Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
БЫВШИЙ ТАНКИСТ РЕМОНТИРУЕТ КОРАБЛИ (От наш. корр.); Механик водитель танка Ми хаил Леоненков в годы войны громил немцев под Москвой, осво бождал Смоленск и другие города. Свой славный боевой путь он завершил в Кенигсберге. Несколько месяцев назад Лео ненков демобилизовалсяи вернул ся в родноеЗаполярье. Он посту- ;Нил на работу в плавмастерскуто, ремонтирующую корабли. ^ Т\ ^ В сентябре бывший танкист, ,отлично овладевший профессией слесаря, выполнил норму на 185 проц. Недавно он назначен по мощником бригадира. Михаил Леоненков включился в предоктябрьское социалистиче ское соревнование и теперь ежедневно выполняет по ре нор мы. Отличник Костаев Матрос Костаев — лучший боец подразделения. Какую бы трудную работу ни поручилиему, он выполнит ее только отлично. Однажды на боевойпост пере стала поступать электроэнергия. А нужно было готовиться к стрельбам. Костаев взялся найти и устранить неисправность кабе ля. Задачабыланелегкой. В пре дельно короткий срок умелый матрос (вьшолнил приказание, и подача электроэнергии возобнови лась. Отличник боевой и политиче ской подготовки служит примером для всех матросов подразделе ния.; Л. НИКИТИН. Комсомольцы оборудовали ленинскую KOMHaty В подразделении, где комсор гом Т. Румянцев, силами комсо мольце» оборудована ленинская комната. Вечером в свободные часы здесь многие бойцы читают газеты, журналы. В ленинской комнате прово дятсялекции на литефатурные и естественно-научные темы. Г. ИЛЬИН. К а к зимой службу править В А Х Т А У Т У Р Б И Н Турбинная установка на совре менном боевом корабле весьма сложна. Эксплоатация ее в тяже лых условиях полярной зимы тем более требует высоких знаний и известногопрактического на выка от старшин и матросов. Ясно, чтона длительной стоян ке в зимнее время вся машинная установка неизбежно охлаждает ся, а вязкость масла усиливается. Поэтому передзапуском машины надо заблаговременно включить обогрев и довести температуру масла до положенного числа гра дусов. Затем, приступают к обо гревутурбин насыщенным паром с помощью специальных уст ройств. Делать это надомедленно и осторожно, проверяя черезкаж дые 15 минут температуру раз личных частей турбиныи гамеряя величину теплового расширения. Нужно строго следить, чтобы разница температур корпуса в различных точках турбины не превышала 20° С. Как только этот предел достигнут, необходи мо немедленно изменить режим обогревас тем, чтобы более хо лодное местостало обогреваться интенсивнее, и наоборот. При обогреве ротор должен перио дически проворачиваться. Шейки подшипников прокачиваются маслом, а влага, образовавшаяся на них, удаляется. Когдамашина обогрета,начи нается подвод пара к маневрово му клапану. Тут важно помнить следующее обстоятельство: глав ный паропровод сильно остывает, и пар, соприкасаясь с холодными стенками магистралей, мгновен но превращается в воду, которая с огромной скоростью устрем ляетсявперед. Образуется так называемый «водяной молот». Его удары столь сокрушительны, что иногда разрушают сопловое устройство, повреждают облопа- тывание турбины, изгибают ро тор. Вот почему подвод пара нуж но производить с особой осторож ностью, тщательно проверив ма гистрали. Зимой требуется вниматель ный уход за контрольно-измери тельными приборами: манометра ми, вакууметрами, термоэлектри ческой аппаратурой и т. д. Огромное значение имеет в зимний период борьба за плот ность соединений частей меха низмов и турбонроводов. Неплот ные соединения, а такжеизлиш нее уплотнение сальников тур бин. дают сильное парение в машине. Из-за большой разницы температур наружного воздуха и воздуха в машинном отделении, пар конденсируется и оседает мельчайшими капельками на при борах, механизмах, переборках. Происходит опадениекраски, раз рушение изоляци магистралей, образуется ржавчина. . Постоянно следить, чтобы в машине не было никаких парений и течи, — является непременной обязанностью всех машинистов. После того, как механизмы остановлены, нужно их как сле дуетпротеретьи оставить в та ком состоянии минут на 30— 40. За это время металл «отойдет». Протирание повторяется, а затем трущиеся части смазываются. Смазку рекомендуется менять два—три раза в течение 10 дней. Как известно,основной причи ной образования ржавчины яв ляется влажность воздуха в ма шинном отделении. Необходимо поэтому тщательно следить за сухостью воздуха и но возможно сти под ерживать постоянную температуру в машине. Когда температура нормальна, растворенные сухие газы, конеч но, действуютна металл, но это почти не влечет неприятностей. Дело в том, что металл покры вается тонкой, часто незаметной простым глазом, оксиднойплен кой, которая и прекращает даль нейший доступ газа к поверхности металла. Сама же по себеона пока безвредна. Но стоит только тем пературе повыситься, как оксид ная пленка увеличивается в толщине, становится заметна простым глазом, ж процесс корро зиипойдет в зависимости уже от других обстоятельств.Больше всего на него влияет наличие в^агив воздухе. Относительная влажность воздуха в машинном отделении не должна превышать 85 процентов. Для того, чтобы вода, случай но попавшая в корпус турбины, ве задерживалась, клапаны продувания должны быть откры ты, если, конечно, этой же ма гистралью не продуваются другие машины и котельные отделения. Следует учитывать и то, что сильное снижение температуры может повлиять на состояние всей материальной части и конт рольно-измерительных приборов и даже вывести их из строя. Нельзя забывать на зимней стоянке и о состоянии рабочего масла. Наличие пресной и осо бенно соленойводы в масле, даже в количестве 0,25 процента, вы зывает сильное ржавление шеек. Борьбас попаданием воды в масло нелегка. Обычных мероприятий (сепарирование, удаление отстоя воды из масляных систерпруч ным насосом и определениесоле ностиотстоя) бывает иногда не достаточно. И тогда прихо дится прибегать к замене турбинного масла. Это про цесс серьезный и ответ ственный. Он должен сопровож даться очисткой и промывкой трубопроводов и систерн. Систер- ны, как правило, протираются, крометого, керосином или горя чим восьмипроцентным содовым раствором. Послесоды систерны необходимо еще раз промыть го рячей водой, так как остатки соды могут испортить масло, спо собствуя появлению эмульсии. Труднодоступные места продува ются острым паром илн воздухом. В заключение гастерна прокачи вается горячим маслом. Хороший, внимательный уход за турбиной обеспечивает ее без отказную работу в течение де сятков тысяч часов даже в су ровых условиях Заполярья. Инженер-капитан 3 ранга Н. ЗВЕРЕВ. V ШТАТНЫЕ" ДНЕВАЛЬНЫЕ В Н-ской части нарушается Устав внутренней сяужбы Боец Глухов несколько раз обращался в санчасть с жалобой на свое едоровье. Медицинское обследование подтвердило основа тельность заявлений бойца. Врач ходатайствовалперед командиром об освобождении т. Глуюва от физических работ. Капитан т. Шишинов освободил бойца, но старший лейтенант т. Дмитриенко решил вопрос по-иному. Больной был поставлен в наряд. Такое отношение к подчиненному могло еще быть оправдано, если бы Глухов, отстоявсутки, был сме нен. Но этого, однако, не про изошло: он около месяца нахо дится... в «бессменном» наряде. В «бессменном» наряде стоят в этом подразделении также ^ бойцы тт. Мингулов, Антонов,' Роткин и другие. Старший лейте нант т. Дмитриенко решил, по-, видимому, сделать дневальных штатными. Это идет вразрез е требованиями Устава внутренней службы, в котором сказано: «Число очередных нарядов среди солдат, а также среди сер жантов и офицеров должно быть по возможности уравнено». Есть в этой части и другие нарушения устава. Старшина ро ты нередкозаставал дневальных лежащими в верхней одежде на постелях, но никаких мер не принимал, ограничиваясь докла дами командиру подразделения. Устав внутренней службы го ворит, что «в ночь, предше ствующую наряду, назначенные в суточный наряд не должныне сти никакой службы», а боец Роткин каждую ночь с 8 часов вечера до 8 часов утра стоит на посту. Спрашивается, чем же вызвано столь грубое нарушение^ устава? Оно может быть об’яе-^ нено лишь забвением ответствен ными лицами уставных положе ний и отсутствием заботы о подчиненных. Старший техник-лейтенант И. БЕРЕЗКИН. Стахановцы новой сталинской пятилетки, СТРОИТЕЛЬ КОРАБЛЕЙ АЛЕКСАНДР СМИРНОВ Кйж 1 Дое утро Александр Ники форович Смирнов сход«т с трамвая у ,ворот завода) имени Марти а к.рупньим пмгом направляется к -месту! (работы. Пересекая) завод ской шор, от прииьрчньпм взшящрдо хицет стальную полоску вода) и ш ■ней — очертания строящегося корабля. В дымке ленинпрадскопо утра iBjoe явствадаей проступают его могучие- контуры. Смирнов поддам)aierrcя па ко рабль. Его фигура — рослая, пле чистая, (мелькает да /пшцубе, потом исчезает. И вогг мьо нищим брига дира слесарей^сборщиков внутри кфрабля. Смирно© чушютвует себя здесь, ш к дома!. Вогт ой и маслинном отделении. Сюда! шло подвддить отопительную систему.* Большая! к сложная ;работа. Она поручала брнгад>е Смирнова/ и двум другим бригадам. Александр Никифорова» наде вает комбинезон, (подбирает ини елруменгг. Он доволен): дета 1 ли подвезли -воизремя — значит ра<- бопэ не застопорится. C bomdg по мощников — Тимофея Ивановича! Иванова1, Василия Петровича» Се- M?tHmai -ислъшшгеншьгх пареньков— Д^шсоад И) Кощ , и 1'С^шю okohl J I.IK- IlfЯМ ре/месшеннюе (училище, бригадир (встречает доруокеским приветствием. До гудка осталось еще несколь ко минут* и мы беседуем с Алек сандром Никифоровича. — Работа! обыкновенная), — го ворит он^ — монтаж. Кропотливо, конечно, но ижчепо, справляемся. Александр Никифорович. сжро&А- ничаег: оборудование отоштелы- ной» системы! на» корабле — неивег- кое дело, оно требует большого гаагаьпкаь точного раючегга, провор ных, (умелый) рук-. floicmamoiqrao поамютреть на» сплетение: пр*уб, рассылающих! тепло по всему ко раблю», чтобьо почувстаоиалъ, сколько труда и мастерства) нуж но шгожиггь щгя их проводки Все должно быть строго припншо, расположено экономно и красиво, нужна! тесная взаимосвязь всех ответвлений. Брипада Александра* Смсфнова занимает почетное место среда стаховдвцев _ кораблеептроигервеи. Дзе о половиной нормы), который даег он ежедневно ■— эго ре- эультат в 1 ьвсокой ортаниэованно- СГТИ 1 , целеустречленной волт. уме ния* вы)делить глаютое в работе. — Кше аам удалось опередшъ бряпащу Глебова, Александр Ни. ННфОрОВИЕ? Смиряю© райводитг руками, улыбается: — Трудно оказать. Стараемся*. Дело, конечно, не тоигыюо в старании, но я а организацда труда. «У брипада Глебов» непло хие; показатели* но Смирнова» ей пота «не- достать». Почйму? Как будто и навык у слесарей есть, я работа) та оке, а вот напряженного рипмац который есть у бригада* Смирнова, у (их нет. Меньше адась арШасаиаоаасвюстш, меньше видна напрайзляюацая роль брига дира). Глебов деловИг, но -характер у йеГо <вр»езме»рно йшжоадгыА. Есть клапаны и муфты — хорошо, нет— придетая ждать. Смирнов ве ждет* ои заблаговременно nooaL ботитоя; теребит цетаа, поставляю щий1 детали, следит за тен. чтобы каждая деталь была) тецателъно обработана. (Никогда Смирнов не кричит на) подощникод, редко по- ‘е/ыюит полос, ai меивду тем бригада всегда **увсгтоует его твердую ру ку. Слесари» на» ходу ловят указа ния бригадира, быстро исправляют ошибки, эорюо подмечаемые ям. Так роовдшатся высокий тема, от- лиргаое качество работы. Уже гатечение 18 лет Александр Смирно» тесно езязин с Ленин градом!. В 1968 году «молодым пареныюои он цриехаи* сюда) из родаого Ёванькова, что © Кали- ниииской области н аост ^ ш - ил ш К«ровокий завод. Здесь на» про славленном иаД)усприалъном то- гаигге лрошел юноша первые этапы» производственной) выучки. Работал груэчикон рубщиком. 'Вазйратизшись с действителъи ноА олуокбы из Красной Армии, Смирно© ностуийл на) завод имени Март •ученикач олеюцря. Это быи ло почли 14 лет назад. С теос пор оа непрерывно работает здесь. Александр Никифорович прошел по осем) ступетюам слесарной рабоггы—(вшють до высшего paia. ряда. По ате!ц/иа 1 лыноспи он сле- сарь-сварщик», но знания его в умение гораодю шире$. Приходи лось работать и корпусником и мошеджииком. Незабываемой) страницей вошел: в 1 фоизшдственную 1 биографию Смирнове» его труд в годы Оге- чееггеенной войньь. Каю высоко. XBaijrox})«iiHpoeajHiHbn& рабочий- судостроитель он был» оставлен № заводе для выполнения) сроч ных аайаэов! по ремонту боейъгх кораблей. В те трудные дан мар- ггийщы проявляли подлинный ге роизм Под вражескими абстрелаи ми Смирнов ежедневно ходил пешком до завода) и обратно доб рых дао десятка» километров^ Когда эшюуиродалась из Ленин града его же.на ) с малолетним ре бенком AvieKcaiHtxp Никифоров(ич перешел жить на- завод. В цехе было очень холодно, отгон раз плохо повиновались руки. Но лю- д«) ч^’:Всггво»лл 1 И себя здесь, как каш пальто 1 иа передовой линю фронта. — Я работал тогда валояровад^. чиком), — расезоазышег Смираокч — цеипрооал валы, устанашивви! моторы иа повре*жденных) мониго. рак.. Одиаокщы) нужно быж> ороч, но отремодоиронать несколько торпедный а бронекатеров А тугг, как на) злой немцы заяасшлн о обспрелом 1 Я сказал товарищам: сделать надо в срок. (Ведь мы m i же солдата, только трудового фронта. И сдалали, ив алоздаишв. — Много раз так приходи^ лось, — продолиоа«г оа — Ребя та) у вас безотказные. Голову по ложат, но выполнят. А ремош) такой, чгго, другой раз, почти яйа ’части заново надо менять, говорится!, сю пуговице пришить». Монгажиьве работе проводили н р »о на wtaayi мороз там, дождь «ли ветер. Ничего^ •вытянули! Не обижались на) нас! ‘.моряки... В дни войны Смирнов был BsL гра!жден медалью «За трудовую доблесть», получил несколько- благодарностей от командования Краснознаменного Баипийского флота. I Леиинпрадакие судостроители^ нреиаполнеиные высоких патриои! .тических ч>твстэ, с ушехом бо- ркхгся' за) выполнение плана ноеов пятилетки. Она осуществляется руктми тьпсяп таких caMoomitep- женньох тружеников^, как Алек- савдр См)ирнов. А. ВИНОГРАДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz