Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
Боцман гаарденской красно знаменной подводной лодки С-56 гвардии старшина 1 статьи тов. Николаевский Б. Н. (оправа) и командир отделе&гия рулевых гаар дин ста/рсгнна 2 статьи tobs. Немальцев В. Н. на ходовой вахте. '! j/ 'r Фото Н. Надеждина. ЗА ПОРЯДНОМ В МАTP0CCH0M НУБРИНЕ НИНТО НЕ СЛЕДИТ — Дневальный, почему у вас в кубрике грязно? — Не знаю, товарищ старший лейтенант, сейчас толькочай по ныли, бачковые еще не убрали, — так ответилматрос Новожилов дежурному по кораблю. Новожилов несколько минут тому назад заступил па вахту, но о непорядках, которые творятся в кубрике, он «не знает»; при приеме дневальства от матроса Никитина он не удосужился про верить, все ли в порядке. Перед заступлением на вахту суточный наряд никем не был по-настоящему проверен. Только па разводе дежурный по кораблю задал несколько вопросов некото рым матросам — и все. В куб-' рике инструкция для дневально го, правда, есть, но она старая, вывешена в углу, к тому же поверх нее висит список суточно го наряда, так что инструкцию совершепно пе заметпо. За состояние кубрика, в ко тором стоит на дневальстве мат рос Новожилов, отвечает главный старшина Борисов. — Где можно увидеть Борисо ва? Новожилов отвечает, что Бори сов в отпуску и за него остался старшина 2 статьи Гусев. — Что же вы, товарищ Гусев, не смотрите за порядком в куб рике? — спросили его. — Я тут непричем, да и Бо рисов тоже. За приборку отве чает старпшна 2 статьи Пусто- валов, за освещение и вентиля цию— электрики. «Хозяев» в кубрике много, а порядка нет. Сразу после приборки в куб- рпке становится чисто, но затем на палубе появляются бумажки, крошки, карандашные стружки и другоймусор. Между приборками о поддержании чпетоты пе забо тятся пп дневальные, ни дежур ные. Совсем/новидимому, об этом забывает п лейтенант Суханов— иомаши» подразделения. В кубрике полуирак. Несколь ко лампочек (перегорело, и никому до этого нет дела. Забыли о своих обязанностях и электрики старшины 1 статьи Панова. Когда-то кубрик хорошо про ветривался, работала вентиляция. Уже больше года, как испортился вентиляционный мотор. Несколь ко раз принимались копаться в нем электрики старшппы 1 ста тьи Чередова. Но и сейчас по их вине воздух в кубрике не вен тилируется. Матросы не раз докладывалио непорядках старшине подразделе ния Борисову, но тот только от махивается: — Не моеэто дело. Вот какую картпну можно наб людать в кубрике во время обе да. Матросы обедают в две очере ди. На столах иехватает тарелок и ложек. О таких вещах, как со лонки, перечницы, горчичницы и говорить не приходится. Соли, горчицы и перца на столах ни когда не бывает. На три стола имеется один нож. Главный старшина Борисов, видимо, считает, что это тожене его дело. Появляется он в кубри ке только во время занятий или вечерпей«поверкп, поэтому вообще не замечает многих беспорядков: не видит, что шинели зачастую на вешалке висят незаправлен ными, что за рундуками нередко висит белье, что некоторые дне вальные и дежурные нерадиво ис полняют свои обязанности. Новый Устав внутренней служ бы Вооруженных Сил Союза ССР пред’являет большие требования к командирам и старшинам под разделений — повседневно забо титься о нуждах их подчиненный. В жилых помещениях матросов всегда должна быть чистота и порядок. Не помнит этого лей тенант Суханов и старшины его подразделения, не выполняется еще ими Устав внутренней служ бы. Л. БОНДАРЧУК. Волокита в финчасти В таовде тшляз этого axxzoai кс&*ая>- до&ашие; чаегги) иредосггавишо плав ному стариштяе Устя&ккоиу крагг- коорошъвй отпуск, hi он» обратится; к нагттынкку фюнютсовой чяотга хэигаггану Полякову с просьбой вышгалгипъ ему денежное содар- ;i:a; 2 i*e за агагуст. Поляков ответил: — Придется обождать, деньги иг>лучите после отпуска. Вернулся- Устяжкоз из отпуска я. начиная с 17 сентября, почти Сл.едеевяр^вавесцает фашешеав^ю ча£ть, чтобья получить свое де нежное содержание: законное требованте ©оеиюслужгецега на толкнулась иа волокиту. Наиидь- иип? фигаекгш етаходат де*еяпжзг причин. То он- говорит: «Придите завтра, сегодня в кассе нет де нег», то придумьпвает чтоилибб другое. Не пора ли цреюрагпипъ подоб ное отношение к делу? Матрос С. ЛИ1ННИК. ШТУРМАНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОЧНЫХ ПОЛЕТОВ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ С наступлением полярной но чи полеты значительно усложня ются. Поэтому одним из наиболее важных участков боевой учебы является штурманская подготов ка летчика _ истребителя. Ночной полет во много* отли чается от дневного и, прежде всего, ориентировкой, труд ность сохранения и восстановле ния которой зависит от атмос ферных условий, от видимости. Известно, что Северный театр не балует летчиков хорошей пого дой, ночи же преимущественно бываигг темными. Наш театр достаточно хорошо оборудован навигационными сред ствами и, кроме того, имеет мно го естественных ориентиров. Вни мательный и грамотный летчик, умело используя, например, бере говую черту незамерзающего мо ря, никогда не потеряет ориен тировку, а если даже и потеряет, точсумеет быстро ее восстано вить. Каждому летчику необходи мо поэтому учиться безукориз ненно пользоватьсявсеми сред ствами, которые могут облегчить ему самолетовождение ночью. Из чего складывается штур манское обеспечение ночных по летов? Готовясь к ночному поле ту, летчик обязан в первую оче редь знать прогноз погоды. Ме теорологи должны давать прог нозы заблаговремннои с макси мальной точностью, ибо дальней шая подготовка (выбор маршрута, отметка контрольных ориентиров) во многом исходит из данных ме теостанции. Выбор маршрута должен про изводиться таким образом, чтобы он по возможности проходил или над световыми ориентирами, вблизи от них, или над естест венными ориентирами, видимыми в темну® ночь (береговая черта). На Севере почта невозможно выб рать маршрут продолжительного полета так, чтобы весь он про ходил над световыми ориентира ми. Это вынуждает летчика де лать прокладку так, чтобы наи большее число перемен курсов (поворотных пунктов), были бы над характерными ориентирами. Выбирая маркрут, необходимо учитывать также, как оборудова ны посадочные площадки. Особое внимание при подго товке к ночному полету следует уделять изучению маршрута. Лет- чику-ктребителю надо знать взаимное расположение, харак терные признаки и дальность ви димости намеченных по маршру ту контрольных ориентиров и учитывать возможные изменения погоды. Ближайший к цели ори ентир надо отметить особо и тща тельно изучить, как опорный пункт для выхода на цель. Если выход па контрольный ориентир (КО) будет с уклоне нием вправо или влево от линии маршрута, то для выхода на цель необходимо вначале точно поя виться над КО, взять над ним необходимую поправку в курс и продолжать полет к цели. Ввиду того, что истребителю в воздухе заниматься расчетом некогда, ему следует знать следующую таблицу поправок и расчета но вого курса следования: 25кп 50** too** гол г* Расчет пового курса следова ния производится внесением по правки в прежний курс в зависи мости от обнаруженного уклоне ния или изменения угла сноса, который определяется глазомерно по боковому уклонению в кило метрах. Определив боковоеукло нение в граду<^х (угол сноса), поправку следует вносить равную количеству градусов боковогоук лонения. Допустим, например, что, про летев 50 километров, мы укло нились вправона 5 километров. По таблице определяем боковое уклонение в градусах. Оно будет равно 5°. Для исправления курса необходимо 5° вычесть из курса следования. При уклонении влево для исправления курса поправка прибавляется. Наставление по штурманской службе требует от летчика глу бокого изучения местности в рай оне каждого контрольного ориен тираи особенно в райопе послед него перед целыо. Выполнить это требование можно только усидчивой работой над картой крупного масштаба и по расска зам летчиков, ранее летавших в данном районе. Большую роль в ночном поле те играют средства радиосвязи. Нельзя считать полет подготов ленным, если летчик не убедился в безукоризненной работе само летной радиостанции. Перед вы летом необходимо связаться с на земной радиостанцией, проверить исправность индикатора курса (РПК), связаться с радиопеленга тором. Насколько важна всесторонняя предполетная подготовка сви детельствует один случай с лет чиком -истребителем нашей час ти. Перед вылетом летчик не проверил исправность освещения кабины. В полете от незначи тельной тряски мотора слетел си ний колначек с лампочки. Яркий белый свет залил кабину ■ ос лепил летчика. Топе* благодаря тому, что летчик быстро сообра зил в чем дело и принял пра вильное решение — закрыл лам- почку рукой, а затем выключил ее, полет пропел относительна нормально. При малейшем заме шательстве летчик мог потерять ориентировку. Выход на линия задапного пути в ночном полете произво дится при наличии точных дан ных о ветре. Если в исходном пункте маршрута есть радиопе ленгатор или приводная радио станция, надо воспользоваться ими для определения фактическо го путевого угла. Важное значение для летчнка- почпика имеет его натренирован ность в мысленной и глазомер ной прокладке. Летчик должен отличаться сообразительностью, спокойствием и мастерством. Эти качества вырабатываются систе матической учебой, практикой. После взлета, например, летчик обязательно должен взглянуть на компас и на часы, «ггобы опре делить курс и время полета по данному курсу. При рдзвотюте емуснова следует взглянуть на компас и на часы и мысленно представить свое мествнахождение (не глядя на землю). Так, посте пенно практикуясь в мысленной прокладке, летчик подготовит се бя для больших перелетев е га рантией сохранения ориентиров ки. '■* В случаепотерн ориентировки, летчику не следует нервппчать. Надо трезво оценить обстановку, выбрав один, наиболее подходя щий мегэд вг” таповления и работатьспокойно, увереппо. При выборе способа восстаповлення ориентировки летчик должен учи тывать все возможности. Если, допустим, перед вылетом была налажена связь с радиопеленга тором, можно запросить курс к своему аэродрому, можно настро иться на приводную радиостан цию и выйти на нее по РПК и т. д. Как бы сложны ни были усло вия ночных полетов на Севере, летчики - истребители, осваивая опыт Отечественной войны, дол жны стать полноценными сочни ками, грамотными, спокойными и уверенными в своих силах. Серьезное отношение к изучению штурманского оборудования са молетов, глубокое знание райола полетов, всестороннее продумыва ние ночных полетов — залог дальнейшего совершенствования знаний наших североморских истребителей. • Гвардии старший лейтенант П. РОМАНОВ. Старший матрос З'шкин, командует отделением За многолетнюю службу на флоте старшина 1 статьи Мар ков приобрел не толькообширные знания по специальности, но и научился хорошо обучать и вос питывать подчиненных. . На недавних учениях минеры стагштп** 1 статьи Маркова по казали высокую выучку. Руко- I Командование отделением в водил отделениемстарший матрос I сложных условиях осенних уче- Занкин — отличник боевой и политической подготовки. Марков доверил 'ему командование отде лением,уверившись, что Занкин хорошо знает свое дело, умеет четко и быстро выполнять лю быеприказания. шш явилось для Заикина боль шой школой. Четкая и уверен ная работа боевого расчета по казала, что старшийматрос Зан- кнп успешно справился со своей задачей. И. СЕРГЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz