Краснофлотец. 1946 год. Июль.
3 июля 1946 г., № 153 (2539) КРАСНОФЛОТЕЦ Новая группа авиаспециалистов Па-цнях Н-ское подразделение Iвыпустило новую группу младших I авиаспециалистов. Несколько меся цев молодые краснофлотцы зани мались изучением устройства и правил эксплоатацпи самолета и мотора. Занятия велись в светлых, хорошо оборудованных классах. Руководителями были опытные инженеры и техники. Краснофлотцы побывали на аэ родромах, в авиаремонтных базах, встречались с техниками и механи- . ками летных частей. Бойцы про- ф • _____ „О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ Интересная лекция в Учебном отряде. ды и приемы в воспитании и обу чении краснофлотцев. Лекция была насыщена интерес, ными и поучительными примерами нз практической деятельности пре. шли практику в механических мастерских. Сейчас краснофлотцы сдают эк замены. Первые дни экзаменов показа ли, что краснофлотцы имеют не плохую подготовку. На «отлично» сдали все дисциплины в группе мотористов краснофлотцы Никола ев, Столповский. Нилкин, Кабанов, Солнцев, в группе мастеров спец- оборудования — краснофлотцы Володин, Мякушин и Борзунов. В. ЗАХАРОВ. Недавно в Учебном отряде для молодых преподавателей была про читана лекция на тему: «О мето дике преподавания». Капитан 2 ранга Добровольский I надувательского состава Учебного подробно разобрал различные мето.] отрада. Н. МАЛЮКОВ Стрельба по штурмовику Из-за вершин соседних сопок выскочил самолет и на бреющем полете устремился к батарее. На длинном тросе он буксировал ко нус. Зенитная батарея старшего лейтенанта Самодурова находи лась в боевой готовности. Дружными залпами ударили орудия старших краснофлотцев Осипенко и Лисовенко. Наводчики старший краснофлотец Белоусов и краснофлотец Овчинников цепко держали цель в перекрестии. Огненные трассы снарядов про тянулись к конусу, прошив его насквозь. Всего несколько десят ков секунд находилась цель в зо не обстрела, но этого было вполне достаточно, чтобы зенитчики сдали задачу по стрельбе с оцен кой «отлично». Б. ГОРЮНОВ. ■ ■ ■ Ш. Прибор для тренировки зенитчиков На огневой позиции установлен прибор для тренировки установ щиков прицела и наводчиков. Прибор несложен по конструк ции, придуман и сделан самими артиллеристами. Длинный шест с помощью особого привода можно вращать вокруг своей оси. По нему передвигается модель, изображаю щая самолет при пикировании или выходе в атаку. Расчет орудия старшего красно флотца Осипенко занял свои места и развернул пушку в сторону при. бора. Тогда Поганшев разворачивает модель на определенный угол и спрашивает: — Какой курс? Следует четкий ответ *. Данные совпадают. Затем руководитель задает еще ряд различных углов. I Та® тренируются установщики курса. • Затем начинается тренировка в наводке. Поганшев вращает при вод. Модель самолета стремитель но движется вниз, пикирует. Так же стремительно опускается в ствол орудия. Наводчики Белоусов и Овчинников держат цель в пере, крестин. Потом модель самолета взмывает вверх — ствол орудия также следует за ней. Для тренировки при горизонталь ном полете самолета на батарее имеется другое приспособление. Такие ежедневные практиче ские тренировки приносят боль шую пользу. Зенитчики произво дят отработку нормативов, доби ваются автоматизма в действиях. Б. НАУМОВ. Не зарядка, а Шесть часов утра. — Под ’ ем! — громко об ’ являет дежурный по роте младший сер жант Цветков. Бойцы быстро одеваются. — Построиться на физзарядку! — Какая форма одежды? — раз дается сразу несколько голосов. Ответа дежурный не дает. И бойцы выходят, кто в гимнастер ках. а кто в нижних рубахах. Но все почему-то в пилотках. Может быть, холодно или дует сильный ветер? Нет, на дворе пригревает солнце. Тепло. Шесть часов десять минут. По строив, наконец, отделения млад шие командиры выводят их на дорогу. Бойцы шагают вразвалку, нехотя. Некоторые отделения дела, ют стометровую пробежку, возвра щаются. Большинство собирается у турников. О физической зарядке забыли. Любители делают неза мысловатые упражнения на пере кладине. Слышен одержанный го- МОЛОДЫЕ КРАСНОФЛОТЦЫ — ШТАТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Недавно на наш эсминец при шли молодые краснофлотцы. Бы- ворок, смех. Вьется синий дымок валые моряки, участники Отечест- самокруток... венной войны старшины 2; — Сержаит, дай бумажки, до статки Мошков и Шахов так рас- курить охота! пределяли и использовали время боевой подготовки новичков, чтобы каждая тренировка на боевом посту проводилась с максималь ной пользой.. Они тщательно подготавлива лись к каждому учению, составля ли конспект, где конкретно и яс но намечалась цель. Все это зара нее доводили до сведения своих краснофлотцев. И когда начиналось учение, уже каждый ясно знал, чем он будет заниматься и какие знания должен от этого получить. За сравнительно короткий срок молодые краснофлотцы приобрели твердые знания по уходу, эксплоа. тации и сбережению техники. На испытаниях краснофлотцы Карау лов, Осокин и Лямов показали отличные знания специальности и своих обязанностей. Приказом ко мандира корабля они зачислены на должности штатных специалистов третьего класса. -Также зачислены на должности штатных специали стов юнги Ларионов и Войкович. Н. БОРЕЙКО. I — Ну и сон, братцы, снился! — начинает кто-то рассказывать.] Младшим командирам, видимо, надоедает это бесцельное время препровождение. Младший сер жант Зайченко осторожно повора чивается в сторону казармы, смотрит. Все в порядке! Дежурный куда-то отлучился...- — Становись! — командует Зайченко. Это послужило сигналом и для остальных младших командиров. Они выстраивают отделения и ведут их к казарме. Но тут неожи данно из-за угла здания появ ляется дежурный Цветков. — Куца вы! — машет он рука, ми. — Еще целых пять минут за ниматься. Давайте назад! и трата времени Делать нечего, все снова идут к турнику, бесцельно бродят вокруг него. Проходит еще пять минут, и слышна долгожданная команда: — Закончить физзарядку! Отделения младшего сержанта Зайченко, Петренко и РыжаковМ строятся и бегом направляются в помещение. Откуда только прытй взялась... •' Одно из отделений продолжает еще заниматься. Командует им, вместо отсутствующего сержанта; красноармеец Климонов. Он не умело показывает упражнения. Бойцы вяло повторяют движения. Неожиданно раздается смех — у одного из бойцов сваливается с го ловы пилотка... — Кончай Климонов! — слы шится голос из строя. — Смотри, все уже кончили, а мы топчемся зря... Климонов безразлично маше * рукой. Бойцы, привыкшие расхо диться из строя только по коман де, стоят в недоумении. Кто-то со- 1 ветует незадачливому командиру: — Ну дай же команду! — Разойдись! — спокойно пР ворит Климанов. , V Так заканчивается утренняй физзарядка в роте, где старшиной старший сержант Лебедев. Это, конечно, не зарядка, а бес смысленная трата драгоценного времени. Не пора ли в этой роте навести порядок? Физкультурная зарядка входит! как обязательная часть в ежед- * невное расписание боевой подго товки. Надо понять, что никому не дад. но право безответственно нару- * ] шать установленный распорядок дня. За каждый срыв в проводе- * ним зарядки должны отвечать младшие командиры и в первуЯ очередь — старшина роты. Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ. По следам неопубликованных писем Военкор прислал в редакцию га зеты «Краснофлотец» заметку, в которой сообщалось, что лейте нант Широков халатно относится к проведению политзанятий с ли чным составом. На запрос редакции капитан т. Косых сообщил следующее: 1 «Лейтенант Широков от провё-У дения политзанятий отстранен. При проверке проведения политзанятий устранены недостатки и у других полнтгрупповодов. Заметка обсуж дена на совещании политгруппсЯ водов. Капитан Л. КОСЫХ». \ • КОМАНДИР ОТДЕЛЕНИЯ РУЛЕВЫХ - Командиры отделений рулевых имеют в своем подчинении немно го бойцов, и это создает особен- ’ ности в их работе. Дело в том, что часть краснофлотцев постоян но занята вахтой, судовыми рабо тами и свободными остается, как правило, только несколько чело век. Кое-кто из командиров отде лений и даже некоторые штурма на считают на этом основании, что занятий проводить не с кем, что 4 — 2 краснофлотца — это не ауди тория. Такое мнение, конечно, со вершенно ошибочно. Ожидать кто л- , ного сбора личного состава БЧ-1 не следует. Все равно этого не дождешься. Нужно поэтому взять , упор на повседневную одиночную подготовку краснофлотцев. В этом главное для командиров от делений штурманских боевых ча стей. ’ Чтобы подготовить полноцен ных специалистов, командиры от делений должны, прежде всего, постоянно повышать собственные знания собия, точно, используя для этого по- которых на кораблях доста- и главным образом ПШС (Правила штурманской службы). Нужно помнить, что знаний, полу ченных в школе, недостаточно, что они без постоянной работы над со бой со временем уходят. Командира отделения рулевых сторожевого корабля «Гроза> спро сили как-то, почему у него ручной лот не имеет дециметровой раз бивки. Он ответил, что слышит об этом впервые, и уверял, что в учебнике «Рулевое дело * об этом ничего не сказано. Он же «в пер вый раз> услышал, что ручной лот должен храниться на вьюшке. Командир отделения обязан пе ред каждым занятием работать над книгами и не рассчитывать на одни только приобретенные когда- то знания. Лишь при условии постоянного совершенствования командир отделения сумеет под нять качество боевой подготовки и привить интерес к занятиям у своих подчиненных. Большое значение имеет после довательность в отработке отдель ных тем по курсовым задачам и самих задач. Если этой последо вательности не придерживаться, то учеба не даст положительного результата. На сторожевом корабле «Ураган * провели двухчасовые занятия сна чала по изучению магнитных ком пасов, потом по службе погоды, затем по лотам, и после по ус тройству рулевого управления. В следующем месяце снова верну лись к магнитным компасам, к службе погоды и т. д. В резуль тате такой непоследовательности рулевые этого корабля имеют очень слабые знания. Рекомендует ся производить полную отработку одной курсовой задачи в только после переходить к другой. Коман дирам отделений полезно иметь у себя тетрадь с записью пройден ных тем. Это облегчит планирова ние занятий. Легче будет избежать непоследовательности. И, конеч но, обязательно вечером, накануне занятий, нужно составить кон спект и перечень вопросов, кото рые предполагается разобрать. Командирам отделений следует основное внимание уделять выра ботке у подчиненных навыков ра боты. Поэтому каждый поход нужно полноценно использовать для тренировки краснофлотцев. Некоторые командиры отделений рулевых считают, что на походе нельзя в полной мере заниматься боевой подготовкой. Об ’ ясняют это тем. что один рулевой стоит на вахте, второй — подвахтенный, третий готовится на вахту. Выхо дит, что заниматься не с кем. Л на самом деле это «е так. Всегда в любом походе есть возможность тренировать, учить краснофлотца. Возьмем, скажем, такой вопрос, как умение держать корабль на курсе. Почему бы командиру от деления в начале и конце вахты I не понаблюдать в течение 10 — 15 минут, как держит рулевой курс. Чтобы рулевые точно вели корабль не только по гирокомпасу, а и по магнитному, полезно закрыть ре питер и дать рулевому возмож ность некоторое время править по магнитному компасу. Заметил не достатки. об ’ ясни их рулевому после смены с вахты * и это помо жет ему научиться держать курс корабля в пределах норматива. В одиночном плавании обяза тельно нужно отрабатывать пе ревод постов управления рулем, при с ’ емках и постановках на якорь тренировать на ручном ло те. И всегда, наконец, есть воз можность практиковаться в гид рометеорологических наблюде ниях. Нередко можно встретить на кораблях таких рулевых, которые могут измерять глубину ручным лотом только одной правой рукой. Когда попросишь их измерить глу бину левой рукой, они обычно от вечают: «Я не умею. Заброшу лот на мостик или попаду в кого-ни будь на палубе *. Это происходит потому, что на кораблях мало учат рулевых на якорных стоянках. А стоит только проявить инициати ву И МОЖНО многого добиться. Вот, например, командир отделения штурманских электриков линкора «Архангельск * старший красно флотец Марков сконструировал и изготовил замечательный прибор, позволяющий тренировать рулевых и на стоянке. Этот прибор дает наглядное представление об уп равлении кораблем с закрытых постов. Если к этому прибору сконструировать еще подвижную панораму, тсд на нем можно с ус пехом производить полную трени ровку рулевых — держать корабль в кильватере по створу, • по бере говому предмету и по компасу, можно будет выработать навыки управления кораблем в зависимо сти от скорости хода и типа ко рабля. Такой прибор может быть изготовлен на каждом корабле. Он принесет неоценимую пользу в обучении рулевых. Командирам отделений надо об ращать внимание и на освоение рулевыми командных слов. Коман дные слова, которые употребляют ся во время управления рулем, измерения глубин механическими и ручными лотами, при определе нии стороны движения корабля по ручному лоту, пока еще слабо ос воены рулевыми. Зачастую док лады делаются не командным язы ком, а длинными непонятными фразами. Командирам отделений БЧ-Г нужно так построить свою работу, чтобы устранить имеющиеся недо статки, глубоко и последователь но отрабатывать курсовые задачи, насыщать учебу выработкой прак тических навыков. Капитан 3 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz