Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
ПО С О В Е Т С К О Й С Т Р А Н Е 15-летие московского автомобильного завода имени Сталина Т октября многотысячный кол лектив московского автомобиль ного завода имени Сталина отме чал 15-легае со дня пуска пред приятия после реконструкции. В Колонном Зале Дома Союзов соб рались лучшие стахановцы — ав томобилестроители, мастера, ин женеры, конструкторы. С докла дом выступил директор товарищ Лихачев. . 0& рассказал о путях развития завода — первенца со ветского автомобилестроения. 1 октября: 1931 года, когда вновь созданный автозавод всту пил в строй действующих пред приятий, да имя коллектива за вода поступило приветствие ЦК ВКЩб), подписанное товарищем И. В. Сталиным Оно призывало работах, инженероо-технинеских работников освоить новую технн- му, бороться за высокое ка»чест- во продукции. За»минувшие 15 лет завод весь ма вырос. Строились * не только производственные корпуса, «о и рабочие поселки, культурно- просветительные учреждения. Воздвигнут прекрасный дворец культуры. Организовал заводской дом отдькха. С конвейера завода стали сво дить непрерывным потоком! до бротные грузовые я легковые ма шины. Грузовики «ЗИС-105» и вездеходы «ЗИС-42* показали сво« хорошие эксплоатацтгонные качества а условиях войны. Они перевезли огромное количество боеприпасов, воетого снаряже ния, войск. IB октябре 1944 года* за успеш ную работу автозавод был на гражден орденом Трудового Крас ного Знамени, а 534 лучших ра ботника .предприятия во время войны были награждены орденами и медалями. В ближайшие пять лет завод увеличит выпуск- а^влгамобншей в 2,5 раза, освоит производство сов ременных 3 ,5 - тонных грузо вых автомобилей «ЗИС-150», ав томобилей повышенной проходи мости «ЗИС-151», многоместных комфортабельных автобусов, уве личит выпуск легковых автомоби лей высшего класса «ЗИС-110»*. Сейчас автозаводцы успешно решают задачи, поставленные планом новой пятилетки. Нача лось оернйное произвоццство ма шин «ЗИС-110», готовится вы пуск мощных грузовиков «ЗИС - 150». Коллектив завода взял на себя обязательство: всемерно ис пользуя новейшие достижения науки и техники, досрочно выпол нить новый пятилетошй план, дать стране тысячи автомобилей сверх задания. На Парижской Мирной конференции Борьба вокруг статута Свободной Территории Триест Домадля строителей кораблей ЛЕНМНтРАД- СгпркМгалъиьпй трест Министерства, судострой, тельйой промышленности зедег большие работы по сооружению ж.илых зданий для строителей кораблей. Ленинградские судо строители cwqpD «вселятся! в нююьпй 6 -этажный дом иа Кузнецкой улице- Сэегтльое и уютные комнаь ты с бутовыми паркетными nouiau ми* радуааг глаз тщательной от делкой. Их будущие хозяева) по- шучигг все битовые удобства: газ, центральное отопление, вакны. В куядов небольшие шкалы с пол ками byj т- тпираваиы в стены. Всего в этом здании 72 квартиры. За* 8 месяцев этого гоцва ленин градские судостроители йолугчили» более 16.500 квадратных* мелров жилой площади. Строительный трест Министерства судострои тельной промышленности HafMe^aem до «кжща года одаль в эмаплоата- цдо еще 8j500 квадратных) мет ров ж и л о й площади. (ТАОС). ■■ _ ■■— 1 ■■ ПАРИЖ , 3 октября. (Спец. корр. ТАСС). На вчерашнем засе дании комиссии по политическим н территориальным вопросам для Италии, продолжавшемся с 9 ча сов 30 минут вечера до 6 часов утра, обсуждался вопрос о cmarry- . У Hafe деЙсГпв 1 иггешъно имеется большое обилие материалов; о ста туте для Триеста, но недостаток этим материалов главным образам тот, что они не системитлэирсваи ны. К сожалению эгго надо аквь зйггь и о докладе, который пред ставлен нам Комитетом по стаггу- ту Свободной Территории Три- есгг. Тем не менее, ив всех) этик материалов нельзя яе> усмотреть отчепшаваго наличия даух/ тен денций. Одна тенденция направле на нэ то, чтобы укрепить я даль ше развить все принципы • демо кратизма, которые уже заложены в решении Совета» Министров и именно в проекте статьи 16-й, точнее — в параграфе 6 -м этой •статьи. Другая тенденция, кото рая, я позволю себе, не взирая на дипломатические» условности, пряь мо это сказать, направлена) пропяв этого стремления укрепить и раз вить принципы * демократки в Триесте. Это очень -отчетливо проявилась в самом докладе Ко митета. Позгадая трея делегаций- США!, Великобритании и Фран ции, как заявил докладчик Стар- Бусман (Голландия) и как это зви писано в докладе, заключается в том, чтобы статуту Свободной Территории Триест придать 1 более ограниченный характер, чем это имеет (место в отношении статут® обычного государства!. Это — до словное выражение из доклада Комитета. Обратитесь к доокладу Комитета по статуту Свободной Территории я вы легко там най дете откровенное признание: ока зывается, трн делегации — деле гации США, Великобритании и Фравдки трудились ш д тем), что бы статут Свободной Террито рии Триест был менее всего по хож на статут «обьпчнопо госу дарства». А что это за} «обычное государство», капе не демократи ческое государство? Обычное го сударство — это демократиче ское государство, государство, опирающееся на принципы «демо кратии. (Но как признает сам док лад комитета», делегации США, Великобритании и Франции стре мились к тому, чтобы придатьвоз можно более ограничительный характер этому статуту Триеста по сравнению с тем, как это бы вает в обыкновенном демократи ческом государстве. Вот эта тен денция, которая направлена не н«а рашкгпгае демократических птанципов, какие установил проект Совета Ммнжтгюз в стаггъе 16-й, а наоборот, н» воз можно большее ограничение этих прдацигкщ, эта тенденция пдамо противоположна основной задаче, которую поставил пе,>ед -нами проект Совета Министров. Надо сказать, что это обшру- жилось очень (резко и и том об’еме власти губернатора», кото рая, по этим трем проектам, не исключая их из проекта, пред ставленного сегодня Кув де Мкх- рвилем от имени французской де легации, отличается такой широ той и размахом. Об’ем власти гу бернатора получается твчаым. В семам деле ему, гу бернатору, ввернется обеспечение мира! и безопасности) на Свобод ной Территории Триест, не Совету Безопасности*, а именно -губерна тору, который должен буквально облагодетельствовать всю эту тер риторию. Ему, губернатору, вве ряется забота о целостности и независимости Свободной Терри тории Триест. Ему для этого передаются соответствующие так называемые «средства» в виде жандармерии, полиции и, как это откровенно говорит распространен ный здесь британский проект от те Свободной Территории Триест Представитель Великобритания Беннет пытался обосновать пози цию британской делегации, олквь. аываюацеися предоставить Свобод ной Территории Триест демокра тический статут. Британский^ представитель ссылался э част ности на то, что «расовая враж да*, «забастовки» и «убийства!» якобы препятствуют предоставле нию Свободной Территории ста тута, обычного для демократиче ская государства Ой заявил* что Выступление А. Я. Вышинского 27 сентября, посвященный вопро су о временном режиме в Триеста, всякого рода военные сооружения, укрепления и военные управле ния. Вол, оказывается, чгго пред ставляет собой эта демократия не обычного государства — военные сооружения, укрепления и военные управления. Английский проект не указывает, пропив кого пред назначаются эти военные меры, но, отвечая на этот вопрос, яелы- зя не учитывать, что этолу воору_ женному с ног до головы губер натору противопоставляется без оружный народ будущей таи наи зываемой Свободной Территории Триест. С тагадал пониманием де мократичности статута вообще мы согласиться не можем- Все такие проекты мы должны отвергнуть и не -можем не отвергнуть, если не откажемся от общепринятого по нимания демократизма!, если ве откаокемся от согласованных в Совете Министров установок! и если не будем игнорировать за конных и справедливых требова ний триестинского народа. Вот почему мы не можем согласиться ни с проектами делегаций США], Великобритании и Франции, ни с большинством тех положений, ко торые содержатся в новом про екте, представленном Кув де Мторвилем. И это тем более, что все то, что в них приемлемо,—есть уже о решении Совета Минист ров, а то, что добавлено, — о т зывается совершенно неприемле мым. 'Вот примеры. В первом пункте французского проекта говорится, «что Совет Безопасности обеспечивает целост ность и независимость Свободной Территории. Это — правильно, это нужно принять. Но дальше гово рится, что на Совет Безопасности возлагается поддержание общест венного порядки*. Откуда это взя то? «В параграфе 2 решения Сои вегга Министров ничего не гово рится о том, что Совет Безопас ности будет обеспечивать об щественный порядок, а говорится только о том, что им обеспечи вается независимость и целост ность Свободной Территории Триест. Это совершенно другое дело. Мы не можем согласиться со статьями, которые воспроизводят такую широту административной власти губернатора!. Такие широ кие полномочия губернатора прев ращают его в высший правитель-. отвенный орган*, конкурируюпшй с правительством исполнительную власть», что несовместимо с прин ципом государственной независи- моста Свободной Территории Триест. Мы стоим на почве ре шения Совета Министров, кото рое имеет в виду оргавдзаодаю демократического государства, где власть должна прикяиьлежапъ народу и органам, ответственным перед народом. Я думаю, что не случайно со скамей британской делегаоции раздался здесь воттас: для чего народу эта власть? Ст-ранный возитлас. Я отвечу. На родному Собранию нужно дать власть потому что в Триесте должна быть народная власть. Народное Собрание должно осуществлять законодательную власть в Триесте. Эта власть должна быть и будет демократи ческой, а не бюрократической. Мы не против того, чтобы исполни тельная власть была ответствен ной перед народом, а, наоборот, за то, чтобы исполнительная власть была ответственна перед народом, вырашааювцим свою волю © На родном Собрании. Английский, американский• и французский проекты признают это э припшщ- пе. Да и ка» могут о т возра жал» против этого! Но так об стоит дело на словак. В дей- ствитетноспи податная ислол- | нительвди власть отдается этими проектами в руки губернатора, который не несет т а к ой ответ ственности перед) Народным Соб ранием. И вы ив воораноэете про тив этого, вы — представители западной и американской демо кратии, признающие я разделение власти я апветствеяность прави тельства перед Народным Собра нием, парламентом, палатой депу татов или как он иначе будет на зываться? Но мы возражаем про тив таки» прещугажений, так кик это является грубый нарушением основных прав народа, основный принципов демократизма». Мы не можем допустеть, что бы эта исполнительная власть осуществлялась губернатором. Мы не моокем согласиться с тем, тпобы это воюдило в его функ- п т . Почему? Потому, что губер натор — это страж и блюститель статута. Он должен, представляя* Совея* Безопасности, обеспечить*, чтобы статут выполнялся в со ответствии с темн принципами целостности и независимости Свободной Территории, которые глашены в проекте Совета -мдои Министров и выражены в статье 16 проекта мирного договора с Италией. Поэтому ооверкпенио недопустима я веяонятна с точки зрения принципов демократии та кая позиция, которую таю упорно защищают представители треоо делегаЕиий — США-, Англии и Франщии при поццдержке голланд ской и австралийской делегаций, добивающиеся стошьшироких пол. »омо»чий для губернатора!- Э т 'де легации еще несколько дней то му назад добивались, чтобы пред седателем Правительственного Совета был губернатор, чтобы он возглавлял Правительственный Совет или, иначе говоря, прави тельство. Я вижу, что в последнем доку менте ни ангиюйская, ни амери канская, ни французская делега ции уже этого предложения не тгздшэержниакот. Они отказались от него. Это — шаг вперед Но эти делегации все время защи щали это предложение, до казывая, •что вполне необхо димо, целесообразно и ра зумно такое положение, . ког да председателем Правитель ственного Совета, ответственного перед Законодательным Собрат- ем, будет губернатор, неответст венный перед] этим Законодатель ным Собранием. В действитель ности, это было бы извращением принципа деюкраггиа и мы воз ражали ивозражаем противтакого извращения. Но и по сегодняш нему французскому проекту, кото рый французская делегаций ре комендует, как некий компромисс, за губернатором сохраняются чрезвычайно широкие полномочия. Он имеет их также и по проектам США и Англии. ■Возьмите вопрос о назначении судей. Наяна 1 чение судей губери шторам противоречит принципу демократизма. Советская консти туции говорит, что судьи незави симы и ответственны только пе ред законом, и это правильно, так как соответствует принципу ; демократизма. А вы хотите предо- j ставить губернатору назначение судей и это называется демокра*- тией! Мы такую демократию назы ваем бюрократией! Это — прин ципы бюдхжратиема, а не демо кратизма. Поэтому мы предосте регаем против подобного -рода прищипки. Мы отвергаем такого в нынешней обстановке! Триестv нужна «сильная власть*- Британ ский делегат присоединился к французскому проекту -резолюции о статуте Свободной Территории. Затем выступил советский де легат Вышинский. родй принцип, паи метол органи зации судебный органов. Наконец, вопрос о демилита ризации и нейтралитете Свобод ной Территории Триест. Фран цузский проект говорит о том, что эта территория должна быть де. милитаризована, во не упоминает о том, что с этой территори г должны быть уведены иностран ные войска. -Вместо этого фран- цуский проект добавляет, что туда могут быть введены войска Советом Безопасности. Но по чему нужно записывать в статут такое положение, когда Совет Безопасности может вводить свои войска на любую территорию лю бого государства, при соблюде нии условий, установленных уставом Об’единенных наций? Не ясно ли, что указанное выше до бавление к тексту Совета Мини стров/ направлено специально на то, чтобы изобразить положение в Триесте, как смутное время, тре бующее чрезвьиайных полицей ских мер. Ведь здесь представи тель Великобритании говорил, что в Триесте нужно ограничить демократию, так как там проис ходят стачки, убийства и т. д. Но известно, что убийства про исходят не только а Триесте. В западных и заокеанских государ ствах немало совершается убийств. Что же касается стачек, то, если придерживаться взгля дов английского делегата, в Аме рике надо было бы ликвидировать все демократические права и гражданские свободы — столько там происходит стачек изо дня в день, что никогда Триесту и не снилось. Поэтому ссылка на стачки, как на причину ограни чения демократии, носит совер шенна искусственный характер. Это — мотив для того, чтобы как-нибудь оправдать ограниче ние нринцятов демократии, оправ дать чрезвычайные полицейские полномочия губернатора, cдeлaтF так, чтобы эта рождающаяся д> мократическая территория не бь£ ла похожа на настоящее демо кратическое государство. Вог куда пытаются нас тащить проек_ ты США, Англии и Франции, противопоставляющие всемогу щую власть губернатора безвла стию Народного Собрания и саи мого народа. Эти проекты дока зывают, что эти делегации сби лись с верного пути. Мы, советская делегация, за щищаем предложение Совета Министров и предлагаем ограни читься тем, *гто наша комиссия примет статьи, которые соответ ствуют решению Совета! Мини стров. Мы предлагаем остальные статьи здесь не рассматривать, а передать их Совету Министров для того, чтобы Совет М инистров в более спокойной и менее то ропливой обстановке закончил разработку этого вопроса. Мы уверены, что в таком случае можно будет найти средства и способы, которые помогут пригти» к успешному разрешению этой трудной, но столь важной и в высшей степени Ответственной проблемы. 9 9 * Представители Югослаййй, Бе лоруссии и Польши высказались против французского предложе ния, указывая, что оно противо-» речит согласованным решениям Совета Министров Иностранных* Дел и лишает население Триеста демократических) npteB. С дрлпгой стороны, представите ли США, Австралий rt Китая поддержали французское предло жение. Ответственный редактор А. ДИВАВИН. ш m u Занав № 478,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz