Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
Заседание Верховного Совета СССР О Государственном бюджете СССР на 1946 год и исполнении бюджета за 1944 и 1945 гг. Доклад Министра финансов СССР депутата А. Г. ЗВЕРЕВА ( П р о д о л ж е н и е ) Государственный бюджет СССР на 1946 год Перехожу к Государственному бюджету СССР 1946 года. При построении проекта Госу дарственного бюджета на 1946 г. в основу были положены задачи, вытекающие из нового пятилет него плана, а именно: 1) Полное и своевременное фи нансирование всех мероприятий по восстановлению и дальнейшему развитиютяжелой промышленнос ти, транспорта, а также сельско го хозяйства и промышленности, производящей средства потребле ния; 2) Увеличение расходов на культурно - бытовое обслужива ниенаселения при одновременном снижении поступлений в бюджет средств от населения по обяза тельным платежам м доброволь ным взносам; 3) Повышение расходов на научно - иследовательские уч реждения и на подготовку кадров; 4) Рост накоплений в социали стическом хозяйстве на основе укрепления хозяйственного рас чета, повышения производитель ности труда, снижения себестои мостипродукции, увеличения рен табельности предприятий, ускоре ния оборачиваемости средств и всемерного усиления борьбы за режим экономим; 5) Повышение роли республи канских и местных бюджетов в Государственном бюджете СССР. В бюджете 1946 года учтено увеличение заработной платы, пенсий и стипендий для возмеще ния потерьрабочих, служащих, ие работающихпенсионеров и уча щихся вузови техникумов в свя зи с некоторым повышением пайковых цен. Только по союзно му бюджету на I? квартал 1946 года предусмотрено на эту цель 8,6 млрд. рублей. Доходы Государственного бюд жета СССР на 1946 год опреде лены в сумме 333,4 млрд. руб., а расходы в сумме 319,3 млрд. рублей. По сравнению е 1945 г. доходы увеличиваются на 31,4 млрд. руб. илина 10,4 процен та, а расходы на 20,7 млрд. руб. илина 6,9 процента. Превышение доходовнад расходами направле но на укрепление финансового хозяйства. Поступление доходов от государственных предприятий и организаций Налог с оборотаявляется ре шающим по своим размерам ис точником доходов Государствен ного бюджета. На 1946 год пос тупления по налогу с оборота оп ределены в сумме 200.813 млн. руб. или на 77.721 млн. руб. бо лее, чем в 1945 году. Удельный вес налога с оборотав доходах бюджета повышается с 40,8 про цента в 1945 году до 60,2 про цента в 1946 году. Увеличение налога с оборота об’ясняется рос том промышленного производст ва, увеличением выпуска товаров широкого потребления и расшире нием товароборота. За истекший период план по налогу с оборотавыполнялся ус пешно. За 9 месяцев 1946 г. план выполнен на 100,1 процента. В основе успешного выполнения плана по этому источнику дохода лежит значительный под’ем про мышленности и улучшение ассор тимента выпускаемых изделий. Хотя план по налогу с оборота в целом и выполнен, имеются от дельные отрасли промышленнос ти, которые не выполняют своих обязательств перед государством. К таким отраслям относится тек стильная промышленность, пред приятия которой не выполнили плана по производству тканей, а следовательно и плана по налогу с оборота, несмотря на то, что имелись все возможности для вы полнения плана выпуска тек- стильпых изделий и тем самым лучшего удовлетворения потреб ности населения в товарах широ кого потребления. Следующим крупным источни ком доходов бюджета являются отчисления от прибылей промыш ленных предприятий. В соответствии с ростом произ водства и установленной себестои мости), прибыль хозяйственных организаций 1946 г. определяется в 21.051 млн. руб. пропЬ 18.866 млн. руб. за 1945 год. Отчисления <и> цибглгй в бюджет намечены в сумме 16.040 млн. руб. прятав 16.848 млн. руб., поступивших в 1945 году. Некоторое уменьшение от числений от прибылей в бюджет в 1946 году по сравнеято с пред шествующим годом об’ясняется увеличением доли прибыли, ос тавляемойвхозяйстве на егонуж ды. Главнейшим условием обеспе чения плана по налогу с оборота и отчислениям от прибылей яв ляетсявыполнение количествен ных и качественных показателей производственных программ. Для выполнения этой задачи нужно больше мобилизовать производст венных ресурсов. Социалистические накопле ния — основа Государственого бюджета, решающий источник его доходов. Задача хозяйственников заключается в том, чтобы обеспе чить выполнение установленных планов по прибылям и выполне ние своих обязательств перед бюджетом. В решениях ХУШ партийной конференции подчеркивалась не обходимость «...направлять эко номическую сторону деятельности предприятия так, чтобы планы по себестоимостии по прибылям бе зусловно выполнялись». В целяхповышения ответст венности за выполнение заданий по себестоимости промышленной продукции, Совет Министров СССР установил, что премирова ние руководящих и инженерно- технических работников промыш ленных предприятий ва выполЛ- ние и перевыполнение производ ственного плана может произво диться лишь при условии выпол нения государственного задания по себестоимости. Основанием для начисления премий за выполне ние и перевыполнение плана вы пуска продукции и снижение се бестоимости являются только данные бухгалтерской отчетности. Новый пятилетний план выд вигаетв качествеодной из важ нейших экономических задач тре бование «поднять значение при былии хозяйственного расчета в народном хозяйстве, как допол нительного стимуле роста произ водства». Следовательно, сейчас, в послевоенных условиях, пробле ма роста накоплений приобретает первостепенное значение. Основ ным и решающим условиемполу чения прибыли'предприятием яв ляется экономия производствен ных затрат, выполнение плана по снижению себестоимости продук ции. У нас большинство предприя тий на основеправильной органи зации своей работы успешно вы полняет и перевыполняет произ водственную программу и план по снижению себестоимости продук ции. Однако имеются еще и такие предприятия, которые не выпол няют задания по снижению себе стоимости и обязательств перед Государственным бюджетом» На предприятиях Министерства угольной промышленности Запад ных районов себестоимость одной тонны угля в 1945 году была на 12 рублей 65 копеек выше пла на. В 1946 году себестоимость од ной тонны еще белыне возросла. За 1-е полугодке текущего года добыча 1 тонны угля обошлась на 57 коп. дороже, чем в прошлом году. Об’ясняется это, главным образом, перерасходами на стои мости крепежного леса в шахтах, а также превышением фондов за работной платы рабочих > слу жащих. Себестоимость одного ящика стекла по стекольному заводу им. Горького Министерства промыш лен ости стройматериалов за 1-е полугодй! 1946 г. составила 89 руб. против 45 руб. по плану. По Гомельскому стекольному заводу ящик стекла за это же время обо шелся в 129 руб. 63 коп. против 80 руб. по плану. На уровень се бестоимости единицыизделия зна чительное влияние оказалбольшой бой и брак стекла, достигший по Гомельскому заводу 30,2 проц., а по Горьковскому — 23 про центов. На предприятиях Министерства транспортного машиностроения за 7 месяцев 1946 г. потериотбрака составили 130 млн. руб. и не производительные расходы— 57 млн. рублей. По предприятиям Министерства автомобильной промышленности потери от брака за 7 месяцев 1946 г. достигли 65,3 млн. руб. и непроизводительные расходы — 46,2 млн. рублей. Руководителям подобных пред приятий надо напомнить указания товарища Сталина о том, что для обеспечения социалистических, накоплений необходимо «уничто жение бесхозяйственности, моби лизация внутренних ресурсов промышленности, внедрение я укрепление хозрасчета во всех няппгг предприятиях, системати ческое снижение себестоимости, усиление внутрипромышленного накопления во всех без исключе ния отраслях промышленности». На себестоимостьпродукции существенное влияние оказывает уровень производительности тру да. В рядеотраслей нашего хозяй стванеиспользуются в должной мере все возможности для роста производительности труда, а тем самым и снижение себестоимости. Необходимо отметить, что на уро вень себестоимостинемалое влия ние оказывают созданные за годы войны на многих предприятиях подсобные и вспомогательные производства. Себестоимость изде лий на таких производствах обыч но выше, чем на крупных специа лизированных предприятиях. На подсобном предприятии Краматорского стройуправления Министерства тяжелого машино строения себестоимость тонны из-1 веста предусмотрена в 197 руб лей против 97 рублей, установленных на специали зированных предприятиях местной промышленности УССР. Об’яс няется ею тем, что во многих случаях на подсобных н вспомо гательных производствах произ водительность труданиже, хуже используется рабочая сила и ма териалы. Нельзя не считаться и с тем, что подсобные и вспомогательные производства отвлекают внимание Министерств от выполнения их прямых задач, что несомненно на носит ущерб делу. Поэтому Ми нистерствам следует посмотреть, насколько оправдывается в от дельных случаях существование подсобных и вспомогательных производств, и поставить возрос о целесообразности передачи зака зов, выполняемых этими произ водствами, специализированным предприятиям. Ликвидация бесхозяйственности п непроизводительных потерь, повышение прибыльности наших предприятий— большая государ ственная задача. Ее успешному решению может способствовать распространение опыта работы передовых предприятий. Передке в уровне себестоимости промышленной продукции пред приятий, одинаковых по масшта бу производства, профилюи тех нологии, имеются большие рас хождения. Об’ясняются они пре восходством методов организации работы одного предприятия по сравнению с другим. Следуетшире внедрять опьо^ь передовых предприятий, доби^^Р шихся высокого уровня произво дительности груда и лучшего использования материальных м денежных средств. Товарищи! Закон о пятилетием плане вос тановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг. предусматри ваетзавершение в короткий срок послевоен ой перестройки хозяй ства. Своевременное выполнение этого требования является вам пом для каждого предприятия. Затяжка с перестройкой ведет к недоиспользованию производствен ных мощностей предприятий, к нерациональному использованию рабочей силы, к невыполнению производствен ой программы, к 'дополнительным накладным p^fef, ходам и удорожанию себестоим^^' ста. Вот почему недопустимо ка кое бы то ни было затягивание перестройки работы предприятий, связанной с освоениеми выпуском новой продукции. Поступление оредств от населения Важным источником доходов бюджета являются отступления средств от населения по налогам. Государственные налоги составля ют в 1946 году 23.503 млн. руб лей.По сравнению с 1945 поступ лениеналогов сокращается на 16.336 млн. рублей. Этоснижение налоговых платежей с населения об’ясняется указанными ранее причинами. Правильное взимание налого вых платежей с населения имеет исключительно большое государ ственное значение. Вот почему к этому вопросу должно бытьприко вано внимание исполнительных^ комитетов Советов депутатов тру дящихся и всех финансовых ор ганов. Они должны обеспечить своевременный сбор всех причи тающихся с населения обязатель ных платежей, добиваться неук лонного соблюдения законов. Серьезный недостатком в нало говой работе ряда фпнорганов яв ляется наличие значительных не доимок по налогам, особенно во Владимирской, Костромской, Ря- запской, Ярославской, Западно- Казахстанской и Восточно-Казах станской областях, а также в Мордовской АССР. На это дело должно быть обращено внимание исполнительных комитетови фи нансовых органов. В доходах Государственного бюджета на 1946 год предусмот рено поступление 25.478 млн. руб. по государственным займам и вкладам населения в сберегатель ные кассы. Наши государствен ные займы сыграли, как известно, крупную роль в выполнении сталинских пятилеток, а также в деле финансирования военных и хозяйственных расходов в период войны. Достаточно сказать, что за годы, предшествовавшие Оте чественной войне, доход по зай мам около 50 млрд. рублей и за время войны — свыше 76 млрд. рублей. Успех наших займов— яркий показатель патриотизма советского народа, его готовности не толькосвоимтрудом, но и лич ными средствами укреплять эко- HovnnecKyro и военную мощь Со ветского Союза. Выпущенный в текущем году государственный заем восстанов ления и развития народного (Продолжение см. иа 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz