Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

Заседание Верховного Совета СССР О Государственном бюджете СССР на 1946 год и исполнении бюджета за 1944 и 1945 гг. Доклад Министра финансов СССР депутата А. Г. ЗВЕРЕВА ( П р о д о л ж е н и е ) Государственный бюджет СССР на 1946 год Перехожу к Государственному бюджету СССР 1946 года. При построении проекта Госу­ дарственного бюджета на 1946 г. в основу были положены задачи, вытекающие из нового пятилет­ него плана, а именно: 1) Полное и своевременное фи­ нансирование всех мероприятий по восстановлению и дальнейшему развитиютяжелой промышленнос­ ти, транспорта, а также сельско­ го хозяйства и промышленности, производящей средства потребле­ ния; 2) Увеличение расходов на культурно - бытовое обслужива­ ниенаселения при одновременном снижении поступлений в бюджет средств от населения по обяза­ тельным платежам м доброволь­ ным взносам; 3) Повышение расходов на научно - иследовательские уч­ реждения и на подготовку кадров; 4) Рост накоплений в социали­ стическом хозяйстве на основе укрепления хозяйственного рас­ чета, повышения производитель­ ности труда, снижения себестои­ мостипродукции, увеличения рен­ табельности предприятий, ускоре­ ния оборачиваемости средств и всемерного усиления борьбы за режим экономим; 5) Повышение роли республи­ канских и местных бюджетов в Государственном бюджете СССР. В бюджете 1946 года учтено увеличение заработной платы, пенсий и стипендий для возмеще­ ния потерьрабочих, служащих, ие работающихпенсионеров и уча­ щихся вузови техникумов в свя­ зи с некоторым повышением пайковых цен. Только по союзно­ му бюджету на I? квартал 1946 года предусмотрено на эту цель 8,6 млрд. рублей. Доходы Государственного бюд­ жета СССР на 1946 год опреде­ лены в сумме 333,4 млрд. руб., а расходы в сумме 319,3 млрд. рублей. По сравнению е 1945 г. доходы увеличиваются на 31,4 млрд. руб. илина 10,4 процен­ та, а расходы на 20,7 млрд. руб. илина 6,9 процента. Превышение доходовнад расходами направле­ но на укрепление финансового хозяйства. Поступление доходов от государственных предприятий и организаций Налог с оборотаявляется ре­ шающим по своим размерам ис­ точником доходов Государствен­ ного бюджета. На 1946 год пос­ тупления по налогу с оборота оп­ ределены в сумме 200.813 млн. руб. или на 77.721 млн. руб. бо­ лее, чем в 1945 году. Удельный вес налога с оборотав доходах бюджета повышается с 40,8 про­ цента в 1945 году до 60,2 про­ цента в 1946 году. Увеличение налога с оборота об’ясняется рос­ том промышленного производст­ ва, увеличением выпуска товаров широкого потребления и расшире­ нием товароборота. За истекший период план по налогу с оборотавыполнялся ус­ пешно. За 9 месяцев 1946 г. план выполнен на 100,1 процента. В основе успешного выполнения плана по этому источнику дохода лежит значительный под’ем про­ мышленности и улучшение ассор­ тимента выпускаемых изделий. Хотя план по налогу с оборота в целом и выполнен, имеются от­ дельные отрасли промышленнос­ ти, которые не выполняют своих обязательств перед государством. К таким отраслям относится тек­ стильная промышленность, пред­ приятия которой не выполнили плана по производству тканей, а следовательно и плана по налогу с оборота, несмотря на то, что имелись все возможности для вы­ полнения плана выпуска тек- стильпых изделий и тем самым лучшего удовлетворения потреб­ ности населения в товарах широ­ кого потребления. Следующим крупным источни­ ком доходов бюджета являются отчисления от прибылей промыш­ ленных предприятий. В соответствии с ростом произ­ водства и установленной себестои­ мости), прибыль хозяйственных организаций 1946 г. определяется в 21.051 млн. руб. пропЬ 18.866 млн. руб. за 1945 год. Отчисления <и> цибглгй в бюджет намечены в сумме 16.040 млн. руб. прятав 16.848 млн. руб., поступивших в 1945 году. Некоторое уменьшение от­ числений от прибылей в бюджет в 1946 году по сравнеято с пред­ шествующим годом об’ясняется увеличением доли прибыли, ос­ тавляемойвхозяйстве на егонуж­ ды. Главнейшим условием обеспе­ чения плана по налогу с оборота и отчислениям от прибылей яв­ ляетсявыполнение количествен­ ных и качественных показателей производственных программ. Для выполнения этой задачи нужно больше мобилизовать производст­ венных ресурсов. Социалистические накопле­ ния — основа Государственого бюджета, решающий источник его доходов. Задача хозяйственников заключается в том, чтобы обеспе­ чить выполнение установленных планов по прибылям и выполне­ ние своих обязательств перед бюджетом. В решениях ХУШ партийной конференции подчеркивалась не­ обходимость «...направлять эко­ номическую сторону деятельности предприятия так, чтобы планы по себестоимостии по прибылям бе­ зусловно выполнялись». В целяхповышения ответст­ венности за выполнение заданий по себестоимости промышленной продукции, Совет Министров СССР установил, что премирова­ ние руководящих и инженерно- технических работников промыш­ ленных предприятий ва выполЛ- ние и перевыполнение производ­ ственного плана может произво­ диться лишь при условии выпол­ нения государственного задания по себестоимости. Основанием для начисления премий за выполне­ ние и перевыполнение плана вы­ пуска продукции и снижение се­ бестоимости являются только данные бухгалтерской отчетности. Новый пятилетний план выд­ вигаетв качествеодной из важ­ нейших экономических задач тре­ бование «поднять значение при­ былии хозяйственного расчета в народном хозяйстве, как допол­ нительного стимуле роста произ­ водства». Следовательно, сейчас, в послевоенных условиях, пробле­ ма роста накоплений приобретает первостепенное значение. Основ­ ным и решающим условиемполу­ чения прибыли'предприятием яв­ ляется экономия производствен­ ных затрат, выполнение плана по снижению себестоимости продук­ ции. У нас большинство предприя­ тий на основеправильной органи­ зации своей работы успешно вы­ полняет и перевыполняет произ­ водственную программу и план по снижению себестоимости продук­ ции. Однако имеются еще и такие предприятия, которые не выпол­ няют задания по снижению себе­ стоимости и обязательств перед Государственным бюджетом» На предприятиях Министерства угольной промышленности Запад­ ных районов себестоимость одной тонны угля в 1945 году была на 12 рублей 65 копеек выше пла­ на. В 1946 году себестоимость од­ ной тонны еще белыне возросла. За 1-е полугодке текущего года добыча 1 тонны угля обошлась на 57 коп. дороже, чем в прошлом году. Об’ясняется это, главным образом, перерасходами на стои­ мости крепежного леса в шахтах, а также превышением фондов за­ работной платы рабочих > слу­ жащих. Себестоимость одного ящика стекла по стекольному заводу им. Горького Министерства промыш­ лен ости стройматериалов за 1-е полугодй! 1946 г. составила 89 руб. против 45 руб. по плану. По Гомельскому стекольному заводу ящик стекла за это же время обо­ шелся в 129 руб. 63 коп. против 80 руб. по плану. На уровень се­ бестоимости единицыизделия зна­ чительное влияние оказалбольшой бой и брак стекла, достигший по Гомельскому заводу 30,2 проц., а по Горьковскому — 23 про­ центов. На предприятиях Министерства транспортного машиностроения за 7 месяцев 1946 г. потериотбрака составили 130 млн. руб. и не­ производительные расходы— 57 млн. рублей. По предприятиям Министерства автомобильной промышленности потери от брака за 7 месяцев 1946 г. достигли 65,3 млн. руб. и непроизводительные расходы — 46,2 млн. рублей. Руководителям подобных пред­ приятий надо напомнить указания товарища Сталина о том, что для обеспечения социалистических, накоплений необходимо «уничто­ жение бесхозяйственности, моби­ лизация внутренних ресурсов промышленности, внедрение я укрепление хозрасчета во всех няппгг предприятиях, системати­ ческое снижение себестоимости, усиление внутрипромышленного накопления во всех без исключе­ ния отраслях промышленности». На себестоимостьпродукции существенное влияние оказывает уровень производительности тру­ да. В рядеотраслей нашего хозяй­ стванеиспользуются в должной мере все возможности для роста производительности труда, а тем самым и снижение себестоимости. Необходимо отметить, что на уро­ вень себестоимостинемалое влия­ ние оказывают созданные за годы войны на многих предприятиях подсобные и вспомогательные производства. Себестоимость изде­ лий на таких производствах обыч­ но выше, чем на крупных специа­ лизированных предприятиях. На подсобном предприятии Краматорского стройуправления Министерства тяжелого машино­ строения себестоимость тонны из-1 веста предусмотрена в 197 руб­ лей против 97 рублей, установленных на специали­ зированных предприятиях местной промышленности УССР. Об’яс­ няется ею тем, что во многих случаях на подсобных н вспомо­ гательных производствах произ­ водительность труданиже, хуже используется рабочая сила и ма­ териалы. Нельзя не считаться и с тем, что подсобные и вспомогательные производства отвлекают внимание Министерств от выполнения их прямых задач, что несомненно на­ носит ущерб делу. Поэтому Ми­ нистерствам следует посмотреть, насколько оправдывается в от­ дельных случаях существование подсобных и вспомогательных производств, и поставить возрос о целесообразности передачи зака­ зов, выполняемых этими произ­ водствами, специализированным предприятиям. Ликвидация бесхозяйственности п непроизводительных потерь, повышение прибыльности наших предприятий— большая государ­ ственная задача. Ее успешному решению может способствовать распространение опыта работы передовых предприятий. Передке в уровне себестоимости промышленной продукции пред­ приятий, одинаковых по масшта­ бу производства, профилюи тех­ нологии, имеются большие рас­ хождения. Об’ясняются они пре­ восходством методов организации работы одного предприятия по сравнению с другим. Следуетшире внедрять опьо^ь передовых предприятий, доби^^Р шихся высокого уровня произво­ дительности груда и лучшего использования материальных м денежных средств. Товарищи! Закон о пятилетием плане вос тановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг. предусматри­ ваетзавершение в короткий срок послевоен ой перестройки хозяй­ ства. Своевременное выполнение этого требования является вам­ пом для каждого предприятия. Затяжка с перестройкой ведет к недоиспользованию производствен­ ных мощностей предприятий, к нерациональному использованию рабочей силы, к невыполнению производствен ой программы, к 'дополнительным накладным p^fef, ходам и удорожанию себестоим^^' ста. Вот почему недопустимо ка­ кое бы то ни было затягивание перестройки работы предприятий, связанной с освоениеми выпуском новой продукции. Поступление оредств от населения Важным источником доходов бюджета являются отступления средств от населения по налогам. Государственные налоги составля­ ют в 1946 году 23.503 млн. руб­ лей.По сравнению с 1945 поступ­ лениеналогов сокращается на 16.336 млн. рублей. Этоснижение налоговых платежей с населения об’ясняется указанными ранее причинами. Правильное взимание налого­ вых платежей с населения имеет исключительно большое государ­ ственное значение. Вот почему к этому вопросу должно бытьприко­ вано внимание исполнительных^ комитетов Советов депутатов тру­ дящихся и всех финансовых ор­ ганов. Они должны обеспечить своевременный сбор всех причи­ тающихся с населения обязатель­ ных платежей, добиваться неук­ лонного соблюдения законов. Серьезный недостатком в нало­ говой работе ряда фпнорганов яв­ ляется наличие значительных не­ доимок по налогам, особенно во Владимирской, Костромской, Ря- запской, Ярославской, Западно- Казахстанской и Восточно-Казах­ станской областях, а также в Мордовской АССР. На это дело должно быть обращено внимание исполнительных комитетови фи­ нансовых органов. В доходах Государственного бюджета на 1946 год предусмот­ рено поступление 25.478 млн. руб. по государственным займам и вкладам населения в сберегатель­ ные кассы. Наши государствен­ ные займы сыграли, как известно, крупную роль в выполнении сталинских пятилеток, а также в деле финансирования военных и хозяйственных расходов в период войны. Достаточно сказать, что за годы, предшествовавшие Оте­ чественной войне, доход по зай­ мам около 50 млрд. рублей и за время войны — свыше 76 млрд. рублей. Успех наших займов— яркий показатель патриотизма советского народа, его готовности не толькосвоимтрудом, но и лич­ ными средствами укреплять эко- HovnnecKyro и военную мощь Со­ ветского Союза. Выпущенный в текущем году государственный заем восстанов­ ления и развития народного (Продолжение см. иа 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz