Краснофлотец. 1946 год. Июль.

2 КРАСНОФЛОТЕЦ 6 июля 1946 г.. № 156 (2542) ✓ Из боевого опыта На горизонтальных рулях 1. ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ГОРИЗОНТАЛЫЦИКА Специальность рулевого гори- зонтальщика на подводной лодке, пожалуй, одна из наиболее слож ­ ных и ответственных. Особенно это сказывается во время торпед ­ ных атак. Успешный исход атаки зависят от действия многих людей. Но каждому подводнику ясно, что успех атаки в значительной степе ­ ни решает боцман. Одно неточное движение, и лодка выскочит на поверхность и подставит себя под удар. Так и произошло с одной из на ­ ших североморских лодок в нача ­ ле войны. Она успешно сманеври ­ ровала и вышла в атаку. Но в то мгновение, когда атака была уже близка к завершению. из-з а не ­ достаточной опытности горизон- тальщика лодка выскочила на по ­ верхность, оголив рубку. Ее сразу же обнаружили, и от атаки приш ­ лось отказаться. Хорошим горизонтальщиком стать непросто, нужны большая практика, опыт. Вот почему учеб ­ ные погружения и всплытия в про ­ цессе боевой подготовки должны устраиваться возможно чаще. Они- то и вырабатывают то особое чув ­ ство горизонталыцика, которое мы называем «чувством лодки», ког ­ да словно сливаешься с корпусом корабля в одно целое, ощущаешь каждое его движение, колебание, как свое собственное. Очень важно также умение «удиферентовать» себя, т. е. при ­ вести нервы в полное спокойствие, чтобы каждое движение рук было ро'-нчм. плавным, без рывков. Необходимо знать особенности своего корабля и, в частности, как он слушается рулей. Вахта на горизонтальных рулях требует огромного напряжения нервной системы, постоянного не ­ ослабного внимания, а также и большой -физической выносливос­ ти. В войну у нас были таки^ слу ­ чаи. Стоит горизонталыцик на ру ­ лях. Лодка ведет себя хорошо, гс° идет нормально. Человек ус ­ покаивается и ослабляет внимание, а те - г временем лодка теряет ру- легэй диферент и приходится пе ­ рекладывать рули лишний раз. Поэтому горизонтальщик должен ни на мгновение не ослаблять вни ­ мание. не отвлекаться посторонни ­ ми разговорами и мыслями. Нуж ­ но непрерывное наблюдение за приборами. Помню, в одном из боевых по- . ходов нашей лодки нам долго 7* у попадалась добыча. Командир решил не ждать врага, а нттн ис ­ кать его. На перископной глубине мы стали обшаривать один фиорд ' противника/за другим. 12 часов ходили мы по фиордам, пока не добились своего — нашли против ­ ника и потопили. Все 12 часов я бессменно стоял на горизонталь ­ ных рулях. Признаюсь, было тя ­ жело, но хорошая морская закал ­ ка помогла выдержать. 2. О ЧЕМ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ Вяренцово море — бурное. Вол ­ на здесь гораздо больше и выше, чем на других морях. Когда всплываешь под перископ, управ ­ лять лодкой трудно. Дело ’ услож ­ няется еще тем, что удельный вес воды в открытом море один, а у побеоежьц другой, ибо здесь примешивается много пресной во ­ ды. Удельный вес также различен у теплых и холодных потоков во ­ ды. Все это сказывается на уп ­ равлении лодкой. Бывали у нас < Перед подразделением зенитчи ­ ков старшего лейтенанта Пестель была поставлена задача: организо ­ вать противовоздушную оборону. Личный состав, в ходе подго ­ товки к стрельбе старался так ор ­ ганизовать ведение огня, чтобы стрельба была наиболее эффектив ­ ной. Орудия должны были дать предельную скорострельность. Тщательно были проверены зна-, случаи, когда лодка вдруг плохо шла на глубину или. наоборот, внезапно проваливалась. Надо также учитывать, как идет корабль относительно волны: если против нее, держи неболь * шой диферент на нос, если по вол ­ не — то диферент на нос следует держать больше, так как накат волны сажает корму. У рулевого горизонталыцика имеется три наиболее ответствен ­ ных момента: это — выход в атаку, торпедный залп и срочное погружение. Как уже я упоминал выше, успех торпедной атаки во многом опре ­ деляет четкая, безукоризненная ра ­ бота боцмана. В это время быва ­ ют и циркуляции и изменения хо ­ да. Ведь лодк а маневрирует, вы ­ бирая наивыгоднейший угол. Тут надо обращать особое внимание на положение пера руля и быть го ­ товым немедленно перейти с элек ­ трического управления на ручное. В эти мгновения внимание ' руле ­ вого должно быть напряжено, как струна, . натянутая до предела. Иначе атака сорвется. Напряжение рулевого достигает своего наивысшего пункта в кон ­ це атаки — при торпедном залпе. Он заставляет содрогнуться ко ­ рабль, и страшная сила стремится выбросить облегченную лодку на поверхность. Много умения и сно ­ ровки должен приложить горизон- ’ тэльщик, чтобы преодолеть эту колоссальную силу и не позволить ей выбросить лодку. Лодке в боевой обстановке час ­ то приходится срочно погруж 4 Ь- ся. Надо иметь в виду, что не всег ­ да в таких случаях есть возмож ­ ность поддиферентоваться и по ­ этому, не зная точно, какова пло- вучесть лодки, горизонталыцик должен быть особенно чувстви ­ тельным. Срочное погружение, как пра ­ вило, происходит на полном ходу и с порядочным днферентом на нос. Придя на глубину, командир уменьшает ход. В,это время ’ гори- зонтальщик должен почувствовать, какова пловучесть своей лодки, и не допускать дальнейшего погру ­ жения. Большие глубины нашего моря требуют, от нас особой сно ­ ровки и высокой выучки. Однажды Н-ская лодка шла в надводном положении. Была низ ­ кая облачность. Немецкий само ­ лёт вырвался из-за туч внезапно. Вахтенный командир скомандовал; — Срочное погружение! С мостика молниеносно ьсе скатились вниз, и лодка прова- ’ лилась на глубину прежде, чем самолет лег .на боевой, курс и сбросил бомбы. Сказалась высо ­ кая выучка горизонталыцика. 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — ОСНОВА УСПЕХА Для большего успеха и гибко ­ сти горизонталыцик обязан рабо ­ тать в полном взаимодействии с инженер-механиком лодки. Отсутствие такого взаимодей ­ ствия ведет к серьезным послед ­ ствиям. На одной из северомор ­ ских лодок был такой случай. Да ­ леко у вражеских берегов коман ­ дир приказал всплыть под перис ­ коп для осмотра горизонта. На море была волна 5 — 6 баллов. На рулях стоял малоопытный млад ­ ший командир. Он не представ ­ лял себе, каково влияние волны на поведение корабля, и, когда лодка пришла на перископную глубину, почувствовал, что удержать ее не сможет. Волна выбросила подвод ­ ный корабль наверх. И вместо того, чтобы немедленно доложить об этом инженер-механику, он С ПЕРВОГО ЗАЛПА ния инструкций, материальной части и подготовленность расчетов. Наконец, наступил долгождан ­ ный день стрельбы. Самолет с ко ­ нусом шел на заданной высоте. Прозвучал сиплая боевой тревоги. Первым же залпом конус был накрыт. Грохочут последующие залпы, и разрывы ложатся точно вокруг конуса. .. растерялся. Подводная лодка ока ­ залась на виду неприятельского поста наблюдения и она подверг ­ лась бомбежке. Если бы горизон ­ талыцик во-время доложил, меха ­ ник добавил бы балласт в уров- нительную цистерну и всплытия не произошло. 4. ДОВЕРЯЯ, ПРОВЕРЯЙ Отдельные горизонталыцики, не ­ известно по каким причинам, с не ­ доверием относятся иногда к при ­ борам. «Не доверяют», в частно ­ сти. механическому диферентомет- ру. Считают более точным пузырь ­ ковый. Практика показала ошибоч ­ ность такого мнения. Пузырьковый диферентометр очень точный прибор, но пузырек в нем меняется в зависимости от температуры в лодке. Это и за ­ трудняет определение диферента по шкале. Механические диферентометры имеют крупную разбивку градусов на шкале и хорошо заметную стрелку, точно указывающую де ­ ления. Благодаря этому рулевой быстрее и точнее определяет ди ­ ферент. Во время бомбежек следует постоянно контролировать показа ­ ния приборов, сравнивая их друг с другом. Так однажды после жестокой бомбёжки один глуби- нометр вышел у нас из строя и давал неправильные показания. Стоящий на вахте рулевой сосре ­ доточил внимание только на нем, не обращая внимания на второй глубинометр. Проходя случайно через центральный пост, я обна ­ ружил эту ошибку. На самом де ­ ле лодка бь>? -о раз до глубже, чем показкмл испортившийся прибор. Глубин я была близкой к предельной. А на лодке в это время производили перезарядку аппаратов. Момент был очень опасный. Лодка могла провалить ­ ся и ее раздавило бы. Поэтому нельзя сосредотачи ­ вать внимание только на одном приборе. Надо все время сверять ­ ся с дублирующими. Можно слышать от некоторых горизенталыциков. что, если вый ­ дут из строя электрические ука ­ затели перекладки горизонтальных рулей, а сами рули хотя и будут действовать, все равно лодкой управлять невозможно. Это рас ­ суждение опровергает такой факт. Лодка находилась на глубине. Электрические указатели перек ­ ладки горизонтальных рулей вы ­ шли из строя. Но подводники не растерялись. Они установили го ­ лосовую связь и сообщали из кор ­ мового отсека показания перек ­ ладки рулей с механического ука ­ зателя. Лодка управлялась таким образом, пока не исправили пов ­ реждения. В основу обучения горизонталь- щиков нужно положить богатый боевой опыт. В трудные годы вой ­ ны. совершая боевые походы, мы ни на минуту не прерывали учебы и самосовершенствования. А сей ­ час. обучая молодых горизонталь * щиков, надо их как можно меньше опекать, больше предоставлять им самостоятельности. Опека, порож ­ дает у молодых горизонталью иков неуверенность в своих силах и умении, рождает боязнь само ­ стоятельной вахты. Им надо пое- доставлять возможность трениро­ ваться в любых условиях, в самой сложной обстановке. . Когда выходишь в море, надо распределять рулевых с таким рас ­ четом, чтобы каждый из них имел возможность работать в смене са ­ мостоятельно. Мичман Д. ВАСИЛЬЕВ. В этой стрельбе особенно отли ­ чились орудийные расчеты млад ­ шего сержанта Рыжкова и стар ­ шего краснофлотца Вересова. От ­ лично работали замковые старшие краснофлотцы Постников, Коргин, краснофлотцы Куличков, Рыжиков. Всем им за хорошую стрельбу.' командир части вынес благодар ­ ность. Лейтенант Г. НЕСТЕРОВ. , 4 На учениях в море краснофло тец М. Выдрин 1'мело обслуживал на походе рулевую машину. Фото Р. Диамент. 1 ■ ■ - - ----------- — ----------------- - - - ------------------- 2 ...................... — Сверхсрочник Миронов Заслуженным авторитетом и уважением пользуется иа одном из североморских тральщиков сверх ­ срочник старшина 1 статьи Ми ­ ронов. Огромным боевым опытом и безукоризненным званием сво ­ его дела снискал старшина П)УП- пы минеров любовь своих подчи ­ ненных. У него за плечами боль ­ шой боевой путь от рядового ми ­ нера до передового старшины иод. разделения. Службу в Военно . Морском Флоте Миронов начал в 1940 году на Тихом океане. В учениях и по ­ ходах незаметно летело время. С первых дней войны Миронов подал рапорт о посылке его на сухопутный фронт. Тральщик, на котором стал воевать Миронов, сопровождал караваны союзников, охотился за подводными лодками. Миронову довелось принять непос ­ редственное участие в потоплении подводной лодки. Боевой успех на ­ полнил радостью сердце моряка., Вручение значков „Отличный артиллерист" бойцы подразделения краснофлот ­ цы Кузьмин, Савенков, Сафонов. Многим краснофлотцам были вы ­ несены благодарности и поощре^Ъ ния. Б. КАРПОВ. / В день годовщины Н-ского под ­ разделения зенитчиков старший лейтенант Крячко вручил отлич ­ никам боевой и политической под ­ готовки значки «Отличный артил. лерист». В числе награжденных лучшие На спортплощадке В. вашем подразделении имеется хорошая спортивная площадка, оборудованная краснофлотцами. Старший краснофлотец Токарев исправил брусья, построил поло ­ су препятствий и забор. Под ру ­ ководством краснофлотца Бурако ­ ва была расчищена волейбольная площадка. Теперь спортивная площадка .является самым оживленным мес ­ Молодой боцман Два года назад в группу руле ­ вых нашей подводной лодки при ­ был молодой краснофлотец Нико ­ лай 'Шабаев. С первых жо дней он стал лю ­ бимцем экипажа. Веселый и чест ­ ный характер располагал к нему всех краснофлотцев и старшин. За короткий срок Шабаев изу ­ чил и сдал с оценкой «отлично» устройство корабля. Видя успехи новичка, боцман старшина 1 статьи Щербуков подготовил его к несению самостоятельной вахты. Когда лодка вышла в открытое мо ­ ре на отработку очередной задачщ Шабаев, несмотря на штормовую погоду, отлично стоял на рулях. После похода командир корабля об ’ явпл ему благодарность. Когда Миронов узнал, что флоту нужны квалифицированные кадры, оа одним из первых на корабле подал рапорт об оставлении его на сверхсрочную службу. В ра * порте он писал: «Учитывая важность могучего Военно-Морского Флота в защите Отечества, прошу зачислить меня на сверхсрочную службу. Прило ­ жу все силы и знания для укреп- ления родного флота». Желание моряка-патриота ло исполнено. ЯЖ За безупречную службу и ста ­ рательное отношение к своим обя ­ занностям старшина 1 статьи Миронов имеет 22 поощрения ко ­ мандования и ни одного взыска ­ ния. Родина высоко оценила заслуги отважного моряка, наградив его орденами Красного Знамени и Красной Звезды и тремя боевы ­ ми -медалями. Н. БОРИСОВ. том на территории подразделения. Турник, брусья, штаига привле ­ кают сада краснофлотцев, жела ­ ющих заняться апортом. Комсорг подразделения старший красно ­ флотец Бычков оргашзовал волей ­ больные команды и проводит с ни ­ ми систематические тренировки. Г. СЕРГЕЕВ. Однажды боцман вызвал Ша- баева и сказал ему, что хочет сделать его командиром отделения. Боцман не ошибся в своем уче ­ нике. Молодой рулевой стая отличным воспитателем подчинен ­ ных. Через несколько месяцев он был назначен боцманом. Ему при ­ своили звание старшины 2 статьи. Сейчас он умело справляется со сложной и ответственной рабо ­ той боцмана подводной лодки. Так за короткий срок из рядового краснофлотца Николай Шабаев стал отличным подводником — ! мастером своего дела, боцманом. С. ПАРФЕНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz