Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

к р а с н о ф л о т е ц ii октября 1 9 4 5 г., N°. 238 (262^ ВСЯКАЯ ВАХТА ПОЧЕТНА К а к зимой службу править С ‘Е М К А С Я К О Р Я С’екка с якоря — один из сложных маневров корабля, тре­ бующий от экипажа высокой ;морской выучки. Особенно этот маневр усложняется в зимпее время, когда приходится дей­ ствовать в темноте, на сильном и порывистом ветру, при боль­ шой качке, на холоде. Каждому моряку известно ука­ зание Корабельного устава отом, что все действия, связанные со с’емкой с якоря, должны произ­ водиться в полной тишине, что незаметный для посторонних п быстрый выход с рейда является одним из лучшпх доказательств военной выучки экипажа. Как выполнить это требова­ ние? За полчаса до с’емки с якоря должны быть прогреты и опро­ бованы главные и вспомогатель­ ные механизмы, рулевыен шп- левые машины, проверены ма- шиппый телеграф, свисток, си­ рена и внутренняя связь. Исти­ на, казалосьбы, общеизвестная, но нередко ее нарушают. Однажды перед выходом с рей­ да командиру доложили о го­ товности. Во время же с’емки с якоря шпиль внезапно перестал вращаться. Оказалось, что матрос, заведующий шпилем, не проверил его, надеясь, что он в исправности. Поломка была не­ значительной, ее быстро устра­ нили. Но все же 20 минут были потеряны, корабль снялся позже других и вынужден был в тем­ ноте их разыскивать. У некоторых моряков суще­ ствует мнение, что задержать с’емку с якоря может только выход из строя главпой машины или шпиля. Если же неисправны другие механизмы, можно птти в мере. G такой точкой зрепия пам довелось столкнуться на одном пя тральщиков. Здесь счи­ тали, что при пеисправпости, скажем,рулевой машинки можно перейти на ручноеуправление, а в крайнемслучае управляться главными машинами (конечно, приналичиирух иболеевинтов). Нечего и доказывать ошибоч­ ность такого мнения. Зимой, при сильном ветре, когда корабль все время сносит, когда види­ мость ограниченная, да еще в узком проходе, такое «маневриро­ вание» может привести к пла­ чевным результатам. Корабль должен сниматься с якоря полностью подготовлен­ ным. С’емку с якоря в свежую по­ году нужно производить по авра­ лу. Как-то мы должны были выходить в море ночью. Стоял октябрь, дул сильный ветер. Просвистали дудку: «По местам стоять, с якоря сниматься!». Только якорь показался из воды, дали малый ход вперед. Ветер начал дуть в правый крамбул. Корабль понесло к берегу,вблизи которогостояли два тральщика. Вот-вот мы моглинавалиться па один из них. Отвернуть былоне­ возможно — задели бы второй тральщик. На верхней палубе не- хваталонароду, чтобы принять срочные меры. Спасларешитель­ ность командира: он дал полный ход. Успели лишь передать па мешавший пам корабль, чтобы потравили якорьцепь. Мы прос­ кочили в нескольких метрах от носа корабля, винты остались целы. Если б с’емка производи­ лась по авралу и наверху нахо­ дилось нужное число людей, бы­ ло бы возможным своевременно прппять необходимые меры пре­ досторожности. Когдавыбирается якорьцепь, хорошо, а иногда и простонеоб­ ходимо, подрабатывать машинами, потому что цепь сильнонатяги­ вается. От большого натяжения шпиль работает с перегрузкой и даже может совсемостановиться. В этих случаях надо очень ос­ торожно обращаться с электро- шпилями. При перегрузке у элек­ трошпиля срабатывает реле, и цепь размыкается. Электрик вы­ нужден бежать в другой конец корабля, чтобы снова включить шпиль. Боцман во время выборки яко- ря обязан неотступно следить и знать, скольков данный момент якорьцепи на клюзе.А для это­ го должны быть наложены и ок­ рашены все марки. Особую трудность представляет т. н. нанер. Это положение яко­ ря определяется вертикальным направлением цепи. В следующе мгновение якорь должен уже отор­ ватьсяот грунта. Вся серьезность этого момепта заключается в том, что, как только якорь отор­ вется от грунта, корабль уже ничем не будет удерживаться и начнет дрейфовать. Был у нас случай, когда мы снимались с якоря без главного боцмана, а его помощник был не­ твердо знаком с состояниемякорь, цепи. Из-за сильного ветра и шума волн, хлеставших в борт, он упустил момент панера и от­ рыва якоря от грунта. Шпиль продолжал работать попрежнему (облегчения яе чувствовалось), цепь была туго натянута. А ког­ да якорь вышел из воды и стал подбираться к клюзу, мы освети­ ли его и увидели, что лапы опу в Щ ' Вел* сте-яибудь будет ги б - рить ван, что естьвахты почет­ ные и нипггетные, • ответствен­ ны^ и неответственные, знайте, что перед вами — плохой, не­ дисциплинированный матрос. Всякая вахта — и ответственна, и почетна, ко всякому делу надо относиться е любовью, вниманием и серьезностью. Особенно хорошо згааем это мы, связисты. Связь — глаза и уши флота. От се работы нередко зависит судьба как малых, так и больших операций, ^го паоядио под­ тверждает опыт боевых действий. И матросывашего (подразделения в своем большинстве понимают это отлично. Свидетельство тому — отличное несение ими любой вахты, на какую бы их ни по­ ставили. Матросы тг. Бадьин и Яши- пев, например, всегда безукориз- пенно несут вахту, точно выпол­ няют все инструкции. Понимая вахту, они тщательно проверяют аппаратуру, немедленно устра­ няя малейшие дефекты. В сво- бодпое время они занимаются, совершенствуют свои здания, изучают документацию, трени­ руются в передаче, подготавли­ вая себя таким образом к вах­ те. Молодой матрос т. Олифиренко недавно стал изучать телеграф­ ное дело, по уже достиг замет­ ных успехов. Он всегда внимате­ лен на занятиях и (проявляет похвальное усердие в освоении специальности. В свободное вре­ мя т. Олифиренко старательно и 'усидчиво ласкается Состоя­ тельно. Матрос т. Бадьин мпого помогает молодому товарищу по службе, дает советы, принимает участие в тренировках, переда­ вая свои знания и навыки. Ни *т одного из этих тоаарн- птрй , конечно, пе услышишь раз­ говоров о том, что, дескать, есть работа поважнее и работа не особо важиая, что так же делить следует и вахты. А вот матрос т. Наволоцкпй непрочь «пофи­ лософствовать» на эту тему. Особенно рьяно «философствует» оп тогда, когда наделает ошибок в работе или на вахте, когдана­ рушит дисциплину или совершит проступок. К своим «бяз.гпностяи т. Наволоцкий относится халат*; но, вахту несеткое-как, инструк^, цип нарушает. Недавно дело до­ шло до того, что т. Наволоцкпй неправильно передал телеграмму, за что его, конечно, наказали. . Все мы служим одному делу— делу защиты Родипы пт враг1"' Паша служба — почетная служ-’ Ем. Становясь па вахту, занима­ ясь в классе, выполняя какую- либо работу—мы выполняем свей воинский долг. И поэтому мы говорим: всякая вахта, всякое' дело дляматроса и старшины — почетны. Тот же, кто, вроде jflb Наволотткюго, пытается утветив^г дать иное, не только заблуж­ дается, но и наносит нашему де­ лу вред, потому что подрывает дисциплину. Главстаршина И. СОКОЛЬНИКОВ. Мастера своего дела Весь экипаж нашего корабля уважает отличников боевой под­ готовки молодых дизелистовКочи- на и Анисимова. Они участвова­ ли в океапском переходеи, не­ смотря на большие трудности, им удалось добнться\ безаварийной работы моторов. На нашем корабле большое электрохозяйство. Много заботы таны толстой цечгью, видимо, по- 1У электриков. Почти все вапомо- терянной каким-то кораблем. Тогда только обратили внимание на приметные береговые ориенти. ры и увидели, что нас порядоч­ но снеслов сторону. Следует также обращать впи - 1 мание «чист» якорь или «не чист». Если он «не чист», ход в большинстве случаев давать нельзя. Надо якорь очистить. Это занимает немало времени. В бое­ вой обстановке, когда необходимо немедленно сниматься, цепь рас­ клепываетсяна ближайшейсмыч­ ке, соединительная скоба отде­ ляется и якорь с буйком остав­ ляют на месте. гательные механизмы [работают от электричества. Отлично справ­ ляется со своими обязанностями электрикКудряшев. Действуя в тесном содружестве с дизелиста­ ми, оп не допускает никаких задержек в подаче питания на механизмы. В дальнем переходе оп показал себя как хороший керятс, стойко пегепосящкй все трудности. Наш экипаж гордится матро­ сами Анисимовьгм, Кочипь^Ъ Кудряшевым. Капитан-лейтенант В. ГУРЬЯНОВ. Воспитатель будущих моряков В. П. Удяков вырос на Севере. С малых лет он плавал на раз­ личных судах и сроднился с морем. Но когда началась Великая Отечественная война, Удякова направили в сухопутные части. Морж стал танкистом. Вместе со своей частью отходы он от Льво­ ва до Сталинграда, участвуя в непрерькных ожесточенных боях с немецкими захватчиками. В составе героической 62-й армии В. П. Удяяов оборонял Сталин­ град. Когда советскиеармии пе- Как только якорь будет выб­ ран, его в наших условиях нель- решли в сокрушительное наступ- зя крепить по-походному. Кора©-1* ; __ _____ _ „ ___ _ лю предстоит пройти узкости, и может возникнуть необходимость срочно отдать якорь. Поэтому оба якоря должны быть подготов­ лены к отдаче. Когда узкости будут пройдены, яквря можно изготовить по-пехедному: якорь­ цепь обтянуть и наложить сто­ пора. * Подготовка к с’емке е якоря в вимпеевремя — важнейший эле­ мент всей подготовки корабля в погоду. Она должна иреведвться заблаговременно м планомерно. Капитан _ лейтенант В. ТАРАНОВ. ' ленне, имел вперед на врага свой танк и бывший моряк. В составе частей 3-го Украинского фронта дошел он до Днепра, уча­ ствовал в его форсировании, был среди освободителей Нико­ поля и Одессы. В боях т. Удяков получил тяжелое ранение, но, поправив­ шись, возвратился в сирой н продолжал сражаться за честь, свободу и независимость пашей Родины. В составе 1-го Белорус­ ского фронта В. П. Удяков до­ шел до Берлина и участвовал в пгтурме фашистской столиць^ За мужество и мастерство, проявленные в боях. т. Удя­ ков награжден орденом Отечест­ венной войны 2-й степепи, двумя орденами Красной Звезды и пя­ тью медаляага. По окончании войны т. Удяков демобилизовался и возвратился домой — на Север. Ему хоте­ лось снова пойти на корабль, вновь принять участие в похо­ дах по северным морям, но по­ следствия ранения лишили его этой возможности. Старый моряк решил тогда отдать свои знания делу воспитапия будущих мат­ росов. Молодежи решил передать он свою любовь к морюи флоту. И он пришел в школу юпг Се­ верного флота, где стал масте- ром-инструктором производствен­ ного обучения. Сейчас В. П. Удяков с большой охотой передает будущим моря­ кам свои знания о кораблях и судовых механизмах. А в пере­ рывах между занятиями или вече­ рами подолгу рассказывает окру­ жающим его юнгам о том, как сражались за счастье советской отчизны ее верные, героические сыновья. Старший лейтенант Р ЛЕВИТ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz