуществления этих военно-оборо нительных мер в интересах как Советского Союза, так и самих этих государств. В переговорах полностью выявилось стремление их участников к сохранению мира и к обеспечению безопасности для наших народов, занятых мирным трудом. Все это и обеспечило ус пешное окончание переговоров и заключение пактов взаимопомощи, имеющих важное историческое значение. Особый характер указанных пактов взаимопомощи отнюдь не означает какого-либо вмешатель ства Советского Союза в дела Эсто нии, Латвии или Литвы, как это пытаются изобразить некоторые органы заграничной печати. На против, все эти пакты взаимопо мощи твердо оговаривают непри косновенность суверенитета под писавших их государств и прин цип невмешательства в дела дру гого государства. Эти пакты ис ходят из взаимного уважения го сударственной, социальной и эко номической структуры другой стороны и должны укрепить ос нову мирного добрососедского сот рудничества между нашими наро дами. Мы стоим за честное и пунктуальное проведение в жизнь заключенных пактов на условиях полной взаимности и заявляем, что болтовня о советизации при балтийских стран выгодна только нашим общим врагам и всяким антисоветским провокаторам. На основе достигнутого улуч шения политических отношений с Эстонией, Латвией и Литвой, Со ветский Союз пошел широко на встречу хозяйственным нуждам этих государств, заключив соот ветствующие торговые соглаше ния. В связи с этими хозяйствен ными соглашениями, товарооборот с прибалтийскими странами уве личивается в несколько раз и имеет благоприятную перспективу для дальнейшего роста. В усло виях, когда торговля всех евро пейских стран, в том числе и нейтральных государств, пережи вает громадные затруднения, эти экономические соглашения СССР с Эстонией, Латвией и Литвой имеют для них весьма крупное положительное значение. Таким образом, сближение, ! происшедшее между СССР, Эсто-I пней, Латвией и Литвой, будет содействовать более быстрому под’ему сельского хозяйства, про мышленности, транспорта и вооб- втр . -цапокному благосостоянию на ших прибалтийских соседей. Принципы советской политики в отпошепии малых стран с осо бой силой продемонстрированы на !примере договора о передаче Ли товской Республике города Виль но н Виленской области. При этом литовское государство, с era паселепием в два с половиной миллиона человек, значительна расширяет свою территорию, уве личивает на 550 тысяч человек свое население и получает город Вильно, число жителей которога почти в два раза превышает на селение теперешней литовской столицы. Советский Союз пошел па передачу города Вильно Литов ской Республике не потому, чта в нем преобладает литовское на селение. Нет, в Вильно большин ство составляет нелитовское насе ление. Но советское правительст во считалось с тем, что город Вильно, который Польшей был насильственно отторгнут от Лит вы, должен принадлежать Литве, как такой город,. с которым связано, с одной стороны, истори ческое прошлое литовского госу дарства, а, с другой,—националь ные чаяния литовского народа. 1 заграничной печати указывалось, что в мировой истории пе было еще такого случая, чтобы боль шое государство по собственной воле отдавало малому государству такой большой город. Теи ярче этот акт советского государства демонстрирует его добрую волю. В особом положении находятси наши отношения с Финляндией.' Это об’ясняется, главный образом, тем, что в Финляндии больше сказываются разного рода внеш ние влияния со стороны третью держав. Беспристрастные людт должны, однако, признать, что же вопросы обеспечения безош. ности Советского Союза и, о бенно, Ленинграда, которые сто в переговорах с Эстонией, сто. в переговорах с Финляндией. М но сказать, что в некотором ношении вопросы безопасг для Советского Союза здесь даже острее, поскольку глаг после Москвы, город совел государства — Ленинград, дится всего в 32 километр границы Финляндии. Это з что Ленинград находится с ницы другого государства i стоянии меньшем, чем это для артиллерийского обсл современных дальнобойны дий. С другой стороны, морекю подступы к Ленинграду также в значительной мере зависят от то го—враждебную или дружествен ную позицию в отношении Совет ского Союза занимает Финляндия, которой принадлежит вся север ная часть побережья Финского за лива и все острова вдоль цент ральной части Финского залива. Считаясь с таким положением, а также с создавшейся в Европе обстановкой, можно рассчитывать, что со стороны Финляндии будет проявлено должное понимание. На чем основывались отноше ния Советского Союза с Финлян дией за все эти годы? Известие, что основой этих отношений яв ляется мирный договор 1920 го да по типу наших договоров е другими нашими балтийскими со седями. Советский Союз своим свободным волеиз’явлением обес печил самостоятельное и незави симое существование Финляндия. (Продолжение на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz