Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
л. Б о р ь б д е м о к р а т и ч е с к Речь В. М. МОЛОТОВА на Парижской Мирной конференции 9 октября мир Гоеподчьн председатель, госпо да делегаты, настоящая {конфе ренция — первая Мир шя конфе ренция после окончания второй мировой войны. В этой войне на одной стороне стояли демократи ческие страны, на другой» — фа шистские государства. Война за кончились поражением наших вра гов и крушением фашизма в бив ших вражеских странах. Ценой огромных жертв/ мы достигли по беды. Естественно}, что народы 'на ших стран хотят знать, каковы будут плоды этой победы.' По этому понятно, что к работам Парижской Мирной конференции 'Привлечено внимание многих мил лионов людей, которые пережили тягчайшие годы «войны, вознена видели ®ойну и агрессоров и хо- »тят установления длительного мира и безопасности. Наша конференция немало по работала) над* проектами мирных договоров для Италии, Румынии. Венгрии, Болгарии и Финляндия. Она выполнила значительную рай боту. по рассмотрению многих статей этих договоров и теперь ла. Известно. что демократиче ские страны уже не в первый раз вырабатывают мерные догово ры. Но нельзя) сказать, чтобьо •мирные договоры, которые быши приняты, например, после первой мировой войны, отвечали стремле ниям народов к прочному миру. Му должны считаться с этим по ложением и должны стремиться достичь других, более положи тельных результатов. Это отно сится как к мирному договору с Италией, который мы сегодня об суждаем, так и к другим мирным подошла к окончанию своего де. договорам. I. Основная задача конференции в чем заключается наша основ ная задача? Эта задача заключается в том, чтобы рассматриваемый нами мйряый договор действительно отвечал 1 интересам народов, стре мящихся к>длительному я устой чивому м*иру. Это должен быть демократический мир. кюторый ае может оставить безнаказанным агрессора и не может забыть о тех жертвах, которые принесены в великой освободительной борь бе за нашу общую победу. Де мократический мир, вместе с тел* должен создать благоприятные предпосылки для развития друже ственных отношений между всеми народами, стремящимися к безо пасности и готовыми к-дружному отпору всяким попыткам новой агрессии. Именно поэтому демок ратический мир должен быть на правлен против фашизма, содей ствуя искоренению остатков фа шизма и всех его новых разновид ностей и оказывая всемерную поддержку укреплению демокра тических начал в бывших враже ских государствах. В условиях такого мира ме должно быть ни чего унизительного для сувере нитета! данной страны, скажем Италии, и ие должно быль» нинего такого, что вело бы к ее жоно- мическому закабалению другими более сильными державами. Та кой мир должен соответствовать освободительным целям, за кото рые сражали:ъ союзники, я, вме сте с тем. должен отвечать ин тересам народов бывших враже ских государств, сбросивших иго фашизма и всгташших на пуль де мократического развития Именно с этой точки зрения со ветская делегация подходят к кирному договору с Италией^ как н к другим мирным договорам. Мы) знаем хорошо, что в наше время фашизм и агрессия тесно связаны друг с другом. Это осо бенно относится) к Италии, ко торая является родиной фашизма и которая еще за несколько лет до второй мировой войны «про славилась» своими актами агрес сии в Эфиопии и в Испании и своим воеино-яолитичесюим сою зом с гитлероээкой ГермгйхаА развязавшей последнюю мировую войну. ‘Как известно, подготовка мир ных договоров была проведена Советом Министров Иностранных Деи* четыре* государств^. В подго товке этих договоров Советский Союз принимал самое активное участие. Обсуждение на конфе ренции проекта мирного договора с Италиейпоказало, что воестаггш договора, которые быигн сог ласованы между представитеия- ««I Советского Союзе* Великобри тании, Соединенных Штатов т Франции, — что вюе эти статьи получили поддержку на настоя щей конференции, где представ лено 21 государство. Нешъая ска зать. чтобы эти согласованные статьи не подвергались здесь критике и янопда двЬке чрезмерно придирчивой критике. Однако те перь ясно, что сотрудничество четырех правительств в Совете Министров Иностранных Дел да ло в обкцем положительные ре зультаты и получило одобрение на этой конференции. iHta конфе- ки, так я дополнения ю проекту, но они, за отдельными псключе- тшштт, о чем будет сказано даль ше, существенно не изменит оогласовашых статей представ ленного проекта. Но в проекте мерного допазюра. с Италией бьми и несогласованные статьи. Сле дует признать, что в этой части работа комиссий конференции не дала существенных результатов и почтя яе содействовала выработ ке согласованных решений. Это только «*дчеркиваег значение прннцшм сотрудничества четы рех эеяипвх держав. Поэтому нельзя согласиться с теми, кто недооценивает этого н. (хуже то го, двдит т этом принципе стес нение для развития международ ного сотрудничества. В отличие от прежних мирных конференций вся работа Париж ской конференции проходила при условиях широкой гласности. Это соответствует демократическим началам. Советская делегация приветствовала положение, при котором народы всего мира полу чили возможность следить за ра ботой конференции. особенно когда печать делала это с долж ной объективностью и с сознанием ответственности за) правдивость информации. Мы и теперь долж ны помнить о том, что ваша' ра бота находится под постоянным международным общественным контролем. Это должно содейст вовать правильному решению вопросов мерных договоров, в том числе и тех. которые оста лись еще неразрешенными. Перехожу к отдельным эооро- ренции были внесены как попрал сам итальянского договора. II. Экономические в о п р о сы договора с Италией Из всех экономических вопро сов итальянского договора толь ко вопрос о репарациях непо средственно касается интересов COGP. В связи с этим, напомню, что овои предложения в отноше нии репараций с Италии а по»лъау ССОР,, Югославии, Греции, Алба- №ии Эфиопиисовегхжаюделегация сделала еще в сентябре 1945 г. в Лондоне. Поскольку Совет Ми нистров Иностранных Дел не*зани мался рассмотрением этого пред ложения в целом, а только об суждал вопрос о репарациях для Советского Союза я хочу оста новиться на этом вопросе. «Как известно, советская деле гация) с самого на 1 ча 1 Л® сделала! предложение, чтобы определить репарации с Италии в) пользу Со ветского Союза в размере 100 миллионов долларов в натуре, включая поставки текущей про мышленной продукции. Такой размер репараций составляет лишь весьма небольшую часть того црямаго ущерба., который был причинен фашистскими вой сками Италия}, 1 вторпшим*ися вме сте с гитлеровскими ордами в Со ветский Союз. Этим ССОР еще раз показал свое великодушие в отношении народа Италии, кото рый сверг фашизм я встал на сто рону союзников. Даже итальян ское правительство никогда не возражало против этого, более чем умеренного требования СССР, имевшего, в сущности, только символический [характер, пос кольку советский народ считает яедопусттп**, чтобы агрессия оставалась безнаказанной, ©опрос о репарациях для ООСР обсуж дался а экономической комиссии конференции на шести заседаниях. Потребовалось затратить «16 часов для дискуссии, поскольку авст ралийская и некоторые другие делегации упорно возражали про тив этого элементарного требо вания Советского Союза. Но вопрос о репарациях с Италии обсуждался «це более длительно до начала конференции. Эти об суждения происходили на многих заседаниях Совета Министров: Иностранных Дел, на совещаниях заместителей министров, а также в специальном репарационном комитете. До конференции состо ялось Зй заседания по этому воп росу, причем на» эти заседания ушло 86 часов. Таким образом, обсуждение вопроса о репарациях с Италии для Советского Союза происходило на 98 заседаниях, на что ушло всего 102 часа. Это обсуждение закончилось еднжх. гласным решением комиссй to представителей 20 госущарспв, женне COOP о 100 миллионах долларов репараций натурой, включая поставки из текущей промышленной продукции. После всех этих заседаний с затратой свыше ста часов времени на вся кого рода комиссиях и совеща ниях пршпли все же к тому са мому предложению, которое со ветское правительство сделало еще в сентябре месяце прошлого года. Изменения в этом проекте оказались незначительными. Как видите, ду ist того, чтобы убедить в самых элементарных вещах, советской делегации потребова лось употребить немалые усилия. О чем свидетельстзуиот приве денные мною факты? Они, преж де всего, свидетельствуют о той линии, которая проводится неко торыми сттреками, когда дело идет о непосредственных интере сах Советского Союза. Даже очевидные вещи советской деле гации не таю легко доказать, по скольку соответствующее реше ние зависит от политики других стран в отношении ССОР. Но со ветская делегация не приходит от этого ш отчаяние, полагая, что все равно правда: возьмет свое и что нельзя жалеть усилий в выработке условий мира, который должен быть достоин имени де мократического мира. Теперь по вопросу о Триесте. Известно, что Югославия пре тендует на Триест, как на»главный город и порт Юлийокой tKраины, к угорая переходит, согласно до говору, в состав' югославского государства. Известно также, что Советский Союз признал у, :грорическую сяра*веддавоагь этирс признавшей цмяильяым дредло- I I I . Еще раз о статуте Триеста что территория Триеста не дол жна принадлежать ни Италии, ни всеобщее признание, Югославии и должна стать ин- яключая и безоговорочное со гласие итальянок»» демо кратов. Тем не менее^ после дли тельного обсуждения Совет Министров Иностранных Дел признал в порядке* компромисса. национальных претензий Юго славии. Придет время — это получит . тернацнональной территорией, на ходящейся под защитой Совета Безопаюаэсгпа Объединенным на ций. В связи с этим решением при обрел важное знамение вопрос о статуте Триеста^ вопрос об орга низации управления! ш\ Свободой Территории Триеста. Мы знаем, что по этому вопро су было внесено несколько пред ложений в политическую комис сию по Италии. При этом © анг лийском и американском, а» также» во французском проектах» статута Триеста) нашла) выражение одна тенденция, которую никак нельзя признать демократической тенден цией, ь (другой стороны, а про ектах!, представленным советской и югославской делегациями, нашла выражение другая тенденция, ко торая исходит из признания прин ципов демокралтема в статуте Триеста». Вопрос мкуоввется в том, действвгельш ли Свободная Территория Триест должна быпъ орпаигоована! ш\ демократических! начален, или мы ., предеггавртгели демокралюеских стран, должны отказаться от этого в данном слу чае. В итальянской комиссии do- ветская делегация неоднократно доказывала, что аягло - амери канские предложении о статуте Триеста фактически означают ус тановление чего-то вроде коло ниального режима) в Триесте, ког да) населений лишено элеменгари ньгх прав я вся сита* власти вру чается поставленному сверху ну. бернаггору. В результате продол жительной дискуосю в комиссии принято исправленное франщувское предложение. Но, в сущностаЧо- воря, это предложение явдяетоя не больше, как перелицовкой бри- гганско -американских проектов, а в смягченном веде оно подносшп населению Триеста асе тот женой луколониальный бесправный ре жим. Больше того. (Принятое комио- с*ией решение о принципал статута Триеста нааюднПся в противоречии с решением Совета (Министров Иностранных Дел но этому вопро су В решениях комиссии одобрены предложению Совета Митстроз о том, чтобы законодательная я ис полнительнаявласть(в Триестабы ла установлена на демократиче ских! началах. Но на дела в этом решении коюссии проведею такие ограничения как законодательной, так и исоолнвтельной власти, на бранной населением, и цредастав- ’лены такие широкие полномочия по установлению обществеяюго поряиика и безопасности в Триесте «губернатору, назначаемому Сове том Безопасности, что от демокра тических) нашит а управдении Три еста почти ничего не остается. Губернатору передается поддер жание общественного порадюа и безопасности, ведение внешних сношений, назначение и увольне ние-судебным чинов, а» также праи <ва принимать так Ш 1 зьаваемыв «необходимые меры», что ва деле означает всевластие губернатора и бесправие населения. Добавьте к это»му, э Триесте остаются оккупационные иностранные врй- сюа, что уместное конечно, только в том» Случае, если рассматривать Триест не как ишгернационншьнуто свободную территорию, что пре дусмотрено в проекте договора, а как полувражескую поднадаорную территорию, подчиненную англо- американским войскам. Все это никак не вяиоется с решением Со вета .Министров Иностранных Дет о статуте Триеста и вообще не вя жется с демократические мнроа* к которому мы должны стремить ся. Вот почему советская деле гация будет ojBOBb настаивать, что бы были приняты известите пред ложения советской делегации, от 14 сентября, и, прежде всего, дол- ж т быть примяты решения о том, что исполнительная власть при надлежит в Триесте правительег- BJ\ нвбрамнюму Народным софа- шлеи, а обяшяп оогыю губфнап-ара» как алея» Совета Беэопаааооти, даляется обеспечить соблоданив станута Триеста. Ссвепююая июле, гация слипает теките необходимым, чгобьв конфвреииыг точно уотаяо. вита арок ««о д а а »х яаастрия- яьюс войск из Триесте и чтобы вывод иностранных войск- из Три еста не стпюлдавашея' дю такого, то неопрадеиетого будущего, маяв это сделано » тек навиваемом французском преилажяит. В сущности говоря нам бьпло бы достаточно уговориться) на од ном простом решении, а именно на том, чтобы Триест бьпл организо ван примерно на тел же иашшах; как Данциг. Вое остальноенегру®-'' но репипь. Непразильно, что неп» аналосни меовду! Триестом и Дав*, щитом. Аналогия адесь безусловно имеется, и оиыг упрвюления Дан иила должен бьт> иапошьаоиан в Триесте. В самом дале», почему а Дамяле маяно было обойтись верховным яомнасиром « щжш»- стаяягь установление эажоношаи тельной и исполнительной власти самому) наюеленяо Данцига, а а Триесте нельзя установить анало говых отношений между губер натором, с одной стороны, й зако нодательными и исполнительными орланами, с другой стороны? По-- чему мы должны пойти назад от Дандопа в допросе о демократи- (ческом устройстве Триеста? Еслй эдась не хотят сделать шага впе ред в этом вопросе, что было бы вполне есрвслтсшю в нате ерем* то, во всяком случае, мы не» дол жны делаггь ян одного шага Назад от теосдемократических принципов и тая дамояратючекжих. порядков, которые» Липа Надой устаношина для Данцига еще 25 лет тому на зад. Советская делегация не мок жяг согоююипъся с цждлажшием поикав по этому вопросу. Со ветская делегация цриэывоегг кои. фереицию со всем вниманиеЫ) о?» неспиоь <б edhpocy о статуте Три. есга и к тем пожеланиям, кого.* рые высказаны делегацией Юго- олавш по этому восфо 1 с|у. Совет ская делегация считает пеюостоя- тельными ворытки яавявоггь Три. ослу антодемокраггфеский губер наторский режим, напомДОвоспий колониальвые порядки. При этом ссылки на беспокойное по^ложенив в Триесте нельзя признать ocnoGia- телыными. За) такое положение не сут ответственность* плавным об разом, оюгупацио^ыа власти, не нашедшие общего языкис местным населением. Тем законнее требо вание об установлении срока) вы вода наостренных войск из Тряес-' та и об установлении демократии ческих порядков в Триесте. Если Данцигу бьпл предоставлен демои кратический статут, хотя это соз-. давало опасность для него со сто роны такой страны, как Германия, то Триесту нет никаких? оснований отказывать в статуте Данцига, признанного Лигой наций. Этот •минимум демократом» необходим в Триесте. IV . Искоренение фашизма — наша задача Дашыше я яотей бы сказать от- «оонгельяо одного предложение отклоненного в политической ко миссии по Италии. Отклонено предложение польской) и украин ской делегаций о том, чтобы обя зать Итаигию не допускать суще ствования и деятельности фаши стских и других организаций, пре следующих цель лишения народа его демократических прав или- ве дущих враждебную любой из 36 ’- единеншлх наций пропаганду. Та кие статьи имеются в д^говорая) с Румьшпиец, Венгрией, Болгарией и Финлявдией. Казалось», что в до говоре для Италии запрещение фашистских организаций особенно уместно. СХдаако боигыпинством 9 голосов против 8 , цри 3 воздер жавшихся предложение . польской и украинской делегаций было от клонено комиссией, с чем никам нельзя согласиться. Союзники ие раз заявляли во «рем)Я) войны, что их целью яв ляется искоренение фашизма. (Окончание см, на 4 стр )в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz