Краснофлотец. 1946 год. Июль.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ 21 июля 1946 г.. № 169 (2555) Из боевого опыта НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ В борьбе за живучесть корабля североморские подводники нако пили большой опыт. Коротко о нем во расскажешь и поэтому я хочу остановиться лишь на некоторых вопросах, которые, на мой взгляд, наиболее поучительны. Начну с аварийного имущества. Каждый подводник может вспом нить из своей практики не один случай, когда не было под руками какой - нибуць детали и все дело стопорилось или наоборот — ле жавший под руками инструмент оказывался спасительным. Ава. рийное имущество — наше главное оружие в борьбе за живучесть, и когда видишь нерадивое отноше ние к нему, поневоле возмущаешь ся. А надо прямо сказать, что не- редко еще на наших лодках ава рийный инструмент и материалы используются не по назначению. Бывает, что, ремонтируя меха низмы, некоторые краснофлотцы берут в качестве подсобного мате риала аварийные клинья, доски, распорные шесты. Аварийные пробки частенько используют для заслушивания разобранных маги стралей, проволоку ■ — для почин ки паровых шлангов, сурик — на покраску трюмов. Все это в большинстве случаев I или портится или просто не воз вращается на место и разбазари вается. Ясно,' что такое отношение к аварийному имуществу не может привести к добру. Не мешает еще и еще раз повторить правило, ко торое является цля нас законом: все аварийные материалы и ин струменты должны быть чистыми, исправными, окрашенными в крас ный цвет, разложенными на свои штатные места согласно описи. Второй, не менее важный воп рос. Необходимо тщательно сле дить за повседневным состоянием входных люков, переборочных дверей, вентиляционных шахт, горловин, трюмов, ’ выгородок и трубопроводов. Двери, входные люки, горлови ны и грибки шахт должны быть чистыми, обязательно по крашенными, уплотнительные ре. зпнкя исправными и покрыты ми мелом и находиться в положе нии, определенном корабельной инструкцией и маркировкой. Трюмы и выгородки надо содер жать сухими. Ни в коем случае нельзя допускать наличия в них масла и соляра. Это грозит воз никновением пожара. I I [I Помощник командира краснознаменного эсминца <В. Куйбышевж капитан _ лейтенант Куравский производит осмотр боевых постов корабля. Фото Р. Диамент 1 я? м * • у* > • .. • «Г Трубопровод также является предметом постоянной заботы трюмного машиниста. Ведь малей шая течь может привести к ги бельным результатам. И, конечно, ни в коем случае нельзя хранить на магистралях и за ними посторонних предметов. Первостепенное значение для борьбы за живучесть имеет ис правное состояние водоотливных средств, наличие запаса воздуха высокого давления и достаточная плотность аккумуляторной бата реи. За живучесть лодки борются не только трюмные машинисты, но и весь экипаж. Поэтому аварийной подготовке всего личного состава должно уделяться неослабное вни мание. Каждый подводник обязан на зубок знать все отсечны© аварий ные инструкции. Ведь авария мо жет застать тебя в любом отсеке, и тогда придется действовать сразу, не раздумывая, в незнако мом месте. А у нас нередко можно встре тить слабое знание краснофлотца ми боевых частей I и IV устрой ства лодок и способов борьбы за ее живучесть. На одной из подводных лодок вахтенному двух отсеков было приказано осушить трюмы. Лодка шла на большой глубине. Когда вахтенный включил трюмную пом пу, сильным давлением воды выр. вало воздушный колпак. Заборт ная вода с давлением в несколько атмосфер ударила в подволок. Вах тенный растерялся и, не поняв в чем дело, убежал в соседний отсек. К счастью, тут оказался красно флотец группы движения и он, подскочив, перекрыл отливной кингстон помпы. Надо сказать, что при таком сильном поступле нии воды успех решали секунды. Отсек мгновенно затопило бы, и тогда авария была бы неизбежной. Этот случай показывает, как необходимо каждому знать водя ную систему. В другой раз на одной из под водных лодок, также шедшей на большой глубине, перегорели пре дохранители электромотора носо вых горизонтальных рулей. Рули остались в положении полного по гружения. Лодка, с диферентом на нос, стремительно пошла на глубину. Положеяне было серьез ное. Краснофлотец Мочалов находил ся в первом отсеке но не зная, что делать, не принял никаких мер для борьбы с возможным по ступлением воды. Снова выручил ’ трюмный. У нас на лодках введены спе циальные программы по устройст ву подводной лодки, ее систем и. механизмов для обязательного изу чения их всем личным составом, невзирая на специальность. Тре буется безукоризненное знание этих программ. Особенно тщательного ухода и внимательного обслуживания тре буют системы погружения и всплытия. Однажды после . длительного , пребывания под водой в дозоре у берегов противника лодка всплы ла для зарядки аккумуляторной батареи и пополнения воздуха вы сокого давления. Вахтенному цен трального поста приказали выров нять имеющийся крен лодки, за полнив цистерны противополож ного борта. Он это успешно проде лал. Заполнил цистерну левого борта, закрыл ее кингстон, а до бавочную вентиляцию во внутрь прочного корпуса не закрыл. На мостике в это время обнару- < жили приближающийся самолет противника. Лодка начала срочное погружение, пошла на глубппу и вдруг начале терять пловучесть. Никто не знал, что случилось. Принялись откачивать воду из уровнительной цистерны. По вода начала поступать в бустерное от деление и залила мотор зенитного перископа. Лодка вынуждена была всплывать. Хорошо что уже не было преследования, иначе поло жение было бы очень тяжелым. Все это получилось пз-за халат ного отношения ностям двух человек ный не закрыл дор не осмотрел ние. Этот случай после каких-либо нужно вс© приводить в исходное положение. При погружении и, особенно при срочном, надо тща тельно осматривать отсек трюма, выгородки и другие помещения. Наши подводные лодки облада ют очень высокой живучестью и при правильно организованной борьбе за непотопляемость, хоро шей обученности состава, крепкой организованности страшны никакие Мичман к своим обязан- вахтен- клапаи. а комен- бустерное отделе- показывает, что манипуляций всего личного дисциплине и для них не трудности. И. ПАВЛОВ. Евгений ЛЕДНЕВ. I ТОЧНО ВЫПОЛНЯТЬ ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ Обласканный Утренним летним теплом, На заспанной Синей фланели воды . Качается Парус лебяжьим крылом, Нечаянно Будто упав с высоты. И бег его Плавен и легок, и скор, И берега Чужд ему серый гранит. Он мачтою Гордо кренясь, на простор Подхваченный Ветром свободно летит Дорогою Светлой, прямой, как стрела Как многим Похож он на наши дела! В подразделениях Н-ской бере говой базы развернулась широкая пропаганда Дисциплинарного ус тава. Проведены бесад ы со стар шинским и рядовым составом о значении и роли Сталинского Дис циплинарного устава в укрепле нии Вооруженных Сил Союза ССР. Много внимания уделяет вопросам пропаганды и изучения устава стенная печать. Проведены партийные и комсо мольские собрания с повесткой дня: «Задачи коммунистов и ком сомольцев в изучении и выполне I ■■■ ■■■■ ■ I ■ й Конус сбит тремя залпами К предстоящим стрельбам зенит чики подразделения готовились тщательно. Авангардную роль в подготовке к стрельбе с первых же дней заняли коммунисты и ком сомольцы. ■ Коммунисты лейтенант Гаври лов, сержант Красовский, сверх срочник краснофлотец Саричев не только в учебное, но и в свободное время обучали молодых артиллери стов, как добиться предельной скорострельности, наладить четкое взаимодействие. Бывалые зенит чики, участники многих боев сер жант Красовский и старший крас нофлотец Балакирев рассказывали молодым, как важно во время стрельбы соблюдать дисциплину огня, точно и быстро действовать, исполнять команды, иметь хоро шую слаженность расчета. НАУЧИЛИСЬ УПРАВЛЯТЬ шлюпкой Молодые краснофлотцы смены старшины 2 статьи Козлова гото вятся стать специалистами флота. Руководитель занятий по воен но-морскому делу мичман Халдеев наглядным показом на специально вооруженной шлюпке обучает сво их воспитанников. Он подробно рассказал им о классификации но так давно в Н-ском соедине нии были открыты курсы шофе ров. Вначале занятия были орга низованы хорошо. Преподаватель ский состав был подобран квали фицированный, опытный. Такне преподаватели, как старшие лей тенанты Морозов и Шелудченко, престо и доходчиво излагали ма териал. нии Дисциплинарного устава Во 7 оружейных Сил СССР». Выступивший на одном из со браний бывалый подводник мич ман Хлевнюк сказал: «Долг комму* нистов и комсомольцев — дова-та. ’ до сознания всех старшин и крас* нофлотцев важность каждого пункта нового устава». На собраниях прениты реш«? ния, в которых разработаны кон кретные мероприятия по пропагаь* де и разделению Дисциплинарно го устава. Старший краснофлотец С. ПАРФЕНОВ. Наступил день стрельб. В ь<«* духе появился самолет. Дружно ударили орудия сержанта Красов ского и старшего краснофлотца Балакирева. Сноровисто и делоёй- то действовал 1 ? молодыо красно флотцы Охотников, Миронов, Ха ричев, Чигарев, Попов. Несмотря на то, что они впервые участвова ли в стрельбе, трудно было отли чить их от старослужащих, быва лых зенитчиков, таких, как Жба- ков, Мельников, Сорокин. Только три залпа дали зенитчи ки по конусу, и этого было доста точно. Конус на мгновение оста новился в воздухе, а затем медлен но стал падать. Метко выпущен ные снаряды попали точно в цель. В. ОЖИГОВ. шлюпок, их назначении, вооруже нии и устройстве, подробно раз яе- нил расположение и :тт|ювс1ъе1 парусов и их названия, показал, как надо правильно ходить на гес- лах и под парусом. Сейчас краснофлотцы самостоя тельно управляют шлюпкой. А. АЛАВЕРОВ • > Почему прекратились занятия? Но неожиданно занятия прекра тились. Курсанты регулярно при ходят на занятия, просиживают впустую по 2 — 3 часа и уходят. В чем же дело? Оказывается стар ший лейтенант Морозов уехал в отпуск, а заменить его некому. Руководители же курсов ничуть этим не обеспокоены. К. ВЕСЕЛОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz