Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

Боцман гаарденской красно знаменной подводной лодки С-56 гвардии старшина 1 статьи тов. Николаевский Б. Н. (оправа) и командир отделе&гия рулевых гаар дин ста/рсгнна 2 статьи tobs. Немальцев В. Н. на ходовой вахте. '! j/ 'r Фото Н. Надеждина. ЗА ПОРЯДНОМ В МАTP0CCH0M НУБРИНЕ НИНТО НЕ СЛЕДИТ — Дневальный, почему у вас в кубрике грязно? — Не знаю, товарищ старший лейтенант, сейчас толькочай по­ ныли, бачковые еще не убрали, — так ответилматрос Новожилов дежурному по кораблю. Новожилов несколько минут тому назад заступил па вахту, но о непорядках, которые творятся в кубрике, он «не знает»; при приеме дневальства от матроса Никитина он не удосужился про­ верить, все ли в порядке. Перед заступлением на вахту суточный наряд никем не был по-настоящему проверен. Только па разводе дежурный по кораблю задал несколько вопросов некото­ рым матросам — и все. В куб-' рике инструкция для дневально­ го, правда, есть, но она старая, вывешена в углу, к тому же поверх нее висит список суточно­ го наряда, так что инструкцию совершепно пе заметпо. За состояние кубрика, в ко­ тором стоит на дневальстве мат­ рос Новожилов, отвечает главный старшина Борисов. — Где можно увидеть Борисо­ ва? Новожилов отвечает, что Бори­ сов в отпуску и за него остался старшина 2 статьи Гусев. — Что же вы, товарищ Гусев, не смотрите за порядком в куб­ рике? — спросили его. — Я тут непричем, да и Бо­ рисов тоже. За приборку отве­ чает старпшна 2 статьи Пусто- валов, за освещение и вентиля­ цию— электрики. «Хозяев» в кубрике много, а порядка нет. Сразу после приборки в куб- рпке становится чисто, но затем на палубе появляются бумажки, крошки, карандашные стружки и другоймусор. Между приборками о поддержании чпетоты пе забо­ тятся пп дневальные, ни дежур­ ные. Совсем/новидимому, об этом забывает п лейтенант Суханов— иомаши» подразделения. В кубрике полуирак. Несколь­ ко лампочек (перегорело, и никому до этого нет дела. Забыли о своих обязанностях и электрики старшины 1 статьи Панова. Когда-то кубрик хорошо про­ ветривался, работала вентиляция. Уже больше года, как испортился вентиляционный мотор. Несколь­ ко раз принимались копаться в нем электрики старшппы 1 ста­ тьи Чередова. Но и сейчас по их вине воздух в кубрике не вен­ тилируется. Матросы не раз докладывалио непорядках старшине подразделе­ ния Борисову, но тот только от­ махивается: — Не моеэто дело. Вот какую картпну можно наб­ людать в кубрике во время обе­ да. Матросы обедают в две очере­ ди. На столах иехватает тарелок и ложек. О таких вещах, как со­ лонки, перечницы, горчичницы и говорить не приходится. Соли, горчицы и перца на столах ни­ когда не бывает. На три стола имеется один нож. Главный старшина Борисов, видимо, считает, что это тожене его дело. Появляется он в кубри­ ке только во время занятий или вечерпей«поверкп, поэтому вообще не замечает многих беспорядков: не видит, что шинели зачастую на вешалке висят незаправлен­ ными, что за рундуками нередко висит белье, что некоторые дне­ вальные и дежурные нерадиво ис­ полняют свои обязанности. Новый Устав внутренней служ­ бы Вооруженных Сил Союза ССР пред’являет большие требования к командирам и старшинам под­ разделений — повседневно забо­ титься о нуждах их подчиненный. В жилых помещениях матросов всегда должна быть чистота и порядок. Не помнит этого лей­ тенант Суханов и старшины его подразделения, не выполняется еще ими Устав внутренней служ­ бы. Л. БОНДАРЧУК. Волокита в финчасти В таовде тшляз этого axxzoai кс&*ая>- до&ашие; чаегги) иредосггавишо плав­ ному стариштяе Устя&ккоиу крагг- коорошъвй отпуск, hi он» обратится; к нагттынкку фюнютсовой чяотга хэигаггану Полякову с просьбой вышгалгипъ ему денежное содар- ;i:a; 2 i*e за агагуст. Поляков ответил: — Придется обождать, деньги иг>лучите после отпуска. Вернулся- Устяжкоз из отпуска я. начиная с 17 сентября, почти Сл.едеевяр^вавесцает фашешеав^ю ча£ть, чтобья получить свое де­ нежное содержание: законное требованте ©оеиюслужгецега на­ толкнулась иа волокиту. Наиидь- иип? фигаекгш етаходат де*еяпжзг причин. То он- говорит: «Придите завтра, сегодня в кассе нет де­ нег», то придумьпвает чтоилибб другое. Не пора ли цреюрагпипъ подоб­ ное отношение к делу? Матрос С. ЛИ1ННИК. ШТУРМАНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОЧНЫХ ПОЛЕТОВ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ С наступлением полярной но­ чи полеты значительно усложня­ ются. Поэтому одним из наиболее важных участков боевой учебы является штурманская подготов­ ка летчика _ истребителя. Ночной полет во много* отли­ чается от дневного и, прежде всего, ориентировкой, труд­ ность сохранения и восстановле­ ния которой зависит от атмос­ ферных условий, от видимости. Известно, что Северный театр не балует летчиков хорошей пого­ дой, ночи же преимущественно бываигг темными. Наш театр достаточно хорошо оборудован навигационными сред­ ствами и, кроме того, имеет мно­ го естественных ориентиров. Вни­ мательный и грамотный летчик, умело используя, например, бере­ говую черту незамерзающего мо­ ря, никогда не потеряет ориен­ тировку, а если даже и потеряет, точсумеет быстро ее восстано­ вить. Каждому летчику необходи­ мо поэтому учиться безукориз­ ненно пользоватьсявсеми сред­ ствами, которые могут облегчить ему самолетовождение ночью. Из чего складывается штур­ манское обеспечение ночных по­ летов? Готовясь к ночному поле­ ту, летчик обязан в первую оче­ редь знать прогноз погоды. Ме­ теорологи должны давать прог­ нозы заблаговремннои с макси­ мальной точностью, ибо дальней­ шая подготовка (выбор маршрута, отметка контрольных ориентиров) во многом исходит из данных ме­ теостанции. Выбор маршрута должен про­ изводиться таким образом, чтобы он по возможности проходил или над световыми ориентирами, вблизи от них, или над естест­ венными ориентирами, видимыми в темну® ночь (береговая черта). На Севере почта невозможно выб­ рать маршрут продолжительного полета так, чтобы весь он про­ ходил над световыми ориентира­ ми. Это вынуждает летчика де­ лать прокладку так, чтобы наи­ большее число перемен курсов (поворотных пунктов), были бы над характерными ориентирами. Выбирая маркрут, необходимо учитывать также, как оборудова­ ны посадочные площадки. Особое внимание при подго­ товке к ночному полету следует уделять изучению маршрута. Лет- чику-ктребителю надо знать взаимное расположение, харак­ терные признаки и дальность ви­ димости намеченных по маршру­ ту контрольных ориентиров и учитывать возможные изменения погоды. Ближайший к цели ори­ ентир надо отметить особо и тща­ тельно изучить, как опорный пункт для выхода на цель. Если выход па контрольный ориентир (КО) будет с уклоне­ нием вправо или влево от линии маршрута, то для выхода на цель необходимо вначале точно поя­ виться над КО, взять над ним необходимую поправку в курс и продолжать полет к цели. Ввиду того, что истребителю в воздухе заниматься расчетом некогда, ему следует знать следующую таблицу поправок и расчета но­ вого курса следования: 25кп 50** too** гол г* Расчет пового курса следова­ ния производится внесением по­ правки в прежний курс в зависи­ мости от обнаруженного уклоне­ ния или изменения угла сноса, который определяется глазомерно по боковому уклонению в кило­ метрах. Определив боковоеукло­ нение в граду<^х (угол сноса), поправку следует вносить равную количеству градусов боковогоук­ лонения. Допустим, например, что, про­ летев 50 километров, мы укло­ нились вправона 5 километров. По таблице определяем боковое уклонение в градусах. Оно будет равно 5°. Для исправления курса необходимо 5° вычесть из курса следования. При уклонении влево для исправления курса поправка прибавляется. Наставление по штурманской службе требует от летчика глу­ бокого изучения местности в рай­ оне каждого контрольного ориен­ тираи особенно в райопе послед­ него перед целыо. Выполнить это требование можно только усидчивой работой над картой крупного масштаба и по расска­ зам летчиков, ранее летавших в данном районе. Большую роль в ночном поле­ те играют средства радиосвязи. Нельзя считать полет подготов­ ленным, если летчик не убедился в безукоризненной работе само­ летной радиостанции. Перед вы­ летом необходимо связаться с на­ земной радиостанцией, проверить исправность индикатора курса (РПК), связаться с радиопеленга­ тором. Насколько важна всесторонняя предполетная подготовка сви­ детельствует один случай с лет­ чиком -истребителем нашей час­ ти. Перед вылетом летчик не проверил исправность освещения кабины. В полете от незначи­ тельной тряски мотора слетел си­ ний колначек с лампочки. Яркий белый свет залил кабину ■ ос­ лепил летчика. Топе* благодаря тому, что летчик быстро сообра­ зил в чем дело и принял пра­ вильное решение — закрыл лам- почку рукой, а затем выключил ее, полет пропел относительна нормально. При малейшем заме­ шательстве летчик мог потерять ориентировку. Выход на линия задапного пути в ночном полете произво­ дится при наличии точных дан­ ных о ветре. Если в исходном пункте маршрута есть радиопе­ ленгатор или приводная радио­ станция, надо воспользоваться ими для определения фактическо­ го путевого угла. Важное значение для летчнка- почпика имеет его натренирован­ ность в мысленной и глазомер­ ной прокладке. Летчик должен отличаться сообразительностью, спокойствием и мастерством. Эти качества вырабатываются систе­ матической учебой, практикой. После взлета, например, летчик обязательно должен взглянуть на компас и на часы, «ггобы опре­ делить курс и время полета по данному курсу. При рдзвотюте емуснова следует взглянуть на компас и на часы и мысленно представить свое мествнахождение (не глядя на землю). Так, посте­ пенно практикуясь в мысленной прокладке, летчик подготовит се­ бя для больших перелетев е га­ рантией сохранения ориентиров­ ки. '■* В случаепотерн ориентировки, летчику не следует нервппчать. Надо трезво оценить обстановку, выбрав один, наиболее подходя­ щий мегэд вг” таповления и работатьспокойно, увереппо. При выборе способа восстаповлення ориентировки летчик должен учи­ тывать все возможности. Если, допустим, перед вылетом была налажена связь с радиопеленга­ тором, можно запросить курс к своему аэродрому, можно настро­ иться на приводную радиостан­ цию и выйти на нее по РПК и т. д. Как бы сложны ни были усло­ вия ночных полетов на Севере, летчики - истребители, осваивая опыт Отечественной войны, дол­ жны стать полноценными сочни­ ками, грамотными, спокойными и уверенными в своих силах. Серьезное отношение к изучению штурманского оборудования са­ молетов, глубокое знание райола полетов, всестороннее продумыва­ ние ночных полетов — залог дальнейшего совершенствования знаний наших североморских истребителей. • Гвардии старший лейтенант П. РОМАНОВ. Старший матрос З'шкин, командует отделением За многолетнюю службу на флоте старшина 1 статьи Мар­ ков приобрел не толькообширные знания по специальности, но и научился хорошо обучать и вос­ питывать подчиненных. . На недавних учениях минеры стагштп** 1 статьи Маркова по­ казали высокую выучку. Руко- I Командование отделением в водил отделениемстарший матрос I сложных условиях осенних уче- Занкин — отличник боевой и политической подготовки. Марков доверил 'ему командование отде­ лением,уверившись, что Занкин хорошо знает свое дело, умеет четко и быстро выполнять лю­ быеприказания. шш явилось для Заикина боль­ шой школой. Четкая и уверен­ ная работа боевого расчета по­ казала, что старшийматрос Зан- кнп успешно справился со своей задачей. И. СЕРГЕЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz