Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

С осенних боевых учений 1. На верхней палубе На-дпях эсминец «Дерзкий» принял участив в совместном учении. Мы должны выли при­ нять на борт -морских десантни­ ков и высадить их на побережье «противника». Глубокой ночью прозвучал сиг­ нал: «Корабль к бою изгото­ вить!», а через несколько ми­ нут эсминец уже отдал швартовы и отошел от (причала. Мне, как старшине сигналь­ щиков, почти весь поход дове­ лосьбить на мостике и наблю­ дать все, что творится на верх­ ней палубе и на море. В этих ваметках я хочу поделиться не­ которыми своими наблюдениями. Б месту посадки десанта мы Подошли в абсолютной темноте. Сверху мне было видно, как зходни осветились вдруг ярким лучом прожектора. Но раздался голос «Выключить!», н тогда околосходен эажегс® электриче­ ский фонарь. Это тоже было явной демаскировкой. На уче­ ниях надодействовать, какв бою. А в боевых условиях вряд ли кто-нйбудь решился включить прожектор илидаже зажечь фо- изрь... Вскоре мы направились к «вражескому» берегу. Шли мы в пепроглядпой тьме, но скрыт­ ность соблюдалась слабо. То на адном корабле просачивается по­ лоска света из плохо задраенного иллюминатора, то на мостике другоговспыхивает 'луч фонаря и длительное время не гаснет, то ва третьем кто-то проходит через всю палубу от полубака до юта с зажженным фонарем... На подходе к берегу нас встре­ тили корабли «противника», и дальше мы продвигались с боем. Десант был высажен под артил­ лерийским огнем. На обратном пути снова пришлось сразиться с «вражескими» кораблями, авиа. цпей и береговыми батареями. У нас, сигнальщиков, сердце радовалось, когда -мм наблюдали за работой наших комендоров и торпедистов. Расчеты старшин 2 статьи Бочиппна, Кутузова и Перотелова показали высокую боевую выучку. «Посредники» пе смогли зафиксировать' ни одного существенного недостатка в их действиях. Но вот организацию наблюде­ ния с открытых боевых постов никак дельзя похвалить. Она бы­ ла поставлена из рук вон плохо. На одних сигнальщиков в крупном мороком бою нельзя полагаться. Когда корабль одно­ временно атакуют и торпедные катере н авиация, когдапо нему бьет артиллерия, сигнальщикам, какими бы мастерами своего дела они ни были, невозможно уследить за всем, что делается на море и в воздухе. Поэтому-то и устанавливаются на верхней палубе наблюдатели, каждому из которых дается свой сектор. А что у нас получилось? Наб­ людатели заметили корабли «противника» лишь тогда, ког­ да с одного из торпедных катеров последовал сигнал о том, что он атаковал торпедами наши кораб­ ли. Атаки следовали со всех сто­ рон. Торпедные катера так н сно­ вали вокруг вас, авиация насе­ дала всеми силами, а по докла­ дам, которые шли в главный командный пункт с наблюда­ тельных (постов, нельзя было ра­ зобраться (в обстановке. Во-пер­ вых, эти доклады поступали ред­ ко, а, во-вторых, они былинеточ­ ны. Это крупный недостаток, ко­ торый был вскрыт в ходе учения. Наблюдатели плохо знают имею­ щиеся у них инструкции, те­ ряются в сложных условиях. Следовательно, отработке наблю­ дения со всех открытых боевых постов должно быть уделено са­ мое серьезное внимание. И еще одно замечание. Наши котельные машинисты потруди­ лись в походе неплохо. Они обес­ печивали эсминцу и нужный ход и маневренность. Но вот ночью видели мы и дымок из труб и искры. Значит, не вое еще в порядке в котельном отделении, естьтам над чем поработать. Таковы недостатки на учении, которые заметил я, как сигналь­ щик. Старшина 2 статьи А. МАЛЫШЕНКО. 2. Находчивость котельных машинистов По сигналу: «Корабль к похо­ ду изготовить!» вовторое котель­ ное отделение таилась вахта старшины 2 статьи Зайцева. Это бывалый мюряк, восемь лет про­ служивший на Севере. Его боевые дела отмечены орденом и тремя медалями. Вся его вахта в основ­ ном укомплектована молодыми матросами, однако на каждого вз них старшина может смело (поло­ житься. Вот, например, матрос Садов. Ему доверили самую от­ ветственную вахту в кочегарке — вахту у горения. Он ловко разворачивается у форсунок, ма­ нипулируя множеством клапанов. ’Вскоре зашумели котельные вентиляторы, нагнетая мощные струи холодного воздуха, загуде­ ли факелы форсунок, давление в котлах поднялось до марки. Снявшись со швартовов, корабль начал набирать скорость. Поступило приказание увели­ чить ходи нужно было ввести в действиедругойвентилятор, кото­ рый требовал ремонта, так как в нем происходило попадание ох­ лаждающей воды в масло. На по­ мощь пришла морская смекалка. Старшина Зайцев, чтобы не до­ пустить порчи шеек валаи под­ шипников вентилятора, приказал через каждые 20 минут произво­ дить смену масла. Вентилятор стал работатьнормально и давал воздух до конца похода. Хорошо несли вахту на походе котельные машинисты Шилов, Дубчак, Бо­ сов. Кочегары справились с пос­ тавленной перед ними задачей — умело держали давление пара на марке, правильно обеспечивали работу машин. Правда, сигналь­ щики сообщили пам, что иногда мы допускали искрение из труб и прорывы пламени. Этот недоста­ ток мы постараемся устранить в следующих походах. Старший матрос Б. КИРЕЕВ. * В походе. Ко- раблн на циркуля- Г Фото Н . Надеждин», ★ На правильном пути В феврале 1943 года комсомо­ лец Владимир Агеев, слесарь од­ ногоиз заводов, явилсяв Иркут­ ский военкомат с просьбой, что­ бы его направили добровольцем в Военно-Морской Флот. В Учебном отряде он стал от­ личником. Он внимательно слу­ шал каждую беседу, каждую лек­ цию, брал в библиотекелитера­ туру, обращался за советами и разясненпями к опытным моря­ кам. Школу оружия Агеев окон­ чил по первому разряду и был назначен на линкор «Архан­ гельск». В группе управления артогнем Агеев был самым молодым матро­ сом и по возрасту и по службе. Техника, которую доверили ему обслуживать, быладля него со­ вершенно новой. И он не жалел времени на уче­ бу. С чертежами, бумагой и ка­ рандашей в руках он открывал переходные коробки, срисовывал внутреннее устройство приборов и механизмов. Часто советовалсясо старшими товарищами. Много по­ могали ему главный старшина ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СВИРСКОГО ШЛЮЗА В эту шодгацдайа нпервъге за последние пять легг Ленинпрад опять толучил прямой водаьпй путь иа) Волгу, я талонов в Бело- морско _ Огаеоюскмй и Северо­ двинский баюсейшд. Город вновь связан водной дорогой с Моск­ вой, Архангельском, Петрозавод. ском, ©семи ггунктши (Поволжья. Движению судов по этому пути было невозможно ив-за разруше­ ния шлюза Hai реке Свдръ -в трех­ стах километрах от Ленинграда. На-днял мьг побывали на этом шлюза. Наш пароход пришел сю­ да вечерам, когда шлюз бьпл за- лит светом ярки» огаей. Они ос­ вещали граддиозиую панораму строительства!. В этом месте вновь создается тс*, что разрушю- ли оккупанты». Гостеприимно открылись ги­ гантские Bsoporai, я пароход вошел в камеру, напоминаиовцук) длинный /узкий колодец. Ворота» закрылись, и вода ‘в камере иагчала подни­ маться,. Через 9 минут уровень ее в камере и верхнем бьефе срав­ нятся. За это времю пароход под­ ичится |довго ш И метроа В ка- пробное шлюзование первых су­ дов. За зз«угу завершил» оставшие­ ся работа, и шлюз окончательно вступил в строй. Мы тжхзгаакомились с инжеиером меру поступило 55 j 000 кубометров 11018• Гудзаиским, 'который стал вюдъв. Потом открылись следую­ щие -ворота', я нам показалось, что мы совсем на другой реке. Свирь быива здесь значительно шии ре и многоводней. (Вюрота шлюза, оборудованные служебные постройки. пульты) управления — ©се это после изгнания врага нужно было де­ лать замою. ‘Правительство уста­ новило строителям короткие сро­ ки!, потому что ярюмьшшвеиаости и хозяйству города Ленина нужен был прямой водный путь. В (вЮсстановлении! mjnoteai участ­ вовали крутейшая предприятия Ленинграда-- Сушрапроигеяшые заводы тени) Марти» и «Оудомех/» иаготоэиши! секции для ворог. Другие заводы делали сложное электрооборудование. Монтаж производился на) месте строитель­ ства». Только для сварки) ворог по_ надобилось сделать 7.000 метро» св&рного шва.'. К концу прошлого года, за не­ сколько дней до того, каяс река покрылась льдом), у находящейся здесь агезд^Шгавдии состоялось начаивыншюв! шлюзе* еще в январе 1039 года. Когда таотушшше гзршкеские танки бьали в нескольких ш ю . метрая ог элекпростадаии, Гуд- зснский вместе с механиком Ощуршзым зарыли в землю чер­ тежи механизмов пшова, различ­ ные бронэоиые части, домкратд тали. Это быль в октябре 194)1 годзк Вернулся сюда Гудзавсиий в 'Ч'нсле первых. С волыеивем под. кишл ш лопатой слежавшиеся лшеггы эся&т ‘Вогг раздайся стук о что-то твердое — это был за­ ветный ящнео . Все содержимое его хорошо сохранилось. Чертежи окевали большую помощь восста­ новителям и) освободили их огг многих лишних работ. Старью работники шлюза, кото­ рых войш раобросала по всей стране, стали возвращаться на. Свирь. Кроме начальника, верну­ лись: бывший сигесарь, иыне -меха- ник, Чястоделов, старший электро. моторист Ушакова*, вакггвнпдыи иаг чалыник* Воронцове) юдругие. К) 0 |л|лекп 10 а $ иамала швнюащчэи, сумел быстро наладить пропуск судов и плотов через ньлчоа. Дви- •жение иа Овотри быстро росло. В Ленинград снова пошили водным ггутем нефть и соль с Волги, хлеб ш равный районов», лес*, минералы » Т. д. За первый месяц кавитеши — май — через шлюз было пропу­ щено 400 судов и плотов, за июнь — 690, в июле и августе — боль, ше, -чем по тьведае. В мае шлюзо­ вание судов и гонок по нормем пюлжнз было цредашжитьея 7 ми- fг-ут, а фактически оно длилось 6.8 млцггц, в июне соответствен­ но 9 « М мичутьп, а июле — 11,7 и 10,3 надутьп. Еще больше возросло энанение сквосзяого йодного пути» через Свирь на Ленинград посиие ©oiccma. иовления Белоэ*ораюо-Башгнйкжого канала имени Сталина. С Севера увелкгяивается поток лесньпх лру- аоз и ра&яык стросягалыньнх ма«- Tepwaioa. В обратном изпршлеиии* Ленинград шлет машипиьь, обору­ дование и другую продукцию своих заводов. Вторая жизнь Свирскосх) шлюза началась. (Резуисьтатьв трудя вюс- стаиоеигешей оацутимъг не только в Ленинграде, но и во многих других райодах страны. (ТАСС). Максименко и старшина 1 статьи Косенко. Они охотно делились своим опытом с молодым специа­ листом. Через несколько месяцев Агеев мог уже устранять любую неисправность ъ схеме и работать на любом приборе и механиз­ ме, которые обслуживала группа.- Кончилась война. Многие бое­ вые товарищи уходили домой. Демобилизовалсяи командир поста старшина 1 статьи Косенко. Ее- ред командованием встал вопрос, кого поставить на должность командира поста. И молодому матросу Агееву было оказано вы­ сокое доверие — он стал коман­ довать отделением. Теперь он учил молодец мат­ росов искусству меткой стрель­ бы. На тренировках он до­ бивался от них четкой работы на приборах. Особенно тщательно— он тренировал основные номер/^В боевого расчета. На аварийны* учениях Агеев старалсяизбегать условностей. Однажды он рассоединил сцеп­ ление гибкого валика с механиз­ мом, чтобы посмотреть, сумеет ли матросМиропшн найти и устра­ нить неисправность. Мирошин быстро устранил повреждение. Иногда Агеев для практического ознакомления своих подчиненных со схемой устраивал где-нибудь в проводке искусственней «кор­ пус» и заставлял матросовискать его с мегером в руках. Такая практика принесла бойцам его отделениямного пользы. Недавпо Агеев успешно окон­ чил старшинскую школу и полу­ чил звание старшины 2 статьи. Старший матрос Ю. ЛИСИЦЫН. По следам наших выступлений „О ретивом начальнике K3J и его покровителях" В ответ на корреспонденцию под таким заиюлозоож, помещен­ ную о «Краюнофлотце» № 214, натлыник политотдела Н-ского ooeiиздания сообщил в редакцию, что факты, юзшожетше в статье подтвердились. Гр-ке Забашурии ной жилплощадь предоставлена. Начальник! tK30 'Юршщоэ 3 ai само­ управство привлекается к> ответ- стэешюсти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz