Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.
КОМСОМОЛЕЦ. ЗАПОЛЯРЬЯ № 21 <3б7). 16 феараяя 1941 г. ВОЙНА В ЕВРОПЕ И АФРИКЕ Дневник военных действий В Северной Африке продолжают ся палеты германской н итальян ской авиации па Бенгази н другие пункты Киренаики, занятые англи чанами. Германские бомбардиров щики, как сообщается в германской сводке, бомбардировали в Киренаи ки ангары, воинские лагери, а также самолеты, находившиеся на аэродромах. Итальянская газета «Реето дель карлино», разбирая создавшееся военное положение в Африке, заяв ляет, что захват англичанами Бен гази, самого лучшего порта в во сточной Ливии, создал в басгейпе Средиземного моря новое положе ние. Газета отмечает, нто англичане усилили свое господство в (ВО СТОЧНОЙ части Средиземного моря, а с созданием баз па греческом полуострове Крите в Киренаике выдвинули свои позиции в цент ральной части средиземноморского бассейна. Все же, полагает газета, в этой части моря преимущество на стороне итальянских сил. В случае наступления английских войск на запад, через пустыню Снрт до жизненных центров Трипо* иггапии, британское командование не может надеяться иа безнаказан ный цроход своего флота через опасную для него центральную часть Средиземного моря. Германская и итальянская авиа ция продолжает также налеты на Мальту, 'важнейшую опогрную базу Англии в центральной части Сре диземного моря. Мальта является « как бы связующим звеном между другими английскими опорными пунктами— Гибралтаром на западе ■ Александрией на востоке. Про движение анЛлнчан на Ливийском побережье несомненно улучшает стратегическое положение Мальты. Англичане, говорится в итальян ской сводке, пытались в ночь на 11 февраля высадить группу пара шютистов в Калабрии и Луканни (южные провинции Италии). Пара шютисты были вооружены пулеме тами, ручными гранатами, взрыв чатыми веществами. Все они взя ты в плен. Английская авиация со* вершила также налеты на остров Родос. В Восточной Африке основные военные действия происходили в Эритрее. Согласно сводке итальян ского командования, атака англи чан в районе Ксрепа отбита. Ант- 1 ийские войска почти окружили сильно укрепленный пункт Кереп. Агентство Рейтер передает, что од новременно английские части про двигаются по сильно пересеченной местности южнее Ксрепа по нал* равлению на Аресса, ® 30 милях к юго-западу от Асмары. После за хвата Эль Гхена па севере Эритреи англичане ведут наступление по дороге, связывающей Эль Гнева с Керепом. Итальянская сводка сооб“ щает также о боях в районе Джу“ ба {Итальянское Сомали), где итальянские нерегулярные часта одерживают натиск англичан. Анг лийская авиация совершила налет на район Керепа; бомбардировав железнодорожную станцию, склады, автотранспорт, артиллерийские по зиции итальянских войск. Бомбар" дщювапы Ассаб ^Абиссиния), а также Массауа. Агентство Рейтер передает, что Италия потеряла во время операций в Африке 1000 самолетов. В Албании наибольшая актив ность отмечается на северном и центральном участках фронта, где греческие войска предприняли на“ ступление па отдельные итальян ские укрепленные позиции. В сводке командования итальян ской армии указывается, что итальянские самолеты бомбардиро вали греческую воеино-мо(рс.кую ба зу — город Аргостолион и огтров Корфу. 13 февраля, в результате про веденный греческими войсками на ступательных операций местного характера, итальянцы выбиты тш укрепленных позиций. Как укальг вается в сводке командования ipe- ческой армии, греки взяли около 400 пленных, много автоматиче- гкого оружия, мортир, боеприпасов и так далее. Греческая авиация провела успешную бомбардировку роенных об’ектов в районе фронта. Агентство Ассошиэйгед Пресс neper дает, что после интенсивной ар тиллерийской подготовки греки про двинулись вдоль побережья на пять километров по направлению к Валоне. Греки предприняли так же атаку в центральном секторе фронта и в настоящее время угро жают важной базе противника. На английском фронте незначи тельная активность. В ночь па 14 февраля, как сообщается в сводке германского командования, гермап" ские самолеты бомбардировали аэродромы, иромышленные сооруже ния вокруг Лондопа в устье Темзы и Глазго. Германские бомбардиров щики атаковали в Атлантическом океане пеоколько торговых судов. Некоторые из них получили тяже лые повреждения. ПО Д О Р О Г Е Р О С Т А 19 февраля краснофлотскому театру Северного флота исполняется 5 лет Странный корабль недолго дер жался на воде. (Людям некогда бы ло его рассматривать и спасать. был занят срочным л труд ным делом — в печальные дни той штормовой (весны разлютовав шаяся стихия принесла миого бед. Только трое молодых краснофлот цев с ненз’ясшпшш; печлегъю следи ли за крушением диковинного ко рабля. Он имел только одну шад- стройку, одну’ каюту, одну часть, шторую, будь он зданием, наз вали бы на суше |фасадом. Ои был очень условным, этот декоративный корабль. Оильный порыв ветра унес его из укромного шеста, где он ле жал 1 *месте <с другими -декорациями, и помчал в залив, в море. Недолгим было его морское плавание, скоро бушующий вал (разнес его на мел кие части, бесследно похоронив в лучшие первые декорации красно флотского театра — макет корабля к (спектаклю «Гибель эскадры». Собственно тогда н сам театр был условным. Оп немшхгпм раз нился от самодеятельного коллек тива, он не имел настоящей сцени ческой площадки, помещения для хранения декораций, его состав был немногочислен и насчитывал по существу не актеров, а наиболее та- лаптлиных представителей красно флотской сдмодеятельаости. Пьесой «Гибель эскадры» Корней чука начал театр в 1936 году свою профессиональнум ^ш лъ . Многие из его зачинателей — Янкелевич, Пропит и сейчас служат па флоте. Прошил рассказывал нам о первых постановках, о днях, когда костю мы для испалтитедай одалживалось у товарищей, когда женские роли исполняли жены командиров, когда все, что оформилась сейчас в боль шой, настоящий, с прекрасной твор ческой и технической баэой профес сиональный театральный коллек тив, — было в зачаточном состоя щей. у Но командный и политический состав флота делал вое, чтобы театр стал настоящим профессиональные театром. И он рос и креп! Группа ведущих актеров, о т д е ляющих творческое лицо сегодняш него театра, пришла сюда в 1937 — 38 году. Это были ученики мастеров Ленинграда Сафронова. Д моховскйго , Казтако: краснофлоптсл пгсктакль вместе с пьесой «Послед- актеры Пльясоп, Шевцов, Дуралдин, шнс» (постановка В. Мехшенрва, ху- Бородавко, Плешкой, тогда пришла [ зожнгок В. Степанов) — золотой первая актриса А. Иванова, первые фонд в репертуаре Северного крас- художиикл краснофлотцы Овенгинкоч цофлот^кого театра. Не побоявшись и Баранов. ’ трудностей! постановки пьесы Остров- Артнстка Т. Шикина в роли Ва ри Зубаревой (*Днкарка»), Фото краснофлотца Степанова. 1938 — 39 год. В театр прихо дит новая группа способной молоде жи— 'Никитин, Деныпин, Кшсседьман, приезжает режиссер В. Мехнецов, актриса Т. Шикина. Рождается спектакль большого и страстного звучания — «Последние» Горько го, «Падь серебряная» Погодина. «Свои люди сочтемся» Островского. 1939 (год характерен интересной масштабной постановкой одтеой из лучших пьес сокетекого репертуа ра — «Оптимистической траге дии» В. Вишневского, осуществ ленной С. Морщихиным и блестяще оформленной краснофлотцам М. 1’с- ленским. Видевшим этот спектакль надол го запомнится трогательный, безгра нично преданный революции Вай- нонен. Его играл Михаил Исаев, приготовивший зту роль во время незабываемой гастрольной поездки театра по обслуживанию частей Красной Армии и Флота в дни боев с белофиннами. Зритель запомнил побиого и хитрого врата — вожака анархистов, сыгранного Ильясовым, его дружка, отвратительного и страшного Сиплого — арт. Бородав ко, молодого командира — арт. Ни- к-imma, боцмана —■ актера сверх срочника Аханова. Зрителю залечат лелея в коротко* л выразительном эпизоде— одсспт (Деньгин) к плен ный офицер (Кпссельман). Этот около «Дикарка», давно не шедшей в наших театрах, краснофлотский театр поставил ее. вполне справив шись с задачей. В депь своего пя тилетия он показывает новый спек такль — классическую комедию Кальдерона «Дама невидимка» в по становке художественного руководи теля! театра 'В. Бутурлина. 19 .спектаклей п 12 концертных программ осуществлено за эти слав ные 5 лет. 'Десяти! тысж зрителей побывали на этих спектаклях — их знают и любят краснофлотцы, командиры и политработники Север ного военного ф.тота, жители Мур манска, горняки ГСировска, строите ли 1 Нива- 1 П. металлурги Мончегор ска. театр неоднократно выезжал и туда, и на побережье. Он выступал на сцене (Мурманского Дома культу ры и на ледяных глыбах, заменяв ших театральные подмостки в дни боев !с белофиннами. Актеры этого необыкновенного театра играли в фронтовой обстановке и, закончив спектакль, становились на уюадку грузов, а актрисы шли готовить бойцам пищу. 'Можно было бы много рассказать о людях этого молодого, дружного, чудесного коллектива. Честно неся службу Советскому Союзу, выпол няя своп гражданский долг, овладе вая боевой и политической подго товкой. люди краснофлотского теат ра одновременно совершенствуют свое актерское мастерство. Оглядываясь на пятгилегнпи путь театра, цногие сегодня) скажут — я шел с коллективом по пути его роста, вот тут мои вклады, мои маленькие дела! За эти годы мно гие актеры стали комсомольцами, многие комсомольцы — коммуни стами. Вырос политический круго зор каждого актера и театр гордит ся тем. что w’o его члены — от личники политической подготовки. Люди этого театра— славные 'во енные моряки, крепко любящие свое дело, своих товарищей, понимающие п в бою, и в искусстве, что такое чув ство взаимной выручки. Оли рабо тают с коллективным вдохновением, •* _ _ с огромной верой в свое дело и любовью к нему. Это и помогло им при повседневной и большой помо щи командования и управления по литической пропаганды флота соз дать такой сплоченный и сильный, такой талантливый и своеобразный профессиональный творческий театр. Р. ТРОЯНКЕР . Северный флот. Вера Духовская КОНЦЕРТ Веры ДУХОВСКОЙ __ Артистка ноет веем знакомую русссуп народ ную песню «Степь» в обра ботке Никитина. И перед зрителя- ■ми встает бес крайная снежная степь, веет холо дом в Вале, до бо ли трогает сердце предсмертный на каз молодого ям щика. И даже ап. л од ож тш о г хочется нарушать настроение, соз данное певицей. Но- вот Вероника Иванова стреми тельно ударила но клавишам рояля и в за.т полилась повая песня, ве селая, задорпая «Песня даицика». искрящаяся молодостью. И в зал* снова тепло, появляются улыбки, веселы* огоньком загораются глаза. Вера Духов*’ кая с большим искус ством владеет своим чистым и при ятным голос-ом, умоет соадавать на строение. Манера ее исполнения проста н прозрачна. Артистка no i- купаст своей искренностью, пре дельной выразительностью, глубоким пониманием души русского нарой . выраженной в народных песнях. Вот почему так тепло и дружно принимал позавчера мурманский зритель концерт Веры Духовекой. особенно первое отделение, в кото ром артистка исполняла русские на родные песни. В этом жанре она достигла большого мастерства. Концерт Воры Духовевой, попу лярной исполнительницы русских, народных песен, полон свежести, неподдельного чувства и настоящей бодрости. к. тюляпин. С Л УШ А Й Т Е М А Т Е Р И А Л Ы X V I I I ВСЕСОЮЗНОЙ П А Р Т КО Н Ф Е Р Е Н Ц И И Каждый день, начиная с 16 февраля, по радиостанции имени Коминтерна будут передаваться материалы XVIII Всесоюзной конференции ВКП(б). 16, 18, 22 февраля слушай те эти передачи в 9 1 и 20 ча сов, 17, 19 и 21 — г, 9, 11 я 20 часов. СО В Е ТЫ О Х О Т Н И К А “^ И М Н Я Я охота наилучшим об разом развивает качества вы носливого, сметливого и решитель ного бойца. Зверь — хороший тренер лыжника, разведчика и стрелка. Врожденный инстинкт са мосохранения, острый слух, зрение, чутье обороняют зверя от опаснсг сти. Поэтому охота на него всегда интересна и поучительна, как дву сторонняя военная игра. Для охоты в лесу, как и для боя, нужно уметь быстро ориенти роваться на местности, преодоле вать различные препятствия, искус но ходить на лыжах, спускаться, подниматься в гору, переползать на лыжах, маскироваться в складках местности и в лесной чаще. Охотнику приходится определять свежесть слсдов зверей. В этом от ношении зимняя охота в лесу — лучшая школа военного разведчика. Об охоте как о школе разведки много раз положительно высказыва лись маршалы Советского Союза то варищи Ворошилов, Тимошенко, . Буденный. С утра и до вечера п лесу охот ники обычно только тем и занима ются, что следят, разведывают дневное местонахождение зверей. После ночных похождений и корме жек звери залегают на день в ло гова. Но на снегу они оставляют следы, как визитную карточку с адресом своего дневного убежища. Таким образом, вся ночная жнзнь зверей бывает записана на белой странице чистой порошн. Как охотнику, так и разведчику читать следы помогает свежая по роша — ночной снегопад. Пороши бывают разные — длинные н ко'- роткие. Длинной пороша называется не потому, что ночью снег шел долго, а, наоборот, если он начался в сумерки и вскоре перестал или остановился до полуночи. То же самое бывает, если снег прошел только днем и до вечера прекра тился. Тогда звери, обычно подни мающиеся с вечера, успевают уже после снегопада много наследить по свежему снегу до утра, когда они отправляются в логова. Запутаннее будут ночные следы иа жировках (кормежках) зверя и на пути к ло гову. Пороша засыпает старые сле ды; поэтому, если ночью звери бро дили по снегу, то разведчик или охотник может легче отличить све жесть следа. Я, например, так де лаю во время снегопала: сам на слежу с вечера, затем — ночью и, наконец, ранним утром. Потом смо трю, до какой степени запорошены мои следы — вечерние, ночные и предрассветные. Такой прием дает мне ключ к определению свежести следа днем. Выходя утром на охо^ ту, я уже наперед знаю, как будет выглядеть след зверя в любой час ночи. Взгляну и сразу скажу: след вечерний или предутренний. Развед чик может с успехом применять этот несложный способ. Хорошо, если снег шел не только вечером и ночью, но и до самого рассвета. Это называется «короткой порошей». Все предутренние следы— самые свежие. Они легко доводят охотника до зверя на дневной леж ке. Короткая пороша прекрасно рассказывает о самых последних событиях в лесу. Если при такой же короткой по роше старые следы начисто снегом запали, а свежие хорошо отличимы, да еще к тому же потеплеет и снег станет мягким, то, шагая на лыжах без хруста и шороха, охотник вплотную подойдет к спящему зве рю, а лыжный разведчик бесшумно подберется к постам охранения и сможет уйти обратно, собрав необ ходимые сведения. В такую погоду разведчик не рискует выдать свое присутствие врагу. Об этой самой желанной погоде с восторгом отзы ваются охотники: «мертвая пороша» или «печатная пороша». Но и без пороши, при одиоследи- це, когда несколько дней стоит ясная погода, без снегопадов, опыт ные следопыты определяют све жесть следа по вспомогательным признакам. Охотники и разведчики действуют тогда, как истые метео рологи н гидрологи, — проверяют наощупь следы в мороз и оттепель. Например, в мороз после оттепели ясного отпечатка лап не получится на насте и видны будут лишь ца рапины когтей. Снежная крупа, иней, снежная осыпь с деревьев, перемена темпе ратуры. заносы, метель, поземок — все это при односледнце освежает самые последние следы и дает представление, какой из них самый свежий. Например, в иней старые следы заиндевеют и свежий след станет отличимым. Прозрачность и температура воз духа, высота облаков, яркое солнце волшебно видоизменяют следы на снегу. Острое зрение и осязание помогают следопытам и разведчикам улавливать, судя по колеру снега, необ’яснимые признаки свежести следа. Распознавать старый след при односледнце без пороши — искусство не малое. При этом име ет значение, какой сегодня снег. В ясный и морозный зимний день след засыпается с краев, и надо иногда рукавицей стряхивать, откапывать его. В такую погоду легко оши биться, приняв старый след за св1^ жмй. На другой день облака высоко поднялись ровным пологом: серо и мутно весь день на небе. И наблю датель - разведчик увидит совсем другой снег, нежели вчера. Иначе выглядят и следы. Перед ним под слеповатый зимний пейзаж с мато выми косогорами, похожими на ме ловые горы. Тогда и следы слепые и неясные. Здесь-то н помогает знание — какой слой снежинок на крыл след за ночь и в какие часы... Погода резко меняет методы, ко торые нужно применять следопыту. Следовательно, необходимо наблю дать за метеорологическими сводка ми. Предскажет метеостанция пас мурный день, «мглистое» небо, а охотник и разведчик уже знают практическое применение этого прег гноза — такое небо слепит и све жие следы, трудно будет опреде лить их свежесть. Дан прогноз на «ясно», — следовательно, нужно приготовиться к тому, что солнце омолодит старые следы. Разведчику на практике военных игр полезно дознаться, какой след у зверя спокойный, трусцой и ка кой гонный, врастяжку. Так напри мер, если лисица спокойна, она |ажурной строчкой насладит на сне гу аккуратный пунктир круглячков. Встревоженная гоном, шумом голо сов, она поскачет галопом или в |карьер, и на снегу будут видны следы ее беспокойных прыжков. Спокойный заячий след — это равномерное созвездие четырех лап. причем задние дают отпечаток как будто бы одной лапы. Отличитель ный признак следа испуганного зайца — близость передних и зад них лап. Гонный след его растянут на метры, и редко отпечатаны спа; ренными двойками передние и зад ние лапы. Разведчика, пробирающегося в ле су, такие беспокойные, панические следы зверей, звериная тревога и разлет птиц могут иногда своевре менно предупредить об опасности быть застигнутым врасплох, и, на оборот, по спокойным следам жиру ющих, испуганных зверей лесной разведчик сможет увериться в бе зопасности пути, отсутствии на дан ном участке леса людей. Лесная дорога всегда должна пег вышать бдительность разведчика. Целый отряд лыжников может сой ти с дороги так искусно замаски рованно, что ненаблюдательный че ловек и не заметит этэго схода. Делается это очень просто: где гу стая чаща ельника подходит к са мой полознице, отряду можно по одному человеку спрыгнуть в сто рону и след в след кильватерной колонной удалиться в лес, а пос леднему, замыкающему шествие, при помощи лопаты или веника сравнять снежный покров. Ту же уловку можно применить с дороги в редколесье — замести за собой аккуратно шаги на снегу или лыжню. Чтобы развивать свою наблюда тельность. я советую молодыkf лыжникам во время тренировок и кроссов учиться определять све» жесть следов в зависимости от ха“ рактера порошн» Это очень увлека~ тельно. На войне очень важно качество- охотника — всегда стрелять пер вым, моментально вскидывать ружье и быстро прицеливаться при взлете птицы или когда вдруг выскочит, как из-под земли, заяц. Вот поче му, отдыхая и закаляя свое здо» ровье, занимайтесь охотой, лыжный спортом. _______________________Д . ЗУЕВ. Ответственный редактор Ф. МАКАРОВ. . АДРЕС РЕДАКЦИИ: ipL Леям а, 41 (4-й атак). Телефоны: отв. редактора а отв. секретаре 9-бв, отделов: 9-98 I ав., вав. редахцве! 9*М 1 вв. Н01641. Тжпографжд «Пождржая правы», г. Муриаоек, ул. Вора&скота, 7. Вагсаз 560-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz