Краснофлотец. 1946 год. Июль.
26 июля 1946 г., № 173 ‘ 2559) — — — ж 1 ■ ■■ — — - КРАСНОФЛОТЕЦ ГМ|'ъ — . _ __ ___________________________ ■■ ■■ — ’ а ■ ■ ■ ■ ■ I. защите северных морских путей С евероморцы с первых Отечественной войны дней полу чили еще одну важную за дачу — защищать наши северные морские коммуникации. Морской путь на Севере с са мого начала войны стал важней шей внешней советской комму никацией. По нему доставлялась значительная часть вооружения и продовольствия, поступавших к нам от союзников. Этим же пу тем осуществлялся наш экспорт за границу. Северные океанские коммуникации были под угрозой надводных, подводных и воздуш ных сил противника, базировав шихся в портах и фиордах Севеп- ной Норвегии. Однако все по пытки немцев парализовать наши северные морские пути потерпели крах. В этом большая заслуга Северного флота. Он надежно защищал в своей морской опера ционной зоне союзные и совет ские конвои. В 194! году в эоне действия Северного флота немцам не удалось потопить ни одного транспорта, , следовавшего СССР. ( Период напряженных боев на море В Уже в 1942 году немцы начали создавать в Северной Норвегии, в районе Альтен-фиорда и в других портах маневренную базу для нападения на наши конвои и на конвои наших союзников в За пел ярьи. В состав переведенной немцами на Север эскадры вхо дили линейные корабли «Адмирал Тирпиц» и «Шарнхорст», крейсе ры «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и,«Лютцов», дв а легких крейсера, от 8 до 12 эскадренных миноносцев и несколько подвод ных лодок. С этой же целью не мецкое командование забросило н а Север дополнительное коли чество самолетов-бомбардировщи- и . самолеты-торпедоносцы, раньше в Заполярья ков которые немцами не применялись. В первое время союзные конвои состояли из небольшого числа транспортов. Это затрудняло их обнаружение противником. Но постепенно состав конвоев увели чивался и впоследствии число транспортов и кораблей в одном" доходило конвое до 40 — 60 Немецкие < единиц. В среднем водоизмещение 1 транспорты каждого транспорта равнялось Подоспевш 10 — 12 тысячам тонн. При этих условиях скрытно проводить ка раваны в наши северные порты и обратно на запад становилось все труднее и труднее. Обычно транспорты и охраняв шие их корабли союзников шли до меридиана Шпицбергена более или менее спокойно. Конечно, и на этом участке бывали атаки немецких подводных лодок. Ино гда суда атаковала вражеская авиация. Но все это не походило на ту обстановку, которая скла дывалась на пути после Шпиц бергена, в эоне действий Север ного флота. Здесь с весны 1942 года атаки стали следовать не прерывно. Богатырь североморской авиация Борис Сафонов Н а стороне немцев было то преимущество, что они распола гали аэродромами в Северной Норвегии, вдоль берегов которой пролегал курс шедших в СССР союзных конвоев. По мере про движения конвоев немецкая авиа ция перемещалась с аэродрома на аэродром и, таким образом, имела возможность непрерывно вести атаки. Как правило, все время действовали и немецкие подвод ные лодки. Исключительно на пряженно и самоотверженно за щищали караваны наши морские летчики-истребители. Им прихо дилось делать по 4 — 6 боевых вылетов в день, вести бои с вра гом над морем, далеко от берега и от своих аэродромов. В одном таком бою Северный флот потерял выдающегося лет чика Борис а Феоктистовича Са фонова, на счету которого было к тому временя 25 сбитых враже ских самолетов. Североморец Сафонов первым в стране из участников Великой Отечественной войны удостоился звания дважды Героя Советского Союза. 30 мая 1942 года тов. Сафонов вместе с тт. Орловым и Покров ским (ныне об а Героя Советского Союза) вылетел на прикрытие следовавшего в СССР каравана. 1 1 «Юнкерсы» напали на [ и стали пикировать. ие на помощь кораблям наши летчики обрушились на врага. Немцы попытались уйти на бреющем полете, но советские истребители снизились к самой поверхности моря и продолжали их преследовать. Три немецких самолета сбил Борис Сафонов в этом бою, ставшем для него по следним. По одному «Юнкерсу» уничтожили тт. Орлов и Покров ский. Североморские бомбардировщи ки и штурмовики совершали ин тенсивные налеты на аэродромы противника. Эти бомбардировки снижали боеспособность враже ской авиации, ослабляли ее ры уда- по нашим кораблям. Дерзкая атака Николая Лунина Немецкие подводные корабли также пытались действовать на наших северных морских комму никациях. Но вскоре противник был вынужден отказаться от та ких попыток. Одной из причин этого были смелые действия на ших подводных лодок. 5 июля 1942 года немецкая эс кадра в составе линкора «Адмирал Тирпиц» и крейсера «Адмирал Шеер» под охраной большого чис ла миноносцев и авиации вышла в море с целью атаковать крупный конвой союзников, шедший с гру зом в СССР. Немецкую эскадру обнаружила в море наша лодка Героя Советского Союза тов. Лунина, Он искусно прорвал охранение и атаковал самый круп ный из вражеских кораблей — лин кор «Адмирал Ти ’ рпиц». Торпеда причиняла линкору столь серьез ное повреждение, что операция против союзного конвоя был а сор вана. Поврежденный линкор три месяца стоял в ремонте. Гвардейцы „Гремящего" < Велики заелугц в успешном кон воировании транспортов у северо морских эскадренных миноносцев. Они отважно и умело сражались против немецкой авиации и под водных лодок. Однажды эсминцы, сопровож- I давшие конвой, три дня были в море, я* большом расстоянии от баз. Все это время над караваном кружился немецкий разведчик, наводя на наши суда свою авиа цию и подводные лодки. Личный состав миноносцев почти кругло суточно находился на боевых пос тах и стойко выдерживал изну рительное напряжение, не ослаб ляя ни на минуту бдительности. Налеты авиации повторялись че рез каждые четыре часа. Време- ! нами на караван налетало до 70 самолетов. Заградительный огонь наших кораблей был настолько эффективным, что немцам удалось повредить только один транспорт. Миноносцы Северного флота за время Отечественной войны прове ли сотни транспортов, десятки раз отражали одиночные и групповые атаки вражеских самолетов и под водных лодок. На боевом счету североморских эсминцев — десят ки сбитых самолетов и немало ! потопленных ПОДВОДНЫХ лодок противника. 1 марта 1943 года эскадренный миноносец «Гремящий» за свои боевые заслуги был преобразован в гвардейский. За время войны этот корабль прошел много тысяч миль, участвовал в боях с берего выми батареями немцев. Более ста раз налетала н а эсминец неприя тельская авиация. В этих боях гвардейцы «Гремящего» сбили 14 и повредили 23 немецких самоле та. Первыми на «Гремящем» были ’ награждены отважный рулевой старшина 1 статьи Пчелин, храб рые воины мичман Яковщенко и старшина 1 статьи Маркта. Быв шему командиру «Гремящего» ка питану 1 ранга Гурину присвоено звание Героя Советского Союза. Славные труженики меря Героически боролись с врагом славные труженики моря — се вероморские тральщики. Немцы широко применяли н а Севере но вые типы мин и различные мето ды их использования. Однако на ши минеры научились бороться со всеми техническими хитростями врага и успешно очищали для на ших кораблей подходы к портам и базам от вражеских мин. Наши тральщики, неся дозор- г ную службу, много раэ вели бон < с самолетами и катерами против ника, преследовали его подвбд- ные лодки. За боевые заслуги два североморских тральщика награж дены орденами Красного Знамени. Бывшему командиру тральщика капитану 3 ранга Иванникову присвоено звание Героя Совет - • скоро Союза. , На стража воздушных просторов Немецкая авиация пыталась на нести ущерб советским северным морским перевозкам не только на падениями на транспорты в море, Но также налетами на наши пор ты и базы. Вместе с северомор скими истребителями стойко и доблестно отражали воздушные атаки враг а артиллеристы-зенит чики береговой обороны Сезерно- го флота. Только один 5-й зенит ный дивизион, защищавший Мур манск, в 1942 году сбил 51 не мецкий самолет. Правительство наградило этот дивизион орденом Красного Знамени. На порт и город Мурманск вра жеская авиация в 1941 — 1942 го дах совершала многочисленные и интенсивные налеты. Бывали дни, когда немецкие самолеты по 16 — 18 раз появлялись над Мурман ском. Однако жизнь и работа порта и железной дороги не пре кращалась ни н а один день. Нача тая немецким командованием воз душная война против наших пор тов и баз на Севере кончилась ’ лишь тем, что немцы потеряли сотни самолетов на подступах к нашим объектам и на собственных аэродромах от интенсивных ударов советской авиация. » ♦ • За время Отечественной эойнй Северный флот успешно провел в наши порты и обратно более тысячи союзных транспортов и бо лее 2.500 советских судов, следо вавших по нашим внутренним мор ским путям. Удары по морским коммуника циям противника и защита совет ских морских путей на Севере имели особенно важное значение для нашей Родины в Отечествен ной войне. В этой борьбе Север ный флот с честью выполнил свои ‘ боевые задачи. *ч НАЧАЛО РАЗГРОМА НЕМЦЕВ В ЗАПОЛЯРЬИ 4 /> А А ГОД явился бодом I решающих побед Красной Армии над армиями гитлеровской Германии и ее союзников. Осенью 1944 года части Крас ной Армии в Прибалтике осво бождали один район за другим, подходили к Риге и к границам Восточной Пруссии. На юге со ветские войска вели наступление в Северной Трансильвании, Вен грии и Югославии. В это время войска Карельского фронта под командованием генерала армии, ныне Маршала Советского Союза Мерецкова во взаимодействии с Северным флотом нанесли удар по немецкой группировке в Запо лярья. На штурм вражеских укреплений Немецкие войска' в течение трех лет строили и совершенствовали мощные оборонительные рубежи, прикрывавшие подступы к Пе- ченге и германским базам в Северной Норвегии. Враг соору дил доты, дзоты, гранитные на долбы. Немецкие укрепления опоя сывали проволочные заграждения и многочисленные минные поля. Перед войсками Правого- флан- : 1л Карельского фронта была по- 1 ставлена задача — во взаимодей ствии с частями, кораблями и авиацией Северного флота про рвать оборону противника, обойти вражеские укрепления, расчленить 20-ю лапландскую армию немцев, разгромить ее по частям и овла деть городом Петсамо и портом Лиинахамари. Северному флоту в общем плане наступления пред стояло штурмом овладеть горным хребтом Муста-Тунтури, на ко тором немцы занимали господст вующие высоты, высадить десанты в тылу противника и отрезать ему пути отступления, блокировать печенгскую группировку немцев с моря и, высадив десант, захватить порт Лиинахамари. Наступление началось 9 октяб ря. После мощного и концентриро ванного удара артиллерии и авиа ции пехот а и танки Красной Ар мии решительным ударом прорва ли оборону противника, преодо лели за три дня непроходимую тундру и с боями обошли Печен- гу с запада Морская пехот а Се верного флота, при поддержке корабельной артиллерии, ворва лась в это время в районы опор ных пункто в врага на Муста-Тун- тури и в жестоких рукопашных схватках выбила немцев из их укреплений. Командир взвода лейтенант Бе ляев получил приказ захватить дорогу на Петсамо и преградить немцам путь отхода на запад. Немцы упорно сопротивлялись. Однако советские воины опроки нули втрое превосходящего про тивника и овладели важной вы сотой, прикрывающей дорогу. Немцы стали контратаковать. В этом бою лейтенант Беляе в пал смертью храбрых. Его последни ми словами был приказ захватить . дорогу. Новым натиском взвод выбил немцев с последнего рубе жа и овладел дорогой на Петсамо. Совместные удары армии и флота Согласованными ударами частей Карельского фронта и морской пехоты, поддержанными авиацией и артиллерией кораблей, наши час ти разгромили оборонявшегося противника и охватили Печенгу с севера, востока, юга и запада. Немецкое командование пыталось подбросить на помощь окружен ным в районе Петсамо частям ре зервы из тыла. Однако эти резер вы не смогли прорвать внешнее кольцо окружения и были раз громлены на подходе нашими час тями и авиацией Части Красной Армии двину лись н а горо л Петсамо и заняли его. Один из десантов Северного флота в это время прорвался в порт Лиинахамари и овладел им. Порт Лиинахамари расположен в глубине фиорда. С моря под ступы к нему обороняли много численные немецкие батареи и огневые точки, которые находи лись на обоих берегах залива на протяжении трех миль.. Особенно опасным был укрепленный бастион немце в на скалистом мысу Крес товом. Его орудия простреливали весь вход в гавань. С суши мыс был огражден железобетонными дотами, минными полями, несколь кими рядами колючей проволоки. Овладеть мысом Крестовым было поручено десантным отрядам раз ведчиков капитан а Варченко и лейтенанта Леонова. Отряд т. Леонова ночью скрыт но высадился на вражеском бере- гу и после двухсуточного марша- броска без дорог вышел к мысу. ! Разведчики ринулись на штурм вражеских позиций. Завязался ожесточенный рукопашный бой. Вскоре моряки овладели мысом Крестовым, но бой на этом не кон чился. * Противник открыл По мысу огонь с батарей противополож ного берега и выслал десант на шлюпках. Наши разведчики полу чили поддержку с воздуха Са молеты - штурмовики обстрели вали наседавших на батарею фа шистов, сбрасывали отряду Лео нова оружие и боеприпасы. И от ряд в течение двух суток успеш но отбивал все атаки гитлеровцев. Н а третий день,, вместе с отрядом, капитана Варченко, разведчики вынудили сдаться и соседнюю вражескую батарею. Героический подвиг Александра Шабалина В ночь с 12 на 13 октября в эту операцию вышли на торпед ных катерах и катерах-охотниках морские пехотинцы. Катерам пред стояло прорваться сквозь трех мильную зону огня противника. Путь катерам прокладывал Герой Советского Союза Александр Оси пович Шабалин. Едва катера начали втягиваться в залив, немцы осветили их про жекторами, ракетами, осветитель ными снарядами и открыли шквальный минометный и артилле рийский огонь. Узкий фарзатер затруднил маневрирование. Ша балин искусно лавировал. Катера успешно прорвались в гавань, миновали боны, сети и другие ловушки и высадили десант пря мо на причалы порта. Вскоре мор ские'пехотинцы полностью овла дели портом, военным городком и окружающими высотами. За эту операцию Александр Осипович Шабалин был награж ден второй медалью «Золотая Звезда». Высокое мужество и боевое ма стерство проявил в этой операция старшина группы мотористов Геор гий Курбатов. За боевые подвиги и мастерство Георгин Курбатов удостоился звацця Героя Совет ского Союэаё
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz