Краснофлотец. 1946 год. Июль.
25 июля 1946 г., № 172 (2558) КРАСНОФЛОТЕЦ 9 УДАРЫ ПО КОММУНИКАЦИЯМ ВРАГА дн а из задач, стоявших пе ред Северным флотом, за ключалась в действиях на морских коммуникациях против ника. Немецкие войска не располагали в Заполярьи до статочным количеством дорог. Поэтому боеприпасы, питание и другие грузы немцы вынуждены / были подвозить морем. На обрат- и ном пути немецкие суд а брали из Петсамо никель и железну ю руду. Таким образом, удары северомор цев по вражеским коммуникациям оказывали двойную помощь Крас ной Армии: нарушали нормальное снабжение заполярной группиров ки немцев, ослабляя ее боеспо собность, и мешали регулярному подвозу с Севера необходимого сырья для немецкой военной про мышленности. Торпеды североморских подводников Основная тяжесть борьбы на се верных морских коммуникациях вра га выпала на долю наших подвод ных лодок. Подводники-северомор цы проявили в боях с врагом высо кую отвагу, мужество, выносли вость и воинское мастерство. На всем пути от Хаммерфеста до Кир кенеса они искали немецкие суда и топили их. Подводные лодки Северного флота не только актив но действовали н а коммуникациях, но и наносили стремительные, дерзкие удары по транспортам противника в его портах и базах. Первый такой удар был нанесен год зол ника ми тт. Колышкиным и Мисаковичем. Подводная лодка Фисановича «М-172» под руковод ством ныне Героя Советского Со юза Колышкина проникла оо вра жескую гавань, уничтожила тор педой транспорт, ждавший у при чала разгрузки и ушла невреди мой в сбою базу. Дерзкие рейды во вражеские порты совершала подводная лод ка «М-171» под командованием т. Старикова, ставшего впоследст вии Героем Советского Союза. В одном из походов, проникнув в бухту, где находились суд а про тивника, «М-171» запуталась в противолодочных сетях, заградив ших ей выход, и подверглась бом бежке глубинными бомбами. Ко мандир принял мужественное ре шение — всплыть и прорваться из бухты в надводном положении. Резкими рывками назад «М-171» удалось высвободиться из сетей. А затем, пользуясь наступлением прилива, командир благополучно ! провел лодку над сетями. Так мужали и закалялись в бо ях моряки Северного флота. Так сбивали они спесь с наглого и вероломного врага. От ударов подводных лодок, авиации, тор педных катеров и береговых ба тарей Северного флота немцы уже к концу 1941 года потеряли 59 кораблей общим водоизмещением в ООО тонн. Грозные атаки Осенью и зимой 1941 год а у побе режья Норвегии все чаще стали появляться шедшие на восток мор ские караваны противник а с вой сками и военными грузами. Это предвещало подготовку к новому наступлению немцев на наши се верные рубежи. Осенне-зимний период года благоприятствовал врагу на море. Полярная ночь, туманы и пурга мешали наблюдению за противни ком, затрудняли действия наших подводных лодок. К тому же, враг принимал все зависящие от него меры предосторожности. Большую часть пути немецкие караваны шли, прижимаясь к бе регу, а также узкими проливами, подходы к которым были мини рованы. Советские моряки успешно пре одолевали все эти трудности и не давали покоя врагу. Они не устанно искали и, найдя, топили вражеские корабли. К 1 мая 1942 гада общее водоизмещение унич тоженных Северным флотом не мецких кораблей исчислялось почти в пол ми л л иона тонн. Каждая удачная атака подвод ников наносила врагу новый ущерб. Подводная лодк а под командо ванием т. Котельникова потопила транспорт с несколькими десят ками тысяч полушубков. В ре зультате гитлеровцы были обре чены зимовать на. северных ска лах в летнем обмундировании. Неуклонно росло мастерство наших подводников. Старейшая подводная лодка Се верного флота «Д-З» под коман дованием т. Константинова пото пила за один поход три транспор та и один танкер противника. Это был рекорд, какого еще не знали подводники Северного флота. 19 сентября 1941 года подвод ная лодка, на борту которой шел старшим командиром один из луч- чих подводников страны Магомет Иманутдинович Гаджиев, впервые на Севере применила для атаки артиллерийское оружие. Орудий ным огнем подводная лодка унич тожила гитлеровский транспорт ; водоизмещением в 6.000 тонн. Ког да лодка входила в свою базу после этого похода, комендоры по приказанию Гаджиева дали выстрел из орудия — салют о по беде. Так было положено начало обычаю подводников-северомор - цев, а затем и подводников дру гих наших флотов извещать при входе в базу орудийными выстре лами о числе потопленных тран спортов и кораблей противника. Последующие атаки Гаджиева стали для советских подводников не только примером беззаветной отваги, но и школой новой тчк- тики. Гаджиев, павший в бою за Родину, был выдающимся новато ром среди подводников. Артиллерийский бой Г аджиева 3 декабря 1941 года т. Гаджиев повел подводную лодку в атаку на немецкий конвой, находивший ся в фиорде. Первой же торпедой Гаджиев потопил фашистский транспорт водоизмещением в 6. 000 тонн. Противник стал пре следовать лодку, забрасывая ее глубинными бомбами. Уйти не было никакой возможности. Тогда Гаджиев решил всплыть и не ожиданно для немцев вступить в артиллерийский бой с тремя ко раблями противолодочной обороны. С пятого выстрела наши подвод ники пустили ко дну немецкий сторожевой корабль, а затем по топили катер-охотник. Второму вражескому катеру удалось спас тись бегством. Искусная стрельб а артиллери стов тт. Чигрина, Егорова, Коно- пелько, Соловьева и Жикулина явилась образцом для комендо ров-подводников. Метод ев а стали применять и подводные лодки. Вскоре метод Гаджиева нила другая подводная ставшая в дальнейшем гвардей ской. 19 января 1942 года лодка атаковала немецкий транспорт торпедой и повредила его. Коман дир решил всплыть и добить тран спорт артиллерийским огнем. Но. когда лодка всплыла, наши под водники увидели еще один не мецкий транспорт и сторожевой корабль, подходивший на помощь своим судам. Подводники смело вступили в артиллерийский бой. В результате сторожевик и оба транспорта были потоплены. Крупные потери на море выну дили немцев усилить противоло дочную оборону. Но это не оста- Гаджи* другие приме* лодка» в декабре 1943 года немцы поте ряли миноносец, два сторожевых корабля и транспорт. В другом бою, происшедшем летом 1944 го да, наши катер а разгромили круп ный вражеский конвой, состояв ший из 26 вымпелов, и потопили 14 кораблей противника. За время войны торпедные ка- • тера Северного флота уничтожи ли 62 немецких корабля общим водоизмещением в 113.000 тонн. Личный состав торпедных катеров своей самоотверженной борьбой на коммуникациях врага оказал большую помощь Красной Армии. Подвиги морских летчиков Серьезные удары . по врагу на его морских путях наносила авиа ция Северного флота. Однажды в районе Варангер- фиорда наша разведка обнаружила большой вражеский конвой в сос таве 19 вымпелов. С воздуха кон вой охраняла немецкая авиация. Последовательными ударами на ших морских летчиков были по топлены два транспорта и траль щик, а в воздушных боях сбито 14 самолетов противника. В июне 1944 года были раз громлены два немецких каравана, шедшие в Киркенес и Петсамо. Их охраняло большое число бое вых кораблей. В этой операции приняли участие сотни самолетов, торпедные катера и береговая ар тиллерия Северного флота. В ито- ' ге операции, ^состоявшей из пос ледовательных ударов нарастаю щей .силы, были потоплены семь транспортов, танкер, два траль щика и три сторожевых катера н в воздушных боях сбито 13 не мецких самолетов. Эффективным оружием по унич тожению вражеских транспортов был а наша торпедоносная авиа ция. До войны она не имела опы та. Летчикам пришлось учиться в ходе боев. И они быстро овладе ли высоким классом боевого ма стерства. 15 января 1943 года два наших торпедоносца (летчики Балашов и Перегудов) вылетели навстречу вражескому конвою трех транспортов, охраной миноносца, ножевых кораблей. С дистанции 800 метров летчики атаковали транспорт водоизмещением в 4.000 тонн, потопили его и благополуч но возвратились на аэродром. Вслед за ними два других тбрпе- доносц а (летчики Трунов и Зай ченко) вторично атаковали этот конвой, потопили два остальных транспорта водоизмещением 6.000 тонн каждый и также вредимыми возвратились на аэродром. К вечеру третья пара торпедоносцев (летчики Агафо нов и Макаревич), пользуясь дан ными воздушной разведки, обна ружила и атаковала новый кон вой. Были потоплены транспорт и сторожевой корабль. И эта пара благополучно вернулась с зада ния. Во имя Родины В самых сложных метеороло гических условиях, при постоян-. ных снежных зарядах, вдалеке от своих носцы говый являя Вот Летчик-торпедоносец новило советских подводников, проявлявших исключительную смелость и высокое мастерство. Полные хозяева на морском театре Подводная лодк а «М-172» под командованием Фисановкча, пото пив в одном из походов фашист ский транспорт, подверглась осо бенно яростному преследованию вражеских кораблей противоло дочной обороны. В течение мно гих часов н а «М-172» было сбро шено 324 глубинных бомбы. В корпусе лодки образовалась течь. На поверхность моря стал вы деляться соляр, указывающий про тивнику местонахождение лодки. Враг усилил бомбежку. От силь ных сотрясений лодки был по врежден гирокомпас. Пользуясь только указаниями эхолота, Фи- санович увел «М-172» под при крытие своих береговых батарей. Подводники-североморцы были полными хозяевами на своем мор ском театре. За время войны они потопили много различных судов противника. Точность, стремительность, внезапность Активно действовали на вра жеских коммуникациях наши тор педные катера. Они потопили не ; один десяток вражеских кораблей. Раньше считалось, что торпедные катера могут выполнять боевые задачи только в темное время су ток. Война опровергла это мнение. Советские катера действовали на Севере с одинаковым успехом и ночью и днем, умело наносили удары во взаимодействии с авиа цией. Образцом воинского мастерства для моряков торпедных катеров являются смелые набеги н а вра жеские конвои ныне дважды Ге роя Советского Союза Александ ра Осиповича Шабалина. Он пре красно усвоил сталинские указа ния о тактике борьбы против нем цев. — Я никогда не пользуюсь од ними и теми же приемами боя, — говорит т. Шабалин. — Это при вело бы к шаблону, а шаблон не дает победы. Надо знать тактику врага, его огневые средства и си лы. Тогда можно быстро у него найти слабее место и ударить по нему наверняка. 22 декабря 1943 года, действуя в составе отряда торпедных кате ров против большого немецкого конвоя, Шабалин показал свое умение сочетать смелость и риск с точны м расчетом. В море уже разыгрался бой наших торпедных катеров с кораблями противника, а катер Шабалина еще принимал горючее в своей базе. Красно флотцы катера боялись опоздать. Но у командира созрел свой план — нанести удар по врагу в тот момент, когда катера после боя отойдут от каравана и противник ослабит бдительность. Расчет ко мандира полностью оправдался. Катер Шабалина, пользуясь тем нотой, на малом ходу каравану противника и педами потопил два сторожевых корабля. Немцы не ожидали этого нападения а при шли в замешательство, что дало возможность нашему катеру скрыться от преследования. Торпедные катера Северного флота наносили все более >/ бо лее чувствительные мецким караванам. в составе шедших под и двух сто по не- свой подошел к двумя тор- вражеских берегов отважные торпедо неутомимо уничтожали тор- и военный флот врага, про доблесть и геройство, один яркий пример. I капитан Андрей Андреевич Баштырков атаковал немецкий транспорт. Но от вражеского снаряда самолет I удары по не- В одном бою I I * его загорелся. Видя неизбежную гибель, отважный герой коммунист Баштырков и его боевой товарищ сержант Владимир Гаврилов, по вторили геройский подвиг капита на Гастелло. Они обрушили свою горящую машину на вражеский транспорт. Капитану Баштыркову и сержанту Гаврилову посмертно присвоено звание Героев Совет ского Союза. Велики заслуги перед Родиной летчиков - торпедоносцев Гвар- дёйского минно-торпедного Крас нознаменного авиационного пслка. За два год а боевых действий они потопили более полусотни транс портов противника. Этот полк воспитал в своих рядах 17 Ге роев Советского Союза. В боях н а вражеских коммуни кациях успешно действовали лет чики штурмовой авиации. Штур мовой дважды Краснознаменный авиационный полк только за один год войны потопил 84 фашистских корабля. Герои Советского Сою за тт. Гуляев и Осыка — воспи танники этого полка — известны всему Советскому Союзу. Летчики-североморцы активно взаимодействовали с торпедными катерами и подводными лодками, изо дня в день усиливая удары по коммуникациям врага, В одной из операций против конвоев про тивника в марте 1944 года, в ко торой подводные лодки и авиация Северного флота действовали совместно, было потоплено три транспорта и тральщик и повреж дено четыре вражеских тран спорта. Залпы береговых батарей Из береговых батарей Северного флота наибольший урон против нику нанесла ныне Краснознамен ная Печенгская 221 батарея. Уже в первые дни войны эта батарея потопила своим огнем три немец ких корабля. Много раз фашисты забрасывали батарею сотнями авиабомб и обстреливали артилле рийским огнем. В одну памягную ночь немцы выпустили по этой батарее 872 снаряда. Батарея вы стояла. Она продолжала жечь и топить фашистские корабли. Наши береговые батареи ус пешно преграждали путь немецким транспортам. Вот один из эпизо дов этой борьбы. В ночь на первое декабря 1942 года по трем коротким гудкам, прозвучавшим в тумане, наши ба тареи обнаружили суда противни ка и тотчас открыли заградитель ный огонь по входу в залив Пет- само и по пристани порта Лиина- хамари, а затем и по транспортам, когда их удалось обнаружить. Не мецкие береговые батареи откры ли огонь по нашим прожекторам и артиллерийским позициям. Од нако североморские артиллеристы в ходе этого боя потопили три вражеских транспорта. Таким образом даже выгодные для противника условия — туман и метели транспорты от гибели. Побеждали стойкость и военное мастерство североморцев. Н а морских коммуникациях нем цев Северный флот вел активную минную войну, которая увеличи вала число потерь противника. Так Северный флот, ослабляя боевую мсщь противостоящей группиров ки врага, подготовлял почву для окончательного, решающего удара Красной Армии по немецким вой скам в Заполярья, редко спасали его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz