Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
к р а с н о ф л о т е ц ii октября 1 9 4 5 г., N°. 238 (262^ ВСЯКАЯ ВАХТА ПОЧЕТНА К а к зимой службу править С ‘Е М К А С Я К О Р Я С’екка с якоря — один из сложных маневров корабля, тре бующий от экипажа высокой ;морской выучки. Особенно этот маневр усложняется в зимпее время, когда приходится дей ствовать в темноте, на сильном и порывистом ветру, при боль шой качке, на холоде. Каждому моряку известно ука зание Корабельного устава отом, что все действия, связанные со с’емкой с якоря, должны произ водиться в полной тишине, что незаметный для посторонних п быстрый выход с рейда является одним из лучшпх доказательств военной выучки экипажа. Как выполнить это требова ние? За полчаса до с’емки с якоря должны быть прогреты и опро бованы главные и вспомогатель ные механизмы, рулевыен шп- левые машины, проверены ма- шиппый телеграф, свисток, си рена и внутренняя связь. Исти на, казалосьбы, общеизвестная, но нередко ее нарушают. Однажды перед выходом с рей да командиру доложили о го товности. Во время же с’емки с якоря шпиль внезапно перестал вращаться. Оказалось, что матрос, заведующий шпилем, не проверил его, надеясь, что он в исправности. Поломка была не значительной, ее быстро устра нили. Но все же 20 минут были потеряны, корабль снялся позже других и вынужден был в тем ноте их разыскивать. У некоторых моряков суще ствует мнение, что задержать с’емку с якоря может только выход из строя главпой машины или шпиля. Если же неисправны другие механизмы, можно птти в мере. G такой точкой зрепия пам довелось столкнуться на одном пя тральщиков. Здесь счи тали, что при пеисправпости, скажем,рулевой машинки можно перейти на ручноеуправление, а в крайнемслучае управляться главными машинами (конечно, приналичиирух иболеевинтов). Нечего и доказывать ошибоч ность такого мнения. Зимой, при сильном ветре, когда корабль все время сносит, когда види мость ограниченная, да еще в узком проходе, такое «маневриро вание» может привести к пла чевным результатам. Корабль должен сниматься с якоря полностью подготовлен ным. С’емку с якоря в свежую по году нужно производить по авра лу. Как-то мы должны были выходить в море ночью. Стоял октябрь, дул сильный ветер. Просвистали дудку: «По местам стоять, с якоря сниматься!». Только якорь показался из воды, дали малый ход вперед. Ветер начал дуть в правый крамбул. Корабль понесло к берегу,вблизи которогостояли два тральщика. Вот-вот мы моглинавалиться па один из них. Отвернуть былоне возможно — задели бы второй тральщик. На верхней палубе не- хваталонароду, чтобы принять срочные меры. Спасларешитель ность командира: он дал полный ход. Успели лишь передать па мешавший пам корабль, чтобы потравили якорьцепь. Мы прос кочили в нескольких метрах от носа корабля, винты остались целы. Если б с’емка производи лась по авралу и наверху нахо дилось нужное число людей, бы ло бы возможным своевременно прппять необходимые меры пре досторожности. Когдавыбирается якорьцепь, хорошо, а иногда и простонеоб ходимо, подрабатывать машинами, потому что цепь сильнонатяги вается. От большого натяжения шпиль работает с перегрузкой и даже может совсемостановиться. В этих случаях надо очень ос торожно обращаться с электро- шпилями. При перегрузке у элек трошпиля срабатывает реле, и цепь размыкается. Электрик вы нужден бежать в другой конец корабля, чтобы снова включить шпиль. Боцман во время выборки яко- ря обязан неотступно следить и знать, скольков данный момент якорьцепи на клюзе.А для это го должны быть наложены и ок рашены все марки. Особую трудность представляет т. н. нанер. Это положение яко ря определяется вертикальным направлением цепи. В следующе мгновение якорь должен уже отор ватьсяот грунта. Вся серьезность этого момепта заключается в том, что, как только якорь отор вется от грунта, корабль уже ничем не будет удерживаться и начнет дрейфовать. Был у нас случай, когда мы снимались с якоря без главного боцмана, а его помощник был не твердо знаком с состояниемякорь, цепи. Из-за сильного ветра и шума волн, хлеставших в борт, он упустил момент панера и от рыва якоря от грунта. Шпиль продолжал работать попрежнему (облегчения яе чувствовалось), цепь была туго натянута. А ког да якорь вышел из воды и стал подбираться к клюзу, мы освети ли его и увидели, что лапы опу в Щ ' Вел* сте-яибудь будет ги б - рить ван, что естьвахты почет ные и нипггетные, • ответствен ны^ и неответственные, знайте, что перед вами — плохой, не дисциплинированный матрос. Всякая вахта — и ответственна, и почетна, ко всякому делу надо относиться е любовью, вниманием и серьезностью. Особенно хорошо згааем это мы, связисты. Связь — глаза и уши флота. От се работы нередко зависит судьба как малых, так и больших операций, ^го паоядио под тверждает опыт боевых действий. И матросывашего (подразделения в своем большинстве понимают это отлично. Свидетельство тому — отличное несение ими любой вахты, на какую бы их ни по ставили. Матросы тг. Бадьин и Яши- пев, например, всегда безукориз- пенно несут вахту, точно выпол няют все инструкции. Понимая вахту, они тщательно проверяют аппаратуру, немедленно устра няя малейшие дефекты. В сво- бодпое время они занимаются, совершенствуют свои здания, изучают документацию, трени руются в передаче, подготавли вая себя таким образом к вах те. Молодой матрос т. Олифиренко недавно стал изучать телеграф ное дело, по уже достиг замет ных успехов. Он всегда внимате лен на занятиях и (проявляет похвальное усердие в освоении специальности. В свободное вре мя т. Олифиренко старательно и 'усидчиво ласкается Состоя тельно. Матрос т. Бадьин мпого помогает молодому товарищу по службе, дает советы, принимает участие в тренировках, переда вая свои знания и навыки. Ни *т одного из этих тоаарн- птрй , конечно, пе услышишь раз говоров о том, что, дескать, есть работа поважнее и работа не особо важиая, что так же делить следует и вахты. А вот матрос т. Наволоцкпй непрочь «пофи лософствовать» на эту тему. Особенно рьяно «философствует» оп тогда, когда наделает ошибок в работе или на вахте, когдана рушит дисциплину или совершит проступок. К своим «бяз.гпностяи т. Наволоцкий относится халат*; но, вахту несеткое-как, инструк^, цип нарушает. Недавно дело до шло до того, что т. Наволоцкпй неправильно передал телеграмму, за что его, конечно, наказали. . Все мы служим одному делу— делу защиты Родипы пт враг1"' Паша служба — почетная служ-’ Ем. Становясь па вахту, занима ясь в классе, выполняя какую- либо работу—мы выполняем свей воинский долг. И поэтому мы говорим: всякая вахта, всякое' дело дляматроса и старшины — почетны. Тот же, кто, вроде jflb Наволотткюго, пытается утветив^г дать иное, не только заблуж дается, но и наносит нашему де лу вред, потому что подрывает дисциплину. Главстаршина И. СОКОЛЬНИКОВ. Мастера своего дела Весь экипаж нашего корабля уважает отличников боевой под готовки молодых дизелистовКочи- на и Анисимова. Они участвова ли в океапском переходеи, не смотря на большие трудности, им удалось добнться\ безаварийной работы моторов. На нашем корабле большое электрохозяйство. Много заботы таны толстой цечгью, видимо, по- 1У электриков. Почти все вапомо- терянной каким-то кораблем. Тогда только обратили внимание на приметные береговые ориенти. ры и увидели, что нас порядоч но снеслов сторону. Следует также обращать впи - 1 мание «чист» якорь или «не чист». Если он «не чист», ход в большинстве случаев давать нельзя. Надо якорь очистить. Это занимает немало времени. В бое вой обстановке, когда необходимо немедленно сниматься, цепь рас клепываетсяна ближайшейсмыч ке, соединительная скоба отде ляется и якорь с буйком остав ляют на месте. гательные механизмы [работают от электричества. Отлично справ ляется со своими обязанностями электрикКудряшев. Действуя в тесном содружестве с дизелиста ми, оп не допускает никаких задержек в подаче питания на механизмы. В дальнем переходе оп показал себя как хороший керятс, стойко пегепосящкй все трудности. Наш экипаж гордится матро сами Анисимовьгм, Кочипь^Ъ Кудряшевым. Капитан-лейтенант В. ГУРЬЯНОВ. Воспитатель будущих моряков В. П. Удяков вырос на Севере. С малых лет он плавал на раз личных судах и сроднился с морем. Но когда началась Великая Отечественная война, Удякова направили в сухопутные части. Морж стал танкистом. Вместе со своей частью отходы он от Льво ва до Сталинграда, участвуя в непрерькных ожесточенных боях с немецкими захватчиками. В составе героической 62-й армии В. П. Удяяов оборонял Сталин град. Когда советскиеармии пе- Как только якорь будет выб ран, его в наших условиях нель- решли в сокрушительное наступ- зя крепить по-походному. Кора©-1* ; __ _____ _ „ ___ _ лю предстоит пройти узкости, и может возникнуть необходимость срочно отдать якорь. Поэтому оба якоря должны быть подготов лены к отдаче. Когда узкости будут пройдены, яквря можно изготовить по-пехедному: якорь цепь обтянуть и наложить сто пора. * Подготовка к с’емке е якоря в вимпеевремя — важнейший эле мент всей подготовки корабля в погоду. Она должна иреведвться заблаговременно м планомерно. Капитан _ лейтенант В. ТАРАНОВ. ' ленне, имел вперед на врага свой танк и бывший моряк. В составе частей 3-го Украинского фронта дошел он до Днепра, уча ствовал в его форсировании, был среди освободителей Нико поля и Одессы. В боях т. Удяков получил тяжелое ранение, но, поправив шись, возвратился в сирой н продолжал сражаться за честь, свободу и независимость пашей Родины. В составе 1-го Белорус ского фронта В. П. Удяков до шел до Берлина и участвовал в пгтурме фашистской столиць^ За мужество и мастерство, проявленные в боях. т. Удя ков награжден орденом Отечест венной войны 2-й степепи, двумя орденами Красной Звезды и пя тью медаляага. По окончании войны т. Удяков демобилизовался и возвратился домой — на Север. Ему хоте лось снова пойти на корабль, вновь принять участие в похо дах по северным морям, но по следствия ранения лишили его этой возможности. Старый моряк решил тогда отдать свои знания делу воспитапия будущих мат росов. Молодежи решил передать он свою любовь к морюи флоту. И он пришел в школу юпг Се верного флота, где стал масте- ром-инструктором производствен ного обучения. Сейчас В. П. Удяков с большой охотой передает будущим моря кам свои знания о кораблях и судовых механизмах. А в пере рывах между занятиями или вече рами подолгу рассказывает окру жающим его юнгам о том, как сражались за счастье советской отчизны ее верные, героические сыновья. Старший лейтенант Р ЛЕВИТ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz