Краснофлотец. 1946 год. Июль.

3 июля 1946 г., № 153 (2539) КРАСНОФЛОТЕЦ Новая группа авиаспециалистов Па-цнях Н-ское подразделение Iвыпустило новую группу младших I авиаспециалистов. Несколько меся ­ цев молодые краснофлотцы зани ­ мались изучением устройства и правил эксплоатацпи самолета и мотора. Занятия велись в светлых, хорошо оборудованных классах. Руководителями были опытные инженеры и техники. Краснофлотцы побывали на аэ ­ родромах, в авиаремонтных базах, встречались с техниками и механи- . ками летных частей. Бойцы про- ф • _____ „О МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ Интересная лекция в Учебном отряде. ды и приемы в воспитании и обу ­ чении краснофлотцев. Лекция была насыщена интерес, ными и поучительными примерами нз практической деятельности пре. шли практику в механических мастерских. Сейчас краснофлотцы сдают эк ­ замены. Первые дни экзаменов показа ­ ли, что краснофлотцы имеют не ­ плохую подготовку. На «отлично» сдали все дисциплины в группе мотористов краснофлотцы Никола ев, Столповский. Нилкин, Кабанов, Солнцев, в группе мастеров спец- оборудования — краснофлотцы Володин, Мякушин и Борзунов. В. ЗАХАРОВ. Недавно в Учебном отряде для молодых преподавателей была про ­ читана лекция на тему: «О мето ­ дике преподавания». Капитан 2 ранга Добровольский I надувательского состава Учебного подробно разобрал различные мето.] отрада. Н. МАЛЮКОВ Стрельба по штурмовику Из-за вершин соседних сопок выскочил самолет и на бреющем полете устремился к батарее. На длинном тросе он буксировал ко ­ нус. Зенитная батарея старшего лейтенанта Самодурова находи ­ лась в боевой готовности. Дружными залпами ударили орудия старших краснофлотцев Осипенко и Лисовенко. Наводчики старший краснофлотец Белоусов и краснофлотец Овчинников цепко держали цель в перекрестии. Огненные трассы снарядов про ­ тянулись к конусу, прошив его насквозь. Всего несколько десят ­ ков секунд находилась цель в зо ­ не обстрела, но этого было вполне достаточно, чтобы зенитчики сдали задачу по стрельбе с оцен ­ кой «отлично». Б. ГОРЮНОВ. ■ ■ ■ Ш. Прибор для тренировки зенитчиков На огневой позиции установлен прибор для тренировки установ ­ щиков прицела и наводчиков. Прибор несложен по конструк ­ ции, придуман и сделан самими артиллеристами. Длинный шест с помощью особого привода можно вращать вокруг своей оси. По нему передвигается модель, изображаю ­ щая самолет при пикировании или выходе в атаку. Расчет орудия старшего красно ­ флотца Осипенко занял свои места и развернул пушку в сторону при. бора. Тогда Поганшев разворачивает модель на определенный угол и спрашивает: — Какой курс? Следует четкий ответ *. Данные совпадают. Затем руководитель задает еще ряд различных углов. I Та® тренируются установщики курса. • Затем начинается тренировка в наводке. Поганшев вращает при ­ вод. Модель самолета стремитель ­ но движется вниз, пикирует. Так ­ же стремительно опускается в ствол орудия. Наводчики Белоусов и Овчинников держат цель в пере, крестин. Потом модель самолета взмывает вверх — ствол орудия также следует за ней. Для тренировки при горизонталь ­ ном полете самолета на батарее имеется другое приспособление. Такие ежедневные практиче ­ ские тренировки приносят боль ­ шую пользу. Зенитчики произво ­ дят отработку нормативов, доби ­ ваются автоматизма в действиях. Б. НАУМОВ. Не зарядка, а Шесть часов утра. — Под ’ ем! — громко об ’ являет дежурный по роте младший сер ­ жант Цветков. Бойцы быстро одеваются. — Построиться на физзарядку! — Какая форма одежды? — раз ­ дается сразу несколько голосов. Ответа дежурный не дает. И бойцы выходят, кто в гимнастер ­ ках. а кто в нижних рубахах. Но все почему-то в пилотках. Может быть, холодно или дует сильный ветер? Нет, на дворе пригревает солнце. Тепло. Шесть часов десять минут. По ­ строив, наконец, отделения млад ­ шие командиры выводят их на дорогу. Бойцы шагают вразвалку, нехотя. Некоторые отделения дела, ют стометровую пробежку, возвра ­ щаются. Большинство собирается у турников. О физической зарядке забыли. Любители делают неза ­ мысловатые упражнения на пере ­ кладине. Слышен одержанный го- МОЛОДЫЕ КРАСНОФЛОТЦЫ — ШТАТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ Недавно на наш эсминец при ­ шли молодые краснофлотцы. Бы- ворок, смех. Вьется синий дымок валые моряки, участники Отечест- самокруток... венной войны старшины 2; — Сержаит, дай бумажки, до ­ статки Мошков и Шахов так рас- курить охота! пределяли и использовали время боевой подготовки новичков, чтобы каждая тренировка на боевом посту проводилась с максималь ­ ной пользой.. Они тщательно подготавлива ­ лись к каждому учению, составля ­ ли конспект, где конкретно и яс ­ но намечалась цель. Все это зара ­ нее доводили до сведения своих краснофлотцев. И когда начиналось учение, уже каждый ясно знал, чем он будет заниматься и какие знания должен от этого получить. За сравнительно короткий срок молодые краснофлотцы приобрели твердые знания по уходу, эксплоа. тации и сбережению техники. На испытаниях краснофлотцы Карау ­ лов, Осокин и Лямов показали отличные знания специальности и своих обязанностей. Приказом ко ­ мандира корабля они зачислены на должности штатных специалистов третьего класса. -Также зачислены на должности штатных специали ­ стов юнги Ларионов и Войкович. Н. БОРЕЙКО. I — Ну и сон, братцы, снился! — начинает кто-то рассказывать.] Младшим командирам, видимо, надоедает это бесцельное время ­ препровождение. Младший сер ­ жант Зайченко осторожно повора ­ чивается в сторону казармы, смотрит. Все в порядке! Дежурный куда-то отлучился...- — Становись! — командует Зайченко. Это послужило сигналом и для остальных младших командиров. Они выстраивают отделения и ведут их к казарме. Но тут неожи ­ данно из-за угла здания появ ­ ляется дежурный Цветков. — Куца вы! — машет он рука, ми. — Еще целых пять минут за ­ ниматься. Давайте назад! и трата времени Делать нечего, все снова идут к турнику, бесцельно бродят вокруг него. Проходит еще пять минут, и слышна долгожданная команда: — Закончить физзарядку! Отделения младшего сержанта Зайченко, Петренко и РыжаковМ строятся и бегом направляются в помещение. Откуда только прытй взялась... •' Одно из отделений продолжает еще заниматься. Командует им, вместо отсутствующего сержанта; красноармеец Климонов. Он не ­ умело показывает упражнения. Бойцы вяло повторяют движения. Неожиданно раздается смех — у одного из бойцов сваливается с го­ ловы пилотка... — Кончай Климонов! — слы ­ шится голос из строя. — Смотри, все уже кончили, а мы топчемся зря... Климонов безразлично маше * рукой. Бойцы, привыкшие расхо ­ диться из строя только по коман ­ де, стоят в недоумении. Кто-то со- 1 ветует незадачливому командиру: — Ну дай же команду! — Разойдись! — спокойно пР ворит Климанов. , V Так заканчивается утренняй физзарядка в роте, где старшиной старший сержант Лебедев. Это, конечно, не зарядка, а бес ­ смысленная трата драгоценного времени. Не пора ли в этой роте навести порядок? Физкультурная зарядка входит! как обязательная часть в ежед- * невное расписание боевой подго ­ товки. Надо понять, что никому не дад. но право безответственно нару- * ] шать установленный распорядок дня. За каждый срыв в проводе- * ним зарядки должны отвечать младшие командиры и в первуЯ очередь — старшина роты. Лейтенант Л. ШАХНОВСКИЙ. По следам неопубликованных писем Военкор прислал в редакцию га ­ зеты «Краснофлотец» заметку, в которой сообщалось, что лейте ­ нант Широков халатно относится к проведению политзанятий с ли ­ чным составом. На запрос редакции капитан т. Косых сообщил следующее: 1 «Лейтенант Широков от провё-У дения политзанятий отстранен. При проверке проведения политзанятий устранены недостатки и у других полнтгрупповодов. Заметка обсуж ­ дена на совещании политгруппсЯ водов. Капитан Л. КОСЫХ». \ • КОМАНДИР ОТДЕЛЕНИЯ РУЛЕВЫХ - Командиры отделений рулевых имеют в своем подчинении немно ­ го бойцов, и это создает особен- ’ ности в их работе. Дело в том, что часть краснофлотцев постоян ­ но занята вахтой, судовыми рабо ­ тами и свободными остается, как правило, только несколько чело ­ век. Кое-кто из командиров отде ­ лений и даже некоторые штурма ­ на считают на этом основании, что занятий проводить не с кем, что 4 — 2 краснофлотца — это не ауди ­ тория. Такое мнение, конечно, со ­ вершенно ошибочно. Ожидать кто л- , ного сбора личного состава БЧ-1 не следует. Все равно этого не дождешься. Нужно поэтому взять , упор на повседневную одиночную подготовку краснофлотцев. В этом главное для командиров от ­ делений штурманских боевых ча ­ стей. ’ Чтобы подготовить полноцен ­ ных специалистов, командиры от ­ делений должны, прежде всего, постоянно повышать собственные знания собия, точно, используя для этого по- которых на кораблях доста- и главным образом ПШС (Правила штурманской службы). Нужно помнить, что знаний, полу ­ ченных в школе, недостаточно, что они без постоянной работы над со ­ бой со временем уходят. Командира отделения рулевых сторожевого корабля «Гроза> спро ­ сили как-то, почему у него ручной лот не имеет дециметровой раз ­ бивки. Он ответил, что слышит об этом впервые, и уверял, что в учебнике «Рулевое дело * об этом ничего не сказано. Он же «в пер ­ вый раз> услышал, что ручной лот должен храниться на вьюшке. Командир отделения обязан пе ­ ред каждым занятием работать над книгами и не рассчитывать на одни только приобретенные когда- то знания. Лишь при условии постоянного совершенствования командир отделения сумеет под ­ нять качество боевой подготовки и привить интерес к занятиям у своих подчиненных. Большое значение имеет после ­ довательность в отработке отдель ­ ных тем по курсовым задачам и самих задач. Если этой последо ­ вательности не придерживаться, то учеба не даст положительного результата. На сторожевом корабле «Ураган * провели двухчасовые занятия сна ­ чала по изучению магнитных ком ­ пасов, потом по службе погоды, затем по лотам, и после по ус ­ тройству рулевого управления. В следующем месяце снова верну ­ лись к магнитным компасам, к службе погоды и т. д. В резуль ­ тате такой непоследовательности рулевые этого корабля имеют очень слабые знания. Рекомендует ­ ся производить полную отработку одной курсовой задачи в только после переходить к другой. Коман ­ дирам отделений полезно иметь у себя тетрадь с записью пройден ­ ных тем. Это облегчит планирова ­ ние занятий. Легче будет избежать непоследовательности. И, конеч ­ но, обязательно вечером, накануне занятий, нужно составить кон ­ спект и перечень вопросов, кото ­ рые предполагается разобрать. Командирам отделений следует основное внимание уделять выра ­ ботке у подчиненных навыков ра ­ боты. Поэтому каждый поход нужно полноценно использовать для тренировки краснофлотцев. Некоторые командиры отделений рулевых считают, что на походе нельзя в полной мере заниматься боевой подготовкой. Об ’ ясняют это тем. что один рулевой стоит на вахте, второй — подвахтенный, третий готовится на вахту. Выхо ­ дит, что заниматься не с кем. Л на самом деле это «е так. Всегда в любом походе есть возможность тренировать, учить краснофлотца. Возьмем, скажем, такой вопрос, как умение держать корабль на курсе. Почему бы командиру от ­ деления в начале и конце вахты I не понаблюдать в течение 10 — 15 минут, как держит рулевой курс. Чтобы рулевые точно вели корабль не только по гирокомпасу, а и по магнитному, полезно закрыть ре ­ питер и дать рулевому возмож ­ ность некоторое время править по магнитному компасу. Заметил не ­ достатки. об ’ ясни их рулевому после смены с вахты * и это помо ­ жет ему научиться держать курс корабля в пределах норматива. В одиночном плавании обяза ­ тельно нужно отрабатывать пе ­ ревод постов управления рулем, при с ’ емках и постановках на якорь тренировать на ручном ло ­ те. И всегда, наконец, есть воз ­ можность практиковаться в гид ­ рометеорологических наблюде ­ ниях. Нередко можно встретить на кораблях таких рулевых, которые могут измерять глубину ручным лотом только одной правой рукой. Когда попросишь их измерить глу ­ бину левой рукой, они обычно от ­ вечают: «Я не умею. Заброшу лот на мостик или попаду в кого-ни ­ будь на палубе *. Это происходит потому, что на кораблях мало учат рулевых на якорных стоянках. А стоит только проявить инициати ­ ву И МОЖНО многого добиться. Вот, например, командир отделения штурманских электриков линкора «Архангельск * старший красно ­ флотец Марков сконструировал и изготовил замечательный прибор, позволяющий тренировать рулевых и на стоянке. Этот прибор дает наглядное представление об уп ­ равлении кораблем с закрытых постов. Если к этому прибору сконструировать еще подвижную панораму, тсд на нем можно с ус ­ пехом производить полную трени ­ ровку рулевых — держать корабль в кильватере по створу, • по бере ­ говому предмету и по компасу, можно будет выработать навыки управления кораблем в зависимо ­ сти от скорости хода и типа ко ­ рабля. Такой прибор может быть изготовлен на каждом корабле. Он принесет неоценимую пользу в обучении рулевых. Командирам отделений надо об ­ ращать внимание и на освоение рулевыми командных слов. Коман ­ дные слова, которые употребляют ­ ся во время управления рулем, измерения глубин механическими и ручными лотами, при определе ­ нии стороны движения корабля по ручному лоту, пока еще слабо ос ­ воены рулевыми. Зачастую док ­ лады делаются не командным язы ­ ком, а длинными непонятными фразами. Командирам отделений БЧ-Г нужно так построить свою работу, чтобы устранить имеющиеся недо ­ статки, глубоко и последователь ­ но отрабатывать курсовые задачи, насыщать учебу выработкой прак ­ тических навыков. Капитан 3 ранга Б. ЦЕЗАРЕВИЧ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz