Краснофлотец. 1946 год. Июль.

26 июля 1946 г., № 173 ‘ 2559) — — — ж 1 ■ ■■ — — - КРАСНОФЛОТЕЦ ГМ|'ъ — . _ __ ___________________________ ■■ ■■ — ’ а ■ ■ ■ ■ ■ I. защите северных морских путей С евероморцы с первых Отечественной войны дней полу ­ чили еще одну важную за ­ дачу — защищать наши северные морские коммуникации. Морской путь на Севере с са ­ мого начала войны стал важней ­ шей внешней советской комму ­ никацией. По нему доставлялась значительная часть вооружения и продовольствия, поступавших к нам от союзников. Этим же пу ­ тем осуществлялся наш экспорт за границу. Северные океанские коммуникации были под угрозой надводных, подводных и воздуш ­ ных сил противника, базировав ­ шихся в портах и фиордах Севеп- ной Норвегии. Однако все по ­ пытки немцев парализовать наши северные морские пути потерпели крах. В этом большая заслуга Северного флота. Он надежно защищал в своей морской опера ­ ционной зоне союзные и совет ­ ские конвои. В 194! году в эоне действия Северного флота немцам не удалось потопить ни одного транспорта, , следовавшего СССР. ( Период напряженных боев на море В Уже в 1942 году немцы начали создавать в Северной Норвегии, в районе Альтен-фиорда и в других портах маневренную базу для нападения на наши конвои и на конвои наших союзников в За ­ пел ярьи. В состав переведенной немцами на Север эскадры вхо ­ дили линейные корабли «Адмирал Тирпиц» и «Шарнхорст», крейсе ­ ры «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и,«Лютцов», дв а легких крейсера, от 8 до 12 эскадренных миноносцев и несколько подвод ­ ных лодок. С этой же целью не ­ мецкое командование забросило н а Север дополнительное коли ­ чество самолетов-бомбардировщи- и . самолеты-торпедоносцы, раньше в Заполярья ков которые немцами не применялись. В первое время союзные конвои состояли из небольшого числа транспортов. Это затрудняло их обнаружение противником. Но постепенно состав конвоев увели ­ чивался и впоследствии число транспортов и кораблей в одном" доходило конвое до 40 — 60 Немецкие < единиц. В среднем водоизмещение 1 транспорты каждого транспорта равнялось Подоспевш 10 — 12 тысячам тонн. При этих условиях скрытно проводить ка ­ раваны в наши северные порты и обратно на запад становилось все труднее и труднее. Обычно транспорты и охраняв ­ шие их корабли союзников шли до меридиана Шпицбергена более или менее спокойно. Конечно, и на этом участке бывали атаки немецких подводных лодок. Ино ­ гда суда атаковала вражеская авиация. Но все это не походило на ту обстановку, которая скла ­ дывалась на пути после Шпиц ­ бергена, в эоне действий Север ­ ного флота. Здесь с весны 1942 года атаки стали следовать не ­ прерывно. Богатырь североморской авиация Борис Сафонов Н а стороне немцев было то преимущество, что они распола ­ гали аэродромами в Северной Норвегии, вдоль берегов которой пролегал курс шедших в СССР союзных конвоев. По мере про ­ движения конвоев немецкая авиа ­ ция перемещалась с аэродрома на аэродром и, таким образом, имела возможность непрерывно вести атаки. Как правило, все время действовали и немецкие подвод ­ ные лодки. Исключительно на ­ пряженно и самоотверженно за ­ щищали караваны наши морские летчики-истребители. Им прихо ­ дилось делать по 4 — 6 боевых вылетов в день, вести бои с вра ­ гом над морем, далеко от берега и от своих аэродромов. В одном таком бою Северный флот потерял выдающегося лет ­ чика Борис а Феоктистовича Са ­ фонова, на счету которого было к тому временя 25 сбитых враже ­ ских самолетов. Североморец Сафонов первым в стране из участников Великой Отечественной войны удостоился звания дважды Героя Советского Союза. 30 мая 1942 года тов. Сафонов вместе с тт. Орловым и Покров ­ ским (ныне об а Героя Советского Союза) вылетел на прикрытие следовавшего в СССР каравана. 1 1 «Юнкерсы» напали на [ и стали пикировать. ие на помощь кораблям наши летчики обрушились на врага. Немцы попытались уйти на бреющем полете, но советские истребители снизились к самой поверхности моря и продолжали их преследовать. Три немецких самолета сбил Борис Сафонов в этом бою, ставшем для него по ­ следним. По одному «Юнкерсу» уничтожили тт. Орлов и Покров ­ ский. Североморские бомбардировщи ­ ки и штурмовики совершали ин­ тенсивные налеты на аэродромы противника. Эти бомбардировки снижали боеспособность враже ­ ской авиации, ослабляли ее ры уда- по нашим кораблям. Дерзкая атака Николая Лунина Немецкие подводные корабли также пытались действовать на наших северных морских комму ­ никациях. Но вскоре противник был вынужден отказаться от та ­ ких попыток. Одной из причин этого были смелые действия на ­ ших подводных лодок. 5 июля 1942 года немецкая эс ­ кадра в составе линкора «Адмирал Тирпиц» и крейсера «Адмирал Шеер» под охраной большого чис ­ ла миноносцев и авиации вышла в море с целью атаковать крупный конвой союзников, шедший с гру ­ зом в СССР. Немецкую эскадру обнаружила в море наша лодка Героя Советского Союза тов. Лунина, Он искусно прорвал охранение и атаковал самый круп ­ ный из вражеских кораблей — лин ­ кор «Адмирал Ти ’ рпиц». Торпеда причиняла линкору столь серьез ­ ное повреждение, что операция против союзного конвоя был а сор ­ вана. Поврежденный линкор три месяца стоял в ремонте. Гвардейцы „Гремящего" < Велики заелугц в успешном кон ­ воировании транспортов у северо ­ морских эскадренных миноносцев. Они отважно и умело сражались против немецкой авиации и под ­ водных лодок. Однажды эсминцы, сопровож- I давшие конвой, три дня были в море, я* большом расстоянии от баз. Все это время над караваном кружился немецкий разведчик, наводя на наши суда свою авиа ­ цию и подводные лодки. Личный состав миноносцев почти кругло ­ суточно находился на боевых пос ­ тах и стойко выдерживал изну ­ рительное напряжение, не ослаб ­ ляя ни на минуту бдительности. Налеты авиации повторялись че ­ рез каждые четыре часа. Време- ! нами на караван налетало до 70 самолетов. Заградительный огонь наших кораблей был настолько эффективным, что немцам удалось повредить только один транспорт. Миноносцы Северного флота за время Отечественной войны прове ­ ли сотни транспортов, десятки раз отражали одиночные и групповые атаки вражеских самолетов и под ­ водных лодок. На боевом счету североморских эсминцев — десят ­ ки сбитых самолетов и немало ! потопленных ПОДВОДНЫХ лодок противника. 1 марта 1943 года эскадренный миноносец «Гремящий» за свои боевые заслуги был преобразован в гвардейский. За время войны этот корабль прошел много тысяч миль, участвовал в боях с берего ­ выми батареями немцев. Более ста раз налетала н а эсминец неприя ­ тельская авиация. В этих боях гвардейцы «Гремящего» сбили 14 и повредили 23 немецких самоле ­ та. Первыми на «Гремящем» были ’ награждены отважный рулевой старшина 1 статьи Пчелин, храб ­ рые воины мичман Яковщенко и старшина 1 статьи Маркта. Быв ­ шему командиру «Гремящего» ка ­ питану 1 ранга Гурину присвоено звание Героя Советского Союза. Славные труженики меря Героически боролись с врагом славные труженики моря — се ­ вероморские тральщики. Немцы широко применяли н а Севере но ­ вые типы мин и различные мето ­ ды их использования. Однако на ­ ши минеры научились бороться со всеми техническими хитростями врага и успешно очищали для на ­ ших кораблей подходы к портам и базам от вражеских мин. Наши тральщики, неся дозор- г ную службу, много раэ вели бон < с самолетами и катерами против ­ ника, преследовали его подвбд- ные лодки. За боевые заслуги два североморских тральщика награж ­ дены орденами Красного Знамени. Бывшему командиру тральщика капитану 3 ранга Иванникову присвоено звание Героя Совет - • скоро Союза. , На стража воздушных просторов Немецкая авиация пыталась на ­ нести ущерб советским северным морским перевозкам не только на ­ падениями на транспорты в море, Но также налетами на наши пор ­ ты и базы. Вместе с северомор ­ скими истребителями стойко и доблестно отражали воздушные атаки враг а артиллеристы-зенит ­ чики береговой обороны Сезерно- го флота. Только один 5-й зенит ­ ный дивизион, защищавший Мур ­ манск, в 1942 году сбил 51 не ­ мецкий самолет. Правительство наградило этот дивизион орденом Красного Знамени. На порт и город Мурманск вра ­ жеская авиация в 1941 — 1942 го­ дах совершала многочисленные и интенсивные налеты. Бывали дни, когда немецкие самолеты по 16 — 18 раз появлялись над Мурман ­ ском. Однако жизнь и работа порта и железной дороги не пре ­ кращалась ни н а один день. Нача ­ тая немецким командованием воз ­ душная война против наших пор ­ тов и баз на Севере кончилась ’ лишь тем, что немцы потеряли сотни самолетов на подступах к нашим объектам и на собственных аэродромах от интенсивных ударов советской авиация. » ♦ • За время Отечественной эойнй Северный флот успешно провел в наши порты и обратно более тысячи союзных транспортов и бо ­ лее 2.500 советских судов, следо ­ вавших по нашим внутренним мор ­ ским путям. Удары по морским коммуника ­ циям противника и защита совет ­ ских морских путей на Севере имели особенно важное значение для нашей Родины в Отечествен ­ ной войне. В этой борьбе Север ­ ный флот с честью выполнил свои ‘ боевые задачи. *ч НАЧАЛО РАЗГРОМА НЕМЦЕВ В ЗАПОЛЯРЬИ 4 /> А А ГОД явился бодом I решающих побед Красной Армии над армиями гитлеровской Германии и ее союзников. Осенью 1944 года части Крас ­ ной Армии в Прибалтике осво ­ бождали один район за другим, подходили к Риге и к границам Восточной Пруссии. На юге со ­ ветские войска вели наступление в Северной Трансильвании, Вен ­ грии и Югославии. В это время войска Карельского фронта под командованием генерала армии, ныне Маршала Советского Союза Мерецкова во взаимодействии с Северным флотом нанесли удар по немецкой группировке в Запо ­ лярья. На штурм вражеских укреплений Немецкие войска' в течение трех лет строили и совершенствовали мощные оборонительные рубежи, прикрывавшие подступы к Пе- ченге и германским базам в Северной Норвегии. Враг соору ­ дил доты, дзоты, гранитные на ­ долбы. Немецкие укрепления опоя сывали проволочные заграждения и многочисленные минные поля. Перед войсками Правого- флан- : 1л Карельского фронта была по- 1 ставлена задача — во взаимодей ­ ствии с частями, кораблями и авиацией Северного флота про ­ рвать оборону противника, обойти вражеские укрепления, расчленить 20-ю лапландскую армию немцев, разгромить ее по частям и овла ­ деть городом Петсамо и портом Лиинахамари. Северному флоту в общем плане наступления пред ­ стояло штурмом овладеть горным хребтом Муста-Тунтури, на ко ­ тором немцы занимали господст ­ вующие высоты, высадить десанты в тылу противника и отрезать ему пути отступления, блокировать печенгскую группировку немцев с моря и, высадив десант, захватить порт Лиинахамари. Наступление началось 9 октяб ­ ря. После мощного и концентриро ­ ванного удара артиллерии и авиа ­ ции пехот а и танки Красной Ар ­ мии решительным ударом прорва ­ ли оборону противника, преодо ­ лели за три дня непроходимую тундру и с боями обошли Печен- гу с запада Морская пехот а Се ­ верного флота, при поддержке корабельной артиллерии, ворва ­ лась в это время в районы опор ­ ных пункто в врага на Муста-Тун- тури и в жестоких рукопашных схватках выбила немцев из их укреплений. Командир взвода лейтенант Бе ­ ляев получил приказ захватить дорогу на Петсамо и преградить немцам путь отхода на запад. Немцы упорно сопротивлялись. Однако советские воины опроки ­ нули втрое превосходящего про ­ тивника и овладели важной вы ­ сотой, прикрывающей дорогу. Немцы стали контратаковать. В этом бою лейтенант Беляе в пал смертью храбрых. Его последни ­ ми словами был приказ захватить . дорогу. Новым натиском взвод выбил немцев с последнего рубе ­ жа и овладел дорогой на Петсамо. Совместные удары армии и флота Согласованными ударами частей Карельского фронта и морской пехоты, поддержанными авиацией и артиллерией кораблей, наши час ­ ти разгромили оборонявшегося противника и охватили Печенгу с севера, востока, юга и запада. Немецкое командование пыталось подбросить на помощь окружен ­ ным в районе Петсамо частям ре ­ зервы из тыла. Однако эти резер ­ вы не смогли прорвать внешнее кольцо окружения и были раз ­ громлены на подходе нашими час ­ тями и авиацией Части Красной Армии двину ­ лись н а горо л Петсамо и заняли его. Один из десантов Северного флота в это время прорвался в порт Лиинахамари и овладел им. Порт Лиинахамари расположен в глубине фиорда. С моря под ­ ступы к нему обороняли много ­ численные немецкие батареи и огневые точки, которые находи ­ лись на обоих берегах залива на протяжении трех миль.. Особенно опасным был укрепленный бастион немце в на скалистом мысу Крес ­ товом. Его орудия простреливали весь вход в гавань. С суши мыс был огражден железобетонными дотами, минными полями, несколь ­ кими рядами колючей проволоки. Овладеть мысом Крестовым было поручено десантным отрядам раз ­ ведчиков капитан а Варченко и лейтенанта Леонова. Отряд т. Леонова ночью скрыт ­ но высадился на вражеском бере- гу и после двухсуточного марша- броска без дорог вышел к мысу. ! Разведчики ринулись на штурм вражеских позиций. Завязался ожесточенный рукопашный бой. Вскоре моряки овладели мысом Крестовым, но бой на этом не кон ­ чился. * Противник открыл По мысу огонь с батарей противополож ­ ного берега и выслал десант на шлюпках. Наши разведчики полу ­ чили поддержку с воздуха Са ­ молеты - штурмовики обстрели ­ вали наседавших на батарею фа ­ шистов, сбрасывали отряду Лео ­ нова оружие и боеприпасы. И от ­ ряд в течение двух суток успеш ­ но отбивал все атаки гитлеровцев. Н а третий день,, вместе с отрядом, капитана Варченко, разведчики вынудили сдаться и соседнюю вражескую батарею. Героический подвиг Александра Шабалина В ночь с 12 на 13 октября в эту операцию вышли на торпед ­ ных катерах и катерах-охотниках морские пехотинцы. Катерам пред ­ стояло прорваться сквозь трех ­ мильную зону огня противника. Путь катерам прокладывал Герой Советского Союза Александр Оси ­ пович Шабалин. Едва катера начали втягиваться в залив, немцы осветили их про ­ жекторами, ракетами, осветитель ­ ными снарядами и открыли шквальный минометный и артилле ­ рийский огонь. Узкий фарзатер затруднил маневрирование. Ша ­ балин искусно лавировал. Катера успешно прорвались в гавань, миновали боны, сети и другие ловушки и высадили десант пря ­ мо на причалы порта. Вскоре мор ­ ские'пехотинцы полностью овла ­ дели портом, военным городком и окружающими высотами. За эту операцию Александр Осипович Шабалин был награж ­ ден второй медалью «Золотая Звезда». Высокое мужество и боевое ма ­ стерство проявил в этой операция старшина группы мотористов Геор ­ гий Курбатов. За боевые подвиги и мастерство Георгин Курбатов удостоился звацця Героя Совет ­ ского Союэаё

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz