Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

I На гпдодей'ской храсядаиамен ной подводной «лодке. Штурмлтг гвардии лейтенант Д. Янкин и старшина трюмных гвардии стар­ шина 1 статьи М . Оборин на вахте. Фото Н. Надеждина. Готовить из молодых матросов полноценных специалистов О недостатках в обучении матросов на эсминце „Громкий1 Эсминец вернулся е похода. В первом котельном отделении раздался телефон тев звонок. Вах- ОПИРАЯСЬ НА СТАРШИН Центральный пост артиллерий­ ской стрельбыснабжен многими сложнейшими приборами. Сюда поступают первоначальные дан­ ные о положении цели: днстан- ппя, курсовой угол, скорость. Приборй «перерабатывают» эти велнчипы и даютна орудия уже исходные данные для открытия огня. От того, насколько они точны, будет зависеть результат всей стрельбы. Малейшая ошиб­ ка, зародившаяся в центральном посту, усугубится, введетв заб­ луждение управляющего огнем и сведет на-нет всюподготовку. Вот почему в группе управления БЧ-П ведущее место принад­ лежит отделению центрального поста. Если оно хорошо натрени­ ровано, успех обеспечен. Если оно работает недружно, хромать будет вся группа управления. Имеппо так произошло на кораб­ ле «Н». Отделение центрального поста здесь долгое время было самым отстающим. Все дело заключалось в том, что молодые матросы, состав­ лявшие отделение, плохо владели техникой. Кондратьев, Бояркпп, Малкин и другие недавно пришли из Учебного отряда, стремились быстреестать полноценными спе­ циалистами, но не получали не­ обходимой помощи. И . поэтому учеба подвигалась медленно. Старший лейтенант Воронип, командир группы управления, вместо того, чтобы опираться в своейработе на старшин, старал­ ся все делать сам. Естественно, у пего пе было ни времени, нп воз­ можностей для кропотливых за­ нятий с каждым матросом в от. дельности. А это-то как раз и требовзлось в первую очередь. Были ли в группе управлепия такие старшины, которые могли справиться с этой задачей?Бы­ ли, конечно. Взять, к примеру, старшину группы Мозгового. Это бывалый артиллерист, сверх- гпочппк. Служит он на флоте де­ вятый год. Участник многих бое­ вых операций — и конвоев, п обстрелов вражеского побережья, и отражений атак авиации. Опыт у него огромный. Технику зпает отлично — многие приборы, тре. бующие заводского ремонта, Моз­ говой ремонтирует сам. Неплохим специалистом является и коман­ дир отделения Залл. Но й Мозговой и Залл были, по существу, отстранены от обу­ чения молодых матросов. Вновь назначенный командир группы управления лейтенант Алтухов правильно оценил зна­ ния и опыт своих старшин. Он предоставил им полную возмож­ ность для самостоятельной рабо­ ты с подчиненными. И резуль­ таты не замедлили сказаться. Корабль собиралсяна учения. Времени было мало, а дела мно­ го. Главный старшина Мозговой не жалел сил. Прежде всего он проверилпрактические навыки матросов. Эта проверка дала мало утешительного. Некоторые матросы работали у приборов механически, не осознавая своих действий. Так, приборист Мин­ кин не понимал, что если он не­ парал ельно поставит две линии, то ошибка в дистанции может достигнуть двух кабельтовых. Мозговой и Залл под наблю­ дением командира группы при­ нялись за усиленную тренировку отделения центрального поста. Кроме решения специально сос­ тавленных задач, не пропускали ни одного случая для тренировок по движущимся предметам, про­ ходившим мимо катерам и т. д. Тренировались как в дневное, так и в ночноевремя. Шаг за шагом поднимались молодые матросы к настоящему мастерст­ ву. В летнююкампанию отделение центрального поста вступило ок­ репшим. От стрельбы к стрельбе улучшались результаты. Сначала отделение заняло первое место в своей группе управлепия, а к концу учений стало лучшим от­ делениемприбористов в соедине­ нии. Капитан - лейтенант В. ТАРАНОВ. m механик передавал с по­ ста энергетики: — Сейчас выключаем второй котел. Ваш остается в действии. — Есть! — коротко ответил старшина вахты старшина 2 статьи Петров. За 9 лет службы на флоте он так изучил свою специальность и обязанности, что понижает все приказания с полуслова. И сей­ час Петров прекрасно знал, ка­ кие и где следует произвести пе­ реключения, на что особенно об­ ратить вникание, за чек усилить наблюдение. Он уверенно отдал необходимые распоряжения своим подчиненных и продолжал нести вахту. В это время снова зазвонил те. лефон с поста энергетики. Вах­ тенный механик строго спраши­ вал: — Почему упало давление в магистрали насыщенного пара? Это было делом серьезным, ибо сальники главных турбин остава­ лись без уплотнения и вакуум резко начал падать. Петров бро- пооизведя достаточного обогрева. Петров приказал немедленно сба. вить обороты и спросил: — Разве вы не знаете, к чему это может привести?- — Нет, — ответил Магорин. Как же могло произойти, что старательный И исполнительный матросоказался таким незнай­ кой? Магорин в числедругих моло­ дых матросов прибыл на корабль в самый разгар летней боевой подготовки. Эсминец часто совер. шал учебные походы. Котлы и механизмы работалипо много ча. совподряд. Молодой кочегар имел недо­ статочный запас теоретических знаний* полученных в Учебном отряде, а на корабле старшина лишь бегло ознакомил его с рас­ положением механизмов, систем, клапанов и сразу же поставил дублеромвахтепного к питатель­ ному насосу. Магорин под прис- мотрои старшего товарища добро­ совестно нес вахту. В БЧ-V' спешили сдать как можно больше задач, а система­ тических занятий по детальному изучению механизмов не устраи- ш сился проверять, что произошло, валось. Пересекательный клапан на ма­ гистрали насыщенного пара был лишь слегка открыт. Клапан открывал молодой мат­ рос Магорин. Петров обратился к нему: — Почему открыли не пол­ ностью? — Я думал будет достаточно, весь поход давление было нор­ мальным, — ответил тот. — А вы знаете, почему сей­ час упало давление? — Нет, — призналсяМагорин. Выяснилось, что молодой ко­ чегар плохо разбирается в схеме магистрали насыщенного пара и в причинах, влияющих на дав­ ление. Магорин на корабле недавно. За копоткое время он неплохо выучил инструкцию. Выучил, но не усвоил. В точности запом­ нив все пункты инструкции, он зазубрил, в какой порядкеи ка­ кие клапаны нужно открывать, но почему это надо делать— ему неизвестно. Незнаком Магорин Иногда старшина Петров брал альбомы, чертежи, описания и усаживал за них молодых матро­ сов. Но такие занятия пользы- принесли мало, ибо проводились без всякой системы. Магорин и его товарищи не разспрашивали старшину: — Когдаже будут настоящие занятия по специальности? Ответ был обычно такой: — Вот придем с боевой под­ готовки и займемся теорией. Но уже давно пришли в базу, а на занятпя по специальности до сих пор мало обращается вни­ мания. Петров удивляется, что его подчиненные не могут отве­ тить на самые элементарные вопросы, но мер никаких для ор­ ганизации в отделении учебы пе принимает. — Бойцы у меня неплохие практики, — говорит он. Но жизнь показывает, что «неплохие практики», не имея серьезных знаний, все чаще и чаще допускают ошибки. и с устройством насосов. Однажды, запускалнасос, Ма- Так, в недавнем ночном походе гориндал полные обороты, не котельные машинисты допускали искрение из трубы. На вопрос, почему это происходит я как из* бежать искрения, Материи, да Л другие матросы не смоглиотве­ тить. Надо отметить, что ■ в практи­ ческих навыках молодыхкотель­ ных машинистов есть серьёзные пробелы. — Смогут ли молодыематросы самостоятельно заглушить лоп­ нувшую трубку в котле? — спросилистаршину Петрова. ' — Нет, этого им доверить нельзя! — Почему же? — Они ни разу не глушили трубок. Не было для этого слу­ чая. Действительно, в первом котле трубки глушить не приходилось, по ведь готовить к этому людей надо. Что закотельныймашинист, который не умеет глушить тру­ бок?! Самому Петрову приходи­ лось много раз делать это. Поче­ му же он не передает свой опыт подчиненным? Кстати сказать в сбЕсДИе котельном отделении молодые к чегары старшины 2 статьи Зуева глушили паровую трубку, лопнувшую накануне. Матросы Баскаков и Дьяконов сумели оты. скать ее среди большого. количе­ ства исправных трубок и быстро заглушить. Неплохо было бы матросаМ старшины Петрова хотя бы про­ сто понаблюдать за работой Ба­ скакова и Дьяконова. В прошлом году офицеры БЧ-V на специальных занятиях с личным составом производили тщательный разбор и изучение аварийных случаеве котлами и другими иеханпзмами корабле# данного типа. Эти занятия был! полезны тем, что на них котель­ ные машинисты узнавали наи^Нк лее распространенные «капризы» и «неполадки» и учились их устранять. Сейчас таких занятий не проводится. Каждый специалист на корабль должен не только не забывать теоретических познаний, получен- пых в Учебном отряде, а по­ вседневно пополнять их. На эсминце «Громкий» эту истину забывают. Б. НАУМОВ. Бывалый механик Пионером торпедоносной авиа­ ции па Севере явился прослав- л еввый летчик старший лейте­ нант Иван Гарбуз. Он одним из первых потопил в Баренцевом море торпедой вражеский (ко­ рабль. К этому (полету машину Гарбуза готовил механик звена Георгий Голубев. Когда Гарбуз вернулся на аэродром, он пост­ роил свое звено и об’явил меха­ нику благодарность за отличную подготовку самолета. Это было в 1942 году. С тех пор на протяжении всей войны североморские торпедоносцы беспрерывно наносили удары по морским коммуникациям (против­ ника. 500 боевых вылетов обес­ печил механик Голубев. На под- кораблей.Голубевзаменилв бое­ вых условиях более 30 моторов, произвел самостоятельно 60 серь­ езных ремонтных работ, кото­ рые требовали вмешательства ма­ стерской. Самоотверженный труд механика был высоко отмечен. На его груди три боевых награ­ ды. Кончилась война. Гвардии старшина Голубев остался на сверхсрочную службу. Он пере­ дает свой богатый боевой опыт молодым специалистам. Бывалый, опытный воин ввел в стропмно­ го механиков. Сейчас Голубев с успехом обеспечивает боевую подготовку летчиков. За долгие годы служ­ бы у него выработался свой стиль готовленных нм самолетах летчи- |в работе. Ои своевременно иро- ки ног o-iили много немецких поводит профилактический ре­ монт и регламентные работы. Когда самолет возвращается с задания, Голубев тщательно ос­ матривает его, записывает в сг!ОЮ рабочую тетрадь все заме­ ченные дефекты и начинает не­ медленно устранять их. Он пп- когда не откладываетработу на­ завтра, если ее можно выполнить сегодня. Голубев шродоллсает настойчи­ во учиться. Па теоретических занятиях это один из самых вни­ мательных слушателей. На не­ давней инспекторской проверке он получил отличную оценку как за свои знания, так и за состояние вверенной ему матери­ альной части. Младший лейтенант А. РЫБАКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz