Краснофлотец. 1946 год. Ноябрь.
Стал штатным специалистом Год назад к нам на подводную So,тк.у прибыли молодыо матросы. Придя в исубрик, новички Ха- !баров, Чупунов, Чулков внима тельно всматривались в лица бы. в’адмх подводников. Их уже пре дупредили, что он® будут служить j па краснознаменной лодке, кото- ,рая имеет на своем счету вну- ' пгительную цифру потопленных вражеских кораблей. Молодые мапросы понимали, что им надо поддержать высокую честь кораб. |ля и ве посрамиться перед стар шими товарищами. — На подводной лодке бывали? — спросил старший моторист Кузьмин. — Нет, — смущенно ответил Хабаров. На следующий день молодые котористы приступили к зашим- ям. На подводной лодае они ла зили во все люки, щупай каж дую магистраль, каждый клапан я наносили все, что ввдвя на бумагу. Вместе е «пмк ходи старший матрос Кузьмин. В освоении специальности быстро выделился натрое Хаба ров. Сыи моряка, он стараис* быстрее овладеть морской спе циальностью. Молодые мотористы под руководством своего старши ны группы Опищеибо упорно ’щя- -мировались на боевых постах у механизмов. Нести вахту у поста управло- ;ния — сложное и ответственное дело. Оьо требует много знаний и тренировки, четкости ж внима- телкноети. Моторист является комащнром боевого поста и отвечает эа точное выполнение (приказаний вахтен ного командира с мостика и пра вильную эксплоатацию машин. Во врема срочного погружения лодки он отвечает за быстрое и правильное приготовление в погружению машинпого отсека. __ Не сразу удается быстро стать хорошим мотористом-спе- циалнстом на этом боевом посту, — оказал старшина 1 статьи Онищенко колотым мотористам.—• Но вы должны изучить это слож ное дело. — Постараемся поскорее овла деть своими новыми обязанности, мм, — ответил матрос Хабаров. При изучении навой сиециаль. иости он не уставал задавать старшему мотористу Кузьмину все новые м новые вопросы. Прочитав книгу о дизелях, он вскоре мог разбираться в чертежах. Большим событием да’я Хабарова был день, когда емубыло впервые поручено самостоятельно запу стить мощный двигатель корабля. В одном га учебных плаваний Хабарову была впервые доверена ходовая вахта на посту управле ния. Старшина Онищеяко внача ле опросил Хабарова, справится ли он с этим делом. Хабаров уве ренно заявил в ответ: — Все будет в порядке! Первая ваота на посту управ ления прошла успешно. Молодой натрое Хабаров нес ее спокойно и уверенно. Командир пятой боевой части, видя его успехи, приказал перевести молодого матроса на постоянное несение вахты на пос ту управления. Та® молодой мат рос стал штатньис специалистом. Старший матрос П. ДОБРЯК - рзй....Щ ш а р ж -г ; ч . ш ш >~ J Юнги— передовики боевой подготовки После продолжительной (мор ской практики на кораблях Се- верного флота молодые моря 1 КИ вернулись в теоретической учебе. Во время практики юнги про явили себя находчивыми, стара тельными и любящими свои спе* •"дальности матросами. Комсо» мольцы Лапшин и Оофропов — командиры отделений машини стов, сумели не только сами стать отличниками, но и помог ли отстающим товарищам в ос воении сложной техники. Они прощели на норе две навигации я ©вой опыт передают тем, кто впервые идет на корабль. — Юнги Хаишин и Софро- яов — золотые ребята, — отзы вается командир пятой боевой части, старший лейтенант т. Ко рольков. В характеристиках молодых матросов записано: «...любят специальность машиниста. Чест ные и добросовестные. Обладают хорошими морскими качествами». Отличную характеристику полу чил также юнга Трубин. Успешно закончившаяся прак тика помогает юнгам лучше раз бираться в сложных вопросах теория морского дела. И. ПОПОВ. Вечерняя общеобразовательная ш ола я учебном отряде Старший матрос И. Статуев. Обладая отличными знаднями своей специальною™, он во время дальнего морского пере хода -проявил исключительные образцы иакодчнвости, мужест- :ва в выносливости в борьбе за жмаучесть. Фото В . (Палий. На тактических занятиях Взвод разведчиков получил задачу по высадке десанта в ты лу «противника». Личный со став, прежде чем приступить к выполнению задания, подробно изучил порядок действий. Большое внимание было уделено тому, как должны действовать группа за хвата, группа прикрытия и груп па обеспечения при выоадае дг сайта. Офицер МасюгоБ провел беседу о десантных операциях и особо подчеркнул необходимость соблюдения порядка и организо ванности. Посадку яа корабли бойцы произвели быстро, бесшумно, как это требует устав. На кораблях оя:г еще раз проверили оружие, снаряжение, готовность к пред стоящей операции. ' При пересадке с корабля на катера и при высадке на «вра жеский» берег бойцы проявили дисциплинированность и лов кость. При подходе катеров к берегу «противник» открыл артиллерий ский огонь и осветил район ра кетами. Разведчики, однако, выса дились на берег и, выполнил приказ командира, перешли в наступление. Несмотря на упор ное сопротивление «противника», заданная высота была взята. Взвод выполнил задачу раньше указанного срока. Особенно отли чились на занятиях тг. Варакин, Соболев, Брызгалов и Шухов. Сержант С. (СОКУР. В скором времена закапчивает учебный год вечерняя общеобра зовательная школа при Доме Во енно-Морского Флота в учебном отряде. Пятнадцать военных мо ряков получат свидетельства об окончании неполной средней шко лы, около сорока человек будут переведены в следующие классы. Школа работает с января 1946 года с трсхмесячпым перерывом летом, когда большая часть ев слушателей проходила практику на кораблях. В октябре учеба возобновилась. Пятый, шестой, два седьмых и восьмой классы занимаются три раза в неделю. К преподаванию привлечены работ ники местной средней школы в наиболее подготовленные офице ры и старшины учебного отряда. Заведует школой офицер т. Шля хов, по своей довоенной профес сии — преподаватель. Основная масса слушателей с желанием взялась за учебу. Не взирая на организационные труд ности, хорошо работают препода ватели. Заботятся об учебном процессе политотдел и Дом Во енно-Морского Флота. Много лич ной энергии и труда отдает этому делу начальник школы т. Шля хов. В итоге, спустя год, школа не только не сократила об’ема своей работы, по создала и 10-й класс, в котором сейчас учатся более десяти старшин и офицеров. Что дает морякам школа? Как сказывается общеобразовательная учеба в их практической дея тельности? В начале учебного года сверх срочник главный старшина Жел тяков был старшим инструкто- ром-яальномерщиком. Недавно он назначен на штатную должность преподавателя и успешно оправ ляется не только с обучением молодых матросов специальности дальномерщика, во и преподаст один из разделов физики — оп тику. На должность старшего ин структора переведен слушатель школы старшина 1 статьи Кор чагин, который также заметно улучшил обучение молодых мат росов. Можно было бы привести и другие примеры. Общеобразова тельная учеба помогает военным морякам повышать свой обще- культурный кругосор и специаль ные знания. Все* это достатечвю ясно. Однако отдельные команди ры я политработники почему то не могут понять такой простой истины. В свое время был зачислен ь школу главпый старшина Аку лов. Кому, кому, а ему следовало бы поучиться. Можно ли с че тырьмя — пяггьщ классами об щего образования хорошо обучать и воспитывать кадры моряков при современном уровнекорабель ной техники? Но Акулов не пг чет учиться, бросил школу. — Тем хуже для Акулова. Общеобразовательная подготов ка — дело добровольное, — iae- суждает офицер т. Новиков. Нередко случается, что люди хотят учиться, но не встречают поддержки. Чтобы вечером в день учебы задержать старшину в ча сти, причин находят сколько угодно, а разобраться в том, что это за причины в как их свести до минимума, никто не хочет. Большая часть пропускающих^^ занятия — подчиненные офицер^ т. Новикова. График дежурств в этой части составляется без уче та занятий в школе, и часто именно в эти дни слушателей школы назначают в наряд. По чему бы не назначать их в лю бой другой день недели, кроме понедельника,-четверга и пятни цы? Шляхов не раз обращался по этому поводу к т. Новикову, ао до сих пор мер никаких не при нято. Школе явно нехНатает учеб ников. По истории учебников совсем нет. В ходе занятий при ходилось не раз корректировать учебные плапы, да и составля лись они на месте. Все это созда ет трудности, тем более, что ни начальник школы., нн завуч, преподаватели опыта работы вечерних школах не имеют. 1 декабря школа начнет новый учебный год. Повседневное вни мание в забота командования и партийных организаций с шко ле — самое надежное условие успеха ее работы Лейтенант М. МИРОНОВ/ НАКАНУН Е ДН Я АРТИЛЛЕРИИ Деятели русской артиллерийской техники В жестокой борьбе,с яексецко- фашистскими захватчиками совет ская артиллерия сыграла выда- «ющуюся роль. Вместе с другими лода&и* (зюйск советские артилле ристы обешечиши победу в Вели кой Отечественной войне, Гори дяеь крупньЫи достижениями- со ветской артиллерии, ее стреми тельном прогрессом, идл с призна тельностью также обращаем свои взоры- к замечательным деятеля!# русской- артиллерийской тешики, к там выдающимся) уяенъш в ин женерам, которые являются осно воположниками ле только русской, ис и мировой артиллерийской науки. Творческая мысль руосюих ар тиллеристов на всем протяжении истории (развязалась салосго». тельно. Такие первостепенной важности нововведений, как соз дание нарезной, скорострельной и кошюй артиллерии, конструиро вание СЛОИСТЫХ стволов орудий ш другие, не менее замечательные изобретения была впервые осу- ществлейы русскими артиллери стами знаяяггельао раюыше чем на Западе. Обращаясь с раннему периоду развитии огнестрельной артилле рии, вельзя ве упомянуть об од ном во талаетлнвейших маетероз X V I века оружейнике Андрее Мохоэе. Среди большого количе ства сконструировавшьк. » изго товленных им орудий наибольше го витании заслуживает знаме нитая» «Царь-сушка* (1586 гД Это орудие, находящееся, и «ныне в Московском Кремле, представ ляет собою самую крупную в мире отливу из цветных металло/в и свадегельствуегг о высоком уровне русского аргншшерийско- го производства того периода. Идея нарезных орудай впервые зародилась в России еще в «ер- вой четверто X V II века, когда русскими ъастераош* - оружешвго- хами быта отлита первая бронзо вая трехдг.оймовая пищаль. Даль нейший рост производительных сил и развитие т у к » в конце X V II н начале X V III веков поста вити артиллерийское дело «на ора 1 Вильш*й научный путь, нашло которому в России быиго положе. «о реформами Петра L Петр I был не только великим государствен ным деятелем- ю полководцем, но и замечательным новатором а раз витию военной техники. Он поднял русскую артиллерию ва недося. гаемую для того времени высоту в Европе. Одним из поемных сподвижников Петра I шлялся Бросав, который возглавлял с 1707 г. «Приказ артиллерии», ку да оя был поставлен Петром I. Бросав занимался: такисе теорета чеекюми .вопросами по артиллерии, астрономии, инженерному делу. Продолжателем Петра I в раз витии артиллерии был Петр Ива нович Шувалов. Предложенные им* проекты секретной гаубицы и «единорога» нашли ш'ирокое при менение в России и в других го сударствах, *\де эти орудия были впоследствии шринягты на воору жение. —- Во второй полойвне X IX века военная техника н, в частности, ар тиллерия. вступила в ноюую поло су своего развития* Введение вы резных орудий вместо гладко ствольных, применение клиновых порошковых затворов, осуществ ление заряжания1орудия с казен ной части, а также изобретение бездымного пороха содействовала крупным ореобразоваииям в ар тиллерии. Этот прогресс артилле рийской техиики, базирующейся ва достигнутых к тому времени ytnexjaix математики, химии, фи зики и других областей наука, выдоюул рящ нозых теоретиче ских и практических проблем, к решению которых и приступили (задающиеся русские учены*, ар тиллеристы. Основоположником современной баллистики, раскатов и прочности стволов артиллерийских орудии* является заслуженный профессор бывшей Михайлсйвской Артилле рийской Академии, постоянный член Артиллерийского комитета и член - корреспондент Академии ваутк Николай Владимирович Ма- яевский (1823 — 1892 тт.). Этот талантливый, разносторонне обра зованный умелый - артиллерист своими научными ра6отз»м.и о вли янии аращаггельного движения на полет продолговатых снарядов в воздухе, о нарезных четырехфун- говых пушках открыл новую эпоху в развития артиллерийской техники. Исследования Манеаско- го в определении сопротивления воздуха при разных скоростях по лета сьарада приобретают сейчас особое значение в <йязв с изуче нием закономерностей ори полете реактивных саюлетов со сверх звуковыми скоростями. Для дости жения таких скоростей ракейюму самолету необходимо вютале пробить так называемый звуковой барьер — явление, происходящее в при полете снарядов. Проделав большое количество опытов Мак еевский с помощью остроумных приспособлеяияй определил ско рость снаряда на разных расстоя- еиягх ohr орудия. В процессе рабо ты он обнаружил, чгго при скоро сти около 1.200 кл 1 м. в час коэ- фиц'йеит сопротивления резко возрастает, а заггем постепенно уменьшается. Вноследствии, в 1882 г« Маиеэский с другим круп ным учеяыл‘-артиллер «сгг.ом Нико лаем Алексаидровичем Забупским (Окончание на 3 стр).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz