Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.
У Е С 1. ПЕРВОЕ ГРОЗНОЕ ИСПЫТАНИЕ Буксировка пловучего дока через океан — дело нелегкое. •Наш экипаж прекрасно понимал всю важность полученного зада ния, ответственность за его вы полнение, а также трудности не бывалого в нашей практике по хода. Послепродолжительной и .тщательной подготовки, приняв на борт необходимые запасы про довольствия, горючего и материа лов, 7 августа 1946 года мы вышли в море. Буксировали нас ледоколы «Алеша Попович», «Илья Муромец», танкер «По лярный» и присоединившийся к экспедиции несколько поздне «Ермак» — «дедушка» ледоколь ного флота. Балтийское моребыло в то время спокойно, но, когда мы подходили к Гетеборгу (Швеция), неожиданно появился свежий ве терок, который постепенно уси лился до 2— 3 баллов. Море на чало штормить, а через песколько часов шторм достиг уче 8 бал лов. Волны с огромной скоростью неслись на док, с грохотомразби вались о его борта, заливали па лубу. Движение вперед стало невозможным. Буксиры легли в дрейф, и док принял роль... бук сировщика, удерживая корабли, которые относило ветромот бере га в море. Пользуясь временным зати шьем, мы дошли 1 1 августа до Гетеборга, где из-за продол жавшегося шторма вынуждены были статьна открытый рейд. Шторм, между тем, усиливался. Е 14 августа он достиг уже 10 баллов. Огромные водяные валы с грохотом разбивались о борта до ка, сильно раскачивая его. Усомнившись в надежностивось мидюймовых тросов, я приказал отдать якорь и как раз в это вре мя буксиры лопнули. Якорь был отдан,но оя не мог долго вы держивать док. Нас понесло к острову,и столкновение было негминуемым. Скрипя и содро гаясь, док лет на скалистую гряду... В отсеки через пробоины хлынула вода. Личны" состав мужественно боролся ва живучесть. Офицеры Оксман, Крошилов, Толстых, За харов и Сипяков личным примером увлекали за собой мат росов. Матросы Бондаренко, Тума нов, Статуев, Шлыгин, Козин с риском для жизни проникал в затоплепные отсеки, заделывали и цементировали пробоины, вос станавливали откачивающую ма гистраль, спасали оборудование. Трюмный моторист Алексей Туманов, получив приказание раз’единить линию валов и тем предотвратить деформацию ее и спасти моторы, преодолевая сильные порывы ветра, проник в отсек и, не задумываясь, оку нулся в ледяную воду. Разду мывать было некогда: от ударов волп в борт докавал мог дефор- лпроваться, моторы — выйти из строя. За Тумановым последовали матросы Апдреев, Борисов, ,'Гух- ватулин. Посипевшие от холода, промокшие до нитки, вышли мо тористы из отсекь, когда моторам г- угрожала опасность. По отды хать не пришлось. В четвертое а На пловучем доке ч е р е з океан пятом понтонах вышла из строя откачивающая магистраль. Не обходимо было вос тановить ава рийную систему, для чего поста вить несколько специальных за глушек в трубы большого дна- Pi.c коз команоира плеву чего Сока капитана 3 ранга С. Д. ХУСИД ш метра. Алексей Туманов вновь рЯКаХ) появились заметки, скеп- опустилсяв отсек и около суток работал по пояс в воде. Одновременно велись работыпо обследованию профиля дна в районах посадки дока на камни. Этуоперацию выполняла водраз ная группа во главе с Василием Козиным. Труд водолазов без преувеличения можно назвать героическим. Неутихающий шторм поднимал и сноваопускал док на камни. Свист ветра, скрежет ме талла и гром разбивающихся о борта водяных валов оглушали людей. Но советские моряки упорно продолжали работу. Васи лий Козин первым ушел под во ду. Он ползком пробирался от камня к камню, ощупывая места соприкосновения дока с грунтом, разведывал профиль дна. Водо лазная разведка помогла нам безошибочно разработать меро приятия по снятию дока с мели. Водолазы Бондаренко и Статуев по примеру своего командира не сколько раз уходили под воду, заделывали пробоины, разведы вали новые повреждения. Героический труд экипажа по зволил в короткий срок залечить раны в корпусе дока. И когда море утихло, все подготови тельные работы были закончены. Положение, однако, было настоль ко серьезным, что возникало опасение: удастся лп снять док с банки? Но боевое настроение экипажа, его решимость и само отверженность в работе рассеива ли все сомнения. Офицеры и матросы не спали 4 суток. Они проявили инициативу и мастер ство в борьбе со стихией. Осо бенно отличились в это время офицеры Оксман и Крошилов. Буксировка советского дока по океану привлеклак себе, между прочим, внимание иностранной прессы. На страницах некоторых зарубежных газет, корреспонден ты которых имеют весьма смут- тическиутверждавшие, что боль шой русский док, во время штор ма «потерпевший кораблекруше ние», едва ли советским моря кам удастсяснять с мели. А иные газеты просто заявляли, что русские вынуждены будут зимо вать в иностранном порту. Ка ковоже было разочарование этих скептиков, когда 19 августа, спустя сутки после шторма, они не обнаружили на рейде ни дока, ни других советских кораблей.. В ночь на 19 августа море успокоилось. Тщательно осмот рев док, поставив дополнительные крепления в местахповреждений, мы снялисьс мели. Личный со став понимал, что впереди океан готовит нам много новых «сюр призов», что много еще будет опасных бессонных ночей. Но никакая сила не могла сломить волю советских моряков, идущих к родным берегам. Нагрузка па матросов и офи церов при движении дока не уменьшалась. Условия букси ровки вынуждали нас очень ча сто изменять длинутросов. При это:.) надо учесть, что тросы вы травливались и выбирались в ос новном вручную. Достаточно сказать, что за время перехода было произведено до 30 шварто вок, выбраио5250 метров вось мидюймовых концов, 2 2 0 0 мет ров шестидюймовых и 7450 мет ров 2,5 дюймовых. 2. 86 ЧАСОВ ПОД ВОДОЙ помочь отделить помпу от фунда- :едный, усталый вы- но снимать Штормовая погода не оставляла нас. Она требовала от экипажа неимоверных усилий. И снова отличились водолазы. ...В подбашенном отсеке обра зовалась пробоина, в которую сильнойструейначалабить вода. Доку грозила серьезная опас- __ ____ _ ность. Водолаз Василий Козин вое представлениео советскихмо- получил задание ликвидировать 1 находчивость и мастерство проя повреждение, спасти отливную систему. Лежа внизголовой,водолазна щупывал болты крепления пом пы, в темноте отдавая ключом контргайки и гайки. Док сильно качало. Перемещавшаяся по от секу вода сносила водолаза к пробоине, но Козин крепко дер жался одной рукой за трубы, а другой продолжал работать. В таком положении лежал он не сколько часов. Когда все 18 бол тов были отданы, Козину подали тросы. Заработали тали. Водолаз получил сигнал подниматься, но он потребовал еще лом, чтобы ь ото мента. Бл шел он из отсека, скафандротказался. Вдохнув свежего воздуха, Ко зин вновь ушел под водуи начал ставить заглушки на патрубки отливной магистрали для того, чтобы ввести в строй вакуумную систему. Выполнив и это зада- . нне, водолаз поспешил иа помощь ] к Бондаренко и Отатуеву, кото рыетакже работали под водой. Бондаренко обладает не мень шей физической силой,чем Ко зин. Но условияи напряженность работы заметно утомили водола за. Он семь раз без отдыха ухо дил нод в<цу, заделал несколько мелких пробоин, и усталость брала свое. Бондаренко, однако, не думал об отдыхе. Заслуги наши героев-водола- зов в борьбеза плавучесть дока отмечены командованием. Козин, Статуев и Бонда ренко являются лучшими из лучших. За время по хода Козин пробы 1 л в открытой океане под водой 8 6 часов, Бон даренко — 48. Такую нагрузку кожет выдержать тольковынос ливый, в совершепстве владею щий своей специальностью мат* рос. Такая работа под силу только нашему советскому моря ку, сознающему ответственность за порученное дело, сознательно идущему на любой риск во шея общего де!ла. Исключительную выносливость, У частники перехода черев огеаВ (слева нактрэоо): старший матрос Туманов, стлригегй лейте нант Крош-иЛов, матрос Борисов, яияс€яер-юа)шггаи 2 раЯга Синжав, старшие запросы Черепашенко и Шлыгин. Фаю В. Палий._____ вил вкипаж дока во время шторма 5 сентября. Идя в види мости берегов уже 4 сентябрямы начали подыскивать тихую бух ту, где бы можно было укрыться от неожиданно поднявшегося ветра. Закрытой бухты найти нам не удалось, и мы останови лись почти в открытом море. Утром 5 сентября ветер еще уси лился, и док сильнораскачало, в буксиров все чаще и чаще ста ли поступать команды: «Крв- пнться!». з. КОММУНИСТЫ ВПЕРЕДИ Шторм, между тем, усиливало!. Металл не выдерживал, необход^й было ставить дополнительное крепление. Успех работы эце»- тросварщиков зависел полно стьюот безотказного действия электросварочногоагрегата, гд* вахту неслиПоломодов иМатвее ? .4 Генератор большой мощности, oil( который летели водяпые брызги* мог в любой момент остановиться ■ Матвеев в течение двух суток н| уходил с поста, устраняя не -1 Цф исправности на работающем аг* регате. Он обеспечил постановку пеобеюдидых дополнительных креплений. Трюмный машинист 8 класс» Антон Скрыпниченко полу чил задание усилить крепле ние между понтонами. Заполнив карманы инструментами матрос, окруженный бушующей водой, проработал без $|ерврыва 28 ча' сов. Выносливости Окрыпннченк» удивлялись даже его товарищи* сами показывавшие пример оа* моотвержеиности. 1 К вечеру 5 сентябришторм до стиг 11 баллов. Передвигаться по палубе,-не говоря уже о тра пах, стало нбвооможио. Морякн^_ с обветренными лицами, с вос^» паленными от бессонницы шаза^^ ми, промокшие до нитки боролись за живучесть дока. Водолазы,- руководимые Василнеи Козиным, не выходили из воды, ставя 'пла стыри на поврежденные подвод ные части дом. Следует отметитьавангардную роль коммунистов и коисомоль- цев в организаци и сплочении^ личного состава. Коммунисты- офицеры тт. Синяков, Оксман • трудные минуты находились ив самых опасных участках, под бадривали матросов, (помогали ни делом. Послешторма было собра- но совещание партийного и кои-, сомольского актива, где была- поставлена задача — мобилизо вать личный состав на быстрей* шее устранение неисправно стей. Выполнить эту задачу ока залось возможный только лич ным примером активистов. Команда дока весь оставшийся промежуток пути продолжала 'Л ходу бороться с морскойстихией. Утром 19 септябряна гори зонте показались родные берега. С чувством радости и гордости вошли мы в паши воды. Нет большего счастьядля советского моряка, чем счастье после дли тельного плавания вокруг чу жой земли увидеть свою родиу» qpii.’iхлf Записал И. БЕРЕЗКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz