Краснофлотец. 1946 год. Июль.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 24 июля 1946 г. № 171 (2557) СЕВЕРОМОРЦЫ ИЗУЧАЮТ ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ / Дисциплинарный устав был воспринят катерниками, как не ­ зыблемый закон воинской служ ­ бы. На всех кораблях началось изучение нового устава, проведе ­ но уже несколько занятий. На корабле, где парторгом лей ­ тенант Поздеев,- регулярно про ­ ходят занятия по изучению уста ­ ва. Вот что говорит руководитель занятий главный старшина Гей ­ дельберг: — Новый Дисциплинарный устав краснофлотцы и старшины изучают с исключительным вни ­ манием. Каждое положение уста ­ ва вызывает среди моряков ожив ­ ленную беседу. Один из красно ­ флотцев опросил меня, может ли командир отделения, эаншгая должность боцмана, пользоваться дисциплинарными правами пос ­ леднего. В -уставе об этом сказано, и я раз ’ яснил это поло ­ жение. На партийном и комсомольском собранпях был обсужден вопрос о Дисциплинарном уставе и зада ­ чах коммунистов и комсомольцев по его раз ’ яснению. Широко развернулось изуче ­ ние Дисциплинарного устава на катере, где командиром главный старшина Гамэин. Старшина 1 статьи Н. Иванников в бою С личным составом катера про ­ ведено уже пять занятий. Ими ру ­ ководил бывалый моряк старшина 1 статьи Почукаев. На послед ­ нем занятии состоялся опрос по пройденным пунктам Дисципли ­ нарного устава. Он показал, что катерники хорошо поняли те требования, которые пред ’ являст к воинам Дисциплинарный устав. Такие краснофлотцы, как Во- жев, Свайкин, Иваненко со всей сер ’ езностыо отнеслись к изучег вито устава. Руководитель заня ­ тия Почукаев во всем помогает им, разгоняет неясные вопросы. Со старшинским составом за ­ нятия по уставу проводит коман ­ дир катера. На-днях и у старшин будет* произведен опрос по прой ­ денному материалу. На катер?, старшина проведено изучению . ва. Личный состав катера с большим вниманием слушает своего руко ­ водителя занятей старшину Ци- бинова. В ходе занятий у слуша ­ телей возникают вопросы, и Ци ­ бинов дает исчерпывающие разъ ­ яснения. Старшина 2 статьи В. ИВАНОВ. Ю -------------- I Результат слабого знания оружия где командиром 1 статьи Цибинов, несколько занятий по Дисциплинарного уста- чило спусковой механизм. Поче ­ му? Да только потому, что рычаг защелки не был полностью до ­ слан вперед. Правда, магазин встал на место, но спуск остался выключенным. Вот почему ав ­ томат Байбародпна отказал при стрельбе. На разборе стрельб этот случай был подвергнут обсуждению, де ­ тально разобран. Однако красно ­ флотцы Зинин и Булычев невни ­ мательно слушали об ’ яснепия руководителя. И, когда через не ­ сколько дней подразделение иро- водило очередную стрельбу, г — повторили ошибку Байбародпна. Их автоматы не стреляли. Это снова намного снизило общую оценку стрельбы. Серьезную ошибку допустил также краснофлотец Гладкий. Готовя «эрликон» к стрельбе, он неправильно собрал рычаги кур ­ ка и, когда открыл огонь, задний рычаг работал вхолостую и по ­ становки на боевой взвод не про ­ изводил. Подвижная система удерживалась во взведенном поло- На недавних учениях стрель ­ ба эрликенщиков корабля «Н» была признана неудовлетвори ­ тельной. Какие же существенные недо ­ статки обнаружились в ходе стрельбы? Каждому артиллеристу - эр- ликонщику известно, что при по ­ становке магазина рычаг защелки его замка должен быть отведен вперед доотказа. Этим автомати ­ чески включается спусковой ме ­ ханизм, а также предохраняется подвижная система «эрлнкона* от случайного спуска. В то же время защелка замка магазина освобождает -место для заднего фланца устья магазина. Защелка удерживается в занятом ею по­ ложении специальным захватом, который устанавливается при по ­ становке магазина. Магазин влияет также на защелку, кото ­ рая под действием двух своих пружин уходит вперед, а меха ­ низм спуска становится в нор ­ мальное положение. Практика показала, что полная досылка рычага защелки магазина ) женин только на предохранителях вперед не только выключает спусковой магазин, но и автома ­ тически вводит в действие меха ­ низм спуска. Как видим, простой прием — постановка магазина производит очень сильное перемещение в расположении частей «эрликона». Кто хорошо изучил взаимодей ­ ствие частей автоматической пушки, тот, конечно, не забудет доотказа подать вперед рычаг защелки. А вот краснофлотец Байбародин допустил такую оп­ лошность. И все только потому, что плохо знал взаимодействие частей своего автомата, хотя пе ­ ред стрельбами было проведено несколько специальных занятий, на которых подробно разбирались все задержки и заедания, а так ­ же причины их вызывающие. На «эрликоне* Байбародпна ры ­ чаг захвата замка магазина бьгл доотказа утоплен. Это выклю- I Атака прошла столь молниенос ­ но, что пулеметчик Иванников так и не смог как следует разобрать ­ ся во всех подробностях. Он толь ­ ко успел заметить, как командир дернул рычаг, • длинная, лос ­ нящаяся от смазки торпеда вы ­ скочила из трубы, ударилась об воду, подпрыгнула и, зарываясь, устремилась вперед. Раздался сильный взрыв, пова ­ лили густые клубы черного дыма, и сторожевик, клонясь на борт, вдруг развалился на две части. Видно было, как . метались на крутых волнах обломки дерева, доски, мелькали в воде фигуры пытавшихся спастись немцев. — Вот. — сказал старшина, — отплавались, фрицы! Он хотел еще что-то сказать, но в это время на них ринулись три «Фокке-Вульфа», в старшине пришлось вертеться со своим пуле ­ метом во все стороны, отбивая атаки. Немец сыпал очередями и одна из них- искалечила пуле ­ мет, не зацепив каким-то чудом Иванникова. Вдруг старшина увидел, как из ахтерпика показался дымок. — Попали, все-таки... — Пожар! Весть об этом мигом облетела палубу, машину, радиорубку... Но командир даже в эту тя ­ желую минуту оставался верен себе. «Меньше нервничать — боль ­ ше пользы будет!» А главное — он был уверен в своих подчинен­ ных. «Справятся с пожаром!» — Быстро в ахтерпик! Горит боезапас... — громко скомандовал он. Несколько краснофлотцев ри­ нулись к люку. Оттуда уже ва ­ лил серый едкий дым. Старшина вбежал первым. Видно было, как в дыму сновали фигуры ар ­ тиллерийских учеников Озерова и Ахмедова, таскавших цинки с патронами. Навстречу Иванникову уже бежал Водовозов с дымя ­ щимся ящиком, и старшина успел заметить, как торпедист рывком бросил его за борт. • Угрожающе шипел порох. Он горел желтоватым пламенем, вспыхивал и косматыми языками рвался вверх. В воздухе стояла удушливая гарь. Старшина вдруг представил се- Старшина 1 статьи Н. Иван ­ ников. I прирос, к рукоятям: он стрелял наверняка и, видимо, не торопил ­ ся, зная, что все равно доберется до немца.. ..... — Ага, — крикнул Иванников. — ' Ага! Получил гад! Самолет задымил, черный шлейф дыма тянулся за его хвостом. Пы ­ таясь сбить пламя, летчик начал стремительно скользить на левоС • крыло, но это его не ’ спасло и он Т упал в море. Старшина рванулся к люку, но оттуда уже вылазили почернев ­ шие от копоти и слегка обгорев ­ шие его боевые товарищи — Все! — сказал торпедист. — Нет больше пожара... В это время снарядами вывело из строя два мотора, и катер на ­ чал беспомощно переваливаться на волнах. Командир принял реше ­ ние оставить катер. Палубу обли ­ ли бензином, заложили подрыв- . ные патроны — не достанете! врагу родной корабль. Подошел другой катер, и вся команда пе­ ребралась на него. Но немцы не отставали. Самоле ­ ты, пикируя, дали несколько оче ­ редей по палубе, под которой находился машинный отсек. Сна ­ рядами повредило коллектор ле ­ вого мотора, и командир — те ­ перь уже Кисов — приказал лик ­ видировать аварию. Из резиновой рубашки коллек ­ тора хлынула горячая вода, И опять, забыв о своих обгоревших руках, старшина побежал в маши ­ ну. Иванников начал помогать мотористам. Сизый дым отработанного газа заполнил отсек Начала болеть голова, ноги подкашивались, и старшина шатался, как пьяный. Кто-то упал в обморок, молча и неподвижно лег на палубу отсека. Наверху, н а палубе, ожесточен ­ но стреляли пушки и пулеметы, а петом все стихло. Самолеты бы­ ли. наконец, отогнаны. ...Когда аварию ликвидировали, старшина побрел к выходу из от ­ сека. Он сделал ослабевшими но ­ гами несколько шагов, начал подниматься по трапу и высунул голову наружу. В открытый люк он увидел спокойную водную гладь. Вместе со звуками моторов сюда уже , входили запахи э<оря. То появля ­ лись, то тускнели блики на тем ­ носерой • густой воде. На малень ­ ких волнах плясали какие-то щеп ­ ки, сизо-фиолетовые масляные пятна переливались под тусклы ­ ми лучами солнца. Старшина сделал еще два ша ­ га и вышел на палубу. Свежий соленый ветер ударил в лицо, коснулся его своим холодным' дыханием. Иванников вздохнул полной грудыб, расправил плечи и улыбнулся идущему навстречу командиру. — Живем, старшина, живем! — сказал командир и, наклонясь, тихо добавил: «Дейстовал мо ­ лодцом!» и крепко пожал ему ру ­ ку. * Старшина схватил обеими ру ­ ками горячий цинковый ящик... и быстро отдернул их. «Горячо, ох как горячо!». Потом он почти вплотную навалился всем телом на ящик и, забыв, казалось, все на свете, дернул его кверху. Лицо обдало едкой, удушливой гарью. Иванников потом, после пожа ­ ра, никак не мог вспомнить, сколько раз он выбегал с ящика ­ ми из ахтерпика и бросал их за борт... Он был без шапки. Пряди волос липли к мокрому и вымазанному во что-то черное лбу, с которого тонкими ручейками стекал пот- Было невыносимо жарко, и даже пронизывающий ветер не помогал. Старшина уже ни на что не об ­ ращал внимания. Руки? Чепуха! Несколько вспухших . волчырей бугрились на черных обгоревших ладонях. Он был, как в горячке. Мысль о том. что катер может вот-вот взорваться, * все время подстегивала и гнала его от ах ­ терпика к борту и обратно. — Лишь бы спасти корабль. Это мой долг! Это мой долг! — стучало в голове. Командир видел, как перебегал по палубе старшина с горящими цинками на руках, как навстречу ему уже кидались юркие фигуры учеников с таким же опасным гру. зом. А сверху с головокружитель ­ ной высоты, с ревом и каким-то противным воем шли в пике са ­ молеты, меченые черными крес ­ тами. Тонкие светлые линии оче ­ редей «эрлнкона» тянулись им навстречу. Немцы заходили с трех сторон сразу: с кормы, с носа, с борта, сыпали мелкими бомбами. Осколки изрешетили рубку, палубу. Один «Фокке- Вульф» почти отвесно начал пики ­ ровать. Выбежав на палубу, стар ­ шина мельком, на бегу, посмотрел вверх и застыл Щ месте. Он уви ­ дел, как в носу стремительно па ­ давшего на корабль самолета бе ­ шено дрожали шесть пучков свет ­ ложелтого пламени стрелявших пушек и пулеметов. Но в это вре ­ мя начал бить кормовой пулемет. Пулеметчик Кузьменко, казалось, • А а овв ^|!бе, как пламя все больше разго ­ равшегося пороха вырвется из лю ­ ка. злой, порывистый ветер пере ­ кинет сноп огня к бензиновым цистернам, пройдет секунда, а может быть и две, но не больше, — и тогда... Он шире открыл глаза, взмах ­ нул руками, как бы отгоняя от себя страшное видение, и обида, невыносимая обида ударила ' его в сердце. Он не мог допустить, что его боевые товарищи, его замечательный корабль вдруг превратятся в ничто из-за того, что, может быть, он, Иван ­ ников, и Водовозов- Ахмедов и Озеров исполнить свой долг, ся с пожаром... затвора. Это привело к тому, что после первого выстрела автомат стал стрелять произвольно. На ­ водчик не мог его остановить. Автомат умолк лишь тогда, когда опорожнился магазин с боезапа ­ сом. Эти факты говорят о том, что эрликонщики нашего корабля еще недостаточно освоили мате ­ риальную часть оружия, слабо, готовят ее к стрельбам. Старши ­ нам придется еще немало пора ­ ботать, чтобы подготовить из мо ­ лодых краснофлотцев отличных ■артиллеристов-зенитчиков, , спо ­ собных успешно отражать воздуш ­ ного врага. Основное внимание нужно уделить глубокому изуче ­ нию с краснофлотцами материаль ­ ной части и прежде всего взаимо ­ действие частей, научить пра ­ вильно разбирать и собирать автомат. А. ГАСТЕВ и не не ученики успеют справят- Л, ШАХНОВСКИЙ. Когда не налажена дежурная служба Морские разведчики заняты напряженной боевой учебой. С утра и до позднего вечера эки ­ пажи совершенствуют технику пилотирования, воздушно-стрел ­ ковую подготовку, учатся бомбтгп без промаха. Нечего и говорить, как важно и необходимо, чтобы выполнение плана боевой подго ­ товки обеспечивалось четкостью и организованностью всех звеньев аэродрома. К оожалению, интенсивная учеба нередко нарушается из-за плохой работы аэродромного под ­ разделения, которое обслуживает летчиков. Вот наглядный пример: 1 Б самолетам срочно иотребо-. валось подвезти бомбы. Поблизо­ сти их не оказалось. Позвонили дежурному. Но его не было на месте. Его помощник Бого ­ молов не смог своевременно выполнить приказание. И в . ре ­ зультате бомбы были подвезены к самолетам с опозданием. Тут же выяснилось, что помощ ­ ник забыл передать на склад, чтобы вместе с бомбами привезли бугеля, вытяжные стропы, раз ’ е- диняющиё механизмы, без кото ­ рых бомбы подвесить невозмож ­ но. Учеба морских летчиков была сорвана в этот день по вино де-' журной службы. Самолет Та» ■ не поднялся в воздух. Необходимо подчеркнуть, что такие случаи срыва боевой учебы летчиков мало тревожат офицера т. Палинского. Даже, несмотря на то, что Узаровский сорвал полеты, т. Палинский, как командир под ­ разделения, не наложил на него взыскание. Непонятно,' почему так терпимо относятся здесь к подобным ненормальностям? Давно пора навести твердой рукой порядок в Н-ском аэродром ­ ном подразделении. Этого тре ­ буют интересы боевой учебы. Старший техник-лейтенант Н. ДОРОДНЕВ. шБГ 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz