Краснофлотец. 1946 год. Июль.
2 КРАСНОФЛОТЕЦ 6 июля 1946 г.. № 156 (2542) ✓ Из боевого опыта На горизонтальных рулях 1. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ГОРИЗОНТАЛЫЦИКА Специальность рулевого гори- зонтальщика на подводной лодке, пожалуй, одна из наиболее слож ных и ответственных. Особенно это сказывается во время торпед ных атак. Успешный исход атаки зависят от действия многих людей. Но каждому подводнику ясно, что успех атаки в значительной степе ни решает боцман. Одно неточное движение, и лодка выскочит на поверхность и подставит себя под удар. Так и произошло с одной из на ших североморских лодок в нача ле войны. Она успешно сманеври ровала и вышла в атаку. Но в то мгновение, когда атака была уже близка к завершению. из-з а не достаточной опытности горизон- тальщика лодка выскочила на по верхность, оголив рубку. Ее сразу же обнаружили, и от атаки приш лось отказаться. Хорошим горизонтальщиком стать непросто, нужны большая практика, опыт. Вот почему учеб ные погружения и всплытия в про цессе боевой подготовки должны устраиваться возможно чаще. Они- то и вырабатывают то особое чув ство горизонталыцика, которое мы называем «чувством лодки», ког да словно сливаешься с корпусом корабля в одно целое, ощущаешь каждое его движение, колебание, как свое собственное. Очень важно также умение «удиферентовать» себя, т. е. при вести нервы в полное спокойствие, чтобы каждое движение рук было ро'-нчм. плавным, без рывков. Необходимо знать особенности своего корабля и, в частности, как он слушается рулей. Вахта на горизонтальных рулях требует огромного напряжения нервной системы, постоянного не ослабного внимания, а также и большой -физической выносливос ти. В войну у нас были таки^ слу чаи. Стоит горизонталыцик на ру лях. Лодка ведет себя хорошо, гс° идет нормально. Человек ус покаивается и ослабляет внимание, а те - г временем лодка теряет ру- легэй диферент и приходится пе рекладывать рули лишний раз. Поэтому горизонтальщик должен ни на мгновение не ослаблять вни мание. не отвлекаться посторонни ми разговорами и мыслями. Нуж но непрерывное наблюдение за приборами. Помню, в одном из боевых по- . ходов нашей лодки нам долго 7* у попадалась добыча. Командир решил не ждать врага, а нттн ис кать его. На перископной глубине мы стали обшаривать один фиорд ' противника/за другим. 12 часов ходили мы по фиордам, пока не добились своего — нашли против ника и потопили. Все 12 часов я бессменно стоял на горизонталь ных рулях. Признаюсь, было тя жело, но хорошая морская закал ка помогла выдержать. 2. О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ Вяренцово море — бурное. Вол на здесь гораздо больше и выше, чем на других морях. Когда всплываешь под перископ, управ лять лодкой трудно. Дело ’ услож няется еще тем, что удельный вес воды в открытом море один, а у побеоежьц другой, ибо здесь примешивается много пресной во ды. Удельный вес также различен у теплых и холодных потоков во ды. Все это сказывается на уп равлении лодкой. Бывали у нас < Перед подразделением зенитчи ков старшего лейтенанта Пестель была поставлена задача: организо вать противовоздушную оборону. Личный состав, в ходе подго товки к стрельбе старался так ор ганизовать ведение огня, чтобы стрельба была наиболее эффектив ной. Орудия должны были дать предельную скорострельность. Тщательно были проверены зна-, случаи, когда лодка вдруг плохо шла на глубину или. наоборот, внезапно проваливалась. Надо также учитывать, как идет корабль относительно волны: если против нее, держи неболь * шой диферент на нос, если по вол не — то диферент на нос следует держать больше, так как накат волны сажает корму. У рулевого горизонталыцика имеется три наиболее ответствен ных момента: это — выход в атаку, торпедный залп и срочное погружение. Как уже я упоминал выше, успех торпедной атаки во многом опре деляет четкая, безукоризненная ра бота боцмана. В это время быва ют и циркуляции и изменения хо да. Ведь лодк а маневрирует, вы бирая наивыгоднейший угол. Тут надо обращать особое внимание на положение пера руля и быть го товым немедленно перейти с элек трического управления на ручное. В эти мгновения внимание ' руле вого должно быть напряжено, как струна, . натянутая до предела. Иначе атака сорвется. Напряжение рулевого достигает своего наивысшего пункта в кон це атаки — при торпедном залпе. Он заставляет содрогнуться ко рабль, и страшная сила стремится выбросить облегченную лодку на поверхность. Много умения и сно ровки должен приложить горизон- ’ тэльщик, чтобы преодолеть эту колоссальную силу и не позволить ей выбросить лодку. Лодке в боевой обстановке час то приходится срочно погруж 4 Ь- ся. Надо иметь в виду, что не всег да в таких случаях есть возмож ность поддиферентоваться и по этому, не зная точно, какова пло- вучесть лодки, горизонталыцик должен быть особенно чувстви тельным. Срочное погружение, как пра вило, происходит на полном ходу и с порядочным днферентом на нос. Придя на глубину, командир уменьшает ход. В,это время ’ гори- зонтальщик должен почувствовать, какова пловучесть своей лодки, и не допускать дальнейшего погру жения. Большие глубины нашего моря требуют, от нас особой сно ровки и высокой выучки. Однажды Н-ская лодка шла в надводном положении. Была низ кая облачность. Немецкий само лёт вырвался из-за туч внезапно. Вахтенный командир скомандовал; — Срочное погружение! С мостика молниеносно ьсе скатились вниз, и лодка прова- ’ лилась на глубину прежде, чем самолет лег .на боевой, курс и сбросил бомбы. Сказалась высо кая выучка горизонталыцика. 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — ОСНОВА УСПЕХА Для большего успеха и гибко сти горизонталыцик обязан рабо тать в полном взаимодействии с инженер-механиком лодки. Отсутствие такого взаимодей ствия ведет к серьезным послед ствиям. На одной из северомор ских лодок был такой случай. Да леко у вражеских берегов коман дир приказал всплыть под перис коп для осмотра горизонта. На море была волна 5 — 6 баллов. На рулях стоял малоопытный млад ший командир. Он не представ лял себе, каково влияние волны на поведение корабля, и, когда лодка пришла на перископную глубину, почувствовал, что удержать ее не сможет. Волна выбросила подвод ный корабль наверх. И вместо того, чтобы немедленно доложить об этом инженер-механику, он С ПЕРВОГО ЗАЛПА ния инструкций, материальной части и подготовленность расчетов. Наконец, наступил долгождан ный день стрельбы. Самолет с ко нусом шел на заданной высоте. Прозвучал сиплая боевой тревоги. Первым же залпом конус был накрыт. Грохочут последующие залпы, и разрывы ложатся точно вокруг конуса. .. растерялся. Подводная лодка ока залась на виду неприятельского поста наблюдения и она подверг лась бомбежке. Если бы горизон талыцик во-время доложил, меха ник добавил бы балласт в уров- нительную цистерну и всплытия не произошло. 4. ДОВЕРЯЯ, ПРОВЕРЯЙ Отдельные горизонталыцики, не известно по каким причинам, с не доверием относятся иногда к при борам. «Не доверяют», в частно сти. механическому диферентомет- ру. Считают более точным пузырь ковый. Практика показала ошибоч ность такого мнения. Пузырьковый диферентометр очень точный прибор, но пузырек в нем меняется в зависимости от температуры в лодке. Это и за трудняет определение диферента по шкале. Механические диферентометры имеют крупную разбивку градусов на шкале и хорошо заметную стрелку, точно указывающую де ления. Благодаря этому рулевой быстрее и точнее определяет ди ферент. Во время бомбежек следует постоянно контролировать показа ния приборов, сравнивая их друг с другом. Так однажды после жестокой бомбёжки один глуби- нометр вышел у нас из строя и давал неправильные показания. Стоящий на вахте рулевой сосре доточил внимание только на нем, не обращая внимания на второй глубинометр. Проходя случайно через центральный пост, я обна ружил эту ошибку. На самом де ле лодка бь>? -о раз до глубже, чем показкмл испортившийся прибор. Глубин я была близкой к предельной. А на лодке в это время производили перезарядку аппаратов. Момент был очень опасный. Лодка могла провалить ся и ее раздавило бы. Поэтому нельзя сосредотачи вать внимание только на одном приборе. Надо все время сверять ся с дублирующими. Можно слышать от некоторых горизенталыциков. что, если вый дут из строя электрические ука затели перекладки горизонтальных рулей, а сами рули хотя и будут действовать, все равно лодкой управлять невозможно. Это рас суждение опровергает такой факт. Лодка находилась на глубине. Электрические указатели перек ладки горизонтальных рулей вы шли из строя. Но подводники не растерялись. Они установили го лосовую связь и сообщали из кор мового отсека показания перек ладки рулей с механического ука зателя. Лодка управлялась таким образом, пока не исправили пов реждения. В основу обучения горизонталь- щиков нужно положить богатый боевой опыт. В трудные годы вой ны. совершая боевые походы, мы ни на минуту не прерывали учебы и самосовершенствования. А сей час. обучая молодых горизонталь * щиков, надо их как можно меньше опекать, больше предоставлять им самостоятельности. Опека, порож дает у молодых горизонталью иков неуверенность в своих силах и умении, рождает боязнь само стоятельной вахты. Им надо пое- доставлять возможность трениро ваться в любых условиях, в самой сложной обстановке. . Когда выходишь в море, надо распределять рулевых с таким рас четом, чтобы каждый из них имел возможность работать в смене са мостоятельно. Мичман Д. ВАСИЛЬЕВ. В этой стрельбе особенно отли чились орудийные расчеты млад шего сержанта Рыжкова и стар шего краснофлотца Вересова. От лично работали замковые старшие краснофлотцы Постников, Коргин, краснофлотцы Куличков, Рыжиков. Всем им за хорошую стрельбу.' командир части вынес благодар ность. Лейтенант Г. НЕСТЕРОВ. , 4 На учениях в море краснофло тец М. Выдрин 1'мело обслуживал на походе рулевую машину. Фото Р. Диамент. 1 ■ ■ - - ----------- — ----------------- - - - ------------------- 2 ...................... — Сверхсрочник Миронов Заслуженным авторитетом и уважением пользуется иа одном из североморских тральщиков сверх срочник старшина 1 статьи Ми ронов. Огромным боевым опытом и безукоризненным званием сво его дела снискал старшина П)УП- пы минеров любовь своих подчи ненных. У него за плечами боль шой боевой путь от рядового ми нера до передового старшины иод. разделения. Службу в Военно . Морском Флоте Миронов начал в 1940 году на Тихом океане. В учениях и по ходах незаметно летело время. С первых дней войны Миронов подал рапорт о посылке его на сухопутный фронт. Тральщик, на котором стал воевать Миронов, сопровождал караваны союзников, охотился за подводными лодками. Миронову довелось принять непос редственное участие в потоплении подводной лодки. Боевой успех на полнил радостью сердце моряка., Вручение значков „Отличный артиллерист" бойцы подразделения краснофлот цы Кузьмин, Савенков, Сафонов. Многим краснофлотцам были вы несены благодарности и поощре^Ъ ния. Б. КАРПОВ. / В день годовщины Н-ского под разделения зенитчиков старший лейтенант Крячко вручил отлич никам боевой и политической под готовки значки «Отличный артил. лерист». В числе награжденных лучшие На спортплощадке В. вашем подразделении имеется хорошая спортивная площадка, оборудованная краснофлотцами. Старший краснофлотец Токарев исправил брусья, построил поло су препятствий и забор. Под ру ководством краснофлотца Бурако ва была расчищена волейбольная площадка. Теперь спортивная площадка .является самым оживленным мес Молодой боцман Два года назад в группу руле вых нашей подводной лодки при был молодой краснофлотец Нико лай 'Шабаев. С первых жо дней он стал лю бимцем экипажа. Веселый и чест ный характер располагал к нему всех краснофлотцев и старшин. За короткий срок Шабаев изу чил и сдал с оценкой «отлично» устройство корабля. Видя успехи новичка, боцман старшина 1 статьи Щербуков подготовил его к несению самостоятельной вахты. Когда лодка вышла в открытое мо ре на отработку очередной задачщ Шабаев, несмотря на штормовую погоду, отлично стоял на рулях. После похода командир корабля об ’ явпл ему благодарность. Когда Миронов узнал, что флоту нужны квалифицированные кадры, оа одним из первых на корабле подал рапорт об оставлении его на сверхсрочную службу. В ра * порте он писал: «Учитывая важность могучего Военно-Морского Флота в защите Отечества, прошу зачислить меня на сверхсрочную службу. Прило жу все силы и знания для укреп- ления родного флота». Желание моряка-патриота ло исполнено. ЯЖ За безупречную службу и ста рательное отношение к своим обя занностям старшина 1 статьи Миронов имеет 22 поощрения ко мандования и ни одного взыска ния. Родина высоко оценила заслуги отважного моряка, наградив его орденами Красного Знамени и Красной Звезды и тремя боевы ми -медалями. Н. БОРИСОВ. том на территории подразделения. Турник, брусья, штаига привле кают сада краснофлотцев, жела ющих заняться апортом. Комсорг подразделения старший красно флотец Бычков оргашзовал волей больные команды и проводит с ни ми систематические тренировки. Г. СЕРГЕЕВ. Однажды боцман вызвал Ша- баева и сказал ему, что хочет сделать его командиром отделения. Боцман не ошибся в своем уче нике. Молодой рулевой стая отличным воспитателем подчинен ных. Через несколько месяцев он был назначен боцманом. Ему при своили звание старшины 2 статьи. Сейчас он умело справляется со сложной и ответственной рабо той боцмана подводной лодки. Так за короткий срок из рядового краснофлотца Николай Шабаев стал отличным подводником — ! мастером своего дела, боцманом. С. ПАРФЕНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz