Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
I На гпдодей'ской храсядаиамен ной подводной «лодке. Штурмлтг гвардии лейтенант Д. Янкин и старшина трюмных гвардии стар шина 1 статьи М . Оборин на вахте. Фото Н. Надеждина. Готовить из молодых матросов полноценных специалистов О недостатках в обучении матросов на эсминце „Громкий1 Эсминец вернулся е похода. В первом котельном отделении раздался телефон тев звонок. Вах- ОПИРАЯСЬ НА СТАРШИН Центральный пост артиллерий ской стрельбыснабжен многими сложнейшими приборами. Сюда поступают первоначальные дан ные о положении цели: днстан- ппя, курсовой угол, скорость. Приборй «перерабатывают» эти велнчипы и даютна орудия уже исходные данные для открытия огня. От того, насколько они точны, будет зависеть результат всей стрельбы. Малейшая ошиб ка, зародившаяся в центральном посту, усугубится, введетв заб луждение управляющего огнем и сведет на-нет всюподготовку. Вот почему в группе управления БЧ-П ведущее место принад лежит отделению центрального поста. Если оно хорошо натрени ровано, успех обеспечен. Если оно работает недружно, хромать будет вся группа управления. Имеппо так произошло на кораб ле «Н». Отделение центрального поста здесь долгое время было самым отстающим. Все дело заключалось в том, что молодые матросы, состав лявшие отделение, плохо владели техникой. Кондратьев, Бояркпп, Малкин и другие недавно пришли из Учебного отряда, стремились быстреестать полноценными спе циалистами, но не получали не обходимой помощи. И . поэтому учеба подвигалась медленно. Старший лейтенант Воронип, командир группы управления, вместо того, чтобы опираться в своейработе на старшин, старал ся все делать сам. Естественно, у пего пе было ни времени, нп воз можностей для кропотливых за нятий с каждым матросом в от. дельности. А это-то как раз и требовзлось в первую очередь. Были ли в группе управлепия такие старшины, которые могли справиться с этой задачей?Бы ли, конечно. Взять, к примеру, старшину группы Мозгового. Это бывалый артиллерист, сверх- гпочппк. Служит он на флоте де вятый год. Участник многих бое вых операций — и конвоев, п обстрелов вражеского побережья, и отражений атак авиации. Опыт у него огромный. Технику зпает отлично — многие приборы, тре. бующие заводского ремонта, Моз говой ремонтирует сам. Неплохим специалистом является и коман дир отделения Залл. Но й Мозговой и Залл были, по существу, отстранены от обу чения молодых матросов. Вновь назначенный командир группы управления лейтенант Алтухов правильно оценил зна ния и опыт своих старшин. Он предоставил им полную возмож ность для самостоятельной рабо ты с подчиненными. И резуль таты не замедлили сказаться. Корабль собиралсяна учения. Времени было мало, а дела мно го. Главный старшина Мозговой не жалел сил. Прежде всего он проверилпрактические навыки матросов. Эта проверка дала мало утешительного. Некоторые матросы работали у приборов механически, не осознавая своих действий. Так, приборист Мин кин не понимал, что если он не парал ельно поставит две линии, то ошибка в дистанции может достигнуть двух кабельтовых. Мозговой и Залл под наблю дением командира группы при нялись за усиленную тренировку отделения центрального поста. Кроме решения специально сос тавленных задач, не пропускали ни одного случая для тренировок по движущимся предметам, про ходившим мимо катерам и т. д. Тренировались как в дневное, так и в ночноевремя. Шаг за шагом поднимались молодые матросы к настоящему мастерст ву. В летнююкампанию отделение центрального поста вступило ок репшим. От стрельбы к стрельбе улучшались результаты. Сначала отделение заняло первое место в своей группе управлепия, а к концу учений стало лучшим от делениемприбористов в соедине нии. Капитан - лейтенант В. ТАРАНОВ. m механик передавал с по ста энергетики: — Сейчас выключаем второй котел. Ваш остается в действии. — Есть! — коротко ответил старшина вахты старшина 2 статьи Петров. За 9 лет службы на флоте он так изучил свою специальность и обязанности, что понижает все приказания с полуслова. И сей час Петров прекрасно знал, ка кие и где следует произвести пе реключения, на что особенно об ратить вникание, за чек усилить наблюдение. Он уверенно отдал необходимые распоряжения своим подчиненных и продолжал нести вахту. В это время снова зазвонил те. лефон с поста энергетики. Вах тенный механик строго спраши вал: — Почему упало давление в магистрали насыщенного пара? Это было делом серьезным, ибо сальники главных турбин остава лись без уплотнения и вакуум резко начал падать. Петров бро- пооизведя достаточного обогрева. Петров приказал немедленно сба. вить обороты и спросил: — Разве вы не знаете, к чему это может привести?- — Нет, — ответил Магорин. Как же могло произойти, что старательный И исполнительный матросоказался таким незнай кой? Магорин в числедругих моло дых матросов прибыл на корабль в самый разгар летней боевой подготовки. Эсминец часто совер. шал учебные походы. Котлы и механизмы работалипо много ча. совподряд. Молодой кочегар имел недо статочный запас теоретических знаний* полученных в Учебном отряде, а на корабле старшина лишь бегло ознакомил его с рас положением механизмов, систем, клапанов и сразу же поставил дублеромвахтепного к питатель ному насосу. Магорин под прис- мотрои старшего товарища добро совестно нес вахту. В БЧ-V' спешили сдать как можно больше задач, а система тических занятий по детальному изучению механизмов не устраи- ш сился проверять, что произошло, валось. Пересекательный клапан на ма гистрали насыщенного пара был лишь слегка открыт. Клапан открывал молодой мат рос Магорин. Петров обратился к нему: — Почему открыли не пол ностью? — Я думал будет достаточно, весь поход давление было нор мальным, — ответил тот. — А вы знаете, почему сей час упало давление? — Нет, — призналсяМагорин. Выяснилось, что молодой ко чегар плохо разбирается в схеме магистрали насыщенного пара и в причинах, влияющих на дав ление. Магорин на корабле недавно. За копоткое время он неплохо выучил инструкцию. Выучил, но не усвоил. В точности запом нив все пункты инструкции, он зазубрил, в какой порядкеи ка кие клапаны нужно открывать, но почему это надо делать— ему неизвестно. Незнаком Магорин Иногда старшина Петров брал альбомы, чертежи, описания и усаживал за них молодых матро сов. Но такие занятия пользы- принесли мало, ибо проводились без всякой системы. Магорин и его товарищи не разспрашивали старшину: — Когдаже будут настоящие занятия по специальности? Ответ был обычно такой: — Вот придем с боевой под готовки и займемся теорией. Но уже давно пришли в базу, а на занятпя по специальности до сих пор мало обращается вни мания. Петров удивляется, что его подчиненные не могут отве тить на самые элементарные вопросы, но мер никаких для ор ганизации в отделении учебы пе принимает. — Бойцы у меня неплохие практики, — говорит он. Но жизнь показывает, что «неплохие практики», не имея серьезных знаний, все чаще и чаще допускают ошибки. и с устройством насосов. Однажды, запускалнасос, Ма- Так, в недавнем ночном походе гориндал полные обороты, не котельные машинисты допускали искрение из трубы. На вопрос, почему это происходит я как из* бежать искрения, Материи, да Л другие матросы не смоглиотве тить. Надо отметить, что ■ в практи ческих навыках молодыхкотель ных машинистов есть серьёзные пробелы. — Смогут ли молодыематросы самостоятельно заглушить лоп нувшую трубку в котле? — спросилистаршину Петрова. ' — Нет, этого им доверить нельзя! — Почему же? — Они ни разу не глушили трубок. Не было для этого слу чая. Действительно, в первом котле трубки глушить не приходилось, по ведь готовить к этому людей надо. Что закотельныймашинист, который не умеет глушить тру бок?! Самому Петрову приходи лось много раз делать это. Поче му же он не передает свой опыт подчиненным? Кстати сказать в сбЕсДИе котельном отделении молодые к чегары старшины 2 статьи Зуева глушили паровую трубку, лопнувшую накануне. Матросы Баскаков и Дьяконов сумели оты. скать ее среди большого. количе ства исправных трубок и быстро заглушить. Неплохо было бы матросаМ старшины Петрова хотя бы про сто понаблюдать за работой Ба скакова и Дьяконова. В прошлом году офицеры БЧ-V на специальных занятиях с личным составом производили тщательный разбор и изучение аварийных случаеве котлами и другими иеханпзмами корабле# данного типа. Эти занятия был! полезны тем, что на них котель ные машинисты узнавали наи^Нк лее распространенные «капризы» и «неполадки» и учились их устранять. Сейчас таких занятий не проводится. Каждый специалист на корабль должен не только не забывать теоретических познаний, получен- пых в Учебном отряде, а по вседневно пополнять их. На эсминце «Громкий» эту истину забывают. Б. НАУМОВ. Бывалый механик Пионером торпедоносной авиа ции па Севере явился прослав- л еввый летчик старший лейте нант Иван Гарбуз. Он одним из первых потопил в Баренцевом море торпедой вражеский (ко рабль. К этому (полету машину Гарбуза готовил механик звена Георгий Голубев. Когда Гарбуз вернулся на аэродром, он пост роил свое звено и об’явил меха нику благодарность за отличную подготовку самолета. Это было в 1942 году. С тех пор на протяжении всей войны североморские торпедоносцы беспрерывно наносили удары по морским коммуникациям (против ника. 500 боевых вылетов обес печил механик Голубев. На под- кораблей.Голубевзаменилв бое вых условиях более 30 моторов, произвел самостоятельно 60 серь езных ремонтных работ, кото рые требовали вмешательства ма стерской. Самоотверженный труд механика был высоко отмечен. На его груди три боевых награ ды. Кончилась война. Гвардии старшина Голубев остался на сверхсрочную службу. Он пере дает свой богатый боевой опыт молодым специалистам. Бывалый, опытный воин ввел в стропмно го механиков. Сейчас Голубев с успехом обеспечивает боевую подготовку летчиков. За долгие годы служ бы у него выработался свой стиль готовленных нм самолетах летчи- |в работе. Ои своевременно иро- ки ног o-iили много немецких поводит профилактический ре монт и регламентные работы. Когда самолет возвращается с задания, Голубев тщательно ос матривает его, записывает в сг!ОЮ рабочую тетрадь все заме ченные дефекты и начинает не медленно устранять их. Он пп- когда не откладываетработу на завтра, если ее можно выполнить сегодня. Голубев шродоллсает настойчи во учиться. Па теоретических занятиях это один из самых вни мательных слушателей. На не давней инспекторской проверке он получил отличную оценку как за свои знания, так и за состояние вверенной ему матери альной части. Младший лейтенант А. РЫБАКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz