Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.
I k 92 (368). 19 * Ч М М 1941 г КО М С О М О Л Е Ц ЗАПО ЛЯ РЬЯ ' ' V ' "Г**л " К \ ш ш ш т т ш ^ я в т . XV11I ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП(б) О задачах партийных организация в области промышленности и транспорта Доклад товарища Г. М. МАЛЕНКОВА (Окончание. Начало ва I стр.) Сдссо собой разумеется, что нвче“ го ядать от такого, с позволения сказать, руководителя перехода на производства навой продукции лучшего качества, и введении но" вой техники. Надо, товарищи, разоблачать та* вех невежд я гнать их в шею от руководства. Нельзя терпеть невежд во главе предприятий и вообще на руководящих постах!. Они только портят живое дело. Но для того, чтобы своевременно ааменять негодных работников, для того, чтобы вогвремя выдвигать но вых людей, знатоков своего дела, пацо, товарищи, исправить положат пн» дел с изучением, подбором и выдвижением кадров как в партий* ных, так и в хозяйственных орга" низациях. В частности, надо решительно улучшить работу заместителей нар" комов по кадрам, которые работают уже давно, однако до сий пор про" явили себя очень и очень слабо. Несколько слов, товарищи, о по" литотделах железнодорожного и вод* вого транспорта. Тут следует сказать одно— пора покончить с отрывом политотделов железнодорожного и водного транс порта от территориальных партий ных организаций и сделать полит отделы подотчетными обномам и горномал партии. Нужно прямо и открыто сказать, что политотделы на транспорте, осо* fresHO па железнодорожном, рабо* тают крайне неудовлетворительно. Политотделы работают но-канцеляр* ста, вместо работы занимаются сбо* ром многочисленных сводок с мест, посылают ощхигаое количество те леграфных и письменных директив. Многие пояитчлдеш превратились в плохой придаток ведомственных учреждений транспорта, они зама" зыэают ведомственные недостатки и не выполняют даже такой элемен* тарной обязанности, как сигнализа ция парторганам о недостатка!! в работе транспорта. Находятся такие работники по литотделов, которые забыли о своих большевистских обязанностях перед пафтией и страной, обрели себе спокойную жшзнь за счет государ ства и стоят в стороне от работы по под’ему транспорта. Товарищи, из организационных вопросов следует остановиться да" лее на вопросе о хозяйственно*про* изводственных активах!. Надо сказать, что у нас за пост леднее время ослабла работа с акт тивом. Во многих Наркоматах во" все забросили ату работу и не со" бывают активов. Это не в малой степени об’яс" няется зазнайством некоторых на’ вгих руководителей. Такие руководители считают, что они сами все знают и не нуждагот" «я в том, чтобы посоветоваться с активом, чтобы учесть опыт низо” вых работников, инженеров, техни ков. стахановцев. Такие руководители боятся разт вернуть критику и самокритику. Такие руководители забывают то, чему учит нас товарищ Сталин. Вы помните, как тов. Сталин па совещании стахановцев благодарил участников совещания за помощь, которую они оказали своими вы ступлениями и советами. Тов. Стадии на атом совещании говорил: «Разве можно сомневаться в том, что руководители, пренебрегающие этим опытом, не могут считаться настоящими руководителями?»*). Необходимо восстановить эначе~ нив производственно-хозяйственных активов на предприятиях и в Нар* коматах. Активы должны играть значи* тельную роль в деле лучшего и г пользования опыта низовых !хозяй* ственпых и партийпых работников, инженеров, техников, стахановцев. Азггггвы должны играть значитель ную роль в раз’яслепии работникам * ) Сталин. «Вопросы ленинизма», j l издание, стр. 505. промышленности значения -важней" ших мероприятий в области про" мьппленности и транспорта. Активы надо собирать кая с привлечением на них работников различных от" раслей промышленности, так и по отдельным отраслям промышленно сти и тРансп°Рта- Хозяйственные руководители и партийные органн* зации обязаны тщательно готовить собрания активов с тем, чтобы обеспечить на них серьезное и де" ловое обсуждение поставленных вопросов. Теперь о соцсоревновании и ста* хановском движении. О значении его говорить нечего. Я хочу отме тить только, что у нас на многих предприятиях партийные и проф" союзные организации иеудовлетво" рительно руководят делом соцсорев* нованил и стахановским движением. Только формальным отношением к руководству стахановским движе" нием можно об’яснить, что па пред* приятиях могут уживаться такие факты, как охват стахановским дви жением па предприятии половины и более всех рабочих и наличие в то же время нз этом предприятии гря зи и захламленности в цехах, на* личие большого количества рабочих, не выполняющих нормы, и даже невыполнение этим предприятием своих производственных планов. Необходимо всемерна развивать стахановское движение, направлять инициативу стахановцев на повы* шение производительности труда, на разрешение важнейших вопросов производства, на подтягивание огг стающих участков производства. Наконец, товарищи, последний вопрос. Речь идет о том, что на предприятиях все еще продолжается неправильная практика проведения в рабочее время собраний, заседа* ний, совещаний общественных орга низаций. 1 Вот почему в проекте резолюции, розданной вам, предлагается безус" ло8но воспретить партийным, совет" ским, профсоюзным и другим об" щественным организациям: а) созыв на предприятиях и в учреждениях в рабочее время собра ний, заседаний и всякого рода со вещаний; б) вызов в рабочее время рабо~ чях и служащих; в) снятие рабочих и служащих предприятий и учреждений для по* сылки их на проведение текущих кампаний или в командировки по шефским и т. п. делам; г) отвлечение в рабочее время рабочих и служащих предприятий и учреждений от и? непосредствен ной работы для участия по поруче нию общественных организаций в обследовательских комиссиях и бригадах. Нужно раз навсегда установить, что рабочие и служащие предприя тий и учреждений выполняют по ручения общественных организаций только в нерабочее время. Таковы меры, которые нужно принять по линии организационных задач парторганизаций, чтобы лик’ впдпровать недостатки в работе промышленности и транспорта. * ** Товарищи, наша промышленность была и есть база развития всего народного Хозяйства. Промышлен ность была и есть руководящее на* чало во всей системе народного хо* зяйства. Промышленность ведет вперед все наше социалистическое хозяйство, включая сельское хозяй* ство и транспорт. Промышленность была и есть база оборонной мощи страны. Задача заключается в том, чтобы неустанно двигать вперед дело p a r вития социалистической промыпг ленности. Новые и большие задачи стоят перед нашей промышленностью и транспортом в 1941 году. Необхо* димо дело организовать так, чтобы уже в этом году ни в одной обла’ сти, ни в одном городе и промыпг ленном центре пе осталось ни одно* го отстающего предприятия. В нашей промышленности не должно быть отстающих предприя тий. Все заводы, фабрики, шахты, железные дороги обязаны выполнять план. Бороться за выполнение плана, обеспечить выполнение плана, рабо" тать по плану, это значит: а) выполнять годовой, кварталь* ныи и месячный планы по выра~ ботке продукции не в среднем, как это было до сих пор, а равномерно, по плану, по заранее разработанисг му графику производства готовой продукции; б) выполнять план не только в среднем по отрасли промышленно" сти, пак это было до сих пор, а выполнять его по каждому пред" приятию в отдельности; в) выполнять план не только в среднем по предприятию, как это было до сих пор, но выполнять план ежедневно, в каждом цехе, в каждой бригаде, на каждом станке и в каждой смене; г) выполнять плап не только по количественным показателям, по обя зательно и качествен™, комплектно, по ассортименту, с соблюдением уста- иошенных стандартов и по уста новленной планом себестоимости. Мы должны и (можем добиться уже в ближайшее арехя дальней шего зшд’ема нашей промышленно сти и транспорта. Надо Только, чтебы все наши партийные организации, все руко водящие работники промышленно сти и транспорта со всей больше вистской настойчивостью взялись за немедленную ликвидацию (недостат ков в работе промышленности и транспорта, коренным) образом улуч шили свою работу в этой области. Мы не можем 'удовлетвориться уже достигнутым и не видеть круп ных недостатков в работе промыш ленности и транспорта. Терпимость к этим недостаткам чрезвычайно опасна и вредна. Нельзя терпеть, чтобы у нас аде- либо жили и процветали настроения благодушия; и довольства достиг нутым. Такие настроения делают работников нетребовательными н слепыми в отношении к недостат кам. Такие настроения не к лицу большевикам. , Большевик должен отличаться непримиримостью к недостаткам, требовательностью к себе, ко всей своей работе. Этому учит нас то варищ Сталин. I (Бурные аплодис менты). Для большевика интересы госу дарства, интересы своей родины должны быть превыше (всего. Боль шевик должен быть дисциплиниро ванным в выполнении решений пар тии и правительства. Закон есть закон для всех. 'Мы все слуги госу дарства. Этому учит нас товарищ Сталин. (Аплодисменты). Большевик должен быть подлин ным борцом против рутины *в вопро сах новой техники, новой продук ции, новых методов производства. Падо воспитывать у наших работни ков вкус к тому, чтобы овладеть техникой, выдвигать таких людей, которые способны оседлать технику, ибо техника без людей есть хлам. Большевик — революционер в тех нике, в хозяйстве — тот, кто умеегг ломать устаревшие традиции, заме нять их новыми и итти вперед. Это му учит нас товарищ Сталин. (Аплодисменты). Нет сомнения в том, что ттяптд партия, свято выполняя указания товарища Сталина, мобилизуя всю массу рабочих, служащих, инжене ров и техников, в кратчайшие сро ки добьется исключительной орга низованности, максимальной произ водительности в работе промышлен ности и транспорта. Промышлен ность и транспорт должны и будут работать значительно лучше, будут давать продукции по всем отраслям гораздо больше и более высокого качества. Под испытанным и мудрым руко водством вождя народов товарища Сталина наша великая родина пой дет вперед к новым, решительным победам коммунизма. (Бурные апло дисменты. Все встают). Дневник утреннего заседания 17 февраля На утреннем заседании 17 февг раля, открывшемся под председа тельством тав. А. А. Жданова, нача лись прения по докладу тов. Г. М. Маленкова «О задачах пар* твйных организаций в области промышленности и транспорта». Первым в прениях выступил секретарь Ленинградского городско" го комитета ВКП(б) тов. А. А. Нуз* нецов. — Из доклада тов. Маленкова, — говорит тов. Кузнецов, — мы видим, что промышленность и транспорт, благодаря повседневной заботе правительства, партии, то варища Сталина, добились в 1940 году значительных успехов. Но мы живем п работаем в повой, слож* пой обстановке, требующей чтобы промышленность работала еще луч* ше и организованнее, давала про* дукции больше и лучшего качест ва. Доклад вскрыл основные недо" статки в работе промышленности и транспорта и указал конкретные пути быстрейшей ликвидации этих недостатков. Город Ленина — одип т веду* щих промышленных центров совет ской страны. Естественно, что Ле“ пипградская партийная организация уделяет большое внимание вопро* сам промышленности и транспорта. В 1940 году ленинградская промышленность добилась новых серьезных успехов. План 1940 года выполнен досрочно. Выпущено про дукции на 11,6 процента больше, чем в 1939 году. Особенно значвг тельны успехи оборонной промыпг ленности; заметно улучшили свою работу тяжелое и среднее машино" строение, текстильная и пищевая промышленность. Тов. Кузнецов останавливается далее на недостатка? в работе про мышленности Ленинграда. Он пмг черкивает необходимость дальней* шей борьбы за укрепление трудо" вой дисциплины, организации тру да, правильное использование сырья и оборудования. Обычно всякое но вое задание влечет за собой новую заявку па оборудование. Между тем, руководители предприятий ча сто не знают действительной за* грузки имеющегося оборудования и многие станки, которые можно прекрасно использовать, зачисляют в «устарелые». Ленинградский гор ком, проверив по группе предприя тий использование оборудования, обнаружил 3800 таких станков, а когда нужно было найти оборудо* вапие для Ремесленных Училищ, -выявили еще 2700. Заканчивая свое выступление, тов. Кузнецов говорит об особом внимании и помощи Центрально" го Комитета и лично товарища Сталина — заводам и фабрикам Ленинграда. Па внимание и помощь ЦК и товарища Сталина Ленин градская партийная организация, руководимая тов. Ждановым, отве тит тем, что приложит все силы чтобы обеспечить новый мощный под’ем всех отраслей промышлен" ности. На трибуне — секретарь Харь ковского областного комитета КП(б)У тов. А. А. Епишев. — Анализ основных недостатков в работе партийпых организаций по руководству промышленностью, сделанпый в докладе тов. Мален кова, — говорит он, — учит нас большевистскому стилю руководства всеми отраслями хозяйства и в особенности такой его ведущей отраслью, как промышленность. Машиностроительная промыпг ленность Харькова в 1940 году пе ревыполнила свой план по ва ловой и товарной продукции. Однако, 'результаты работы бы" ли бы значительно выше, ес ли бы партийные организации и, в первую очередь, областной и городской комитеты партии глубже вникали в экономику каждого пред" приятия, лучше и конкретнее осу* ществляли коптроль и помощь ему. Тов. Епишев приводит ряд при меров недостаточной борьбы за вы сокие качественные показатели. Он отмечает далее недостатки в работе Наркоматов и Главков в области планирования и наличие капцелярг с^"бюрократических методов в ру“ » ководстве предприятиями. Секретарь Молотовекого обкома ВКП(б) тов. Н. И. Гусаров в своем выступлении сообщает, что круп* нейшие предприятия Молотовокой области перевыполнили планы 1940 года. Однако, заявляет тов. Гусаров, это не может и не должно нас удовлетворить: ряд предприя тий области плана не выполнил, а многие из выполнивших — да* леко не в полной мере использова* ли свои производственные возмож ности. Все еще имеют место факты при" миренческого отношения к наруше* ниям технологической дисциплины, работа рывками, штурмом, нару~ шения нормального чпроизводствен ного ритма. Анализируя ряд экономических показателей работы промышленно* сти Молотовокой области, тов. Гу саров показывает, что и на тех предприятиях, которые выполняют план, есть непочатый край работы в области улучшения использова" ния оборудования и т. д. Тов. В. И. Бойцов— секретарь Ор ловского обкома ВКП(б) отмечает, что в Орловской области, наряду с предприятиями, перевыполнившими план, есть заводы и фабрики, ра ботающие неудовлетворительно. — Директор завода. — говорит он, — еще не стал полновласт ным руководителем предприятия, а некоторые партийные организации еще не поняли, что большевист ский стиль руководства требует строгого единоначалия. Секретарь Приморского крайкома ВКП(б) тов. Н. М. Пегов говорит, что основные отрасли промышлен* ности Приморского края — уголь ная, рыбная, судоремонтная, вод ный и железнодорожный транспорт продвинулись вперед в деле вы полнения плана. Резко улучшило работу Дальневосточное пароходст во, выполнила план Приморская железная дорога. Однако рыбная и лесная промышленность, отдельные шахты угольной промышленности еще отстают. Это отставание яв ляется следствием серьезных недо статков в руководстве щромышлен- ностью края. Тов. Пегов отмечает положитель ную роль промышленных отделов крайкомов, обкомов в деле под’ема промышленности. Но в работе про мышленных отделов есть сущест" венные недостатки, они часто на чинают выполнять функции райко мов или отдельных! хозяиственни" ков, а порой становятся и ширмой для нерадивых хозяйственников. Тов. Пегов останавливается да" лее на вопросе о слабости работы профсоюзных и комсомольских ор* ганизаций, особенно профсоюзных, па предприятиях. Необходимо ре шительно поднять роль профсоюз ных организации в борьбе за по* вышепие производительности труда, развертывание соцсоревнования, ра ционализацию производства и т. д. План — это закон предприятия, по которому строится вся его дея* тельпость. Но в плакировании, — говорит тов. Пегов, — имеются крупные недостатки. Тов. Пегов приводит факт, когда комиссия Наркомморфлота после обследования работы Дальневосточного пароход* ства не могла подсчитать процент выполнения плана и увезла в Мо скву 4 варианта выполнения пла* па. Большевики Приморья, — гово" рит, заканчивая свою речь тов. Пегов,— приложат все силы, чтобы выполнить задачи, которые ставит партия, товарищ Сталин. Выступивший затем секретарь Железнодорожного райкома <ВЙШ(б) г. Москвы тов. М. И. Друзяков рассказал о работе трех московских отделений железнодорожного транс* порта и поделился опытом партий но-политической и организационной работы, проводимой железнодорож* ным райкомом и парторганизацией депо Москва — Сортировочная. В процессе развертывания Стаханов* ского движения в депо начинают применяться новые методы работы, открывающие большие резервы по* вышепия производительности тру да я экономии государственных средств. Так, новый способ форюг рования поездов на передаточньп станциях, предложенный бесп&рг тайным кондуктором тов. Смысле* выи, позволил полностью лжквидк ровать простоя поездов на этих станциях. Слово получает секретарь Ярос лавского обкома ВЕП(б) тов. Н. С. Патоличев. — Ярославская партийная орга* низация вместе с Наркоматом тек стильной промышленности, — го ворит он, — вывела в строй пере довых ранее отстававшие текстиль ные предприятия области. Все эти предприятия сейчас полностью вы полняют план. Однако в Ярославле ряд предприятий до сих пор еще работает неравномерно. На этих предприятиях нет еще порядка, имеет место грязь и захламлен* ность. Тов. Патоличев заявляет, что критика Ярославского обкома, данная в докладе тов. Маленкова, безусловно справедлива. Тов. Патоличев останавливается па вопросе о взаимоотношения^ Ярославского обкома с различными Наркоматами. До последнего време ни эти взаимоотношения своди лись, главным образом, к разреше нию различных вопросов сн абж е ния. Между тем, это совершенно неправильно. Задача коренного улучшения работы промышленно* сти, задачи технического роста на ших предприятий, — заявляет тов. Шлхшгчяв, — требуют того* чтобы Наркоматы и обком устано вили единство действий в области организационно * технического ру ководства заводами. Следующим выступил Народный Комиссар нефтяной промышленно сти ООСР тов. И. К. Седин. Он от метил, что в результате принятых Центральным Комитетом партия мер, добыча нефти и газа стала увеличиваться, за полтора месяца втого года Наркомат нефтяной про мышленности дал но сравнению е тем же периодом прошлого года на 21,6 процента нефти и газа боль* ше. Имеются достижения я в деле переработки нефти. Остановившись подробно на fa - боте основной нефтяной базы — Баку — тов. Седин сообщает, что этот район последние полгода порет выполняет плап добычи н перера ботки нефти. — Дело в том, — говорит он, — что добычей нефти в Баку конкретно, основательно занимается Центральный Комитет коммунисти ческой партии Азербайджана и Ба кинский комитет партии. Если бы Майкопский и Башкирский районы позаимствовали опыт у Бакинской партийной организации, то нефти можно было бы добывать значи тельно больше. Секретарь Центрального Комитета КЩб) Узбекистана тов. У. Юсупов в своей речи привел яркие цифры роста социалистической промыпг ленности Узбекистана. В промыш ленности Узбекистана до револю ции насчитывалось всего 18 ты* сяч рабочих, при этом рабочие Уз* бекской и других местных нацио’ нальностей насчитывались едини цами. За годы сталинских пятиле ток в промышленность Узбекистана вложено 2 миллиарда 150 миллио нов рублей. Доля промышленности в валовой продукции народного хо зяйства возросла до 70 процентов в 1940 году. Тов. Юсупов отмечает ряд недо статков партийного руководства промышленностью в Узбекистане. Тов. Юсупов говорит о блестя щих перспективах развития в Уз бекистане промышленности цветных металлов, алюминия, молибдена, вольфрама. Заканчивая свою речь, т. Юсу пов заявляет: — Узбекский народ под руковод ством мудрого и любимого вождя народов товарища Сталина, выпол няя с большевистской страстностью и настойчивостью решения ХУШ партконференции, вместе со всеми народами пашей родины добьется новых побед в борьбе за построе ние коммунизма. п (ТАСС), j
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz