Краснофлотец. 1946 год. Июль.

25 июля 1946 г., № 172 (2558) КРАСНОФЛОТЕЦ 9 УДАРЫ ПО КОММУНИКАЦИЯМ ВРАГА дн а из задач, стоявших пе ­ ред Северным флотом, за ­ ключалась в действиях на морских коммуникациях против ­ ника. Немецкие войска не располагали в Заполярьи до ­ статочным количеством дорог. Поэтому боеприпасы, питание и другие грузы немцы вынуждены / были подвозить морем. На обрат- и ном пути немецкие суд а брали из Петсамо никель и железну ю руду. Таким образом, удары северомор ­ цев по вражеским коммуникациям оказывали двойную помощь Крас ­ ной Армии: нарушали нормальное снабжение заполярной группиров ­ ки немцев, ослабляя ее боеспо ­ собность, и мешали регулярному подвозу с Севера необходимого сырья для немецкой военной про ­ мышленности. Торпеды североморских подводников Основная тяжесть борьбы на се ­ верных морских коммуникациях вра га выпала на долю наших подвод ­ ных лодок. Подводники-северомор ­ цы проявили в боях с врагом высо ­ кую отвагу, мужество, выносли ­ вость и воинское мастерство. На всем пути от Хаммерфеста до Кир ­ кенеса они искали немецкие суда и топили их. Подводные лодки Северного флота не только актив ­ но действовали н а коммуникациях, но и наносили стремительные, дерзкие удары по транспортам противника в его портах и базах. Первый такой удар был нанесен год зол ника ми тт. Колышкиным и Мисаковичем. Подводная лодка Фисановича «М-172» под руковод ­ ством ныне Героя Советского Со ­ юза Колышкина проникла оо вра ­ жескую гавань, уничтожила тор ­ педой транспорт, ждавший у при ­ чала разгрузки и ушла невреди ­ мой в сбою базу. Дерзкие рейды во вражеские порты совершала подводная лод ­ ка «М-171» под командованием т. Старикова, ставшего впоследст ­ вии Героем Советского Союза. В одном из походов, проникнув в бухту, где находились суд а про ­ тивника, «М-171» запуталась в противолодочных сетях, заградив ­ ших ей выход, и подверглась бом ­ бежке глубинными бомбами. Ко ­ мандир принял мужественное ре ­ шение — всплыть и прорваться из бухты в надводном положении. Резкими рывками назад «М-171» удалось высвободиться из сетей. А затем, пользуясь наступлением прилива, командир благополучно ! провел лодку над сетями. Так мужали и закалялись в бо ­ ях моряки Северного флота. Так сбивали они спесь с наглого и вероломного врага. От ударов подводных лодок, авиации, тор ­ педных катеров и береговых ба ­ тарей Северного флота немцы уже к концу 1941 года потеряли 59 кораблей общим водоизмещением в ООО тонн. Грозные атаки Осенью и зимой 1941 год а у побе ­ режья Норвегии все чаще стали появляться шедшие на восток мор ­ ские караваны противник а с вой ­ сками и военными грузами. Это предвещало подготовку к новому наступлению немцев на наши се ­ верные рубежи. Осенне-зимний период года благоприятствовал врагу на море. Полярная ночь, туманы и пурга мешали наблюдению за противни ­ ком, затрудняли действия наших подводных лодок. К тому же, враг принимал все зависящие от него меры предосторожности. Большую часть пути немецкие караваны шли, прижимаясь к бе ­ регу, а также узкими проливами, подходы к которым были мини ­ рованы. Советские моряки успешно пре ­ одолевали все эти трудности и не давали покоя врагу. Они не ­ устанно искали и, найдя, топили вражеские корабли. К 1 мая 1942 гада общее водоизмещение унич ­ тоженных Северным флотом не ­ мецких кораблей исчислялось почти в пол ми л л иона тонн. Каждая удачная атака подвод ­ ников наносила врагу новый ущерб. Подводная лодк а под командо ­ ванием т. Котельникова потопила транспорт с несколькими десят ­ ками тысяч полушубков. В ре ­ зультате гитлеровцы были обре ­ чены зимовать на. северных ска ­ лах в летнем обмундировании. Неуклонно росло мастерство наших подводников. Старейшая подводная лодка Се ­ верного флота «Д-З» под коман ­ дованием т. Константинова пото ­ пила за один поход три транспор ­ та и один танкер противника. Это был рекорд, какого еще не знали подводники Северного флота. 19 сентября 1941 года подвод ­ ная лодка, на борту которой шел старшим командиром один из луч- чих подводников страны Магомет Иманутдинович Гаджиев, впервые на Севере применила для атаки артиллерийское оружие. Орудий ­ ным огнем подводная лодка унич ­ тожила гитлеровский транспорт ; водоизмещением в 6.000 тонн. Ког ­ да лодка входила в свою базу после этого похода, комендоры по приказанию Гаджиева дали выстрел из орудия — салют о по ­ беде. Так было положено начало обычаю подводников-северомор - цев, а затем и подводников дру ­ гих наших флотов извещать при входе в базу орудийными выстре ­ лами о числе потопленных тран ­ спортов и кораблей противника. Последующие атаки Гаджиева стали для советских подводников не только примером беззаветной отваги, но и школой новой тчк- тики. Гаджиев, павший в бою за Родину, был выдающимся новато ­ ром среди подводников. Артиллерийский бой Г аджиева 3 декабря 1941 года т. Гаджиев повел подводную лодку в атаку на немецкий конвой, находивший ­ ся в фиорде. Первой же торпедой Гаджиев потопил фашистский транспорт водоизмещением в 6. 000 тонн. Противник стал пре ­ следовать лодку, забрасывая ее глубинными бомбами. Уйти не было никакой возможности. Тогда Гаджиев решил всплыть и не ­ ожиданно для немцев вступить в артиллерийский бой с тремя ко ­ раблями противолодочной обороны. С пятого выстрела наши подвод ­ ники пустили ко дну немецкий сторожевой корабль, а затем по ­ топили катер-охотник. Второму вражескому катеру удалось спас ­ тись бегством. Искусная стрельб а артиллери ­ стов тт. Чигрина, Егорова, Коно- пелько, Соловьева и Жикулина явилась образцом для комендо ­ ров-подводников. Метод ев а стали применять и подводные лодки. Вскоре метод Гаджиева нила другая подводная ставшая в дальнейшем гвардей ­ ской. 19 января 1942 года лодка атаковала немецкий транспорт торпедой и повредила его. Коман ­ дир решил всплыть и добить тран ­ спорт артиллерийским огнем. Но. когда лодка всплыла, наши под ­ водники увидели еще один не ­ мецкий транспорт и сторожевой корабль, подходивший на помощь своим судам. Подводники смело вступили в артиллерийский бой. В результате сторожевик и оба транспорта были потоплены. Крупные потери на море выну­ дили немцев усилить противоло­ дочную оборону. Но это не оста- Гаджи* другие приме* лодка» в декабре 1943 года немцы поте ­ ряли миноносец, два сторожевых корабля и транспорт. В другом бою, происшедшем летом 1944 го ­ да, наши катер а разгромили круп ­ ный вражеский конвой, состояв ­ ший из 26 вымпелов, и потопили 14 кораблей противника. За время войны торпедные ка- • тера Северного флота уничтожи ­ ли 62 немецких корабля общим водоизмещением в 113.000 тонн. Личный состав торпедных катеров своей самоотверженной борьбой на коммуникациях врага оказал большую помощь Красной Армии. Подвиги морских летчиков Серьезные удары . по врагу на его морских путях наносила авиа ­ ция Северного флота. Однажды в районе Варангер- фиорда наша разведка обнаружила большой вражеский конвой в сос ­ таве 19 вымпелов. С воздуха кон ­ вой охраняла немецкая авиация. Последовательными ударами на ­ ших морских летчиков были по ­ топлены два транспорта и траль ­ щик, а в воздушных боях сбито 14 самолетов противника. В июне 1944 года были раз ­ громлены два немецких каравана, шедшие в Киркенес и Петсамо. Их охраняло большое число бое ­ вых кораблей. В этой операции приняли участие сотни самолетов, торпедные катера и береговая ар ­ тиллерия Северного флота. В ито- ' ге операции, ^состоявшей из пос ­ ледовательных ударов нарастаю ­ щей .силы, были потоплены семь транспортов, танкер, два траль ­ щика и три сторожевых катера н в воздушных боях сбито 13 не ­ мецких самолетов. Эффективным оружием по унич ­ тожению вражеских транспортов был а наша торпедоносная авиа ­ ция. До войны она не имела опы ­ та. Летчикам пришлось учиться в ходе боев. И они быстро овладе ­ ли высоким классом боевого ма ­ стерства. 15 января 1943 года два наших торпедоносца (летчики Балашов и Перегудов) вылетели навстречу вражескому конвою трех транспортов, охраной миноносца, ножевых кораблей. С дистанции 800 метров летчики атаковали транспорт водоизмещением в 4.000 тонн, потопили его и благополуч ­ но возвратились на аэродром. Вслед за ними два других тбрпе- доносц а (летчики Трунов и Зай ­ ченко) вторично атаковали этот конвой, потопили два остальных транспорта водоизмещением 6.000 тонн каждый и также вредимыми возвратились на аэродром. К вечеру третья пара торпедоносцев (летчики Агафо ­ нов и Макаревич), пользуясь дан ­ ными воздушной разведки, обна ­ ружила и атаковала новый кон ­ вой. Были потоплены транспорт и сторожевой корабль. И эта пара благополучно вернулась с зада ­ ния. Во имя Родины В самых сложных метеороло ­ гических условиях, при постоян-. ных снежных зарядах, вдалеке от своих носцы говый являя Вот Летчик-торпедоносец новило советских подводников, проявлявших исключительную смелость и высокое мастерство. Полные хозяева на морском театре Подводная лодк а «М-172» под командованием Фисановкча, пото ­ пив в одном из походов фашист ­ ский транспорт, подверглась осо ­ бенно яростному преследованию вражеских кораблей противоло ­ дочной обороны. В течение мно ­ гих часов н а «М-172» было сбро ­ шено 324 глубинных бомбы. В корпусе лодки образовалась течь. На поверхность моря стал вы ­ деляться соляр, указывающий про ­ тивнику местонахождение лодки. Враг усилил бомбежку. От силь ­ ных сотрясений лодки был по­ врежден гирокомпас. Пользуясь только указаниями эхолота, Фи- санович увел «М-172» под при ­ крытие своих береговых батарей. Подводники-североморцы были полными хозяевами на своем мор ­ ском театре. За время войны они потопили много различных судов противника. Точность, стремительность, внезапность Активно действовали на вра ­ жеских коммуникациях наши тор ­ педные катера. Они потопили не ; один десяток вражеских кораблей. Раньше считалось, что торпедные катера могут выполнять боевые задачи только в темное время су ­ ток. Война опровергла это мнение. Советские катера действовали на Севере с одинаковым успехом и ночью и днем, умело наносили удары во взаимодействии с авиа ­ цией. Образцом воинского мастерства для моряков торпедных катеров являются смелые набеги н а вра ­ жеские конвои ныне дважды Ге ­ роя Советского Союза Александ ­ ра Осиповича Шабалина. Он пре ­ красно усвоил сталинские указа ­ ния о тактике борьбы против нем ­ цев. — Я никогда не пользуюсь од ­ ними и теми же приемами боя, — говорит т. Шабалин. — Это при ­ вело бы к шаблону, а шаблон не дает победы. Надо знать тактику врага, его огневые средства и си ­ лы. Тогда можно быстро у него найти слабее место и ударить по нему наверняка. 22 декабря 1943 года, действуя в составе отряда торпедных кате ­ ров против большого немецкого конвоя, Шабалин показал свое умение сочетать смелость и риск с точны м расчетом. В море уже разыгрался бой наших торпедных катеров с кораблями противника, а катер Шабалина еще принимал горючее в своей базе. Красно ­ флотцы катера боялись опоздать. Но у командира созрел свой план — нанести удар по врагу в тот момент, когда катера после боя отойдут от каравана и противник ослабит бдительность. Расчет ко ­ мандира полностью оправдался. Катер Шабалина, пользуясь тем ­ нотой, на малом ходу каравану противника и педами потопил два сторожевых корабля. Немцы не ожидали этого нападения а при ­ шли в замешательство, что дало возможность нашему катеру скрыться от преследования. Торпедные катера Северного флота наносили все более >/ бо ­ лее чувствительные мецким караванам. в составе шедших под и двух сто ­ по не- свой подошел к двумя тор- вражеских берегов отважные торпедо ­ неутомимо уничтожали тор- и военный флот врага, про ­ доблесть и геройство, один яркий пример. I капитан Андрей Андреевич Баштырков атаковал немецкий транспорт. Но от вражеского снаряда самолет I удары по не- В одном бою I I * его загорелся. Видя неизбежную гибель, отважный герой коммунист Баштырков и его боевой товарищ сержант Владимир Гаврилов, по ­ вторили геройский подвиг капита ­ на Гастелло. Они обрушили свою горящую машину на вражеский транспорт. Капитану Баштыркову и сержанту Гаврилову посмертно присвоено звание Героев Совет ­ ского Союза. Велики заслуги перед Родиной летчиков - торпедоносцев Гвар- дёйского минно-торпедного Крас ­ нознаменного авиационного пслка. За два год а боевых действий они потопили более полусотни транс ­ портов противника. Этот полк воспитал в своих рядах 17 Ге ­ роев Советского Союза. В боях н а вражеских коммуни ­ кациях успешно действовали лет ­ чики штурмовой авиации. Штур ­ мовой дважды Краснознаменный авиационный полк только за один год войны потопил 84 фашистских корабля. Герои Советского Сою ­ за тт. Гуляев и Осыка — воспи ­ танники этого полка — известны всему Советскому Союзу. Летчики-североморцы активно взаимодействовали с торпедными катерами и подводными лодками, изо дня в день усиливая удары по коммуникациям врага, В одной из операций против конвоев про ­ тивника в марте 1944 года, в ко ­ торой подводные лодки и авиация Северного флота действовали совместно, было потоплено три транспорта и тральщик и повреж ­ дено четыре вражеских тран ­ спорта. Залпы береговых батарей Из береговых батарей Северного флота наибольший урон против ­ нику нанесла ныне Краснознамен ­ ная Печенгская 221 батарея. Уже в первые дни войны эта батарея потопила своим огнем три немец ­ ких корабля. Много раз фашисты забрасывали батарею сотнями авиабомб и обстреливали артилле ­ рийским огнем. В одну памягную ночь немцы выпустили по этой батарее 872 снаряда. Батарея вы ­ стояла. Она продолжала жечь и топить фашистские корабли. Наши береговые батареи ус ­ пешно преграждали путь немецким транспортам. Вот один из эпизо ­ дов этой борьбы. В ночь на первое декабря 1942 года по трем коротким гудкам, прозвучавшим в тумане, наши ба ­ тареи обнаружили суда противни ­ ка и тотчас открыли заградитель ­ ный огонь по входу в залив Пет- само и по пристани порта Лиина- хамари, а затем и по транспортам, когда их удалось обнаружить. Не ­ мецкие береговые батареи откры ­ ли огонь по нашим прожекторам и артиллерийским позициям. Од ­ нако североморские артиллеристы в ходе этого боя потопили три вражеских транспорта. Таким образом даже выгодные для противника условия — туман и метели транспорты от гибели. Побеждали стойкость и военное мастерство североморцев. Н а морских коммуникациях нем ­ цев Северный флот вел активную минную войну, которая увеличи вала число потерь противника. Так Северный флот, ослабляя боевую мсщь противостоящей группиров ­ ки врага, подготовлял почву для окончательного, решающего удара Красной Армии по немецким вой ­ скам в Заполярья, редко спасали его

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz