Краснофлотец. 1946 год. Июль.
11 июля 1946 г., № 160 (2546У ____________________________________ К^Р А С Н О Ф Л О_Т_Е_Ц ЗАЯВЛЕНИЕ В. М. МОЛОТОВА Об американском проекте договора о демилитаризации Германии ПАРИЖ, 9 июля. (ТАСС). Се годня на заседании Совета Мини стров Иностранных Дел во время обсуждения американского проек та договора о разоружении и де милитаризации Германии Министр Иностранных Дел СССР В. М. Молотов сделал следующее заяв ление: «Советское правительство изу чило с должным вниманием пред ставленный г-ном Бирнсом проект договора четырех держав о разо ружении и демилитаризации Гер мании. Советское правительство вновь подтверждает, что разоружение и длительная демилитаризация Гер мании безусловно необходимы. Со ветское правительство считает, что Германия должна оставаться в ра зоруженном и демилитаризован ном состоянии не в течение 25 лет, как это предполагается проектом, а в течение, по крайней мере, 40 лет. Опыт показал, что короткий срок, в течение которого Германия была ограничена в своих воору жениях после первой мировой войны, оказался совершенно не достаточным, чтобы предупредить возрождение Германии, как агрес сивной силы, опасной для народов Европы и всего мира. Со времени окончания первой мировой войны прошло всего 20 лет, когда Гер мания развязала вторую мировую войну. Ясно, что миролюбивые народы заинтересованы в том, что бы Германия находилась в разо руженном состоянии в течение возможно более длительного сро ка. Предложенный проект договора мотивируется интересами мира и безопасности во всем мире. В преамбуле договора * говорится о стремлении дать народам Европы и всего мира возможность цели ком посвятить себя мирным заня тиям. Однако ознакомление с про ектом показывает всю недоста точность мер, содержащихся в нем, для обеспечения безопасности и для предупреждения агрессии со стороны Германии в будущем. Названный документ ограничи вается перечислением военных и военно-хозяйственных мероприя тий. и при этом даже эти меро приятия изложены в проекте ме нее полно, чем это было сделано в постановлении Берлинской кон ференции руководителей трех дер жав. где, кроме того, указаны дру гие не менее важные условия обе спечения безопасности и прочного мира. На основании этого Совет ское правительство пришло к вы- .воду. что если договор четырех держав будет ограничен только тем, что в нем сказано относи тельно разоружения Германии, то такой договор не сможет служить надежной гарантией безопасности Е рпопы и всего мира. Напротив, недостаточность предложенных в проекте мероприятий могла бы ' таить в себе опасность возрож дения Германии, как агрессивной державы. Встает вопрос, каким должен быть договор четырех держав, ко торый служил бы предупрежде нию новой агрессии со стороны Германии и тем самым действи тельно служил бы обеспечению прочного мира и безопасности на родов. Чтобы ответить на этот вопрос, следует обратиться к тем совместным решениям союзных держав, которые были приняты ими еще в период войны с Герма нией Всем известно, что в совмест ных решениях правительств Сое диненных Штатов Америки, Со ветского Союза и Великобритании, принятых на Крымской конферен ции. а затем развитых на Бер линской конференции, к которым присоединилась и Франция, ука заны основные задачи обеспечения Е вропы и всего мира от опасности возникновения новой германской агрессии. У нас нет оснований от казываться от этих решений. Они должны служить базой для наших дальнейших шагов в деле обеспе чения мира. Прежде всего следует сказать, что в этих решениях говорится о необходимости провести «полное разоружение и демилитаризацию Германии и ликвидацию всей гер-^ майской промышленности, которая может быть использована для военного производства, или кон троль над ней» (Берлинская кон ференция). Следовательно, реше ние. о полном разоружении и Д е " милитаризации Г ермании было принято нашими странами задол? го ‘ до появления обсуждаемого нами проекта договора. Также было признано необходимым про вести индустриальное разоруже ние Германии, причем ликвидация военно-хозяйственного потенциала Германии и установление соот ветствующего контроля союзников над германской промышленностью всегда признавалось союзниками важнейшей задачей обеспечения безопасности народов на будущее. В представленном же проекте эти задачи поставлены в урезанном и совершенно недостаточном виде. Если же поставить вопрос, как обстоит дело в этом отношении в настоящее время, то положение окажется совершенно неудовлет ворительным. Советское прави тельство уже предлагало произ вести во всех эонах оккупации Германии проверку того, как на | деле проведено разоружение гер манских вооруженных сил и лик-1 видация всех других военных и полувоенных организаций и уч реждений. Этого до сих ПО Р не было сделано. Но мы продолжаем настаивать на проведении этой проверки, чтобы устранить всякие недоразумения в данной области. Что касается вопроса о ликвида ции германского военно-хозяйст венного потенциала, то здесь мы имеем совсем неблагополучное положение. Тут еще нечего и про верять, так как никакого плана ликвидации военного потенциала Германии до сих. пор не принято и, кроме отдельных мер, прово димых независимо от общего пла на, в этой области ничего не сде лано. Поэтому Советское прави тельство считает, что больше нельзя откладывать составление плана и установление порядка для проведения . мероприятий по лик видации тех отраслей германской промышленности, которые служи ли военно-экономической базой агрессивной Германии, производя огромное количество вооружения для германской армии. Только та кое разоружение Германии, кото рое будет включать как роспуск германских вооруженных сил и всяких военных и полувоенных организаций, так и ликвидацию той германской промышленности, которая служила вооружению Германии, — только такое разору жение и демилитаризация Герма нии отвечает интересам прочного мира и безопасности народов. До говор четырех держав, имеющий целью обеспечить мир и безопас ность, должен, прежде всего, соответствовать осуществлению этих задач. Представленный же проект не дает удовлетворитель ного ответа по^этим вопросам. Вместе с тем, мы должны пом нить, что обеспечение безопаснос ти и предупреждение новой агрес сии со стороны Германии зависит не только от мероприятий воен ного и военно-хозяйственного, ха- г рактера. Не менее важное значе ние имеют те решения Крымской и Берлинской конференций, кото рые относятся к политическим за дачам в отношении Германии, осуществление которых союзные державы всегда считали безуслов но необходимыми для обеспече ния будущего мира и безопаснос ти народов. Еще в решениях Крымской кон ференции говорилось о необходи мости «стереть с лица земли на цистскую партию, нацистские за коны, организации и учреждения; устранить всякие нацистские ч милитаристические влияния из об щественных учреждений, из куль турной и экономической жизни германского народа». Подробнее обо * ■ всем этом сказано в реше ниях Берлинской конференции, где подчеркивается необходимость «подготовиться к окончательной реконструкции германской поли тической жизни на демократиче ской основе». В представленном проекте договора обойден вопрос о ликвидации остатков германско го фашизма и о перестройке гер- майской политической жизни на народа, которые дело. И следует Германии появи- демократические известным успе- демократических основах, с чем нельзя согласиться. Вчера еще мы все поизнзвали. что нашей . важнейшей задачей является не только «стереть с ли ца земли нацистскую партию», но и ликвидировать последствия гос подства гитлеризма во всех об ластях общественной жизни I ер мании. Выполнение этих задач мы считаем необходимым условием перестройки германского государ ства на демократических основах с тем, чтобы Германия перестала существовать, как агрессивная сила, и стала демократическим и миролюбивым государством, кото рое сможет тогда перейти к мир ному сотрудничеству в междуна родной жизни. Мы все понимали, что осуществление этой пере стройки не такая легкая задача, что она потребует известного вре мени и активной поддержки с на шей стороны тех демократических сил германского возьмутся за это признать, что в лись серьезные силы, которые с хом уже работают над демократии ческим возрождением Г ермании. Но, ведь, эта демократическая перестройка только еще началась; сделано лишь начало; силы фа шизма еще далеко не выкорче ваны в Германии. Известно, что аграрная реформа с ликвидацией крупных помещиков, бывших на дежной опорой гитлеризма, прове дена только в советской зоне и даже еще не начата в западных зонах. Монополистические объеди нения германских промышленни ков. все эти картели, тресты, синдикаты и т. п., на которые опирался германский фашизм в подготовке агрессии и в ведении войны, продолжают сохранять свое влияние, особенно в запад ных зонах. Следовательно, мы не имеем оснований ослаблять внимание к задачам полной лик видации нацизма и к вопросам демократизации Германии, если мы хотим получить действитель но надежные гарантии безопасно сти на будущее. После этого как следует по нять тот факт, что в представ ленном проекте ни слова не гово рится об этих важных задачах обеспечения мира и безопасности народов? Для нас должно быть ясно, что все сторонники прочно го мира заинтересованы в том, чтобы указанные решения Крым ской н Берлинской * конференций были безусловно проведены в жизнь. Мы должны при этом помнить о наших совместных ре шениях. в которых сказано: «Гер манский милитаризм и нацизм бу дут искоренены, и союзники в согласии друг с другом сейчас и в будущем примут другие необходимые для того, Германия никогда больше рожала своим соседям или I нению мира во всем мире» (Бер линская конференция). Представ ленный же проект договора не отвечает этим целям. Он обходит и игнорирует важнейшие предпо сылки обеспечения прочного ми ра и безопасности народов. Таким образом, с точки зрения интере сов безопасности представленный проект договора не отвечает на значению/ не говоря уже о том. что он находится в -противоречии с прежними совместными реше ниями союзников. Несмотря на всю недостаточ ность предлагаемых проектом ме роприятий по предупреждению новой агрессии со стороны Гер мании, в нем предусматривается возможность прекращения союз нической оккупации германской территория. Тем самым проект игнорирует те цели, которые преследовались союзниками при установлении оккупации Герма; нии. Нельзя забывать, что пребы вание союзных и советских войск в Германии имеет три цели: во- первых, обеспечение я доведение до конца военного и экономиче-. ского разоружения Германии; во- вторых, обеспечение демократиза ции режима в Германии; и, в-третьих, обеспечение репара ционных поставок. Пока эти за- дгчи не выполнены, пребывание оккупационных войск в Германии меры, «тобы не уг- сохра- и сохранение зон оккупации мы считаем безусловно необходимым. Выше было сказано, насколько неудовлетворителен проект с точки зрения обеспечения полного военного и экономического разо ружения Германии, а также о том, что проект полностью игнорирует задачу обеспечения демократиза ции режима в Германии. К этому остается добавить, что проект г-на Бирнса полностью игнори рует и необходимость обеспечения репарационных поставок, с чем Советское правительство ни в коём случае не может согласить ся. На вопросе о репарациях с Германии следует остановиться. Этот вопрос особенно сильно за девает интересы тех I которые подверглись германских войск и огромные бедствия оккупации. Понятно, ский Союз не может . репарациях, как это представленном проекте. В отношении общей суммы ре параций с Германии в пользу СССР правительства Советского Союза и Соединенных Штатов еще на Крымской конференции признали возможным исходить из суммы в 10 миллиардов долларов. На Берлинской конференции Со ветское правительство вновь на стаивало на том, чтобы репарации с Германии в пользу Советского Союза были установлены в раз мере 10 миллиардов долларов. Тогда, по предложению Соеди ненных Штатов, было решено, что Советский Союз сможет обес печить себе репарации, главным образом, из своей зоны оккупации Германии и частично из западных зон. что и записано в решениях Берлинской конференции. Разу меется, эти репарации должны включать не только оборудование, но и товары из текущего произ водства Германии. Но, как изве стно. выполнение репарационных поставок натыкается на новые и новые препятствия. Несмотря на обязательства, которые приняли на себя Соединенные Штаты Америки и Великобритания, а также присоединившаяся затем Франция, в западных зонах ок- » ■ — - - • государств, вторжению испытали германской что Совет- о в забыть забыто о поражении 1945 г. отно- германских прекращения дальнейшем. I АМЕРИКАНСКИЙ ПРОЕКТ ДЭГОВЭРА 0 ДЕМИЛИТАРИЗАЦИИ ГЕРМАНИИ ПАРИЖ. 9 июля. (ТАСС). На майской сессии Совета Мини стров Иностранных Дел в Пари же американская делегация пред ложила обсудить проект договора о разоружении и демилитаризации Германии. Американский проект договора состоит из пяти статей. Вступи тельная часть и статья первая почти дословно повторяют поло жения декларации Германии от 5 июня сительно роспуска вооруженных сил и их существования в В первой статье предусматривается также запретить Германии произ водство или ввоз военного снаря жения. создание и использование для военных целей военных со оружений, фабрик и заводов, исследовательских институтов и лабораторий. Во вступительной части проекта договора сказано, будто намерение союзных держав провести полное разоружение и демилитаризацию Германии «в су щественной степени уже выпол нено». В развитие этого статья вторая - проекта договора предусматривает создание четырехсторонней ко миссии для контроля за разору жением и демилитаризацией Гер мании. Эта комиссия после окон чания союзной оккупации должна проверять выполнение Германией условий статьи первой. Статья третья американского проекта предусматривает, что безоговорочное принятие Герма нией первых двух статей будет условием прекращения оккупации германской территории союзными войсками. Характер деятельности комис- • сии контроля в общей форме [ определяется статьей четвертой. ] купации Германий берлинские решения о репарационных постав ках не выполняются. Находятся все новые предлоги, чтобы от кладывать и срывать выполнение этих решений. Недавно амери канский генерал Клей опублико- . вал незаконное заявление об от казе выполнять репарационные поставки для Советского Союза и других стран даже по тем пер воначальным и совершенно недо статочным решениям, которые уже были согласованы между четырьмя правительствами в союз ном Контрольном Совете. Совет ское правительство ни в коем случае не может согласиться с таким отношением к совместным решениям наших правительств по вопросу о репарациях. Тем более с в согласно прекраще- мы не можем согласиться предложением, имеющимся проекте г-на Бирнса, которому допускается ние союзной оккупации герман ской территории независимо от выполнения репарационных поста вок. Советское правительство на стаивает на том. чтобы репарации с Германии в сумме 10 миллиар дов долларов были безусловно выполнены, так как они лишь в незначительной мере покрывают тот огромный ущерб, который на- Г несен Советскому Союзу герман ской оккупацией. Возможно, что Соединенные Штаты Америки и Англия, которые не испытывали бедствия оккупации, несколько недооценивают значение репара ций для СССР, но народы Совет ского Союза, испытавшие бед ствия германской оккупации, не могут согласиться с таким отно. шением к его законным требова ниям. Из всего сказанного видно от ношение Советского Союза к представленному проекту договора и демилитаризации Для нас очевидно, договора в том виде, как юн нам представлен, не отвечает интере сам обеспечения мира и безопас ности народов. Проект нуждается в коренной переработке. Сделан ные мною замечания указывают направление, в котором необхо димо, по нашему мнению, пере работать этот проект». г-ном Бирнсом о разоружении Г ермании. что проект Комиссия контроля должна пред ставлять своим правительствам доклады и рекомендации о слу чаях нарушения Германией усло вий договора. Решения комиссии должны приниматься большин ством голосов. По получении до клада или рекомендации комиссии договаривающиеся стороны «с общего согласия» будут прини мать необходимые меры пресече ния или предотвращения наруше ний Германией условий договора. Статья пятая определяет срок действия договора в 25 лет. Пос ле истечения этого срока догова ривающиеся стороны должны бу дут решить, следует ли сохранять дальнейший контроль за Герма нией. При обсуждении вопроса об американском проекте договора на майской сессии Совета Мини стров Иностранных Дел советская делегация предложила прежде, чем говорить о новом договоре, проверить осуществление ранее принятых решений о разоружении и демилитаризации Германии. Предложение советской делегации о создании Контрольным Советом в Германии комиссии по проверке разоружения Германии было при нято. Однако в Контрольном Со вете возникли разногласия отно. сительно функций этой комиссии. Решения достигнуть не удалось, и Контрольный Совет передал во прос о комиссии по проверке ра зоружения Германии на рассмот рение четырех правительств, ин формировав Министров Иностран ных Дел о возникших разногла сиях. Сегодня на парижском совеща нии началось обсуждение амери канского проекта о демилитариза ции Германии. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz