Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
Международное сотрудничество и малые страны Речь В . М. Молотова на Парижской Мирной конференции 14 октября Господин* председатель, госло- | ференция закашивает свои рабо- да делегаты! ты. Теперь можно уже видеть Рассмотрением проекта мирной общее результаты Парижской го договора с Финляндией кон. * конференции. I. Результаты работы конференции (Настоящая конференция была первым опытом широкого сотруд ничества народов) в деле установ ления мира после второй ми-росвой войны. Здесь встретились пред ставители больших и малых го сударств, чтобы рассмотреть мирные договоры для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Эти мирные дагово- рь* должны содейстеошпъ уста новлению прочного мира в Евро пе. Чтобы быть таковыми*, они должны отвечать интересам на родов, стремящихся к устойчиво му и длительному миру, а также к отпору всяким попыткам новой агрессии. Это значит, что они должны отвечать целям демо кратического мира), который исхо дит из признания ответственности агрессора за его преступления, но не из чувств мести в отноше нии к побежденным и который в возможно. большей степени должен содействовать установле нию безопасности народов и их сплочению против сил новой воз можной агрессии. Конференции предшествовала довольно длительная работа Со вета Министров Иностранных Дел четырех великих держав. В этот подготовительный период были рассмотрены главные воп- :ы мирных договоров: были определены изменения границ го сударств, поскольку здесь име лись спорные .вопросы!; были рас смотрены репарационные» требо вания^ хотя эта работа и не бы ла закончена; были установлены военные ограничения' для побеж денных государств и так далее. По всем этом вопросам были приняты согласованные решения четырех -правительств. Оддаако оставалась некоторая часть воп росов не решенных наподпотовйк. тельной стадии и перенесенных на рассмотрение конференции. Конференция должна) была вы сказать свое мнение как по сог ласованным вопросам^ так и по Всем остальным. Каковы же ре зультаты работы конференции? Оказалось, что вопросы, кото рые были согласованы между четырьмя; великими державами, получили одобрение и на конфе- ^менции 21 государства!. Измене- ЗВруь, приняты» конференцией, в этом случае ие нарушили предва рительной договоренности, если ее считать вопроса о статуте Триеста,. Обсуждение на конфе ренции лишь подтвердил^ что эта части договоров вполне соот ветствуют целям демократиче ского мира, ecjjH считаться с не обходимостью неизбежных ком промиссов в такого рода вопро сам Таким/ образом», ivibo имел» возможность убедиться, что когда те державы*, которые вынесли главную тяжШтъ (зюйньв против нашего общего врага, действуют совместно, принимая согласован ные решения,, то это как правило выршкаегг во!л 5 о подавляющего болыютства демократических стран и отвечает интересам уста- но$вшения демократического мира В этом заключается положитель ный итог работы конференции. Иначе дело обстоит с теми статьями договоров, по которым не было достигнуто предвари тельного согласования, йода от носятся группа экономических статей, вопрос о статуте Триеста, режим судоходства на Дунае и некоторые другие. Результаты ра боты конференции в этой послед ней области не похожи на ре зультаты обсуждения согласован нык между четырьмя державами вопросов. Можно быто предполагать, что именно по несогласованным зщы- нее вопросам, работа конференции будет особенно полезна. Но в действительности вьанло не так. Эти вопросы оказались плохо подготовленными в Совете четы рех министров. Конференция же не нашла каких-либо средств для того, чтобы устранить воз никшие ранее расхождения Да, как показам опыт, гоаподстзозав- Iтая яа конференции ярутгировка, на/чиная с Соединенных Штатов и Липшиц, я) не стремилась к этому. Она) полагалась ва то, что я» е*е стороне имеется обеспеченное большинство делегаций*, «истреми лась использовать это наличие, чтобы провести свою точку зре ния. Эти расчеты однако не оп равдались. Оки и яе могли оп равдаться, поскольку на между народных конференциях при соб людении равноправия всех) участ ников нельзя ничего добиться оседанием механического боль шинства я игнорированием закон ных интересов дрогах спрее, в» входящих в это большинство. Господствующая группировка показала лишний раз свое неже лание! искать еоглашети, прием лемого для всеос участников кон ференции. Итог известен. Результаты работы конференции нельзя лризяаггь удовлетэори- тельнь*». Несогласованные до канферепцив статье договоров в большинстве случаев таю и оста лись несогласованными. Между тец, следовало бы «помнить, что международные конференции со бираются яе для того, чтобы де монстрировать расхождения, а для того, чтобы найт возмож ности для согласования мнений разных сторон и для выработки совместных решений. С другой стороны, со стороны ьиньшинстза были приложены все усилия, чтобы ра&’яюнигь свою точку зре ния и призвать к нормальному сотрудничеству,, что, как мы aia* деемся яе должно остаться бес следным. Все это возлагает яа Совет Министров! Иностранных Дел большую ответственность за окончательные решения^ от кото рых будет зависеть подписание договоров. дайскям государствен. Но этого яе случилось. «Почему, в самом деле, Индия должна была доби ваться решения этэго вопроса в мирном договоре, иэпример, Румьиией? Какие интересы Ин дии, какие интересы индусов зат- рапиваютая вопросом о созыве той II. Причины неудовлетворительных результатов Из сказанного ясно, в чем за ключается главная причина не удовлетэорительных результатов Возьмите вопрос о Дунае, ина че говоря, вопрос о том;, чтобы в мирных договорак с балкаиекяи работы конференции в отношении 1 ми странами было записано ре зцачительной части вопросов. С самого начала и до конца конфе ренции мы наблюдали стремле ние определенной группы делега- ‘ ций занимать господствующее по- : ложение и диктовать свои реше ния, не считаясь с мнением зна чительной части делегаций. Это делалось рдатш.мти способами^, прии ч«Ч иногда) этот метод стлшиг в весьма! затруднительное положе ние делегации малых государств. Можно было думать, что ини циатива миивыя государств» т этой конференции облегчит достижение соглашения. Ню разве в действи тельности это имело место? В действительности делегации ма лых государств вынуждены были нередко прэегго иггш» зз господ- стаупощииу! течением, зз б-сллыит- ством. шение о созыве конференции ап- ределедаого состава для рассмот рения проблемы дунайского су доходства, против которой возра жали в данный момент гее при- душйскнв государсгпааи По этому вопросу не было принято никакой рекомендации на заседании эко номической комиссии, так как ни одно предложение не собрало % голосоа, как это требуется но процедуре работы комиссии. На пленуме голосование привело к большинству в 14 голосов про тив 7 в пользу созыва такой кон- ференщии. При этом о числе 14 оказались Индия, Эфиопия* и не которое другие. К^амось, что эти государства а вопросе о Дунае мюплм заметь батее» об’ективную, более трезв)Т 10 и» более рааумгную или иной дунайской конференции!, на чем так настаивают Англия и Соединенные Штаты? Конечно, глава индийской делегации сэр Самюэль Рунганадан мог по ка ким-либо своим соображениям высказать мнение, что индийская делегация аесымэ зеинггересовега в этом вопросе и должна чуть ля не обязательно дибиз пьсп такою решения о Дунае, с которым не согласто чи од-ю придунапокое государство, на конференции. Но каждому нз нас понятно, что если бы дело шло о голосе независи мой Индии, есл« бы мы имели деШо с голосом представителя? настоящей Индии, чего требуют все честные демократы во всем мире, — мы могли бы ожидать более сб’ектнаного голосования со стороны Индии, а иоха мы снова встретились с тас-оим не допустимым положением* что ин дийская делегация просто выпол нила свою колониальную обязан ность, голосовать по воле другой страны — по воле Великобрита нии Но не за горами то время, когда прийяут другие, более ечвегг- лизые времена для Индаи! Или возьмите другой вопрос. Подавляющим большинством го-J лосов. включая Англию, Соеди ненные Штаты, Советский Союз, политическая комиссия! по Болга рии одобрила предложение Совета Министров Иностранных Дел о сохранении нынешней болтаро- гречесюой границы, что соответ ствует интересам устойчивого мира в Европе. На пленуме же конферевдж британский делегат, вопреки своему голосованию в комиссии, а еще раньше и в Совете Министров^, возглавил группу большинства делвпагшй в составе 12 голосов, которые воз держались, когда голосовался вопрос о сохранении .в неизмен ном виде нынешней болгаро-гре- чехжой границы, «в результате чего конференция не приняла ни какого по этомгу вопро су. Эго означает, «по голосами, главным образом, малых госу дарств ’ Анплня добешвась на пленуме такого решения, которое я» в какой мере не может отве чать интересам стабильности мира и может явиться лишь толчком) к авантюрам н агрессии. Спраши вается, разве такое голосование соответствует национальным ин тересам Эфиопии, Бельгии, Бра зилии, Ивдии, Голландии, Авст ралии Канады, (Новой Зеландии, Южтао-Афргаканского Союва или Китая, а, наконец, даже самой Греции, воздержавшихся вместе с Англией по этому вопросу? Не является ли эта комбинация де легаций своеобразной игрой на голосах, которую, однако, ни один честный демократ и вообще ни один об’ективный человек не может не рассматривать иначе, как грубую политическую ошиб ку, приносящую ущерб делу ус тойчивого мира и выгодную толь ко сеятелям беспокойства и но вой агрессии. Эта комбинация с голосованием бросила тень на всю практику голосований на этой конферен ции. Однзко, we может быль соми нения в том, что Совет Мштиптрюв Инострезвгаых Дел вновь одобрнгг свое прежнее решение о стабиль ности болгаро-греческой градкпцдд что явится осуждением искусст венной комбинации в 1 Q голосов, воздержавшихся на пленуме кон. ференции. Политическая: игра с го- лосодатем по вопросу о болгаро- греческой границе отевдхь <не бу дет одобрена и общественным мнением демократических стран. Просчету сделагашй в этой поли тической игре, очевиден. ‘Вот по чему мы с уверенностью говорим болгарам — шешпм! друзьям: «Балгарц, будьте спокойны., ваша граница останется непоколеби мы5»». (Аплодисменты). тельный ход работы конферен ции, нащоприпомнить, как прохода- ло здесь обсуждение мгногих воп росов. Мы, находившиеся в мень шинстве^ считали своей обязан ностью раз'яснить наши взгляды по всем важным вопросам. Мы пытались много раз апеллиро вать к чувству о< 7 ектишости, к интересам сотрудничества. Мь думаем, что ознакомление этими выступлениями принесет свою пользу., поскольку приходит ся, веоь, думать не только о де легатах конференции, ню и о тех миллиона» лющей, которые присматриваются к тому, что про исходит в Люксе!мбургеком дворце. Однако на самой конфе ренции даже самые веские аргу менты оказывали мало йЛшшя. Метод убеждения здесь не поль зовался успехом и популярно стью, когда с тем или иным мне нием не соглашались, скажем, американская или британская де легации. Независимо от того, правильным или неправильным было то или иное предложение, но, если оно было угодным опре деленной группировке!, оно полу чало обеспе{ченное для атгло- американского блока большин ство. На конференции почему-то было сделано так*, что вопреки алфавиту делегат Соединенных Штатов голосовал первым и сво им «НОН*, он с салюта шшша давал определенный тон по вз^ем П'редщож-еЛ’Г'Шм*,. вносившимся со стороны меньшинства. Это, конечно*, облегчало положение оп ределенной группировке, по не создавало предпосылок для ав торитетности решений конферен ции. 'Проверьте», и вьв убедитесь, что ш протяжении всей конфе ренции советская делегация не отказалась «и от одного своего мнения, которое было высказано ею и которое нашло свое отра жение в согласованных решения* Совета Министров. Но я не могу пройти мимо того факта, что тр* других члена Сонета Министров дважды отказались от своего мнения, которое выло выражено в согласованных решениях Совета Министров. Известна, что то вопросу о процедуре английская, американ ская и французская делегате отдавались здесь от той позиция, которую очи занимали э Сонета Министров. Им покаваиюсь удоб нее опираться не только па бсыгъ- шинстзо о две трети голосов, каш это принято на международный совещаниях, но и на простое большинство — очевидно для то. по, чтобы» при* всех и всяких го лосованиях господствующая на конференции группировка была устроена со всеми удобствами я притом наверняка Известно так же, что по вопросу о статуте Триеста эти три делегатии также отказались от своего мнения, согласованного между четырьмя министрами в Совете Министров, в настояли на> принятии конферен цией таких решений, которые расходятся с признанньвш Сове том Министров демократическими основами статута Триеста. Эти примеры также говорят о том, что об авторитетности конферва, ции »е особенно заботились. Так, господа*, обстоит дело 6 итогами работы ютнференции. В результате этого ценность мно гих рекоме&адащий, принятых на конференции, была подорвана. Весь порядок работы конференции П принятая ею неправильная про цедура голосования повели к chic жению авторитетности принятых конференцией пожеланий. III. Отношение к малым странам Все это приводят к тту , что мы обязаны уделить серьезное внимание вопросу о (принципах сотрудничества между большими и малыми государствами в после военное .время, чтобы предупре дить возможные отрицательные последствия нарушений общеприз нанных демократических принци пов в этой области. «Конферен ция, кроме того хорошего, что она сделала и о чем я говорил внанвше, даша не мало примеров того, как нешьзя осуществлять сотрудничество больших и ма лых государств, если мы действи тельно воодушевлены духом де мократического сотрудничества между народами. В этой связи я} хочу остано виться на вопросе о Финляндии и на политике великих держав в отношении к малым странам. Политика Советского Союза о отношении Финляндии ясна. Она определяется демократическими принципами, на которых основано отношение ССОР к малым стра- тпм. Советский Союз всегда :тремилюя к установлению дру жественных отношений со своим малым соседом — Финляндией. Э того яе удалось добиться до войны,' поскольку в Фньшгяндии .господствовала клика реакционе ров, включая реакционных социа листов типа Таннера, ныне осуж денных финляндским судом вмес те с другими военными ттреступ- > никами. Эта клика вовлекла Фин ляндию в союз с гитлеровской Германией и в войну против OCQP, где Финляндия выполняла позорную роль в осаде славного советского Ленинграда. Однако, несмотря на это, когда советская армия разгромила осаждавшие Ленинград войска немцев и фин нов и победоносно двинулась на север от Ленинграду Созетский Союз согласился на великодуш ные условия перемирия и по сво ей собственной инициативе отка зался от ввода советских войск ва территорию Финляндии. Этим были сильно облегчены условия перемирия для Финляндии, кото рая, в отлзгчие от всех других сателлитов Германии!, была ос вобождена от больших расходов на содержание оккупационных войте. После окончания) войны позсацисо по отношению к праду- Чтобы уяснить, иеудовлетвори. Финляндия свободно избрала спой деалокраггеЛеЬкий путь раз вития и с тех пор вдет своей собственной дорогой, осущест вляя политику добрососедских отношений с ССОР. При этом Со ветский Союз, как я в других случаях, никогда не вмешивался во внутре$*мв дела Финляндии и яе оказывал давления яа эля дела, но когда Финляндия обра щалась к OOGP, то он оказывал ей необходимую практическую помощь в возможное облегчение в выполнении условий .перемирия. В свою очередь, Фтляндия чест но выполняла репарационные п другие обязательства перед COOP. IB проекте мирного до говора с Финляндией предусмот рены только те совершенно не обходимые обязательства, кото рые уже раньше входили в усло вия перемирия я великодушия которых не может оприцать ни один об’ективный человек. Разумеется, отступление от этих минимальных условий не может, быть допущено. Что касается политики другие великих государств по отношению к Финляндии, то здесь дело об стоит несколько иначе. Сегодтяни ‘ няя речь сенатора ’Ванденберга подтверждает это, производя весьма невыгодное впечатление с точки зрения последовательности и искренности высказанных взплящов. Американский делегат стал в позу доброжелателя Фий, лявдии: и выступил о за 1 яеле*ниеа^ которое означает не больше,. н<$ меньше, как срыв условий пере мирия подписанных, с одной сто роны Финляндией, а с другой —1 Советским Союзом я (Великобри- танией. Два года назад бы ли подписаны эти условия пере мирия и ни т>азу за это время Соединенные Штаты- не заявляли о своем несогласии с этими ус« ловнями. Только сегодня г-н Ван* денберп, показывая род occCord мужества, выступил от имени Соединенных Штатов Америки против основных условий перемни- рия с Финляндией. Амевиканский делегат ринулся здесь в политику открытого заигрывания с малой страноа\ делая .вид, что это занг- рьгваггие является заботой об ин тересах Финляндии. Wo такие (Окончание см. на 4 стр).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz