Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.

I k 92 (368). 19 * Ч М М 1941 г КО М С О М О Л Е Ц ЗАПО ЛЯ РЬЯ ' ' V ' "Г**л " К \ ш ш ш т т ш ^ я в т . XV11I ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП(б) О задачах партийных организация в области промышленности и транспорта Доклад товарища Г. М. МАЛЕНКОВА (Окончание. Начало ва I стр.) Сдссо собой разумеется, что нвче“ го ядать от такого, с позволения сказать, руководителя перехода на производства навой продукции лучшего качества, и введении но" вой техники. Надо, товарищи, разоблачать та* вех невежд я гнать их в шею от руководства. Нельзя терпеть невежд во главе предприятий и вообще на руководящих постах!. Они только портят живое дело. Но для того, чтобы своевременно ааменять негодных работников, для того, чтобы вогвремя выдвигать но­ вых людей, знатоков своего дела, пацо, товарищи, исправить положат пн» дел с изучением, подбором и выдвижением кадров как в партий* ных, так и в хозяйственных орга" низациях. В частности, надо решительно улучшить работу заместителей нар" комов по кадрам, которые работают уже давно, однако до сий пор про" явили себя очень и очень слабо. Несколько слов, товарищи, о по" литотделах железнодорожного и вод* вого транспорта. Тут следует сказать одно— пора покончить с отрывом политотделов железнодорожного и водного транс­ порта от территориальных партий­ ных организаций и сделать полит­ отделы подотчетными обномам и горномал партии. Нужно прямо и открыто сказать, что политотделы на транспорте, осо* fresHO па железнодорожном, рабо* тают крайне неудовлетворительно. Политотделы работают но-канцеляр* ста, вместо работы занимаются сбо* ром многочисленных сводок с мест, посылают ощхигаое количество те­ леграфных и письменных директив. Многие пояитчлдеш превратились в плохой придаток ведомственных учреждений транспорта, они зама" зыэают ведомственные недостатки и не выполняют даже такой элемен* тарной обязанности, как сигнализа­ ция парторганам о недостатка!! в работе транспорта. Находятся такие работники по­ литотделов, которые забыли о своих большевистских обязанностях перед пафтией и страной, обрели себе спокойную жшзнь за счет государ­ ства и стоят в стороне от работы по под’ему транспорта. Товарищи, из организационных вопросов следует остановиться да" лее на вопросе о хозяйственно*про* изводственных активах!. Надо сказать, что у нас за пост леднее время ослабла работа с акт тивом. Во многих Наркоматах во" все забросили ату работу и не со" бывают активов. Это не в малой степени об’яс" няется зазнайством некоторых на’ вгих руководителей. Такие руководители считают, что они сами все знают и не нуждагот" «я в том, чтобы посоветоваться с активом, чтобы учесть опыт низо” вых работников, инженеров, техни­ ков. стахановцев. Такие руководители боятся разт вернуть критику и самокритику. Такие руководители забывают то, чему учит нас товарищ Сталин. Вы помните, как тов. Сталин па совещании стахановцев благодарил участников совещания за помощь, которую они оказали своими вы­ ступлениями и советами. Тов. Стадии на атом совещании говорил: «Разве можно сомневаться в том, что руководители, пренебрегающие этим опытом, не могут считаться настоящими руководителями?»*). Необходимо восстановить эначе~ нив производственно-хозяйственных активов на предприятиях и в Нар* коматах. Активы должны играть значи* тельную роль в деле лучшего и г пользования опыта низовых !хозяй* ственпых и партийпых работников, инженеров, техников, стахановцев. Азггггвы должны играть значитель­ ную роль в раз’яслепии работникам * ) Сталин. «Вопросы ленинизма», j l издание, стр. 505. промышленности значения -важней" ших мероприятий в области про" мьппленности и транспорта. Активы надо собирать кая с привлечением на них работников различных от" раслей промышленности, так и по отдельным отраслям промышленно­ сти и тРансп°Рта- Хозяйственные руководители и партийные органн* зации обязаны тщательно готовить собрания активов с тем, чтобы обеспечить на них серьезное и де" ловое обсуждение поставленных вопросов. Теперь о соцсоревновании и ста* хановском движении. О значении его говорить нечего. Я хочу отме­ тить только, что у нас на многих предприятиях партийные и проф" союзные организации иеудовлетво" рительно руководят делом соцсорев* нованил и стахановским движением. Только формальным отношением к руководству стахановским движе" нием можно об’яснить, что па пред* приятиях могут уживаться такие факты, как охват стахановским дви­ жением па предприятии половины и более всех рабочих и наличие в то же время нз этом предприятии гря­ зи и захламленности в цехах, на* личие большого количества рабочих, не выполняющих нормы, и даже невыполнение этим предприятием своих производственных планов. Необходимо всемерна развивать стахановское движение, направлять инициативу стахановцев на повы* шение производительности труда, на разрешение важнейших вопросов производства, на подтягивание огг стающих участков производства. Наконец, товарищи, последний вопрос. Речь идет о том, что на предприятиях все еще продолжается неправильная практика проведения в рабочее время собраний, заседа* ний, совещаний общественных орга­ низаций. 1 Вот почему в проекте резолюции, розданной вам, предлагается безус" ло8но воспретить партийным, совет" ским, профсоюзным и другим об" щественным организациям: а) созыв на предприятиях и в учреждениях в рабочее время собра­ ний, заседаний и всякого рода со­ вещаний; б) вызов в рабочее время рабо~ чях и служащих; в) снятие рабочих и служащих предприятий и учреждений для по* сылки их на проведение текущих кампаний или в командировки по шефским и т. п. делам; г) отвлечение в рабочее время рабочих и служащих предприятий и учреждений от и? непосредствен­ ной работы для участия по поруче­ нию общественных организаций в обследовательских комиссиях и бригадах. Нужно раз навсегда установить, что рабочие и служащие предприя­ тий и учреждений выполняют по­ ручения общественных организаций только в нерабочее время. Таковы меры, которые нужно принять по линии организационных задач парторганизаций, чтобы лик’ впдпровать недостатки в работе промышленности и транспорта. * ** Товарищи, наша промышленность была и есть база развития всего народного Хозяйства. Промышлен­ ность была и есть руководящее на* чало во всей системе народного хо* зяйства. Промышленность ведет вперед все наше социалистическое хозяйство, включая сельское хозяй* ство и транспорт. Промышленность была и есть база оборонной мощи страны. Задача заключается в том, чтобы неустанно двигать вперед дело p a r вития социалистической промыпг ленности. Новые и большие задачи стоят перед нашей промышленностью и транспортом в 1941 году. Необхо* димо дело организовать так, чтобы уже в этом году ни в одной обла’ сти, ни в одном городе и промыпг ленном центре пе осталось ни одно* го отстающего предприятия. В нашей промышленности не должно быть отстающих предприя­ тий. Все заводы, фабрики, шахты, железные дороги обязаны выполнять план. Бороться за выполнение плана, обеспечить выполнение плана, рабо" тать по плану, это значит: а) выполнять годовой, кварталь* ныи и месячный планы по выра~ ботке продукции не в среднем, как это было до сих пор, а равномерно, по плану, по заранее разработанисг му графику производства готовой продукции; б) выполнять план не только в среднем по отрасли промышленно" сти, пак это было до сих пор, а выполнять его по каждому пред" приятию в отдельности; в) выполнять план не только в среднем по предприятию, как это было до сих пор, но выполнять план ежедневно, в каждом цехе, в каждой бригаде, на каждом станке и в каждой смене; г) выполнять плап не только по количественным показателям, по обя­ зательно и качествен™, комплектно, по ассортименту, с соблюдением уста- иошенных стандартов и по уста­ новленной планом себестоимости. Мы должны и (можем добиться уже в ближайшее арехя дальней­ шего зшд’ема нашей промышленно­ сти и транспорта. Надо Только, чтебы все наши партийные организации, все руко­ водящие работники промышленно­ сти и транспорта со всей больше­ вистской настойчивостью взялись за немедленную ликвидацию (недостат­ ков в работе промышленности и транспорта, коренным) образом улуч­ шили свою работу в этой области. Мы не можем 'удовлетвориться уже достигнутым и не видеть круп­ ных недостатков в работе промыш­ ленности и транспорта. Терпимость к этим недостаткам чрезвычайно опасна и вредна. Нельзя терпеть, чтобы у нас аде- либо жили и процветали настроения благодушия; и довольства достиг­ нутым. Такие настроения делают работников нетребовательными н слепыми в отношении к недостат­ кам. Такие настроения не к лицу большевикам. , Большевик должен отличаться непримиримостью к недостаткам, требовательностью к себе, ко всей своей работе. Этому учит нас то­ варищ Сталин. I (Бурные аплодис­ менты). Для большевика интересы госу­ дарства, интересы своей родины должны быть превыше (всего. Боль­ шевик должен быть дисциплиниро­ ванным в выполнении решений пар­ тии и правительства. Закон есть закон для всех. 'Мы все слуги госу­ дарства. Этому учит нас товарищ Сталин. (Аплодисменты). Большевик должен быть подлин­ ным борцом против рутины *в вопро­ сах новой техники, новой продук­ ции, новых методов производства. Падо воспитывать у наших работни­ ков вкус к тому, чтобы овладеть техникой, выдвигать таких людей, которые способны оседлать технику, ибо техника без людей есть хлам. Большевик — революционер в тех­ нике, в хозяйстве — тот, кто умеегг ломать устаревшие традиции, заме­ нять их новыми и итти вперед. Это­ му учит нас товарищ Сталин. (Аплодисменты). Нет сомнения в том, что ттяптд партия, свято выполняя указания товарища Сталина, мобилизуя всю массу рабочих, служащих, инжене­ ров и техников, в кратчайшие сро­ ки добьется исключительной орга­ низованности, максимальной произ­ водительности в работе промышлен­ ности и транспорта. Промышлен­ ность и транспорт должны и будут работать значительно лучше, будут давать продукции по всем отраслям гораздо больше и более высокого качества. Под испытанным и мудрым руко­ водством вождя народов товарища Сталина наша великая родина пой­ дет вперед к новым, решительным победам коммунизма. (Бурные апло­ дисменты. Все встают). Дневник утреннего заседания 17 февраля На утреннем заседании 17 февг раля, открывшемся под председа­ тельством тав. А. А. Жданова, нача­ лись прения по докладу тов. Г. М. Маленкова «О задачах пар* твйных организаций в области промышленности и транспорта». Первым в прениях выступил секретарь Ленинградского городско" го комитета ВКП(б) тов. А. А. Нуз* нецов. — Из доклада тов. Маленкова, — говорит тов. Кузнецов, — мы видим, что промышленность и транспорт, благодаря повседневной заботе правительства, партии, то­ варища Сталина, добились в 1940 году значительных успехов. Но мы живем п работаем в повой, слож* пой обстановке, требующей чтобы промышленность работала еще луч* ше и организованнее, давала про* дукции больше и лучшего качест­ ва. Доклад вскрыл основные недо" статки в работе промышленности и транспорта и указал конкретные пути быстрейшей ликвидации этих недостатков. Город Ленина — одип т веду* щих промышленных центров совет­ ской страны. Естественно, что Ле“ пипградская партийная организация уделяет большое внимание вопро* сам промышленности и транспорта. В 1940 году ленинградская промышленность добилась новых серьезных успехов. План 1940 года выполнен досрочно. Выпущено про­ дукции на 11,6 процента больше, чем в 1939 году. Особенно значвг тельны успехи оборонной промыпг ленности; заметно улучшили свою работу тяжелое и среднее машино" строение, текстильная и пищевая промышленность. Тов. Кузнецов останавливается далее на недостатка? в работе про­ мышленности Ленинграда. Он пмг черкивает необходимость дальней* шей борьбы за укрепление трудо" вой дисциплины, организации тру­ да, правильное использование сырья и оборудования. Обычно всякое но­ вое задание влечет за собой новую заявку па оборудование. Между тем, руководители предприятий ча­ сто не знают действительной за* грузки имеющегося оборудования и многие станки, которые можно прекрасно использовать, зачисляют в «устарелые». Ленинградский гор­ ком, проверив по группе предприя­ тий использование оборудования, обнаружил 3800 таких станков, а когда нужно было найти оборудо* вапие для Ремесленных Училищ, -выявили еще 2700. Заканчивая свое выступление, тов. Кузнецов говорит об особом внимании и помощи Центрально" го Комитета и лично товарища Сталина — заводам и фабрикам Ленинграда. Па внимание и помощь ЦК и товарища Сталина Ленин­ градская партийная организация, руководимая тов. Ждановым, отве­ тит тем, что приложит все силы чтобы обеспечить новый мощный под’ем всех отраслей промышлен" ности. На трибуне — секретарь Харь­ ковского областного комитета КП(б)У тов. А. А. Епишев. — Анализ основных недостатков в работе партийпых организаций по руководству промышленностью, сделанпый в докладе тов. Мален­ кова, — говорит он, — учит нас большевистскому стилю руководства всеми отраслями хозяйства и в особенности такой его ведущей отраслью, как промышленность. Машиностроительная промыпг ленность Харькова в 1940 году пе­ ревыполнила свой план по ва­ ловой и товарной продукции. Однако, 'результаты работы бы" ли бы значительно выше, ес­ ли бы партийные организации и, в первую очередь, областной и городской комитеты партии глубже вникали в экономику каждого пред" приятия, лучше и конкретнее осу* ществляли коптроль и помощь ему. Тов. Епишев приводит ряд при­ меров недостаточной борьбы за вы­ сокие качественные показатели. Он отмечает далее недостатки в работе Наркоматов и Главков в области планирования и наличие капцелярг с^"бюрократических методов в ру“ » ководстве предприятиями. Секретарь Молотовекого обкома ВКП(б) тов. Н. И. Гусаров в своем выступлении сообщает, что круп* нейшие предприятия Молотовокой области перевыполнили планы 1940 года. Однако, заявляет тов. Гусаров, это не может и не должно нас удовлетворить: ряд предприя­ тий области плана не выполнил, а многие из выполнивших — да* леко не в полной мере использова* ли свои производственные возмож­ ности. Все еще имеют место факты при" миренческого отношения к наруше* ниям технологической дисциплины, работа рывками, штурмом, нару~ шения нормального чпроизводствен­ ного ритма. Анализируя ряд экономических показателей работы промышленно* сти Молотовокой области, тов. Гу­ саров показывает, что и на тех предприятиях, которые выполняют план, есть непочатый край работы в области улучшения использова" ния оборудования и т. д. Тов. В. И. Бойцов— секретарь Ор­ ловского обкома ВКП(б) отмечает, что в Орловской области, наряду с предприятиями, перевыполнившими план, есть заводы и фабрики, ра­ ботающие неудовлетворительно. — Директор завода. — говорит он, — еще не стал полновласт­ ным руководителем предприятия, а некоторые партийные организации еще не поняли, что большевист­ ский стиль руководства требует строгого единоначалия. Секретарь Приморского крайкома ВКП(б) тов. Н. М. Пегов говорит, что основные отрасли промышлен* ности Приморского края — уголь­ ная, рыбная, судоремонтная, вод­ ный и железнодорожный транспорт продвинулись вперед в деле вы­ полнения плана. Резко улучшило работу Дальневосточное пароходст­ во, выполнила план Приморская железная дорога. Однако рыбная и лесная промышленность, отдельные шахты угольной промышленности еще отстают. Это отставание яв­ ляется следствием серьезных недо­ статков в руководстве щромышлен- ностью края. Тов. Пегов отмечает положитель­ ную роль промышленных отделов крайкомов, обкомов в деле под’ема промышленности. Но в работе про­ мышленных отделов есть сущест" венные недостатки, они часто на­ чинают выполнять функции райко­ мов или отдельных! хозяиственни" ков, а порой становятся и ширмой для нерадивых хозяйственников. Тов. Пегов останавливается да" лее на вопросе о слабости работы профсоюзных и комсомольских ор* ганизаций, особенно профсоюзных, па предприятиях. Необходимо ре­ шительно поднять роль профсоюз­ ных организации в борьбе за по* вышепие производительности труда, развертывание соцсоревнования, ра­ ционализацию производства и т. д. План — это закон предприятия, по которому строится вся его дея* тельпость. Но в плакировании, — говорит тов. Пегов, — имеются крупные недостатки. Тов. Пегов приводит факт, когда комиссия Наркомморфлота после обследования работы Дальневосточного пароход* ства не могла подсчитать процент выполнения плана и увезла в Мо­ скву 4 варианта выполнения пла* па. Большевики Приморья, — гово" рит, заканчивая свою речь тов. Пегов,— приложат все силы, чтобы выполнить задачи, которые ставит партия, товарищ Сталин. Выступивший затем секретарь Железнодорожного райкома <ВЙШ(б) г. Москвы тов. М. И. Друзяков рассказал о работе трех московских отделений железнодорожного транс* порта и поделился опытом партий­ но-политической и организационной работы, проводимой железнодорож* ным райкомом и парторганизацией депо Москва — Сортировочная. В процессе развертывания Стаханов* ского движения в депо начинают применяться новые методы работы, открывающие большие резервы по* вышепия производительности тру­ да я экономии государственных средств. Так, новый способ форюг рования поездов на передаточньп станциях, предложенный бесп&рг тайным кондуктором тов. Смысле* выи, позволил полностью лжквидк ровать простоя поездов на этих станциях. Слово получает секретарь Ярос­ лавского обкома ВЕП(б) тов. Н. С. Патоличев. — Ярославская партийная орга* низация вместе с Наркоматом тек­ стильной промышленности, — го­ ворит он, — вывела в строй пере­ довых ранее отстававшие текстиль­ ные предприятия области. Все эти предприятия сейчас полностью вы­ полняют план. Однако в Ярославле ряд предприятий до сих пор еще работает неравномерно. На этих предприятиях нет еще порядка, имеет место грязь и захламлен* ность. Тов. Патоличев заявляет, что критика Ярославского обкома, данная в докладе тов. Маленкова, безусловно справедлива. Тов. Патоличев останавливается па вопросе о взаимоотношения^ Ярославского обкома с различными Наркоматами. До последнего време­ ни эти взаимоотношения своди­ лись, главным образом, к разреше­ нию различных вопросов сн абж е­ ния. Между тем, это совершенно неправильно. Задача коренного улучшения работы промышленно* сти, задачи технического роста на­ ших предприятий, — заявляет тов. Шлхшгчяв, — требуют того* чтобы Наркоматы и обком устано­ вили единство действий в области организационно * технического ру­ ководства заводами. Следующим выступил Народный Комиссар нефтяной промышленно­ сти ООСР тов. И. К. Седин. Он от­ метил, что в результате принятых Центральным Комитетом партия мер, добыча нефти и газа стала увеличиваться, за полтора месяца втого года Наркомат нефтяной про­ мышленности дал но сравнению е тем же периодом прошлого года на 21,6 процента нефти и газа боль* ше. Имеются достижения я в деле переработки нефти. Остановившись подробно на fa - боте основной нефтяной базы — Баку — тов. Седин сообщает, что этот район последние полгода порет выполняет плап добычи н перера­ ботки нефти. — Дело в том, — говорит он, — что добычей нефти в Баку конкретно, основательно занимается Центральный Комитет коммунисти­ ческой партии Азербайджана и Ба­ кинский комитет партии. Если бы Майкопский и Башкирский районы позаимствовали опыт у Бакинской партийной организации, то нефти можно было бы добывать значи­ тельно больше. Секретарь Центрального Комитета КЩб) Узбекистана тов. У. Юсупов в своей речи привел яркие цифры роста социалистической промыпг ленности Узбекистана. В промыш­ ленности Узбекистана до револю­ ции насчитывалось всего 18 ты* сяч рабочих, при этом рабочие Уз* бекской и других местных нацио’ нальностей насчитывались едини­ цами. За годы сталинских пятиле­ ток в промышленность Узбекистана вложено 2 миллиарда 150 миллио­ нов рублей. Доля промышленности в валовой продукции народного хо­ зяйства возросла до 70 процентов в 1940 году. Тов. Юсупов отмечает ряд недо­ статков партийного руководства промышленностью в Узбекистане. Тов. Юсупов говорит о блестя­ щих перспективах развития в Уз­ бекистане промышленности цветных металлов, алюминия, молибдена, вольфрама. Заканчивая свою речь, т. Юсу­ пов заявляет: — Узбекский народ под руковод­ ством мудрого и любимого вождя народов товарища Сталина, выпол­ няя с большевистской страстностью и настойчивостью решения ХУШ партконференции, вместе со всеми народами пашей родины добьется новых побед в борьбе за построе­ ние коммунизма. п (ТАСС), j

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz