Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
С осенних боевых учений 1. На верхней палубе На-дпях эсминец «Дерзкий» принял участив в совместном учении. Мы должны выли при нять на борт -морских десантни ков и высадить их на побережье «противника». Глубокой ночью прозвучал сиг нал: «Корабль к бою изгото вить!», а через несколько ми нут эсминец уже отдал швартовы и отошел от (причала. Мне, как старшине сигналь щиков, почти весь поход дове лосьбить на мостике и наблю дать все, что творится на верх ней палубе и на море. В этих ваметках я хочу поделиться не которыми своими наблюдениями. Б месту посадки десанта мы Подошли в абсолютной темноте. Сверху мне было видно, как зходни осветились вдруг ярким лучом прожектора. Но раздался голос «Выключить!», н тогда околосходен эажегс® электриче ский фонарь. Это тоже было явной демаскировкой. На уче ниях надодействовать, какв бою. А в боевых условиях вряд ли кто-нйбудь решился включить прожектор илидаже зажечь фо- изрь... Вскоре мы направились к «вражескому» берегу. Шли мы в пепроглядпой тьме, но скрыт ность соблюдалась слабо. То на адном корабле просачивается по лоска света из плохо задраенного иллюминатора, то на мостике другоговспыхивает 'луч фонаря и длительное время не гаснет, то ва третьем кто-то проходит через всю палубу от полубака до юта с зажженным фонарем... На подходе к берегу нас встре тили корабли «противника», и дальше мы продвигались с боем. Десант был высажен под артил лерийским огнем. На обратном пути снова пришлось сразиться с «вражескими» кораблями, авиа. цпей и береговыми батареями. У нас, сигнальщиков, сердце радовалось, когда -мм наблюдали за работой наших комендоров и торпедистов. Расчеты старшин 2 статьи Бочиппна, Кутузова и Перотелова показали высокую боевую выучку. «Посредники» пе смогли зафиксировать' ни одного существенного недостатка в их действиях. Но вот организацию наблюде ния с открытых боевых постов никак дельзя похвалить. Она бы ла поставлена из рук вон плохо. На одних сигнальщиков в крупном мороком бою нельзя полагаться. Когда корабль одно временно атакуют и торпедные катере н авиация, когдапо нему бьет артиллерия, сигнальщикам, какими бы мастерами своего дела они ни были, невозможно уследить за всем, что делается на море и в воздухе. Поэтому-то и устанавливаются на верхней палубе наблюдатели, каждому из которых дается свой сектор. А что у нас получилось? Наб людатели заметили корабли «противника» лишь тогда, ког да с одного из торпедных катеров последовал сигнал о том, что он атаковал торпедами наши кораб ли. Атаки следовали со всех сто рон. Торпедные катера так н сно вали вокруг вас, авиация насе дала всеми силами, а по докла дам, которые шли в главный командный пункт с наблюда тельных (постов, нельзя было ра зобраться (в обстановке. Во-пер вых, эти доклады поступали ред ко, а, во-вторых, они былинеточ ны. Это крупный недостаток, ко торый был вскрыт в ходе учения. Наблюдатели плохо знают имею щиеся у них инструкции, те ряются в сложных условиях. Следовательно, отработке наблю дения со всех открытых боевых постов должно быть уделено са мое серьезное внимание. И еще одно замечание. Наши котельные машинисты потруди лись в походе неплохо. Они обес печивали эсминцу и нужный ход и маневренность. Но вот ночью видели мы и дымок из труб и искры. Значит, не вое еще в порядке в котельном отделении, естьтам над чем поработать. Таковы недостатки на учении, которые заметил я, как сигналь щик. Старшина 2 статьи А. МАЛЫШЕНКО. 2. Находчивость котельных машинистов По сигналу: «Корабль к похо ду изготовить!» вовторое котель ное отделение таилась вахта старшины 2 статьи Зайцева. Это бывалый мюряк, восемь лет про служивший на Севере. Его боевые дела отмечены орденом и тремя медалями. Вся его вахта в основ ном укомплектована молодыми матросами, однако на каждого вз них старшина может смело (поло житься. Вот, например, матрос Садов. Ему доверили самую от ветственную вахту в кочегарке — вахту у горения. Он ловко разворачивается у форсунок, ма нипулируя множеством клапанов. ’Вскоре зашумели котельные вентиляторы, нагнетая мощные струи холодного воздуха, загуде ли факелы форсунок, давление в котлах поднялось до марки. Снявшись со швартовов, корабль начал набирать скорость. Поступило приказание увели чить ходи нужно было ввести в действиедругойвентилятор, кото рый требовал ремонта, так как в нем происходило попадание ох лаждающей воды в масло. На по мощь пришла морская смекалка. Старшина Зайцев, чтобы не до пустить порчи шеек валаи под шипников вентилятора, приказал через каждые 20 минут произво дить смену масла. Вентилятор стал работатьнормально и давал воздух до конца похода. Хорошо несли вахту на походе котельные машинисты Шилов, Дубчак, Бо сов. Кочегары справились с пос тавленной перед ними задачей — умело держали давление пара на марке, правильно обеспечивали работу машин. Правда, сигналь щики сообщили пам, что иногда мы допускали искрение из труб и прорывы пламени. Этот недоста ток мы постараемся устранить в следующих походах. Старший матрос Б. КИРЕЕВ. * В походе. Ко- раблн на циркуля- Г Фото Н . Надеждин», ★ На правильном пути В феврале 1943 года комсомо лец Владимир Агеев, слесарь од ногоиз заводов, явилсяв Иркут ский военкомат с просьбой, что бы его направили добровольцем в Военно-Морской Флот. В Учебном отряде он стал от личником. Он внимательно слу шал каждую беседу, каждую лек цию, брал в библиотекелитера туру, обращался за советами и разясненпями к опытным моря кам. Школу оружия Агеев окон чил по первому разряду и был назначен на линкор «Архан гельск». В группе управления артогнем Агеев был самым молодым матро сом и по возрасту и по службе. Техника, которую доверили ему обслуживать, быладля него со вершенно новой. И он не жалел времени на уче бу. С чертежами, бумагой и ка рандашей в руках он открывал переходные коробки, срисовывал внутреннее устройство приборов и механизмов. Часто советовалсясо старшими товарищами. Много по могали ему главный старшина ВТОРАЯ ЖИЗНЬ СВИРСКОГО ШЛЮЗА В эту шодгацдайа нпервъге за последние пять легг Ленинпрад опять толучил прямой водаьпй путь иа) Волгу, я талонов в Бело- морско _ Огаеоюскмй и Северо двинский баюсейшд. Город вновь связан водной дорогой с Моск вой, Архангельском, Петрозавод. ском, ©семи ггунктши (Поволжья. Движению судов по этому пути было невозможно ив-за разруше ния шлюза Hai реке Свдръ -в трех стах километрах от Ленинграда. На-днял мьг побывали на этом шлюза. Наш пароход пришел сю да вечерам, когда шлюз бьпл за- лит светом ярки» огаей. Они ос вещали граддиозиую панораму строительства!. В этом месте вновь создается тс*, что разрушю- ли оккупанты». Гостеприимно открылись ги гантские Bsoporai, я пароход вошел в камеру, напоминаиовцук) длинный /узкий колодец. Ворота» закрылись, и вода ‘в камере иагчала подни маться,. Через 9 минут уровень ее в камере и верхнем бьефе срав нятся. За это времю пароход под ичится |довго ш И метроа В ка- пробное шлюзование первых су дов. За зз«угу завершил» оставшие ся работа, и шлюз окончательно вступил в строй. Мы тжхзгаакомились с инжеиером меру поступило 55 j 000 кубометров 11018• Гудзаиским, 'который стал вюдъв. Потом открылись следую щие -ворота', я нам показалось, что мы совсем на другой реке. Свирь быива здесь значительно шии ре и многоводней. (Вюрота шлюза, оборудованные служебные постройки. пульты) управления — ©се это после изгнания врага нужно было де лать замою. ‘Правительство уста новило строителям короткие сро ки!, потому что ярюмьшшвеиаости и хозяйству города Ленина нужен был прямой водный путь. В (вЮсстановлении! mjnoteai участ вовали крутейшая предприятия Ленинграда-- Сушрапроигеяшые заводы тени) Марти» и «Оудомех/» иаготоэиши! секции для ворог. Другие заводы делали сложное электрооборудование. Монтаж производился на) месте строитель ства». Только для сварки) ворог по_ надобилось сделать 7.000 метро» св&рного шва.'. К концу прошлого года, за не сколько дней до того, каяс река покрылась льдом), у находящейся здесь агезд^Шгавдии состоялось начаивыншюв! шлюзе* еще в январе 1039 года. Когда таотушшше гзршкеские танки бьали в нескольких ш ю . метрая ог элекпростадаии, Гуд- зснский вместе с механиком Ощуршзым зарыли в землю чер тежи механизмов пшова, различ ные бронэоиые части, домкратд тали. Это быль в октябре 194)1 годзк Вернулся сюда Гудзавсиий в 'Ч'нсле первых. С волыеивем под. кишл ш лопатой слежавшиеся лшеггы эся&т ‘Вогг раздайся стук о что-то твердое — это был за ветный ящнео . Все содержимое его хорошо сохранилось. Чертежи окевали большую помощь восста новителям и) освободили их огг многих лишних работ. Старью работники шлюза, кото рых войш раобросала по всей стране, стали возвращаться на. Свирь. Кроме начальника, верну лись: бывший сигесарь, иыне -меха- ник, Чястоделов, старший электро. моторист Ушакова*, вакггвнпдыи иаг чалыник* Воронцове) юдругие. К) 0 |л|лекп 10 а $ иамала швнюащчэи, сумел быстро наладить пропуск судов и плотов через ньлчоа. Дви- •жение иа Овотри быстро росло. В Ленинград снова пошили водным ггутем нефть и соль с Волги, хлеб ш равный районов», лес*, минералы » Т. д. За первый месяц кавитеши — май — через шлюз было пропу щено 400 судов и плотов, за июнь — 690, в июле и августе — боль, ше, -чем по тьведае. В мае шлюзо вание судов и гонок по нормем пюлжнз было цредашжитьея 7 ми- fг-ут, а фактически оно длилось 6.8 млцггц, в июне соответствен но 9 « М мичутьп, а июле — 11,7 и 10,3 надутьп. Еще больше возросло энанение сквосзяого йодного пути» через Свирь на Ленинград посиие ©oiccma. иовления Белоэ*ораюо-Башгнйкжого канала имени Сталина. С Севера увелкгяивается поток лесньпх лру- аоз и ра&яык стросягалыньнх ма«- Tepwaioa. В обратном изпршлеиии* Ленинград шлет машипиьь, обору дование и другую продукцию своих заводов. Вторая жизнь Свирскосх) шлюза началась. (Резуисьтатьв трудя вюс- стаиоеигешей оацутимъг не только в Ленинграде, но и во многих других райодах страны. (ТАСС). Максименко и старшина 1 статьи Косенко. Они охотно делились своим опытом с молодым специа листом. Через несколько месяцев Агеев мог уже устранять любую неисправность ъ схеме и работать на любом приборе и механиз ме, которые обслуживала группа.- Кончилась война. Многие бое вые товарищи уходили домой. Демобилизовалсяи командир поста старшина 1 статьи Косенко. Ее- ред командованием встал вопрос, кого поставить на должность командира поста. И молодому матросу Агееву было оказано вы сокое доверие — он стал коман довать отделением. Теперь он учил молодец мат росов искусству меткой стрель бы. На тренировках он до бивался от них четкой работы на приборах. Особенно тщательно— он тренировал основные номер/^В боевого расчета. На аварийны* учениях Агеев старалсяизбегать условностей. Однажды он рассоединил сцеп ление гибкого валика с механиз мом, чтобы посмотреть, сумеет ли матросМиропшн найти и устра нить неисправность. Мирошин быстро устранил повреждение. Иногда Агеев для практического ознакомления своих подчиненных со схемой устраивал где-нибудь в проводке искусственней «кор пус» и заставлял матросовискать его с мегером в руках. Такая практика принесла бойцам его отделениямного пользы. Недавпо Агеев успешно окон чил старшинскую школу и полу чил звание старшины 2 статьи. Старший матрос Ю. ЛИСИЦЫН. По следам наших выступлений „О ретивом начальнике K3J и его покровителях" В ответ на корреспонденцию под таким заиюлозоож, помещен ную о «Краюнофлотце» № 214, натлыник политотдела Н-ского ooeiиздания сообщил в редакцию, что факты, юзшожетше в статье подтвердились. Гр-ке Забашурии ной жилплощадь предоставлена. Начальник! tK30 'Юршщоэ 3 ai само управство привлекается к> ответ- стэешюсти.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz