Краснофлотец. 1946 год. Октябрь.

У Е С 1. ПЕРВОЕ ГРОЗНОЕ ИСПЫТАНИЕ Буксировка пловучего дока через океан — дело нелегкое. •Наш экипаж прекрасно понимал всю важность полученного зада­ ния, ответственность за его вы­ полнение, а также трудности не­ бывалого в нашей практике по­ хода. Послепродолжительной и .тщательной подготовки, приняв на борт необходимые запасы про­ довольствия, горючего и материа­ лов, 7 августа 1946 года мы вышли в море. Буксировали нас ледоколы «Алеша Попович», «Илья Муромец», танкер «По­ лярный» и присоединившийся к экспедиции несколько поздне «Ермак» — «дедушка» ледоколь­ ного флота. Балтийское моребыло в то время спокойно, но, когда мы подходили к Гетеборгу (Швеция), неожиданно появился свежий ве­ терок, который постепенно уси­ лился до 2— 3 баллов. Море на­ чало штормить, а через песколько часов шторм достиг уче 8 бал­ лов. Волны с огромной скоростью неслись на док, с грохотомразби­ вались о его борта, заливали па­ лубу. Движение вперед стало невозможным. Буксиры легли в дрейф, и док принял роль... бук­ сировщика, удерживая корабли, которые относило ветромот бере­ га в море. Пользуясь временным зати­ шьем, мы дошли 1 1 августа до Гетеборга, где из-за продол­ жавшегося шторма вынуждены были статьна открытый рейд. Шторм, между тем, усиливался. Е 14 августа он достиг уже 10 баллов. Огромные водяные валы с грохотом разбивались о борта до­ ка, сильно раскачивая его. Усомнившись в надежностивось­ мидюймовых тросов, я приказал отдать якорь и как раз в это вре­ мя буксиры лопнули. Якорь был отдан,но оя не мог долго вы­ держивать док. Нас понесло к острову,и столкновение было негминуемым. Скрипя и содро­ гаясь, док лет на скалистую гряду... В отсеки через пробоины хлынула вода. Личны" состав мужественно боролся ва живучесть. Офицеры Оксман, Крошилов, Толстых, За­ харов и Сипяков личным примером увлекали за собой мат­ росов. Матросы Бондаренко, Тума­ нов, Статуев, Шлыгин, Козин с риском для жизни проникал в затоплепные отсеки, заделывали и цементировали пробоины, вос­ станавливали откачивающую ма­ гистраль, спасали оборудование. Трюмный моторист Алексей Туманов, получив приказание раз’единить линию валов и тем предотвратить деформацию ее и спасти моторы, преодолевая сильные порывы ветра, проник в отсек и, не задумываясь, оку­ нулся в ледяную воду. Разду­ мывать было некогда: от ударов волп в борт докавал мог дефор- лпроваться, моторы — выйти из строя. За Тумановым последовали матросы Апдреев, Борисов, ,'Гух- ватулин. Посипевшие от холода, промокшие до нитки, вышли мо­ тористы из отсекь, когда моторам г- угрожала опасность. По отды­ хать не пришлось. В четвертое а На пловучем доке ч е р е з океан пятом понтонах вышла из строя откачивающая магистраль. Не­ обходимо было вос тановить ава­ рийную систему, для чего поста­ вить несколько специальных за­ глушек в трубы большого дна- Pi.c коз команоира плеву чего Сока капитана 3 ранга С. Д. ХУСИД ш метра. Алексей Туманов вновь рЯКаХ) появились заметки, скеп- опустилсяв отсек и около суток работал по пояс в воде. Одновременно велись работыпо обследованию профиля дна в районах посадки дока на камни. Этуоперацию выполняла водраз­ ная группа во главе с Василием Козиным. Труд водолазов без преувеличения можно назвать героическим. Неутихающий шторм поднимал и сноваопускал док на камни. Свист ветра, скрежет ме­ талла и гром разбивающихся о борта водяных валов оглушали людей. Но советские моряки упорно продолжали работу. Васи­ лий Козин первым ушел под во­ ду. Он ползком пробирался от камня к камню, ощупывая места соприкосновения дока с грунтом, разведывал профиль дна. Водо­ лазная разведка помогла нам безошибочно разработать меро­ приятия по снятию дока с мели. Водолазы Бондаренко и Статуев по примеру своего командира не­ сколько раз уходили под воду, заделывали пробоины, разведы­ вали новые повреждения. Героический труд экипажа по­ зволил в короткий срок залечить раны в корпусе дока. И когда море утихло, все подготови­ тельные работы были закончены. Положение, однако, было настоль­ ко серьезным, что возникало опасение: удастся лп снять док с банки? Но боевое настроение экипажа, его решимость и само­ отверженность в работе рассеива­ ли все сомнения. Офицеры и матросы не спали 4 суток. Они проявили инициативу и мастер­ ство в борьбе со стихией. Осо­ бенно отличились в это время офицеры Оксман и Крошилов. Буксировка советского дока по океану привлеклак себе, между прочим, внимание иностранной прессы. На страницах некоторых зарубежных газет, корреспонден­ ты которых имеют весьма смут- тическиутверждавшие, что боль­ шой русский док, во время штор­ ма «потерпевший кораблекруше­ ние», едва ли советским моря­ кам удастсяснять с мели. А иные газеты просто заявляли, что русские вынуждены будут зимо­ вать в иностранном порту. Ка­ ковоже было разочарование этих скептиков, когда 19 августа, спустя сутки после шторма, они не обнаружили на рейде ни дока, ни других советских кораблей.. В ночь на 19 августа море успокоилось. Тщательно осмот­ рев док, поставив дополнительные крепления в местахповреждений, мы снялисьс мели. Личный со­ став понимал, что впереди океан готовит нам много новых «сюр­ призов», что много еще будет опасных бессонных ночей. Но никакая сила не могла сломить волю советских моряков, идущих к родным берегам. Нагрузка па матросов и офи­ церов при движении дока не уменьшалась. Условия букси­ ровки вынуждали нас очень ча­ сто изменять длинутросов. При это:.) надо учесть, что тросы вы­ травливались и выбирались в ос­ новном вручную. Достаточно сказать, что за время перехода было произведено до 30 шварто­ вок, выбраио5250 метров вось­ мидюймовых концов, 2 2 0 0 мет­ ров шестидюймовых и 7450 мет­ ров 2,5 дюймовых. 2. 86 ЧАСОВ ПОД ВОДОЙ помочь отделить помпу от фунда- :едный, усталый вы- но снимать Штормовая погода не оставляла нас. Она требовала от экипажа неимоверных усилий. И снова отличились водолазы. ...В подбашенном отсеке обра­ зовалась пробоина, в которую сильнойструейначалабить вода. Доку грозила серьезная опас- __ ____ _ ность. Водолаз Василий Козин вое представлениео советскихмо- получил задание ликвидировать 1 находчивость и мастерство проя повреждение, спасти отливную систему. Лежа внизголовой,водолазна­ щупывал болты крепления пом­ пы, в темноте отдавая ключом контргайки и гайки. Док сильно качало. Перемещавшаяся по от­ секу вода сносила водолаза к пробоине, но Козин крепко дер­ жался одной рукой за трубы, а другой продолжал работать. В таком положении лежал он не­ сколько часов. Когда все 18 бол­ тов были отданы, Козину подали тросы. Заработали тали. Водолаз получил сигнал подниматься, но он потребовал еще лом, чтобы ь ото мента. Бл шел он из отсека, скафандротказался. Вдохнув свежего воздуха, Ко­ зин вновь ушел под водуи начал ставить заглушки на патрубки отливной магистрали для того, чтобы ввести в строй вакуумную систему. Выполнив и это зада- . нне, водолаз поспешил иа помощь ] к Бондаренко и Отатуеву, кото­ рыетакже работали под водой. Бондаренко обладает не мень­ шей физической силой,чем Ко­ зин. Но условияи напряженность работы заметно утомили водола­ за. Он семь раз без отдыха ухо­ дил нод в<цу, заделал несколько мелких пробоин, и усталость брала свое. Бондаренко, однако, не думал об отдыхе. Заслуги наши героев-водола- зов в борьбеза плавучесть дока отмечены командованием. Козин, Статуев и Бонда­ ренко являются лучшими из лучших. За время по­ хода Козин пробы 1 л в открытой океане под водой 8 6 часов, Бон­ даренко — 48. Такую нагрузку кожет выдержать тольковынос­ ливый, в совершепстве владею­ щий своей специальностью мат* рос. Такая работа под силу только нашему советскому моря­ ку, сознающему ответственность за порученное дело, сознательно идущему на любой риск во шея общего де!ла. Исключительную выносливость, У частники перехода черев огеаВ (слева нактрэоо): старший матрос Туманов, стлригегй лейте­ нант Крош-иЛов, матрос Борисов, яияс€яер-юа)шггаи 2 раЯга Синжав, старшие запросы Черепашенко и Шлыгин. Фаю В. Палий._____ вил вкипаж дока во время шторма 5 сентября. Идя в види­ мости берегов уже 4 сентябрямы начали подыскивать тихую бух­ ту, где бы можно было укрыться от неожиданно поднявшегося ветра. Закрытой бухты найти нам не удалось, и мы останови­ лись почти в открытом море. Утром 5 сентября ветер еще уси­ лился, и док сильнораскачало, в буксиров все чаще и чаще ста­ ли поступать команды: «Крв- пнться!». з. КОММУНИСТЫ ВПЕРЕДИ Шторм, между тем, усиливало!. Металл не выдерживал, необход^й было ставить дополнительное крепление. Успех работы эце»- тросварщиков зависел полно­ стьюот безотказного действия электросварочногоагрегата, гд* вахту неслиПоломодов иМатвее ? .4 Генератор большой мощности, oil( который летели водяпые брызги* мог в любой момент остановиться ■ Матвеев в течение двух суток н| уходил с поста, устраняя не -1 Цф исправности на работающем аг* регате. Он обеспечил постановку пеобеюдидых дополнительных креплений. Трюмный машинист 8 класс» Антон Скрыпниченко полу­ чил задание усилить крепле­ ние между понтонами. Заполнив карманы инструментами матрос, окруженный бушующей водой, проработал без $|ерврыва 28 ча' сов. Выносливости Окрыпннченк» удивлялись даже его товарищи* сами показывавшие пример оа* моотвержеиности. 1 К вечеру 5 сентябришторм до­ стиг 11 баллов. Передвигаться по палубе,-не говоря уже о тра­ пах, стало нбвооможио. Морякн^_ с обветренными лицами, с вос^» паленными от бессонницы шаза^^ ми, промокшие до нитки боролись за живучесть дока. Водолазы,- руководимые Василнеи Козиным, не выходили из воды, ставя 'пла­ стыри на поврежденные подвод­ ные части дом. Следует отметитьавангардную роль коммунистов и коисомоль- цев в организаци и сплочении^ личного состава. Коммунисты- офицеры тт. Синяков, Оксман • трудные минуты находились ив самых опасных участках, под­ бадривали матросов, (помогали ни делом. Послешторма было собра- но совещание партийного и кои-, сомольского актива, где была- поставлена задача — мобилизо­ вать личный состав на быстрей* шее устранение неисправно­ стей. Выполнить эту задачу ока­ залось возможный только лич­ ным примером активистов. Команда дока весь оставшийся промежуток пути продолжала 'Л ходу бороться с морскойстихией. Утром 19 септябряна гори­ зонте показались родные берега. С чувством радости и гордости вошли мы в паши воды. Нет большего счастьядля советского моряка, чем счастье после дли­ тельного плавания вокруг чу­ жой земли увидеть свою родиу» qpii.’iхлf Записал И. БЕРЕЗКИН.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz