Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
Электрик корабля «И* старший 1 статьи М . Богдаяцев — отличник боевой а политической подготовки m *своем посту у электрощитка. Фогга Б . Палой. Матросы взялись за учебу На эскадрешок миноносце «Доблестный» недавно начались занятия кружка по повышению общеобразовательного уровня. В крухке занимается 12 человек. Старшина 2 статьи т. Омелов, преподаватель географии, после первогоурока на тему: «Поня тие о географии и ее значение» сделал опрос учащихся. Матросы тг. Карелин, Малышев, Кури цын и Мало® отвечали хорошо. Также успешно прошел урок do арифметике, которую преподает старший матрос т. Кукушкин. Матросы прошяигг большой интерес к учебе. Старшина 2 статьи А. ПЕТРОВСКИЙ. У маневрового клапана Вражеские самолеты налетели неожиданно. Первый из них во шел в пике, готовясь сбросить бомбу на эскадренный миноно сец. С корабля по врагу неистово стреляли зенитные орудия и пулеметы, но «эмолеты упорно продолжали пикировать. Каза лось, ничто уже не может от вратить угрозу, нависшую над кораблем. Однако у эсминца было еще сильное средство защиты — скорость. Командир корабля, уловив момент отрыва бомбы от само лета, перевел ручки машинного телеграфа с «полного вперед» на «самый полный назад». Случай аварийный, но в данный момент единственно правильный. Глубо ко в машинных отделениях ма шинисты, правившие вахту у маневровых клапанов, сразу по няли, что момент исключительно серьезный. И поэтому старшие матросы Маслеников я Андреев действовали молниеносно. Масле ников, получив приказание по •телеграфу, отрепетовал его, со- ‘общил в котельную, сколько форсунок держать включенными, и быстро дал машинам задний ход. Корпус корабля затрясся от вибрации, свист пара заглушил грохот боя, эсминец резкоизме нил скорость. Бомбы упали впе реди в 20 — 30 метрах от фор штевня, взметнув огромные во дяные столбы... А в машину уже поступило новое приказание: — Полный вперед!.. Благодаря мастерству маши нистов корабль избежал серьез ной опасности. К несению вахты у маневровых клапанов допускаются наиболе опытные и подготовленные спе циалисты. В большинстве случаев это — старшие матросы. Но это не значит, что к несению вахты у маневровых клапанов нельзя тоттускать молодых матросов. Допускать гх можно и нужно, но при известном уровне специаль ной подготовки. Именно так и поступает старшина 2 статьи Варченко®, который поставил на маневровые клапаны матросов Шипнна и Софронова, служащих всего толькопо второму году. Они вполне справляются с обязанно стями. В функции вахтенното у ма невровых клапанов входит очень ответственная часть установки в турбинном отделении.Он обязан ее приготовить к походу, обо греть,обслуживать во время хода действие при оста- > Заме 71ки машинiспа • новке. Заступая на вахту, вах тенный обязан убедиться в ис правности всех механизмов и на чать приготовление к походу согласноинструкции. При этом нельзя делать ни малейшего от ступления от нее. Существует три варианта обо гревания маневрового устройства и главных турбин: нормальное, экстренное и обогревание мето дом непрерывного вращения тур бин валоповоротным устройст вом. При всех трех способах маши нист должен обращать особое внимание на сконденсировавший ся пар. При быстром открывании того пли иного клапана пар мо жет выбить прокладки на флан цевых соединениях, нарушить целость сальников-расширите лей, повредить сопловое устрой ство и лопатки. Все эта может привести к аварии и выходу из строя устаяоши на длительное время. Следовательно, вахтенный у маневровых клапанов должен действоватьпри открывании их очень осторожно. Когда обогрев главных турбин будет закончен, вахтенный под наблюдением старшины или командира группы подводитпар к маневровому клапану. Сначала оя должен убедиться в том, что кулисы стоят в нулевом положе нии, то-есть оба клапана (перед него и заднего ходов) закрыты. После этого медленным поворотом пробки на маслопроводеподает ся смазка кбыстразапорному кла пану. Он начнет медленноприот крываться, и пар поступит к ма невровым клапанам. В это время нужно особенно тщательно сле дить за приборами и главными машк'нами. Вспоминается случай, который произошел в дни Отечественной войны. Вахтенный машинист передпоходом не проверил поло жение кулис и стал производить подвод пара к клапану, который был немного отрыт. В резуль татепар пошел в машины и со общил кораблю ход. Корабль оборвал несколько швартовов. Только быстрыми я решитель ными действиями личного со става была предупреждена ава рия. Итак, пар к маневровому кла пану подведен. Вахтенный дает пробные обороты. Следует заме тить, что к этому моменту вало- поворотное устройство должно быть обязательно разобщено. Перед подачей щпбаьн оборотов следует уведомить об этом мостик по телеграфу и. пздучив «добро», начинать работу винтов. Клапан переднего хода следует открывать медленно и осторож но, следя за давлением свежего пара перед соплами. В это время необходимо иметь еще одного че ловека для наблюдения за греб ным валом. Как только вал тро нется с места я паччет вращать ся, клапан надо бысгро закрыть. Давление свежего параперед соплами при страгнвгнпи следует зафиксировать, чтобы оно не пре вышало допустимое. В том случае, когда оно больше допу стимого, следует немедленно до кладывать в пост энергетики и выяснять причину. Причины могут быть различ ные: заедание лабиринтовыхуп лотнений, вследствие неправиль ного обогрева, забылиотдатьтор моз на линии вала или же, нако нец, намоталось что-либо на винт. На первых порах нельзя допу скать более ДО— 15 оборотов винта в мшуту. В это время турбины тщательно прослуши ваются. При обнаружении не нормального шума и задеваний проворачивание немедленносле дует прекратить. Аналогичным образом даются пробные обороты и на задний ход. . При несении вахты на ходу следует во всех случаях измене ния ходов строго руководство ваться инструкцией, так как единого «рецепта» для всех установок дать невозможно. Ин струкция же составлена на осно вания длительного опыта н наб людения за данным агрегатом. Особенно необходимо точное соблюдение инструкции при раз витии больших ходов,а также при резком изменении хода ма шин с максимального переднего на задний. Сейчас яа нашем морском те атре наступило время зимних штормов. При большой качке нередки случаи оголения вин тов. В такие моменты машины резко набирают обороты, идут в «разнос», поэтому вахта у ма неврового клапана в зимних по ходах должна быть особенно бдительной. Старший матрос Д. САВЕНКО. Маленький фельетон У подножки автобуса Недавно мгне пришлось вновь повидаться с офтоером Петро вым. Встретились ш ) у проход ной вашего гарнизона., на дороге, •неподалеку от авггобусмой оста новка Меня поразили те» изме нения, которые я замелил* яа лице своего давнишнего товарища. — Да ты, кажемся* яе в дуге*? Что-нибу 1 дь сяуяилос*# — обра тился я к другу, зЫН Петрова только веселым и жизнерадост ны^ любящим всегда гоёоркягь задорно, с огоньком. — Векгь «дуда скатался воя там... Ну га мука» же с этими поездками, — все еще тяжело долов, ответил Петров пеобыя'но раздраженным голосом. Мы оба яовервуишсь. э ту спо рому, где стоял рейсовый автобус. ■Производилась посадка'. Пасса жиры, среда которых бьали и офи цере*, толпились у подложки. Не сколько человек висели на поруч нях, пыГгаясь прорвать соседив шуюся в проходе «пробку». По головам всей) толпы валились к дверцам аБггобуса «яелюдаиы и тюки, подаваемый! адсоаисирами сзади... — Так же точно « мне при шлось садиться в Мурманске. Вво дишь последствия этой посадки? ■Петров пок-аааш: на шинель: две пуговицы та ней бшги вырваны, как говорится, с мясом. На ме- ------ О стах, гите они ратаев поксвдгось, виднелись кусочки валы. — Но ужасы щт посадке это еще далеко ае все, — цродолжал мой Tceajpen — Сашт странное было внтереда. Ад 1 0 % * тЛ а т да того, что в пем я ъжж быию ас to дорогу сделать ни одетого движе ния. Со всех белго» я дайке свер ху я оказался прижатым вплот ную к соседям. В таком положе нии пришлось» стоять всю дорогу... Настоящее икшытлше ва ytoyu гость собс^емноЬо тела! Автобус, тяжело от 1 фьф 1 оншясь; тронул с места к ctaoeft Kdaewoft остановке. С грустьювагляйуэему вслед). Петров сообщил еще и такую деталь поездки: он ляшшг- с я одной галоши, которая оста лась где-то в явггобусе. Вот уже больше дву® месяцев «а* линии айггобусного jj виисенвш нет должного порядка. Непонятно, почему такой важный участок предоставлен) самому себе? Ведь бьгл же раньше установлен спе- циаигыный порядок посадки пасса жиров, были ответственные за от правление автобусов, было куль турное обслуживаше паооайсиров. Кто, когда отменил уКгтанов- леншлй приказом командования порядок автобусного движения? На этот вопрос должны отве тить работники автотранспортного отдела Тыла. Д. НИКОЛАЕВ. От случая к случаю * Художественная самодеятель ность является не только сред ством культурного отдыха матро сов и офицеров. Она помогает воспитывать моряков в духе пре данности делу большевистской партии. Невидимому, об этом за бывают клубные работники и руководителисамодеятельности в соединении торпедных катеров. Нельзя сказать, чтобы само деятельностиу нас совсем не бы ло. Время от времени она появ ляется, во вся ее работапрохо дит кампанейски, в спешке, я, конечно, эта торопливость отра жается на качестве концертов. Кто же принимает участие в на шей самодеятельности? Бак это ни странно, но состав участников очень односторонен. В нашем коллективе самодеятельности нет женщин, — одни матросы и 'фицеры. Нетрудно представить, что это за концерт илиспектакль без женских ролей.-* Нельзя оказать, чтобы у нас в соединении не было женщин. Наоборот, у нас есть немало жен офицеров и сверхсрочников, ко торые, вероятно, охотно приняли бы участие в концерте или спек такле,но с ними не проводится никакой работы для того, чтобы привлечь их к участию в само деятельности. Даже если нам удается иногда собрать волле:ггив энтузиастов самодеятельности, то возникает новое препятствие — нет подхо дящего репертуара. В клубной библиотеке есть или большие пьесы, или маленькие скетчи женскими ролями. Способных в художественн отношении матросов найдется немало на торпедных катерах. Надо их только организовать. Н. ЛАПШЕНКОВ. * РЕ ДА кци ю Полтора километраза ведром воды На скользкой обледенелой трооинке повстречались две домо хозяйки. — У вас в ведерке вода? — неуверенно осведомилась одна из них*. — Да, на!стоящая» клююеаая. — Какое счастье! Где до стали? — Вот за этим поворотом,, там одтаа колонка вадоороводная ра ботает. — Далеко? — Километра полтора будет. Мы оказались невольными сви детелями) этого разговора на од ной? но улиц Корабельного город, fta главной базы. С некоторых пор, а точнее ш- рожаясь, с тех пор, как об этом перестал заботиться начаивлк КЭО плавной базы, вода здесь стала дефицитным предметом. Имеющиеся водопроводные ко лонки не отремоипфовавьв н в» подготовлены к зиме. Поэтому жителям Корабельного сородкл приходится совершай* длитель ные путешествия? ш оонсклсс яодьц Однако это» иицсиМпь мало бес покоит штяъБтл Кдб. Офицеры: А. ЯКОВЛЕВ, Н. НИКОЛАЕВ. Нет заботы о сверхсрочниках Среди моряков терпедньвх. ка теров много старшин и>■матросов, оставшихся та сверхсрочную службу. Но подлинной) заботы о нуисдах сверхсрочников здесь не проявляется.. П«рв возвращении ив похода ил» негде культурно от дохнуть, т. к. клуба для старший мет. До спх пор да/же семейные сэерх/срочшики ютятся а плохо оборудованный комнатах. Воен. флопторг совершенно не обеспе чивает сверхсрочников, в кунигь что-либо из цромтовдров им негде. Пора бы» на это обратить веима. яне кому следует. Старшины С. СЕМ ЕНОВ ,. В. ГОРБУНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz