Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

БЫВШИЙ ТАНКИСТ РЕМОНТИРУЕТ КОРАБЛИ (От наш. корр.); Механик водитель танка Ми­ хаил Леоненков в годы войны громил немцев под Москвой, осво­ бождал Смоленск и другие города. Свой славный боевой путь он завершил в Кенигсберге. Несколько месяцев назад Лео­ ненков демобилизовалсяи вернул­ ся в родноеЗаполярье. Он посту- ;Нил на работу в плавмастерскуто, ремонтирующую корабли. ^ Т\ ^ В сентябре бывший танкист, ,отлично овладевший профессией слесаря, выполнил норму на 185 проц. Недавно он назначен по­ мощником бригадира. Михаил Леоненков включился в предоктябрьское социалистиче­ ское соревнование и теперь ежедневно выполняет по ре нор­ мы. Отличник Костаев Матрос Костаев — лучший боец подразделения. Какую бы трудную работу ни поручилиему, он выполнит ее только отлично. Однажды на боевойпост пере­ стала поступать электроэнергия. А нужно было готовиться к стрельбам. Костаев взялся найти и устранить неисправность кабе­ ля. Задачабыланелегкой. В пре­ дельно короткий срок умелый матрос (вьшолнил приказание, и подача электроэнергии возобнови­ лась. Отличник боевой и политиче­ ской подготовки служит примером для всех матросов подразделе­ ния.; Л. НИКИТИН. Комсомольцы оборудовали ленинскую KOMHaty В подразделении, где комсор­ гом Т. Румянцев, силами комсо­ мольце» оборудована ленинская комната. Вечером в свободные часы здесь многие бойцы читают газеты, журналы. В ленинской комнате прово­ дятсялекции на литефатурные и естественно-научные темы. Г. ИЛЬИН. К а к зимой службу править В А Х Т А У Т У Р Б И Н Турбинная установка на совре­ менном боевом корабле весьма сложна. Эксплоатация ее в тяже­ лых условиях полярной зимы тем более требует высоких знаний и известногопрактического на­ выка от старшин и матросов. Ясно, чтона длительной стоян­ ке в зимнее время вся машинная установка неизбежно охлаждает­ ся, а вязкость масла усиливается. Поэтому передзапуском машины надо заблаговременно включить обогрев и довести температуру масла до положенного числа гра­ дусов. Затем, приступают к обо­ гревутурбин насыщенным паром с помощью специальных уст­ ройств. Делать это надомедленно и осторожно, проверяя черезкаж­ дые 15 минут температуру раз­ личных частей турбиныи гамеряя величину теплового расширения. Нужно строго следить, чтобы разница температур корпуса в различных точках турбины не превышала 20° С. Как только этот предел достигнут, необходи­ мо немедленно изменить режим обогревас тем, чтобы более хо­ лодное местостало обогреваться интенсивнее, и наоборот. При обогреве ротор должен перио­ дически проворачиваться. Шейки подшипников прокачиваются маслом, а влага, образовавшаяся на них, удаляется. Когдамашина обогрета,начи­ нается подвод пара к маневрово­ му клапану. Тут важно помнить следующее обстоятельство: глав­ ный паропровод сильно остывает, и пар, соприкасаясь с холодными стенками магистралей, мгновен­ но превращается в воду, которая с огромной скоростью устрем­ ляетсявперед. Образуется так называемый «водяной молот». Его удары столь сокрушительны, что иногда разрушают сопловое устройство, повреждают облопа- тывание турбины, изгибают ро­ тор. Вот почему подвод пара нуж­ но производить с особой осторож­ ностью, тщательно проверив ма­ гистрали. Зимой требуется вниматель­ ный уход за контрольно-измери­ тельными приборами: манометра­ ми, вакууметрами, термоэлектри­ ческой аппаратурой и т. д. Огромное значение имеет в зимний период борьба за плот­ ность соединений частей меха­ низмов и турбонроводов. Неплот­ ные соединения, а такжеизлиш­ нее уплотнение сальников тур­ бин. дают сильное парение в машине. Из-за большой разницы температур наружного воздуха и воздуха в машинном отделении, пар конденсируется и оседает мельчайшими капельками на при­ борах, механизмах, переборках. Происходит опадениекраски, раз­ рушение изоляци магистралей, образуется ржавчина. . Постоянно следить, чтобы в машине не было никаких парений и течи, — является непременной обязанностью всех машинистов. После того, как механизмы остановлены, нужно их как сле­ дуетпротеретьи оставить в та­ ком состоянии минут на 30— 40. За это время металл «отойдет». Протирание повторяется, а затем трущиеся части смазываются. Смазку рекомендуется менять два—три раза в течение 10 дней. Как известно,основной причи­ ной образования ржавчины яв­ ляется влажность воздуха в ма­ шинном отделении. Необходимо поэтому тщательно следить за сухостью воздуха и но возможно­ сти под ерживать постоянную температуру в машине. Когда температура нормальна, растворенные сухие газы, конеч­ но, действуютна металл, но это почти не влечет неприятностей. Дело в том, что металл покры­ вается тонкой, часто незаметной простым глазом, оксиднойплен­ кой, которая и прекращает даль­ нейший доступ газа к поверхности металла. Сама же по себеона пока безвредна. Но стоит только тем­ пературе повыситься, как оксид­ ная пленка увеличивается в толщине, становится заметна простым глазом, ж процесс корро­ зиипойдет в зависимости уже от других обстоятельств.Больше всего на него влияет наличие в^агив воздухе. Относительная влажность воздуха в машинном отделении не должна превышать 85 процентов. Для того, чтобы вода, случай­ но попавшая в корпус турбины, ве задерживалась, клапаны продувания должны быть откры­ ты, если, конечно, этой же ма­ гистралью не продуваются другие машины и котельные отделения. Следует учитывать и то, что сильное снижение температуры может повлиять на состояние всей материальной части и конт­ рольно-измерительных приборов и даже вывести их из строя. Нельзя забывать на зимней стоянке и о состоянии рабочего масла. Наличие пресной и осо­ бенно соленойводы в масле, даже в количестве 0,25 процента, вы­ зывает сильное ржавление шеек. Борьбас попаданием воды в масло нелегка. Обычных мероприятий (сепарирование, удаление отстоя воды из масляных систерпруч­ ным насосом и определениесоле­ ностиотстоя) бывает иногда не­ достаточно. И тогда прихо­ дится прибегать к замене турбинного масла. Это про­ цесс серьезный и ответ­ ственный. Он должен сопровож­ даться очисткой и промывкой трубопроводов и систерн. Систер- ны, как правило, протираются, крометого, керосином или горя­ чим восьмипроцентным содовым раствором. Послесоды систерны необходимо еще раз промыть го­ рячей водой, так как остатки соды могут испортить масло, спо­ собствуя появлению эмульсии. Труднодоступные места продува­ ются острым паром илн воздухом. В заключение гастерна прокачи­ вается горячим маслом. Хороший, внимательный уход за турбиной обеспечивает ее без­ отказную работу в течение де­ сятков тысяч часов даже в су­ ровых условиях Заполярья. Инженер-капитан 3 ранга Н. ЗВЕРЕВ. V ШТАТНЫЕ" ДНЕВАЛЬНЫЕ В Н-ской части нарушается Устав внутренней сяужбы Боец Глухов несколько раз обращался в санчасть с жалобой на свое едоровье. Медицинское обследование подтвердило основа­ тельность заявлений бойца. Врач ходатайствовалперед командиром об освобождении т. Глуюва от физических работ. Капитан т. Шишинов освободил бойца, но старший лейтенант т. Дмитриенко решил вопрос по-иному. Больной был поставлен в наряд. Такое отношение к подчиненному могло еще быть оправдано, если бы Глухов, отстоявсутки, был сме­ нен. Но этого, однако, не про­ изошло: он около месяца нахо­ дится... в «бессменном» наряде. В «бессменном» наряде стоят в этом подразделении также ^ бойцы тт. Мингулов, Антонов,' Роткин и другие. Старший лейте­ нант т. Дмитриенко решил, по-, видимому, сделать дневальных штатными. Это идет вразрез е требованиями Устава внутренней службы, в котором сказано: «Число очередных нарядов среди солдат, а также среди сер­ жантов и офицеров должно быть по возможности уравнено». Есть в этой части и другие нарушения устава. Старшина ро­ ты нередкозаставал дневальных лежащими в верхней одежде на постелях, но никаких мер не принимал, ограничиваясь докла­ дами командиру подразделения. Устав внутренней службы го­ ворит, что «в ночь, предше­ ствующую наряду, назначенные в суточный наряд не должныне­ сти никакой службы», а боец Роткин каждую ночь с 8 часов вечера до 8 часов утра стоит на посту. Спрашивается, чем же вызвано столь грубое нарушение^ устава? Оно может быть об’яе-^ нено лишь забвением ответствен­ ными лицами уставных положе­ ний и отсутствием заботы о подчиненных. Старший техник-лейтенант И. БЕРЕЗКИН. Стахановцы новой сталинской пятилетки, СТРОИТЕЛЬ КОРАБЛЕЙ АЛЕКСАНДР СМИРНОВ Кйж 1 Дое утро Александр Ники­ форович Смирнов сход«т с трамвая у ,ворот завода) имени Марти а к.рупньим пмгом направляется к -месту! (работы. Пересекая) завод­ ской шор, от прииьрчньпм взшящрдо хицет стальную полоску вода) и ш ■ней — очертания строящегося корабля. В дымке ленинпрадскопо утра iBjoe явствадаей проступают его могучие- контуры. Смирнов поддам)aierrcя па ко­ рабль. Его фигура — рослая, пле­ чистая, (мелькает да /пшцубе, потом исчезает. И вогг мьо нищим брига­ дира слесарей^сборщиков внутри кфрабля. Смирно© чушютвует себя здесь, ш к дома!. Вогт ой и маслинном отделении. Сюда! шло подвддить отопительную систему.* Большая! к сложная ;работа. Она поручала брнгад>е Смирнова/ и двум другим бригадам. Александр Никифорова» наде­ вает комбинезон, (подбирает ини елруменгг. Он доволен): дета 1 ли подвезли -воизремя — значит ра<- бопэ не застопорится. C bomdg по­ мощников — Тимофея Ивановича! Иванова1, Василия Петровича» Се- M?tHmai -ислъшшгеншьгх пареньков— Д^шсоад И) Кощ , и 1'С^шю okohl J I.IK- IlfЯМ ре/месшеннюе (училище, бригадир (встречает доруокеским приветствием. До гудка осталось еще несколь­ ко минут* и мы беседуем с Алек­ сандром Никифоровича. — Работа! обыкновенная), — го­ ворит он^ — монтаж. Кропотливо, конечно, но ижчепо, справляемся. Александр Никифорович. сжро&А- ничаег: оборудование отоштелы- ной» системы! на» корабле — неивег- кое дело, оно требует большого гаагаьпкаь точного раючегга, провор­ ных, (умелый) рук-. floicmamoiqrao поамютреть на» сплетение: пр*уб, рассылающих! тепло по всему ко­ раблю», чтобьо почувстаоиалъ, сколько труда и мастерства) нуж­ но шгожиггь щгя их проводки Все должно быть строго припншо, расположено экономно и красиво, нужна! тесная взаимосвязь всех ответвлений. Брипада Александра* Смсфнова занимает почетное место среда стаховдвцев _ кораблеептроигервеи. Дзе о половиной нормы), который даег он ежедневно ■— эго ре- эультат в 1 ьвсокой ортаниэованно- СГТИ 1 , целеустречленной волт. уме­ ния* вы)делить глаютое в работе. — Кше аам удалось опередшъ бряпащу Глебова, Александр Ни. ННфОрОВИЕ? Смиряю© райводитг руками, улыбается: — Трудно оказать. Стараемся*. Дело, конечно, не тоигыюо в старании, но я а организацда труда. «У брипада Глебов» непло­ хие; показатели* но Смирнова» ей пота «не- достать». Почйму? Как будто и навык у слесарей есть, я работа) та оке, а вот напряженного рипмац который есть у бригада* Смирнова, у (их нет. Меньше адась арШасаиаоаасвюстш, меньше видна напрайзляюацая роль брига­ дира). Глебов деловИг, но -характер у йеГо <вр»езме»рно йшжоадгыА. Есть клапаны и муфты — хорошо, нет— придетая ждать. Смирнов ве ждет* ои заблаговременно nooaL ботитоя; теребит цетаа, поставляю­ щий1 детали, следит за тен. чтобы каждая деталь была) тецателъно обработана. (Никогда Смирнов не кричит на) подощникод, редко по- ‘е/ыюит полос, ai меивду тем бригада всегда **увсгтоует его твердую ру­ ку. Слесари» на» ходу ловят указа­ ния бригадира, быстро исправляют ошибки, эорюо подмечаемые ям. Так роовдшатся высокий тема, от- лиргаое качество работы. Уже гатечение 18 лет Александр Смирно» тесно езязин с Ленин­ градом!. В 1968 году «молодым пареныюои он цриехаи* сюда) из родаого Ёванькова, что © Кали- ниииской области н аост ^ ш - ил ш К«ровокий завод. Здесь на» про­ славленном иаД)усприалъном то- гаигге лрошел юноша первые этапы» производственной) выучки. Работал груэчикон рубщиком. 'Вазйратизшись с действителъи ноА олуокбы из Красной Армии, Смирно© ностуийл на) завод имени Март •ученикач олеюцря. Это быи ло почли 14 лет назад. С теос пор оа непрерывно работает здесь. Александр Никифорович прошел по осем) ступетюам слесарной рабоггы—(вшють до высшего paia. ряда. По ате!ц/иа 1 лыноспи он сле- сарь-сварщик», но знания его в умение гораодю шире$. Приходи­ лось работать и корпусником и мошеджииком. Незабываемой) страницей вошел: в 1 фоизшдственную 1 биографию Смирнове» его труд в годы Оге- чееггеенной войньь. Каю высоко. XBaijrox})«iiHpoeajHiHbn& рабочий- судостроитель он был» оставлен № заводе для выполнения) сроч­ ных аайаэов! по ремонту боейъгх кораблей. В те трудные дан мар- ггийщы проявляли подлинный ге­ роизм Под вражескими абстрелаи ми Смирнов ежедневно ходил пешком до завода) и обратно доб­ рых дао десятка» километров^ Когда эшюуиродалась из Ленин­ града его же.на ) с малолетним ре­ бенком AvieKcaiHtxp Никифоров(ич перешел жить на- завод. В цехе было очень холодно, отгон раз плохо повиновались руки. Но лю- д«) ч^’:Всггво»лл 1 И себя здесь, как каш пальто 1 иа передовой линю фронта. — Я работал тогда валояровад^. чиком), — расезоазышег Смираокч — цеипрооал валы, устанашивви! моторы иа повре*жденных) мониго. рак.. Одиаокщы) нужно быж> ороч, но отремодоиронать несколько торпедный а бронекатеров А тугг, как на) злой немцы заяасшлн о обспрелом 1 Я сказал товарищам: сделать надо в срок. (Ведь мы m i же солдата, только трудового фронта. И сдалали, ив алоздаишв. — Много раз так приходи^ лось, — продолиоа«г оа — Ребя­ та) у вас безотказные. Голову по­ ложат, но выполнят. А ремош) такой, чгго, другой раз, почти яйа ’части заново надо менять, говорится!, сю пуговице пришить». Монгажиьве работе проводили н р »о на wtaayi мороз там, дождь «ли ветер. Ничего^ •вытянули! Не обижались на) нас! ‘.моряки... В дни войны Смирнов был BsL гра!жден медалью «За трудовую доблесть», получил несколько- благодарностей от командования Краснознаменного Баипийского флота. I Леиинпрадакие судостроители^ нреиаполнеиные высоких патриои! .тических ч>твстэ, с ушехом бо- ркхгся' за) выполнение плана ноеов пятилетки. Она осуществляется руктми тьпсяп таких caMoomitep- женньох тружеников^, как Алек- савдр См)ирнов. А. ВИНОГРАДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz