Комсомолец Заполярья. 1941, январь.

-“V К О М С О М О Л Е Ц ЗА ПО Л Я РЬЯ Спектакль о великом вожде № 10 (356). 21 января 1941 г. Мурманский драматический те­ атр закончил большую творче­ скую работу над постановкой пьесы Каплера и Златогоровой «Ленин в 18 году». Весь коллек­ тив театра во главе с художеств векаым руководителем А. А. До- бротяным и режиссером М. Д. Масловым с огромным под’емом работал над этим ответственным спектаклем. После спектакля сЧеловек с ружьем»- в котором впервые Мурманский театр воплотил ве­ ликие образы Ленина и Сталина, постановка пьесы Каплера и Зла­ тогоровой «Ленин в 18 году» знаменует новый этап творческо­ го роста нашего театра на пути к большому, монументальному ре­ алистическому искусству. Сегодня, в день 17 годовщины со дня смерти Владимира Ильича Ленина, театр впервые показы­ вает свою новую работу. Перед поднятием занавеса мы предоставляем слово режиссеру ■ артистам, работавшим над этим ответственным спектаклем. БЛАГОРОДНЫЙ ТРУД А . . ДОБРОТИН. Артист и художественный руководитель. Бывают такие явления в природе, которые в человеке на всю жизнь оставляют след, и только по про" шествии целого ряда лет становят­ ся до конца понятыми. Образ Владимира Ильича, над ко* торым я вторично работаю в спек­ такле «Ленин в 18 году», является таким ямением в моей жизни. Многогранность этого образа ох~ ватить полностью не представляется возможным. Только отдельные свой­ ства ума этого гения и его необыкг новенную человечность удается ух­ ватить и передать на сцене. Когда я впервые начал работать над об” разом Ленина, я старался показать его таким, каким его видит мир, не преступив тех представлений о ве- агкком человеке, которые донесены) до наших дней его близкими друзь­ ями, фотографиями, портретами, скульптурами, описаниями. Теперь на базе этой первой рабо­ ты в спектакле «Человек с ружьем» я хочу показать, как Ленин видит мир, показать его жизпенпые порег живания. Горький говорит о Лени­ не: «Он, как никто, умел молчать о тайных бурях в своей душе»- Мужество без большого чувстви~ тельного сердца — не героизм, а бесчувствие. Эта задача очень слож­ на. Встреча с Иосифом Виссарионови­ чем Сталиным пеобычайпо сложная сцена. Встречаются два вождя, два ДРУга, два соратника, это вели­ чественная встреча. По для меня, кгк для актера, -самое ’Еажиое> по­ чувствовать необыкновенную ра_ дость п< пежпость к Сталнпу. Мне важно, чтобы сердце мое забилось быстрее, чтобы, раскрыв об’ятия Сталину, мпе было пеобычайпо теп­ ло я радостно от этой встречи. Наконец, прошла первая минута радости и ее сменяет чувство благо­ дарности, что друг тебя не только не забыл в трудную мипуту, а мысленно все время был около те­ бя, работал и думал с тобой и, на- конец, он с тобой сидит здесь ря" дом, уверепный и спокойный, с глазами, полпымп мыслей, которые в следующую минуту оп выскажет. Так сцепа за сценой порождает море чувств п мыслей. Ленин всегда обещается к дан­ ному определенному своему слуша­ телю и говорит при этом так, что становится очевидным, что он дос­ конально знает своего слушателя, угадывает мысли, чувства его и сомнения, он говорит так, что мож" ио быть уверенным, что за каждым сказанным им словом предполагает- ся еще множество других, пе ска­ занных, но подразумеваемых. Ленин неповторим во всей своей ашошпрагаости. Много нужно еще работать над созданием на сцене этого образа (велягчествен- иого, неповторимого гения и вождя. ФИ ЗКУЛЬТУРА И СПОРТ НЕ БЕРЕГУТ СПОРТИНВЕНТАРЬ На снимке: сцена из З-й картины. В роли В. И. Ленина — арт. Добротин А. А., в роли Ф. Э. Дзер­ жинского — Филиппов В. М. Фото Б. Молотова. ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ О Б Л И К В О Ж Д Я На мою долю вьшало огромней­ шее счастье советского адсгера — в Tiperrmi раз выступить вл сцене в от^ствештеилгей роли И. В. Сталина. Впервые в роли Сталина 4 вы­ ступил в Ленинградском Большом драматическом театре им. М. Горь­ кого в пьесе Н. Погодина «Человек с ружьем». Это было в 1939 году. С 1940 года я играю образ И. В. Стадша в этой же пьесе в Мурманском драмтеатре. Теперь мне Артист В. ВИДИН. ♦ поручена роль люоимевшего сына народа, его вождя и учителя в пгьеоо «Ленин в 18 году». В пьесе «Ленин ,в 18 году» И. В. Сталин приезжает с Цари- цинского фронта . с докладом к В. И. Ленину. С какой радостью проходит встреча этих двух вели­ чайших людей, как огромны чув­ ства их взаимной любви, и как беззаветно преданы они делу пар­ той и революции. Пример этой дружбы, великой дружбы великих людей будет жить в веках. Играть образ великого человека, каким является наш Сталин — работа нелегкая. Воплотить образ великого человека в коротком эпи­ зоде, в одной короткой сцене очень трудно. И если я, в какой-то сте­ пени, смогу перед нашим зрителем воспроизвести этот неповторимый облик — я буду счастлив. РЫцарЬ р е в о лю ц и и Нактгуплл день премьеры спекявдг ля '«Ленин .в 18 году». Волнение не повидает ш та минуту. В таат- ре, во всех его звеньях идет на­ пряженная добота. -Вое чувствуют важность я ответственность этой большой .'работы. 'Мее поручена роль Дзержнвокюго. Ра)бота над сценическим шлкйце- нием обрв:за железного Феигивса, рыцаря ревсипоцшг, является зна­ менательным событием) в моей жиз­ ни. Я х-очу показать в той степеаяг, в каком это-мне удаются, изуми." тельною сочетаете разнообраэдых Артист В. ФИЛИППОВ. качеств это» несбьпшовеннзото, ее- повгорямого (в истории ч?&ловегса. Жесто&ий и беспощадный к гам, Дзержинский был необычайно мягким и нежным к людям револю­ ции *я особенно горячо он любил советских дгггей. ft самые напря­ женный моменты своей работы в ВЧЕ ое находо время! позаботиться о них. Кристально чжтыж, самоотвер­ женный, человек .неагедлшното дей­ ствия, не отступающий ни перед какими препятствиями, подчиняю­ щий своя личные интересы инте­ ресам рввоагюшш, всегда справед­ ливый, — таков Фед!Н 1 кс Эглундович. Нужно понять и почувствовать всем своим существом события п гапрйжешгейпгую обстановку 1918 года-, колоссальную .работу партии большевиков и ее вождей. Беа этого нельзя сыграть роль -правильно. Буду бесконечно счастлив, если мп-з удастся передать зрителю вол­ нующий образ железного Феликса, образ которэго народ бережно хра­ нит и лелеет в своем сердце. По решению горкома ОТП(б) и исполкома горсовета депутатов тру­ дящихся во всех средних школах Мурманска должны быггь созданы лыжные базы. Для этой цели каж­ дая школа получила по 40— 50 пар новый лыж. Создание этих баз дает возможность широко развер­ нуть лыжную подготовку учащих­ ся. Но, к сожалению, в ряде мур­ манских школ физическое воспита­ ние и лыжный спорт еще не ор­ ганизованы. В школе № 17 в течение кани­ кул не проведено ни одного спор­ тивного мероприятия. Совет физ­ культуры во главе с председателем тов. Гарусовым не работает. В школе создана лыжная секция. В нее записалось 15 школьников, но занятия секции проводятся не ре­ гулярно, причем состав секции с каждым последующим занятием ме­ няется. Преподавателем физкультуры в школе работает известная в городе лыжница тов. Федосова. Она хоро­ шо может обучать ребят технике лыжного спорта, но, как это нп странно, т. Федосова не интересуег ся работой секции и, больше того, даже уроков по лыжам не прово­ дит. Школа получила от облОНО 40 пар лыж, по сейчас в наличии имеется только 12 пар. Помещение для хранения лььж не оборудовано, контроля за их сохранением нет. В результате 5 пар лыж, еще не бывших в употреблении, испортили для изготовления саней под дере­ вянные пулеметы для игры «На штурм». Остальные лыжи роздан* на руки школьникам. Директор ж- школы т. Погодин спокойно взирае: на это бесхозяйственное отношение к дефицитному спортинвентарю. Такой же беспорядок царит и i спортивном зале этой школы. Нг снарядах, оконных решетках, пов сюду грязь и пыль, спортивны* снаряды стоят в беспорядке. В та­ ких условиях нормальная работа с учащимися невозможна. Нисколько не лучше ншожеаш с физическим воспитанием и в 10-f школе. Здесь даже -не создано физ­ культурного коллектива, нет i лыжной секции, хотя физрук тов Мормышева является квалифицщю- вапнои лыжницей. Уроки по лы­ жам в школе не проводятся. Из 4G пар новых лыж осталось только 18 и эти беспорядочно свалены в угол. Такое бесхозяйственное отноше­ ние директоров школ к спортинвен­ тарю снова может привести к то­ му, что школы останутся без львж и важнейший вид зимнего спорта в школах Мурманска не получит настоящего развития. Выполняя решение исполкома горсовета, горОНО должно улуч­ шить контроль за постановкой фи­ зического воспитания в школа^ привлекать к ответственности ди­ ректоров школ за бесхозяйственное отношение к оборудованию физкуль­ турных зал: из спортинвентарю. 0. КИТОВА. Инспектор городского комитета по делам физкультуры и спор­ та. Краснофлотцыизучают дисциплинарный устав БЫТЬ ТАКИМИ, КАК ЛЕНИН Тимофей Васильевич отдает !ШГ следние распоряжения рабочим по постановке декорации. Он больше 30 лет работает на, сцене. Через его руки прошли десятки самых разных постановок, но таких деко­ раций он едцо но славил. Он ставит кагбипег В. И. Ленина в Кремле и знает, что художником Н. Никифоровым этот кабинет сдо- лан исторически точно, поэтому ои особенно внимательно следит за ус- новкой этой картины. Наконец, все поставлено. «Включаются рампа и сафитьг. Яркие августовские лучи солнца мягко ложатся па переплеты окон и письменный стол) Владимира Ильича Ленина. Артист А. Добротин, исполняющий роль Владимира Ильича, садится за стол, тшпет. Он полностью погру­ жен в работу. Добротин делает это предельно убедительно. Вы чувст* вуете, сколько искрящейся и неуто­ мимой мысли в его глазах, в же­ стах, в манере говорить с окружаю- щими его людьми. За сценой .раздается плач ре­ бенка. Лешин насторожится. Плач усиливается, тогда быстдой поход­ кой, немного склонив голову на бок, он идет к двери — «‘В чем дело?». «Да * нет, • ничего товарищ Ленин», — отвечает работница Сов- наркома Рыбакова. — Но все-так® в чем дело, от­ чего она плачет? «{Войдите». Bio- м . МАСЛОВ. Режиссер-постановщик. ♦ ,щт Рыбакова и заплаканная! девоч­ ка. Эту д е т к у Натапгу играет 8 -лс-тяяя Эля Жа-рова. Она ужо но в первый раз игртег эту -роль. Она играла в фильме «Лесин в 18 го­ ду». Она входит на сцену смело и правдиво. Плачет, -тшгыкая носом, смотря в иол. Лшин просто и теп­ ло, как с равным, начинает с пей говорить, она охотно ому отвечав и они быстро становятся друзьями. Вот спа ужо на. руках у Ленина, затем он ее усаживает на кресло рисовать, а сам садится работать. Каждый из них занят своим де­ лом, в каждом из них столько не­ посредственности, и обаяния, что невольно хочется улыбнуться этой сгзумштолыгой простоте, с которой все делает артист Добротин. Вот оп подходит и смотрит на рисунок На­ таяли. «А что это у1 тебя, деточ­ ка, лягупгки (по небу скачут?» «Эго не лягупгки, а это птички». «А птички, деточка, Не так рису­ ются, а вот как». Ленин рисует птичек. Артист Добротин это дел&ет очень заинтересованно и чувствует ся, что он получает колоссальное удовольствие от общения с Наташей. Ленин умел! и в мыслях и в соз- паппи своем охватить все многооб­ разие жизни с легкостью и непри­ нужденной простотой. Но idot он узнает от Пататшт, что ее родители умерли с голода. Он бергт девочку на руки, смотрит иа оо худое, бледное лицо, его взгляд полон глубокой мысли. В этот мо­ мент он думает о сотпях таких де­ тей, страдающих от голода и раз- •рухя. В ту же минуту он принимает решение. Ленин берет рс£?нка ,к себе, а Ф. Э. Дзсржпн- сшгу говорят-: «Чтобы если ВЧК взяла на собя заботу 0 детях?» Дзержинский с- радостью ухватился за '«эту мысль. Сцена за сценой проходят при пустом зале. Режиссер постановщик проверяет, вносит поправки. Это последние репетиции перед премье­ рой, капряженные и ответственные. Все должно быть правильно, полно искренной жизни, страсти должны быть в полной силе и многообра­ зии. Пьеса Каплефа и Златогоровой «Ленин в 18 году» многому научит напгу молодежь. Это замечательное недалекое прошлое ярко осветит на­ ше [настоящее, нашу многогранную жизнь, полную творчества и созна­ тельной -работы. Сталин учит нас быть такими, каким был великий Ленин. Такова идея нашего спек­ такля. Краснофлотцы и комантиры II-ской части с глубоким интересом изучают каждую ’статью нового дисциплинарного устава Военно- Морского Флота. К раз’яснению дис­ циплинарного устава привлечены аштаторы, стенная печать, еагу пос­ вящаются собрания, политические информации, занятия и беседы. Ярким подтверждением глубокого влияния устава на личный состав служат тот факт, что в части резко повысилось число отличников боевой и политической похго- товки. Аштаторы получили ши­ рокое поле д.тя своей воспитательной работы. В перерывы специальных занятий, в часы массовой работы агитаторы проводят беседы» по уста­ ву. Хорошо работает агягатор-комсо- молец Г.теб Аксенов. В потразделе- нии, где он проводит беседы, хоро­ шо поставлена дисциплина, красно­ флотцы показывают пример в боевой и политической подготовке. Петавно Глеб Аксенов провел беседу на тему: «новый диецппли” парный устав и его роль з укрепле­ нии мстущ-сстЕа Военно-Морского Флота СССР». Агитатор подробно рассказал, что преслоту?т собой воинская советская дисциплина и как ее должны ‘поддерживать воен- гтослужащпе. Беседа была прослу­ шана с большим интересом. Заслуживает внтаания работа комсомольца Григорьовг. Бак луч­ ший агитатор, он пользуется боль­ ший авторитетом. Его любят п ува­ жают краснофлотцы. Каждую беседу тов. Григорьев увявывает с тем, как партия большевиков неустанно за­ ботится об укреплении оборонного могущества нашей .родины, как Ленин и Сталин личным примером насаждали твердую револэдаопную дисциплину и железный порядок в период создания Красной Армии п Военно-Морского Флота. С введением единоначалия усили­ лась роль командиров в постановке политической работы среди красно­ флотцев. Командиры вплотную взя­ лись за это дело, выдвигая поли­ тическое воспитание личного состава, как одну из главных задач. Приме­ ром этого может служить работа лейтенанта тов. 'Барабанова. Боевую подготовку он тесно сочетает с- п<г лктическим ростом подчиненных. За короткое время тов. Барабанов про­ вел несколько политических инфор­ маций, посвященных новому дис­ циплинарному уставу. Его инфор­ мации и беседы всегда отличаются глубоким содержанием. Изучение нового .дисцпн.тинарното устава сопровождается усилением боевой потготопки части. Растут ,рязы отличников учебы. Среди лих первое место занимают комсомоль­ цы: Валентин Хохжж, Николай Мирохпн, Андрей Кинров и многие другие. Во всех подразделениях состоят лиеь комсомольские собрания, пос­ вященные развертыванию широкой рабэтьг по изучению нового дисцип­ линарного устава и строгому прове" денпю его в жизнь. Серг. БАРИНОВ. Северный флот. Письма в редакцию НЕ ЗАНИМАЮТСЯ ЛИКБЕЗОМ Нельзя не поражаться той безот­ ветственности, с которой относятся к ликвидации неграмотности и мало­ грамотности в Мурманском торговом порту. Здесь насчитывается 50 не­ грамотных и 215 малограмотных, а обучаются только 26 неграмотных и 22 малограмотных. И такое поло­ жение никого не тревожит. А тре­ вожить оно должно прежде всего комсомольскую организацию. Несмотря на целый ряд указа­ ний я предупреждений, комитет ВЛКСМ не предпринимает ничего для исправления дела. Здесь огра­ ничились формальным выделением 14 культармейцев. Но с них никто ие спрашивает ответственности за порученное дело. Комсомольцы тт. Григорьева, Хонукович, Девят­ кин, Шарапова и другие еовершенг но не работают по ликбезу. Эти факты возмутительной недисципли­ нированности не стали предметом делового обсуждения. И. ГУДЯН. — — — — — Ответственный редактор Ф. МАКАРОВ. АДРЕС РЕДАКЦИИ: др. Ленина, 45 (4 этаж). Телефоны: отв. редактора и отв. секретаря — 9-66, овделов:. комсомольская жизнь, щюшгаиды в агитации, воеино-физкультурного, юшкодхю и ияоеос, школьной кошодвжи н пионеров — 9 -96 1 ж , зав. радакарей — 9 -96 2 ав. Т^доярафия «Лааяфиая ореада», г. Мурманск, ул. Вороюдоо, 7 . Заказ 226 . ИН1548. - ; ^ ^ ..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz