Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

Электрик корабля «И* старший 1 статьи М . Богдаяцев — отличник боевой а политической подготовки m *своем посту у электрощитка. Фогга Б . Палой. Матросы взялись за учебу На эскадрешок миноносце «Доблестный» недавно начались занятия кружка по повышению общеобразовательного уровня. В крухке занимается 12 человек. Старшина 2 статьи т. Омелов, преподаватель географии, после первогоурока на тему: «Поня­ тие о географии и ее значение» сделал опрос учащихся. Матросы тг. Карелин, Малышев, Кури­ цын и Мало® отвечали хорошо. Также успешно прошел урок do арифметике, которую преподает старший матрос т. Кукушкин. Матросы прошяигг большой интерес к учебе. Старшина 2 статьи А. ПЕТРОВСКИЙ. У маневрового клапана Вражеские самолеты налетели неожиданно. Первый из них во­ шел в пике, готовясь сбросить бомбу на эскадренный миноно­ сец. С корабля по врагу неистово стреляли зенитные орудия и пулеметы, но «эмолеты упорно продолжали пикировать. Каза­ лось, ничто уже не может от­ вратить угрозу, нависшую над кораблем. Однако у эсминца было еще сильное средство защиты — скорость. Командир корабля, уловив момент отрыва бомбы от само­ лета, перевел ручки машинного телеграфа с «полного вперед» на «самый полный назад». Случай аварийный, но в данный момент единственно правильный. Глубо­ ко в машинных отделениях ма­ шинисты, правившие вахту у маневровых клапанов, сразу по­ няли, что момент исключительно серьезный. И поэтому старшие матросы Маслеников я Андреев действовали молниеносно. Масле­ ников, получив приказание по •телеграфу, отрепетовал его, со- ‘общил в котельную, сколько форсунок держать включенными, и быстро дал машинам задний ход. Корпус корабля затрясся от вибрации, свист пара заглушил грохот боя, эсминец резкоизме­ нил скорость. Бомбы упали впе­ реди в 20 — 30 метрах от фор­ штевня, взметнув огромные во­ дяные столбы... А в машину уже поступило новое приказание: — Полный вперед!.. Благодаря мастерству маши­ нистов корабль избежал серьез­ ной опасности. К несению вахты у маневровых клапанов допускаются наиболе опытные и подготовленные спе­ циалисты. В большинстве случаев это — старшие матросы. Но это не значит, что к несению вахты у маневровых клапанов нельзя тоттускать молодых матросов. Допускать гх можно и нужно, но при известном уровне специаль­ ной подготовки. Именно так и поступает старшина 2 статьи Варченко®, который поставил на маневровые клапаны матросов Шипнна и Софронова, служащих всего толькопо второму году. Они вполне справляются с обязанно­ стями. В функции вахтенното у ма­ невровых клапанов входит очень ответственная часть установки в турбинном отделении.Он обязан ее приготовить к походу, обо­ греть,обслуживать во время хода действие при оста- > Заме 71ки машинiспа • новке. Заступая на вахту, вах­ тенный обязан убедиться в ис­ правности всех механизмов и на­ чать приготовление к походу согласноинструкции. При этом нельзя делать ни малейшего от­ ступления от нее. Существует три варианта обо­ гревания маневрового устройства и главных турбин: нормальное, экстренное и обогревание мето­ дом непрерывного вращения тур­ бин валоповоротным устройст­ вом. При всех трех способах маши­ нист должен обращать особое внимание на сконденсировавший­ ся пар. При быстром открывании того пли иного клапана пар мо­ жет выбить прокладки на флан­ цевых соединениях, нарушить целость сальников-расширите­ лей, повредить сопловое устрой­ ство и лопатки. Все эта может привести к аварии и выходу из строя устаяоши на длительное время. Следовательно, вахтенный у маневровых клапанов должен действоватьпри открывании их очень осторожно. Когда обогрев главных турбин будет закончен, вахтенный под наблюдением старшины или командира группы подводитпар к маневровому клапану. Сначала оя должен убедиться в том, что кулисы стоят в нулевом положе­ нии, то-есть оба клапана (перед­ него и заднего ходов) закрыты. После этого медленным поворотом пробки на маслопроводеподает­ ся смазка кбыстразапорному кла­ пану. Он начнет медленноприот­ крываться, и пар поступит к ма­ невровым клапанам. В это время нужно особенно тщательно сле­ дить за приборами и главными машк'нами. Вспоминается случай, который произошел в дни Отечественной войны. Вахтенный машинист передпоходом не проверил поло­ жение кулис и стал производить подвод пара к клапану, который был немного отрыт. В резуль­ татепар пошел в машины и со­ общил кораблю ход. Корабль оборвал несколько швартовов. Только быстрыми я решитель­ ными действиями личного со­ става была предупреждена ава­ рия. Итак, пар к маневровому кла­ пану подведен. Вахтенный дает пробные обороты. Следует заме­ тить, что к этому моменту вало- поворотное устройство должно быть обязательно разобщено. Перед подачей щпбаьн оборотов следует уведомить об этом мостик по телеграфу и. пздучив «добро», начинать работу винтов. Клапан переднего хода следует открывать медленно и осторож­ но, следя за давлением свежего пара перед соплами. В это время необходимо иметь еще одного че­ ловека для наблюдения за греб­ ным валом. Как только вал тро­ нется с места я паччет вращать­ ся, клапан надо бысгро закрыть. Давление свежего параперед соплами при страгнвгнпи следует зафиксировать, чтобы оно не пре­ вышало допустимое. В том случае, когда оно больше допу­ стимого, следует немедленно до­ кладывать в пост энергетики и выяснять причину. Причины могут быть различ­ ные: заедание лабиринтовыхуп­ лотнений, вследствие неправиль­ ного обогрева, забылиотдатьтор­ моз на линии вала или же, нако­ нец, намоталось что-либо на винт. На первых порах нельзя допу­ скать более ДО— 15 оборотов винта в мшуту. В это время турбины тщательно прослуши­ ваются. При обнаружении не­ нормального шума и задеваний проворачивание немедленносле­ дует прекратить. Аналогичным образом даются пробные обороты и на задний ход. . При несении вахты на ходу следует во всех случаях измене­ ния ходов строго руководство­ ваться инструкцией, так как единого «рецепта» для всех установок дать невозможно. Ин­ струкция же составлена на осно­ вания длительного опыта н наб­ людения за данным агрегатом. Особенно необходимо точное соблюдение инструкции при раз­ витии больших ходов,а также при резком изменении хода ма­ шин с максимального переднего на задний. Сейчас яа нашем морском те­ атре наступило время зимних штормов. При большой качке нередки случаи оголения вин­ тов. В такие моменты машины резко набирают обороты, идут в «разнос», поэтому вахта у ма­ неврового клапана в зимних по­ ходах должна быть особенно бдительной. Старший матрос Д. САВЕНКО. Маленький фельетон У подножки автобуса Недавно мгне пришлось вновь повидаться с офтоером Петро­ вым. Встретились ш ) у проход­ ной вашего гарнизона., на дороге, •неподалеку от авггобусмой оста­ новка Меня поразили те» изме­ нения, которые я замелил* яа лице своего давнишнего товарища. — Да ты, кажемся* яе в дуге*? Что-нибу 1 дь сяуяилос*# — обра­ тился я к другу, зЫН Петрова только веселым и жизнерадост­ ны^ любящим всегда гоёоркягь задорно, с огоньком. — Векгь «дуда скатался воя там... Ну га мука» же с этими поездками, — все еще тяжело долов, ответил Петров пеобыя'но раздраженным голосом. Мы оба яовервуишсь. э ту спо­ рому, где стоял рейсовый автобус. ■Производилась посадка'. Пасса­ жиры, среда которых бьали и офи­ цере*, толпились у подложки. Не­ сколько человек висели на поруч­ нях, пыГгаясь прорвать соседив­ шуюся в проходе «пробку». По головам всей) толпы валились к дверцам аБггобуса «яелюдаиы и тюки, подаваемый! адсоаисирами сзади... — Так же точно « мне при­ шлось садиться в Мурманске. Вво­ дишь последствия этой посадки? ■Петров пок-аааш: на шинель: две пуговицы та ней бшги вырваны, как говорится, с мясом. На ме- ------ О стах, гите они ратаев поксвдгось, виднелись кусочки валы. — Но ужасы щт посадке это еще далеко ае все, — цродолжал мой Tceajpen — Сашт странное было внтереда. Ад 1 0 % * тЛ а т да того, что в пем я ъжж быию ас to дорогу сделать ни одетого движе­ ния. Со всех белго» я дайке свер­ ху я оказался прижатым вплот­ ную к соседям. В таком положе­ нии пришлось» стоять всю дорогу... Настоящее икшытлше ва ytoyu гость собс^емноЬо тела! Автобус, тяжело от 1 фьф 1 оншясь; тронул с места к ctaoeft Kdaewoft остановке. С грустьювагляйуэему вслед). Петров сообщил еще и такую деталь поездки: он ляшшг- с я одной галоши, которая оста­ лась где-то в явггобусе. Вот уже больше дву® месяцев «а* линии айггобусного jj виисенвш нет должного порядка. Непонятно, почему такой важный участок предоставлен) самому себе? Ведь бьгл же раньше установлен спе- циаигыный порядок посадки пасса­ жиров, были ответственные за от­ правление автобусов, было куль­ турное обслуживаше паооайсиров. Кто, когда отменил уКгтанов- леншлй приказом командования порядок автобусного движения? На этот вопрос должны отве­ тить работники автотранспортного отдела Тыла. Д. НИКОЛАЕВ. От случая к случаю * Художественная самодеятель­ ность является не только сред­ ством культурного отдыха матро­ сов и офицеров. Она помогает воспитывать моряков в духе пре­ данности делу большевистской партии. Невидимому, об этом за­ бывают клубные работники и руководителисамодеятельности в соединении торпедных катеров. Нельзя сказать, чтобы само­ деятельностиу нас совсем не бы­ ло. Время от времени она появ­ ляется, во вся ее работапрохо­ дит кампанейски, в спешке, я, конечно, эта торопливость отра­ жается на качестве концертов. Кто же принимает участие в на­ шей самодеятельности? Бак это ни странно, но состав участников очень односторонен. В нашем коллективе самодеятельности нет женщин, — одни матросы и 'фицеры. Нетрудно представить, что это за концерт илиспектакль без женских ролей.-* Нельзя оказать, чтобы у нас в соединении не было женщин. Наоборот, у нас есть немало жен офицеров и сверхсрочников, ко­ торые, вероятно, охотно приняли бы участие в концерте или спек­ такле,но с ними не проводится никакой работы для того, чтобы привлечь их к участию в само­ деятельности. Даже если нам удается иногда собрать волле:ггив энтузиастов самодеятельности, то возникает новое препятствие — нет подхо­ дящего репертуара. В клубной библиотеке есть или большие пьесы, или маленькие скетчи женскими ролями. Способных в художественн отношении матросов найдется немало на торпедных катерах. Надо их только организовать. Н. ЛАПШЕНКОВ. * РЕ ДА кци ю Полтора километраза ведром воды На скользкой обледенелой трооинке повстречались две домо­ хозяйки. — У вас в ведерке вода? — неуверенно осведомилась одна из них*. — Да, на!стоящая» клююеаая. — Какое счастье! Где до­ стали? — Вот за этим поворотом,, там одтаа колонка вадоороводная ра­ ботает. — Далеко? — Километра полтора будет. Мы оказались невольными сви­ детелями) этого разговора на од­ ной? но улиц Корабельного город, fta главной базы. С некоторых пор, а точнее ш- рожаясь, с тех пор, как об этом перестал заботиться начаивлк КЭО плавной базы, вода здесь стала дефицитным предметом. Имеющиеся водопроводные ко­ лонки не отремоипфовавьв н в» подготовлены к зиме. Поэтому жителям Корабельного сородкл приходится совершай* длитель­ ные путешествия? ш оонсклсс яодьц Однако это» иицсиМпь мало бес­ покоит штяъБтл Кдб. Офицеры: А. ЯКОВЛЕВ, Н. НИКОЛАЕВ. Нет заботы о сверхсрочниках Среди моряков терпедньвх. ка­ теров много старшин и>■матросов, оставшихся та сверхсрочную службу. Но подлинной) заботы о нуисдах сверхсрочников здесь не проявляется.. П«рв возвращении ив похода ил» негде культурно от­ дохнуть, т. к. клуба для старший мет. До спх пор да/же семейные сэерх/срочшики ютятся а плохо оборудованный комнатах. Воен. флопторг совершенно не обеспе­ чивает сверхсрочников, в кунигь что-либо из цромтовдров им негде. Пора бы» на это обратить веима. яне кому следует. Старшины С. СЕМ ЕНОВ ,. В. ГОРБУНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz