Краснофлотец. 1946 год. Июль.

2 9 июля 1946 г., №-158 (2544). Лишь бы „убить Экипаж корабля «Н» выстроил ­ ся на палубе к под ’ ему флага. Де ­ журный то кораблю лейтенант Ребров обходит строй, но замеча ­ ний никому не делает, хотя и есть за что: краснофлотцы вышли на , под ’ем флага в самой разнообраз- : ной форме — кто в рабочем платье ’ , кто в бушлатах а неко ­ торые даже в шинелях. По коман ­ де «вольно» многие облокачивают ­ ся на леера. А ведь это запрещает делать Корабельный устав даже в обычное время. — На флаг и гюйс смирно! — раздается команда. Строй встрепенулся и замер. Но что это за строй? Дежурный даже выровнять шеренги не удосужился, как будто это вовсе не его дело. Каждому моряку ясно, что под ’ ем флага должен проходите в тор ­ жественной обстановке и с тща ­ тельным соблюдением всего ритуа ­ ла. А здесь это не соблюдается. К под ’ ему флага дежурный отнесся формально. Рабочий день на корабле начал ­ ся неорганизованно. В ина в этом ложится на дежурную службу. Боевая тревога. Краснофлотцы и старшины разбегаются по бое ­ вым постам. В суточном расписа ­ нии значатся учения по отработке одной важной задачи, в которой большое место отводится организа. ции. Однако ж первые мин уты учений на боевых постах показа ­ ли. что с организацией дело об ­ стоит плохо. Командир погреба ’ старшина 2 статьи Бабкин - и краснофлотец Смолжков явились на свой боевой пост, но люк погреба с боезапасом оказался на замке. Где же ключ? — спраши ­ вает Смоликов. ч — • У старшины Тихина, — отве ­ чает Бабкин. Погребные стояли, переминаясь с ноги на ногу, размышляя, что же им предпринять. Неизвестно, по ка ­ ким соображениям Тихин положил ключ в карман, когда он должен храниться в определенном месте. Наконец,- выясняется, что занятия будут у орудия. Когда, наконец, вое были в сбо ­ ре и, казалось, можно было при ­ ступать к делу, по корабельной радиотрансляции раздалась комам, да: ... — • Наблюдателям артиллерий ­ ских и торпедных стрельб пост ­ роиться! Часть краснофлотцев ухолит. — Ну, а мы потренируемся, — говорит один из артиллеристов. Однако по радио снова об'явля ­ ют, чтобы построились красно ­ флотцы, добавочно выделенные для наблюдения за стрельбами. В орудийном расчете Тихина ос ­ тается четыре человека. Ещё двадцать минут ушли впустую. Это ли организация? О содержании и говорить не прихо ­ дится. Тихин занимался не по пла. ну, а тем, что ему пришло в голо ­ ву. Сначала он производил опрос знаний краснофлотцами мате ­ риальной части. Затем начал тре пировать свой расчет, в котором осталось всего два наводчика. Так Же прошли учения и у старшины 2 статьи Мальцева, командира зе ­ нитного орудия. А между тем в су- г точном корабельном расписании было указано — «учения на бое-| вых постах». Для какой же цели составлять расписание, которое не выполняется? Дежурная служба не контроли ­ ровала, как выполняется кора ; больное расписание. Б 1>абочее время на палубе можно было уви ­ деть праздно разгуливающих стар, шин и краснофлотцев: Так, крас ­ нофлотцы Линаров и Рябин спо койно беседовали, прохаживаясь около дневального. Дежурный по низам за две. часа ни разу яё спустился в кубрик Он усвоил такое «правило»: дал дудку, а там хоть трава не расти Как выполняются его приказания; он не интересуется. Не интересе вался этим и дежурный офицер. Неорганизованно, с опозданием и На учениях в море. Молодые краснофлотцы Савинов и Тата ­ ринов на походе были допу щены к несению самостоятельной радиовахты и отлично справились с порученным делом. Фото Р. Днамент. время начались и строевые занятия. Во время проверки формы одежцы дежурный офицер не сделал заме ­ чания нарушителям, допустив их на занятия. Старшина 2 статьи Новиков стал в строй небритым, краснофлотец Коновалов — без подворотничка. Старшины Бабкин и Неструев, руководившие занятиями, пришли неподготовленные, они путали команды, неправильно об ’ ясняли их выполнение. Два часа времени прошли бесполезно. После обеденного перерыва рас ­ писанием были предусмотрены за ­ нятия по специальности. Дежур ный по низам и на этот раз не счел нужным ироконтролирисать, как выполняется распорядок дня. Хуже того, сигнал «приступить к занятиям» был дан несвоевре ­ менно. Старшина Чубарой на ­ чал занятия с опозданием на двад ­ цать минут, командир отделе ­ ния Харгин — с опозданием на пол ­ часа. В отделении у него четыре человека, а присутствовал только краснофлотец Ламаров. Осталь- , ные в это делами, которые можно отложить на другое время, человек присутствовал на тиях у старшины Волкова, мавдира отделения минеров. Может быть, краснофлотцы бы ­ ли действительно заняты нсотлож. ными делами? Пет, конечно. Когда в кубриках шли занятия, в умы ­ вальнике спокойно раскуривали старшина 2 статьи Барков и пять- шесть краснофлотцев. Ни де ­ журный офицер, ни дежурный по низам их не беспокоили. Так прошел рабочий день на корабле. И это только потому, что здесь нет четкой, «продуманной организации контроля за старши ­ нами и краснофлотцами со стороны командиров боевых частей, плохо налажена дежурная и дневал ьвая служба. Старший лейтенант Г. БУТИКОВ. время были заняты было Один заня- ко- Славные победы русского флота ВЗЯТИЕ АЗОВА .' В конце XVII века русское го ­ сударство, занимая огромную тер ­ риторию, было совершенно отре ­ зано от мира. Устье Невы и по ­ бережье Балтики были захвачены шведами, а устья Дона, Днепра, Буга, все побережье Черного мо ­ ря было в руках Турции. Возврат тить некогда потерянный выход к морю было важнейшей задачей, вставшей перед Россией. Петр I взялся за решение этой задачи. Удобные морские пути бы ­ ли необходимы для дальнейшего экономического развития русского государства и для успешной его борьбы за свою самостоятельность и независимость. Став у власти, Петр в первую очередь устремил свои взоры к Черному морю с его незамерзающими портами. Овла ­ дение черноморским побережьем разрешало еще одну задачу — за ­ щиту южных границ России от татаро-турецких разбойничьих на ­ бегов. В первую очередь Петр стре ­ мился овладеть крепостью Азов, расположенной в 16 км. от устья Дона. В случае успеха русским открывался свободный выход в Азовское море. Азов был сильной по тому времени крепостью. Его укрепления имели вид четырех ­ угольника с бастионами. Он имел каменные стены, земляной вал, укрепленный местами палисадом. две каменные башни, они были соединены толстыми цепями, кото ­ рые преграждали судам путь. Ранней весной 1695 года рус ­ ская армия под начальством Ше ­ реметьева с украинскими казака ­ ми двинулись на Днепр, а сам Петр I с остальными войсками на ­ правился к Азову. В начале июля русские войска осадили Азор. До глубокой осени продолжалась оса ­ да крепости, но все попытки Петра овладеть ею не увенчались успе ­ хом. Петровская артиллерия ока ­ залась не в состоянии разрушить укрепления Азова, минные рабо ­ ты велись неудачно. Многие ино ­ земцы, зались мер, к Янсен, ских. Но самое главное было то, что Петру не удалось блокировать крепость, так как Азов, обложен ­ ный русскими войсками с берега, имел свободный доступ с моря, и все припасы и продукты достав ­ лялись беспрепятственно турецким флотом. Петр снял осаду Азова, ясно сознавая, что. не имея доста ­ точно сильного военного флота, он н е может взять приморскую кре ­ пость. Вся зима прошла служившие у Петра, ока- предателями. Так, напрн- туркам бежал иностранец выдавший им планы рус- 1695 — 1696 годов в усиленной постройке и глубокий ров внутри крепости, флота. В Воронеж сгонялись кре- Несколько выше крепости на обо- стьяне с разных концов ----- их берегах Дона были выстроены ' Они рубили дубовые леса н строи ­ страны. >г . Находчивость краснофлотца Иванова Недавио на корабле «П» отделе ­ нию машинистов было приказано в кратчайший срок ввести в строй турбину. 36 часов подряд работали маши- насты. Они установили и отба ­ лансировали лопатки. Замечательно трудился и токарь краснофлотец Иванов. Американ ­ ский патрон не был приспособлен для крепления фланца трубы боль ­ шого диаметра. Тогда Иванов при- менял оригинальное приспособле ­ ние. С помощью шарикового под ­ шипника и специально выточен ­ ного. конуса он прижал фланец к патрону и за шесть часов пепре рывного труда отлично справился с порученной работой. Когда деталь была готова, стар ­ шина 2 статьи Пелевин и красно ­ флотец Завьялов закончили всю слесарную работу собрали фланеп трубопровода и обпаяли его. Я. БАТУРИН. Встреча с молодыми офицерами В соединении торпедных кате ­ ров систематически проводятся встречи участников войны с моло ­ дыми офицерами. Такая очередная встреча состоялась на-даях. Офицер Рубашенко подробно рассказал о том, как зарождалось и организовывалось соединение, как осваивалась материальная часть катеров. Какими качествами должен об ­ ладать моряк . катерник — этому вопросу посвятил свое ‘ выступле ­ ние офицер Ефимов. Офицер Киреев в своем интерес ­ ном выступлении рассказал как надо молодому офицеру строить работу с личным составом. ли галеры и струги. Сюда же с ’ ехались дворяне и купцы, кото ­ рым Петр поручил поставлять лес, пеньку, канаты. Петр сам рабо ­ тал на верфях. Приглашены были иноземные мастера, К весне 1696 г. флот был по ­ строен в числе 29 морских судов, которые были направлены к Азову в сопровождении более чем Ты ­ сячи речных стругов и плотов для перевозки войск. Туда же были двинуты и сухопутные войска. Сам Петр, 4 называясь капитаном Преображенского полка Петром Алексеевым, командовал в аван ­ гарде галерой «Принципиум». Через несколько дней турецкие суда высадили на берег около 500 янычар с оружием и припасами, которые были направлены на уси ­ ление гарнизона Азова. Пользуясь сумерками, казаки напали на ту ­ рок и овладели 10 грузовыми су ­ дами. Турки, испуганные внезап ­ ным нападением, бросились ^об ­ ратно на суда и стали сниматься с якорей, с поспешностью обрубая канаты, причем два корабля ста ­ ли на мель и были сожжены. Этот первый успех на море об ­ радовал Петра, и раскаты салюта ознаменовали победу. Вскоре при ­ была вода, и 27 мая флот вышел в море. Для поддержки флота при самом устье главного рукава До ­ на выстроены были два укрепле ­ ния, вооруженные артиллерией. Таким образом. Азов был блоки ­ рован с моря. В начале июня русская армия сосредоточилась у Азова. 7 июня моря. Петр немедленно построил там несколько крепостей (Таган ­ рог и др.), основал новые города укрепленные и селения, направив сюда гарни- ' лагери и установлена осадная ар ­ тиллерия. 14 июня турецкая эскад ­ ра в составе 6 кораблей и 17 га ­ лер с четырехтысячным десантом подошла с моря и стала на на виду у русского флота. Гото ­ вясь к высадке десанта, Петр лично стал готовить флот к пред ­ стоящей борьбе. 28 июня они посадили десант на мелкие суда и двинули их к устью Дона, но, заметив, что рус ­ ские галеры пошли к ним навстре ­ чу, турки поспешно снялись и ушли в море, оставив крепость со стороны моря беззащитной. С 16 июля началась бомбардировка кре ­ пости. длившаяся 13 дней, но без успеха. Валы и крепостные стены не были повреждены. Петр усилил осадную работу и приступил к сооружению вала, который по вышине превосходил бы крепостной. На этой гигант ­ ской работе каждый день было" занято до 15 тысяч человек. Была усилена также и артиллерия, июля русские траншей, вступили зультате ки были Солдаты стионы. Успешный огонь, отвага русских солдат и успешная блокада кре ­ пости с моря решили судьбу Азо ­ ва. 19 июля сильнейшая турецкая крепость Азов капитулировала. Вместе с Азовом была захваче ­ на часть побережья Азовского Герой Советского Союза капи ­ тан . лейтенант Павлов * в свое * выступлении перед молодыми офицерами указал, что плавание на малых кораблях в суровых ус ­ ловиях Варенцова моря физически закаляет молодого офицера, учит его переносить все тяготы и лише ­ ния военной службы, выковывает из него стойкого офицера. Выступивший Герой Советского призвал всех молодых офицеров неустанно осваивать опыт Отече ­ ственной воины. В. БУРОВ. и решительного в заключение Союза Алексеев главнокомандующий Шеин прика ­ зал начать осаду, были исправле ­ ны прошлогодние г эоны стрелецких и солдатских полков. Взятию Азова Петр при ­ давал большое значение. Эта по­ беда, прежде всего, показала зна ­ чение военного флота, без кото ­ рого не удалось бы осуществить полную блокаду Азова и овладеть крепостью. Осуществленное под Азовом взаимодействие флота с сухопутными войсками дало осно ­ вание Петру заявить, что госу ­ дарства «морского флота не иму ­ щие, те токмо одну руку имеют, а имеющие флот и обе>. После азовского похода 1696 года Россия имела обе руки. Прав ­ да, доступ к Азовскому морю не мог еще удовлетворить Россию, ибо выход из Азовского в Черное море через Керченский пролив оставался в руках турок. Однако, под Азовом начал впервые дейст ­ вовать русский флот. Перед всем миром Россия впервые здесь вы- г ступила и как морская держава. Созданный Петром I русский военно . морской флот увековечил себя в битвах при Гангуте, Грен- вал IV гаме » Выборге и других морских сражениях и сыграл немалую роль в борьбе за самостоятельность и независимость нашей страны. Две ­ сти пятьдесят лет отделяют нас от того дня, когда русский воен ­ ный флот впервые начал свою боевую деятельность взятием Азо ­ ва. Советский Военно-Мо)»ской Флот, приумножив боевые тради ­ ции русского флота в боях с врагами нашей Родины, продемон ­ стрировал перед всем миром свою мощь. Кандидат исторических наук подполковник ' * А. ФРАЙМАН. I якорь 17 войска вышли из взобрались на 1 в бой с турками. В ре- шестичасового боя тур- вытеснены за ограду, заняли и соседние ба- 40^ А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz