Краснофлотец. 1946 год. Июль.

14 июля 1946 г., № 163 (2549) КРАСНОФЛОТЕЦ 3 * / -й к / Л I 1 ч > г V. г ПАСНОфЛОФСКИЕ ЧТЕНИЯ р является одним адиолокация из наиболее замечательных научных и технических до- _±. стижений. Основное свойство радиолока ­ ционной аппаратуры — способ ­ ность обнаружить на большом расстоянии, в любое время суток и при любой погоде корабли и . самолеты противника и определять их местоположение и дальность — является чрезвычайно важным для военных целей. Естественно, что радиолокация нашла широкое при ­ менение в минувшей войне. Радиолокация несомненно яв ­ ляется крупнейшим военным изоб ­ ретением, изменившим тактику использования авиации, морского флота и артиллерии. Обнаружение кораблей и само ­ летов с больших расстояний есть простейшая из многих сложных задач, выполняемых современными радиолокационными различных назначений, целей обороны, так и дения. На чем же основаны •станциями как для для напа- столь за- ' мечательные свойства радиолока- Принцип в основу аппаратуры. ционной аппаратуры? действия, положенный адиолокационной ч^^очень прост. Он напоминает хоро ­ шо всем известное явление эхо. Если встать против отвесного утеса или высокой стены и гром ­ ко крикнуть, то через короткий промежуток времени можно ус ­ лышать повторение звука, -кото ­ рый, отразившись от стены или утеса, вернется обратно. Чем больше расстояние от стены, тем больше времени потребуется зву ­ ку до возвращения к исходному положению. На таком же явлении основано действие радиолокационных при ­ боров. Только в этом случае ис ­ пользуются не звуковые колеба ­ ния, а радиоволны; радиопередат ­ чик станции излучает очень ко ­ роткие радиоимпульсы, которые ударяются в цель (самолет, ко ­ рабль или любой другой об ’ ект) и, отразившись от нее, возвраща- « ются к приемнику станции. Так ^Шкак скорость распространения ра- ^^■рволн известна и равна 300.000 ^^глометров в сек., то по времени, необходимому для прохождения импульсом до цели и обратно, легко рассчитать, на каком рас ­ стоянии находится самолет или корабль. Таким образом, все дело сводится к измерению чрезвы ­ чайно малых промежутков време ­ ни, с которыми здесь приходится •иметь дело. Действительно, при указанной скорости распростра ­ нения радиоволны, чтобы достиг ­ нуть об ’ екта, расположенного на расстоянии в 30 километров, ра ­ диоволне потребуется только 100 30 : 300.000 — Тооодоо сек., т. е. 100 миллионных долей секунды и столько же на прохождение сиг-, нала в обратную сторону, т. е. в этом случае надо измерить про ­ межуток времени в 200 миллион ­ ных долей секунды. Для измерения таких малых промежутков времени использует ­ ся электронно-лучевая трубка (такая же, как в телевизионном приемнике), луч которой начинает движение по экрану одновремен ­ но с излучением радиоимпульса передатчиком. На эту же трубку - подается принятый приемником отраженный сигнал. На экране трубки появляются два импульса — один, расположенный в начале линии, соответствующий моменту излучения, а второй — моменту > приема отраженного эхо — им­ пульса. Расстояние между ними, измеряемое по специальной шка ­ ле. рассчитанной прямо в кило ­ метрах, и позволяет определить дальность. Направление на цель определяется по положению ан- . а Военные применения радиолокации теины в момент приема радиоим ­ пульса от цели. В отличие от обычных радио ­ вещательных передатчиков, рас ­ пространяющих радиоэнергию во всех направлениях, при радиоло-. кационном приеме и передаче всегда применяют направленное излучение и прием. Это позволяет очень сильно увеличить дальность действия лучаемая вается ляется а при тенны но определить, откуда пришел от ­ раженный эхо-сигнал. Несмотря на простоту самого принципа работы радиолокатора, устройство антенны, создание кратковременных радиоимпульсов и измерение малых промежутков времени представляют большие конструктивные" и технические трудности. Поэтому радиолокаци ­ онные станции обычно очень сложны и станции, т. к. вся из- энергия сосредотачи- узком пучке и направ- определенную сторону, ан- в в приеме по положению в этом случае можно точ- дороги. любопытным является принцип, положенный в основу работы радиолокационной аппаратуры, давным давно ис ­ пользуется в животном мире. Не ­ сколько лет тому назад ученые разгадали секрет — почему лету ­ чие мыши, обычно гнездящиеся в темных пещерах, куда приходится пролетать рндорами, пятствия. Весьма то, что длинными темными ко ­ не натыкаются на пре- предполагалось. Раньше могут видеть в темноте, проведенные опыты полета мышей с завязанными глазами доказали, что дело не в этом, так как мышь с завязанными глазами летала так же ни на что не натыкаясь. С другой стороны, если летучей мыши завязать уши или рот, она практически не может летать и начинает на все натыкаться. Ис ­ следования, проведенные с по ­ мощью специальной аппаратуры, позволили установить, что лету ­ чая мышь при полете издает ко ­ роткие звуки на ультразвуковой частоте (не воспринимаемой ухом человека) и слушает, откуда при ­ ходит отраженный сигнал. Это и позволяет ей ориентироваться в полете. В данном случае хорошо развитые уши летучей мыши яв ­ ляются направленными антеннами, позволяющими точно определять направление отраженного звука. Таким образом, здесь имеется пол ­ ное сходство с работой радиоло ­ кационной станции. что они однако Применение радиолокации на суше Наличие радиолокационной тех ­ ники в службе ПВО сделало не ­ возможным неожиданное нападе ­ ние вражеской авиации на города и военные пункты. Задолго до того, как бомбаолнровщики могли бы быть обнаруженными звуко ­ улавливателями .или лучшими оп ­ тическими приборами (при благо ­ приятных условиях погоды), они обнаруживаются радиолокационной станцией в любое время суток, независимо от метеорологических условий. Самолеты регистриру. ются станцией дальнего обнару ­ жения с расстояний в 200 — 300 ' и более километров. Элемент вне ­ запности нападения, таким обра ­ зом, отпадает, заранее может быть объявлена воздушная тревога, своевременно подняты истребите ­ ли и подготовлена зенитная ар ­ тиллерия. Очень большую роль в минув ­ шую войну сыграли станции ору ­ дийной наводки. Огонь зенитной артиллерии при использовании таких радиолокационных станций а становится во много раз точнее, сни- каж- что влечет за собой резкое жение расхода снарядов на дый сбитый самолет. В минувшей войне широко ис ­ пользовались и сыграли большую роль также более простые радио ­ локационные установки, смонтиро ­ ванные на прожекторах. Такая установка обнаруживала самолет и направляла прожектор прямо на цель, так что при зажигании про­ жектора самолет неожиданно для него оказывался освещенным, а следовательно по нему можно бы. ло вести огонь при помощи обыч ­ ных оптических прицелов. Говоря о различных примене ­ ниях радиолокационной техники, нужно остановиться на использо ­ вании ее для установления момен. та разрыва снаряда крупнокали ­ берной зенитной артиллерии. Су ­ ществуют очень маленькие радио ­ локационные приборы, помеща ­ ющиеся в головке снаряда и пред ­ назначенные для того, чтобы за ­ ставить этот' снаряд взорваться в тот момент, когда он будет нахо ­ диться вблизи цели. Трудности создания таких приборов усугуб ­ лялись тем. что прибор и все его элементы должны при очень ма ­ лых размерах обладать исключи, тельной прочностью, так как. в момент вылета снаряда из дула орудия он испытывает колоссаль ­ ные ускорения, примерно в 20.000 раз превышающие силу земного тяготения. Все радиодетали, лам ­ пы и источник питания должны противостоять этой огромной силе и нормально работать до сближе ­ ния с целью. Имеется несколько различных типов таких радиовзры ­ вателей. Особенно хорошие результаты дает применение радиовзрывателей в сочетании с наземными станция, ми орудийной наводки. Эта ком ­ бинация позволила во время об ­ стрела Лондона самолетами-сна ­ рядами сбивать и взрывать в воз ­ духе очень большой процент сз- молетов-снарядов. Часть самоле ­ тов-снарядов сбивалась быстроход ­ ными истребителями, оборудован ­ ными радиолокационной аппарату ­ рой или управляемыми наземными радиолокационными стаив иями перехвата вражеских самолетов. Поэтому сравнительно неболь ­ шому числу самолетов-снарядов удавалось достигнуть Лондона и произвести разрушения. Перед стрельбой по кораблям или самолетам противника при по ­ мощи радиолокационных станций ночью или в тумане необходимо убедиться, что это действительно вражеский самолет или. корабль. Задача опознавания «своих», не открывая себя, является одной из наиболее важных во время прове. дения любых операций. Радиоло ­ кация приходит на помощь в раз ­ решении и этой задачи. Современ ­ ная радиолокационная техника позволяет вне видимости отличать свои корабли и самолеты от вра ­ жеских. Достигается это тем, что на всех своих кораблях и само ­ летах устанавливаются специаль ­ ные приборы, которые, попадая в зону действия своей радиолока ­ ционной станции, дают ответный кодированный сигнал, принимае ­ мый на экране индикатора. Вра ­ жеские корабли и самолеты, не оборудованные такими приборами, не могут давать таких ответных сигналов и при обнаружении са ­ молета или корабля сразу стано ­ вится ясным, является он своим или вражеским. Приборы опознавания сами не излучают энергии, т. е. никак се ­ бя не выдают — они начинают давать кодированный ответ «я — свой» только тогда, когда на ан ­ тенну такого прибор? приходит сигнал, запрашиваемый радиолока- г ционной станцией. Тогда на экра ­ не индикатора станции рядом с сигналом обнаруженного самолета появляется второй сигнал, пока ­ зывающий, что это свой, а не вра ­ жеский самолет. Для успешной работы такой аппаратуры необходимо, чтобы враг не знал ее схемы, но даже зная схему он может не знать кода. Применение опознавательной ап ­ паратуры оказало неоценимые ус ­ луги при работе радиолокацион. ных станций, позволяя в каждом отдельном случае быстро прини ­ мать решение. Использование радиолокации на море Корабельные радиолокационные станции в основном похожи на наземные, но по своему устрой ­ ству они приспособлены для уста. и делаются с работы в Ценность этих средств на- 4 столько очевидна, что теперь практически ни один военный ко. рабль не выходит в море, не буду ­ чи оборудован специальной радио^ локационной аппаратурой для ра ­ дионавигации. Все сказанное в такой же мере относится и к навигации самоле ­ тов. Несомненно, что использова ­ ние этих средств в авиации и флоте будет неизменно возра ­ стать. % л новки на корабле учетом требований ских условиях. Показательным менения может служить потопление не ­ мецкого линкора «Шарнхорст», ко ­ торый долгое время разбойничал, гоняясь за торговыми судами и более слабыми кораблями. г В декабре 1943 года группа английских: далеко за обнаружила вышедшего ста». Там, примером радиолокации на мор- при. море военных кораблей пределами видимости вблизи Шпицбергена на охоту «Шарнхор- срсди полярной ночи, разыгрался один из весьма дра ­ матических эпизодов морской войны. «Шарнхорст», также имев, шйй радиолокационное вооруже ­ ние, видя, с помощью своих стан ­ ций, значительное численное пре ­ восходство противника, начал ме. таться, пытался скрыться, но пре ­ восходящие силы англичан не поз. полили ему этого сделать. С боль ­ ших расстояний при отсутствии прямой видимости английские ко. рабли начали обстрел линкора, наводя свои главные орудия по данным радиолокационных стан ­ ций орудийной наводки. Несмотря на большое расстояние, с которого велся огонь, и штормовую погоду в условиях полярной ночи, немец, кий линкор получил повреждения, потерял скорость и затем был по ­ топлен. Все это оказалось воз ­ можным только благодаря приме ­ нению радиолокации. Разгром японского военно - мор ­ ского флота американскими ко. раблями в Тихом океане также в значительной степени об ’ ясняется наличием на американских кораб ­ лях совершенных радиолокацион ­ ных приборов, тогда как радиоло ­ кационное вооружение японского флота было весьма слабым. Мно­ гие японские корабли были по ­ топлены ночью с большого рас- ( стояния, зачастую со второго или третьего залпа. Еще одной областью примене ­ ния радиолокации является ис ­ пользование ее для радионавига ­ ции кораблей и самолетов. Радиолокационная аппаратура позволяет не только осуществлять вождение кораблей и самолетов на дальние и близкие расстояния, но применение радиолокационных ма ­ яков обеспечивает безопасность плавания в тумане, позволяет вхо. дить в гавань ночью, без опасе ­ ния столкнуться с другими кораб ­ лями, позволяет определить свое местоположение и т. п. < преследовать вражеские Исключительно успеш. борьба авиации против подводных лодок. Не- обнару ж ите л ьн ых гидросамолетах только успешно имело спецнало- радиолокационных предназначенных для авиации на наземные слепого бомбометании Применение радиолокации в авиации Применение радиолокационной техники в авиации еще больше повысило роль воздушного флота в военном деле. Радиолокация позволила само ­ летам обнаруживать корабли и подводные лодки, если хотя бы перископ ее находится над водой, кроме того, она позволила обнару ­ живать и самолеты, ной была немецких мецкие лодки, базировавшиеся в определенных местах Атлантиче ­ ского океана в первой стадии войны, топили ‘ значительнее ко ­ личество торговых кораблей со ­ юзников. Использование радио ­ локационных установок на позволило не бороться против немецких под ­ водных лодок, но доставило им столь большие потерн, что немец ­ кий подводный флот значительно уменьшился, а остатки его при, нуждены были перебазироваться на отдаленные и неудобные базы. Исключительное значение также использование ных типов приборов, наведения об ’ екты и по этим об ’ ектам с большой вы ­ соты и через облака. Такие приборы позволяют ьн- ’ деть на экране индикатора но только -эхо-сигналы от самолетов и кораблей, но и от поверхности земли, берегов рек, озер и т. д. Так как отражение радиоволн от разных пород различно, т< * на экране появляется как бы грубое изображение поверхности земли. Это позволяет использовать их также в качестве навигационных приборов. Приборы такого типа широко использовались при втор ­ жении войск союзников во Фран ­ цию и в Италию, позволяя с больших расстояний точно опре ­ делить необходимый участок по ­ бережья. Разрушительные бомбардировки Гамбурга, Берлина и других гороч дов Германии также производи ­ лись при помощи радиолокацион ­ ной аппаратуры, чтс позволяло летчикам находить нужный об ’ ект и с большой точностью вести бомбометание. Весьма любопытно отметить, что союзникам удава ­ лось в значительной степени ослабить работу немецких назем ­ ных радиолокационных станций орудийной наводкп применением специальных мешающих устано ­ вок, которые забивали работу вра ­ жеской аппаратуры. Это давало, по расчетам американцев, сниже- . ние эффективности немецких радиолокационных станций в че- ) тыре раза. Следует отметить, « что вопросу создания помех вра^ ! жеской радиолокации с обеих сторон придавалось большое зна ­ чение и применялось много разных «забивающих устройств».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz