Краснофлотец. 1946 год. Июль.

I 4 КРАСНОФЛОТЕЦ 9 июля 1946 г.. * 15812544) / • Вокруг „Конференции четырех ** (Окончание). . | непосредственно связанные с рабо- I той и созывом предстоящей мирной « конференции. Соглаг> *« решению Московского совещания . Мини ­ стров Иностранных Дел Совет ­ ского Союза, Соединенных Шта ­ тов Америки и Великобритании, состоявшегося в декабре 1945 го ­ да, участниками мирной конфе ­ ренции будет 21 государство, а именно: Советский Союз, Соеди ­ ненные Штаты Америки, Вели ­ кобритания, Франция, Китай. Ав ­ стралия, Бельгия. Белорусская ССР, Бразилия, Голландия, Гре ­ ция, Индия, Канада, Новая Зе ­ ландия, Норвегия. Польша, Украинская . ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия и . Южно- Африканский Союз, Государствам — участникам мирной конференции должны быть посланы приглаше ­ ния и правила процедуры, опре ­ деляющие порядок работы кон ­ ференции. 1 Поскольку конференция созы ­ ве гея в Париже, решено, что приглашения ее участникам будут посланы французским правитель- • ством, действующим в данном случае от имени Совета Министров Иностранных Дел, которым дол ­ жен быть утвержден текст при ­ глашения. На Совете Министров лежит и задача выработки правил процедуры, которые будут ре ­ комендованы мирной конференции. В повестке дня сегодняшнего заседания, подготовленной, как обычно, совещанием заместителей Министров и принятой Советом Министров. фигурировало рас- ' смотрение текста приглашения и правил процедуры мирной конфе- . ренции» • ходе дискуссии, развер ­ нувшейся вокруг текста пригла ­ шения, со стороны американской делегации было сделано * предло ­ жение: утвердить этот текст от ­ дельно от правил процедуры, при ­ чем со стороны американской делегации . откровенно указыва ­ лось, что для конференции^ будто бы, вообще не следует устанавли ­ вать никаких правил работы, что находится в явном противоречии с решением Московского совеща ­ ния. Советская делегация предло- 1 жила придерживаться утвержден- него порядка дня и обсуждать ' совместно текст приглашения и правила процедуры, которые тесно евязаны между собой. При этом . указывалось. что. поскольку / дата созыва конференции уже известна всему миру, ясна особая важность именно правил процеду ­ ры. Между тем, до сих пор * >ще нет согласованного проекта этого документа, хотя его подготовка ведется заместителями Министров Иностранных Дел уже в течение ряда месяцев, начиная с марта сего года. Из ского но, ограничить весьма неопределенными и неяс ­ ными установками, идущими вразрез с решениями Московского совещания Министров Иностран ­ ных Дел и оставляющими широкое поле для бесплодных и бесцельных споров, могущих лишь нанести вред той работе, которую должна проделать мирная конференция. Естественно, такого рода предло ­ жения не могут рассчитывать на одобрение конференции четырех министров. В результате сегодняшнего об ­ суждения Совет Министров Ино ­ странных Дел поручил совещанию заместителей подготовить завтра оба документа — текст приглаше ­ ния и правила процедуры — и представить их на рассмотрение Совета Министров. Завтра долж ­ но быть начато также обсуждение германской проблемы, делегация предлагала разрешить, что больше • не будет ваться обсуждение проблемы в Совете Министров Иностранных Дел, но английская и американская делегации заняли другую позицию, хотя еще не ­ давно с их стороны было стремле ­ ние ускорить рассмотрение этого вопроса. ПАРИЖ, 6 июля. (Спец. корр. ТАСС). Вчера Совет Министров , I I г выступлений представителя что имеется правила американ- было яс- тенденция процедуры Советская отклады- германской ГМ 03758. I Иностранных Дел поручил сове ­ щанию заместителей Министров ' й | подготовить предложения об ор ­ ганах мирной конференции, согла. совать проект правил процедуры и текст приглашения. В начале се ­ годняшнего заседания конферен ­ ции четырех министров, как обыч ­ но, было сделано сообщение о ра ­ боте совещания заместителей Ми ­ нистров. Из сообщения выясни ­ лось, что на совещании заместите ­ лей Министров фигурировали два проекта правил процедуры (регламента) мирной конференции: проект французской делегации, поддержанный также представи ­ телями Соединенных Штатов и Ан ­ глии, и проект советской делега ­ ции, значительно отличающиеся друг от друга. . Наиболее важное принципиаль ­ ное расхождение заключается в следующем: в советском предло ­ жении предусмотрено образование пяти комиссий по проектам мир ­ ных договоров и некоторых дру ­ гих комиссий, а также создание ге ­ неральной комиссии, имеющей сво ­ ей задачей координирование рабо ­ ты отдельных комиссий. По совет ­ скому проекту регламента гене ­ ральная комиссия должна состоять .из заместителей глав делегаций, . участвующих в мирной конфе ­ ренции. Генеральной комиссии от ­ водится подчиненная роль по от ­ ношению к пленуму конференции, что соответствует решениям Мос- . ковского совещания Министров . Иностранных Дел, в которых, как 'известно, вся работа по представ ­ лению рекомендаций по проектам мирных договоров была возложена именно на мирную конференцию, а отнюдь не на какую-либо комисг' сию. Совершенно другая роль отво^ дится генеральной комиссии но французском проекте, нашедшем поддержку со стороны американо цев и англичан. В этом проекте предлагается образовать генераль ­ ную комиссию в составе глав всех делегаций, причем эта комиссия превращается в некий орган, стоя ­ щий над мирной конференцией и подменяющей ее. Генеральная ко ­ миссия по французскому проекту должна предварительно принимать все важнейшие решения, в резуль ­ тате чего мирная конференция превратилась бы в учреждение, ограниченное ролью штампования решений генеральной комиссии. Если х этому добавить, что засе ­ дания генеральной комиссия дол ­ жны быть, как правило, закрыты ­ ми, между тем, как пленарные за ­ седания мирной конференции бу ­ дут смысл подобного проекта совер ­ шенно том, происходить открыто, то ясен. Он заключается в чтобы подменить широкий кворум представителей государств, участвовавших в войне, закрытой комиссией, работающей вне кон ­ троля международного общест ­ венного мнения, что создает про ­ стор для всякого рода сговоров и верхушечных комбинаций, совер ­ шаемых за спиной мирной ференции. Как выяснилось сегодняшнем заседании Министров, на утром совещании лей Министров в го проекта прямо такая мотивировка: неральная комиссия вопросы, а мирная только утверждает соблюдая форму. Существуют и другие расхожде ­ ния между проектами регламента мирной конференции, однако об ­ суждение сегодня сосредоточи ­ лось вокруг главного вопроса — о роли мирной конференции, связан ­ ного с вопросом о характере и функциях генеральной комиссии. Советская делегация, защищая решения Московского совещания Министров Иностранных Дел, вы ­ ступила против обнаружившейся тенденции к превращению мирной конференции в автоматический ме ­ ханизм, накладывающий лишь штамп на решения генеральной комиссии. Советская делегация указала, что эта тенденция несов ­ местима с решениями Московско ­ го совещания Министров Иностран ных Дел. Такеч порядок работы мирной конференции нанес бы < коп ­ на Совета состоявшемся заместите- зашиту это- выдвигалась дескать, ге- решает все конференция ее решения. жестокий ущерб ее авторитету и мог бы подорвать Между Иностранных Дел. чьей задачей является подготовка и созыв мир ­ ной конференции, несет полную ответственность за эту конферен ­ цию. Совет Министров Иностран ­ ных Дел не может занять безраз ­ личную позицию, когда авторитет мирной конференции оказывается под угрозой. Нельзя допустить такого положения, при котором какая-либо комиссия, даже име ­ нуемая генеральной, могла бы подменить мирную конференцию 21 государства. Необходимо обес ­ печить, чтобы именно мирная кон ­ ференция играла основную и ре ­ шающую роль в точном соответ ­ ствии с решениями Московского совещания. Недопустима попытка умалить эту роль путем узурпации Преррогатив мирной конференции узким органом, работающим вне контроля общественности. На сегодняшнем заседании в Люксембургском дворце совет ­ ская делегация предлагала непос ­ редственно перейти к рассмотре ­ нию правил процедуры мирной конференции. Отмечая, что заме ­ стители Министров сумели по ря ­ ду пунктов сблизить имеющиеся точки зрения, советская делега ­ ция высказалась в том смысле, что путем конкретного рассмот- , рения в • деловом порядке можно было бы постараться найти общую точку зрения относительно правил процедуры. Однако предложение советской делегации натолкнулось на упор ­ ное сопротивление со стороны других делегаций, в особенности со стороны американцев и англи ­ чан. В результате все заседание было занято прениями по всякого рода предварительным вопросам. Тем самым разрешение вопроса о регламенте мирной конференции оттянулось, а вследствие этого оказались отложенными и другие вопросы, ждущие рассмотрения Советом Министров. Из-за этого задержалось и утверждение тек ­ ста приглашения участникам мир ­ ной конференции. С советской стороны указыва ­ лось. что. поскольку за созыв конференции отвечают четыре правительства, представленные в Совете Министров Иностранных Дел, советская делегация не могла бы принять свою долю от ­ ветственности. если бы мирная конференция из представителей 21 государства была превращена в штампующую машину, механиче ­ ски одобряющую те решения, ко ­ торые приняты генеральной ко ­ миссией. создание которой ранее не предусматривалось. Поскольку обнаружилось наличие такого ро ­ да тенденции, советская делега ­ ция не считает возможным за ­ крывать глзза на эту опасность. Поскольку выяснились намерения свести мирную конференцию к чи ­ сто декоративной роли, обеспе ­ чить должный авторитет конфе ­ ренции можно лишь путем подго ­ товки Советом Министров согла ­ сованных правил процедуры, ко ­ торые должны быть представлены на рассмотрение мирной конфе ­ ренции, когда она соберется. Против предложения советской делегации весьма упорно возра ­ жали американцы и англичане. С американской стороны высказа ­ на была даже такая оригинальная идея, что можно согласиться на разработку согласованных правил процедуры, но при том непремен ­ но условии, что эти правила не будут обязательными для членов Совета Министров и-для других участников конференции. Но ка ­ кой же смысл тогда в согласова ­ нии правил процедуры?: С советской стороны было под ­ черкнуто, что имеющееся предло ­ жение о подмене мирной конфе- генеральной комиссией прямое Москов- Министров ее значение. тем. Совет Министров ренции представляет собою нарушение решений ского совещания Иностранных Дел. Невозможно уклониться от установления пра ­ вил процедуры, которые обеспе^ чили бы выполнение решений Московского совещания, опреде ­ ливших роль и место мирной кон ­ ференции. Надо полагать, что другим делегациям скоро также станет понятна эта простая исти ­ на, и тогда отпадут препятствия к разработке регламента мирной конференции, созыва которой ждут участвовавшие в войне на ­ роды. Характерно, что часть печати, склонная к сенсации, вновь кри ­ чит о «тупике», в который якобы зашла конференция четырех министров. При этом некоторые газеты, как обычно, выбалтывают расчеты определенных кругов. Так. например, газета «Монд» пишет, что, дескать, мирная кон,-, ференция должна явиться тем органом, который сможет под ­ вергнуть новому рассмотрению и коренной ревизии те соглашения, которые достигнуты Советом Ми ­ нистров Иностранных Дел. Оче ­ видно, международной реакции ^оказался бы более по вкусу та ­ кой порядок работы мирной кон ­ ференции, не имеющий ничего общего с порядком, установлен ­ ным Московским совещанием Министров Иностранных Дел. Вследствие затяжки с разре ­ шением вопроса о регламенте мирной конференции сегодня сно ­ ва оказалось отложенным обсуж ­ дение германской проблемы, не ­ смотря на то. что легация настаивает ее рассмотрении. В здешних журналистских кру ­ гах обращают внимание на на- чавшиеся^дереговоры между пред ­ ставителями трех правительств — Соединенных Штатов, Велико ­ британии и Франции — по вопро ­ сам, относящимся к Германии. Советский представитель почему- то не приглашен, что вызывает у многих недоумение. Официаль ­ но об ’ явлено, что речь идет об экономических проблемах, свя ­ занных с западными районами Германии. Однако переговоры ве ­ дутся в обстановке строгой се ­ кретности, и в здешних кругах высказывается предположение, что они касаются не только экономических, но и других во ­ просов. Весьма возможно, что су ­ ществует определенная связь между этими переговорами и тем обстоятельством, что правитель ­ ства, еще. недавно проявлявшие большую торопливость и явное нетерпение в отношении герман ­ ской проблемы, теперь непонят ­ ным образом охладели к ее об ­ суждению . Советом Министров Иностранных Дел. советская де ­ ва скорейшем Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге Утреннее заседание 5 июля НЮРНБЕРГ. 5 июля (ТАСС). На утреннем заседании Трибунала защитник Геринга адвокат Шта ­ мер продолжал защитительную речь, превратившуюся, по суще ­ ству. в восхваление подсудимого. Продолжение речи Штамера переносится на вечернее заседа ­ ние. Вечернее заседание 5 ню л я НЮРНБЕРГ. Б июля. (ТАСС). На вечернем заседании Трибунала защитник подсудимого Геринга адвокат Штамер закончил свою защитительную речь. Затем председатель Трибунала предоставил слово для защити ­ тельной речи защитнику подсуди ­ мого Гесса адвокату Зайдлю. Зайдль начинает свою речь с периода 1918 года, останавлива ­ ясь на известных 14 пунктах американского президента Виль * сона. Председатель Трибунала перебивает защитника, заявляя, что вопрос о Версальском дого ­ воре не относится к разбираемому делу и Трибунал не хочет выслу ­ шивать никаких выступлений по этому поводу. Защитник обещает выполнить требование суда. Не ­ сколько раз он принимается чи ­ тать свою речь с разных страниц, но каждый раз снова начинает е критики Версальского договора. Председатель Трибунала Лоуренс оказывается вынужденным в те ­ чение короткого времени двенад ­ цать раз прерывать адвоката. Лоуренс в тринадцатый раз пре ­ рывает адвоката: — Вопрос о Версальском ЖН говоре, — говорит он. — не ’ имеет никакого отношения к то ­ му, была ли агрессивная Ъойна. которую вела Германия, преступ ­ ной. Поскольку вы не можете пе ­ рестроить вашу речь на ходу в соответствии с установленными Трибуналом правилами, мы не бу ­ дем заслушивать вас сегодня. Мы перейдем к защитительной речи по делу следующего подсудимо ­ го, и вы, тчкр.м образом, получи ­ те возможность перестроить вашу речь и передать ее для перевода прежде, чем будете произносить. После этого Трибунал предо ­ ставляет слово защитнику подсу ­ димого Риббентропа адвокату Горн. а / . Суд над Михайловичем и его сообщниками 5 июля. (ТАСС), по делу Михайло * БЕЛГРАД, Вчера на суде вича и его сообщников было до ­ прошено несколько свидетелей защиты. После перерыва председатель суда огласил множество доку ­ ментов. свидетельствующих о связи Михайловича с некоторыми болгарскими, венгерскими и ру ­ мынскими кругами. В частности на суде был огла ­ шен доклад майора Ракича Ми ­ хайловичу от 9 февраля 1944 го ­ да, а также доклад агента Ми ­ хайловича некоего Изонко Гризе (он же Ративой Урошевич). Оба эти доклада, касающиеся связи Михайловича с руководящими венгерскими кругами, в значитель ­ ной мере совпадают по содержа ­ нию с заявлением генерал-майора венгерской армии Иштвана Уйса- си, опубликованным в газете «Правда» 14 июня. Председатель зачитал ряд до ­ кументов. раскрывающих связи . Михайловича с румынскими реак ­ ционно - фашистскими кругами. В телеграмме * премьер - министру . югославского эмигрантского пра ­ вительства от 24 мая 1942 года Михайлович писал, что он вступил в связь с «железной гвардией» и что предполагается свидание Хо- рия Сима с его, Михайловича, представителем. Оглашается также письмо анг ­ лийского полковника Бейли Ми ­ хайловичу от 3 марта 1943 года, в котором Бейли передает Михай- | ловичу пожелания Зерваса уста ­ новить возможно скорее контакт / <для утверждения планов сов * ? местных действий при сотрудни ­ честве англичан». Председатель оглашает докладную записку Жи- вана Кнежевича премьер-министру Слободону Иовановичу от 30 де- - кабря 1942 года. В этой записке подробно излагается содержание беседы Кнежевича с английским майором Питером Бой, который заявил, что Михайлович — «квис- линг, как и Недич, ибо Недич сотрудничает с хайлович На этом чтение документов и допрос свидетелей заканчивается. . Об ’ является перерыв до 8 июля. . . немцами, а Ми- с итальянцами». ПРИБЫТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЭСКАДРЫ В КОПЕНГАГЕН КОПЕНГАГЕН, 5 июля. (ТАСС) 4 июля в Копенгаген прибыла американская эскадра, . • состоящая из двух крейсеров и двух эсмин ­ цев. Другие два американских . эсминца зашли в Ольборг, как сообщают газеты, для участия в празднествах на Ребильских вы ­ сотах. Парк на Ребильских высо ­ тах куплен датчанами, прожива ­ ющими в США. В этом парке ежегодно 4 июля * празднуется день независимости Соединенных Штатов. Из Ольборга эсминцы направятся в Копенгаген. Ответственный редактор А. ДИВАВИН Заказ № 405. -«I I А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz