Комсмолец Заполярья. 1941, февраль.

К 20 (366). 14 «мраля 1941 г. КОМСОМОЛЕЦ ЗАПОЛЯРЬЯ 3 ВЛИВАЕТСЯ В ТРУД МОЕЙ РЕСПУБЛИКИ ★ ★ ★ Готовы выйти в иоре Это бшо в те унт, конца по всей стране началась новая вшива социалистического соревнования в честь XV III ‘Всесоюзной паршивой конференции. Падхкход * Чернышевакки», один из передовых кораблей бас­ сейна, становился в ремонт. Нускно было отремонтиро­ вать .мдлгшнм, палуоныо механизмы, подготовить суд­ ию к новым рейсам на суровых северных морских путях. — Становитесь к стенке завода fia 90 дней, — сказали в шановом отделе пароходства. Команда па­ рг-хода, рабочие судоремонтного завода решили иначе. До (Открытия партийной конференции остава­ лось 45 дней. И опи решили отремонтировать судно г. этот срок. Об этом шнитан Гаигпидэе заявил на собрании раоотсшков бассейна. В обращение моржкош Мурманского бассейна ко всем (морякам СССР о раз­ вертывании соревнования имени XVIII парткотаферен- orj.ira это (Обязательство команды «Чернышевойого» бы­ ло ааписано первым. И тогда началась борьба за честь (передового судна, за крепость слова, саветскаго моряка. От капитана Гагитидзе до матроса Семенова вся команда вышла ва саморемонт кораля. Комсомольцы «Чернышевекого» наладили дауснбу с комсомольцами завода. На ремонт лебедок корабля вышла комсомольско-молодежпая бригада т. Ильчук. Между комиэдой парохода и за- иодом началось комплексное сорешование. Стаханов- дам бригады (Пльчук не уступали в работе матросы Александр Семенов и Михаил Налетав. На ремонте главной машины к вспомогательных механизмов самоотверженно работали машинист ком­ сомолец орденоносец Геннадий Масюк и Вадим Клусе- кич. С 'каждым днем все шире разгоралось социали­ стическое сорванованне, передовики подтягивали от­ стающих, помогали г.воим опытом). Четкий контроль и Учет помогали правильно организовать труд. 35 дней прошло в напряженном труде. П вот itoc-овая лебеэка с грохотом поднимает и отпускает тя­ желый якорь. Звенья якорного (каната правильно ■укладываются в звездочку брашпиля. Управляет ле­ г к о й начальник, механико-судовой службы т. Ов­ сянников. гРядом с г а следят за работой (механизмов представители приемочной камиссии от пароходства. Моряки и работники судоремонтного завода держат экзамен. Вот -пот-эму и капитан Гапгпдое, стармех Василь- ■ев, ощман Борщенко, старпом Лермаков внимательно следят, ка к групповой инженер пароходства, т. Кали­ нин л начальник механико-судовой службы тов. Ов­ сянников «быстро переключают на разный ход лебед­ ки, проверяя нх пригодность. Приемочная комиссия переходит от одной ле-бедки г.* другой. Палубные механизмы действуют безотказно. Тщательному осмотру подвергается да 1 же швартовая лебедка, которая работает, как говорят моряки, один раз в десять лет. Приемочная комиссия переходит в машинное от­ деление. Механики, машинисты щ кочегары — 25 моряков— ремонтировали машину л никто из лих мень­ ше чем на 150 процентов не выполнял задания. Главная машина пускается в ход. Работает она плавно и бесшумно, быстро переводится с переднего на задний ход. В кают-комлапии подписывается акт -о выходе суд­ на из ремонта. Ремонт судна проведен на «отличпо». Пароход «Чернышевский» готов к выходу в море. J1. ГИНГ., К . ДИНИН . (В. Маяковский). ★ ★ ★ Комсомольски - мол 'W ЖИЛЯ /Spur •-• *ки' 1 а>':я апктнч*ског'> ппрохода «Сталинград» хорошо производит саморемонт. Производственное задание она выполняет от 160 до 220 проц. На снимке: (слева направо) матрос-комсомол?ц М. С.трелкок. брнгаднр-боиман Н. Мироновский, матросы Е. Жаровов, Е. Тышкунов, В. Шнхнрев и Е. Щербаков за ра ботон в трюме. Фото К. Моисеева. ♦ ♦ Корабли идут па Восток Превратить к концу третьей пятилетки Северным морской путь в нор­ мально действующую магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком. (Из реаолюци„ X V I II с'езда ВКП (б). В р а б о ч е м поселке Тростниковый поселок в самом центре промышлен­ ных (предприятий Мончегорска. (Его жители онают, •что пять лет назад здесь -был густой лес. За эти го­ ды создан 1 большой поселок. Здесь ршшут горняки, строители, металлурги. Поселок имеет среднюю школу, в которой 745 де- *гей. вдесь уже открыт 8 тй класс. Шесть амбулаторий и .здравпунктов, расположен­ ных на территории поселкового совета, убедительнее всего доказывают заботу советской власти о сохране­ нии здоровья трудящихся. ,В хороших помещениях расположены два детских сада и ясли. Клуб горняков — центр культурной жизни жите­ лей поселка. (В нем хорошая библвиотека, насчитыва­ ющая свыше 10 тысяч томов, читальня, где много газет, журналов. За прошлый год клуб дал около 600 киносеансов, обслужив почти миллион зрителей. Торговая сеть поселка, насчитывающая 5 магази­ нов и 4 ларька, снабжает население промтоварами и продуктами питания. Здесь 5 сто­ ловых. сберкасса, почта, аптека. Около 900 тысян рублей на =Ш М* С11ЮГ0 бюджета, было затрачено : ^ в 1940 году на народное образо- I ^ ванне и медицинское обелужи ка- нне населения. Не узнают поселка те. кто от­ сутствовал здесь несколько лег. Л. Ш АХНОВСКИЙ . /у с * Н Е М Н О Г О И С ТО РИ И Крепко застрявший во льдах «фока». Унылые, больные люди. Последний приказ Георгия Седова. Приказ гласил: «Итак, сегодняшний день мы выступаем к полюсу; это событие и для нас, и для пашен родины. Об это mi дне мечтали уже давно великие русские люди — Ло­ моносов, /Менделеев и другие. На долго же нас, маленьких людей, вы­ пала большая честь осуществить их мечту и сделать посильное научное и идейаое завоевание в полярном исследовании ка гордость и пользу нашего отечества...». Так, со слезами! на глазах, про­ щался Седов с остающимися на «Фоке» членами экипажа. П трое самоотверженных двинулись на Се* вер. На Север и только на, Север! Но герой-одиночка ясно видел свои неминуемую гибель. Сраженный болезнью, лежа- в палатке за тыся­ чи километров от родины, он думал: «Пойдет ли кто-нибудь по следу твоих нарт? Или он навсегда сги­ нет под снегом? Дорога на полюс, ты открыл ее. — увидит ли оиа других русских — удачливых, сча­ стливых твоих последователей?». С ТРИ Б УНЫ С ’Е ЗД А «Мы помним зг «пеним отвалу русских исследователей, наших «Крестьянки» участвовал не. впер­ вые. По на этот раз эктнаж его взял на себя более жесткие, чем обычно, обязательства. Моряки ре­ шили, несмотря пи да что, ни аса какие трудности, четко бороться за оыполиение графика работ, принять большое количество груза, точно уложиться в намеченные сроки — вернуться в порт не позже, но по возможной и и раньше срока. Задача усложнялась тем, что в связи с ненормальной тйгрузкой в Архангельске, пароход вышел отту­ да с опозданием. (Но команда судна работала отлично. Бухта острова Дяксон встретила. «Крестьянина» па 28 чпепп 'раньше срока. К бухте Кожевникова держал дальнейший путь «Крестьянин». Путь был ис­ ключительно трудным. Два ледоко­ ла — «Литке» и «Ленин» — боро­ лись за вывод из сплошного льда судна. (Между островом Бегичевым и мысом Пакса есть пролив. Там была чистая вола, но там были и отме­ ли. Через этот пролив благополучно прошел «(Крестьянин», первое гуа­ но, которое решилось пройти по этому пути. Проход проливом уско­ рил прибытие парохода в бухту Ко­ жевникова. Выиграны были двое суток. Таж же досрочно пройдеп был и дальнейший путь. План экштаж парохода выполнил свыше чем иа 130 процентов. Так успешно пройти водную арк- предшесивенников на Севере, чьи , трассу простое судпо мпг- жизпи и *грул ire пропали даром.! ло тлько при условии хорошей Сын азовского моряка, русский мо- ра/х/пл, взаимодействия всех звепь- ряк Седов пытался пройти к Се- сложной системы Главсев- верпому полюсу и погиб на пути !К ^орнути. Успех полярному рейсу 1 ностью _. •* ____ _ _ . обеспечили не только самоотвержен­ ные советские моряки, но и ледовая разведка авиации, безотказная ра­ бота советских ледоколов, радио­ связь — первая помощь судам в полярных водах. Н А Д А Л Е К О Й А М Д Е Р М Е Судно в тяжелом положении. Ра­ дист торопливо налаживает связь. (В эфир лепит тревожная радиограмма. Успокоительный ответ приходит по­ чти тотчас же. Па далекой Амдерме круглосуточную вахту несут ради­ сты Павловский и Чивидев. Их по­ чти никогда не видят, но хорошо знают капитаны арктических кораб­ лей, пилоты полярпой авиации. За отличную работу в навнгащш про­ шлого годчЯ коллективу полярников Ачдермы передано красное знамя Главсевморпуги. ЦК профсоюза и денежная премия. Таких самоотверженных работни­ ков немало па многочисленных по­ лярных радиостанциях. Н О РМ А Л ЬНО Д Е Й С Т В УЮ Щ А Я М А ГИ С Т Р А Л Ь (Vi кремепи XVIII партийного с’ езда проделана большая работа по дальнейшему освоению Северно­ го морского пути. Арктика покорена. Огни сталинских новостроек засняли там, где еще недавно уживались только льды, ветры, снега. Успеш­ ное окончание навигации 1940 го­ да — новый вклад в освоение труднейшей водной трассы. Путь на восток через Арктику стал |реаль- *гои заветной точке». Так вспомнил о Седове с трибуны XVIII партийного с'езда началram: прославленной экспедиции в дрей­ фующих льдах Центрального поляр­ ного 'баосейпа Иван Дмитриевич Па- панин, тот. кто вместе со своими тремя товарищами прошел по сле­ дам Седова, завоевал полюс, органи­ зовал во льдах паучно-гсслг-юва- тельскро станцию, раскрыл тзГгны Арктики. Большое значение придал с'<'зд дальнейшему освоению вошык по­ лярных трасс, дальнейшему разви­ тию арктического пароходства.. Про­ граммой действия стали для поляр­ ников ренгешея XVIII с'езда ВКЛ(б) о том, чтобы превратить к концу третьей пятилетки Северный мор­ ской путь в нормально действую­ щую магистраль. РЕЙС ОДНО ГО КО РАБЛЯ Здесь мы коротко расскажем; об обычном арктическом рейсе одного обычного фрахтованного судпа «Кре­ стьянин». В арктических рейсах ■tfr '☆ ☆ Машинист 1 класса стахановец парохода «Сталинград» А. Зотов. Участвуя в саморемонте парохо­ да, производственные нормы вы­ полняет на 148 прои. Фото К. Моисеева. В шторм, непогоду... Кто когда-либо бывал на Баренцевом каре замш* iподставляет себе, что такое шторм. Иранзтельшл! нетор рвет отяжелевшие от нависшего льда снасти судов, ледяная вода (гонит людей с палубы. Но вое же в такую погощу несколько траулеров-саьыьчаюов продолжают лфомышлять. К этому небольшому числу относится н стахановский траулер «Лосось». Сегодня молодежный траулер «Лосось» далеко от брегов Мурмапа. Редакция получила две радиограм.; мы от комсорга корабля, флаг-радиста А. Попова, ко­ торый рассказывает о том, (как протекает нромысв! в тяжелых условиях, как комсомольцы и молодела участвуют в соревновании имепн XV III Всесоюзно# партийной конференции. Ниже мы печатаем эти д а рллюграммы. Вторая радиограмма получена вчера. ПЕРВАЯ РАДИО ГРАММА Промышляем, несмотря на сильный шторм. Радиосводка {пестрит загшеями — «штормуем». Нго относится почти ко всем траулерам флоп, кроме нашего. Создали комсомольско-молодежную раггу, возглавляемую вторым штурманам Забалотшж. Ребятам приходится и на морозе жарко — во «работались. мало опы ты , да я погода не за­ ставляет ждать лучшего. Все же благодаря на­ стойчивости н упорству всей вахты несколько дней тому назад удалось сократить время спус­ ка и иод’ема трала на средней глубине в 300 метров до 37 минут. Это неплохо. Во всяком случае, меньше нормы. Время перехода с трал* на трал теперь равняется 15 минутам. Комс-амольцы-стахаповцы <матросы Н. Костин и В. Коконин шьерят под соль по 9— 10 до - бпн, под свежье гораздо больше — 13— 14. Бея вахта стремится выйти на. первое место - г по траулеру. i •— . \' \ В борьбу за первенство включилась вся и * - '' шшнвя ксЬсавца. ^Кочегары, механики с п а на-нет простоя судна из-за отсутствия naps. Инициаторы соревнования мастеров опия доби­ лись отличных результатов в экономии топ­ лива. А. ПОПОВ. . ВТОРАЯ РАДИО ГРАММ А ~ Траулер близок к выполнению двухмесячного плана. То, к чему стремились комсомольцы, для чего раооталн. не покладал рук, -— близ*#. Открытие XVIU Всесоюзной партийной конфе­ ренции встречаем новым (производственным пе- дарком. Первенство по всем комплексам палубных работ твердо укрепилось за комесмольско^моло- дежпой вахтой. Время спуска и под’ема трала сокращено еще на одну минуту. Несмотря на, штормовую пагоду, вчера завя­ ли (первое место по вылову рыбы, подняв ва борт 198 центнеров. А. ПОПОВ. Радиограммы далеко неполно рассказывают • том. что хотел налписать комсорг. Жизнь кипит в этом корабле, недаром же он молодежный. Еа am живут замечательные стремления — (быть всегда я везде впереди. 0 шн арктический рейс уже не- удовлетворяет полярных моряков. В кавитацию этого года суда аркти­ ческого флога будут делать по два рейса. (Начинание уже положено. Ледокольный napoxoi «А. Сибиря­ ков» сумел провести 3 арктических рейса и выполнил mian на 174.4 процента. Время перегоняет старые нормы, покоренная Арктика сопротивляется все менее и менее. Над пею реют птицы невиданной величины с "крас­ ными звездами на крыльях. Среди льдов ее. смело продвигаются креп­ когрудые. мощные корабли, держа путь на Дальний Восток. Ведут эти корабли смелые, муже­ ственные полярники. И когда сквозь бурю и шторм слышат diet бой часов с Кремлев­ ской башни, то голос далекой сто­ лицы вливает в них силы, бод­ рость. они знают, что в пепа- стпын час о них думает и заботит­ ся Сталин. Такой заботы не знал Георгий Седов. В такой заботе. *— г,алог будущих побед. I М. ТЕННИСОН . На строительстве кораблей Росту н развитию Мурманской судоверфи партия ■ правительство уделяют большое внимание. В реше­ ниях ХУШ с'езда ВЕЩб) записано — ааюшнЕДЬ строительство судоверфи в третьей пятилетке. В минувшем году в строй вступили новые корпуса. В хорошо оборудованные цеха в'ехали дитеАщ дя, слесари, работники отдела главного механика, цен междурейсового ремонта и другие. За эти (годы судоверфь не Столько строилась и рас- - ширялась, но н отремонтировала соини кораблей, строила шные суда. Первые траулеры «Иван Папа* пин» и «'Валерий Чкалов» вступили в строй промыс­ ловых кораблей. Па судоремонте и строительстве воспитались заме­ чательные кадры. За трудовую доблесть советское правительство наградило орденами тт. Левкина, Ко­ жевникова и Сахарова, медалями — тт. Тюказдва. Егорова и; других. Одно из передовых мест на заводе занимает коако мольско-молодежнал бригада котельщика Василия Гу­ бинового. Она производит заготовку и установку ъеятиляциж на достраивающиеся траулеры ^ > 5 10 Б » 1*07. План (работ в январе брига­ дой выполнен за 137 процентов. Среди молодых инженеров от­ личил выдержал экзамен Георгий Александрович Бакуревич. Он ус­ пешно провел все работы по до­ стройке траулер «^Валерий Чка­ лов» . И. ТАРАСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz