Краснофлотец. 1946 год. Ноябрь.

Иэ боевого опыта Вождение корабля в условиях полярной ночи Плавание корабле# в услоярях Ьслярной ночи является истьгтаи нче* их экипажей ва выносли. зость. делостц находчивость, в» умение решать задачи в сложно! обстановке. Частью шпоры**, снежные заряды, туманы, большая продолжительность темного ерей иеяи суток, низкие температуры — поч*пл постоянные сву тнж и полярной н о т В этих условиях. особо ответственную рощ» про. обретает вопрос кораблевожде­ ния. Корабли- Северного флота имеют немалый опыт плавания в сложной обстановке поляриой нота Использсгаание этого опыта есть первейшая» обязаянюспъ каждого шту.рмзеа я колгаищш корабля. Перед выходом корабЬтя в ма­ ре на •выполнение любого задания командир и штурман выбирают маршрут перехода с учетом опе­ ративной и навигационной обета. лоция и наблюдения аа дрейфом корабля. Не менее а&жзд для в е д е т корабиц вообще в особенно в ус. ю т малой видимости иметь якхшую уверенность ‘в" точном W- Хороши подготовка- залог успеха Материальная чзеть зимой работает бесперебойно Наступила суровая офЦю&я зяма. Намного усложнилась ра­ бота летного ж технического оос- пвл и ю Чн - Обмушнмние хождоям корабля ж заданном полетов в зимнее время требует Некоторые молодые особенно тщательно# н нродуман- “ i ной подготовка. Механики нашего лается сугубо сшаборвлш. За подразделения старший сержант время Великой Отечественной Косцов, сержант Гузеев н млад­ ший сержант Волков щювильяо поняли ответственность этого пс- вс&иы при олааални кораблей в штормовых условиях и на манеа. f *'т'лвллни наблюдались случал . . . - выхода гирокомпиэв из нерадив- Р®°Да боевой (учебы и оаблагопре” иа. Поэтому показания гтохжсии паса, особеввю, если нет возмп-’-. мешго подготовились к зиме. Успешно помогают молодым мс- вости определять е. о поправку хайякам младший техник-лейте- астрономическим или навигаци. 7™ “ _____ оввым способов, необходимо по. j ^ Камаев и сержант Лувдин. стаями контролировать путем Опереди еще много (работы сличения с показаниями матшп* н трудностей, но бывалые воины уверенно встречают пат'яриую зиму. Материальная часть будет работать бесперебойно — в этом залог хорошей подготовки. Полярная зима не страшна, j ных компасов. При длаишпи в сэежую погоду иопкк. Затем да пуп-евмя «иртад я особеаао в сильных штормах наиболее крупного масштаба | хюммдпр и mr?jv»aa должны штурман делает тщательтауто 1обязательно учитывать падение предварительную проюижу, от. 1путевой скорости от рысканий мечая на картах ваеигвдюкиые кораби 1 я на волнении. Отклонения опасности, отдельные оггличи. т заданного курса ор* этом мо. еС1И все во-время предусмотреть., тельные глубины, орисатяры для гут достигать значительных раз. Так и поступают в нашем под навигационных обсерваций, радио, мюраа. Так, «аврвмер, при слето- , разделении станции и радиомаяки для рЛдво. в а я т группы кораблей в 194(2 пеленгования. . ГОду дря состоянии моря ^—9 Еще до выхода в море необхо. j баллов «гуйямя» даже у опыт. Димо ознакомиться с гидрометео. ( ИЫХ руЛввых достигали 2 5 — 30 ро.топической обстановкой- района плавания, проанализировать влия­ ние действующих ветроэ на харак­ тер приливно-отливных и поста. имижиях паляшюй ятошх течений, от учета кошры£ в значительной степени зависит градусов; что вызывало падение путевой скорости «а. 13 — 15 про. центов. Сержант Б. РОЩИК. На миноносце «Жаркив» старший матрос А. Адамович считается ] одним Из лучших радистов. Он отличаю владеет специальностью. Фото В. Паший. О СТАРШИНАХ УЧЕБНОГО ОТРЯДА В Учебном отряде вдут строе­ вые занятия. Инструктор стар- ночн «немыслимо без системата. точность путеночисления. i ■ ® ий ма7Р(Н! Кудрицкий команду- оолучают ; -ет сменой. Занятия длятся ухе Внешний вид и конфигурация побережья в зимнее время резко отлэтны от летней. П оэтому * м изучена» морского театра нужно использовать имеющиеся сведения штурманов, вернувшихся аедавяо из предстоящего района, пшава- ни я. Основой кораблевождения в условиях полярной яочя является аккуратное счисление с исполь­ зованием всех нмеемых штурман­ ских приборов и- с обязателен™ учетом гидрометеорологических факторов — течения я дрейфа». Пренебреженае учетом тече*итя и- дрейфят или учет их «наглг*- эок» особенно в маугую види­ мость может привести к пагуб­ ным последствиям. Об этом сей. детельствуют некоторые примеры из опыта Великой' Отечественной войны. Так, -wan-piPMeip. эсюадрениыА миноносец «Раз*яренный», выхои дя в сплошном тумане на» выпол­ нение боевого задания, лег по счислению на курс следования, не учитывая при этом огливдого течения. Оказалось, что задр’г ’ый курс вел корабль прямо на остров­ ин». Только своевреайевно от-рябю» тайный аварийный ход назад, по. эзолил избежать аварии. Не менее -показателен и сле­ дующий пример. Подразделение ^смин'цев, закончив конвоирование транспортов, возз»ращалось в базу со скоростью 24 узла. Штурман головного эсминца считал, что влияние течения и- дрейфа т та­ кой скорости столь незначитель­ но, что учитывать его не оледует. В -результате фактический курс вел корабли через опасный райов. Лишь улучшение видимости и определение места корабля со 0ТК'РЫ .ВШ ‘И1М»СЯ о гн ям маяков по­ зволили испра 1 ашъ ошибку. Приведенные случаи лаглздю1 показывают, что счисление всег­ да необходимо вести с учетом течения и дрейфа, используя при этом новейшие атласы течешй, но широкое примелете астрономические радгвоеаагадо. j больше недели, а он не нанодит ошьве овсервапта, о!ч>едвлеяия яичего другого, как командовать: но глубкаа*. Бае эти стоЬобы) 1 по технике их выполнения не — Головку повыше, орлы! представляют йрушности в лишь Тверже шаг! требуют систематической трени. j ~ _ ___лЯ „ роЕКн как пр» плавании е море, | Стоит взглянуть на строй, и так -и при стоянке в базах в целясс ; видно, что людя еще не научи- «ювышемя быстроты я точности | д^сь готовиться к построению: у получаемых результатов. j ОдН0Г0 дуговиод повисла, •второй Командирам кораблей следует помнить, что излишняя самоуве­ ренность в счислении, ореяебре. жение всесторонним контроле* места корабля в большинстве случаев приводит штурмаяо® ю значительным ошибкам. Для иллюстрации можно при. вести следующий пример из опы­ та ОпечесФэйняой войяьъ. Два эемшща, выпоишмв боевое зада­ ние, возвращались ц Сазу. Опре­ делившись по крюйслелеягу мал. ка сН», корабли вошло а сливош- но£ снежный заряд. При подходе к базе штурман готового кораб­ ля. полагаясь ва счисление, сде­ лал поворот яа яурс для входа в залив. Фактически корабли, сле­ дуя в кильватере*, вышли на» мыс Только благодаря своевре­ менному аварийному ходу яабад головной корабль набежал серьез. , ных повреждений. Сзади идущий зарме, ою организации службы. корабль, полностью полагаясь на | Ку1рщкий н 0ДИН(П£. Есть в точность прокладки головного, 1 4 А . „ . также не саог цредуцреггигь об этьй школе старшии матрос По*- опасности. i лонский. Это хороший моряк и Командир корабля и штурман специалист, но когда ему пору- июогда не должны полагаться чили командовать сменой, Полюя* на показания одного лряйора. на CR g обнаружил полную не при­ данные, полученные только одши „ способом. Использование всех ! годность к этому. Ведь, кроме возможностей для систематиче­ ского всесторотепо контроля места кораблд, для проверки ра­ нее полученных данных, являет­ ся необходим!** требованием уве­ ренного плавания в сложных ус. лониях полярной И0ЧИ. неправильно подпоясан, у треть­ его оторвалась тесемка на шапке. Что должен был сделать Куд- рицкнй? Заставить каждого привести свое обмундирование в подлинно воинский вид. Но как он сделает это, если и сам нарушает форму одежды? Он не умеет видеть, не знает, как требовать устранении недостатков. F него нет коман­ дирского взгляда на то, каким должен быть боец, нет должной требовательности. Если даже «го оказывается Кудеивдьому не под силу, то сто­ ит ли говорить о порядке в ка* Каютанлейтенант А . ТЮ НЯЕВ. СТАЛИ ШТАТНЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ Год тому назад ва подводву* лодку пришли хоходые матросы Ефремов, Рябов, Парамонов. Они ревностно приступили к изуче­ нию своей специальности. Под руководством старшин-эверх- срочников Власова, Оборина, Ле­ бедева они овладевали искусством потводнпюов. К концу ц.рвого года своего цребываегия яа гвардейском ко­ рабле молодые подводники при­ шли с отличными показателями в боевой и политической подго­ товке. Сейчас они сдали зачеты и назначены на должности штат­ ных специалистов. Гвардии натрое С. КУРМАШЕВ. знания специальности, командир данными, иыть хорошо подготов­ ленным в общевойсковом отно­ шении, уметь воспитывать под­ чиненных. Этого*го у Полонского и не о'казалось. Его сняли со смены, назначили на другую дол­ жность. Почему Полонский, Кудрицкпй и другие оказались в таком по­ ложении? Несколько лет теогу назад По­ лонский прошел курс общевой­ сковой подготовки в Учебном от­ ряде я с того времени никогда с ней не сталкивался. Помнит ли он, чему его, рядового бойца, тогда учили? Никакой дополни­ тельной подготовки Полонский не имел. Самому командовать отде­ лением не приходилось. Он и хо­ тел бы, да не может ни командо­ вать сменой, ни воспитывать подчиненных. Есть в Учебном отряде и дру­ гие старшины, у которых в сме­ нах все на своем месте, которые являются настоящими воспита­ телями своих подчиненных. В свое время как лучших, во всех отношениях подходящих для обу­ чения и воспитания флотской мо­ лодежи их оставили в школе, на­ учили командовать, обучать и воспитывать подчиненных. Луч­ шие старшины Учебного отряда тт. Лебедев, Попов, Руженцев на первом году службы окончили здесь школу, стали младшими командирами, регулярно проходп- смены должен обладать волевыми ли корабельную практику и пре­ вратились во всесторонне подго­ товленных инструкторов. Проверенная годами практика отбора в Учебный отрад лучших людей с целью подготовки из них младших командиров была в последние годы подменена обич*. ным комплектованием школ стар­ шинскими кадрами. В прошлом году «омандованмя школы, где начальником майор тов. Таушканов, удалось отобраггь н оставить в школе нескольм лучших людей и дать им двух­ месячную практику на корабнх флота. Старшие матросы тт. Су­ ровцев, Пертяков и другие т этой группы стали хо|ышнми и н ^ ^ структурами. Щ Р Школы Учебного отряда долж­ ны быть образцовыми воена»* морскими частями. Это возможно лишь в том случае, когда школы имеют образцовый командный состав, в первую очередь, стар­ шинский состав. Броме того, не­ обходимо учесть, что об’ем работы инструктора школы Учебного от­ ряда равнозначен об’ему работы помощника командира взвоза в условиях сухопутных войск. Все это настоятельно требует реши­ тельно улучшить дело ^годбора и подготовки старшин для Учебного отряда. Надо возродить практику отбора школами лучших людей из своих воспитанников. Лейтенант II. МИРОНОВ. Овладели мастерством гвардейцев На всю жизнь ыт оапо'мнился день, когда я впервые ступил на палубу гвардейской краснозна­ менной подводной лодки, имею­ щей на своем счету девять побед над врагом в годы Отечественной войны. Вначале для меня все было | ново и непривычно. Я понимал j всю ответственность, которая !, ложилась на мешя, как на члена I гвардейского экшажа, и во всем старался быть похожим на опыт­ ных воинов, брал с них пример. Лодка находилась в ремонте. Нам, новичкам, повезло — мы могли видеть все механизмы ра­ зобранными и детально их изу­ чать. Старослужащие матросы Проводили помногу часов с нами, показывая и об’яшяя устройство лым,и матросами, механизмов, систем, вооружения. Особенно много внимания нам •уделил гвардии старшина 1 статьи Стребикиш. Благодаря помощи бывалых подводников, мы за короткий срок «дали яь* замен на штатных специалисте* и были допущены к самостоя­ тельному несении вахт. Сейчас, занимаясь боевой под­ готовкой рука об руку с #ыи- эавоевавшями гвардейскую славу, мы пережи­ маем у них гвардейский стиль ■ гвардейское мастерство. Гвардии матрос А. П0ДГУ30В.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz