Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
wytW!|v|4.у .. У&йсвюэаашев- ным лищер «Баку» входит в базу. Фото Н. 'Надеждива. Когда команда ложится спать 22 часа. Дежурный горнистi Он включает сшпого лашочку Г*Г\ПТГ АПАТЧ гтп гвлгттл-пмтлт — ________________________ • сыграл сбор на вечернюю повер ку. Но «но стуча®»»воскресенья пиверкп ®е выло. Таи уж тут за ведено... Вахтенный матрос Бояркин Обходит верхнюю палубу, громко оповещая: «Команде койки брать!» Тотчас же в кубрике 7$ 1 загремели столы, захлопали крыппки рувдучков, вазвяжалн откидные сетки. Матросы развер тывают только (что принесенные с верхней палубы конки, готовят ся к' отдыху. Спустя 15 нинуг заходим в кубрик № 2. Здесьвюе^кго уже расположился ко сну. Но многие еще пе приготовились. 8а столон сидят матросы Русин, ШаКора и другие. Русин питает шагу, а Шакора переписывает в альбом какие-то стихи. Врем (приближается к\23 ча сам. Наконец наступает тишина. Но кто-то включает радио. Склонившись нац столйи, в рубке сидит дежурный офицер лейтенант Кудреватых. Он сос тавляет сведения за день. В 23 часа 35 минут он берет электри ческий фонарик, опускается в первый кубрик. Матросы снят, лишь неведомо для кого громко звучит репродуктор. Лейтенант Кудреватых подхо дит к койке, иа которой спит матрос Ляховец, будит его и го ворит: — Разве вы не знаете, что ботинки надо ставить не у голо вы, а у ног? Ляховец встает. — Поставьте обувь иа место, — требует дежурный офицер и направляется к другимкойкам. Около других коеж. такой же беспорядок. Обувь и обмундирова ние разложены небрежно и не аккуратно. На палубе в разных местах валяются носки, портян ки, ботинки. Кое- 1 де в углах смятые фланелевки и брюки. Шипели небрежно заправлены..- Дежурный офицер покачивает го ловой— не будить же сейчас всех. Осмотре» первый кубрик, де журный офицер спускается во второй кубрик, где яркпй свет оларяег спящих, мошая нормаль- пому отдыху. — Вероятно кто-нибудьчитал, —• поясняет лейтенант Кудрева тых, гасяэлектричество* и направляется в кормовой куб рик По пути он заглядывает в корабельную баню. Там полно мусора. — Вызовите ко мне дежурного по низам Борисова, — приказы вает Кудррватьй рассЫаному матросу Бояркину- Через несколько кинут Бояр кин докладывает: — Борисов не встает... , — Немедленно пусть явится ко мне! — повторяет лейтенант Кудреватых. На этот раз Борисов является к дежурному офицеру и заявляет: — Я уже не дежурный. Меня еще вчера с вечера заменил Се лезнев. — |А точемгу вы не доложили об этом? — спрашивает Куд реватых. — Я д(уложил старшине Рома нову, а он, вероятно, вабы^ и вам не сказал, — оправдывается Бо рисов. Вскоре был; вызван матрос Се лезнев. — (Вы вместо Борисова дежу рите? — ещрадпивает лейтенант Кудреватыщ. — Так точно! — Сейчас же убрать баню! Когда Селезне® принялся за уборжу бани и других помеще ний', било уже далеко за пол ночь. Неужейи ней*ыая было это сделать (раньше? На палубу хлопьями надает снег, маскируя окурки, кем-то брошенные возле орудий. Но и до отбоя п после отбоя никто не догадался убрать их- Все эти факты говорят о том, что на корабле отсутствует над лежащий порядок. Дневальные по кубрика'н и вахтенные плоховы пытают свои обязанности, не следят за чистотой и порядком. Не 'чувствуетсятребовательности старшин к своим подчиненным. Например, старшина 2 статьи Дубинин не приучил своихпод чиненных складыватьв положен ном месте обмундирование, когда они ложатся спать. Не проявляет высокой требо вательности и дежурная служба, и*-за чего после отбоя не сразу все ложатся спать, не везде вы ключают свет. Старший лейтенант И., ШАИРКО- И з опыта войны Ночные полеты на разведку Полет на разведку в ночное время связан со многими труднос тями. Ночью значительно ограни чена видимостьориентиров, что требует отлетчика умения водить самолет по расчетам и по прибо рам, от штурмана — безукориз ненных знаний района, и особен но района разведываемой цели; от всего экипажа — слетанности и взаимопонимания. Успех всякогополета на раз ведку, прежде всего, зависит от предварительной подготовки на земле, которая складывается из: а) изучения района полетов и наиболе вероятных маршрутов; б) изучения метеорологических особенностейтеатра; в) изучения противовоздушной обороны противника. Этого, однако, далеко недоста точно для того,чтобы считать се бя готовым к разведывательному полету п особенно в ночных ус ловиях. Экипаждолжен непрерыв но тренироваться в воздухе пад своей тер иторией, переходя от полетов в светлые лунные ночи к полетам«без луны», при облач ности 5 — 6 баллов. В комплекс учебного полета обязательнодол жны входить: аэрофотос’емка. ■ сбрасывание светящихся бомб. Молодым разведчикам полезно внать,что прославленный северо морский летчик-разведчик Герой Советского Союзакапитан Вербиц- гттй и его штурман лейтенант Павлов, перед выполнением бое вых заданийночь», трижды про изводили ночную «разведку» сво их баз с фотографированием их. Толькоубедившись в полной го товности экипажа, капитан Вер- бпцкий вылетал в боевой полет и выполнял его успешно. Как же практически должна производиться предварительная подготовка? Район полетов надоизучать по картам крупного и мелкого мас штабов, по фотоснимкам наиболе характерных об’ектов,по расска зам экипажей, ранее летавших над изучаемым районом. Теорети ческиевнания необходимо закре пить практическими наблюдения ми с воздуха днем и ночью. Наиболее вероятные маршруты изучаются подробно с запомина нием всех крупных ориентиров на расстоянии 30 км. в сторону от линии маршрута, с учетом оборо нительных средств противника. Метеорологические особенности театра следует изучать так, что бы экипаж глубоко усвоил приз наки изменеппя погоды, чтобы он давал безошибочные дапные метеообстановки над целью: высо ту облачности, ее характер и тен денции к улучшению плц ухуд шению погоды. Серьезное внимание при пред-jние на видимость. При фазе луны варительной подготовке должно 1/4 и 4/4 корабли просматрп- быть уделено изучению системы|ваютсяхуже, но лучше обрисо- противовоздушной обороны про- вьгвается горизонт, что облегчает тивника, ибо экипаж, незнающпи ее, подвергаетсяв полете опасным неожиданностям, которые могут помешать выполнению задания. Скрытность,и безопасностьподхо да к цели являются важнейшими элементамив практике разведчи ка. В тренировочных полетах должны быть отшлифованы паи- более выгодные методы самоле товождения, работа с картой, ночная аэрофбтос’емка. При фо тографировании необходимо поль зоваться прицелом. Непосредственно предполетная подготовка складывается из: 1. Изучения задания; . 2. Выбора прокладкимаршрута. Выбирая маршрут, необходи мо учитывать надежность ориентировки, скрытность и безопасность полета. В навига ционном отношении при выборе маршрута разведчик должен учи тывать время года, состояние по крова земной поверхности, фазы луны и время ее восхода и за хода; 3. Изучения воздушной, метео рологическойи морской обстано вок; 4. Изучения схемы радиообме на. Получив задание, разведчик обязан поинтересоваться обста новкой на театре, если она пе была указана командиром в за дании. В октябре 1943 года лей тенант С. вылетел на разведку, не зная воздушной обстановки. В районе его полета наши торпе доносцы производилипостановку мин. Разведчик не опознал само леты и задание не выполнил. Схема радиообмена изучается так, чтобы экипаж твердо знал временные интервалы между ра диограммами и их количество. В темную ночь разведка долж на производиться с помощью ра диолокационного оборудования, т. к. визуальная разведка невоз можна, а подсвечивание мало эффективно. Ввпду плохой видимости ночью затруднено просматривание раз ведываемого участка, поэтому он пилотирование, и летчик получает возможность внимательнее сле дить за морем. В полете главное для экипа жа — правильно распределять внимание, сектора обзора. Пап- лучшее наблюдение будет при небольших вертикальных углах самолета по отношению к ко раблям (15° — 20°), а также при 15°— 30° по отношению t азимуту луны. В лунную ночь наивыгоднейшая высота полей менеетысячи метров, причемко рабли обнаруживаются визуаль но. Классы кораблей определяй ются по силуэтам, их величин* и месту в ордере. Определение типов кораблей по бурунам может привести к ошиб ке, что подтверждается опытом. По бурунам можно определял курс кораблей и их скорость Велиморе штормит и бурунк неясно видны, надо заметать ме сто нахождения ордера и через 30— 40 минут вновь появиться над кораблями. Смещение пока жет направление движении су дов. Определяя скорость хода, раз ведчикдолжен знать, что при средней величине буруна ско рость будет 8— 10 узлов. Обнаруженные корабли следует фотографировать, не упуская их из поля зрения при наборевысо ты. В 1944 г. экипаж капитана В., увидев конвой противника ушел в море, чтобы набрать высоту. Вернувшись для с’емкп кораблей, оп их не обнаружил и только значительно снизившись вновь их заметил и произвел аэрофотос’емку. Важную и ответственную роль в ходе выполнения разведыва тельного задания играет боевое донесение. Оно дается по ради, немедлен о после обнаруженн противника е указанием коорди нат, состава конвоя, его курса, хода, а также метеообстановки. Подробности докладываются командиром экипажа после по садки. Особенно необходимо эки пажу обращать внимание ни но вые, замеченные ими навига ционные огни, маяки и т. д. Яг и J 1UU11VU) UUUi UЛ J we I ’ w ' — не должен превышать свыше 100 ] Ночная разведка сложна итре- километров по длине маршрута. Следует учитывать, что наилуч шая видимость кораблей и бе реговой черты бывает в полнолу ние, при высоте луны 60°. при ясном, безоблачном небе- Облач ность до 5 баллов в лунную ночь оказывает незначительное влия- буетот летного состава высоком воинского мастерства, выносли вости и глубоких знзний теории. Овладевать этими качествами мы должны повседневно на основе опыта Велякой Отечественной войны. Лейтенант В. ЛОССОВСКИЙ. СЕМЬЯ СЛЕСАРЕЙ В Н-ской судоремонтной ма стерской уже десятый год рабо тают слесарями братьяПерцевы __ Фрол и Семен. Их сыновья пошли по пути отцов и тоже стали сле сарями. Фрол Перцев, награжденный 8а самоотверженный труд в дни войны орденомТрудового Красно- (От наш. корр.). го Знаменп, возглавляет бригаду. В этой бригаде учениками рабо тают его 16-летний сын Иван и 17-летний племянник Василий. Ha-днях молодые слесаря ус пешно сдали экзамен на получе ние 3-го разряда. В сентябре бригада Фрола Пер- цева, ремонтируйкорабли. вьшол:х кила производственный план на 275 проц. Так же успешно справляется е заданиями Семен Перцев и его второй сын Михаил — ученик слесаря. Семья Перце’вых включилась в предоктябрьское социалистиче ское^соревнование.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz