Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

wytW!|v|4.у .. У&йсвюэаашев- ным лищер «Баку» входит в базу. Фото Н. 'Надеждива. Когда команда ложится спать 22 часа. Дежурный горнистi Он включает сшпого лашочку Г*Г\ПТГ АПАТЧ гтп гвлгттл-пмтлт — ________________________ • сыграл сбор на вечернюю повер­ ку. Но «но стуча®»»воскресенья пиверкп ®е выло. Таи уж тут за­ ведено... Вахтенный матрос Бояркин Обходит верхнюю палубу, громко оповещая: «Команде койки брать!» Тотчас же в кубрике 7$ 1 загремели столы, захлопали крыппки рувдучков, вазвяжалн откидные сетки. Матросы развер­ тывают только (что принесенные с верхней палубы конки, готовят­ ся к' отдыху. Спустя 15 нинуг заходим в кубрик № 2. Здесьвюе^кго уже расположился ко сну. Но многие еще пе приготовились. 8а столон сидят матросы Русин, ШаКора и другие. Русин питает шагу, а Шакора переписывает в альбом какие-то стихи. Врем (приближается к\23 ча­ сам. Наконец наступает тишина. Но кто-то включает радио. Склонившись нац столйи, в рубке сидит дежурный офицер лейтенант Кудреватых. Он сос­ тавляет сведения за день. В 23 часа 35 минут он берет электри­ ческий фонарик, опускается в первый кубрик. Матросы снят, лишь неведомо для кого громко звучит репродуктор. Лейтенант Кудреватых подхо­ дит к койке, иа которой спит матрос Ляховец, будит его и го­ ворит: — Разве вы не знаете, что ботинки надо ставить не у голо­ вы, а у ног? Ляховец встает. — Поставьте обувь иа место, — требует дежурный офицер и направляется к другимкойкам. Около других коеж. такой же беспорядок. Обувь и обмундирова­ ние разложены небрежно и не­ аккуратно. На палубе в разных местах валяются носки, портян­ ки, ботинки. Кое- 1 де в углах смятые фланелевки и брюки. Шипели небрежно заправлены..- Дежурный офицер покачивает го­ ловой— не будить же сейчас всех. Осмотре» первый кубрик, де­ журный офицер спускается во второй кубрик, где яркпй свет оларяег спящих, мошая нормаль- пому отдыху. — Вероятно кто-нибудьчитал, —• поясняет лейтенант Кудрева­ тых, гасяэлектричество* и направляется в кормовой куб­ рик По пути он заглядывает в корабельную баню. Там полно мусора. — Вызовите ко мне дежурного по низам Борисова, — приказы­ вает Кудррватьй рассЫаному матросу Бояркину- Через несколько кинут Бояр­ кин докладывает: — Борисов не встает... , — Немедленно пусть явится ко мне! — повторяет лейтенант Кудреватых. На этот раз Борисов является к дежурному офицеру и заявляет: — Я уже не дежурный. Меня еще вчера с вечера заменил Се­ лезнев. — |А точемгу вы не доложили об этом? — спрашивает Куд­ реватых. — Я д(уложил старшине Рома­ нову, а он, вероятно, вабы^ и вам не сказал, — оправдывается Бо­ рисов. Вскоре был; вызван матрос Се­ лезнев. — (Вы вместо Борисова дежу­ рите? — ещрадпивает лейтенант Кудреватыщ. — Так точно! — Сейчас же убрать баню! Когда Селезне® принялся за уборжу бани и других помеще­ ний', било уже далеко за пол­ ночь. Неужейи ней*ыая было это сделать (раньше? На палубу хлопьями надает снег, маскируя окурки, кем-то брошенные возле орудий. Но и до отбоя п после отбоя никто не догадался убрать их- Все эти факты говорят о том, что на корабле отсутствует над­ лежащий порядок. Дневальные по кубрика'н и вахтенные плоховы­ пытают свои обязанности, не следят за чистотой и порядком. Не 'чувствуетсятребовательности старшин к своим подчиненным. Например, старшина 2 статьи Дубинин не приучил своихпод­ чиненных складыватьв положен­ ном месте обмундирование, когда они ложатся спать. Не проявляет высокой требо­ вательности и дежурная служба, и*-за чего после отбоя не сразу все ложатся спать, не везде вы­ ключают свет. Старший лейтенант И., ШАИРКО- И з опыта войны Ночные полеты на разведку Полет на разведку в ночное время связан со многими труднос­ тями. Ночью значительно ограни­ чена видимостьориентиров, что требует отлетчика умения водить самолет по расчетам и по прибо­ рам, от штурмана — безукориз­ ненных знаний района, и особен­ но района разведываемой цели; от всего экипажа — слетанности и взаимопонимания. Успех всякогополета на раз­ ведку, прежде всего, зависит от предварительной подготовки на земле, которая складывается из: а) изучения района полетов и наиболе вероятных маршрутов; б) изучения метеорологических особенностейтеатра; в) изучения противовоздушной обороны противника. Этого, однако, далеко недоста­ точно для того,чтобы считать се­ бя готовым к разведывательному полету п особенно в ночных ус­ ловиях. Экипаждолжен непрерыв­ но тренироваться в воздухе пад своей тер иторией, переходя от полетов в светлые лунные ночи к полетам«без луны», при облач­ ности 5 — 6 баллов. В комплекс учебного полета обязательнодол­ жны входить: аэрофотос’емка. ■ сбрасывание светящихся бомб. Молодым разведчикам полезно внать,что прославленный северо­ морский летчик-разведчик Герой Советского Союзакапитан Вербиц- гттй и его штурман лейтенант Павлов, перед выполнением бое­ вых заданийночь», трижды про­ изводили ночную «разведку» сво­ их баз с фотографированием их. Толькоубедившись в полной го­ товности экипажа, капитан Вер- бпцкий вылетал в боевой полет и выполнял его успешно. Как же практически должна производиться предварительная подготовка? Район полетов надоизучать по картам крупного и мелкого мас­ штабов, по фотоснимкам наиболе характерных об’ектов,по расска­ зам экипажей, ранее летавших над изучаемым районом. Теорети­ ческиевнания необходимо закре­ пить практическими наблюдения­ ми с воздуха днем и ночью. Наиболее вероятные маршруты изучаются подробно с запомина­ нием всех крупных ориентиров на расстоянии 30 км. в сторону от линии маршрута, с учетом оборо­ нительных средств противника. Метеорологические особенности театра следует изучать так, что­ бы экипаж глубоко усвоил приз­ наки изменеппя погоды, чтобы он давал безошибочные дапные метеообстановки над целью: высо­ ту облачности, ее характер и тен­ денции к улучшению плц ухуд­ шению погоды. Серьезное внимание при пред-jние на видимость. При фазе луны варительной подготовке должно 1/4 и 4/4 корабли просматрп- быть уделено изучению системы|ваютсяхуже, но лучше обрисо- противовоздушной обороны про- вьгвается горизонт, что облегчает тивника, ибо экипаж, незнающпи ее, подвергаетсяв полете опасным неожиданностям, которые могут помешать выполнению задания. Скрытность,и безопасностьподхо­ да к цели являются важнейшими элементамив практике разведчи­ ка. В тренировочных полетах должны быть отшлифованы паи- более выгодные методы самоле­ товождения, работа с картой, ночная аэрофбтос’емка. При фо­ тографировании необходимо поль­ зоваться прицелом. Непосредственно предполетная подготовка складывается из: 1. Изучения задания; . 2. Выбора прокладкимаршрута. Выбирая маршрут, необходи­ мо учитывать надежность ориентировки, скрытность и безопасность полета. В навига­ ционном отношении при выборе маршрута разведчик должен учи­ тывать время года, состояние по­ крова земной поверхности, фазы луны и время ее восхода и за­ хода; 3. Изучения воздушной, метео­ рологическойи морской обстано­ вок; 4. Изучения схемы радиообме­ на. Получив задание, разведчик обязан поинтересоваться обста­ новкой на театре, если она пе была указана командиром в за­ дании. В октябре 1943 года лей­ тенант С. вылетел на разведку, не зная воздушной обстановки. В районе его полета наши торпе­ доносцы производилипостановку мин. Разведчик не опознал само­ леты и задание не выполнил. Схема радиообмена изучается так, чтобы экипаж твердо знал временные интервалы между ра­ диограммами и их количество. В темную ночь разведка долж­ на производиться с помощью ра­ диолокационного оборудования, т. к. визуальная разведка невоз­ можна, а подсвечивание мало эффективно. Ввпду плохой видимости ночью затруднено просматривание раз­ ведываемого участка, поэтому он пилотирование, и летчик получает возможность внимательнее сле­ дить за морем. В полете главное для экипа­ жа — правильно распределять внимание, сектора обзора. Пап- лучшее наблюдение будет при небольших вертикальных углах самолета по отношению к ко­ раблям (15° — 20°), а также при 15°— 30° по отношению t азимуту луны. В лунную ночь наивыгоднейшая высота полей менеетысячи метров, причемко­ рабли обнаруживаются визуаль­ но. Классы кораблей определяй ются по силуэтам, их величин* и месту в ордере. Определение типов кораблей по бурунам может привести к ошиб­ ке, что подтверждается опытом. По бурунам можно определял курс кораблей и их скорость Велиморе штормит и бурунк неясно видны, надо заметать ме­ сто нахождения ордера и через 30— 40 минут вновь появиться над кораблями. Смещение пока­ жет направление движении су­ дов. Определяя скорость хода, раз­ ведчикдолжен знать, что при средней величине буруна ско­ рость будет 8— 10 узлов. Обнаруженные корабли следует фотографировать, не упуская их из поля зрения при наборевысо­ ты. В 1944 г. экипаж капитана В., увидев конвой противника ушел в море, чтобы набрать высоту. Вернувшись для с’емкп кораблей, оп их не обнаружил и только значительно снизившись вновь их заметил и произвел аэрофотос’емку. Важную и ответственную роль в ходе выполнения разведыва­ тельного задания играет боевое донесение. Оно дается по ради, немедлен о после обнаруженн противника е указанием коорди­ нат, состава конвоя, его курса, хода, а также метеообстановки. Подробности докладываются командиром экипажа после по­ садки. Особенно необходимо эки­ пажу обращать внимание ни но­ вые, замеченные ими навига­ ционные огни, маяки и т. д. Яг и J 1UU11VU) UUUi UЛ J we I ’ w ' — не должен превышать свыше 100 ] Ночная разведка сложна итре- километров по длине маршрута. Следует учитывать, что наилуч­ шая видимость кораблей и бе­ реговой черты бывает в полнолу­ ние, при высоте луны 60°. при ясном, безоблачном небе- Облач­ ность до 5 баллов в лунную ночь оказывает незначительное влия- буетот летного состава высоком воинского мастерства, выносли­ вости и глубоких знзний теории. Овладевать этими качествами мы должны повседневно на основе опыта Велякой Отечественной войны. Лейтенант В. ЛОССОВСКИЙ. СЕМЬЯ СЛЕСАРЕЙ В Н-ской судоремонтной ма­ стерской уже десятый год рабо­ тают слесарями братьяПерцевы __ Фрол и Семен. Их сыновья пошли по пути отцов и тоже стали сле­ сарями. Фрол Перцев, награжденный 8а самоотверженный труд в дни войны орденомТрудового Красно- (От наш. корр.). го Знаменп, возглавляет бригаду. В этой бригаде учениками рабо­ тают его 16-летний сын Иван и 17-летний племянник Василий. Ha-днях молодые слесаря ус­ пешно сдали экзамен на получе­ ние 3-го разряда. В сентябре бригада Фрола Пер- цева, ремонтируйкорабли. вьшол:х кила производственный план на 275 проц. Так же успешно справляется е заданиями Семен Перцев и его второй сын Михаил — ученик слесаря. Семья Перце’вых включилась в предоктябрьское социалистиче­ ское^соревнование.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz