Комсомолец Заполярья. 1941, январь.
КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ N 2 10 (356). 21 яннаря 1941 г. Мои встречи с Лениным ) Задолго до Октябрьской револю ции я часто слышала в своем семье имя Владимира Ильича, поэ тому еще до .встречи с этим чело веком он стал мне очень дорогим. Личное же знакомство с Лениным относится к суровым июльским дням 1917 года, когда я впервые увидела Владимира Ильича в на шей квартире. Вначале мы жили за Невской заставой. Здесь после Февральской революции лас навестил товарищ Сталин, кото{юго мой отец знал еще но Тифлису, Баку в Питеру. Иосиф Виссарионович, вернувшийся из ссылки, просидел с нами весь вечер, рассказывал о тяжелой зи" мовке в Курейке. Глубокий опт!Г 1 шзм сквозил в рассказе товарища Сталина. Не раз его шутки застав ляли нас смеяться. Эту ночь товарищ Сталин про вел у нас. На другой день я, моя сестра и брат вместе с Иосифом Виссарионовичем поехали па паро вичке в город. — Куда вы теперь? — спросил пас Сталин. Мы ответили, что собираемся по" дыскать квартиру в городе, ибо надоело ездить на паровичке, сое динявшем в те годы район за Нев ской заставой с центром города. — Ищите, ищите, — сказал нам товарищ Сталин, — только и меня не забудьте. IНайдите и мне- ком" пату. 'После долгих поисков нам уда" лось снять на 10-й Рождественской квартиру, одна из комнат ко торой предназначалась для Иосифа Виссарионовича. Впоследствии эта квартира сыграла известную исто" рнческую роль: в пей скрывался Ленин, в ней жил Сталин. Сейчас эта -квартира превращена в музей. В июле 1917 года я отдыхала на даче но Финляндской железной дороге, рассчитывая провести там целый месяц. Однако уже черед несколько дней тревожные слухи, доносившиеся из Петрограда, заста вили меня собраться в обратный путь. В поезде, прислушиваясь к раз говорам пассажиров, я узнавала са мые невероятные и нелепые вещи. Ктото’ рассказывал, что в городе паника и что Ленин, переодевшись матросом, бежал из Петрограда в Кронштадт. Встревоженная, ехала я с вокза" ла домой и очень обрадовалась, застав дома всех наших. В столовой я увидела несколь ких мужчин, о чем-то между со" бой разговаривавших. Одни из них был без пиджака. *) Из воспоминаний дочери ста рого большевика топ. С. Я. Алли луева — А. Аллилуевой. Я до того никогда не встреча" лась с Владимиром Ильичем, но попадались мне на глаза и его фо теграфические .ка|ггочки. Иредполо- жить, что я застану его в нашем доме, мне тоже было невозможно. Но странно: среди присутствующих я сразу его отметила и инстинк тивно почувствовала, что мужчина без пиджака и есть Ленин. Оправившись от смущения, я сказала, обращаясь в Владимиру Ильичу: — Ко всякой неожиданности я приготовилась, идя домой, ил за стать здесь, в уютной обстановке, вас Владимир Ильич, я никак не ожидала. Ленин иг его товарищи , рассмея лись. Но их просьбе я передала тог о тех сплетнях, которых я наслу шалась в вагоне. Не скръш я1 от Владимира Ильи ча и того, что его считают бежав шим далеко за пределы Петрограда. Расспросив меня о /впечатлении, которое щншзводит .город. • Ленин, им-ея; в виду слух о его «бегстве», сказал: — В данный момент это не плохо. Такой слух сейчас нам на пользу. В этот же день, вечером, к нам пришел товарищ Сталин, чтобы по" i:идать Ленина. Они долго разговари вали «наедине. Скрьтаясь от иреследований взбесившейся; буржуазию, Владимир Ильич шесть дней црове.т у нас. Он жил в комнате, которая [предна значалась для товарища Стали!на. А Иосиф Виссарионович переехал* в эту комнату толика в августе. Таким образом, паша. квартира стала местом .встречи двух гениаль ных вождей пролетарской револю ции!. 'В конце июля' Ленин -вынужден был покинуть Петроград и уехать в Разлив, в подполье. Товарищ Сталин ири.ш-ел \: нале в этот день с утра. Нужно было об^пт. Ленину бороду, чтобы изменить еп> внеш ность. Этим делом занялась моя мама, но оно у иве не клеилось. Тогда за работу взялся товарищ Сталин. Ленин надел папино пальто и кепку. Товарищ Огалин и папа вышли вместе с Владимиром] Ильи* чем, чтобы проводить его до вокза' ла. Каким облегчением -было для нас узнать от возвратившегося от ца, что все обшилось благополучно! Вести от «Тхмлнши приходили ига наш адрес, и, тгобы сразу полу* чать их. Иосиф -Виссарионович вскоре переселился к нам. После возвращения из Финлян дии Ленин зашел} к Сталину. Хо рошо запомнилась эта их встреча. Я была, д-ома. Раздался1 резкий звонок. Открываю дверь и вижу не* знакомого мужчину! в финскоП пхашее и черном: пальто. — 'Вам кого? — недоуменно спросиста. я. — Сталин дома? И тут я сразу по .голосу узнала Ленина. — Боже мой! — вскричала я.— Ла вы. Владимир Ильич, настоящий финн! Вас .нельзя узнать. — Здором. правда? — Ильич рассмеялся. — Сталин дома? — снопа сцростлл Наш разговор привлек в коридор маму. На ее лице нетрудно было прочитать, как она счастлива приходом дорогого гостя. Владимир Ильич подошел и расцеловался ^с ней. В эго время, услыхав голос Ленина, ‘вьвнгел из своей .комнаты Сталии. 'Владимир Ильич радостно с ним поздоровался. Затем, обнявшись, оба удалились в отдельную комна ту... ...На мою долю выпало счастье рабгугать одним из технических сек ретарей Ленина. Часто приходилось бывать у него в .кабинете но служебным делам. Иной раз обстоя" те.тьства вынуждали меня обращать ся пс нему с личным,и просьбами, и всегда ‘Владимир Ильич сердечно откликался ига них. Товарищ 'Сталин часто бывал на квартире Владопгра Ильича, точно так же. как Ленин нередко заходил к Сталину в его маленькую квар тиру. Однажды Ленин, после совещаш1Я на квартира Сталина, усе.тся в кресло, стоявшее возле полки с книжками!, которые мы с сестрой читали. Одну из них Владимир Плыгч - раскрыл и, заинтересовав шись, стал ее» проглядывать. Потом быстро закрыл! ее, собрался уходить и попросил у сестры разрешения взять с собой книжку. — €т|\а.сть как люблю приклю ченческие романы! — сказал он, смущенно улыбаясь. А. С. АЛЛИЛУЕВА. И горь СТРОГАНОВ Пв с и я о Л е н и н е В какой стихотворный размер, В какую поэму вместится Широкий его глазомер, Об’явший пространства и лица? О если б мне песню сложить И с песней лететь над планетой Весь мир бы заставил дружить Я с искренней песней этой. О том человеке, Чье имя навеки, Навеки в сердцах сбережем, Чье пламенно слово, Кого как родного Мы просто зовем Ильичем. Он стал для народов земли Оружьем, сильнейшим на свете, Его погубить не смогли Враги, расставлявшие сети, И в ссылках огонь не погас, Он вел нас в Октябрьские штурмы, В неволе томился за нас, — Запомнили царские тюрьмы. О том человеке, что был Полета огромного выше. Что жизнью своей раздобыл Свободу, которой мы дышим. I Так хочется жить и жить, Его выполняя заветы, И песню о нем сложить, < Чтоб вся запевала планета. Он в самых глухих уголках Проходит, преграды 1сметая, В испанских живет рудниках, Он жив на знаменах Китая, Он всюду, он с нами, он тут, Он вечен в сердцах человечьих Горячие песни поют На всех языках и наречьях. Побед наших список велкк, И крепко мы на землю стали. Наш вождь — Ильича ученик Испытанный ленинец Сталин. Он видит весь мир из Кремля, Ведет нас он к ленинской цели, И будет советской земля, Чтоб всюду свободно запели. О том человеке, Чье имя н ав еки / Навеки в сердцах сбережем, Чье пламенно слово, Кого, как родного Мы просто зовем Ильичем. Величественный образ И. В. Сталин прощается с В. И. Лениным перед своим от’ездом на Петроградский фронт. Картина худ. Казмичева. 9 Я Н В А Р Я 1905 г. — К Р О В А В О Е В О С К Р Е С Е Н Ь Е «Началом революционной бури явились события 9 (22 ) яговаря 1905 года в Петербурге. 3 января 1905 года началась стачка па крупнейшем заводе Пе тербурга — Нутиловском (теперь КироЪский завод). Эта стачка на чалась из-за увольнения с завода четырех рабочих. Стачка на Пути- ловском заводе быстро разрослась, к ней присоединились другие заво ды и фабрики Петербурга. Стачка стала всеобщей. Движение грозно росло. Царское правительство ре шило в самом начале подавить -движение. Еще в 1904 году, до иутнлов- ской стачки, полиция создала при помощи провокатора попа Гапона свою организацию среди рабочих— «Собрание русских фабрично-завод ских рабочих». Эта организация имела свои отделения во мсех рай онах Петербурга. Когда началась стачка, нон Галоп на собраниях своего общества предложил прово каторский план: 9 января пусть соберутся все рабочие и в мирном шествии с Хоругвями и царскими портретами пойдут к Зимнему двор цу и подадут царю петицию (прось бу) о своих нуждах. Царь, дескать, выйдет к народу, выслушает и удовлетворит его требования. Гапон взялся помочь царской охранке: вызвать расстрел рабочих и в кро ви потопить рабочее движение. Но полицейский план повернулся про тив царского правительства. Петиция обсуждалась на рабочих собраниях, в нее вносились по правки и изменения. На этих соб раниях выступали и большевики, не называя себя открыто больше виками. Под их влиянием в пети цию были включены требования овободы, печати и слова, свободы рабочих союзов, созыва Учреди тельного собрания для изменения государственного строя России, ра венства всех перед законом, отде ления церкви от государства, прек ращения войны, установления 8- часового рабочего дня, передачи земли крестьянам. Выступая на этих собраниях, большевики доказывали рабочим, что свободу не добывают просьбами к царю, а завоевывают с оружием в руках. Большевики предостерега ли, что в рабочих будут стрелять. Но остановить шествие к Зимнему дворцу они но смогли. Значитель ная часть рабочих еще верила, что царь им поможет. Движение с ог ромной силой захватило массы. В петиции петербургских рабо чих говорилось: «Мы*, рабочие г. Петербурга, па- \ или арестованы. Большевики гут ши жены, дети и беспомощные Iже, на залитых рабочей кровью старцы-родители», пришли к теое, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, об ременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не приз нают людей... Мы и терпели, но нас толкают все дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и неве жества, нас душит деспотизм и произвол... Настал предел терпению. Для пас пришел тот страшный мо мент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук...» 9 января 1905 года ранним ут ром рабочие пошли к Зимнему дворцу, где находился тогда царь. Рабочие шли к царю целыми семьями — с женами, детьми и стариками, несли царские портре ты и церковпые хоругви, пели мо литвы, шли безоружные. Всего собралось на улицах с,выше 1-10 тысяч человек. Николай второй встретил их не дружелюбно. Он приказал стрелять в безоружных рабочих. Больше ты сячи рабочих было в этот день убито царскими войсками, более 2 тысяч ранено. Улицы Петербур га были залиты кровью рабочих. Большевики шли вместе с рабо чими. Многие из них были убиты улицах, объясняли рабочим, кто виновник этого-ужасного злодеяния и как нужно с ними бороться. День 9 января стал называться «Кровавым воскресеньем». 9 ян варя рабочие получили кровавый урок. В этот день была расстреля на вера в царя. Они поняли, что только борьбой можно добиться своих прав. Уже к вечеру 9 янва ря в рабочих районах начали стро ить баррикады». Рабочие говорили: «Царь нам всыпал, ну — п мы ему всыплем!» Страшная весть о кровавом зло деянии царя разнеслась повсюду. Возмущение и негодование охватили весь рабочий класс, ibch> страну. Не было города, где бы- рабочие не бастовали в знак протеста против злодейства царя п не выставляли политических требований. Рабочие шли теперь на улицу с лозунгом «долой самодержавие». Число ста чечников в январе достигло гро мадной цифры — 440 тысяч. За одни месяц бастовало рабочих больше, чем за «все предыдущее десятилетие. Рабочее движение под нялось на огромную высоту. В России началась революция». (ИСТОРИЯ ВКП(б). Краткий курс, стр. 54— 56). Каждый из братских народов, на селяющих слэшу родину, п<гсвоему ноет и рассказывает о Ленине. На берет Белого моря, в деревне Зимняя Зологица, живет, знаменитая сказительница, талантливая народ ная поэтесса (Ма>рфа Семеновна Крит кова. Она создала интересное «Ска зание о Ленине». В этом сказании, ноет|м>енном в биографическом плане, сказительница, между прочим, по вествует о том. как Ленин бежал из ссылки, узнав о событиях 1905 года. Когда! -Крюковой указали- на то. что такого факта В биографии Ленина не было, она не поверяла п нотребово.та не выбрасывать из «Сказания» этого эпизода. Крюкову, как подлинного поэта, инте|К?суюг прежде всего внутренняя правда и> убедительность образа, созданного ею. Поэтому она не б(Г «тся поэтической выдумки. В огромном большинстве поэм, преданий, сказок, созданных наро дим о Ленине, |мьи видим то же са мое. Народные певцы смело прибе* гают к художественному домыслу и используют старые, фантастические сюжеты для создания -величествен ного, дорогого и близкого .каждому образа Владимира Ильича Ленина. Эту сторону народных произведе ний о Ленине отметила Н. К. Крупг екая: «1Меня очень интересовало всегда, — пишет она в статье «О пьесах, посвященные Октябрю», — как отражен Плннч! в народном фолькло ре времен гражданской! 'войны. И вот что характерно: даже в самых глухих, отдаленных углах нашей родины массы не представляли себе борьбы |и победы без Ленина. И те. кто не знал грамоты, не знали, что такое телеграф, не представляли се бе, как» згожно руководить борьбой на Гi('стоящии. сложили легенды о том. как в разгаре борьбы с бе лыми появлялся Ленин и обеспечи вал победу. На 'берегах Байкальского озера рыбаки рассказывали: шел бой с белыми, и белые стали, но* беждать. вдруг прилетел на аэро плане Леши, встал в ряды наших бойцов, и 'белые были .разбиты. Среди горцев Кавказа была легенда: белые одолевали уже. но Ленин конспиративно, переодевшись, про брался к нашим, и мы победили». Ленин изображен то как бедняк — освободитель бедноты. то*ка.к удачливый охотник-зверолов, то как золоторукий великан, наделенный снерх’естественной силой, то как мудрый старик, то как сказочный герой, обладатель волшебного коль ца. или талисмана ~ дощечки. «...Фольклор в наши дни. — гово рит Горький, — возвел Владимира Ленина на высоту мифического ге роя древности, равного Прометею». «Он был бедняк. —■ рассказы вается в узбекской легенде. — но родился он от (месяца, и звезд и от них получил* силу: Слушайте, слу шайте. узбеки: его — чело 1 ?ека- освободителя — зовут Ленин». Ойротская ‘легенда гласит: «Ленин! Ве.чно будет народ наш «Прославлять тебя и песнях. Все прекрасные птицы Алтая И алтайские сочглые травы, И могучие наши леса, И алтайсше бурные реки Будут петь о тебе эту песню. Полюбив твое имя навеки, Ленин!» Народные песни и сказки о Ленине являются новым советским фольклором, созданные свободными тружениками, членами нового социа* люстнческого общества. Вместе . с тем эти песни и сказки* тесно свя заны со всей вековой поэтической культурой. Вот -почему в песнях о Ленине часто встречаются тради ционные былинные и сказочные об“ разы и приемы. Татарская песня, например, использует . близкие ей образы горного пейзапка Аю-Дага, который стоит «седой, могучий, вечный, .как земля и море». / «Так и (Ленин! В миллионах Наших жизней, словно в море, 'Он стоит. Он так же вечен,. Как граниты Аю-Дага!» Однако народные певцы, сказнте- ли, сказочники не ограничиваются тем, -что вкладывают новым смысл в старую форму. Они настойчиво ищут новую форму для воплощения нового содержания. Сказочник-орденоносец Ковалев создает аллегорическую сказку о двух тероях-богатьгрях, в которой рисует борьбу Ленина и Сталина с врагами революции — с двенадца тиголовым змеем, с «множеством •разных удавов » гадов»... Вот как рисует Ковалев смерть Ленина и вызванное ею народное горе: «'Его сомкнулись сахарные уста и >закрылись соколиные яркие очи. Й эта печальная весть разнеслась по всему белому свету, и бедный на род носил пять дней и пять ночей черную одежду. И стали стекатыся со всех концов, чтобы прощаться с милым сс дорогим: старшим] герсем' богатырем. И они ему отл-илц раз золоченную гробницу л вьирыли глубокую яму и выложили прозрач ным 'мрамором. II в эту могилу по* ложили старшего героя-богатыря». Особый интерес представляют собой устные 1сказы рабочих и; кол хозников о Ленине. В наше время ота стали 011511\с ‘из популярнейших Iдедов усшо-поэтпческо.го творчества. В этих устных рассказах мы видим Ленина — гениального вождя, иде* ального революционера, и организа тора масс, неутомимого борца. за революцию и прежде всего Ленина- Человека. «'Осенью 18*го года, — -рассказы вает Горький, — я спросил сормов ского рабочего Дмитрия’ Павлова, какова, на его взгляд, *самая рез кая черта (Ленина.? — Простота. Пр(*ст, как правда». Устный сказ — это неписаная история наших дней, причудливо со" четающая правду ю поэтической вы думкой. Бесхитростные, простые рассказы — устные мемуары дают живой, неповторимый образ Ильича. Песни и частушки, предания и пла чи, сказки и устные стазы, — ог- |н*мное поэтическое богатство связа но с именем В. И. Ленина, «(каж дое из ленинских слов. — говорит узбекская песня, — в песне бы распеть надо нам и славные его дела повсюду воспеть надо нам...» Песни о Ленине слагаются не толь* ко народными певцами СССР, но и поэтами всех стран зем^ш. Песни и сказы о Ленине сла гаются потому, что. как говорил товарищ Сталин, «он зажег сердца рабочих и крестьян всего мира надеждой на освобождение. Эти» и объясняется тот факт, то имя Лепина стало самым любимым име нем трудящихся и эксплоатируеяых масс». Э. ГОФМАН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz