Краснофлотец. 1946 год. Ноябрь.

Примеру достойный подражания Флотская смекалка, разворотливость и инидиатива I Сверхсрочники нашего подраз- S стения * свое время полностью ы*и обеспечены жилой пло- фщью, но жилые помещения Нуждались в дополнительном ^оборудовании и отеплении. Блат содаря помощи и «аботе старшего тсхник-лейтеданта т. Баскова, к наступлению зимы все семейные tсверхсрочники поселились в теп­ лые, светлые я уютные кварти­ ры. , Успешный опыт нашего строи­ тельства заслуживает, чтобы рас­ сказать о нем. < ; На строительстве были широко •Использованы подручные строи­ тельные материалы — песок, мина, торф и отработанный кар- кальцая. Этот посланий ма­ териал, превращенный ■ штука­ турку, отличается прекрасными качествами — штукатурка из карбида хорошо сохраняет тепло, непроницаема для ветра, ложится на стены ровным бельм слоем, придавая жилищу свет и уют. С большим энтузиазмом на строительстве работали сами сверхсрочники: главный старши­ на т. Веселко, старшина 1статьи т. Марков, мичман т. Гандтохия, старшина 2 статьи т. Алексеев. Опыт жилищного строительства из иатериалов, которые .т<чжо можно найти в Заполярье, вполне себя оправдал. Этот опыт свиде­ тельствует, что там, где проявле­ на должная флотская смекалка, разворотливость и инициатива, там с успехов могут быть реше­ ны самые, казалось бы, сложные задачи строительства жилищ. В. КАЛИНИЧЕНКО. Определение навигационных элементов в полете лгтчиком-иотре1 ителем Старший мзтоос П. Жмгуров — мэторист корабля- «H*i, от- личчмх боевой и политической подготовки. Фото В. Палий. В Командир подразделения капи­ тан тов. Рясин поставил перед яичным составом задачу: отре­ монтировать и отеплить жилые и служебные помещения. Старшины и матросы шц руководством старшины 1 статьи т. Рогожни- кэва с энтузиазмом принялась за работу. При этом понадобилось ■немало инициативы и изобрета­ тельности для того, чтобы изы­ скать на месте, среди гранитных сопок, материалы для штука­ турки стен и кладКн печей. Но все эти трудности были успешно преодолены. Матросскую смекалку прояви­ ли ставшие матросы тТ. Хромцов, Свргушенко и Подкутов. Они предложили заменить дранку, которая удерживает штукатурку, уже непригодной к употреблению по прямому назначению колючей проволокой. Хорошо поработали на кладке печей старшина т. Лу­ зин и старший матрос т. Подку­ тов. Сейчас в нашем подразделении все помещения полностью отре­ монтированы, оштукатурены и побелены. Старшины и матросы отдален­ ной части встречают полярную зиму в теплых и уютных кварти­ рах, отремонтированных своими руками. Старшина 2 статьи А. ЖДАНОВ. Готовимся к сдач; новых задач В первый период осенней боевой учебы наш корабль сдал ряд за­ дач по борьбе за живучесть с хорошими оценками. В этом —- большая доля труда матросов но­ совой аварийной партии. Однако, это не породило в нас чувства благодушия и самоуспокоения. Наоборот, мы еще усиленнее го­ товимся к сдаче очередной кур­ совой задачи. . Ежедневно зо сигналу "трево­ ги яичный состав нашего боево­ го поста начинает тренировку, стараясь максимально нопольэо- вать время, отведенное на нее. Командир боевото поста старшина 2 статьи т. Ващенко уделяет особое внимание индивидуально­ му обучению каждого бойца, вы­ рабатывает у нас умение ориен­ тироваться в сложных условиях. Maipoc А. ХОРЕВ. ГИД РО ГРАФИЧЕСНО Е О БЕСП ЕЧЕНИ Е БО ЕВО ГО ТРАЛЕНИЯ В ЗА П О Л Я Р Ь Е Известно, что летчик, летаю­ щий на самолете-истребителе, выполняет одновременно функции пилота, штурмана, воздушного стрелка и радиста. Это требует от истребителя высокого летно­ го мастерства, глубоких знаний штурманского дела, теории и практики стрельбы и радиосвязи. Истребитель должен быстро я правильно оценивать обстановку, быстро и грамотно реагировать на всякие ее изменения. Только при высоком летном мастерстве летчика, при его натренирован­ ности л полетах возможно ус­ пешное выполнение заданий командования. В профессии летчика-истреби­ теля особо важное внимание уде­ ляется штурманскому делу. Вели в полете на многоместном само­ лете летчику иногда прощаются погрешности в знании района за счет квалифицированного штур­ мана, то истребителю эти по­ грешности могут обойтись очень дорого, т. к. незнание нм района может привести к потере ориен­ тировки со всеми ее последствия­ ми. Истребителю необходимо поэтому не только мастерски владеть штурманским оборудо­ ванием самолета, знать подробно район полетов, во и уметь опре­ делять в воздухе все навигацион­ ные элементы глазомерно и мыс­ ленно. Основными навигационными элементами, которые летчик обя­ зан научиться определять глазб- мерно и мысленно, являются: угол сноса (FC), куре следова­ ния, путевая скорость (В). Эти величины рассчитываются с по­ мощью данных метеостанции о ветре (скорость и направление ветра). Как практически опреде­ ляется угол сноса? Допустим, что яа полетной карте проложен маршрут, по которому мы летим. (См. схему). Необходимо глазомерно опреде­ лить н нанести из какой-шбудь точки заданной линии пути век­ тор ветра за чае, если курс сле­ дования равен 75°, направление КМ ветра 6=40°, сила ветраИ=ЗОч~ Отложив вектор ветра за час (как показано на схеме), надо разложить его на две составляю­ щих: продольную — Их и боко­ вую—Иу. Затем боковую со­ ставляющую (Иу) надо разделить на воздушную скорость, выра­ женную в км/мин. Данные под­ ставляются в формулу: Перед североморскими траль­ щиками поставлена задача огром­ ной важности — очистить от кин большие районы, необходи­ мые для развития мореплавания и рыбной ловли. С этой задачей вкипажи тралящих кораблей ус­ пешно оправляются, несмотря на сложность обстановки на морском театре — тяжелые климатические условия Заполярья, удаленность протраливаемых рлйоаов от бе­ реговых баз и т. д. Немалую по­ мощь в трудоемкой работе траль­ щиков оказывают моряки-гидро­ графы. За последнее время на трале­ нии в Заполярье получим широ­ кое распространение так назы­ ваемый метод теодолитных засе­ чек с берега тралящих кораблей. Достоинством его является наи­ большая точность из всех мето­ дов, могущих быть примененными гля обеспечения траления. Дру­ гим немаловажным преимуще­ ством этого метода является то обстоятельство, что он дает возможность тралить в условиях темноты полярной ночи. Сущность метода засечек с бе­ рега состоит в том, что перед вы­ ходом кораблей в район траления производится рекогносцировка прибрежной полосы. После выбора 'ориентиров, хорошо видимых с моря, рассчитываются и состав­ ляются планшеты с нанесением па них выбранных геодезических Метод засечек с берега • пунктов (числом не менее четы­ рех). Наиболее удобным масшта­ бом считается 1 : 50.000. На планшет наносится береговая черта, границы фарватеров или районов траления и сетка дпрек- ционных направлений каждого пункта через один градус. Особое внимание следует уде­ лить подготовке наблюдателей и радистов теодолитных постов—от аккуратности, точности и сла­ женности их работы зависит точ­ ность и успех работы тралящих кораблей. Наблюдатели должпы в совершенстве владеть теодоли­ том, чтобы брать точные отсчеты как дней, так и ночью. Работа теодолитных постов и определение места корабля про­ изводится следующим образом: 30-минутный теодолит на геоде­ зическом пункте (теодолитный пост) устанавливается с отсчетом дирекционного направления на какой-либо другой, видимый гео­ дезический пункт (пирамида). Для проверки правильности уста вовки имеется несколько таких направлений. Обычно выстав­ ляется несколько своих дополни­ тельных ориентиров, видимых в j любую погоду. Если сювместить лимб и алида­ ду прибора и установить отсчет 00° 00’ 00” , то вертикальная нить зрительной трубы будет по­ казывать истинный N . Таким об­ разом, наводя вертикальную нить прибора на фок-мачту ко­ рабля, получаем отсчет на лим­ бе, равный дирекциониому на­ правлению с данного пункта на корабль. По сигналу с корабля наблюдатели всех пунктов одно­ временно засекают направление на его фок-мачту, на которой в темное время поднимается спе­ циальный огонь. Отсчеты дирекционных направ­ лений каждого пункта (а они различаются один от другого) пе­ редаются по радио на корабль, на котором находится планшет с нанесенной сеткой дирекцион- ных направлений. Штурман, получив отсчеты теодолитных постов, находит пе­ ресечение дирекционных направ­ лений разных пунктов. Точка пересечения и будет местам ко­ рабля в данный момент. Отсчеты берутся через каждые 2— 3 ми­ нуты. Этот метод благодаря своей точности и простоте полностью себя оправдывает при тральных работах. Разработка его является заюлугой североморских гидро­ графов. Старший лейтенант В. ТЕРЕЩЕНКО. УС= , , км. J 4ac. Увозд. -км мин. Производя действие, мы най­ ден угол сноса. Но величина И у для нас неизвестна, она оп­ ределяется глазомерно следующим образом. Скорость ветра равна КМ ?0 - - , что иа карте час, ’ г 1:1.000.000 соответствует трер сантиметрам. Боковая величина И у в два раза короче величины И, что легко заметить па карте. Отсюда: и И 30 . *. км. т>м п И у = 2 = 2=15 - Т ...И -3 сантиметрам км. на жарте ни 30 час. Мысленно переводим воздуш- км. км. ную скорость из час в 300 - соответствует 83 час сек. мин. м. 83x60=4980— -или 5 МИН. мин. Таким образом, мы нашли численную величину Иу, которую и подставляем в формулу для определения угла сноса. УС = т ^ 30- Найденный угол сноса (3°) надо внести, как поправку, в курс следования, помня при этом г направлении сноса. Если са­ молет сносит влево, то поправка вносится со знаком минус (вычи- км. тается из курса), если самолет сносит вправо, — поправка по­ ложительная, т. е. прибавляется к курсу. Данный метод расчета угла сноса прост и достаточно точен. Он требует от летчика умения быстро считать, что достигается практикой. Формула же настоль­ ко проста, что ее любой летчик без труда может запомнить. Глав­ ное в втш методе __научиться глазомерно определять боковую величину вектора ветра, что также достигается тренировкой. Определив угол сноса, летчик, должен рассчитать г вый курс следования, для чего к путевому углу прибавляется угол сноса с обратным знаком, т. е. к курсу прежнего следования. Получаем новый путевой угол: П У= К+ УС= 75 в-И®=78* Новый, исправленный курс следования будет равен 78°. Путевая скорость (В) опреде­ ляется путем сложения продоль­ ной составляющей вектора ветра (Ид) с воздушной скоростью при попутных и попутно-боковых уг­ лах. Глазомерно это производится так: боковая величина вектора ветра на карте незначительно меньше величины скорости вет- КМ ра, равной 30 — 1 Разница бу- час. км дет равна примерно 5 час. т. е. км. И х= 30— 5= 25 ' час. Подставив данные в извест­ ную формулу, подучим путевую скорость: В=У+Их=300-|-25 = 325 км. - где: час. В— путевая скорость; V— воздушная скорость (при­ борная); Их—боковая величина вектора ветра. Умение точно и быстро опреде­ лять навигационные величины 7 лазомерно и мысленно для лет- чика-истребителя крайне необхо­ димо. Гвардии старший лейтенант П. РОМАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz