Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
К Р А С Н ОФ ЛО Т Е Ц 13 онтября 1946 гГ, № ’240 (2626). _________________ -— ------------------ < Заместитель командира отделения Каждый комапдпр отделения должен иметь заместителя, дуб лера из числа лучших макросов. Воина показала, насколько важ но, чтобы этот боец был всегда готов заменить своего каюнднра. Помнится, корабль, на котором я плавая, поддерживал артилле рийским огнем вйсадку десанта на вражеский берег. Носовым ору дием командовал бывалый моряк, хорошо знавший свое дело стар шина 2 статьи Мирошниченко. Заместителем у него был старший матрос Кудрявцев. Мирош ниченко всегда заботился о том, чтобы Кудрявцев был готов к са мостоятельному командованию орудием. И в бою это сказалось. Сразу же после первых залпов на корабль налетела немецкая авиация. Старшина Мирошничен ко получил тяжелое пулевое ра нение. Его заменил Кудрявцев. Он спокойно и уверенно коман довал расчетом в течение всего бОЯ..; Неменьшее вначегае имеет работа с заместителями команди ров’ отделений в мирных услови ях. Она ни в коем случае не должна пускаться на самотек, а строиться продуманно и целеуст ремленно. Что сейчаспредставляют собой наши командиры отделений?Это старшины, прослужившие, как правило, 6— 7 лет на флоте, прошедшие суровую школу вой ны. Дублерамиже у них недавние рядовые матросы, не имеющие та кого опыта. Специальност' опи знают неплохо, но вот навыков работы с подчиненными у них нет. Матрос, становящийся дубле ром, сразу же сталкивается с не которыми трудностями. Ведь раньше он отвечал только за са мого себя, а теперьза все отде ление. Ясно, что без помощи старших товарищей матросу, назначенному заместителем командира отделения, не спра виться с возложенными на него задачами. Практика диктует не обходимость повседневной работы с дублерами. В этой области некоторых по ложительных результатов доби лись в БЧ-V, которой руководит ппженер-капитан-лейтснант т. Дробинин. Здесь воспитание заме стителей ведется по плану. Каж дое утро проводятся тренировки, па которых дублеры действуют самостоятельно. Такие тренировки вырабатывает командные навыки. Матрос Дубчак, как хороший специалист, был выдвинут дубле ром старшины 1 статьи Никола енко. Ему было трудно вырабо тать командный язык. Но от тре нировки к тренировке он чувство вал себя все уверенней и научил ся постепенно отдавать четкие, ясные приказания. Приобрести командпый язык еще недостаточ но, и Николаенко решил чаще доверять евоему дублеру руко водство ходовой вахтой. На вах тах Дубчаку давалась полная са мостоятельность, и он чувствовал себя полновластным хозяином. Дубчак стал хорошим заместите лем командира отделения. По-деловому относится к под готовке своего заместителя Ки реева и старшина Кононенко. Киреев самостоятельно вводил в действие и останавливал машину. Недостатки Киреева своевремен но указывались ему старшиной, и дублер быстро устранял их. Готовить и обучать своих за местителей командиры отделений должны на опыте войны и в ус ловиях, нрнближепных к боевым. Хорошую инициативу в этом от ношении проявили старшины гг. Толстойи Николаенко. Тренируя свое отделение к аварийному учению, Толстойпри казал отдраитьгорловину холо дильника, и в машину начала поступать вода. Пужно было не медленно заделать пробоину. Ру ководить этойработой старшина поручил своему дублеру матросу Казанбаеву. Сначала у Казан- баева не все ладилось, но с по мощью старшины он все же вы полнилзадачу. Во второй раз он уже совершеппо самостоятельно руководил заделкой пробоины. Старшина Николаенко выклю чал в котельном отделени свет, наполнял его паром и приказы вал дублеруликвидировать «по вреждение». Все это не только приучало дублеров к самостоятельности, по и повышало их авторитет в гла зах подчиненных. Очень важно также, чтобы за местители командиров отделений научились проводить с личным составом занятия по специально сти. Командиры отделений долж ны смелеедоверять своим помощ никам проведение этих занятий. Но необходимы, конечно, контроль и помощь. Командир отделения обязан проверять конспект и план занятий, составленные дуб лером. Можно сослаться на опыт старшин тт. Кутузова и Кононен ко. Они дают заместителям темы для занятий, помогают им гото виться. На первых занятиях, которые проводили дублеры, Ку тузов и Кононенко присутствова ли. Это была не опека, а помощь. Результат не замедли сказать ся. Командир отделения Кутузов уехал в отпуск. За него остался матрос Сатонин. Он не расте рялся, потому что уже имел нема лый опыт в проведена занятий. Он доходчиво и содержательна учил:.,молодых матросов. Командир БЧ-V инженер-капи тан-лейтенант ДробилоI повсе дневно руководит подготовкой дублеров. Он нернодически соби рает их, знакомит с планом-ча- совиком, дает задания по состав лению аварийных задач, произво дит разбор, вскрывает ошибки. Есть на нашем корабле и серьезные недостатки в подготов ке заместителей командиров от делений. Старшина торпедистов Бочи- нин не заботился о том, чтобы у него был хороший дублер. Он старался все делать сам. Его за меститель ничем не отличался от рядовых матросов. И однажды, когда Бочинип отсутствовал и дублерупришлось вместо негору ководитьучением на боевом по сту, произошла ошибка в приго товлени торпеды, сорвавшая учение. Не доверяет своему заместите лю и старшина Зайцев. А для этого нет никаких оснований. Матрос Шилов исполнителен и расторопен и при соответству ющей помощи из него мог бы получиться полноцеииый заме ститель командира отделения. Пока же ои, по существу, не ис полняет обязанностей дублера. Весь опыт, который мы имеем, говорит о том, что ■ воспитанию и обучению заместителей коман диров отделений надо уделятьса мое серьезное внимание. Капитан-лейтенант В. ХМЕЛЬ. Эсминец «Дерзкий». старшина I статьи Н. Бол. данков — участник Отечествен ной войны. Сейчас, в мирных условиях, он настойчиво совер шенствует свои военные знания и успешно обучает молодых матросов. Фото В. Палий. Накануне инспектор кой проверки политзанятий ПРОВОДЯТСЯ БЕСЕДЫ С МАТРОСАМИ На нашем корабле разверну лась подготовка личпого состава к инспекторской проверке полит занятий. Партийное бЮ(ро и парт орги низовых парторганизаций в своих планах работы на месяц уделили особое внимание подго товке к инспекторской проверке. Кошунисты проводят беседы с матросами о Конституции СССР, о пятилетием плаце и о Дисцип линарном уставе, много времени и внимания уделяется изучению географической карты. Старшина 1 статьи И. КАРАВАЕВ. ИЗУЧАЕМИНСТРУКЦИЮ ЦК ВКП(б) 16 октября на пашем корабле состоятся отчетно-выборные ообратия первячнгыа партийных организаций. Коммунисты дея тельно готовятся к ним. 8 ок тября мы провели беседу с коммунистами по изуче нию инструкции ЦК ВКП(б) о проведени выборов руководящих партийных органов. Дорле чте ния инструкции старший лейте нант т. Черников рассказал об опыте прошлых выборов. Старшина 2 статьи В. КУДРИН. Пвсле партийного собрания Коммунисты в борьбе за дисциплину На партийном собрании, обсуж дая вопрос о задачах в связя с введением нового Дисциплинар ного устава, коммунисты наше! части приняли конкретное реше ние. После собрания взялись за дело. Выполняя решения собра ния, мы провели с личным соста вом беседы: «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Союза ССР — закон воинской жизни», «Воинская дисциплина есть стро гое и точное соблюдение военно служащими порядка н правил, установленных законами и во инскими уставами», «Роль Воен но-Морского Флота в Великой Отечественной войне», «Роль' большевистской партии в строи тельстве Военно-Морских Сил на. шей страны» и ряд других. Одну из бесед проводил комму* ннст т. Горшков. Он хорошо над. готовился, н это сказалось на ка честве беседы. Агитатор содер жательно рассказал о значения нового Дисциплинарного устава, об обязанностях, которые воз лагаются на военнослужащих.' Послерасказа т. Горшков сумел развернуть живую товарищескуйк беседу с бойцами. Наряду с беседами, мы срак; тикуем встречи молодыхбоипов с ветеранами части. На одной такой встрече бывалые воины расказали молодым бойцам, ка! была создапа часть, о боевых делах личного состава, в труд ностях, которые были преодо лены. Старшины 2 статьи та. Виноградов и Черевко рассказал! о самоотверженных делах деву, шек-бойцов, многие из которых были удостоены правительст венных наград. После рассказовбывалых вон. нов слово взял матрос т. Вави лов: 1 •» — Нам, молодым бойцам,— ска зал он, — пужно следовать пр^Н меру старших товарищей, HyrciiT учиться так, чтобы в ближайшее время стать полноценными вой нами. Провидимые партийной орга низацией мероприятия помогают укреплять воинскую дисциплину. Парторг П. БАРАНОВ. Библиотека—важнейшийучасток идейно-пвлитической работы (Великий1«пролетарский писатель А. М. Горький говорил, что «ге роическое дело требует героиче ского слова». Этим своим требо ванием к писателям великий гу- маишст как бы подчеркивал ог ромное воспитательное значение большевистского слова, которое должно стоять на уровне нашего героического времени. Мы имеем немало примеров, кхэпдйь (Эйскгапасощие слюш. паприск- т ячееких произведений помогали нашим матросам, старшинам и офицерам в трудных условиях военного времени преодолевать серьезные препятствия и побеж дать. С каким нетерпением наши бой. цы на передовых позициях ждали книгоношу с новыми книгами! Многие бойцы Рыбачьего не рас ставались с кашгой товарища ('таирини «О (Велихон) Отечествени "-)?(■войне советского народа», или находили время читать худо жественные произведения — т . ги «Как закалялась сталь», «Ча- паез» и Др- далее во .иремя боя. Такова сила большевистского слова. В продвижении этих пат риотических книг в (массы боль шая* заслута принадлежит скром ным библиотечиьш работникам флота. Библиотеке отведено. важное место в воспитании личного со става. Основное в работе г юлио- тек заключается сейчас б том, чтобы максимально удовлетворить возросшие запросы офицеров, старшим и матросов в новшнеишда уровня их политической подготов- ки, в глубоком систематическом дау»чании воешо-ш>рекапо дела. ‘К этому обязывает и решение ЦК ВКП(б) о журвалак «Звезда» и «Ленинград», которое • ставит перед советской литературой задачу: «помочь -государ ству правильно воспитать мо- 'лодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поко ление бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всж не пре пятствия» Многие библиотеки флота по нимают эту задачу в •npjwoft мере и авоей работой способстгаутаг по- литоргсиим вести воспитательную работу. Таковы, прежде всего, биб. лнотекл соединения подводных лодок, офицерского клуба Н-ского соединения ВВС, Дома Военно- Морского Флага AjpxEBiretTbCKofi базы. В этих библиотеках прово дится большая работа по популя ризации книг, организуются вече ра читателей, устраиваются лек ции, вькгтавки книг. Библиотеки живо откликаются ва запросы читателей, своевременно обеспе чивают литературой занимающих ся самостоятельно над изучением произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В этих биб лиотеках растет число чятателеа. актишетов, библиотечные работ ники тт. Медведев, Чтгрииская, Баранова и Заезская пользуются заслуженным авторитетами 'Но есть на флоте и такие биб лиотеки, работа которых далеко не отвечает современным требо- шиям Функции библиотекарей в лучшем случае сведены ими к пассивной выдаче книг. Причем, зачастую библиотекари не инте ресуются своими читателями и» не знают, как отвечаю» тоа их запро сы. Бывают и такие курьезы, Гслгда библмоггеюарич очеаицда, даже не читают гаоет. Чем же i иначе об’яюнють такое явивеииец, когда библиотекарь одного под- разделения Учебного отряда т. Ромм недавно заявила, что ода была бы рада пополнить фонд художественной литературы кни гами пасквилянта Зощенко, а ис полняющий обязанности библиоте. каря т. Афанасьев заявил, что ои «ничего не зиаегг о тзиходе в евегг 1 гороизведе*гий товарища Сталина». Есть библиотекари, где за по лугодие не было проведено ни одного •массового с^родрнятия. 'К ним прежде всего относятся биб лиотеки гласного военно-морского гоотфпзшя , флотского экипаяса, Н-ского офицерского клуба, клу ба Н-схого соединения морской пехоты. Это ‘положение очевидно не беспокоит руководящих полит работников тт. Душина, Волкова, Вырелкина, Никитина. Отсутствие массовой работы зачастую приводит к сокращению I читаемости. Все это является ре зультатом недооценки роли биб лиотек в деле воспитания личнагс состава. Несерьезное #тшхпезгие к библиотечному делу приводит подтс к тому, что в отдельных библиотеках находятся давно устарелые к вредные книга. Библиотечное дело требует к себе повседневного н серьезного внимают. ToaajptHim Жданзо® я своем докладе ка собрании пар тийного актива Ленинграда срав нил ударное литературное произ ведемте с -выигрышем сpremia или крупной победой. -Нашасовет, ская литература— самая идейная, самая передовая и высокохудо жественная литература в мире. Наши бойцы и офицеры любят советскую литературу, находя в ней образы героев, которым сле дует подражать. ; Двигать книгу в массы, помо гать партии воопнтцвать личный состав в большевистском духе —3 такова задача наших библиотек, таковы выводы из последних ре шений ЦК ВКП(б), направленный к усилению идеологической ра* боты. Майор И. БЕРХИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz