Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.

КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ N 2 24 (370). 23 февраля 1941 г. ХУШ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП(б) Продолжение доклада тов. ВОЗНЕСЕНСКОГО Крупнейшим источником увеличе- запада вывезено 800 тысяч тонн и^го флота свидетельствуют о ня.ти - I 1940 году на 700 миллионов тон -1луфабрикатами. Тот, кто рассчиты- пия перевозок ируэав в необходи- одновременно завезено 2 миллиона чип больших непспользоваппых воз- но-кплометров. i вает на получение этих элементов мых народному хозяйству размерах! тонн метаигла. Таким образом, ода можпостей для увеличения водны* Сокращение постоев ручного производства со стороны, тем бо- и направлениях является ликвида- о те же районы, отгружая большие ция нерациональных, то есть чрез-' количества металла. вместе о тем мерно дальних и встречных перево- 1 завозят их в обратном направленна зон. Сокращение времени пробега! нз других районов, грузов снижает издержки производ­ ства товаров, уменьшает время, идущее ка из производство и, следо­ вательно, ускоряет темпы расши­ ренного социалистического воспро­ изводства. Между тем, у нас в значитель­ ных размерах сохранились встреч- перевозок. . В результате несвоевременного вывода судов пз зимнего судоремон- флота, которые до сих пор прпдол- лее из других экономических райо- жают оставаться очень высокими, по- пов, может вметь серьезные из- кышспме качества судоремонта, осо- ■держкп в пуске в эксллоатаппю та в 1940 году Наркомат речного бгнно в зпмнпГг период, полное пс- ее завоз из отдаленных районов За кавказья и Украины. Из Члатур п Никополя на Урал бышо отравлено ные л чрезмерно дальние пере-! в 1940 [году 185 тысяч тони и в возки. Хотя в цеаом по всем грузам районы Сибири — 90 тысяч тонн дальность пробега в 1940 году не- марганцевой руды. В то же время много сократилась против 1939 го- богатые месторождения марганцевых да, — все же дальность перевозок руд на Северном Урале и в Башки­ таккх кассовых грузов как камея- рип Наркоматом черной металлур- Вследствие невыполнения Парко- i флота только по буксирной тяге пе- | пользппаппс мошпых водных магп- ыатом черной металлургии решений . довыполнил задание почти на 1.3 стралей Советского Союза являются XVIII с’езда ВКП(б) о новых райо-; миллиарда тонно-километров, р . част- I пеотложлтлмп задачами водного пах добычи марганцевой руды, для,| П0СТП( по крупнейшему Волжскому транспорт. У нас есть все необхо- вужд Урала и Сибири продолжается! нефтеналивному пароходству это гии продолжают слабо разрабаты­ ваться. Таким образом, дополнительные недовыполнение составило 750 мил­ лионов тонно-километров. днмое для того, чтобы большое за­ дали? по увеличению речных пере­ возок в 1911 готу на 2S лроцеп- Кроме того, вследствие задержки тов водники пе только выполнили, ный уголь и лес в 1940 году не только не уменьшилась, но даже увеличилась. Приведу несколько примеров нерациональных перевозок, возможности улучшения работы же- имевших место в 1940 году. j леэнодоражнаго транспорта, связал- В Среднюю Азию — в районы j нъве с ликвидацией нерациональных Ташкентской и Ашхабадской желез-: перевозок, далеко пе использованы. ней дорог было завезено из Спбири j Между тем, уменьшение средней 470 тысяч тонн кузнецкого угля .' дальности перевозок, а следователь- Меяду тем. потребность союзных 1 но дальности пробега вагонов, хотя республик Средней Азии, в том чис- бы на 10 километров против фак- ле потребность самого железнодо -1 тнчеокой дальности пробега в 1940 рожного транспорта с избытком мо-! году, даст возможность увеличить I нового предприятия. Кооперация должна быть предусмотрена Нарко­ матами и организована прежде всего в пределах данного экономического 1 района. В 1941 году по государственному плапу должно быть введено в строй па полную пли частичную мощность 157G промышленных предпрпяднй, в там числе 1151 новое пред­ приятие п 425 реконструируемых. По отдельным отраслям лромыш- лрнностп государственный план ' 1941 года предусматривает следую- Перехожу к вопросам капиталь- капитальных вложеппй? — 0п выл- шне задания по строительству и вводу в действие- производственных мошпостей н предприятий. R угольной промышленности: судов в летнем ремонте Паркомат речного флота недовыполнил задаппе по п перевыполнили. Таковы основные задания плана по перевозке массовых грузов в j 1941 года в области транспорта. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ного строительства. Программа цац самыми насущными потребно- I строительства п размещенпя пред- • стямн нашего развития п раептпре- прпятпй, припятая на 1941 год пня социалистической промыптлен- Цептральным Комитетом ВКИ(б) и пгстп. необходимостью ускорить — ввод в действие шахт общей Советом Народных Комиссаров СССР, выполнение задачи перегнать в мощностью в 27 миллиопов тонн, в жет покрьвваться за счет добычи местных углей, запасы которых очень велики. железным дорота!М погрузку иовьп грузов почти на 1,5 тысячи вагонов в сутки. Перевозки из Сибири кузнецкого В 1941 году железнодорожный угля осуществлялись в 1940 году! транспорт получает от государства даже в районы Куйбышевской, Ка- j капиталовложения в об’еме 6 мпл- занской, Горьковской дорог и далее лиардов 500 миллионов рублей, что на запад — в количестве 2,5 мил-1 превышает уровень 1940 года поч- лиона тонн, хотя запасы угля , 1 ти на 55 процентов. Количество ва- представляет собой величественпьш план. Он поднимает пародпое хо­ зяйство СССР па решение новых, круппых задач строительства со­ циализма. Прогпамма капитальных вложений Sв пародпое хозяйство СССР превы­ шает уровень 1940 года более чем в полтора раза. В этой программе отражается прогрессивное двпжепие социалистического общества. Чем вызван такой значительный рогт экономическом отношении главпыР пом числе 22,7 миллиона тонн по капиталистпчг скио страны. Пз общего объема, централизован­ ных капитальных вложений в 48 Паркомату угольной промышлепно- сти. В нефтяной промышленности: . _ — бурение скважин в размере т .тж э д о з руолс» м о м вш ■ про- 3 ! , () лш„ц взад в . . яышлеявопь .•оставят 30.G m u - • ш 8 1|8фтя1,ых fsB1. JMPV. P lteH . что превышает vpo- г.ень 1940 гола ва 71 процент. - п п- „ 1 пз числа «ездештпующнх. Особенно быстро рлстут лапи- В ялектростроительстве план пре- тальпые вложения в следующие г>т- дусматривает: пасли народного хозяйства: сланцев, торфа на Урале и в цен­ тральных районах Советского Сою­ за также достаточно велики. Нерациональные пли чрезмерно гонов; поставляемых в 1941 году железнодорожному транспорту, поч­ ти удваивается. В черную металлургию на 122 процента против 1940 года В цветную металлургию на 93 процента » » » В нефтяную промышленность па 123 процента г> В строительство электростанций на 11S процентов » » В машиностроение на 102 процента » » * пропет. Кпр- — ввод г. действие на электро- j станциях 1750 тысяч киловатт по! сых мощностей, в том числе по I районным электростанциям; Пар! комата электростанций S15 тысяч киловатт. В черной металлургия: л) вгод в действие новых домен- деля перевозимого угля затра- полный порядок существующие ос- чивается ва топку паровоза, везу-новные фонды — пути, подвижной щего этот уголь, должны быть лик­ видированы. Необходимо для этого увеличить добычу угля в централь­ ных районах, на Урале и в Средней Азии. Необходимо для этого, чтобы Наркомат путей сообщения и Гос­ план по-настоящему контролировали ход перевооак. Вследствие 'отставания Наркомата черной металлургии в проведении мер по ликвидации сложившейся узкой специалгазашщи прокатных станов л дефектов б организации снабжения металлам, до сих пор осуществляются встречные перевоз- ыи металла между районами. Из районов УОСР было вывезено в 1940 году 12,5 миллиона тонн я завезено 900 тысяч тонн металла. Из районов Урала вывезено 2 мил­ лиона тонн, а завезено 1,4 миллио­ на тош металла. Из районов центра вывеоегао 1,8 миллиона тони и од- новрем)енно завезено 3,5 миллиона тонн металла. Из районов Севера- Вагон находился в движении На промежуточных станциях Под погрузкой и выгрузкой Под технической переработкой и прочими операциями состав, расшить узкие железно­ дорожные направления и узлы, сни­ жающие эффективность работы всей железнодорожной сета страны. Кроме некоторых специальных направлений и узлов, которые Нар­ комату путей сообщения предстоит в 1941 году усилить, необходимо обратить также внимание на уси­ ление пропускной способности ураль­ ских железных дорог, которые до сих пор отстают в выполнении пла­ новых заданий. Это отставание должно быть подлостью ликвидиро­ вано, так как значение железных ’ Урале, завода низковольтной аппа­ ратуры в Поволжье, завода электро­ моторов в Сибири, электроизмери­ тельных приборов в Краснодарском крае и завода реле и автоматики в Поволжье. В текстильной промышленности: а) ввод в действие 850 тысяч хлопкопрядильных веретен; б) строительство хлопчатобумаж­ ных комбинатов в Сталинец Бар­ науле, Ташкенте п Красноярске, бельтшгового комбината н Астраха­ ни п кордной фабрики в Ярослав­ ле. Для выполнения плана капиталь, ных работ требуется решительное улучшение работы Наркомата по строительству и строительных орга­ низаций. Огромные возможности выполне­ ния плана капитальных работ за­ ложены в скоростном строительстве. Приведу в качестве примера строи­ тельство нового производственного корпуса Наркоматом вооружения. В декабре 1940 года Наркомат получил от правительства задание выстроить новый производственный корпус к 1 апреля 1941 года, т. е. немного больше чем за 3 месяца. Корпус должен иметь 19.5 тысяч квадратных метров с несколькими тысячами рабочих в каждой смене. Наркомат организовал строитель­ ство корпуса с применением облег­ ченных стандартных конструкций для достижения максимальной эко­ номии материалов и быстрого ввода в действие стро&кп. Проект соору­ жения составлен и утвержден за 10 дней. Весь подготовительный к строительству период был также про. делан за 10 дней, причем все 'Ме­ таллоконструкции были изготовлены па стройке собственными силами строителей. Вес всех материалов, потребных Пз структуры капитальных вло- ’ кой ССР на 51 Перед железными дорогами преж- Ж0ПП1~1 вы яСио видите политику гибкой ССР на 132 процента п ных печей общей мощностью в 2 дальние перевозни угля, когда льви-|де всего стоит задача привести в ■ партии, рассчитанную на Iуркменгкои ССР на 72 процента, миллиона 300 тысяч т<ин чугупа в ная ш т шп Дальпешпнй под’ ем соцпалпстнче- Наибольшие по об’ему каппталовло- год, мартеновских печей мощностью ской индустрии, а следователи!» | зг-лшя получает народное хозяйст- в 2 мпллпопа 780 тысяч топн, для строительства, сокращен против всего народного хозяйства СССР. I го Узбекской ОСР. Здесь создается новых бессемеровских копгортеров, гобычных порм в 5 раз, расход «не­ существенные сдвиги прсдусяат-''устная угольная база, продолжает- коксовых батарей, горячепрокатных талла ле превышает расхода в рнвает план 1911 года в тег;ч 1 то- ся строительство Чпрчпкскпх гид-’ станов, агломераппопньгх лепт п обычном железобетонном союруже- рпальном размещении новых пред- рпгггпппй н ?.зотпо-тукового ком- ^лезорудпых шахт; нпп. За счет малой трудоемкости приятии. Об’ем капитальных работ | опиата. * , б) развернутое строительство но- работ и максимальной стандартиза- по союзным республикам растет в ; По Карело-Фпнскоп ССР каппта- гых металлургических заподов: 1941 году по сравнению с 11)40 довложепия растут на 280 процеп- 2-гп металлургического завода в годом в следующих размерах. По РСФСР .рост составит 50 про центов. При этом кашггаловложе топ. Наиболее высокими темпами Сибири, 2-х заводов на I рале, за­ растет здесь строительство черной водон — в Закавказье. Карело- н ивегной металлургии, электро- Финской ССР и в Лепинградокой об- ння в районам Урала и Западной ст|юительство} строительство лесной ласги. Сибири растут на 58 процентов, в и целлюлозно-бумажной промыш- * В машиностроении: района! Юго-востока на GG процен- ленпости. а также траыспорга. | а) строительство завода тяжелого тов и л районы Севера и северо-1 Народное хозяйство Литовской машиностроения в Сибири, завода запада на 147 процентов. Здесь 1 ССР. Латвийской ССР п Эстонской \ тяжелых кранов в Сибири, завода дорог Урала для народного хозяй-, создаются новые мощные промыш- ССР в 19 И году будет впервые ства СССР очень велико. Большие возможности железно­ дорожного транспорта заложены ленпые базы Советского Союза. Пос- выполпять программу строительства тяжелых поковок на Украине, 3-х заводов кузнечно-прессового обору- ле того, как граница СССР возле 1 социалистических предприятий, j дования на Акранне, 2-х заводов Ленинграда исправлена, а безопас- Большое развитие получает здесь ( кузнечно-прессового оборудования на в ускорении оборота подвижного' ность Ленинграда серьезно укрепи- млшипостроение, топлпвнаи про- Урале, а также — в Поволжье и состава. 0 больших резервах же лезнодорожного транспорта свиде­ тельствуют следующие факты. Если время оборотл вагона в 1940 г. принять а* 100, то 19 проц. от всего времени оборота 11 проц. » 21 проц. » 49 проц. » » » За 1940 год время оборота ваго­ на на несколько часов сократилось по сравнению с 1939 годом. Одна­ ко, здесь имеются еще очень боль­ шие возможности. Уменьшение обо­ рота вагона за счет сокращения простоя под погрузкой и выгрузкой, а также технической переработкой на 3— 4 процента создает возмож­ ность увеличения погрузки новых грузов на железных дорогах при­ мерно на 3,5 тысячи вагонов в сутки. Но еЩе большие возможности имеются! в народном хозяйстве для роста грузооборота — по линия водного транспорта. СССР богатей­ шая страна по своим великим вод­ ным магистралям. Перевозки по воде хотя и вырос­ ли в 1940 году, все еще отстают <*г плановых заданий и недостаточно облегчают работу железнодорожного миллиона тонн леса. Между тем Наркомат речного флота имеет пол­ ную возможность организовать до­ ставку этого леса водным транспор­ том по Беломорско-Балтийскому ка­ налу и Мариинской водной системе. Этого требуют интересы пародного хозяйства н железнодорожного транспорта. В 1940 году на Орджонпкпдзев- скую и Закавказскую дороги было завезено железнодорожным транс­ портом около 1,2 миллиона тонн ле­ са. Эти перевозки могли быть це­ ликом переключены нз водный трапспорт. Между тем завоз леса по Волге и Каспийскому морю в райо­ ны Орджоникпдзйвского края н За­ кавказья Наркоматом речного флота организован крайне неудовлетвори­ тельно. До сих пор недостаточно исполь­ зуется речной транспорт для раз­ грузки железных дорог от перево- тражлорга. Особенно неблагополучно 30к нефтн< длан нефтеперевозок обстоит дело на речном транспорте с перевозкой таких грузов как лес, строительные материалы, уголщ и неСпъ. Приведу несколько примеров. В Ленинград в Ленинградскую область ежегодно поступает по же­ лезнодорожному транспорту 1,5 за 1940 год пе был выполнен, в част­ ности не выполнен он по вывозу нефти из Астрахани вверх по Вол­ ге. В 1941 году Наркомату речно­ го флота предстоит значительное увеличение перевозок нефти водой. Данные об использовании речно- лась, — Центральный Комитет уышлепность, электростротпельстБо ] Западной Спбири; партии и Совет Народных Комнсса-|ц текстильная промышленность. б) стротЮльство новых сганко- ров Союза ССР сочли возможным пойти в 1941 году па значитель­ ные капиталовложения в промыш­ ленность Ленинграда и Ленинград­ ской области. По Украинской ССР капиталовло­ жения в народное хозяйство в 1941 году растут на 7G процентов, при­ чем рост имеет место особенно е ма­ шиностроении, металлургии, хими­ ческой промышленпостп и на тгапс- Голь социалистической индустрии в народном хозяйстве Прибалтики увеличивается в полном соответст­ вии с интересами рабочпх, крестьян и интеллигенции новых Социали­ стических Советских Республик. Предусмотренная планом 1941 года программа роста капитальных вложений so многому обязывает Наркоматы и местные партийные ор­ ганизации. Необходимо полностью порте. Большие капитальные вло -1 реализовать иамеченпыо фонды па женпя производятся в народное хо- материалы п оборудование, во-всю зкиство Молдавской ССР, особенно ■раздуть дропзводство местных строи­ в. ее промышленность н транспорт. | тельных материалов, своевременно По Белорусской ССР капитальные • подготовить кадры строительных ра- вложения увеличиваются па 45! бочпх. процентов. Особенно быстрое разва-1 В плане капитальных работ 1941 тпе получает здесь топливная про-! года по СССР предусмотрено строп- мышленность. мапшнострсение, элек- тростроитольство и трапспорт. Более высокие по сравнению со средними по Союзу намечены тем­ пы роста строительства по союзным республикам Закавказья. Капиталь­ ные вложения в народное хозяйство Грузинской ССР растут на 101 процент. Армянской ССР на 135 процентов и Азербайджанской ССР па 122 процента. Наибольшие вло­ жения получают здесь нефтяная промышленность, машиностроение, черная и цветная металлургия. В ссюзвых республиках Средней Азпп капитальные вложеиия особен­ но увеличиваются в нефтяную п угольную промышленность, цвет­ ную металлургию л ирригационное строительство. Капиталовложения в пародное хозяйство Таджикской ССР увеличиваются на 83 процента, Ка- тельство 2955 новых и расширение существующих промышленных пред­ приятий. в том чпеле: — Продолжается п вновь начи­ нается строительство 2213 новых предприятий. — Расширяется и реконструи­ руется 742 действующих предпрпя- тпя. При таком размахе строительства новых предприятий крайне важное зпачеппе имеет организация пра­ вильной хозяйственной кооперации будущих предприятий в пределах экономического района. Необходимо предупредить промышленные Нар­ коматы об этой весьма важной за­ даче. Между тем. Наркоматы не строительных заводов: тяжелых станков па Урале п в Сибири, ра­ сточных станков в Сибири, автома­ тов и револьверных станков на Урале, шлифовальных станков в Воронежской области, прецизион­ ных станков в Пензенской области, заводов — протяжных станков, зу­ борезных станков ц крупных то- каргах станков в Поволжье, заво­ да продольно-строгальных станков и завода автоматов и полуавтоматов в Сибири, завода токарных станков в Рязанской области и агрегатных станков в Ярославской области; в) строительство заводов * элект­ роаппаратуры: трансформаторного н а 'ства. М АТЕРИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ НАРОДОВ СССР Перехожу к вопросу о матери* сти рабочих и служащих до ЗГ ,6 ально-культурпом уровпе пародов I миллиона человек. цпп количество рабочей силы по­ требовалось втрое меньше обычного. В декабре 1940 года не было еще никаких следов строительства. В феврале 1941 года уже высятся стены корпуса, идет сборка кон­ струкций, причем строители обя­ зуются закончить корпус к концу марта 1941 года, т. е. в заданный срок. Этот опыт показывает, что все наши заводы средней мощности мо­ гут быть безусловно вводимы в действие в течение одного года. План капитальных работ 1941 года исходит нз того, что строите­ ли, партийные и хозяйственные ор­ ганизации должны раздвинуть и ликвидировать узкие места в строи­ тельстве. Товарищ Сталин не раз указывал нам, что планы не могут быть статическими, т. е. опи­ раться только на достигнутые ре­ сурсы. 'Нет хуже «деятеля», кото­ рый яолочится за жизнью, вместо того, чтобы ее организовывать и пгти вперед. Наши планы должны быть динамическими, чтобы люди, осуществляющие эти планы, вели дело вперед, преодолевая трудности и умножая наши возможности. Таковы задачи плана 1941 года в области капитального строитель- СССР. Систематический рост в нашей страие пародного дохода, следова- дельно, общественного богатства и лпчпого потребления трудящихся является результатом вовлечения в производство все новых кадров ра“ бочпх, колхозников, интеллигенции н подпятня производительной сплы труда. Численность рабочего класса в СССР растет пз года в год. Коли­ чество рабочих и служащих в на­ родном хозяйстве увеличилось в проявляют заботы относительно 1940 году до 30,4 миллиона чело" обеспечения новых предприятий 1 век против 27 миллионов человек кооперированными постазкамп. в 1 в 1937 году. Плап 1941 года пре- том числе литьем, деталями и по- дусматриваег увеличение численно- j Дальнейшее развитие промышлен" пости требует систематического по* полненпя рабочего класса новыми квалифицированными кадрами н правильного распределения рабочей сплы между отраслями и районами в соответствии с интересами народ- яого хозяйства. По инициативе товарища Сталина партия и правительство в 1940 году приступили к созданию госу" дарственных трудовых резервов пу" тем подготовки молодых квалифици­ рованных кадров в Ремесленных Учплпщах и Школах Фабрично'За- водского обучения. (Окончание на 5 стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz