Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

К Р А С Н ОФ ЛО Т Е Ц 13 онтября 1946 гГ, № ’240 (2626). _________________ -— ------------------ < Заместитель командира отделения Каждый комапдпр отделения должен иметь заместителя, дуб­ лера из числа лучших макросов. Воина показала, насколько важ­ но, чтобы этот боец был всегда готов заменить своего каюнднра. Помнится, корабль, на котором я плавая, поддерживал артилле­ рийским огнем вйсадку десанта на вражеский берег. Носовым ору­ дием командовал бывалый моряк, хорошо знавший свое дело стар­ шина 2 статьи Мирошниченко. Заместителем у него был старший матрос Кудрявцев. Мирош­ ниченко всегда заботился о том, чтобы Кудрявцев был готов к са­ мостоятельному командованию орудием. И в бою это сказалось. Сразу же после первых залпов на корабль налетела немецкая авиация. Старшина Мирошничен­ ко получил тяжелое пулевое ра­ нение. Его заменил Кудрявцев. Он спокойно и уверенно коман­ довал расчетом в течение всего бОЯ..; Неменьшее вначегае имеет работа с заместителями команди­ ров’ отделений в мирных услови­ ях. Она ни в коем случае не должна пускаться на самотек, а строиться продуманно и целеуст­ ремленно. Что сейчаспредставляют собой наши командиры отделений?Это старшины, прослужившие, как правило, 6— 7 лет на флоте, прошедшие суровую школу вой­ ны. Дублерамиже у них недавние рядовые матросы, не имеющие та­ кого опыта. Специальност' опи знают неплохо, но вот навыков работы с подчиненными у них нет. Матрос, становящийся дубле­ ром, сразу же сталкивается с не­ которыми трудностями. Ведь раньше он отвечал только за са­ мого себя, а теперьза все отде­ ление. Ясно, что без помощи старших товарищей матросу, назначенному заместителем командира отделения, не спра­ виться с возложенными на него задачами. Практика диктует не­ обходимость повседневной работы с дублерами. В этой области некоторых по­ ложительных результатов доби­ лись в БЧ-V, которой руководит ппженер-капитан-лейтснант т. Дробинин. Здесь воспитание заме­ стителей ведется по плану. Каж­ дое утро проводятся тренировки, па которых дублеры действуют самостоятельно. Такие тренировки вырабатывает командные навыки. Матрос Дубчак, как хороший специалист, был выдвинут дубле­ ром старшины 1 статьи Никола­ енко. Ему было трудно вырабо­ тать командный язык. Но от тре­ нировки к тренировке он чувство­ вал себя все уверенней и научил­ ся постепенно отдавать четкие, ясные приказания. Приобрести командпый язык еще недостаточ­ но, и Николаенко решил чаще доверять евоему дублеру руко­ водство ходовой вахтой. На вах­ тах Дубчаку давалась полная са­ мостоятельность, и он чувствовал себя полновластным хозяином. Дубчак стал хорошим заместите­ лем командира отделения. По-деловому относится к под­ готовке своего заместителя Ки­ реева и старшина Кононенко. Киреев самостоятельно вводил в действие и останавливал машину. Недостатки Киреева своевремен­ но указывались ему старшиной, и дублер быстро устранял их. Готовить и обучать своих за­ местителей командиры отделений должны на опыте войны и в ус­ ловиях, нрнближепных к боевым. Хорошую инициативу в этом от­ ношении проявили старшины гг. Толстойи Николаенко. Тренируя свое отделение к аварийному учению, Толстойпри­ казал отдраитьгорловину холо­ дильника, и в машину начала поступать вода. Пужно было не­ медленно заделать пробоину. Ру­ ководить этойработой старшина поручил своему дублеру матросу Казанбаеву. Сначала у Казан- баева не все ладилось, но с по­ мощью старшины он все же вы­ полнилзадачу. Во второй раз он уже совершеппо самостоятельно руководил заделкой пробоины. Старшина Николаенко выклю­ чал в котельном отделени свет, наполнял его паром и приказы­ вал дублеруликвидировать «по­ вреждение». Все это не только приучало дублеров к самостоятельности, по и повышало их авторитет в гла­ зах подчиненных. Очень важно также, чтобы за­ местители командиров отделений научились проводить с личным составом занятия по специально­ сти. Командиры отделений долж­ ны смелеедоверять своим помощ­ никам проведение этих занятий. Но необходимы, конечно, контроль и помощь. Командир отделения обязан проверять конспект и план занятий, составленные дуб­ лером. Можно сослаться на опыт старшин тт. Кутузова и Кононен­ ко. Они дают заместителям темы для занятий, помогают им гото­ виться. На первых занятиях, которые проводили дублеры, Ку­ тузов и Кононенко присутствова­ ли. Это была не опека, а помощь. Результат не замедли сказать­ ся. Командир отделения Кутузов уехал в отпуск. За него остался матрос Сатонин. Он не расте­ рялся, потому что уже имел нема­ лый опыт в проведена занятий. Он доходчиво и содержательна учил:.,молодых матросов. Командир БЧ-V инженер-капи­ тан-лейтенант ДробилоI повсе­ дневно руководит подготовкой дублеров. Он нернодически соби­ рает их, знакомит с планом-ча- совиком, дает задания по состав­ лению аварийных задач, произво­ дит разбор, вскрывает ошибки. Есть на нашем корабле и серьезные недостатки в подготов­ ке заместителей командиров от­ делений. Старшина торпедистов Бочи- нин не заботился о том, чтобы у него был хороший дублер. Он старался все делать сам. Его за­ меститель ничем не отличался от рядовых матросов. И однажды, когда Бочинип отсутствовал и дублерупришлось вместо негору­ ководитьучением на боевом по­ сту, произошла ошибка в приго­ товлени торпеды, сорвавшая учение. Не доверяет своему заместите­ лю и старшина Зайцев. А для этого нет никаких оснований. Матрос Шилов исполнителен и расторопен и при соответству­ ющей помощи из него мог бы получиться полноцеииый заме­ ститель командира отделения. Пока же ои, по существу, не ис­ полняет обязанностей дублера. Весь опыт, который мы имеем, говорит о том, что ■ воспитанию и обучению заместителей коман­ диров отделений надо уделятьса­ мое серьезное внимание. Капитан-лейтенант В. ХМЕЛЬ. Эсминец «Дерзкий». старшина I статьи Н. Бол. данков — участник Отечествен­ ной войны. Сейчас, в мирных условиях, он настойчиво совер­ шенствует свои военные знания и успешно обучает молодых матросов. Фото В. Палий. Накануне инспектор кой проверки политзанятий ПРОВОДЯТСЯ БЕСЕДЫ С МАТРОСАМИ На нашем корабле разверну­ лась подготовка личпого состава к инспекторской проверке полит­ занятий. Партийное бЮ(ро и парт­ орги низовых парторганизаций в своих планах работы на месяц уделили особое внимание подго­ товке к инспекторской проверке. Кошунисты проводят беседы с матросами о Конституции СССР, о пятилетием плаце и о Дисцип­ линарном уставе, много времени и внимания уделяется изучению географической карты. Старшина 1 статьи И. КАРАВАЕВ. ИЗУЧАЕМИНСТРУКЦИЮ ЦК ВКП(б) 16 октября на пашем корабле состоятся отчетно-выборные ообратия первячнгыа партийных организаций. Коммунисты дея­ тельно готовятся к ним. 8 ок­ тября мы провели беседу с коммунистами по изуче­ нию инструкции ЦК ВКП(б) о проведени выборов руководящих партийных органов. Дорле чте­ ния инструкции старший лейте­ нант т. Черников рассказал об опыте прошлых выборов. Старшина 2 статьи В. КУДРИН. Пвсле партийного собрания Коммунисты в борьбе за дисциплину На партийном собрании, обсуж­ дая вопрос о задачах в связя с введением нового Дисциплинар­ ного устава, коммунисты наше! части приняли конкретное реше­ ние. После собрания взялись за дело. Выполняя решения собра­ ния, мы провели с личным соста­ вом беседы: «Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Союза ССР — закон воинской жизни», «Воинская дисциплина есть стро­ гое и точное соблюдение военно­ служащими порядка н правил, установленных законами и во­ инскими уставами», «Роль Воен­ но-Морского Флота в Великой Отечественной войне», «Роль' большевистской партии в строи­ тельстве Военно-Морских Сил на. шей страны» и ряд других. Одну из бесед проводил комму* ннст т. Горшков. Он хорошо над. готовился, н это сказалось на ка­ честве беседы. Агитатор содер­ жательно рассказал о значения нового Дисциплинарного устава, об обязанностях, которые воз­ лагаются на военнослужащих.' Послерасказа т. Горшков сумел развернуть живую товарищескуйк беседу с бойцами. Наряду с беседами, мы срак; тикуем встречи молодыхбоипов с ветеранами части. На одной такой встрече бывалые воины расказали молодым бойцам, ка! была создапа часть, о боевых делах личного состава, в труд­ ностях, которые были преодо­ лены. Старшины 2 статьи та. Виноградов и Черевко рассказал! о самоотверженных делах деву, шек-бойцов, многие из которых были удостоены правительст­ венных наград. После рассказовбывалых вон. нов слово взял матрос т. Вави­ лов: 1 •» — Нам, молодым бойцам,— ска­ зал он, — пужно следовать пр^Н меру старших товарищей, HyrciiT учиться так, чтобы в ближайшее время стать полноценными вой нами. Провидимые партийной орга­ низацией мероприятия помогают укреплять воинскую дисциплину. Парторг П. БАРАНОВ. Библиотека—важнейшийучасток идейно-пвлитической работы (Великий1«пролетарский писатель А. М. Горький говорил, что «ге­ роическое дело требует героиче­ ского слова». Этим своим требо­ ванием к писателям великий гу- маишст как бы подчеркивал ог­ ромное воспитательное значение большевистского слова, которое должно стоять на уровне нашего героического времени. Мы имеем немало примеров, кхэпдйь (Эйскгапасощие слюш. паприск- т ячееких произведений помогали нашим матросам, старшинам и офицерам в трудных условиях военного времени преодолевать серьезные препятствия и побеж­ дать. С каким нетерпением наши бой. цы на передовых позициях ждали книгоношу с новыми книгами! Многие бойцы Рыбачьего не рас­ ставались с кашгой товарища ('таирини «О (Велихон) Отечествени "-)?(■войне советского народа», или находили время читать худо­ жественные произведения — т . ги «Как закалялась сталь», «Ча- паез» и Др- далее во .иремя боя. Такова сила большевистского слова. В продвижении этих пат­ риотических книг в (массы боль­ шая* заслута принадлежит скром­ ным библиотечиьш работникам флота. Библиотеке отведено. важное место в воспитании личного со­ става. Основное в работе г юлио- тек заключается сейчас б том, чтобы максимально удовлетворить возросшие запросы офицеров, старшим и матросов в новшнеишда уровня их политической подготов- ки, в глубоком систематическом дау»чании воешо-ш>рекапо дела. ‘К этому обязывает и решение ЦК ВКП(б) о журвалак «Звезда» и «Ленинград», которое • ставит перед советской литературой задачу: «помочь -государ­ ству правильно воспитать мо- 'лодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поко­ ление бодрым, верящим в свое дело, не боящимся препятствий, готовым преодолеть всж не пре­ пятствия» Многие библиотеки флота по­ нимают эту задачу в •npjwoft мере и авоей работой способстгаутаг по- литоргсиим вести воспитательную работу. Таковы, прежде всего, биб. лнотекл соединения подводных лодок, офицерского клуба Н-ского соединения ВВС, Дома Военно- Морского Флага AjpxEBiretTbCKofi базы. В этих библиотеках прово­ дится большая работа по популя­ ризации книг, организуются вече­ ра читателей, устраиваются лек­ ции, вькгтавки книг. Библиотеки живо откликаются ва запросы читателей, своевременно обеспе­ чивают литературой занимающих­ ся самостоятельно над изучением произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В этих биб­ лиотеках растет число чятателеа. актишетов, библиотечные работ­ ники тт. Медведев, Чтгрииская, Баранова и Заезская пользуются заслуженным авторитетами 'Но есть на флоте и такие биб­ лиотеки, работа которых далеко не отвечает современным требо- шиям Функции библиотекарей в лучшем случае сведены ими к пассивной выдаче книг. Причем, зачастую библиотекари не инте­ ресуются своими читателями и» не знают, как отвечаю» тоа их запро­ сы. Бывают и такие курьезы, Гслгда библмоггеюарич очеаицда, даже не читают гаоет. Чем же i иначе об’яюнють такое явивеииец, когда библиотекарь одного под- разделения Учебного отряда т. Ромм недавно заявила, что ода была бы рада пополнить фонд художественной литературы кни­ гами пасквилянта Зощенко, а ис­ полняющий обязанности библиоте. каря т. Афанасьев заявил, что ои «ничего не зиаегг о тзиходе в евегг 1 гороизведе*гий товарища Сталина». Есть библиотекари, где за по­ лугодие не было проведено ни одного •массового с^родрнятия. 'К ним прежде всего относятся биб­ лиотеки гласного военно-морского гоотфпзшя , флотского экипаяса, Н-ского офицерского клуба, клу­ ба Н-схого соединения морской пехоты. Это ‘положение очевидно не беспокоит руководящих полит­ работников тт. Душина, Волкова, Вырелкина, Никитина. Отсутствие массовой работы зачастую приводит к сокращению I читаемости. Все это является ре­ зультатом недооценки роли биб­ лиотек в деле воспитания личнагс состава. Несерьезное #тшхпезгие к библиотечному делу приводит подтс к тому, что в отдельных библиотеках находятся давно устарелые к вредные книга. Библиотечное дело требует к себе повседневного н серьезного внимают. ToaajptHim Жданзо® я своем докладе ка собрании пар­ тийного актива Ленинграда срав­ нил ударное литературное произ­ ведемте с -выигрышем сpremia или крупной победой. -Нашасовет, ская литература— самая идейная, самая передовая и высокохудо­ жественная литература в мире. Наши бойцы и офицеры любят советскую литературу, находя в ней образы героев, которым сле­ дует подражать. ; Двигать книгу в массы, помо­ гать партии воопнтцвать личный состав в большевистском духе —3 такова задача наших библиотек, таковы выводы из последних ре­ шений ЦК ВКП(б), направленный к усилению идеологической ра* боты. Майор И. БЕРХИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz