Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.
КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ I t 22 (368). 19 1941 г . ХУШ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП[б) О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта Д о к л а д т о в а р и щ а Г. М. М А Л Е Н Н О В А (Продолжение. Начало на I стр.) были о сьоей ответственности за работу заводов, фабрик, шахт, руд- , киков, железных дорог своей обла сти, города, района, а горкомы партии, которые обязаны главное свое внимание уделять промышлен- кости и транспорту, не занижаются этим делом и не принимают мер к улучшению работы отстающих пред приятий и железных дорог. Горко" мы и обкомы партии вместо того, чтобы влезать в дела фабрик, заво~ дов, железных дорог, нередко стоят в стороне от промышленности и 'транспорта, не контролируют рабо ту предприятий, не проверяют, как работают руководящие люди на фабриках, заводах и железных до рогах, не вскрывают недостатков в их работе и тем самым попусти тельствуют этим недостаткам. Горкомы и обкомы партии свыкг лнсь с тем положением, что ряд предприятий у них длительное вре мя находится в глубоком прорыве, и не припимают действенных мер к тому, чтобы покончить с этим по зорным явлением. Возьмем Тульскую область. У вас, товарищи туляки, такие заво" ды, как Новотульский металлурги* ческий завод,. Сталиногорский ком" бинат и некоторые другие крупные предприятия выполняли производ ственный план последние четыре года не свыше чем на 60— 80 про* центов. В Челябинской области такие за* воды, как Челябинский тракторный вавод и Челябинский цинковый за" йод ка протяжении последних че тырех лет систематически недовьг солняют производственной програм мы на 15— 20 процентов. ДГлтт вот, возьмем Орловскую об ласть. Такое крупнейшее предпри ятие области, как «Красный Про" фиптерн» в 1938 году выполнило план на 66 процентов, в 1939 го" ду на 63 процента и в 1940 году на 75 процентов. В Архангельской области Солом- бальский целлюлозный завод, Лаль- ская бумажная фабрика и ряд крупных лесозаводов области вьг ■олняли за послешие три года план всего лишь в предела? от 40 до 80 процентов. В Башкирской АССР Белорецкий металлургический завод в 1938 го" ИУ выполнил план на 77 процен" тов, в 1939 году — на 71 про цент и в 1940 году — на 86 про’ центов. Таких фактов систематического отставания заводов можно привести много и по всем другим областям, краям и республикам. А ведь всеми этими заводами за" Ьимаются или, точнее, должны за" Писаться обкомы и горкомы партии. Ьеаультаты же, ;как видите, такие, что эти и подобные им заводы уже ряд лет овдят на шее государства. , Особенно плохо горкомы и обко" 1 сы партии занимаются предприя" тиями и промышленными стройка" ми, подчиненными союзным Нарко матам, ошибочно полагая, что за состояние дел на этих предприя" тиях и стройках отвечают исключит тельно Наркоматы. Ряд областей своей плоТой рабо" той решающим образом повлияли на срыв выполнения общего шала по некоторым важным видам про дукции. По выплавке чугуна особенно плохо работали предприятия Ста линской, Запорожской и Свердлов* Ькой областей. Предприятия угольной промыпг ценности ворошиловоградской, Че лябинской, Свердловской и Моло~ товскоЙ областей тянули назад угольную промышленность. По добыче нефти особенно плохо работали предприятия Грознефти Чечено_Ингушской АССР, Майкоп* нефти Краснодарского края, пред приятия Башкирской АССР к Ха* баровского края. Отставание производства парово" зов явилось результатом плохой работы соответствующих предприя тий города Харькова, Орджоникид- зеграда, УлатгУдэ. Плохо также ра" ботали Ворошиловоградский и Коло менский заводы. Решающую роль в недовыполне нии плана по хлопчато~бумажным тканям сыцрала плохая работа предприятий областей Ивановской, Калининской и особенно Ярослав* ской. Ряд промышленных городов, в которых сосредоточены крупные предприятия, не выполняют проиэг водственного плана. Вот, например, город Горький в 1940 году выпол нил план по выпуску валовой про" дукции на 93,6 процента, Днепро петровск — на 95,8 процента, Сталинград — на 95,8 процента, Калинин — 93,7 процента, Челя* йинск — 90,2 процента, Тула — 85,1 процента, Ярославль — 79,9 процента, Огалино — 90,3 про цента. А ведь первейшей обязанностью горкомов партии в этих городах яв~ ляеггся обеспечение успешной рабо- i ты промышленности. Крупным недостатком в работе горкомов и обкомов партии являет ся то, что они не ипикатот в суще ство работы предприятия, не изу* чают экономику предприятий и, вместо этого, отделываются часто поверхностными обследованиями и верхоглядскими решениями. Ведь, факт, товарищи, что мно* гие наши обкомы и горкомы пар* тли свои обязанности в отношении промышленности и транспорта сво дят к заслушиванию докладов дп" ректоров предприятий на заседа* ниях бюро обкомов партии. По этим докладам обычно выносятся мало* конкретные л малополезные для заводов решения. Да л эта реше ния, как правило, совершенно не проверяются. Следует отметить и другое обсто ятельство. Заниматься отдельным предприятием обком или горком партии начинает лишь в случае, если это предприятие уже нахо" дится в явном прорыве. Заблаго" временно же нпкто и не думает помочь заводу или железной до роге. Необходимо покончить с таким поверхностным подходом к предпри ятиям промышленности и транспор та. Городские и областные комитеты паргпн обязаны наряду с Наркома тами нести ответственность за ра боту всех промышленных и транс портных предприятий города, обла сти. Именно, горкомы и обкомы партии имеют возможность непо средственно на месте, наиболее об’ - ективно, не считаясь с узковедом ственными интересами, разобраться в положении дел на предприятии, определить ? чем кроются недостат ки ш его работе п помочь руково дящим работникам предприятий и Наркоматов устранить их. Таковы, товарищи, причины неудовлетворительной работы ряда отраслей промышленности, таковы причины недостатков в работе про мышленности н транспорта. них дорог, выяснять их нужды я запросы и помогать хозяйственным организациям в их повседневной ра боте по руководству промышленно стью и транспортом. Партийные организация до сих нор главное штитмдлтие уделяли ру ководству сельским хозяйством. И это /было правильно, пока зерновая проблема не была еще разрешена. Но теперь, когда в основном уже решены зерновая проблема и задача ежегодного получения урожая зер на в 7 — 8 миллиардов пудов, — необходимо повернуть партийные организации в сторону промышлен- ноети и транспорта. Это не сшачит, что надо ослабить внимание к сель скому хозяйству. Но это значит, что партийные организации на столько выросли, что они могут за няться в равной мере и промыш ленностью я сельским хозяйством. Важнейшей, неотложной задачей всех партийных организаций яв ляется ликвидация недостатков в их работе в области промышленно сти и транспорта. Партийные организации обязаны помочь Наркоматам н предприятиям навести порядок на фабриках, заво дах, шахтах, железных дорогах, в портах и ва пристанях. При этом надо валяться конкретно каждым предприятием в отдельности. Пар тийные организации обязаны прояв лять максимум инициативы в деле выявления новых возможностей улучшения и развития промышлен ности и транспорта. Далее необходимо, чтобы партий ные организация помогали Наркома там и главкам проверять работу ди ректоров предприятий, проверять исполнение решений Нариоматов предприятиями. Партийные руководители обязаны коматы же, пе зная действлтельно- понять настоятельную необходи -1 го положения дел на предприятиях, чилюсь 51,5 тонн, а при проверив фактически оказалось 11 тонн. (Оживление в зале). Подущайте сами, товарищи, как может работать директор с таким учетам. При теперешнем состоянии учета немудрено, что имеют место такие, например, факты. Суда Каептанкера за 9 месяцев 1940 года перерасхо довали 12,5 тысячи тонн топлива, а Наркомат начислил Касптанкеру 2 миллиона рублей экономии по то пливу. Вот какие порядки в Нар- (конате морского флота. Можно и топливо пережечь я прослыть эко номным хозяйственником. (Оживле ние в зале). В результате запущенности учета на предприятиях образуются из лишние запасы материалов, заготов ляется излишний н, как правило, некомплектный задел, увеличивает ся незавершенное производство я омертвляются огромные государст венные средства. По данным ДУНХУ па предприя тиях 12 промышленных Наркоматов на 1 декабря 1940 года запасы то- вырпо-материалыгых ценностей пре вышали установленные нормы хра нения материальных ценностей на 2 миллиарда 610 миллионов руб лей. Плохой учет приводит к тому, что на предприятиях, стройках, ва железных дорогах не используются ценнейшие станки, машины и мо торы. Очень часто бывает так, что при получении новых заданий дирек тор пред'являет требование па до полнительное количество материа лов, станков, оборудования, в том числе и импортного, в то время, как на предприятиях все это имеет ся в достаточном количестве. Нар- ЛГ. Хозяйственно-политические задачи парторганизаций а области промышленности и транспорта Что же требуется от партийных организаций для того, чтобы ликви дировать недостатки р работе про мышленности и транспорта? Для этого надо прежде всего freeусловно ликвидировать безучаст- йое отношение партийных организа ций к состоянию промышленности и транспорта и решительно повер нуть внимание парторганизаций в сторону максимальной заботы о нуждах и интересах промышленно сти и транспорта. Партийные организации обязаны систематически влезать в дела про мышленных предприятий и желез- мость коренного улучшения работы партийных организаций по провер ке выполнения решений в области промышленности и транспорта. Пар тийные организации должны уяс нить себе, что одни лишь Наркома ты не в состоянии контролировать работу предприятий, проверять ис полнение решений Паркоматов. По этому партийные организации долж ны помочь Наркоматам в деле про верки исполнения директив Нарко матов нредприятия!ми, т. е. в деле контролирования работы директоров предприятий. Только при этих условиях можно будет обеспечить систематическое выполнение государственных пла нов каждым предприятием, каждой железной дорогой и тем самым дви нуть вперед развитие промышленно сти и транспорта. Какие же меры далее нужно при нять партийным организациям, что бы ликвидировать недостатки в ра боте промышленности п транспорта? Об учете оборудования, всякого рода имущества и материалов на предприятиях. Начать надо с этого вопроса потому, что многие забыва ют, что без правильного учета обо рудования, имущества, материалов нельзя управлять предприятием. Директор предприятия, если он хо чет по-настоящему держать в руках предприятие и работать не (вслепую, не па авось, должен хорошо знать все хозяйство завода, должен знать, где и сколько имеется на заводе оборудования, инструмента, сырья, материалов. Между тем, жак это показывают многие факты, па предприятиях учет оборудования, учет материалов, сырья и даже готово! продукции поставлен совершенно неудовлетво рительно. Руководители предприя тий допускают существование раз бухшего штата и многих излишеств в учете, а элементарными сведения ми о ресурсах предприятия не рас полагают. Вот типичный факт. Директору Кольчугпнского завода Паркомцвет- мета тов. Петрову потребовалось узнать, сколько имелось па 7 ян варя 1941 года незавершенного производства в цехе 2. Бухгал терия завода сообщила ему — 81,6 тонн, плановый отдел назвал цифру 47,7 тонн, по книгам в цехе зна- вместо того, чтобы проверять заяв ки и требования предприятий, обычно штампуют их. Работа предприятий, где отсут ствует сколько-нибудь нормальный учет, чревата неожиданностями. На такпх предприятиях неизбежны срывы производства вследствие не ожиданной для руководителя не хватки того или иного сырья, мате риалов, полуфабрикатов, инструмен тов. При этом нехватка всегда об наруживается в тот момент, когда возникает потребность в этих мате риалах л когда необходимо уже сда вать готовую продукцию. Задача состоит в том, чтобы по кончить с запущенностью учета на наших предприятиях и железных дорогах. Необходимо, чтобы промышлен ные предприятия и железные доро ги имели правильно поставленный учет оборудования, всякого рода имущества и материалов. Об использовании оборудования, инструментов, сырья, материалов. Ясно, товарищи, что правильное ис пользование оборудования, инстру мента, материала, сырья и топли ва решает производственный успех предприятия. Между тем, производственная мощность оборудования наших про мышленных предприятий исполь зуется далеко неполностью, ин струментальное хозяйство на мно гих предприятиях запущено, плохо и неэкономно расходуются материа лы, -сырье и топливо. Немало стан ков и другого оборудования про стаивает на предприятиях, а иногда и просто л*€жит на складах этих предприятий, в то время, когда на других предприятиях ощущается острая нужда в этом оборудовании. * По данным ДУНХУ на 1 ноября 1940 года по восьми промышлен ным Наркоматам, — а эти данные далеко неполные, — 33 тысячи металлорежущих станков, имеющих ся па предприятиях, не были уста новлены и, следовательно, не рабо тали. Кроме того, на предприятиях этих же восьми Наркоматов 6 ты сяч единиц кузнечно-прессового обо рудования также не бьши установ лены и, следовательно, бездейство вали. Ilo тем! же данным ДУНХУ на 7629 предприятиях страны имелось 170 тысяч неустановленных элек тромоторов о общей мощностью в 2 миллиона киловатт и 4522 неуста новленных электрогенератора с об щей мощностью 340 тысяч кило ватт. Разве можно, товарищи, дальше терпеть такую вопиющую бесхозяй ственность? Насколько недопустимо использу ются производственные мощности на наших предприятиях, можно пока зать еще на примерах цементной н лесной промышленности. Производственная мощность це ментной промышленности из года в год повышается. В 1936 году произ водственная мощность всех цемент ных заводов составляла 6 миллио нов 701 тысячу тонн, в 1937 го ду — 7 миллионов 24 тысячи тони, в 1938 году — 7 миллионов 604 тысячи тонн, в 1939 году — 7 миллионов 976 тысяч тонн я в 1940 году — 8 миллионов 206 ты сяч тонн. Между тем, использование этих мощностей за эти годы систе матически уменьшалось. Так, если производственная мощность цемент ных заводов в 1936 году была ис пользована на 88 процентов, что очень плохо, то в 1937 году эта мощность была использована еще хуже, только на 77 процентов, 1938 году — ка 75 процентов, 1939 году — 65 процентов, а 1940 году всего лишь на 64 про цента. А ведь цемент, товарищи, ка жется, не последнюю роль играет в нашем капитальном строительстве. Или вот лесная промышленность. На 1 января 1939 года Наркомлес СССР располагал лесопильными ра мами общей производственной мощ ностью по выпуску пиломатериалов на 31,5 миллиона кубометров, фан тически же выработано в 1940 го ду только 13 миллионов кубометров пиломатериалов, что составляет все го лишь 41 процент производствен ной мощности лесной промышлен ности по выпуску пиломатериалов. А ведь лес также очень и очень нужен нашей промышленности н транспорту. Бывает часто и так, что дефи цитное квалифицированное оборудо вание, сложные производственные агрегаты, крупные станки исполь зуются не по назначению или с неполной нагрузкой. На таком де фицитном квалифицированном обору довании выполняют простые опера ции или обрабатывают межие дета ли, которые разумнее было бы де лать на более простом к мелком оборудовании. Нередко бывает так, что на огромном карусельном стан ке обрабатывается деталь с чайное блюдце величиной. Такого рода нерасчетливое ис пользование оборудования снижает фактические производственные воз можности наших предприятий и на носит огромный ущерб всему народ ному хозяйству. С использованием инструмента обстоит дело также очень плохо. На предприятиях инструмент исполь зуется неправильно. Дорогостоящий инструмент употребляется не по назначению. Часто сдается в лом бывший в употреблении инструмент, между тем как он может быть вос становлен и вновь использован. Что же касается материалов, сырья! и топлива, то тут у нас пря мо-таки преступное расточительство. Вследствие излишних припусков литья и поковок много металла ухо дит в стружку. В свою очередь стружка, в том числе и стружка редких металлов, используется не полностью. Много материалов про падает из-за неправильного и не экономного раскроя и заготовки. Прокат производится в недостаточно широком сортаменте, вследствие че го металл расходуется излишне. На наших предприятиях и доро гах до сих пор велики пережоги топлива и перерасход электроэнер гии. Расточительно расходуется жид кое топливо там, где оно -пожег быть с успехом заменено твердыне топливом. Задача заключается в ток, чтобы кончить с бесхоаяйствезшхяью в использовании оборудование, о рас точительством в расходования ин струмента, сырья, материалов, топ лива в электроэнергии, докончить с таким положением, когда в на шей промышленности я на транс порте неполностью используются производственные мощности. Необходимо, чтобы на наших про мышленных предприятиях к желез ных дорогах полностью и правил- но использовалось оборудование и хо зяйственно расходовались инстру мент, сьфье, материалы, т ш п о , электроэнергия. О сохранности на (фОДзиятияж государственного имущества. Забота о сохранности государственного иму щества — сооружений, зданий, обо рудования, инструмента и всех ма териальных ценностей, доверенных предприятиям, — является первей шим! долгом руководителей, инжене ров, рабачш и служащих еалшх фаб рик, заводов, железных дорог я водного транспорта. Этого не пони мают многие работники предприятий п проявляют на каждом шагу нера дивое л нехозяйское отношение к народному добру. На многих предприятиях оборудо вание. сырье, материалы, инстру мент, в которых остро нуждается паша промышленность, валяясь где попало, портятся, ржавеют, прихо дят в негодность. Факты на этот счет вы можете, товарищи, найти на предприятиях своей области и юрода. Товарищам из Воронежской обла сти могу помочь в этом деле. На заводе М 61 в городе Липец ке 14 января 1941 года в снегу, под открытым небом, среди хлама было случайно обнаружено 70 год ных станков. А ведь на этом заво де есть директор, есть партийная организация, наконец, в Липецке есть н горком партии. За чем же они смотрят? Где же тут забота о сохранности оборудования? Разве это не преступное отноше ние к государственному добру?. Нечего уже и говорить о том, что на наших предприятиях широко распространено небрежное и неряпг ливое отношение к своему станку, к своему инструменту. А ведь со' вершенно очевидно, что плохой уход за станками и инструментом, нет своевременный и недоброкачествен* ный ремонт оборудования, зданий преждевременно разрушает и выво" дит, их из строя. На транспорте запущенность ре монта подвижного состава и не" брежное содержание железных дорог и водных путей являются серьезны* ми причинами аварий. Задача состоит в том, чтобы по* кончить с такими проявлениями антигосударственного отношения к народному добру. Необходимо добиться, чтобы на промышленных предприятиях и на транспорте все материальные ценно сти содержались в сохранности и а хорошем состоянии, чтобы руково" дители предприятий берегли дове* репное им государственное пмущест* во— здания, оборудование, инстру мент, материалы. О запрещении продажи предприя* тиями оборудования и материалов. Оо этому вопросу, товарищи, на" днях издан Указ. Чем вызван этот Указ? Он вызвал тем, что на на* ших предприятиях имеет место раэг базариваиие оборудования и мате риалов путем их продажи и обмет на с другими предприятиями. Госу дарство отпускает предприятиям для определенных целей оборудование и материалы, а руководители пред* приятий самовольно и незаконно распоряжаются имп, продают, обмет нивают и отпускают па сторону. Факты продажи, разбазаривания государственного имущества вы можете обнаружить, товарищи, у себя в областях я городах на мно* гид] предприятиях. (Продолжение на 3 стр.) ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz