Краснофлотец. 1946 год. Июль.
14 июля 1946 г., № 163 (2549) КРАСНОФЛОТЕЦ 3 * / -й к / Л I 1 ч > г V. г ПАСНОфЛОФСКИЕ ЧТЕНИЯ р является одним адиолокация из наиболее замечательных научных и технических до- _±. стижений. Основное свойство радиолока ционной аппаратуры — способ ность обнаружить на большом расстоянии, в любое время суток и при любой погоде корабли и . самолеты противника и определять их местоположение и дальность — является чрезвычайно важным для военных целей. Естественно, что радиолокация нашла широкое при менение в минувшей войне. Радиолокация несомненно яв ляется крупнейшим военным изоб ретением, изменившим тактику использования авиации, морского флота и артиллерии. Обнаружение кораблей и само летов с больших расстояний есть простейшая из многих сложных задач, выполняемых современными радиолокационными различных назначений, целей обороны, так и дения. На чем же основаны •станциями как для для напа- столь за- ' мечательные свойства радиолока- Принцип в основу аппаратуры. ционной аппаратуры? действия, положенный адиолокационной ч^^очень прост. Он напоминает хоро шо всем известное явление эхо. Если встать против отвесного утеса или высокой стены и гром ко крикнуть, то через короткий промежуток времени можно ус лышать повторение звука, -кото рый, отразившись от стены или утеса, вернется обратно. Чем больше расстояние от стены, тем больше времени потребуется зву ку до возвращения к исходному положению. На таком же явлении основано действие радиолокационных при боров. Только в этом случае ис пользуются не звуковые колеба ния, а радиоволны; радиопередат чик станции излучает очень ко роткие радиоимпульсы, которые ударяются в цель (самолет, ко рабль или любой другой об ’ ект) и, отразившись от нее, возвраща- « ются к приемнику станции. Так ^Шкак скорость распространения ра- ^^■рволн известна и равна 300.000 ^^глометров в сек., то по времени, необходимому для прохождения импульсом до цели и обратно, легко рассчитать, на каком рас стоянии находится самолет или корабль. Таким образом, все дело сводится к измерению чрезвы чайно малых промежутков време ни, с которыми здесь приходится •иметь дело. Действительно, при указанной скорости распростра нения радиоволны, чтобы достиг нуть об ’ екта, расположенного на расстоянии в 30 километров, ра диоволне потребуется только 100 30 : 300.000 — Тооодоо сек., т. е. 100 миллионных долей секунды и столько же на прохождение сиг-, нала в обратную сторону, т. е. в этом случае надо измерить про межуток времени в 200 миллион ных долей секунды. Для измерения таких малых промежутков времени использует ся электронно-лучевая трубка (такая же, как в телевизионном приемнике), луч которой начинает движение по экрану одновремен но с излучением радиоимпульса передатчиком. На эту же трубку - подается принятый приемником отраженный сигнал. На экране трубки появляются два импульса — один, расположенный в начале линии, соответствующий моменту излучения, а второй — моменту > приема отраженного эхо — им пульса. Расстояние между ними, измеряемое по специальной шка ле. рассчитанной прямо в кило метрах, и позволяет определить дальность. Направление на цель определяется по положению ан- . а Военные применения радиолокации теины в момент приема радиоим пульса от цели. В отличие от обычных радио вещательных передатчиков, рас пространяющих радиоэнергию во всех направлениях, при радиоло-. кационном приеме и передаче всегда применяют направленное излучение и прием. Это позволяет очень сильно увеличить дальность действия лучаемая вается ляется а при тенны но определить, откуда пришел от раженный эхо-сигнал. Несмотря на простоту самого принципа работы радиолокатора, устройство антенны, создание кратковременных радиоимпульсов и измерение малых промежутков времени представляют большие конструктивные" и технические трудности. Поэтому радиолокаци онные станции обычно очень сложны и станции, т. к. вся из- энергия сосредотачи- узком пучке и направ- определенную сторону, ан- в в приеме по положению в этом случае можно точ- дороги. любопытным является принцип, положенный в основу работы радиолокационной аппаратуры, давным давно ис пользуется в животном мире. Не сколько лет тому назад ученые разгадали секрет — почему лету чие мыши, обычно гнездящиеся в темных пещерах, куда приходится пролетать рндорами, пятствия. Весьма то, что длинными темными ко не натыкаются на пре- предполагалось. Раньше могут видеть в темноте, проведенные опыты полета мышей с завязанными глазами доказали, что дело не в этом, так как мышь с завязанными глазами летала так же ни на что не натыкаясь. С другой стороны, если летучей мыши завязать уши или рот, она практически не может летать и начинает на все натыкаться. Ис следования, проведенные с по мощью специальной аппаратуры, позволили установить, что лету чая мышь при полете издает ко роткие звуки на ультразвуковой частоте (не воспринимаемой ухом человека) и слушает, откуда при ходит отраженный сигнал. Это и позволяет ей ориентироваться в полете. В данном случае хорошо развитые уши летучей мыши яв ляются направленными антеннами, позволяющими точно определять направление отраженного звука. Таким образом, здесь имеется пол ное сходство с работой радиоло кационной станции. что они однако Применение радиолокации на суше Наличие радиолокационной тех ники в службе ПВО сделало не возможным неожиданное нападе ние вражеской авиации на города и военные пункты. Задолго до того, как бомбаолнровщики могли бы быть обнаруженными звуко улавливателями .или лучшими оп тическими приборами (при благо приятных условиях погоды), они обнаруживаются радиолокационной станцией в любое время суток, независимо от метеорологических условий. Самолеты регистриру. ются станцией дальнего обнару жения с расстояний в 200 — 300 ' и более километров. Элемент вне запности нападения, таким обра зом, отпадает, заранее может быть объявлена воздушная тревога, своевременно подняты истребите ли и подготовлена зенитная ар тиллерия. Очень большую роль в минув шую войну сыграли станции ору дийной наводки. Огонь зенитной артиллерии при использовании таких радиолокационных станций а становится во много раз точнее, сни- каж- что влечет за собой резкое жение расхода снарядов на дый сбитый самолет. В минувшей войне широко ис пользовались и сыграли большую роль также более простые радио локационные установки, смонтиро ванные на прожекторах. Такая установка обнаруживала самолет и направляла прожектор прямо на цель, так что при зажигании про жектора самолет неожиданно для него оказывался освещенным, а следовательно по нему можно бы. ло вести огонь при помощи обыч ных оптических прицелов. Говоря о различных примене ниях радиолокационной техники, нужно остановиться на использо вании ее для установления момен. та разрыва снаряда крупнокали берной зенитной артиллерии. Су ществуют очень маленькие радио локационные приборы, помеща ющиеся в головке снаряда и пред назначенные для того, чтобы за ставить этот' снаряд взорваться в тот момент, когда он будет нахо диться вблизи цели. Трудности создания таких приборов усугуб лялись тем. что прибор и все его элементы должны при очень ма лых размерах обладать исключи, тельной прочностью, так как. в момент вылета снаряда из дула орудия он испытывает колоссаль ные ускорения, примерно в 20.000 раз превышающие силу земного тяготения. Все радиодетали, лам пы и источник питания должны противостоять этой огромной силе и нормально работать до сближе ния с целью. Имеется несколько различных типов таких радиовзры вателей. Особенно хорошие результаты дает применение радиовзрывателей в сочетании с наземными станция, ми орудийной наводки. Эта ком бинация позволила во время об стрела Лондона самолетами-сна рядами сбивать и взрывать в воз духе очень большой процент сз- молетов-снарядов. Часть самоле тов-снарядов сбивалась быстроход ными истребителями, оборудован ными радиолокационной аппарату рой или управляемыми наземными радиолокационными стаив иями перехвата вражеских самолетов. Поэтому сравнительно неболь шому числу самолетов-снарядов удавалось достигнуть Лондона и произвести разрушения. Перед стрельбой по кораблям или самолетам противника при по мощи радиолокационных станций ночью или в тумане необходимо убедиться, что это действительно вражеский самолет или. корабль. Задача опознавания «своих», не открывая себя, является одной из наиболее важных во время прове. дения любых операций. Радиоло кация приходит на помощь в раз решении и этой задачи. Современ ная радиолокационная техника позволяет вне видимости отличать свои корабли и самолеты от вра жеских. Достигается это тем, что на всех своих кораблях и само летах устанавливаются специаль ные приборы, которые, попадая в зону действия своей радиолока ционной станции, дают ответный кодированный сигнал, принимае мый на экране индикатора. Вра жеские корабли и самолеты, не оборудованные такими приборами, не могут давать таких ответных сигналов и при обнаружении са молета или корабля сразу стано вится ясным, является он своим или вражеским. Приборы опознавания сами не излучают энергии, т. е. никак се бя не выдают — они начинают давать кодированный ответ «я — свой» только тогда, когда на ан тенну такого прибор? приходит сигнал, запрашиваемый радиолока- г ционной станцией. Тогда на экра не индикатора станции рядом с сигналом обнаруженного самолета появляется второй сигнал, пока зывающий, что это свой, а не вра жеский самолет. Для успешной работы такой аппаратуры необходимо, чтобы враг не знал ее схемы, но даже зная схему он может не знать кода. Применение опознавательной ап паратуры оказало неоценимые ус луги при работе радиолокацион. ных станций, позволяя в каждом отдельном случае быстро прини мать решение. Использование радиолокации на море Корабельные радиолокационные станции в основном похожи на наземные, но по своему устрой ству они приспособлены для уста. и делаются с работы в Ценность этих средств на- 4 столько очевидна, что теперь практически ни один военный ко. рабль не выходит в море, не буду чи оборудован специальной радио^ локационной аппаратурой для ра дионавигации. Все сказанное в такой же мере относится и к навигации самоле тов. Несомненно, что использова ние этих средств в авиации и флоте будет неизменно возра стать. % л новки на корабле учетом требований ских условиях. Показательным менения может служить потопление не мецкого линкора «Шарнхорст», ко торый долгое время разбойничал, гоняясь за торговыми судами и более слабыми кораблями. г В декабре 1943 года группа английских: далеко за обнаружила вышедшего ста». Там, примером радиолокации на мор- при. море военных кораблей пределами видимости вблизи Шпицбергена на охоту «Шарнхор- срсди полярной ночи, разыгрался один из весьма дра матических эпизодов морской войны. «Шарнхорст», также имев, шйй радиолокационное вооруже ние, видя, с помощью своих стан ций, значительное численное пре восходство противника, начал ме. таться, пытался скрыться, но пре восходящие силы англичан не поз. полили ему этого сделать. С боль ших расстояний при отсутствии прямой видимости английские ко. рабли начали обстрел линкора, наводя свои главные орудия по данным радиолокационных стан ций орудийной наводки. Несмотря на большое расстояние, с которого велся огонь, и штормовую погоду в условиях полярной ночи, немец, кий линкор получил повреждения, потерял скорость и затем был по топлен. Все это оказалось воз можным только благодаря приме нению радиолокации. Разгром японского военно - мор ского флота американскими ко. раблями в Тихом океане также в значительной степени об ’ ясняется наличием на американских кораб лях совершенных радиолокацион ных приборов, тогда как радиоло кационное вооружение японского флота было весьма слабым. Мно гие японские корабли были по топлены ночью с большого рас- ( стояния, зачастую со второго или третьего залпа. Еще одной областью примене ния радиолокации является ис пользование ее для радионавига ции кораблей и самолетов. Радиолокационная аппаратура позволяет не только осуществлять вождение кораблей и самолетов на дальние и близкие расстояния, но применение радиолокационных ма яков обеспечивает безопасность плавания в тумане, позволяет вхо. дить в гавань ночью, без опасе ния столкнуться с другими кораб лями, позволяет определить свое местоположение и т. п. < преследовать вражеские Исключительно успеш. борьба авиации против подводных лодок. Не- обнару ж ите л ьн ых гидросамолетах только успешно имело спецнало- радиолокационных предназначенных для авиации на наземные слепого бомбометании Применение радиолокации в авиации Применение радиолокационной техники в авиации еще больше повысило роль воздушного флота в военном деле. Радиолокация позволила само летам обнаруживать корабли и подводные лодки, если хотя бы перископ ее находится над водой, кроме того, она позволила обнару живать и самолеты, ной была немецких мецкие лодки, базировавшиеся в определенных местах Атлантиче ского океана в первой стадии войны, топили ‘ значительнее ко личество торговых кораблей со юзников. Использование радио локационных установок на позволило не бороться против немецких под водных лодок, но доставило им столь большие потерн, что немец кий подводный флот значительно уменьшился, а остатки его при, нуждены были перебазироваться на отдаленные и неудобные базы. Исключительное значение также использование ных типов приборов, наведения об ’ екты и по этим об ’ ектам с большой вы соты и через облака. Такие приборы позволяют ьн- ’ деть на экране индикатора но только -эхо-сигналы от самолетов и кораблей, но и от поверхности земли, берегов рек, озер и т. д. Так как отражение радиоволн от разных пород различно, т< * на экране появляется как бы грубое изображение поверхности земли. Это позволяет использовать их также в качестве навигационных приборов. Приборы такого типа широко использовались при втор жении войск союзников во Фран цию и в Италию, позволяя с больших расстояний точно опре делить необходимый участок по бережья. Разрушительные бомбардировки Гамбурга, Берлина и других гороч дов Германии также производи лись при помощи радиолокацион ной аппаратуры, чтс позволяло летчикам находить нужный об ’ ект и с большой точностью вести бомбометание. Весьма любопытно отметить, что союзникам удава лось в значительной степени ослабить работу немецких назем ных радиолокационных станций орудийной наводкп применением специальных мешающих устано вок, которые забивали работу вра жеской аппаратуры. Это давало, по расчетам американцев, сниже- . ние эффективности немецких радиолокационных станций в че- ) тыре раза. Следует отметить, « что вопросу создания помех вра^ ! жеской радиолокации с обеих сторон придавалось большое зна чение и применялось много разных «забивающих устройств».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz