Краснофлотец. 1946 год. Июль.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 2 июля 1946 г., № 152 (2538) 4 Команды передавать громко и точно Когда корабль вышел в море, краснофлотец Векслер нес вахту у телефона, связывавшего команд ­ ный (пункт с артиллеристами. В походе должны были состояться стрельбы, и поэтому артиллеристы усиленно тренировались в теле ­ фонных передачах.' Векслер снача ­ ла внимательно относился к репе- тованию команд, но лотом решил, что дело это немудреное и напря ­ гать свои нервы не стоит. Он не ­ брежно посматривал по сторонам, и мысли его были заняты посторон ­ ними делами. • — Курсовой 110, — послыша ­ лось в наушниках. ( ’ Но Векслер плохо расслышал и вместо «курсовой 110» передал на орудия «курсовой 10». Наводчики навели орудия совершенно не ту ­ да, куда следовало. Ясно, что если бы такой случай произошел во время стрельбы, ар ­ тиллеристы получили бы неудов ­ летворительную оценку. Каждому моряку известно, что как будет подана команда, так ее и исполнят. Поэтому все команды должны подаваться строго по опре ­ деленной форме', * громко, лаконично и ясно. Особенно четким команд ­ ным языком обязаны обладать артиллеристы. Ведь в артиллерий ­ ском бою время измеряется секун ­ дами,. и малейшая задержка сра ­ зу же скажется на исходе боя. Чаще всего с командными сло ­ вами приходится иметь дело командирам орудийных расчетов и телефонистам, обеспечивающим связь командных постов с орудия ­ ми. Все ли в поряке в этой области у старшин и телефонистов БЧ-2 корабля «Н»? Среда командиров расчетов мно ­ го молодых старшин, не имеющих навыков и опыта командования. Взять хотя бы старшину 2 ста ­ тьи Кондрашева. Известно, что от того, как подаются к ору ­ диям снаряды, зависит результат стрельбы. Кондрашев не уяснил этой истины. Комавды оя подает, длинно и непонятно. Много суетит ­ ся, старается даже сам показать подчиненным, как надо выполнять ту или иную команду, ж> проку от этого мало. Стоит только Кондра ­ шеву подать очередную команду, как краснофлотцы опять не зна ­ ют, как же ее выполнять, ж все это потому, что старшина не овладел командным языком. Чем можно объяснить, что Кондрашев не овла ­ дел командным языком? Нежела ­ нием учиться. Отделением он командует только во время боевых учений. Постоянная его должность — кладовщик. В часы повседнев ­ ной боевой подготовки Кондра ­ шева не увидишь занимающимся, хотя свободного времени у него хоть отбавляй. Не использует Кон ­ драшев для учебы и боевые уче ­ ния, он сам не учится командовать и подчиненных немногому на ­ учил. В большинстве случаев он действует «на авоськ — Я приходящий, — рассуж ­ дает он, — сегодня командую, а завтра занимаюсь другим делом. Чего же мне стараться? Да и война кончилась. Неправильное И вредное рас ­ суждение! Высказывая свои мыс ­ ли о мирной учебе, флотоводец адмирал Макаров гово ­ рил: «Хочу верить, что все от адмира до новобранца, даже во сне будут заняты одной мыслью: I о наилучшей подготовке себя и своей части к бою». Таким, как Кондрашев, следует твердо запом ­ нить эти мудрые слова. Ответственная роль при стрель ­ бе ложится на телефонистов. На-днях в походе телефонисты одного из ' подразделений БЧ-2 вместо команды: «Цель — курсовой 130, правый борт», отрепетовали команду: - «Цель — курсовой 130, левый борт». В этом же подразделении во вре ­ мя учений телефонисты частенько занимаются посторонними разгово ­ рами, отвлекаясь своих служебных Так, краснофлотец невнимательности перепутал не-^АВорт корабля («Ф». бклмькб комавд во время сдачи учебно-боевой задачи. В результа ­ те связь с боевыми постами была прервана. В другом шадразделении также не вое в порядке. Тренировки с телефонистами здесь проводятся нерегулярно — только во время бое ­ вых учетий. В планах боевой под ­ готовки связистам не отводят время. Старшина 2 статьи Ореш ­ кин, отвечающий за работу связи ­ стов, меньше всего думает о тре ­ нировках. Краснофлотец Мирошин обслу ­ живает телефон командного пунк ­ та. Телефонистом он работает вто ­ рой год, но команды (перадаваггь еще не научился. Передает их хотя громко, но невнятно, часто путает. Бывали случаи, что вместо команды «дробь» он передавал «залп». Из-за такой «работы» Мирошина тренировки орудийных расчетов нередко срываются. Не ­ правильно, с искажениями пере ­ дает он и доклады с орудия на командный пункт. * Обучение связистов в БЧ-2 налажено только в подразделении старшего лейтенанта * Середнева. знаменитый I Старший краснофлотец Моргун, ' отвечающий за обучение телефони ­ стов, часто тренирует их в пра ­ вильной подаче командных слов. Здесь телефонисты обыкновенно проводят «немые» стрельбы. На боевых постах в это время, кроме них, никого нет. Они тренируются в передаче всех команд, которые встречаются при стрельбе. Эти тренировки приносят очень боль ­ шую пользу. Такне телефонисты, как Будкин, уже обладают хоро ­ шим командным языком. За период летних плаваний командирам орудии и телефони ­ стам, а также другим специали ­ стам, нужно ботать свой командный добиться такого положения, что ­ бы команды передавались быстро и были короткими и ясными. А. БОДРОВ. всесторонне отра- язык, от исполни обязанностей. Мальцев из-за гтя: Вахта у гирокомпаса Гирокомпас является одним из основных приборов штурманского вооружения кораблей. За сравни ­ тельно короткое время он получил широкое распространение как на боевых, так и на торговых ко ­ раблях. Гирокомпас обладает сложным и, если так можно выразиться, капризным устройством, которое требует от обслуживающего пер ­ сонала больших знаний, практиче ­ ского опыта и аккуратности. На • многих кораблях нашего флота в течение длительных по ­ ходов гирокомпасы не прекращали своей работы лялись после ко благодаря материальной электриками. Для обеспечения хорошей рабо ­ ты гирокомпаса штурманскому электрику необходимо в совер ­ шенстве знать прибор и точно выполнять целый комплекс меро ­ приятий, которые изложены в специальных инструкциях и на ­ ставлениях. Одним из основных условий безупречной работы любого гиро ­ компаса является содержание его в надлежащей чистоте и сухом состоянии. Штурманские электри ­ ки повседневно должны проверять весь комплект гирокомпаса и про ­ изводить тщательную чистку, не допуская скопления пыли, грязи и влаги. Небрежность ведет к за ­ грязнению прибора., коррозии и понижению изоляции отдельных или быстро ислрав- повреждения, толь- отличному знанию части штурманскими узлов и выходу из стоя компаса. Опыт показывает, что штурманские электрики гиро- не все доста ­ точно серьезно относятся к своей работе. Были случаи, когда от ­ дельные детали гирокомпаса дли ­ тельное время не проверялись и находились в запущенном состоя ­ нии. Из-за этого гирокомпас ра- ботал ненадежно, ' Для обеспечения надежной ра ­ боты гирбкомпаса необходимо поддерживать хорошую изоляцию его проводки. Штурманский элек ­ трик обязан систематически заме ­ рять сопротивление изоляции проводки гирокомпаса. Обнару ­ жив низкую изоляцию, необходи ­ мо сразу же просушить или заме ­ нить соответствующий кабель. Понижение изоляции того или иного проводника схемы гиро ­ компаса, которое не было во-вре- мя обнаружено и устранено, мо ­ жет привести к полному пробою изоляции данного проводника, а также других проводников схемы гирокомпаса и, следовательно, к выходу из строя какого-либо узла или всего прибора в целом. Штурманский электрик должен все время контролировать работу синхронной передачи гирокомпаса, проверять согласование репитеров с основным компасом. Однако это элементарное требование не всеми штурманскими электриками вы ­ полняется в должной мере. Не ­ редко случается так, что из-за халатности штурманского электри ­ ка рассогласование репитеров с , > На вахте молодой акустик Катеру предстояло учение. Ко- мавднр отделения акустиков стар ­ шина 2 статьи Бессонов задолго до выхода начал усиленно трениро ­ вать своих подчиненных. ... Лодка погрузилась. Учение началось. Первые две атаки провел коман ­ дир отделения. Он действовал быстро и ужело. За акустический штурвал сел молодой краснофлотец Архангель ­ ский. В наушниках были слышны хаотически переплетавшиеся зву ­ ки. Но молодой акустик не расте- рялся. На ходовой мостик посту ­ пали четкие, обстоятельные док ­ лады. 4 Прозвучал ревун боевой трево ­ ги. Лодка « противника», маневри ­ руя, пыталась оторваться от пре ­ следовавшего ее « окупим ». Од ­ нако молодой акустик был на ­ чеку. 4 Наступила решительная мину ­ та атаки. Катер над лодкой. Бом ­ бы полетели вниз. Результат точ ­ ной атаки оказался отличным. Лодка «потоплена». Н. ТИХОНОВИЧ. Бывалый Во Всех боевых походах крас- нюянаменной подводной лодки при ­ нимал участие моторист Николай Гейзе. Одналады лодка находилась да ­ леко от базы на позиции. У одного дизеля лопнула крышка цилин ­ дра и произошел задир поршня. Уходить в базу нельзя было. Гейзе сказал: — Мы сделаем ремонт здесь, нэ уходя с позиции. Лодка ушла на глубину, и мото- ,ристы приступили к работе. В подводном положении много ча- ■ I I мЫ подводник сов трудились мотористы и пов ­ реждение исправили. Теперь, в период мирной учебы, * Гейзе весь свой опыт умело (пере ­ дает молодым краснофлотцам. Его ученик Михаил Иванов сейчас уже сам старшина группы мотористов, краснофлотцы Вербиц. кий и Гршцук стали хорошими мотористами. Недавно сдали эк ­ замен на штатных специалистов краснофлотцы Рябчиков и Проход - реп ко. Старшина 2 статьи И. ЛАРИН. Нет пособий для занятий ’ ская, которая обязана обеспечи ­ вать нас этими пособиями. Но здесь такими «мелочами» не за ­ нимаются, хотя возможности для изготовления принадлежностей имеются. Даже оружие, сданное В ремонт этой мастерской, лежит по нескольку месяцев. Пора бы офицеру Никуличеву, * возглавляющему мастерскую^ всерьез заняться этим делом. Майор Я. СЕМЕНОВ. А Каждому ясно, как велико зна ­ чение материального обеспечения занятий учебной техникой, при ­ борами и т. д. Однако этого не по ­ няли в нашем соединении люди, отвечающие <за столь важное дело. Возьмем, обеспечении приборами и ортоскопами ними мушками, станками. Этих приборов у нас почему-то нет. А ведь в соединении есть мастер- 7 например, вопрос об занятий учебными принадлежностями — {диафрагмами, показ- Площадка есть, а мяча нет сетка', нехватает только одного — мяча. Об устройстве городков вообще никто не позаботился. Парторг подразделения сержант * Сальников и комсорг Воронин не принимают никаких мер. Старшина А. ФОМИЧЕВ. Лото уже началось. Так и тянет на воздух поиграть в футбол, во ­ лейбол, в городки. Одаако ничем пз этих видов спорта не могут за ­ няться краснофлотцы нашего под ­ разделения. Правая, у нас имеется волейбольная площадка, есть и основным компасом долгое время остается незамеченным, и вслед ­ ствие этого корабль идет по непра ­ вильному курсу. Когда штурманский электрик обнаружил рассогласование репи ­ теров, он должен прежде всего установить причину. Чаще всего рассогласование происходит из-за нарушения изоляции проводки, механических заеданий в репите ­ рах, потери контакта в линии питания репитеров и т. д. Если негюзможко быстро установить причину рассогласования, тогда неисправный репитер или провод ­ ку следует отключить от схемы гирокомпаса. Обслуживая гирокомпас типа Аншютц, штурманским электрикам особое внимание следует обра ­ щать на сохранение постоянной температуры поддерживающей жидкости. От этого во многом будет зависеть продолжитель ­ ность и надежность работы гиро ­ сферы. Особенно опасен перегрев поддерживающей жидкости, ибо он может привести к выходу Т13 строя гиросферы или же значи ­ тельному уменьшению срока ее службы. За температурой под ­ держивающей жидкости во время работы гирокомпаса штурманский электрик обязан следить постоян ­ но. Большую услугу ему в этом отношении может оказать сигналь ­ ная система гирокомпаса, которую всегда следует держать в исправ ­ ном состоянии. В практике эксплоатации гиро ­ компасов типа Сперри часто бы ­ вают случаи появления перемен ­ ной поправки. Она возникает в результате загрязнения подшип ­ ника' лапы ртутных сосудов, гори- . зонтальных и вертикальных под ­ шипников чувствительного элемен ­ та и т. п. Штурманским электрикам при ­ ходится встречаться со многими неисправностями. Установить при ­ чину неисправности и устранить ее может лишь тот, кто отлично изучил материальную часть при ­ бора и получил необходимый опыт в работе. Во время войны на корабле «Н» остановился вендемотор и вышла из строя следящая система гиро ­ компаса. Штурманский электрик старшина 1 статьи Харитонов, не выключая гирокомпаса, быстро произвел перебэрку вендемотора, и гирокомпас снова стал действо ­ вать. Но, наряду с хорошими штур ­ манскими электриками, у нас есть еще специалисты, которые слабо знают приборы. Стоит появиться какой-нибудь неисправности, как они уже теряются и вызывают мастеров из гидроотдела. И быва ­ ет, что мастера идут устранять мел ­ кую неисправность прибора, кото ­ рую без особых трудностей может устранить каждый подготовлен ­ ный штурманский электрик. Так, на корабле «Н> штурманский электрик Киреев долго не запустить гирокомпас, вызван мастер. Оказалось, на станции гирокомпаса перегорел один из предохранителей, а штур ­ манский электрик обнаружить этого не сумел. Для того, чтобы стать хорошим специалистом и уверенно об ­ служивать гирокомпасы, штурман­ скому электрику необходимо пов ­ седневно работать над изучением мог Был что материальной части приборов, участвовать в ремонте приборов в мастерской. Здесь штурманский электрик, ' проследив порядок сборки и разборки прибора, изу ­ чит его устройство и получит : подробные ответы на все интере ­ сующие его вопросы. Это прак ­ тиковали во время войны многие штурманские электрики. Сейчас необходимо возродить этот хоро ­ ший обычай. В заключение я хочу обратить внимание на необходимость глу ­ бокого изучения теории гироком ­ паса. Некоторые штурманские электрики считают, что для об ­ служивания гирокомпаса не обя ­ зательно хорошо знать теорию .. его работы, что для . этого доста ­ точно приобрести лишь некоторый опыт. Это глубоко ошибочное мнение. У нас были штурманские элек ­ трики, которые приобрели некото ­ рый практический опыт в эксплоа- тацни прибора, но не имели до ­ статочных теоретических знаний. Они, как правило, уверенно чув ­ ствовали себя и быстро устраняли лишь те неисправности, которые встречались у них ранее. Когца же возникали новые неисправно ­ сти, незнакомые им, они терялись и оставляли прибор бездействую-» щим до прихода специалиста. Для специалиста, который имеет опыт в работе и знает теорию гироком ­ паса, нетрудно отыскать и уста ­ новить причину любой неисправ ­ ности. Поэтому каждому штурман ­ скому электрику, наряду с изу- . чением материальной части, сле ­ дует особое внимание обращать и на изучение теории. Инженер-майор С. МАТВЕЕВ. А А -ъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz