Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.
КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ N 2 24 (370). 23 февраля 1941 г. ХУШ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП(б) Продолжение доклада тов. ВОЗНЕСЕНСКОГО Крупнейшим источником увеличе- запада вывезено 800 тысяч тонн и^го флота свидетельствуют о ня.ти - I 1940 году на 700 миллионов тон -1луфабрикатами. Тот, кто рассчиты- пия перевозок ируэав в необходи- одновременно завезено 2 миллиона чип больших непспользоваппых воз- но-кплометров. i вает на получение этих элементов мых народному хозяйству размерах! тонн метаигла. Таким образом, ода можпостей для увеличения водны* Сокращение постоев ручного производства со стороны, тем бо- и направлениях является ликвида- о те же районы, отгружая большие ция нерациональных, то есть чрез-' количества металла. вместе о тем мерно дальних и встречных перево- 1 завозят их в обратном направленна зон. Сокращение времени пробега! нз других районов, грузов снижает издержки производ ства товаров, уменьшает время, идущее ка из производство и, следо вательно, ускоряет темпы расши ренного социалистического воспро изводства. Между тем, у нас в значитель ных размерах сохранились встреч- перевозок. . В результате несвоевременного вывода судов пз зимнего судоремон- флота, которые до сих пор прпдол- лее из других экономических райо- жают оставаться очень высокими, по- пов, может вметь серьезные из- кышспме качества судоремонта, осо- ■держкп в пуске в эксллоатаппю та в 1940 году Наркомат речного бгнно в зпмнпГг период, полное пс- ее завоз из отдаленных районов За кавказья и Украины. Из Члатур п Никополя на Урал бышо отравлено ные л чрезмерно дальние пере-! в 1940 [году 185 тысяч тони и в возки. Хотя в цеаом по всем грузам районы Сибири — 90 тысяч тонн дальность пробега в 1940 году не- марганцевой руды. В то же время много сократилась против 1939 го- богатые месторождения марганцевых да, — все же дальность перевозок руд на Северном Урале и в Башки таккх кассовых грузов как камея- рип Наркоматом черной металлур- Вследствие невыполнения Парко- i флота только по буксирной тяге пе- | пользппаппс мошпых водных магп- ыатом черной металлургии решений . довыполнил задание почти на 1.3 стралей Советского Союза являются XVIII с’езда ВКП(б) о новых райо-; миллиарда тонно-километров, р . част- I пеотложлтлмп задачами водного пах добычи марганцевой руды, для,| П0СТП( по крупнейшему Волжскому транспорт. У нас есть все необхо- вужд Урала и Сибири продолжается! нефтеналивному пароходству это гии продолжают слабо разрабаты ваться. Таким образом, дополнительные недовыполнение составило 750 мил лионов тонно-километров. днмое для того, чтобы большое за дали? по увеличению речных пере возок в 1911 готу на 2S лроцеп- Кроме того, вследствие задержки тов водники пе только выполнили, ный уголь и лес в 1940 году не только не уменьшилась, но даже увеличилась. Приведу несколько примеров нерациональных перевозок, возможности улучшения работы же- имевших место в 1940 году. j леэнодоражнаго транспорта, связал- В Среднюю Азию — в районы j нъве с ликвидацией нерациональных Ташкентской и Ашхабадской желез-: перевозок, далеко пе использованы. ней дорог было завезено из Спбири j Между тем, уменьшение средней 470 тысяч тонн кузнецкого угля .' дальности перевозок, а следователь- Меяду тем. потребность союзных 1 но дальности пробега вагонов, хотя республик Средней Азии, в том чис- бы на 10 километров против фак- ле потребность самого железнодо -1 тнчеокой дальности пробега в 1940 рожного транспорта с избытком мо-! году, даст возможность увеличить I нового предприятия. Кооперация должна быть предусмотрена Нарко матами и организована прежде всего в пределах данного экономического 1 района. В 1941 году по государственному плапу должно быть введено в строй па полную пли частичную мощность 157G промышленных предпрпяднй, в там числе 1151 новое пред приятие п 425 реконструируемых. По отдельным отраслям лромыш- лрнностп государственный план ' 1941 года предусматривает следую- Перехожу к вопросам капиталь- капитальных вложеппй? — 0п выл- шне задания по строительству и вводу в действие- производственных мошпостей н предприятий. R угольной промышленности: судов в летнем ремонте Паркомат речного флота недовыполнил задаппе по п перевыполнили. Таковы основные задания плана по перевозке массовых грузов в j 1941 года в области транспорта. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ного строительства. Программа цац самыми насущными потребно- I строительства п размещенпя пред- • стямн нашего развития п раептпре- прпятпй, припятая на 1941 год пня социалистической промыптлен- Цептральным Комитетом ВКИ(б) и пгстп. необходимостью ускорить — ввод в действие шахт общей Советом Народных Комиссаров СССР, выполнение задачи перегнать в мощностью в 27 миллиопов тонн, в жет покрьвваться за счет добычи местных углей, запасы которых очень велики. железным дорота!М погрузку иовьп грузов почти на 1,5 тысячи вагонов в сутки. Перевозки из Сибири кузнецкого В 1941 году железнодорожный угля осуществлялись в 1940 году! транспорт получает от государства даже в районы Куйбышевской, Ка- j капиталовложения в об’еме 6 мпл- занской, Горьковской дорог и далее лиардов 500 миллионов рублей, что на запад — в количестве 2,5 мил-1 превышает уровень 1940 года поч- лиона тонн, хотя запасы угля , 1 ти на 55 процентов. Количество ва- представляет собой величественпьш план. Он поднимает пародпое хо зяйство СССР па решение новых, круппых задач строительства со циализма. Прогпамма капитальных вложений Sв пародпое хозяйство СССР превы шает уровень 1940 года более чем в полтора раза. В этой программе отражается прогрессивное двпжепие социалистического общества. Чем вызван такой значительный рогт экономическом отношении главпыР пом числе 22,7 миллиона тонн по капиталистпчг скио страны. Пз общего объема, централизован ных капитальных вложений в 48 Паркомату угольной промышлепно- сти. В нефтяной промышленности: . _ — бурение скважин в размере т .тж э д о з руолс» м о м вш ■ про- 3 ! , () лш„ц взад в . . яышлеявопь .•оставят 30.G m u - • ш 8 1|8фтя1,ых fsB1. JMPV. P lteH . что превышает vpo- г.ень 1940 гола ва 71 процент. - п п- „ 1 пз числа «ездештпующнх. Особенно быстро рлстут лапи- В ялектростроительстве план пре- тальпые вложения в следующие г>т- дусматривает: пасли народного хозяйства: сланцев, торфа на Урале и в цен тральных районах Советского Сою за также достаточно велики. Нерациональные пли чрезмерно гонов; поставляемых в 1941 году железнодорожному транспорту, поч ти удваивается. В черную металлургию на 122 процента против 1940 года В цветную металлургию на 93 процента » » » В нефтяную промышленность па 123 процента г> В строительство электростанций на 11S процентов » » В машиностроение на 102 процента » » * пропет. Кпр- — ввод г. действие на электро- j станциях 1750 тысяч киловатт по! сых мощностей, в том числе по I районным электростанциям; Пар! комата электростанций S15 тысяч киловатт. В черной металлургия: л) вгод в действие новых домен- деля перевозимого угля затра- полный порядок существующие ос- чивается ва топку паровоза, везу-новные фонды — пути, подвижной щего этот уголь, должны быть лик видированы. Необходимо для этого увеличить добычу угля в централь ных районах, на Урале и в Средней Азии. Необходимо для этого, чтобы Наркомат путей сообщения и Гос план по-настоящему контролировали ход перевооак. Вследствие 'отставания Наркомата черной металлургии в проведении мер по ликвидации сложившейся узкой специалгазашщи прокатных станов л дефектов б организации снабжения металлам, до сих пор осуществляются встречные перевоз- ыи металла между районами. Из районов УОСР было вывезено в 1940 году 12,5 миллиона тонн я завезено 900 тысяч тонн металла. Из районов Урала вывезено 2 мил лиона тонн, а завезено 1,4 миллио на тош металла. Из районов центра вывеоегао 1,8 миллиона тони и од- новрем)енно завезено 3,5 миллиона тонн металла. Из районов Севера- Вагон находился в движении На промежуточных станциях Под погрузкой и выгрузкой Под технической переработкой и прочими операциями состав, расшить узкие железно дорожные направления и узлы, сни жающие эффективность работы всей железнодорожной сета страны. Кроме некоторых специальных направлений и узлов, которые Нар комату путей сообщения предстоит в 1941 году усилить, необходимо обратить также внимание на уси ление пропускной способности ураль ских железных дорог, которые до сих пор отстают в выполнении пла новых заданий. Это отставание должно быть подлостью ликвидиро вано, так как значение железных ’ Урале, завода низковольтной аппа ратуры в Поволжье, завода электро моторов в Сибири, электроизмери тельных приборов в Краснодарском крае и завода реле и автоматики в Поволжье. В текстильной промышленности: а) ввод в действие 850 тысяч хлопкопрядильных веретен; б) строительство хлопчатобумаж ных комбинатов в Сталинец Бар науле, Ташкенте п Красноярске, бельтшгового комбината н Астраха ни п кордной фабрики в Ярослав ле. Для выполнения плана капиталь, ных работ требуется решительное улучшение работы Наркомата по строительству и строительных орга низаций. Огромные возможности выполне ния плана капитальных работ за ложены в скоростном строительстве. Приведу в качестве примера строи тельство нового производственного корпуса Наркоматом вооружения. В декабре 1940 года Наркомат получил от правительства задание выстроить новый производственный корпус к 1 апреля 1941 года, т. е. немного больше чем за 3 месяца. Корпус должен иметь 19.5 тысяч квадратных метров с несколькими тысячами рабочих в каждой смене. Наркомат организовал строитель ство корпуса с применением облег ченных стандартных конструкций для достижения максимальной эко номии материалов и быстрого ввода в действие стро&кп. Проект соору жения составлен и утвержден за 10 дней. Весь подготовительный к строительству период был также про. делан за 10 дней, причем все 'Ме таллоконструкции были изготовлены па стройке собственными силами строителей. Вес всех материалов, потребных Пз структуры капитальных вло- ’ кой ССР на 51 Перед железными дорогами преж- Ж0ПП1~1 вы яСио видите политику гибкой ССР на 132 процента п ных печей общей мощностью в 2 дальние перевозни угля, когда льви-|де всего стоит задача привести в ■ партии, рассчитанную на Iуркменгкои ССР на 72 процента, миллиона 300 тысяч т<ин чугупа в ная ш т шп Дальпешпнй под’ ем соцпалпстнче- Наибольшие по об’ему каппталовло- год, мартеновских печей мощностью ской индустрии, а следователи!» | зг-лшя получает народное хозяйст- в 2 мпллпопа 780 тысяч топн, для строительства, сокращен против всего народного хозяйства СССР. I го Узбекской ОСР. Здесь создается новых бессемеровских копгортеров, гобычных порм в 5 раз, расход «не существенные сдвиги прсдусяат-''устная угольная база, продолжает- коксовых батарей, горячепрокатных талла ле превышает расхода в рнвает план 1911 года в тег;ч 1 то- ся строительство Чпрчпкскпх гид-’ станов, агломераппопньгх лепт п обычном железобетонном союруже- рпальном размещении новых пред- рпгггпппй н ?.зотпо-тукового ком- ^лезорудпых шахт; нпп. За счет малой трудоемкости приятии. Об’ем капитальных работ | опиата. * , б) развернутое строительство но- работ и максимальной стандартиза- по союзным республикам растет в ; По Карело-Фпнскоп ССР каппта- гых металлургических заподов: 1941 году по сравнению с 11)40 довложепия растут на 280 процеп- 2-гп металлургического завода в годом в следующих размерах. По РСФСР .рост составит 50 про центов. При этом кашггаловложе топ. Наиболее высокими темпами Сибири, 2-х заводов на I рале, за растет здесь строительство черной водон — в Закавказье. Карело- н ивегной металлургии, электро- Финской ССР и в Лепинградокой об- ння в районам Урала и Западной ст|юительство} строительство лесной ласги. Сибири растут на 58 процентов, в и целлюлозно-бумажной промыш- * В машиностроении: района! Юго-востока на GG процен- ленпости. а также траыспорга. | а) строительство завода тяжелого тов и л районы Севера и северо-1 Народное хозяйство Литовской машиностроения в Сибири, завода запада на 147 процентов. Здесь 1 ССР. Латвийской ССР п Эстонской \ тяжелых кранов в Сибири, завода дорог Урала для народного хозяй-, создаются новые мощные промыш- ССР в 19 И году будет впервые ства СССР очень велико. Большие возможности железно дорожного транспорта заложены ленпые базы Советского Союза. Пос- выполпять программу строительства тяжелых поковок на Украине, 3-х заводов кузнечно-прессового обору- ле того, как граница СССР возле 1 социалистических предприятий, j дования на Акранне, 2-х заводов Ленинграда исправлена, а безопас- Большое развитие получает здесь ( кузнечно-прессового оборудования на в ускорении оборота подвижного' ность Ленинграда серьезно укрепи- млшипостроение, топлпвнаи про- Урале, а также — в Поволжье и состава. 0 больших резервах же лезнодорожного транспорта свиде тельствуют следующие факты. Если время оборотл вагона в 1940 г. принять а* 100, то 19 проц. от всего времени оборота 11 проц. » 21 проц. » 49 проц. » » » За 1940 год время оборота ваго на на несколько часов сократилось по сравнению с 1939 годом. Одна ко, здесь имеются еще очень боль шие возможности. Уменьшение обо рота вагона за счет сокращения простоя под погрузкой и выгрузкой, а также технической переработкой на 3— 4 процента создает возмож ность увеличения погрузки новых грузов на железных дорогах при мерно на 3,5 тысячи вагонов в сутки. Но еЩе большие возможности имеются! в народном хозяйстве для роста грузооборота — по линия водного транспорта. СССР богатей шая страна по своим великим вод ным магистралям. Перевозки по воде хотя и вырос ли в 1940 году, все еще отстают <*г плановых заданий и недостаточно облегчают работу железнодорожного миллиона тонн леса. Между тем Наркомат речного флота имеет пол ную возможность организовать до ставку этого леса водным транспор том по Беломорско-Балтийскому ка налу и Мариинской водной системе. Этого требуют интересы пародного хозяйства н железнодорожного транспорта. В 1940 году на Орджонпкпдзев- скую и Закавказскую дороги было завезено железнодорожным транс портом около 1,2 миллиона тонн ле са. Эти перевозки могли быть це ликом переключены нз водный трапспорт. Между тем завоз леса по Волге и Каспийскому морю в райо ны Орджоникпдзйвского края н За кавказья Наркоматом речного флота организован крайне неудовлетвори тельно. До сих пор недостаточно исполь зуется речной транспорт для раз грузки железных дорог от перево- тражлорга. Особенно неблагополучно 30к нефтн< длан нефтеперевозок обстоит дело на речном транспорте с перевозкой таких грузов как лес, строительные материалы, уголщ и неСпъ. Приведу несколько примеров. В Ленинград в Ленинградскую область ежегодно поступает по же лезнодорожному транспорту 1,5 за 1940 год пе был выполнен, в част ности не выполнен он по вывозу нефти из Астрахани вверх по Вол ге. В 1941 году Наркомату речно го флота предстоит значительное увеличение перевозок нефти водой. Данные об использовании речно- лась, — Центральный Комитет уышлепность, электростротпельстБо ] Западной Спбири; партии и Совет Народных Комнсса-|ц текстильная промышленность. б) стротЮльство новых сганко- ров Союза ССР сочли возможным пойти в 1941 году па значитель ные капиталовложения в промыш ленность Ленинграда и Ленинград ской области. По Украинской ССР капиталовло жения в народное хозяйство в 1941 году растут на 7G процентов, при чем рост имеет место особенно е ма шиностроении, металлургии, хими ческой промышленпостп и на тгапс- Голь социалистической индустрии в народном хозяйстве Прибалтики увеличивается в полном соответст вии с интересами рабочпх, крестьян и интеллигенции новых Социали стических Советских Республик. Предусмотренная планом 1941 года программа роста капитальных вложений so многому обязывает Наркоматы и местные партийные ор ганизации. Необходимо полностью порте. Большие капитальные вло -1 реализовать иамеченпыо фонды па женпя производятся в народное хо- материалы п оборудование, во-всю зкиство Молдавской ССР, особенно ■раздуть дропзводство местных строи в. ее промышленность н транспорт. | тельных материалов, своевременно По Белорусской ССР капитальные • подготовить кадры строительных ра- вложения увеличиваются па 45! бочпх. процентов. Особенно быстрое разва-1 В плане капитальных работ 1941 тпе получает здесь топливная про-! года по СССР предусмотрено строп- мышленность. мапшнострсение, элек- тростроитольство и трапспорт. Более высокие по сравнению со средними по Союзу намечены тем пы роста строительства по союзным республикам Закавказья. Капиталь ные вложения в народное хозяйство Грузинской ССР растут на 101 процент. Армянской ССР на 135 процентов и Азербайджанской ССР па 122 процента. Наибольшие вло жения получают здесь нефтяная промышленность, машиностроение, черная и цветная металлургия. В ссюзвых республиках Средней Азпп капитальные вложеиия особен но увеличиваются в нефтяную п угольную промышленность, цвет ную металлургию л ирригационное строительство. Капиталовложения в пародное хозяйство Таджикской ССР увеличиваются на 83 процента, Ка- тельство 2955 новых и расширение существующих промышленных пред приятий. в том чпеле: — Продолжается п вновь начи нается строительство 2213 новых предприятий. — Расширяется и реконструи руется 742 действующих предпрпя- тпя. При таком размахе строительства новых предприятий крайне важное зпачеппе имеет организация пра вильной хозяйственной кооперации будущих предприятий в пределах экономического района. Необходимо предупредить промышленные Нар коматы об этой весьма важной за даче. Между тем. Наркоматы не строительных заводов: тяжелых станков па Урале п в Сибири, ра сточных станков в Сибири, автома тов и револьверных станков на Урале, шлифовальных станков в Воронежской области, прецизион ных станков в Пензенской области, заводов — протяжных станков, зу борезных станков ц крупных то- каргах станков в Поволжье, заво да продольно-строгальных станков и завода автоматов и полуавтоматов в Сибири, завода токарных станков в Рязанской области и агрегатных станков в Ярославской области; в) строительство заводов * элект роаппаратуры: трансформаторного н а 'ства. М АТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ НАРОДОВ СССР Перехожу к вопросу о матери* сти рабочих и служащих до ЗГ ,6 ально-культурпом уровпе пародов I миллиона человек. цпп количество рабочей силы по требовалось втрое меньше обычного. В декабре 1940 года не было еще никаких следов строительства. В феврале 1941 года уже высятся стены корпуса, идет сборка кон струкций, причем строители обя зуются закончить корпус к концу марта 1941 года, т. е. в заданный срок. Этот опыт показывает, что все наши заводы средней мощности мо гут быть безусловно вводимы в действие в течение одного года. План капитальных работ 1941 года исходит нз того, что строите ли, партийные и хозяйственные ор ганизации должны раздвинуть и ликвидировать узкие места в строи тельстве. Товарищ Сталин не раз указывал нам, что планы не могут быть статическими, т. е. опи раться только на достигнутые ре сурсы. 'Нет хуже «деятеля», кото рый яолочится за жизнью, вместо того, чтобы ее организовывать и пгти вперед. Наши планы должны быть динамическими, чтобы люди, осуществляющие эти планы, вели дело вперед, преодолевая трудности и умножая наши возможности. Таковы задачи плана 1941 года в области капитального строитель- СССР. Систематический рост в нашей страие пародного дохода, следова- дельно, общественного богатства и лпчпого потребления трудящихся является результатом вовлечения в производство все новых кадров ра“ бочпх, колхозников, интеллигенции н подпятня производительной сплы труда. Численность рабочего класса в СССР растет пз года в год. Коли чество рабочих и служащих в на родном хозяйстве увеличилось в проявляют заботы относительно 1940 году до 30,4 миллиона чело" обеспечения новых предприятий 1 век против 27 миллионов человек кооперированными постазкамп. в 1 в 1937 году. Плап 1941 года пре- том числе литьем, деталями и по- дусматриваег увеличение численно- j Дальнейшее развитие промышлен" пости требует систематического по* полненпя рабочего класса новыми квалифицированными кадрами н правильного распределения рабочей сплы между отраслями и районами в соответствии с интересами народ- яого хозяйства. По инициативе товарища Сталина партия и правительство в 1940 году приступили к созданию госу" дарственных трудовых резервов пу" тем подготовки молодых квалифици рованных кадров в Ремесленных Учплпщах и Школах Фабрично'За- водского обучения. (Окончание на 5 стр.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz