Краснофлотец. 1946 год. Июль.
I 4 КРАСНОФЛОТЕЦ 9 июля 1946 г.. * 15812544) / • Вокруг „Конференции четырех ** (Окончание). . | непосредственно связанные с рабо- I той и созывом предстоящей мирной « конференции. Соглаг> *« решению Московского совещания . Мини стров Иностранных Дел Совет ского Союза, Соединенных Шта тов Америки и Великобритании, состоявшегося в декабре 1945 го да, участниками мирной конфе ренции будет 21 государство, а именно: Советский Союз, Соеди ненные Штаты Америки, Вели кобритания, Франция, Китай. Ав стралия, Бельгия. Белорусская ССР, Бразилия, Голландия, Гре ция, Индия, Канада, Новая Зе ландия, Норвегия. Польша, Украинская . ССР, Чехословакия, Эфиопия, Югославия и . Южно- Африканский Союз, Государствам — участникам мирной конференции должны быть посланы приглаше ния и правила процедуры, опре деляющие порядок работы кон ференции. 1 Поскольку конференция созы ве гея в Париже, решено, что приглашения ее участникам будут посланы французским правитель- • ством, действующим в данном случае от имени Совета Министров Иностранных Дел, которым дол жен быть утвержден текст при глашения. На Совете Министров лежит и задача выработки правил процедуры, которые будут ре комендованы мирной конференции. В повестке дня сегодняшнего заседания, подготовленной, как обычно, совещанием заместителей Министров и принятой Советом Министров. фигурировало рас- ' смотрение текста приглашения и правил процедуры мирной конфе- . ренции» • ходе дискуссии, развер нувшейся вокруг текста пригла шения, со стороны американской делегации было сделано * предло жение: утвердить этот текст от дельно от правил процедуры, при чем со стороны американской делегации . откровенно указыва лось, что для конференции^ будто бы, вообще не следует устанавли вать никаких правил работы, что находится в явном противоречии с решением Московского совеща ния. Советская делегация предло- 1 жила придерживаться утвержден- него порядка дня и обсуждать ' совместно текст приглашения и правила процедуры, которые тесно евязаны между собой. При этом . указывалось. что. поскольку / дата созыва конференции уже известна всему миру, ясна особая важность именно правил процеду ры. Между тем, до сих пор * >ще нет согласованного проекта этого документа, хотя его подготовка ведется заместителями Министров Иностранных Дел уже в течение ряда месяцев, начиная с марта сего года. Из ского но, ограничить весьма неопределенными и неяс ными установками, идущими вразрез с решениями Московского совещания Министров Иностран ных Дел и оставляющими широкое поле для бесплодных и бесцельных споров, могущих лишь нанести вред той работе, которую должна проделать мирная конференция. Естественно, такого рода предло жения не могут рассчитывать на одобрение конференции четырех министров. В результате сегодняшнего об суждения Совет Министров Ино странных Дел поручил совещанию заместителей подготовить завтра оба документа — текст приглаше ния и правила процедуры — и представить их на рассмотрение Совета Министров. Завтра долж но быть начато также обсуждение германской проблемы, делегация предлагала разрешить, что больше • не будет ваться обсуждение проблемы в Совете Министров Иностранных Дел, но английская и американская делегации заняли другую позицию, хотя еще не давно с их стороны было стремле ние ускорить рассмотрение этого вопроса. ПАРИЖ, 6 июля. (Спец. корр. ТАСС). Вчера Совет Министров , I I г выступлений представителя что имеется правила американ- было яс- тенденция процедуры Советская отклады- германской ГМ 03758. I Иностранных Дел поручил сове щанию заместителей Министров ' й | подготовить предложения об ор ганах мирной конференции, согла. совать проект правил процедуры и текст приглашения. В начале се годняшнего заседания конферен ции четырех министров, как обыч но, было сделано сообщение о ра боте совещания заместителей Ми нистров. Из сообщения выясни лось, что на совещании заместите лей Министров фигурировали два проекта правил процедуры (регламента) мирной конференции: проект французской делегации, поддержанный также представи телями Соединенных Штатов и Ан глии, и проект советской делега ции, значительно отличающиеся друг от друга. . Наиболее важное принципиаль ное расхождение заключается в следующем: в советском предло жении предусмотрено образование пяти комиссий по проектам мир ных договоров и некоторых дру гих комиссий, а также создание ге неральной комиссии, имеющей сво ей задачей координирование рабо ты отдельных комиссий. По совет скому проекту регламента гене ральная комиссия должна состоять .из заместителей глав делегаций, . участвующих в мирной конфе ренции. Генеральной комиссии от водится подчиненная роль по от ношению к пленуму конференции, что соответствует решениям Мос- . ковского совещания Министров . Иностранных Дел, в которых, как 'известно, вся работа по представ лению рекомендаций по проектам мирных договоров была возложена именно на мирную конференцию, а отнюдь не на какую-либо комисг' сию. Совершенно другая роль отво^ дится генеральной комиссии но французском проекте, нашедшем поддержку со стороны американо цев и англичан. В этом проекте предлагается образовать генераль ную комиссию в составе глав всех делегаций, причем эта комиссия превращается в некий орган, стоя щий над мирной конференцией и подменяющей ее. Генеральная ко миссия по французскому проекту должна предварительно принимать все важнейшие решения, в резуль тате чего мирная конференция превратилась бы в учреждение, ограниченное ролью штампования решений генеральной комиссии. Если х этому добавить, что засе дания генеральной комиссия дол жны быть, как правило, закрыты ми, между тем, как пленарные за седания мирной конференции бу дут смысл подобного проекта совер шенно том, происходить открыто, то ясен. Он заключается в чтобы подменить широкий кворум представителей государств, участвовавших в войне, закрытой комиссией, работающей вне кон троля международного общест венного мнения, что создает про стор для всякого рода сговоров и верхушечных комбинаций, совер шаемых за спиной мирной ференции. Как выяснилось сегодняшнем заседании Министров, на утром совещании лей Министров в го проекта прямо такая мотивировка: неральная комиссия вопросы, а мирная только утверждает соблюдая форму. Существуют и другие расхожде ния между проектами регламента мирной конференции, однако об суждение сегодня сосредоточи лось вокруг главного вопроса — о роли мирной конференции, связан ного с вопросом о характере и функциях генеральной комиссии. Советская делегация, защищая решения Московского совещания Министров Иностранных Дел, вы ступила против обнаружившейся тенденции к превращению мирной конференции в автоматический ме ханизм, накладывающий лишь штамп на решения генеральной комиссии. Советская делегация указала, что эта тенденция несов местима с решениями Московско го совещания Министров Иностран ных Дел. Такеч порядок работы мирной конференции нанес бы < коп на Совета состоявшемся заместите- зашиту это- выдвигалась дескать, ге- решает все конференция ее решения. жестокий ущерб ее авторитету и мог бы подорвать Между Иностранных Дел. чьей задачей является подготовка и созыв мир ной конференции, несет полную ответственность за эту конферен цию. Совет Министров Иностран ных Дел не может занять безраз личную позицию, когда авторитет мирной конференции оказывается под угрозой. Нельзя допустить такого положения, при котором какая-либо комиссия, даже име нуемая генеральной, могла бы подменить мирную конференцию 21 государства. Необходимо обес печить, чтобы именно мирная кон ференция играла основную и ре шающую роль в точном соответ ствии с решениями Московского совещания. Недопустима попытка умалить эту роль путем узурпации Преррогатив мирной конференции узким органом, работающим вне контроля общественности. На сегодняшнем заседании в Люксембургском дворце совет ская делегация предлагала непос редственно перейти к рассмотре нию правил процедуры мирной конференции. Отмечая, что заме стители Министров сумели по ря ду пунктов сблизить имеющиеся точки зрения, советская делега ция высказалась в том смысле, что путем конкретного рассмот- , рения в • деловом порядке можно было бы постараться найти общую точку зрения относительно правил процедуры. Однако предложение советской делегации натолкнулось на упор ное сопротивление со стороны других делегаций, в особенности со стороны американцев и англи чан. В результате все заседание было занято прениями по всякого рода предварительным вопросам. Тем самым разрешение вопроса о регламенте мирной конференции оттянулось, а вследствие этого оказались отложенными и другие вопросы, ждущие рассмотрения Советом Министров. Из-за этого задержалось и утверждение тек ста приглашения участникам мир ной конференции. С советской стороны указыва лось. что. поскольку за созыв конференции отвечают четыре правительства, представленные в Совете Министров Иностранных Дел, советская делегация не могла бы принять свою долю от ветственности. если бы мирная конференция из представителей 21 государства была превращена в штампующую машину, механиче ски одобряющую те решения, ко торые приняты генеральной ко миссией. создание которой ранее не предусматривалось. Поскольку обнаружилось наличие такого ро да тенденции, советская делега ция не считает возможным за крывать глзза на эту опасность. Поскольку выяснились намерения свести мирную конференцию к чи сто декоративной роли, обеспе чить должный авторитет конфе ренции можно лишь путем подго товки Советом Министров согла сованных правил процедуры, ко торые должны быть представлены на рассмотрение мирной конфе ренции, когда она соберется. Против предложения советской делегации весьма упорно возра жали американцы и англичане. С американской стороны высказа на была даже такая оригинальная идея, что можно согласиться на разработку согласованных правил процедуры, но при том непремен но условии, что эти правила не будут обязательными для членов Совета Министров и-для других участников конференции. Но ка кой же смысл тогда в согласова нии правил процедуры?: С советской стороны было под черкнуто, что имеющееся предло жение о подмене мирной конфе- генеральной комиссией прямое Москов- Министров ее значение. тем. Совет Министров ренции представляет собою нарушение решений ского совещания Иностранных Дел. Невозможно уклониться от установления пра вил процедуры, которые обеспе^ чили бы выполнение решений Московского совещания, опреде ливших роль и место мирной кон ференции. Надо полагать, что другим делегациям скоро также станет понятна эта простая исти на, и тогда отпадут препятствия к разработке регламента мирной конференции, созыва которой ждут участвовавшие в войне на роды. Характерно, что часть печати, склонная к сенсации, вновь кри чит о «тупике», в который якобы зашла конференция четырех министров. При этом некоторые газеты, как обычно, выбалтывают расчеты определенных кругов. Так. например, газета «Монд» пишет, что, дескать, мирная кон,-, ференция должна явиться тем органом, который сможет под вергнуть новому рассмотрению и коренной ревизии те соглашения, которые достигнуты Советом Ми нистров Иностранных Дел. Оче видно, международной реакции ^оказался бы более по вкусу та кой порядок работы мирной кон ференции, не имеющий ничего общего с порядком, установлен ным Московским совещанием Министров Иностранных Дел. Вследствие затяжки с разре шением вопроса о регламенте мирной конференции сегодня сно ва оказалось отложенным обсуж дение германской проблемы, не смотря на то. что легация настаивает ее рассмотрении. В здешних журналистских кру гах обращают внимание на на- чавшиеся^дереговоры между пред ставителями трех правительств — Соединенных Штатов, Велико британии и Франции — по вопро сам, относящимся к Германии. Советский представитель почему- то не приглашен, что вызывает у многих недоумение. Официаль но об ’ явлено, что речь идет об экономических проблемах, свя занных с западными районами Германии. Однако переговоры ве дутся в обстановке строгой се кретности, и в здешних кругах высказывается предположение, что они касаются не только экономических, но и других во просов. Весьма возможно, что су ществует определенная связь между этими переговорами и тем обстоятельством, что правитель ства, еще. недавно проявлявшие большую торопливость и явное нетерпение в отношении герман ской проблемы, теперь непонят ным образом охладели к ее об суждению . Советом Министров Иностранных Дел. советская де ва скорейшем Процесс главных немецких военных преступников в Нюрнберге Утреннее заседание 5 июля НЮРНБЕРГ. 5 июля (ТАСС). На утреннем заседании Трибунала защитник Геринга адвокат Шта мер продолжал защитительную речь, превратившуюся, по суще ству. в восхваление подсудимого. Продолжение речи Штамера переносится на вечернее заседа ние. Вечернее заседание 5 ню л я НЮРНБЕРГ. Б июля. (ТАСС). На вечернем заседании Трибунала защитник подсудимого Геринга адвокат Штамер закончил свою защитительную речь. Затем председатель Трибунала предоставил слово для защити тельной речи защитнику подсуди мого Гесса адвокату Зайдлю. Зайдль начинает свою речь с периода 1918 года, останавлива ясь на известных 14 пунктах американского президента Виль * сона. Председатель Трибунала перебивает защитника, заявляя, что вопрос о Версальском дого воре не относится к разбираемому делу и Трибунал не хочет выслу шивать никаких выступлений по этому поводу. Защитник обещает выполнить требование суда. Не сколько раз он принимается чи тать свою речь с разных страниц, но каждый раз снова начинает е критики Версальского договора. Председатель Трибунала Лоуренс оказывается вынужденным в те чение короткого времени двенад цать раз прерывать адвоката. Лоуренс в тринадцатый раз пре рывает адвоката: — Вопрос о Версальском ЖН говоре, — говорит он. — не ’ имеет никакого отношения к то му, была ли агрессивная Ъойна. которую вела Германия, преступ ной. Поскольку вы не можете пе рестроить вашу речь на ходу в соответствии с установленными Трибуналом правилами, мы не бу дем заслушивать вас сегодня. Мы перейдем к защитительной речи по делу следующего подсудимо го, и вы, тчкр.м образом, получи те возможность перестроить вашу речь и передать ее для перевода прежде, чем будете произносить. После этого Трибунал предо ставляет слово защитнику подсу димого Риббентропа адвокату Горн. а / . Суд над Михайловичем и его сообщниками 5 июля. (ТАСС), по делу Михайло * БЕЛГРАД, Вчера на суде вича и его сообщников было до прошено несколько свидетелей защиты. После перерыва председатель суда огласил множество доку ментов. свидетельствующих о связи Михайловича с некоторыми болгарскими, венгерскими и ру мынскими кругами. В частности на суде был огла шен доклад майора Ракича Ми хайловичу от 9 февраля 1944 го да, а также доклад агента Ми хайловича некоего Изонко Гризе (он же Ративой Урошевич). Оба эти доклада, касающиеся связи Михайловича с руководящими венгерскими кругами, в значитель ной мере совпадают по содержа нию с заявлением генерал-майора венгерской армии Иштвана Уйса- си, опубликованным в газете «Правда» 14 июня. Председатель зачитал ряд до кументов. раскрывающих связи . Михайловича с румынскими реак ционно - фашистскими кругами. В телеграмме * премьер - министру . югославского эмигрантского пра вительства от 24 мая 1942 года Михайлович писал, что он вступил в связь с «железной гвардией» и что предполагается свидание Хо- рия Сима с его, Михайловича, представителем. Оглашается также письмо анг лийского полковника Бейли Ми хайловичу от 3 марта 1943 года, в котором Бейли передает Михай- | ловичу пожелания Зерваса уста новить возможно скорее контакт / <для утверждения планов сов * ? местных действий при сотрудни честве англичан». Председатель оглашает докладную записку Жи- вана Кнежевича премьер-министру Слободону Иовановичу от 30 де- - кабря 1942 года. В этой записке подробно излагается содержание беседы Кнежевича с английским майором Питером Бой, который заявил, что Михайлович — «квис- линг, как и Недич, ибо Недич сотрудничает с хайлович На этом чтение документов и допрос свидетелей заканчивается. . Об ’ является перерыв до 8 июля. . . немцами, а Ми- с итальянцами». ПРИБЫТИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЭСКАДРЫ В КОПЕНГАГЕН КОПЕНГАГЕН, 5 июля. (ТАСС) 4 июля в Копенгаген прибыла американская эскадра, . • состоящая из двух крейсеров и двух эсмин цев. Другие два американских . эсминца зашли в Ольборг, как сообщают газеты, для участия в празднествах на Ребильских вы сотах. Парк на Ребильских высо тах куплен датчанами, прожива ющими в США. В этом парке ежегодно 4 июля * празднуется день независимости Соединенных Штатов. Из Ольборга эсминцы направятся в Копенгаген. Ответственный редактор А. ДИВАВИН Заказ № 405. -«I I А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz