Краснофлотец. 1946 год. Июль.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ 2 июля 1946 г., № 152 (2538) 4 Команды передавать громко и точно Когда корабль вышел в море, краснофлотец Векслер нес вахту у телефона, связывавшего команд ный (пункт с артиллеристами. В походе должны были состояться стрельбы, и поэтому артиллеристы усиленно тренировались в теле фонных передачах.' Векслер снача ла внимательно относился к репе- тованию команд, но лотом решил, что дело это немудреное и напря гать свои нервы не стоит. Он не брежно посматривал по сторонам, и мысли его были заняты посторон ними делами. • — Курсовой 110, — послыша лось в наушниках. ( ’ Но Векслер плохо расслышал и вместо «курсовой 110» передал на орудия «курсовой 10». Наводчики навели орудия совершенно не ту да, куда следовало. Ясно, что если бы такой случай произошел во время стрельбы, ар тиллеристы получили бы неудов летворительную оценку. Каждому моряку известно, что как будет подана команда, так ее и исполнят. Поэтому все команды должны подаваться строго по опре деленной форме', * громко, лаконично и ясно. Особенно четким команд ным языком обязаны обладать артиллеристы. Ведь в артиллерий ском бою время измеряется секун дами,. и малейшая задержка сра зу же скажется на исходе боя. Чаще всего с командными сло вами приходится иметь дело командирам орудийных расчетов и телефонистам, обеспечивающим связь командных постов с орудия ми. Все ли в поряке в этой области у старшин и телефонистов БЧ-2 корабля «Н»? Среда командиров расчетов мно го молодых старшин, не имеющих навыков и опыта командования. Взять хотя бы старшину 2 ста тьи Кондрашева. Известно, что от того, как подаются к ору диям снаряды, зависит результат стрельбы. Кондрашев не уяснил этой истины. Комавды оя подает, длинно и непонятно. Много суетит ся, старается даже сам показать подчиненным, как надо выполнять ту или иную команду, ж> проку от этого мало. Стоит только Кондра шеву подать очередную команду, как краснофлотцы опять не зна ют, как же ее выполнять, ж все это потому, что старшина не овладел командным языком. Чем можно объяснить, что Кондрашев не овла дел командным языком? Нежела нием учиться. Отделением он командует только во время боевых учений. Постоянная его должность — кладовщик. В часы повседнев ной боевой подготовки Кондра шева не увидишь занимающимся, хотя свободного времени у него хоть отбавляй. Не использует Кон драшев для учебы и боевые уче ния, он сам не учится командовать и подчиненных немногому на учил. В большинстве случаев он действует «на авоськ — Я приходящий, — рассуж дает он, — сегодня командую, а завтра занимаюсь другим делом. Чего же мне стараться? Да и война кончилась. Неправильное И вредное рас суждение! Высказывая свои мыс ли о мирной учебе, флотоводец адмирал Макаров гово рил: «Хочу верить, что все от адмира до новобранца, даже во сне будут заняты одной мыслью: I о наилучшей подготовке себя и своей части к бою». Таким, как Кондрашев, следует твердо запом нить эти мудрые слова. Ответственная роль при стрель бе ложится на телефонистов. На-днях в походе телефонисты одного из ' подразделений БЧ-2 вместо команды: «Цель — курсовой 130, правый борт», отрепетовали команду: - «Цель — курсовой 130, левый борт». В этом же подразделении во вре мя учений телефонисты частенько занимаются посторонними разгово рами, отвлекаясь своих служебных Так, краснофлотец невнимательности перепутал не-^АВорт корабля («Ф». бклмькб комавд во время сдачи учебно-боевой задачи. В результа те связь с боевыми постами была прервана. В другом шадразделении также не вое в порядке. Тренировки с телефонистами здесь проводятся нерегулярно — только во время бое вых учетий. В планах боевой под готовки связистам не отводят время. Старшина 2 статьи Ореш кин, отвечающий за работу связи стов, меньше всего думает о тре нировках. Краснофлотец Мирошин обслу живает телефон командного пунк та. Телефонистом он работает вто рой год, но команды (перадаваггь еще не научился. Передает их хотя громко, но невнятно, часто путает. Бывали случаи, что вместо команды «дробь» он передавал «залп». Из-за такой «работы» Мирошина тренировки орудийных расчетов нередко срываются. Не правильно, с искажениями пере дает он и доклады с орудия на командный пункт. * Обучение связистов в БЧ-2 налажено только в подразделении старшего лейтенанта * Середнева. знаменитый I Старший краснофлотец Моргун, ' отвечающий за обучение телефони стов, часто тренирует их в пра вильной подаче командных слов. Здесь телефонисты обыкновенно проводят «немые» стрельбы. На боевых постах в это время, кроме них, никого нет. Они тренируются в передаче всех команд, которые встречаются при стрельбе. Эти тренировки приносят очень боль шую пользу. Такне телефонисты, как Будкин, уже обладают хоро шим командным языком. За период летних плаваний командирам орудии и телефони стам, а также другим специали стам, нужно ботать свой командный добиться такого положения, что бы команды передавались быстро и были короткими и ясными. А. БОДРОВ. всесторонне отра- язык, от исполни обязанностей. Мальцев из-за гтя: Вахта у гирокомпаса Гирокомпас является одним из основных приборов штурманского вооружения кораблей. За сравни тельно короткое время он получил широкое распространение как на боевых, так и на торговых ко раблях. Гирокомпас обладает сложным и, если так можно выразиться, капризным устройством, которое требует от обслуживающего пер сонала больших знаний, практиче ского опыта и аккуратности. На • многих кораблях нашего флота в течение длительных по ходов гирокомпасы не прекращали своей работы лялись после ко благодаря материальной электриками. Для обеспечения хорошей рабо ты гирокомпаса штурманскому электрику необходимо в совер шенстве знать прибор и точно выполнять целый комплекс меро приятий, которые изложены в специальных инструкциях и на ставлениях. Одним из основных условий безупречной работы любого гиро компаса является содержание его в надлежащей чистоте и сухом состоянии. Штурманские электри ки повседневно должны проверять весь комплект гирокомпаса и про изводить тщательную чистку, не допуская скопления пыли, грязи и влаги. Небрежность ведет к за грязнению прибора., коррозии и понижению изоляции отдельных или быстро ислрав- повреждения, толь- отличному знанию части штурманскими узлов и выходу из стоя компаса. Опыт показывает, что штурманские электрики гиро- не все доста точно серьезно относятся к своей работе. Были случаи, когда от дельные детали гирокомпаса дли тельное время не проверялись и находились в запущенном состоя нии. Из-за этого гирокомпас ра- ботал ненадежно, ' Для обеспечения надежной ра боты гирбкомпаса необходимо поддерживать хорошую изоляцию его проводки. Штурманский элек трик обязан систематически заме рять сопротивление изоляции проводки гирокомпаса. Обнару жив низкую изоляцию, необходи мо сразу же просушить или заме нить соответствующий кабель. Понижение изоляции того или иного проводника схемы гиро компаса, которое не было во-вре- мя обнаружено и устранено, мо жет привести к полному пробою изоляции данного проводника, а также других проводников схемы гирокомпаса и, следовательно, к выходу из строя какого-либо узла или всего прибора в целом. Штурманский электрик должен все время контролировать работу синхронной передачи гирокомпаса, проверять согласование репитеров с основным компасом. Однако это элементарное требование не всеми штурманскими электриками вы полняется в должной мере. Не редко случается так, что из-за халатности штурманского электри ка рассогласование репитеров с , > На вахте молодой акустик Катеру предстояло учение. Ко- мавднр отделения акустиков стар шина 2 статьи Бессонов задолго до выхода начал усиленно трениро вать своих подчиненных. ... Лодка погрузилась. Учение началось. Первые две атаки провел коман дир отделения. Он действовал быстро и ужело. За акустический штурвал сел молодой краснофлотец Архангель ский. В наушниках были слышны хаотически переплетавшиеся зву ки. Но молодой акустик не расте- рялся. На ходовой мостик посту пали четкие, обстоятельные док лады. 4 Прозвучал ревун боевой трево ги. Лодка « противника», маневри руя, пыталась оторваться от пре следовавшего ее « окупим ». Од нако молодой акустик был на чеку. 4 Наступила решительная мину та атаки. Катер над лодкой. Бом бы полетели вниз. Результат точ ной атаки оказался отличным. Лодка «потоплена». Н. ТИХОНОВИЧ. Бывалый Во Всех боевых походах крас- нюянаменной подводной лодки при нимал участие моторист Николай Гейзе. Одналады лодка находилась да леко от базы на позиции. У одного дизеля лопнула крышка цилин дра и произошел задир поршня. Уходить в базу нельзя было. Гейзе сказал: — Мы сделаем ремонт здесь, нэ уходя с позиции. Лодка ушла на глубину, и мото- ,ристы приступили к работе. В подводном положении много ча- ■ I I мЫ подводник сов трудились мотористы и пов реждение исправили. Теперь, в период мирной учебы, * Гейзе весь свой опыт умело (пере дает молодым краснофлотцам. Его ученик Михаил Иванов сейчас уже сам старшина группы мотористов, краснофлотцы Вербиц. кий и Гршцук стали хорошими мотористами. Недавно сдали эк замен на штатных специалистов краснофлотцы Рябчиков и Проход - реп ко. Старшина 2 статьи И. ЛАРИН. Нет пособий для занятий ’ ская, которая обязана обеспечи вать нас этими пособиями. Но здесь такими «мелочами» не за нимаются, хотя возможности для изготовления принадлежностей имеются. Даже оружие, сданное В ремонт этой мастерской, лежит по нескольку месяцев. Пора бы офицеру Никуличеву, * возглавляющему мастерскую^ всерьез заняться этим делом. Майор Я. СЕМЕНОВ. А Каждому ясно, как велико зна чение материального обеспечения занятий учебной техникой, при борами и т. д. Однако этого не по няли в нашем соединении люди, отвечающие <за столь важное дело. Возьмем, обеспечении приборами и ортоскопами ними мушками, станками. Этих приборов у нас почему-то нет. А ведь в соединении есть мастер- 7 например, вопрос об занятий учебными принадлежностями — {диафрагмами, показ- Площадка есть, а мяча нет сетка', нехватает только одного — мяча. Об устройстве городков вообще никто не позаботился. Парторг подразделения сержант * Сальников и комсорг Воронин не принимают никаких мер. Старшина А. ФОМИЧЕВ. Лото уже началось. Так и тянет на воздух поиграть в футбол, во лейбол, в городки. Одаако ничем пз этих видов спорта не могут за няться краснофлотцы нашего под разделения. Правая, у нас имеется волейбольная площадка, есть и основным компасом долгое время остается незамеченным, и вслед ствие этого корабль идет по непра вильному курсу. Когда штурманский электрик обнаружил рассогласование репи теров, он должен прежде всего установить причину. Чаще всего рассогласование происходит из-за нарушения изоляции проводки, механических заеданий в репите рах, потери контакта в линии питания репитеров и т. д. Если негюзможко быстро установить причину рассогласования, тогда неисправный репитер или провод ку следует отключить от схемы гирокомпаса. Обслуживая гирокомпас типа Аншютц, штурманским электрикам особое внимание следует обра щать на сохранение постоянной температуры поддерживающей жидкости. От этого во многом будет зависеть продолжитель ность и надежность работы гиро сферы. Особенно опасен перегрев поддерживающей жидкости, ибо он может привести к выходу Т13 строя гиросферы или же значи тельному уменьшению срока ее службы. За температурой под держивающей жидкости во время работы гирокомпаса штурманский электрик обязан следить постоян но. Большую услугу ему в этом отношении может оказать сигналь ная система гирокомпаса, которую всегда следует держать в исправ ном состоянии. В практике эксплоатации гиро компасов типа Сперри часто бы вают случаи появления перемен ной поправки. Она возникает в результате загрязнения подшип ника' лапы ртутных сосудов, гори- . зонтальных и вертикальных под шипников чувствительного элемен та и т. п. Штурманским электрикам при ходится встречаться со многими неисправностями. Установить при чину неисправности и устранить ее может лишь тот, кто отлично изучил материальную часть при бора и получил необходимый опыт в работе. Во время войны на корабле «Н» остановился вендемотор и вышла из строя следящая система гиро компаса. Штурманский электрик старшина 1 статьи Харитонов, не выключая гирокомпаса, быстро произвел перебэрку вендемотора, и гирокомпас снова стал действо вать. Но, наряду с хорошими штур манскими электриками, у нас есть еще специалисты, которые слабо знают приборы. Стоит появиться какой-нибудь неисправности, как они уже теряются и вызывают мастеров из гидроотдела. И быва ет, что мастера идут устранять мел кую неисправность прибора, кото рую без особых трудностей может устранить каждый подготовлен ный штурманский электрик. Так, на корабле «Н> штурманский электрик Киреев долго не запустить гирокомпас, вызван мастер. Оказалось, на станции гирокомпаса перегорел один из предохранителей, а штур манский электрик обнаружить этого не сумел. Для того, чтобы стать хорошим специалистом и уверенно об служивать гирокомпасы, штурман скому электрику необходимо пов седневно работать над изучением мог Был что материальной части приборов, участвовать в ремонте приборов в мастерской. Здесь штурманский электрик, ' проследив порядок сборки и разборки прибора, изу чит его устройство и получит : подробные ответы на все интере сующие его вопросы. Это прак тиковали во время войны многие штурманские электрики. Сейчас необходимо возродить этот хоро ший обычай. В заключение я хочу обратить внимание на необходимость глу бокого изучения теории гироком паса. Некоторые штурманские электрики считают, что для об служивания гирокомпаса не обя зательно хорошо знать теорию .. его работы, что для . этого доста точно приобрести лишь некоторый опыт. Это глубоко ошибочное мнение. У нас были штурманские элек трики, которые приобрели некото рый практический опыт в эксплоа- тацни прибора, но не имели до статочных теоретических знаний. Они, как правило, уверенно чув ствовали себя и быстро устраняли лишь те неисправности, которые встречались у них ранее. Когца же возникали новые неисправно сти, незнакомые им, они терялись и оставляли прибор бездействую-» щим до прихода специалиста. Для специалиста, который имеет опыт в работе и знает теорию гироком паса, нетрудно отыскать и уста новить причину любой неисправ ности. Поэтому каждому штурман скому электрику, наряду с изу- . чением материальной части, сле дует особое внимание обращать и на изучение теории. Инженер-майор С. МАТВЕЕВ. А А -ъ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz