Краснофлотец. 1946 год. Июль.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 21 июля 1946 г.. № 169 (2555) Из боевого опыта НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ В борьбе за живучесть корабля североморские подводники нако ­ пили большой опыт. Коротко о нем во расскажешь и поэтому я хочу остановиться лишь на некоторых вопросах, которые, на мой взгляд, наиболее поучительны. Начну с аварийного имущества. Каждый подводник может вспом ­ нить из своей практики не один случай, когда не было под руками какой - нибуць детали и все дело стопорилось или наоборот — ле ­ жавший под руками инструмент оказывался спасительным. Ава. рийное имущество — наше главное оружие в борьбе за живучесть, и когда видишь нерадивое отноше ­ ние к нему, поневоле возмущаешь ­ ся. А надо прямо сказать, что не- редко еще на наших лодках ава ­ рийный инструмент и материалы используются не по назначению. Бывает, что, ремонтируя меха ­ низмы, некоторые краснофлотцы берут в качестве подсобного мате ­ риала аварийные клинья, доски, распорные шесты. Аварийные пробки частенько используют для заслушивания разобранных маги ­ стралей, проволоку ■ — для почин ­ ки паровых шлангов, сурик — на покраску трюмов. Все это в большинстве случаев I или портится или просто не воз ­ вращается на место и разбазари ­ вается. Ясно,' что такое отношение к аварийному имуществу не может привести к добру. Не мешает еще и еще раз повторить правило, ко ­ торое является цля нас законом: все аварийные материалы и ин ­ струменты должны быть чистыми, исправными, окрашенными в крас ­ ный цвет, разложенными на свои штатные места согласно описи. Второй, не менее важный воп ­ рос. Необходимо тщательно сле ­ дить за повседневным состоянием входных люков, переборочных дверей, вентиляционных шахт, горловин, трюмов, ’ выгородок и трубопроводов. Двери, входные люки, горлови ­ ны и грибки шахт должны быть чистыми, обязательно по ­ крашенными, уплотнительные ре. зпнкя исправными и покрыты ­ ми мелом и находиться в положе ­ нии, определенном корабельной инструкцией и маркировкой. Трюмы и выгородки надо содер ­ жать сухими. Ни в коем случае нельзя допускать наличия в них масла и соляра. Это грозит воз ­ никновением пожара. I I [I Помощник командира краснознаменного эсминца <В. Куйбышевж капитан _ лейтенант Куравский производит осмотр боевых постов корабля. Фото Р. Диамент 1 я? м * • у* > • .. • «Г Трубопровод также является предметом постоянной заботы трюмного машиниста. Ведь малей ­ шая течь может привести к ги ­ бельным результатам. И, конечно, ни в коем случае нельзя хранить на магистралях и за ними посторонних предметов. Первостепенное значение для борьбы за живучесть имеет ис ­ правное состояние водоотливных средств, наличие запаса воздуха высокого давления и достаточная плотность аккумуляторной бата ­ реи. За живучесть лодки борются не только трюмные машинисты, но и весь экипаж. Поэтому аварийной подготовке всего личного состава должно уделяться неослабное вни ­ мание. Каждый подводник обязан на ­ зубок знать все отсечны© аварий ­ ные инструкции. Ведь авария мо­ жет застать тебя в любом отсеке, и тогда придется действовать сразу, не раздумывая, в незнако ­ мом месте. А у нас нередко можно встре ­ тить слабое знание краснофлотца ­ ми боевых частей I и IV устрой ­ ства лодок и способов борьбы за ее живучесть. На одной из подводных лодок вахтенному двух отсеков было приказано осушить трюмы. Лодка шла на большой глубине. Когда вахтенный включил трюмную пом ­ пу, сильным давлением воды выр. вало воздушный колпак. Заборт ­ ная вода с давлением в несколько атмосфер ударила в подволок. Вах ­ тенный растерялся и, не поняв в чем дело, убежал в соседний отсек. К счастью, тут оказался красно ­ флотец группы движения и он, подскочив, перекрыл отливной кингстон помпы. Надо сказать, что при таком сильном поступле ­ нии воды успех решали секунды. Отсек мгновенно затопило бы, и тогда авария была бы неизбежной. Этот случай показывает, как необходимо каждому знать водя ­ ную систему. В другой раз на одной из под ­ водных лодок, также шедшей на большой глубине, перегорели пре ­ дохранители электромотора носо ­ вых горизонтальных рулей. Рули остались в положении полного по ­ гружения. Лодка, с диферентом на нос, стремительно пошла на глубину. Положеяне было серьез ­ ное. Краснофлотец Мочалов находил ­ ся в первом отсеке но не зная, что делать, не принял никаких мер для борьбы с возможным по ­ ступлением воды. Снова выручил ’ трюмный. У нас на лодках введены спе ­ циальные программы по устройст ­ ву подводной лодки, ее систем и. механизмов для обязательного изу ­ чения их всем личным составом, невзирая на специальность. Тре ­ буется безукоризненное знание этих программ. Особенно тщательного ухода и внимательного обслуживания тре ­ буют системы погружения и всплытия. Однажды после . длительного , пребывания под водой в дозоре у берегов противника лодка всплы ­ ла для зарядки аккумуляторной батареи и пополнения воздуха вы ­ сокого давления. Вахтенному цен ­ трального поста приказали выров ­ нять имеющийся крен лодки, за ­ полнив цистерны противополож ­ ного борта. Он это успешно проде ­ лал. Заполнил цистерну левого борта, закрыл ее кингстон, а до ­ бавочную вентиляцию во внутрь прочного корпуса не закрыл. На мостике в это время обнару- < жили приближающийся самолет противника. Лодка начала срочное погружение, пошла на глубппу и вдруг начале терять пловучесть. Никто не знал, что случилось. Принялись откачивать воду из уровнительной цистерны. По вода начала поступать в бустерное от ­ деление и залила мотор зенитного перископа. Лодка вынуждена была всплывать. Хорошо что уже не было преследования, иначе поло ­ жение было бы очень тяжелым. Все это получилось пз-за халат ­ ного отношения ностям двух человек ный не закрыл дор не осмотрел ние. Этот случай после каких-либо нужно вс© приводить в исходное положение. При погружении и, особенно при срочном, надо тща ­ тельно осматривать отсек трюма, выгородки и другие помещения. Наши подводные лодки облада ­ ют очень высокой живучестью и при правильно организованной борьбе за непотопляемость, хоро ­ шей обученности состава, крепкой организованности страшны никакие Мичман к своим обязан- вахтен- клапаи. а комен- бустерное отделе- показывает, что манипуляций всего личного дисциплине и для них не трудности. И. ПАВЛОВ. Евгений ЛЕДНЕВ. I ТОЧНО ВЫПОЛНЯТЬ ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ Обласканный Утренним летним теплом, На заспанной Синей фланели воды . Качается Парус лебяжьим крылом, Нечаянно Будто упав с высоты. И бег его Плавен и легок, и скор, И берега Чужд ему серый гранит. Он мачтою Гордо кренясь, на простор Подхваченный Ветром свободно летит Дорогою Светлой, прямой, как стрела Как многим Похож он на наши дела! В подразделениях Н-ской бере ­ говой базы развернулась широкая пропаганда Дисциплинарного ус ­ тава. Проведены бесад ы со стар ­ шинским и рядовым составом о значении и роли Сталинского Дис ­ циплинарного устава в укрепле ­ нии Вооруженных Сил Союза ССР. Много внимания уделяет вопросам пропаганды и изучения устава стенная печать. Проведены партийные и комсо ­ мольские собрания с повесткой дня: «Задачи коммунистов и ком ­ сомольцев в изучении и выполне ­ I ■■■ ■■■■ ■ I ■ й Конус сбит тремя залпами К предстоящим стрельбам зенит ­ чики подразделения готовились тщательно. Авангардную роль в подготовке к стрельбе с первых же дней заняли коммунисты и ком ­ сомольцы. ■ Коммунисты лейтенант Гаври ­ лов, сержант Красовский, сверх ­ срочник краснофлотец Саричев не только в учебное, но и в свободное время обучали молодых артиллери ­ стов, как добиться предельной скорострельности, наладить четкое взаимодействие. Бывалые зенит ­ чики, участники многих боев сер ­ жант Красовский и старший крас ­ нофлотец Балакирев рассказывали молодым, как важно во время стрельбы соблюдать дисциплину огня, точно и быстро действовать, исполнять команды, иметь хоро ­ шую слаженность расчета. НАУЧИЛИСЬ УПРАВЛЯТЬ шлюпкой Молодые краснофлотцы смены старшины 2 статьи Козлова гото ­ вятся стать специалистами флота. Руководитель занятий по воен ­ но-морскому делу мичман Халдеев наглядным показом на специально вооруженной шлюпке обучает сво ­ их воспитанников. Он подробно рассказал им о классификации но так давно в Н-ском соедине ­ нии были открыты курсы шофе ­ ров. Вначале занятия были орга ­ низованы хорошо. Преподаватель ­ ский состав был подобран квали ­ фицированный, опытный. Такне преподаватели, как старшие лей ­ тенанты Морозов и Шелудченко, престо и доходчиво излагали ма ­ териал. нии Дисциплинарного устава Во 7 оружейных Сил СССР». Выступивший на одном из со ­ браний бывалый подводник мич ­ ман Хлевнюк сказал: «Долг комму* нистов и комсомольцев — дова-та. ’ до сознания всех старшин и крас* нофлотцев важность каждого пункта нового устава». На собраниях прениты реш«? ния, в которых разработаны кон ­ кретные мероприятия по пропагаь* де и разделению Дисциплинарно ­ го устава. Старший краснофлотец С. ПАРФЕНОВ. Наступил день стрельб. В ь<«* духе появился самолет. Дружно ударили орудия сержанта Красов ­ ского и старшего краснофлотца Балакирева. Сноровисто и делоёй- то действовал 1 ? молодыо красно ­ флотцы Охотников, Миронов, Ха ­ ричев, Чигарев, Попов. Несмотря на то, что они впервые участвова ­ ли в стрельбе, трудно было отли ­ чить их от старослужащих, быва ­ лых зенитчиков, таких, как Жба- ков, Мельников, Сорокин. Только три залпа дали зенитчи ­ ки по конусу, и этого было доста ­ точно. Конус на мгновение оста ­ новился в воздухе, а затем медлен­ но стал падать. Метко выпущен ­ ные снаряды попали точно в цель. В. ОЖИГОВ. шлюпок, их назначении, вооруже ­ нии и устройстве, подробно раз яе- нил расположение и :тт|ювс1ъе1 парусов и их названия, показал, как надо правильно ходить на гес- лах и под парусом. Сейчас краснофлотцы самостоя ­ тельно управляют шлюпкой. А. АЛАВЕРОВ • > Почему прекратились занятия? Но неожиданно занятия прекра ­ тились. Курсанты регулярно при ­ ходят на занятия, просиживают впустую по 2 — 3 часа и уходят. В чем же дело? Оказывается стар ­ ший лейтенант Морозов уехал в отпуск, а заменить его некому. Руководители же курсов ничуть этим не обеспокоены. К. ВЕСЕЛОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz