Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.

КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ I t 22 (368). 19 1941 г . ХУШ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ВКП[б) О задачах партийных организаций в области промышленности и транспорта Д о к л а д т о в а р и щ а Г. М. М А Л Е Н Н О В А (Продолжение. Начало на I стр.) были о сьоей ответственности за работу заводов, фабрик, шахт, руд- , киков, железных дорог своей обла­ сти, города, района, а горкомы партии, которые обязаны главное свое внимание уделять промышлен- кости и транспорту, не занижаются этим делом и не принимают мер к улучшению работы отстающих пред­ приятий и железных дорог. Горко" мы и обкомы партии вместо того, чтобы влезать в дела фабрик, заво~ дов, железных дорог, нередко стоят в стороне от промышленности и 'транспорта, не контролируют рабо­ ту предприятий, не проверяют, как работают руководящие люди на фабриках, заводах и железных до­ рогах, не вскрывают недостатков в их работе и тем самым попусти­ тельствуют этим недостаткам. Горкомы и обкомы партии свыкг лнсь с тем положением, что ряд предприятий у них длительное вре­ мя находится в глубоком прорыве, и не припимают действенных мер к тому, чтобы покончить с этим по­ зорным явлением. Возьмем Тульскую область. У вас, товарищи туляки, такие заво" ды, как Новотульский металлурги* ческий завод,. Сталиногорский ком" бинат и некоторые другие крупные предприятия выполняли производ­ ственный план последние четыре года не свыше чем на 60— 80 про* центов. В Челябинской области такие за* воды, как Челябинский тракторный вавод и Челябинский цинковый за" йод ка протяжении последних че­ тырех лет систематически недовьг солняют производственной програм­ мы на 15— 20 процентов. ДГлтт вот, возьмем Орловскую об­ ласть. Такое крупнейшее предпри­ ятие области, как «Красный Про" фиптерн» в 1938 году выполнило план на 66 процентов, в 1939 го" ду на 63 процента и в 1940 году на 75 процентов. В Архангельской области Солом- бальский целлюлозный завод, Лаль- ская бумажная фабрика и ряд крупных лесозаводов области вьг ■олняли за послешие три года план всего лишь в предела? от 40 до 80 процентов. В Башкирской АССР Белорецкий металлургический завод в 1938 го" ИУ выполнил план на 77 процен" тов, в 1939 году — на 71 про­ цент и в 1940 году — на 86 про’ центов. Таких фактов систематического отставания заводов можно привести много и по всем другим областям, краям и республикам. А ведь всеми этими заводами за" Ьимаются или, точнее, должны за" Писаться обкомы и горкомы партии. Ьеаультаты же, ;как видите, такие, что эти и подобные им заводы уже ряд лет овдят на шее государства. , Особенно плохо горкомы и обко" 1 сы партии занимаются предприя" тиями и промышленными стройка" ми, подчиненными союзным Нарко­ матам, ошибочно полагая, что за состояние дел на этих предприя" тиях и стройках отвечают исключит тельно Наркоматы. Ряд областей своей плоТой рабо" той решающим образом повлияли на срыв выполнения общего шала по некоторым важным видам про­ дукции. По выплавке чугуна особенно плохо работали предприятия Ста­ линской, Запорожской и Свердлов* Ькой областей. Предприятия угольной промыпг ценности ворошиловоградской, Че­ лябинской, Свердловской и Моло~ товскоЙ областей тянули назад угольную промышленность. По добыче нефти особенно плохо работали предприятия Грознефти Чечено_Ингушской АССР, Майкоп* нефти Краснодарского края, пред­ приятия Башкирской АССР к Ха* баровского края. Отставание производства парово" зов явилось результатом плохой работы соответствующих предприя­ тий города Харькова, Орджоникид- зеграда, УлатгУдэ. Плохо также ра" ботали Ворошиловоградский и Коло­ менский заводы. Решающую роль в недовыполне­ нии плана по хлопчато~бумажным тканям сыцрала плохая работа предприятий областей Ивановской, Калининской и особенно Ярослав* ской. Ряд промышленных городов, в которых сосредоточены крупные предприятия, не выполняют проиэг водственного плана. Вот, например, город Горький в 1940 году выпол­ нил план по выпуску валовой про" дукции на 93,6 процента, Днепро­ петровск — на 95,8 процента, Сталинград — на 95,8 процента, Калинин — 93,7 процента, Челя* йинск — 90,2 процента, Тула — 85,1 процента, Ярославль — 79,9 процента, Огалино — 90,3 про­ цента. А ведь первейшей обязанностью горкомов партии в этих городах яв~ ляеггся обеспечение успешной рабо- i ты промышленности. Крупным недостатком в работе горкомов и обкомов партии являет­ ся то, что они не ипикатот в суще­ ство работы предприятия, не изу* чают экономику предприятий и, вместо этого, отделываются часто поверхностными обследованиями и верхоглядскими решениями. Ведь, факт, товарищи, что мно* гие наши обкомы и горкомы пар* тли свои обязанности в отношении промышленности и транспорта сво­ дят к заслушиванию докладов дп" ректоров предприятий на заседа* ниях бюро обкомов партии. По этим докладам обычно выносятся мало* конкретные л малополезные для заводов решения. Да л эта реше­ ния, как правило, совершенно не проверяются. Следует отметить и другое обсто­ ятельство. Заниматься отдельным предприятием обком или горком партии начинает лишь в случае, если это предприятие уже нахо" дится в явном прорыве. Заблаго" временно же нпкто и не думает помочь заводу или железной до­ роге. Необходимо покончить с таким поверхностным подходом к предпри­ ятиям промышленности и транспор­ та. Городские и областные комитеты паргпн обязаны наряду с Наркома­ тами нести ответственность за ра­ боту всех промышленных и транс­ портных предприятий города, обла­ сти. Именно, горкомы и обкомы партии имеют возможность непо­ средственно на месте, наиболее об’ - ективно, не считаясь с узковедом­ ственными интересами, разобраться в положении дел на предприятии, определить ? чем кроются недостат­ ки ш его работе п помочь руково­ дящим работникам предприятий и Наркоматов устранить их. Таковы, товарищи, причины неудовлетворительной работы ряда отраслей промышленности, таковы причины недостатков в работе про­ мышленности н транспорта. них дорог, выяснять их нужды я запросы и помогать хозяйственным организациям в их повседневной ра­ боте по руководству промышленно­ стью и транспортом. Партийные организация до сих нор главное штитмдлтие уделяли ру­ ководству сельским хозяйством. И это /было правильно, пока зерновая проблема не была еще разрешена. Но теперь, когда в основном уже решены зерновая проблема и задача ежегодного получения урожая зер­ на в 7 — 8 миллиардов пудов, — необходимо повернуть партийные организации в сторону промышлен- ноети и транспорта. Это не сшачит, что надо ослабить внимание к сель­ скому хозяйству. Но это значит, что партийные организации на­ столько выросли, что они могут за­ няться в равной мере и промыш­ ленностью я сельским хозяйством. Важнейшей, неотложной задачей всех партийных организаций яв­ ляется ликвидация недостатков в их работе в области промышленно­ сти и транспорта. Партийные организации обязаны помочь Наркоматам н предприятиям навести порядок на фабриках, заво­ дах, шахтах, железных дорогах, в портах и ва пристанях. При этом надо валяться конкретно каждым предприятием в отдельности. Пар­ тийные организации обязаны прояв­ лять максимум инициативы в деле выявления новых возможностей улучшения и развития промышлен ности и транспорта. Далее необходимо, чтобы партий ные организация помогали Наркома­ там и главкам проверять работу ди ректоров предприятий, проверять исполнение решений Нариоматов предприятиями. Партийные руководители обязаны коматы же, пе зная действлтельно- понять настоятельную необходи -1 го положения дел на предприятиях, чилюсь 51,5 тонн, а при проверив фактически оказалось 11 тонн. (Оживление в зале). Подущайте сами, товарищи, как может работать директор с таким учетам. При теперешнем состоянии учета немудрено, что имеют место такие, например, факты. Суда Каептанкера за 9 месяцев 1940 года перерасхо­ довали 12,5 тысячи тонн топлива, а Наркомат начислил Касптанкеру 2 миллиона рублей экономии по то­ пливу. Вот какие порядки в Нар- (конате морского флота. Можно и топливо пережечь я прослыть эко­ номным хозяйственником. (Оживле­ ние в зале). В результате запущенности учета на предприятиях образуются из­ лишние запасы материалов, заготов­ ляется излишний н, как правило, некомплектный задел, увеличивает­ ся незавершенное производство я омертвляются огромные государст­ венные средства. По данным ДУНХУ па предприя­ тиях 12 промышленных Наркоматов на 1 декабря 1940 года запасы то- вырпо-материалыгых ценностей пре­ вышали установленные нормы хра нения материальных ценностей на 2 миллиарда 610 миллионов руб лей. Плохой учет приводит к тому, что на предприятиях, стройках, ва железных дорогах не используются ценнейшие станки, машины и мо­ торы. Очень часто бывает так, что при получении новых заданий дирек­ тор пред'являет требование па до­ полнительное количество материа­ лов, станков, оборудования, в том числе и импортного, в то время, как на предприятиях все это имеет­ ся в достаточном количестве. Нар- ЛГ. Хозяйственно-политические задачи парторганизаций а области промышленности и транспорта Что же требуется от партийных организаций для того, чтобы ликви­ дировать недостатки р работе про­ мышленности и транспорта? Для этого надо прежде всего freeусловно ликвидировать безучаст- йое отношение партийных организа­ ций к состоянию промышленности и транспорта и решительно повер­ нуть внимание парторганизаций в сторону максимальной заботы о нуждах и интересах промышленно­ сти и транспорта. Партийные организации обязаны систематически влезать в дела про­ мышленных предприятий и желез- мость коренного улучшения работы партийных организаций по провер­ ке выполнения решений в области промышленности и транспорта. Пар­ тийные организации должны уяс­ нить себе, что одни лишь Наркома­ ты не в состоянии контролировать работу предприятий, проверять ис­ полнение решений Паркоматов. По­ этому партийные организации долж­ ны помочь Наркоматам в деле про­ верки исполнения директив Нарко­ матов нредприятия!ми, т. е. в деле контролирования работы директоров предприятий. Только при этих условиях можно будет обеспечить систематическое выполнение государственных пла­ нов каждым предприятием, каждой железной дорогой и тем самым дви­ нуть вперед развитие промышленно­ сти и транспорта. Какие же меры далее нужно при­ нять партийным организациям, что­ бы ликвидировать недостатки в ра­ боте промышленности п транспорта? Об учете оборудования, всякого рода имущества и материалов на предприятиях. Начать надо с этого вопроса потому, что многие забыва­ ют, что без правильного учета обо­ рудования, имущества, материалов нельзя управлять предприятием. Директор предприятия, если он хо­ чет по-настоящему держать в руках предприятие и работать не (вслепую, не па авось, должен хорошо знать все хозяйство завода, должен знать, где и сколько имеется на заводе оборудования, инструмента, сырья, материалов. Между тем, жак это показывают многие факты, па предприятиях учет оборудования, учет материалов, сырья и даже готово! продукции поставлен совершенно неудовлетво­ рительно. Руководители предприя­ тий допускают существование раз­ бухшего штата и многих излишеств в учете, а элементарными сведения­ ми о ресурсах предприятия не рас­ полагают. Вот типичный факт. Директору Кольчугпнского завода Паркомцвет- мета тов. Петрову потребовалось узнать, сколько имелось па 7 ян­ варя 1941 года незавершенного производства в цехе 2. Бухгал­ терия завода сообщила ему — 81,6 тонн, плановый отдел назвал цифру 47,7 тонн, по книгам в цехе зна- вместо того, чтобы проверять заяв­ ки и требования предприятий, обычно штампуют их. Работа предприятий, где отсут­ ствует сколько-нибудь нормальный учет, чревата неожиданностями. На такпх предприятиях неизбежны срывы производства вследствие не­ ожиданной для руководителя не­ хватки того или иного сырья, мате­ риалов, полуфабрикатов, инструмен­ тов. При этом нехватка всегда об­ наруживается в тот момент, когда возникает потребность в этих мате­ риалах л когда необходимо уже сда­ вать готовую продукцию. Задача состоит в том, чтобы по­ кончить с запущенностью учета на наших предприятиях и железных дорогах. Необходимо, чтобы промышлен­ ные предприятия и железные доро­ ги имели правильно поставленный учет оборудования, всякого рода имущества и материалов. Об использовании оборудования, инструментов, сырья, материалов. Ясно, товарищи, что правильное ис­ пользование оборудования, инстру­ мента, материала, сырья и топли­ ва решает производственный успех предприятия. Между тем, производственная мощность оборудования наших про­ мышленных предприятий исполь­ зуется далеко неполностью, ин­ струментальное хозяйство на мно­ гих предприятиях запущено, плохо и неэкономно расходуются материа­ лы, -сырье и топливо. Немало стан­ ков и другого оборудования про­ стаивает на предприятиях, а иногда и просто л*€жит на складах этих предприятий, в то время, когда на других предприятиях ощущается острая нужда в этом оборудовании. * По данным ДУНХУ на 1 ноября 1940 года по восьми промышлен­ ным Наркоматам, — а эти данные далеко неполные, — 33 тысячи металлорежущих станков, имеющих­ ся па предприятиях, не были уста­ новлены и, следовательно, не рабо­ тали. Кроме того, на предприятиях этих же восьми Наркоматов 6 ты­ сяч единиц кузнечно-прессового обо­ рудования также не бьши установ­ лены и, следовательно, бездейство­ вали. Ilo тем! же данным ДУНХУ на 7629 предприятиях страны имелось 170 тысяч неустановленных элек­ тромоторов о общей мощностью в 2 миллиона киловатт и 4522 неуста­ новленных электрогенератора с об­ щей мощностью 340 тысяч кило­ ватт. Разве можно, товарищи, дальше терпеть такую вопиющую бесхозяй­ ственность? Насколько недопустимо использу­ ются производственные мощности на наших предприятиях, можно пока­ зать еще на примерах цементной н лесной промышленности. Производственная мощность це­ ментной промышленности из года в год повышается. В 1936 году произ­ водственная мощность всех цемент­ ных заводов составляла 6 миллио­ нов 701 тысячу тонн, в 1937 го­ ду — 7 миллионов 24 тысячи тони, в 1938 году — 7 миллионов 604 тысячи тонн, в 1939 году — 7 миллионов 976 тысяч тонн я в 1940 году — 8 миллионов 206 ты­ сяч тонн. Между тем, использование этих мощностей за эти годы систе­ матически уменьшалось. Так, если производственная мощность цемент ных заводов в 1936 году была ис пользована на 88 процентов, что очень плохо, то в 1937 году эта мощность была использована еще хуже, только на 77 процентов, 1938 году — ка 75 процентов, 1939 году — 65 процентов, а 1940 году всего лишь на 64 про цента. А ведь цемент, товарищи, ка жется, не последнюю роль играет в нашем капитальном строительстве. Или вот лесная промышленность. На 1 января 1939 года Наркомлес СССР располагал лесопильными ра­ мами общей производственной мощ ностью по выпуску пиломатериалов на 31,5 миллиона кубометров, фан тически же выработано в 1940 го­ ду только 13 миллионов кубометров пиломатериалов, что составляет все­ го лишь 41 процент производствен­ ной мощности лесной промышлен­ ности по выпуску пиломатериалов. А ведь лес также очень и очень нужен нашей промышленности н транспорту. Бывает часто и так, что дефи­ цитное квалифицированное оборудо­ вание, сложные производственные агрегаты, крупные станки исполь­ зуются не по назначению или с неполной нагрузкой. На таком де­ фицитном квалифицированном обору­ довании выполняют простые опера­ ции или обрабатывают межие дета­ ли, которые разумнее было бы де­ лать на более простом к мелком оборудовании. Нередко бывает так, что на огромном карусельном стан­ ке обрабатывается деталь с чайное блюдце величиной. Такого рода нерасчетливое ис­ пользование оборудования снижает фактические производственные воз­ можности наших предприятий и на­ носит огромный ущерб всему народ­ ному хозяйству. С использованием инструмента обстоит дело также очень плохо. На предприятиях инструмент исполь­ зуется неправильно. Дорогостоящий инструмент употребляется не по назначению. Часто сдается в лом бывший в употреблении инструмент, между тем как он может быть вос­ становлен и вновь использован. Что же касается материалов, сырья! и топлива, то тут у нас пря­ мо-таки преступное расточительство. Вследствие излишних припусков литья и поковок много металла ухо­ дит в стружку. В свою очередь стружка, в том числе и стружка редких металлов, используется не­ полностью. Много материалов про­ падает из-за неправильного и не­ экономного раскроя и заготовки. Прокат производится в недостаточно широком сортаменте, вследствие че­ го металл расходуется излишне. На наших предприятиях и доро­ гах до сих пор велики пережоги топлива и перерасход электроэнер­ гии. Расточительно расходуется жид­ кое топливо там, где оно -пожег быть с успехом заменено твердыне топливом. Задача заключается в ток, чтобы кончить с бесхоаяйствезшхяью в использовании оборудование, о рас­ точительством в расходования ин­ струмента, сырья, материалов, топ­ лива в электроэнергии, докончить с таким положением, когда в на­ шей промышленности я на транс­ порте неполностью используются производственные мощности. Необходимо, чтобы на наших про­ мышленных предприятиях к желез­ ных дорогах полностью и правил- но использовалось оборудование и хо­ зяйственно расходовались инстру­ мент, сьфье, материалы, т ш п о , электроэнергия. О сохранности на (фОДзиятияж государственного имущества. Забота о сохранности государственного иму­ щества — сооружений, зданий, обо­ рудования, инструмента и всех ма­ териальных ценностей, доверенных предприятиям, — является первей­ шим! долгом руководителей, инжене­ ров, рабачш и служащих еалшх фаб­ рик, заводов, железных дорог я водного транспорта. Этого не пони­ мают многие работники предприятий п проявляют на каждом шагу нера­ дивое л нехозяйское отношение к народному добру. На многих предприятиях оборудо­ вание. сырье, материалы, инстру­ мент, в которых остро нуждается паша промышленность, валяясь где попало, портятся, ржавеют, прихо­ дят в негодность. Факты на этот счет вы можете, товарищи, найти на предприятиях своей области и юрода. Товарищам из Воронежской обла­ сти могу помочь в этом деле. На заводе М 61 в городе Липец­ ке 14 января 1941 года в снегу, под открытым небом, среди хлама было случайно обнаружено 70 год­ ных станков. А ведь на этом заво­ де есть директор, есть партийная организация, наконец, в Липецке есть н горком партии. За чем же они смотрят? Где же тут забота о сохранности оборудования? Разве это не преступное отноше­ ние к государственному добру?. Нечего уже и говорить о том, что на наших предприятиях широко распространено небрежное и неряпг ливое отношение к своему станку, к своему инструменту. А ведь со' вершенно очевидно, что плохой уход за станками и инструментом, нет своевременный и недоброкачествен* ный ремонт оборудования, зданий преждевременно разрушает и выво" дит, их из строя. На транспорте запущенность ре­ монта подвижного состава и не" брежное содержание железных дорог и водных путей являются серьезны* ми причинами аварий. Задача состоит в том, чтобы по* кончить с такими проявлениями антигосударственного отношения к народному добру. Необходимо добиться, чтобы на промышленных предприятиях и на транспорте все материальные ценно­ сти содержались в сохранности и а хорошем состоянии, чтобы руково" дители предприятий берегли дове* репное им государственное пмущест* во— здания, оборудование, инстру­ мент, материалы. О запрещении продажи предприя* тиями оборудования и материалов. Оо этому вопросу, товарищи, на" днях издан Указ. Чем вызван этот Указ? Он вызвал тем, что на на* ших предприятиях имеет место раэг базариваиие оборудования и мате­ риалов путем их продажи и обмет на с другими предприятиями. Госу­ дарство отпускает предприятиям для определенных целей оборудование и материалы, а руководители пред* приятий самовольно и незаконно распоряжаются имп, продают, обмет нивают и отпускают па сторону. Факты продажи, разбазаривания государственного имущества вы можете обнаружить, товарищи, у себя в областях я городах на мно* гид] предприятиях. (Продолжение на 3 стр.) ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz